Одобрение Арбитражным судом Москвы решения ФАС отменить состоявшийся концессионный конкурс на строительство автомобильной дороги Стерлитамак — Кага — Магнитогорск трудно считать отдельным эпизодом. Скорее это похоже на противодействие попыткам регионов развиваться за счет инвестиций в обход распределительной модели бюджетного финансирования.
Муниципальная аренда
Первая такая попытка была связана с массовой передачей в аренду объектов муниципальной инфраструктуры (систем водоснабжения, тепло- и электрических сетей) в 2003–2005 годах. Тогда было заключено около 150 договоров аренды, первоначально краткосрочной, но переводимой в долгосрочную по мере того, как частные инвесторы сами решали проблемы оценки и регистрации принадлежащего муниципалитетам имущества. В результате более 25 млн человек стали получать услуги от частных арендаторов муниципальной инфраструктуры (это больше, чем во всей Восточной Европе), в стране стали действовать девять компаний-операторов, был запущен ряд масштабных инвестиционных проектов. Развитие водоканала в Ростове-на-Дону, например, остается крупнейшим по размеру инвестиций проектом в этой отрасли в Восточной Европе.
Концессионное соглашение. В чем польза?
Всему этому благоприятствовало то, что объект коммунальной инфраструктуры мог быть сдан в аренду без конкурса — просто решением муниципального совета. Конечно, процедура допускала возможность нарушений, злоупотреблений, передачи объекта в руки недобросовестного арендатора. История знает случаи расторжения аренды сразу же (как, например, компания РКС вышла из Волгограда), а также случаи резкого увеличения инвестиционных рисков из-за поведения инвесторов, приходивших в этот бизнес на волне политической конъюнктуры с краткосрочными целями (что, например, помешало превратить тот же проект в Ростове в базу для создания мощного национального оператора).
ЕБРР, который имел растущий бизнес, связанный с муниципальным финансированием, обратил внимание ФАС на эти риски, и в 2006 году служба выпустила приказ, внедривший конкурс на заключение договора аренды, что затем было продублировано в концессионном законодательстве.
Должна ли существовать конкуренция в инфраструктуре — сложный вопрос. Но внедренная ФАС модель (конкурс на входе за право оказания услуг с использованием публичного имущества) не учитывала ни необходимости существенного бюджетного финансирования на подготовку этих конкурсов (для оценки и регистрации имущества), ни расходов на разработку долгосрочных программ, проектной, контрактной и конкурсной документации.
В результате до изменений, внесенных в концессионное законодательство в 2011 году, не было заметных новых конкурсов — ни арендных, ни концессионных, а количество операторов, ведущих деятельность больше, чем в одном городе (то есть конкурирующих), сократилось втрое. Но и сейчас массовость концессионных коммунальных конкурсов неизбежно приводит к большому количеству конкурсов с единственным участником.
Спрашивается, а был ли шанс? Например, в Великобритании рынок водоснабжения единовременно разделили более 15 региональных компаний. Между ними ведется так называемая сравнительная конкуренция по показателям технической и экономической эффективности. С ее учетом формируются среднесрочные бизнес-планы и тарифы.
Кто проигрывает в конкуренции, неизбежно получает меньшую доходность, теряет в стоимости акций, становится целью для поглощений и привлекает капитал в реструктуризацию. И этот эффект воспроизводится не раз в 30–50 лет, как при конкуренции на входе, а раз в пять лет с нормальной сменой неэффективного собственника.
Регионы и ГЧП
Вторая попытка регионов выйти за пределы распределительной модели бюджетного финансирования была связана с волной региональных законов об условиях участия регионов в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП). Привлеченные успехами Санкт-Петербурга, где в 2008 году был принят специальный закон о реализации стратегических проектов развития, более 60 регионов без указки сверху последовали этому примеру.
К тому времени для развития инфраструктуры внедрялись концессии. Но, к сожалению, об этом не знал ЦБ, который задержался на шесть лет с перемещением концессионных кредитов из четвертой категории качества в намного более надежную вторую (с резервированием до 20% вместо 100%). Запущенная из лучших побуждений разработка рамки для региональных законов в итоге привела к созданию федерального закона о ГЧП 2015 года.
