Кому принадлежит замысел строительства михайловского замка

Одним из самых прославленных и необычных ансамблей Санкт-Петербурга предстает Михайловский замок. Главное здание и прилегающие павильоны занимают большую часть так называемого Третьего Летнего сада, заложенного по указу Петра I в 1704 году.

При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.

История создания

Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И.

Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.

По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.

Михайловский замок ИСТОРИЯ / ФОТО / ЛЕГЕНДЫ

Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.

Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.

Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.

Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси.

Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.

Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.

Тайны Михайловского Замка. Свидетельство очевидца

Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы.

Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.

После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».

В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.

Читайте также:  Пбз это в строительстве

Михайловский замок сегодня

К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.

В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.

Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал Государственного Русского музея.

Источник: www.culture.ru

Михайловский замок

Михайловский, или Инженерный замок — образец петербуржской архитектуры XVIII века, замок, возведённый для императора Павла I на месте елизаветинского Летнего дворца. Был спроектирован Винченцо Бренной и Василием Ивановичем Баженовым в классическом стиле. На сегодняшний день Михайловский замок является филиалом Государственного Русского музея и объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

175 0 0 13 мин. на чтение

Характеристики Михайловского замка

Координаты: 59.940001 северной широты, 30.338067 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2

История Михайловского замка

Идея возведения и первоначальная планировка Михайловского замка принадлежала императору Павлу Петровичу, черпавшему вдохновение в поездках по разным странам. Название, полученное замком, объясняется преданием, согласно которому перед часовым солдатом ещё в Летнем дворце возник ангел. Он сказал передать императору, что на этом месте должен быть построен дом в честь архангела Михаила.

Осуществить свою задумку император доверил зодчим Виолье, Бренне и Василию Баженову. Подготовка к строительству осуществлялась с 1784 года на протяжении двенадцати лет. Только после смерти Екатерины II и перехода престола к Павлу I началась закладка резиденции. Строился Михайловский замок в течение трёх лет. Его возведение началось с перестройки Летнего дворца Елизаветы Петровны по плану Виолье.

Для ускорения строительства в подспорье было определено много подмастерьев, около шести тысяч рабочих и переброшены в большом количестве стройматериалы с других объектов — с Исаакиевского собора и Царского Села. Система освещения способствовала тому, что стройка шла беспрерывно. Несмотря на то что в 1800 году замок был достроен и освящён, работа над интерьером продолжалась на протяжении ещё одного года.

Зимой 1801 года, в день почитания архистратига Михаила, состоялся переезд царской семьи в новую резиденцию. Несмотря на то что ремонт был только завершён и помещения здания ещё были сырыми, император устроил торжественную церемонию новоселья, на которой присутствовало много почётных гостей: представители привилегированных сословий, военные, иностранцы. А на следующий день в замке прошёл грандиозный маскарад.

Павел Петрович намеревался проводить в Михайловском замке совещания и торжественные приёмы, чем объясняется пышное убранство парадных залов. Однако «дворец Святого Михаила», как назывался замок в бумагах XVIII века, являлся резиденцией императора менее полутора месяцев и при императоре здесь был проведён только один парадный приём. Ночью 12 марта Павла I убили в его опочивальне.

После убийства правителя из замка уехала сначала царская семья, а затем и придворные с прислугой. Несмотря на кавалергардов, которых назначили следить за сохранностью имущества в замке, в скором времени резиденция начала пустеть: отсюда стали вывозить произведения искусства, Александр I переплавил ворота из серебра на сервиз, а Николай I разрушил некоторые корпусы, чтобы использовать камни для постройки Нового Эрмитажа.

В 1820 году, после того как здание передали Главному Инженерному училищу, появилось другое название Михайловского замка — Инженерный. Когда покровитель образовательных учреждений, Николай I, умер, училище стало Николаевской инженерной академией. Здесь учились и преподавали такие знаменитые личности, как Фёдор Михайлович Достоевский, Дмитрий Васильевич Григорович, граф Эдуард Иванович Тотлебен и другие.

Читайте также:  Кто такое лицо обеспечивающее строительство многоквартирного дома

Перестала Николаевская академия существовать после Октябрьского переворота, а уже весной 1918 года советская власть распорядилась устроить тут Первые инженерные командные курсы. В течение двух столетий, пока в замке находились сначала военно-учебные образовательные учреждения, а позже — советские, перестройка сооружений и переделка внутреннего убранства осуществлялась не один раз.

