Строительство дорог — дело, не требующее спешки и суеты. Здесь необходимо максимум усилий и внимания как во время проектирования, так и во время строительства. Геодезия, как и в остальных случаях, сильно облегчает жизнь застройщикам и намного увеличивает эксплуатационные свойства постройки.
Геодезические работы сопровождают нас на протяжении всего этапа строительства. Они помогают нам оценить масштабы объекта и их состояние. Для этого используются лазерные или электронные приборы специального назначения. Строительство дорог не является исключением.
В первую очередь необходимо убедиться, что земля, предназначенная для строительства, является пригодной для данных целей. Для этого берутся пробы грунта, делаются необходимые исследования в лабораториях. Также определяется наличие и глубина залегания грунтовых вод. С помощью топографической съемки вы сможете оценить масштабы объекта земли, узнать о расположении различных построек и других предметов, наличии уже имеющихся подземных и наземных коммуникаций и близлежащих общественных объектов. Геодезическая экспертиза поможет контролировать уровень просадки и деформации дороги.
Программа «Стройка». Выпуск 25. Строительство дорог
Перед началом работ по строительству необходимо собрать всю проектную документацию. После этого, специалисты по геодезии оценивают масштаб работ и занимаются подготовительными работами, в ходе которых получается разбивочная сеть. Также определяется уровень положения объекта и углы поворотов дороги. Геодезические сопровождение обеспечивает постоянное наблюдение за процессом строительства, разработкой котлованов и др.
Возведение дорожного полотна должно соответствовать всем существующим правилам и нормам. От работы инженеров-геодезистов будет зависеть будущее дороги. Как долго она прослужит жителям и насколько будет безопасной. Именно поэтому важно ответственно подойти к данному вопросу.
Источник: glavgeocom.ru
Развитие дорожной инфраструктуры: цели, задачи, принципы
Поделиться
В статье рассказывается:
Развитие дорожной инфраструктуры – это непрерывный процесс, в ходе которого устраняются текущие проблемы и закладывается фундамент трансформации отрасли на долгие годы. Важную роль в этом вопросе играют современные технологии, которые позволяют повышать качественные показатели, а также экономить средства при строительстве или реконструкции объектов.
Не менее важную роль в этом процессе играет государство, которое должно своевременно принимать соответствующие законы, ускоряющие процесс развития. В статье мы расскажем, в чем заключается важность модернизации дорожной инфраструктуры, каким принципам должно соответствовать ее развитие, и рассмотрим ряд современных технологий в этой области.
Необходимость развития дорожной инфраструктуры
Чтобы обеспечить конкурентоспособность и эффективность работы производственных и логистических компаний необходимо соответствующее развитие дорожной инфраструктуры.
Будет ли дополнительное «налоговое изъятие» для бизнеса и как это отразится на фондовом рынке?
Необходимость развития дорожной инфраструктуры
Перспективным направлением в сферах автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и всей системы управления перевозками становится создание условий для быстрого решения ряда международных социально-экономических задач. Одним из направлений достижения поставленных целей является совершенствование рассматриваемой отрасли.
Чтобы происходило эффективное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить одинаково высокий уровень материальной обеспеченности этой сферы во всех регионах, при этом важно учитывать специфику местных организаций на разных уровнях. Достигнуть этой цели можно только после того, как будут решены экономические и социальные вопросы:
- расширения направлений деятельности и усложнения структуры экономики, что позволит повысить уровень возможностей транспортной инфраструктуры;
- направленные на снижение потерь и выгод, упущенных в результате эксплуатации дорог плохого качества;
- направленные на повышение объемов валового национального продукта и увеличение поступлений в бюджет за счет снижения эксплуатационных затрат владельцев транспорта, пользующихся дорогами;
- повышения качества жизни и уровня культуры населения России через рост востребованности автоперевозок, что даст возможность снизить стоимость продаваемых товаров, повысить мобильность россиян;
- в области снижения социальной напряжённости среди населения за счет расширения сферы занятости, организации рабочих мест в дорожно-транспортном секторе и других отраслях общественного производства. Поставлены задачи по обеспечению работой лиц, уволенных из компаний и ведущих индивидуально-предпринимательскую деятельность в иных областях;
- сокращения количества ДТП и фактов негативного воздействия на окружающую среду за счет улучшения качества дорожного покрытия, использования альтернативных вариантов топлива и экологически чистых типов автомобилей.
Развитие региональной автоинфраструктуры
Когда транспортная сеть тщательно продумана и поддерживается в хорошем состоянии, будут нормально функционировать все отрасли экономики в регионах. Начнут открываться новые производства, появятся дополнительные рабочие места. Процесс строительства автотрасс охватывает не только дорожные организации, но и фирмы, занимающиеся производством материалов, нефтепереработкой, логистикой, а также предприятия из других сфер экономики. Именно транспортные компании занимаются поставкой и перевозкой грузов, без которых невозможно создавать новые дороги и заниматься реконструкцией старых.
Чтобы региональная автоинфраструктура непрерывно развивалась, необходимо создавать эффективную и современную обсуживающую сеть для перевозчиков. Это касается тех маршрутов, которые проходят по территориям областей и районов. Такая сеть включает станции технического обслуживания, автозаправочные комплексы, отели, современные стоянки для автотранспорта.
Документы, определяющие развитие дорожной инфраструктуры
Проектная документация по реконструкции, сооружению и ремонту автодорог в больших объемах разрабатывается опытными специалистами и ее утверждение проходит на разных уровнях. Но в реальности воплощается в жизнь меньше половины таких планов. Ощутимый прогресс в темпах дорожного строительства стал ощущаться после принятия федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» 2010–2015 гг. и утверждения правительственного распоряжения № 1734-р от 22.11.2008 г. «О транспортной стратегии РФ до 2030 г.».