Закон был выстроен по наилучшим практикам, четко отличая государственный или муниципальный заказ от прочих видов договорных отношений с участием органов власти. Беда лишь в том, что он не заработал: до сих пор нет ни одного нового проекта, а все, что было до, — замерло.
Одна из причин — необходимость проверки так называемого сравнительного преимущества использования ГЧП по сравнению с госзаказом. Физическая способность Минэкономразвития обеспечить такую проверку в масштабах российского рынка вызывала вопросы, поэтому разработчики закона из Центра развития ГЧП предложили создать специальную ассоциацию со своим участием и под эгидой Торгово-промышленной палаты, которая выполняла бы соответствующие заказы.
Возможно, это поможет решить проблему нехватки «мощности». А вот методическая неготовность к использованию этой процедуры остается. Предполагается давать финансовую оценку рискам своевременной (и в рамках сметы) реализации проекта при госзаказе и при ГЧП. Когда такая процедура внедрялась в Европе, для оценки рисков была собрана реальная статистическая база.
В России за пять лет такая база данных не найдена и не собрана, методика предлагает интервальные оценки рисков на основе экспертного мнения. А где гарантия, что оно не предвзято?
Деньги концедента
Третья волна региональной инициативы — это проекты строительства автодорожной и социальной инфраструктуры с использованием платы концедента. Эту модель внедрили чиновники, пришедшие в Минтранс из Петербурга.
В западном опыте отличают концессию (окупаемость за счет коммерческих доходов) и ГЧП (окупаемость за счет платежей публичного партнера). Наш законодатель назвал концессию одной из форм ГЧП и определил ее специфику по праву собственности на объекты: в концессии оно у концедента (государства), а в ГЧП — у частного партнера. Фактически российская модель концессии с платой концедента — это ГЧП в западном понимании. Такая модель нужна для проектов, где нет достаточных или вообще нет коммерческих источников окупаемости: строительства бесплатных или долго окупаемых дорог, школ и детсадов, зданий органов власти, больниц, объектов коммунального хозяйства за пределами крупных городов.
Эта модель понятна и для банков, и для пенсионных фондов. Она приемлема по уровню рисков, возлагаемых на вновь возникающих операторов, которые могут быть отличными проектировщиками, строителями и технарями, но еще долго будут набивать шишки в тарифном регулировании и работе с потребителями. Поэтому вновь поднялась региональная волна. Но вот теперь и эта модель оспорена.
Концессия, а не госзаказ
Трасса Стерлитамак — Кага — Магнитогорск связывает два промышленных центра, сокращая дорогу в разы. При этом она присоединяет Челябинскую область и Восточный Урал к международной транспортной магистрали Западная Европа — Западный Китай, то есть к зоне экономического пояса Шелкового пути. Однако, несмотря на ее потенциал, трафик не способен покрыть капитальные затраты немедленно.
Законом о ГЧП определены критерии, отделяющие госзаказ от ГЧП. Концессии отнесены к ГЧП, хотя форма договора и процедура конкурса регулируются отдельным законом о концессионных соглашениях. Анализ башкирского контракта по этим критериям однозначно квалифицирует проект не как госзаказ, поскольку:
— проект объединяет риски проектирования, строительства и эксплуатации;
— инвестор несет риск не построить дорогу в рамках сметы и в срок и может потерять часть внесенного капитала в рамках обеспечения долгового финансирования и штрафных санкций;
— инвестор несет риск ненадлежащей эксплуатации, рискуя потерять часть капитала за счет выплаты штрафных санкций;
— половина расходов на строительство обеспечивается за счет собственных и привлеченных средств инвестора;
— около 20% расходов на эксплуатацию и на возврат инвестиционных расходов покрывается за счет тарифной выручки от использования построенного инвестором объекта, которая собирается в бюджет, который далее платит концессионеру.
Как можно заметить, налицо отсутствие квалификации в анализе проекта.
Но гораздо большая беда — это сама политика, направленная на то, чтобы задавить аренду, ГЧП и концессии, оставив только госзаказ, то есть все ту же распределительную модель.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Источник: www.rbc.ru
Концессионное соглашение: двойное толкование в законе
Платные дороги уже есть, а как будет регулироваться плата за пользование городскими улицами, например?