В начале 1990-х годов Михайловский замок с стал частью архитектурного ансамбля Государственного Русского музея. К нему относятся два трехэтажных павильона на Инженерной улице: Восточный с Российским центром музейной педагогики и детского творчества и Западный с Центром мультимедиа. На сегодняшний день императорская резиденция является объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Михайловский замок

Особенности архитектуры Михайловского замка

Михайловский замок отличается от других сооружений, возведённых в конце XVIII — начале XIX века. Он принадлежит к классическому стилю с вкраплениями различных архитектурных тенденций, которые пришлись по душе Павлу I во время его зарубежных поездок. Резиденция представляет собой огромный куб со скругленными углами и восьмиугольным внутренним двором, в центре которого — памятник императору, выполненный уже в XXI веке.

«Дворец Святого Михаила» строился как замок на воде, который ограничен с северной и восточной сторон реками, а с запада и юга — каналами. При возведении здания была предусмотрена система оборонительных сооружений в виде полубастионов, а также разводные мосты и пушки. Внешний вид замка на рукотворном острове живописен: несмотря на то что все фасады уникальны и не похожи, вместе они создают целостную композицию.

Восточный фасад резиденции выходит на Фонтанку. В его центре — полукруглый выступ, увенчанный зелёным куполом с маленькой башней. Когда Павел Петрович находился в замке, здесь поднимали знамя императора. Восточный фасад, как и северный, скромен и однотипен. От примыкающего к нему главного входа он резко отличается более насыщенным красным цветом и, тем не менее, гармонично сочетается с общей архитектурной концепцией.

Центральный полукруглый выступ украшает и западный фасад. Если с восточной стороны выступ был небольшим, то здесь он значительно ушёл вперёд от симметричных справа и слева стен. Спроектировав таким образом западный фасад, архитектор обозначил важную роль выступающей постройки, являющейся домовой церковью во имя Архистратига Божия Михаила. За крестом возвышается позолоченная башня-колокольня.

Молитвенный дом Архангела Михаила облицован мрамором и декорирован барельефами. На фасаде двусветной церкви мастера оставили рельефные изображения четырёх евангелистов, карниз под шпилем декорирован лицами ангелов, а в нишах второго этажа размещены две скульптуры: «Вера» и «Религия». Справа и слева от креста виднеются объёмные фигуры учеников Иисуса Христа — святых Петра и Павла.

Главный же фасад резиденции — южный. Через его массивные Воскресенские ворота, по обе стороны от которых — два высоких обелиска из гранита, осуществляется вход в здание Михайловского замка. Обелиски украшены арматурами и монограммой Павла I. А на фронтоне посетители могу увидеть барельеф братьев Стаджи, ниже которого находится позолоченная надпись, предназначавшаяся для размещения в Исаакиевском соборе.

На Замковой улице, перед Михайловским замком, Павлом Петровичем был установлен бронзовый памятник Петру I со словами «Прадеду правнук». Облицованный мрамором монумент представляет собой фигуру Петра I в образе римского императора на коне. Считается, что идея воздвигнуть монумент в честь великого императора возникла ещё у самого Петра I. С этой целью им и был приглашён из Италии Бартоломео Карло Растрелли.

Первоначальная композиция в стиле барокко отличалась перегруженностью деталями, однако получила одобрение великого императора. Его смерть помешала установить монумент. При Елизавете Петровне он дорабатывался, а при Екатерине II и вовсе был отвергнут — по её приказу был изготовлен известный «Медный всадник». За забытый монумент взялся только внук Петра, а его отливкой занимался уже сын Бартоломео — Франческо Растрелли.

Желая изобразить выезжающего из Михайловского замка Петра I, Павел приказал установить монумент на Замковой улице. К ней и горнверку от центральных ворот Михайловского замка вёл веерный гранитный разводной мост длиной более 20 метров и шириной чуть больше 30 метров. Его средняя часть ранее предназначалась для перемещения только императорской семьи. Сейчас мост частично засыпан.

Читайте также:  Инновационные технологии в строительстве что это

Северный фасад Михайловского замка, спроектированный как парковый, достаточно скромен: его внешнее убранство составляет рельефный карниз, богато украшенный скульптурный выступ под кровлей, а также десять мраморных колонн, поднимающихся до второго этажа и поддерживающих длинный балкон на пять окон. К северному входу ведёт широкая лестница, по обеим сторонам от которой — фигуры Геркулеса и Флоры, выполненные на античный манер.

Михайловский замок

Залы и интерьеры Михайловского замка

Большой Тронный зал — помещение, выполненное по проекту архитектора Винченцо Бренны и задумывавшееся как основной парадный зал, где проводились бы торжественные аудиенции и официальные приёмы. В конце XVIII века на стенах Тронного зала был бархат зелёного цвета, а потолок был украшен плафоном живописца из Италии. Под плафоном размещалось больше семи десятков вставок с гербами городов и губерний России.

Когда император умер, зелёный бархат с позолотой увезли в Путевой дворец в Твери. Интерьер много раз претерпевал изменения в зависимости от того, какое назначение было у зала: жилой квартиры, архива или библиотеки. Первоначальное же убранство комнаты вернулось только в 2020 году: были воссозданы бархат и печь, облицованная мрамором, восстановлены рисунок на потолке и бюсты древнеримских правителей в наддверной выемке.

Воскресенский зал имел много названий: Большой, Белый, Кавалергардский. Он был первым в анфиладе парадных залов. При Павле I стены выглядели мраморными, к боковым прилегали серые камины. На стенах висели шесть огромных полотен, отражавших важные для империи исторические события, такие как победа в Куликовской битве, взятие царём Иваном IV Казани, Полтавская битва и другие.

Михайловский замок

После реставрации две картины, закреплённые за Государственным Русским музеем, вернулись в Воскресенский зал, а остальные, принадлежащие кисти Джона Августа Аткинсона и относящиеся к Третьяковской галерее, заменены копиями. Ранее освещение апартаментов обеспечивали четыре фонаря с гнутыми стёклами. Сейчас их заменяют потолочные люстры с имитацией свечей, хотя один из фонарей сохранился и находится в Тронном зале.

Галерея арабесок — одно из наиболее пышных и впечатляющих помещений замка. Спроектирована по подобию известных Лоджий Рафаэля. Реставраторы предпринимают попытки вернуть галерее первоначальный облик, так как за две сотни лет стены поменяли цвет, ниши для скульптур превратились в окна, а центральное окно — в двери. Из статуй, украшавших помещение, сохранились только две, однако они находятся в Государственном Эрмитаже.

Оформление Овального зала — торжественное и пышное. Внутреннее обустройство — заслуга скульптора Кончецио Альбани. Первый ярус декорирован только дорическими колоннами под жёлтый мрамор и большими, но сдержанными окнами. Барельефы и статуи, выполненные на итальянский манер и располагавшиеся на втором ярусе апартаментов, сохранились до наших дней. Потолок изящно украшен белыми лепными орнаментами.

Комнаты обер-гофмаршала Александра Львовича Нарышкина находились на первом этаже императорской резиденции. Окна апартаментов государственного деятеля выходили на Воскресенский канал. С двух сторон покои Нарышкина, представленные тремя комнатами, завершались лестницами, перестроенными позднее в дополнительные помещения. Эту часть Михайловского замка отличает скромный интерьер: текстильные обои, побеленные потолки.

Михайловский замок

Режим работы и экспозиции Михайловского замка

Михайловский, или Инженерный замок находится в центральной части Санкт-Петербурга, на улице Садовой, 2. Туристы могут добраться до достопримечательности пешком, пройдя мимо Михайловского и Инженерного скверов со станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект». Замок открыт каждый день, кроме вторника, с 10:00 до 18:00. В четверг он доступен для посещений с 13:00 до 21:00.

Посетителям Михайловского замка доступны постоянные экспозиции: «Парадные залы Михайловского замка», «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре», «Лица России. Портретная галерея Русского музея», «Петербургское общество эпохи Романовых». На данный момент временные экспозиции представлены выставкой произведений Александра Рубцова, а также скульптурами из Летнего сада.

Источник: iskatel.com

Рейтинг
Загрузка ...