Конечно, до этого еще не дошло, но строго говоря, зачем Вам улица, если Вы по ней не ездите или загрязняете ее? Уверен, наши законодатели будут изобретать все новые и новые подходы сбора денег с населения.
Вот выдержка из Федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», в котором речь идет о платных дорогах, но поскольку договор простой аренды для таких масштабов нашим олигархам маловат, изобретаются новые термины, которые, например, в основополагающем нормативном акте – Гражданском кодексе РФ – звучат иначе. Итак, по принятому закону и принимаемым к нему поправкам, статья 3 указанного Федерального закона звучит так:
«1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».
Вот статья 1027 Гражданского кодекса РФ, которому не должны противоречить иные федеральные законы и подзаконные акты:
«По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».
Мы видим: речь идет о нематериальных активах, праве на имя, деловую репутацию, торговую марку, торговый знак, в крайнем случае изображение того или иного лица или упоминания успешности его компании. Взамен нужно отчислить часть прибыли от продажи продукции, если эта рпродукция маркирована известным брендом.
Концессионное соглашение – это только красивое название, перепечатанное из непонятного зарубежного правового источника, что не скрывает отзыв Правительства России.
В законе подчеркнуто право пользования бесплатной дорогой, а платная должна быть ей хорошей альтернативой. Помолчим влиянии на экологическую ситуацию от такого строительства и невозможной стоимости на трассе Москва – Санкт-Петербург. К тому же пользование знаменитым Ленинградским шоссе в субботу, например, становится вообще невозможным, а значит проезд по платной автодороге становится не добровольным.
То есть, возвращаясь к закону, прав граждан там вообще нет, уж если Вы, господа законодатели, делаете новую конструкцию юридической нормы, могли бы упомянуть и о них.
Простой договор аренды автомобильной дороги, конечно, предусматривает обязанности пользователя, но словосочетание «возвратить объект в срок» должно определить границы объекта, а тут такое безграничное право собственности и пользования.
Точно также и срок договора является существенным для договора аренды, а зачем нам здесь вообще сроки, они, конечно, оговорены, но вечное пользование такой дорогой должно войти у «пользователей» в привычку. Недаром концессионное соглашение, например, использование Вашего товарного знака или просто изображение симпатичного лица на упаковках с шампунем и доходы от его продажи, например, вечно пока производиться этот самый шампунь и существуют заводы по его производству.
Может возникнуть вопрос цены, но пользователь не знает какова будет цена, какая будет плата, сколько получит арендодатель в итоге, потому, строго говоря, это нельзя называть своим именем, договором аренды недвижимого имущества.
Возможность подачи в суд исков от третьих лиц, здесь при таком непонятном названии соглашения, почти исключена, ведь нельзя нарушить то, чего нет в российском праве по большому счету.
Самое главное, что государство, если верить статье 3, строит дороги за свой счет и по этому соглашению передает не только в пользование, но и в собственность, хотя ни один пользователь товарной упаковки и товарного знака на ней права собственности на изображение или знак не имеет по договору концессии никогда. Кроме того, собственник вообще не обязан никогда и никому за что-то платить, кроме налогов и взносов –обязательных сборов в бюджет России и специальные фонды…
Если говорить правду, такие соглашения по сути могут быть признаны фиктивными, поскольку существуют для возможности прикрывать другие правоотношения, а именно по эксплуатации, проектированию и строительству, сдаче в аренду транспортных коммуникаций общего пользования. Но на самом деле подразумевается совершенно произвольное отчисление правообладателю части дохода, который определяет исключительно пользователь. Его исключительное – право это собирать деньги, но у государства такого права получается нет, и передавать потому ему по таким соглашениям нечего, потому оно строит, но ничего не собирает, а назначает подставное лицо (передающего объекты) для обогащения частных структур, где участие государства может быть довольно посредственным.
Но тем не менее автомобильное движение междугороднего сообщения должно быть обеспечено в любом случае и неисполнение его функционирования предусматривает ответственность органов власти и органов местного самоуправления, о чем в чисто гражданском законе вообще речи нет, но закон не регулируется просто Гражданским кодексом именно потому, что разработчики учли и это.
Это социальные права граждан не прописаны так, чтобы комар носа не подточил, а права получать доходы с граждан, предусмотрены так, чтобы подкопаться было нельзя, не было бы правовых инструментов для этого подкопа.
Но тем не менее, собственника с платной государственной трассой можно только пожалеть, ведь он один, а пользователей собственно дороги, водителей и граждан миллионы, а контролирующих органов и того больше, а государство и его аффилированные структуры здесь больше не при чем!!
Отношения сугубо гражданские, никаких должностных преступлений, именуемых коррупцией. Но ведь ни один чиновник не скажет Вам : «Давайте решать вопрос!», он назовет Вам коммерческую фирму для консультаций.
Источник: rabkor.ru
Передача в концессию напоминает приватизацию
Де-юро оно основано на договорных отношениях. В договоре прописываются следующие пункты:
- Общие положения, содержащие информацию об организациях, являющихся сторонами договора, преследуемые цели, что они намериваются делать. Такого рода соглашения обычно заключаются после электронных аукционов. В таком случае в тексте ссылаются на итоговый протокол.
- Параметры: размер объекта, производственная мощность, период возведения, другие данные. Более подробно описание даётся в паспорте.
- Алгоритм эксплуатации сооружения, сумма оплаты и её периодичность.
- Правовые аспекты и обязательства компании, являющейся концессионером. Она может самостоятельно строить, либо привлечь наёмную силу. Нельзя менять предназначение объекта. Все технические требования, обозначенные в документах, должны быть соблюдены. По истечении периода использования, компания должна передать объект в государственную собственность.
- На что имеет право, и какие обязанности несёт лицо, именуемое концедентом. Контроль за строительством, соблюдение сроков сдачи объекта остаётся за государством. Параллельно эти функции исполняет и концедент. Он должен в точности соблюдать условия договора и передать исполнителю землю .Интересы концессионера не должны быть ущемлены.
- Обеспечительные меры со стороны-концессионера. В число них входит гарантия банка.
- Решение спорных вопросов. Для справедливости судебного решения обычно обращаются к независимому арбитражу.
- Другие условия.
Каждое проектное решение предусматривает свой договор. Поэтому образцы здесь неуместны.
Что такое концессии в ЖКХ
прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия — дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);
Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).
Виды договоров концессии
Договор концессии представляет собой документ, в соответствии с которым сотрудники отделений исполнительной власти или территориального самоуправления дают возможность юридическому лицу заняться строительством объекта концессии или его совершенствованием, а также управлением его работой в соответствии с положениями законодательства с целью удовлетворения потребностей населения.
Форма и структура
В договоре обязательно должны быть указаны все данные представителей двух сторон, разновидность их предпринимательской или любого другого вида деятельности, а также конкретный предмет договора и все существующие условия, предварительно оговоренные в устной форме всеми участниками соглашения.
Схема концессионных отношений
К оформлению такого соглашения всегда предъявляются весьма жесткие требования.
Оформление и получение необходимых лицензий считается исключительно обязанностью правообладателя.
Если осуществляется передача исключительных прав другим юридическим лицам, второй стороной соглашения обычно становится новый правообладатель, а сам документ обязательно сохраняет силу. Это относится и к возможности смерти текущего правообладателя, на месте которого, естественно, могут оказаться его законные прямые наследники. При этом потребуется полноценное соблюдение процедуры передачи и принятия наследства.
Концессионные договоренности могут быть прекращены, если правообладатель утрачивает возможность использования фирменного наименования, а также в случае банкротства одной из его сторон, поскольку в таких случаях исчезает возможность участия в виде объекта предпринимательского договора.
В качестве причин прекращения концессионного соглашения допускается его преждевременное расторжение, но только в том случае, если другая сторона была предварительно уведомлена о подобных намерениях.
Объектом концессии может стать любое государственное имущество:
- недра;
- объекты ЖКХ:
- аэродромы, железнодорожные пути, автомобильные дороги и инфраструктура перечисленных объектов;
- общественный транспорт;
- сооружения и пр.объекты медицинского назначения;
- спортивные, образовательные и культурные объекты;
- т.д.
Правоотношения сторон (что это такое?) в рамках соглашений концессии регулируетФедеральный Закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.
- договор концессии является обременением на имущественное право, т.е. концессионер не может отдать (продать) объект концессии третьим лицам или отдать это имущество в залог;
- концессионер не вправе менять целевое назначение объекта концессии. Если, например, объектом концессии является медицинский центр, то разместить в этом здании магазин или ресторан концессионер не может;
- концессионер в полной мере несет ответственность за сохранность переданного в концессию имущества;
- договор концессии может быть досрочно расторгнут в следующих обстоятельствах:
- если концессионер не выполняет своих обязательств, прописанных в договоре,
- при нарушении сроков строительства (реконструкции),
- при изменении целевого назначения объекта концессии,
- при причинении ущерба объекту концессии.
Выше перечислены основные нормы соглашения концессии. Стороны договора могут указать в документе дополнительные условия, которые сочтут необходимыми для конкретного соглашения.
Важно: объектом ДКК является не имущество, а исключительное право, т.е. право на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации
Например, сеть закусочных быстрого питания McDonald`s – это франшиза, которая является одной из самых известных на мировом рынке. Концессионеры при заключении договора получают возможность пользоваться исключительным правом на бренд компании (что это такое?), на секреты производства (рецептуры блюд), на товарный знак.
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и пройти государственную регистрацию.
История
Концессию можно рассмотреть как форму договора государственно-частного партнерства. При таком подходе её можно поставить в один ряд с «кормлением», сформировавшимся в XII веке и существовавшим вплоть до реформ Петра I и «откупом», который представлял собой передачу государством права сбора частным лицам (откупщикам) налогов и других государственных доходов за определённую плату.
Кормление
Основная статья: Кормление
Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления.
Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей —тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.
Откуп
Основная статья: Откуп
Откуп — передача государством за определённую плату на определённых условиях права взимать налоги и другие государственные доходы. Система откупов — по существу прообраз концессий, форма договора государства с предпринимателями.
Изначально откуп применялся в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Впервые откупы получили распространение в Древнем Иране (VI век до н. э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н. э.).
В средние века откупы стали одним из важных источников первоначального накопления капитала.
Простыми словами о сложных терминах
С развитием информационно общества и технологий все больше возрастает роль концессии. Концессия включает в себя понятие передачи исключительного права собственника (концендента) концессионеру исключительные права на пользование каким-либо имуществом, природных ресурсов, идей.
Частным случаем концессии является франчайзинг, т. е. передача некого бренда, идеи во временное пользование за арендную плату. Также возможна передача в концессию (приватизация) природных ресурсов.
Какие цели преследует концессионер?
Концессионер стремится получить права на что-то, что может давать ему прибыль в будущем, что на текущий момент он просто не может приобрести в другом виде, в виде его исключительности существования на рынке. Концендент же имеет выгоду в виде разовых платежей (паушальных) либо в виде периодических платежей (роялти) при передаче концессионеру прав, причём концеденту не нужно предпринимать никаких дополнительных действий в виде самостоятельно открытия своих новых отделений.
Таким образом, концессия несёт выгоду обеим сторонам. Объектами концессий также могут быть критичные объекты. Например: порты, аэродромы, железная дорога, муниципальные сооружения.
Обычно договор концессии заключается определённый срок, в течение которого концессионер вправе пользоваться и получать выгоду с объекта концессии.
Типичным примером концессии является сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которая приносит доход как непосредственно американской фирме «Макдональдс» (собственника идеи) так и отечественным предпринимателям, зарабатывающим на это том бизнесе — на использовании исключительных прав на этот бренд.
Основные правила
В целом при концессии бренда должны соблюдаться следующие правила:
- Уровень качества производимой продукции концессионером должен быть не ниже, чем у правообладателя;
- запрещается вносить изменения в технологию, логотипы и технологии правообладателя;
- производить услуги в том же объёме и ассортименте что у правообладателя;
- хранить коммерческую тайну правообладателя;
- необходимо сообщать потребителям что деятельность ведётся на основе концессионного договора.
Чтобы заключить договор франчайзинга необходимо чтобы у фирмы правообладателя была разрешение на такую деятельность. Проверкой данного пункта занимается ФНС. В договоре концессии указываются реквизиты обеих стороны, а также условия оплаты, сроков заключения договора. Договор должен составляться профессиональными юристами, т. к. в случае претензий у одной или другой стороны это позволит выигрыш процесс в суде.
Кроме того, если договор будет составлен неграмотно, это приведет к аннулированию его юридической силы и признанию данного бизнеса незаконным.
На практике
После истечения срока концессии правообладатель может не продлить контракт с пользователем концессии, если его что-то не устроит. Отказ в продлении приведет к утрачиванию правообладателем возможности заключать подобные договоры c другим лицом в той же местности. Ограничение действует три года.
Что касается концессионных взаимодействий с государством тот тут возможны многочисленные варианты отношений. Так, например, концессионер может взять в концессию еще несуществующий объект госсобственности, обещая построить его за свой счет. Данные отношений регулируются законом «О концессионных соглашениях», по которому концессионер за свои собственные средства может создать либо реставрировать (реконструировать) объект концессионного отношения и получать большую часть прибыли с него после этого.
Концедент в свою очередь может каким-то образом помогать в реконструкции (реставрации) данного объекта и брать определённые обязательства. Концедентом может выступать как Российская Федерация, так и муниципальное образование или субъект Российской Федерации. Концессионером может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
В международной практике выделяют несколько типов концессионных соглашений:
- концессионер производит постройку и эксплуатацию, затем данный объект передаётся государству;
- концессионер передаёт сразу построенный объект государству, далее объект снова передаётся концессионеру на основе договора концессии,
- концессионер строит и владеет на основе непосредственного права владения объект, который затем становиться собственностью государства,
- также государство может продать объект концессии навсегда для дальнейшей модернизации его концессионером для более эффективного функционирования, и множество других вариантов.
Концессионное соглашение – что это такое простыми словами
Концессия происходит от латинского слова concessio, что переводится как «разрешение». В современном мире концессионное соглашение представляет один из разновидностей договоров между государством и частным бизнесом.
Определение термина
Концессионное соглашение заключается между государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями, и неким субъектом частного бизнеса.
Подобная договорённость заключается на обоюдовыгодных условиях, и предусматривает возможность эксплуатации концессионером передаваемого в концессию объекта с получением от этого дохода.
В свою очередь, этот временный пользователь (концессионер), отчисляет определённую плату в доход государства.
По большей части передаются в концессию те государственные объекты, которые не могут быть приватизированы, то есть, переданы в собственность частному капиталу. Это относится к предприятиям общегосударственного значения — аэропортам, железнодорожной инфраструктуре, залежам полезных ископаемых, социально значимым объектам (ЖКХ, здравоохранение).
Если в первой половине ХХ в. большую часть объектов концессионных соглашений составляли предприятия недропользования (шахты, рудники), то в последние десятилетия в концессию всё больше стали передаваться предприятия инфраструктуры и социального обеспечения.
Юридические аспекты
Законодательство определяет в качестве государственных ресурсов, которые могут передаваться в концессию:
- Природные ресурсы, в том числе полезные ископаемые, водные ресурсы, земельные угодья.
- Производственная и инфраструктурная недвижимость.
- Техника, станки и прочее производственное и транспортное оборудование.
- Права на пользование государственным товарным знаком, наименованием, коммерческой информацией и т.д.
В России взаимоотношения между государством и концессионером регулируются положениями Гражданского законодательства (ГКРФ). Согласно его положениям, частное лицо, в обмен на пользование государственной собственностью обязывается производить одно из следующих действий:
- Выплачивать в доход государства определённую, чётко установленную договором сумму.
- Перечислять в госбюджет часть прибыли, полученной в результате пользования объектом концессии.
- Инвестировать в данный объект некую денежную сумму, направленную на расширение или модернизацию производства, ремонтно-восстановительные или прочие работы.
В свою очередь, частный концессионер получает выгоду от использования переданных ему в эксплуатацию государственных объектов в следующем виде:
- Выплаты от государства на покрытие производственных расходов. Это могут быть полное или частичное погашение, в виде прямых платежей или грантов.
- Проценты от прибыли, получаемой при реализации произведённого на концессионном предприятии товара.
- Добавленной наценки на себестоимость произведённого товара.
История возникновения
Прообразы концессий можно встретить в мировой истории ещё с древнейших времён. Подобные соглашения государственно-частного сотрудничества заключались ещё в древней Персии, Греции и Риме, за столетия до нашей эры.
Это так называемый «откуп», который в средневековье распространился на многие государства мира. При этом некое частное лицо получало от государства определённую область или город в качестве объекта для сбора налогов.
При этом концессионер-откупщик заранее вносил в государственную казну определённую сумму, равнозначную размеру предполагаемых налоговых сборов с передаваемой ему территории.
Система откупа в средние века имелась в Индии, Османской империи, в Западной Европе.
На средневековой Руси распространение получила система «кормлений», когда в виде откупщиков выступали назначаемые князьями чиновники — бояре и воеводы.
Концессия в XIX-ХХ веке
В XIX-ХХ веке концессия стала одной из основных форм промышленного развития экономически отсталых государств и колоний. Также подобное вложение капитала являлось одним из наиболее выгодных.
В качестве примера — бурное развитие во второй половине XIX в. ранее малозаселённого района Донбасса и Криворожья, как следствие раздачи в концессию иностранным компаниям местных каменноугольных и железнорудных месторождений.
На сегодня концессии на разработку полезных ископаемых распространены в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Концессионные соглашения в России [ править | править код ]
История
Новая экономическая политика (1920-е годы)
В эпоху НЭПа концессии получили широкое распространение в РСФСР. В апреле 1921 года в речи «О концессиях и о развитии капитализма» В. И. Ленин заявил :
Перед Гаагской конференцией 1922 года Л. Б. Красин предложил вернуть иностранцам, бывшим владельцам предприятий, до 90 % национализированной собственности, но только в форме долгосрочных концессий. Многие иностранные концессионеры согласились, но идея встретила сильное сопротивление внутри страны .
В 1922—1927 гг. в страну поступило более 2000 концессионных предложений, из них было реализовано почти 10 % .
Законодательное регулирование
В соответствии с законом 2005 года «О концессионных соглашениях» , по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. В свою очередь, концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения на срок, установленный этим соглашением.
Концедентом выступает Российская Федерация, либо субъект федерации, либо муниципальное образование. Концессионер — индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, — вкладывая средства в проект по концессионному договору, получает объект договора после ввода в эксплуатацию и регистрации на него прав в качестве недвижимого имущества в управление (эксплуатацию на платной основе с целью возмещения инвестиций). Доход от эксплуатации объекта соглашения, в зависимости от договоренности сторон, получает либо концессионер, либо концедент. В первом случае инвестиции инвестора окупаются за счет эксплуатации объекта на платной основе, во втором — за счет платы концедента (бюджетных субсидий). [ источник не указан 287 дней ]
Таким образом, из перечисленных типов концессионных соглашений закон «О концессионных соглашениях» предусматривает только первый тип — BOT («Строительство — управление — передача»). Фактически используется второй тип — BTO («Строительство- передача — управление»). [ источник не указан 287 дней ]
С 1 января 2014 года информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений подлежит размещению [ источник не указан 287 дней ] на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов — www.torgi.gov.ru .
Ст. 1027 ГК РФ Договора коммерческой концессии «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) гласит:
1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
Учет операций по концессионному соглашению у концессионера
По факту приема-передачи имущества, составляющего объект концессионного соглашения, концессионер учитывает полученное имущество в качестве специального вида идентифицируемых активов «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» в корреспонденции со счетом «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению», проводками:
Дт «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» | Кт «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» |
Стоимость объекта соглашения в соответствии с актами приема-передачи |
Таким образом, объект концессионного соглашения учитывается у концессионера обособленно в качестве специального вида внеоборотных активов. Срок полезного использования этих внеоборотных активов, составляющих объект концессионного соглашения, целесообразно устанавливать равным наименьшей из двух величин: сроку полезного использования конкретного основного средства, полученного концессионером в составе объекта концессионного соглашения, или сроку действия концессионного соглашения.
В течение срока действия концессионного соглашения по кредиту счета «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» будет накапливаться и обобщаться информация о текущей стоимости имущества, составляющего объект концессионного соглашения, включая реконструированные и модернизированные объекты имущества, составляющие предмет концессионного соглашения между концедентом и концессионером.
Начисление амортизации имущества, составляющего объект концессионного соглашения, осуществляется концессионером в обычном порядке с отражением сумм начисленной амортизации на специальном счете «Амортизация объекта концессионного соглашения» в корреспонденции с аналитическим счетом «Амортизация внеоборотных активов, полученных по концессии» счета «Затраты по основной деятельности концессионера». При этом суммы начисленной амортизации в конце отчетного периода (или в иные сроки, установленные учетной политикой концессионера) списываются в дебет счета «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» проводками:
Дт «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» | Кт «Затраты по основной деятельности концессионера» |
Сумма амортизации объекта концессионного соглашения за истекший отчетный период |
Учет инвестиций и иных капитальных вложений концессионера, связанных с реконструкцией и модернизацией объектов концессионного соглашения, осуществляется на счете «Инвестиции в объекты концессионного соглашения», в дебет которого, с организацией аналитического учета по отдельным объектам реконструкции (модернизации), списываются все связанные с производством соответствующих работ затраты, включая проценты, начисленные по полученным концессионером кредитам и займам специального целевого назначения, в соответствии с правилами МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям».
По факту завершения строительства (реконструкции, модернизации) каждого законченного строительством (реконструкцией, модернизацией) объекта имущества, составляющего объект концессионного соглашения, его стоимость, сформированная на счете «Инвестиции в объекты концессионного соглашения», списывается с кредита этого субсчета в дебет счета «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» на дату акта ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, в дебет счета «Внеоборотные активы, полученные по концессионному соглашению» списываются также все затраты, непосредственно связанные со вводом этого объекта в эксплуатацию.
Срок полезного использования такого реконструированного внеоборотного актива, включенного в состав объекта концессионного соглашения, в соответствии с ранее принятой методикой должен быть установлен равным наименьшей из двух величин: срока полезного использования этого внеоборотного актива, если бы данный объект рассматривался как отдельное ОС, не связанное с концессионным соглашением, и периода времени от даты ввода модернизированного объекта концессионного соглашения в эксплуатацию до даты окончания действия концессионного соглашения.
На дату окончания срока действия концессионного соглашения и остаточная стоимость объекта концессионного соглашения, и итоговое сальдо по счету «Долгосрочные обязательства по концессионному соглашению» будут равны нулю, поэтому никаких бухгалтерских проводок при возврате концессионером объекта концессионного соглашения концеденту осуществляться не будет.
Источник: uk-novikom.ru
Государственно-частное партнерство и концессионные соглашения
В рамках осуществления гражданским обществом своих функций все чаще возникают проекты, для осуществления которых недостаточно участия только государства или только частного капитала. В тот момент, когда усилия правительства и бизнеса объединяются, возникает государственно-частное партнерство (далее по тексту — ГЧП).
Подробнее о взаимодействии бизнеса и государства
- сотрудничество носит равноправный и взаимовыгодный характер;
- усилия партнеров направлены на достижение результата, имеющего большую общественную ценность;
- правоотношения сторон регулируются нормами законодательства;
- партнерами всегда являются государство и частная бизнес-структура;
- сотрудничество носит средний или долгосрочный характер (10-50 лет).
На практике же на протяжении последних лет инвестиции казны в строительство социальной инфраструктуры сокращаются. Все больше больниц, стадионов и учебных заведений строятся за счет участия частного бизнеса.
Одной из форм сотрудничества государственных органов с частными компаниями является концессия. По концессионному соглашению в частное владение временно передаются объекты, которые не подлежат приватизации в соответствии с действующим законодательством.
Чаще всего это автомобильные дороги, морские порты, аэропорты, железные дороги, больницы, спортивные сооружения и так далее. Концессионер должен построить или реконструировать инфраструктурный объект, а государство (концедент) обязуется передать это имущество ему в эксплуатацию на определенный срок.
Право собственности на имущество, созданное по договору, к инвестору не переходит, он лишь наделяется правом получения доходов во время эксплуатации объекта. Концессионерами могут быть как российские предприниматели и предприятия, так и иностранные юридические лица.
Инициатором заключения договора о государственно-частном сотрудничестве может выступать как государство в лице уполномоченных органов, так и частное лицо. В первом случае госорган объявляет о проведении конкурса (торгов), по итогам которого выбирается частный партнер.
В случае проявления инициативы со стороны бизнеса, предприниматель или юридическое лицо должны направить проект будущего соглашения. После его изучения, госорган размещает этот проект на сайте торгов для поиска потенциально заинтересованных в участии лиц. Если такие лица будут найдены, проводятся торги на общих основаниях. Если инициатор останется единственным желающим, с ним заключается соглашение без проведения торгов.
Источник: mosrst.ru