Документы, определяющие развитие дорожной инфраструктуры
Развитию дорожно-транспортной инфраструктуры способствовало принятие 18.11.2011 г. комиссией Таможенного союза регламента ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», вступившего в силу с 15.02.2015 г. 20.06.2011 г. опубликован приказ Министерства транспорта № 165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог».
Также был принят ряд локальных нормативных документов, создавших условия для поступательного развития отрасли.
Принципы развития дорожной инфраструктуры
Развитие дорожной инфраструктуры включает проектирование и создание дорожно-транспортных наземных, водных и воздушных путей сообщения, трубопроводов, морских и речных портов, аэровокзалов, транспортных терминалов, метрополитена, систем скоростного внеуличного движения, автомобильных развязок в крупных городах, ледокольного и вспомогательного флотов, а также систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности перевозок.
Элементы транспортной инфраструктуры могут относиться к сетям общего и специального пользования. Принадлежность к этим разновидностям не зависит от формы собственности предприятий и организаций, управляющих такими инфраструктурами. Нормы предоставления услуг системами общего пользования, а также требования к ее операторам регулируются действующими правовыми актами и контролируются государством.
Принципы развития дорожной инфраструктуры
Развитие транспортной обслуживающей системы осуществляется на основе следующих принципов:
- повышенное внимание устранению разрывов и узких мест, эволюции уже имеющихся мощностей;
- приоритетное внимание – развитию внутригосударственных транспортных коммуникаций;
- максимальное использование объектов и коммуникаций, чтобы обеспечивать внутренние, внешнеторговые и транзитные перевозки;
- увязка развиваемой транспортной инфраструктуры с прогрессом сетей энергетики, связи, иных отраслей;
- экономичное использование материальных ресурсов, благодаря созданию объектов с многоцелевыми функциями;
Роль ИТС в развитии дорожной инфраструктуры
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) должна обеспечивать функциональные требования, предусмотренные международными и отечественными принципами развития архитектуры таких надстроек.
Возможности и сервисы ИТС определяются на основе их наиболее полной комплектации на текущий момент, а также исходя из базовых задач и направлений их деятельности.
Решением задач, возложенных на интеллектуально транспортные системы, непосредственно занимаются их специальные комплексные подразделения.
В реальную архитектуру ИТС целесообразно включать такие подсистемы:
- управления транспортными потоками (директивное и косвенное);
- получения денежных средств (для платных объектов);
- контроля правил безопасности дорожного движения;
- услуг и сервиса для пользователей;
- управления качеством магистралей;
- контроля и диагностики.
В сценариях работы ПО интеллектуальной транспортной системы следует предусмотреть обеспечение максимально быстрой локализации дорожно-транспортных происшествий, заблаговременный съезд обычных транспортных средств с полосы движения, на которой произошла авария высокоавтоматизированного транспортного средства, и подъезд специальных транспортных средств чрезвычайных служб.
Роль ИТС в развитии дорожной инфраструктуры
Сервисная система, обеспечивающая взаимодействие автомобилей с любыми объектами, которые могут повлиять на транспортное средство, создается для решения следующих основных задач:
- автоматический сбор, предварительная обработка и архивация данных, накапливаемых от инфраструктурных сервисов, в том числе показателей, поступающих от центра управления ИТС, бортового оборудования автомобилей, элементов телекоммуникационной сети взаимодействия транспортного средства с любыми объектами, которые могут повлиять на него, а также от других внешних систем и источников информации;
- автоматизация обмена информацией в соответствии с логикой работы служб;
- совершенствование алгоритмов обработки и сопоставления данных в реальном времени, выполнение различных сервисных сценариев;
- компьютерный анализ накопленных в интеллектуальной транспортной системе данных в реальном времени и в пакетном режиме, формирование итоговых материалов и других документов;
- автоматическая отчетность о состоянии и загрузке (производительности) используемого оборудования;
- обеспечение информационной безопасности.
4 отечественные технологии, которые применяются для развития дорожной инфраструктуры
- Укрепление слабых грунтов щебеночными сваями.
Внедрение этой инновационной технологии ускоряет сроки возведения 1 км дороги с 20 до 3 дней. К тому же расходы на строительство сокращаются почти на 40 %, а потребление строительным оборудованием топлива снижается в 6 раз.
Трасса федерального значения М-11 предназначается для движения автотранспорта с ограничением до 150 км/ч. Чтобы обеспечить безопасное прохождение мостовых конструкций на высоких скоростях, инженеры предусмотрели сборные пролеты из железобетонных конструкций. Благодаря стандартизации этих строений обеспечивается высокая надежность сооружений и гарантируется безопасность движения.
Защита мостовых конструкций от влаги и коррозии обеспечивается применением инновационных материалов и методов. В качестве примера технологических новшеств при обустройстве дорожного полотна можно назвать рециклинг. Эта методика предполагает снятие верхнего слоя старого асфальта, дробление и перемешивание его с вяжущими составами. Благодаря этому существенно экономятся средства и трудозатраты на транспортировку новых материалов и утилизацию старых. Для повышения прочности такого полотна его армируют полиэфирными и стекловолоконными геосетками, разработанными для дорожного строительства.
Смягчение асфальтобетона и повышение его эластичности в условиях минусовых температур достигается включением в битум полимерных добавок. Благодаря этому при 20 °C материал становится мягче в 2–2,5 раза. Добавление в дорожную подушку слоя из геотекстиля позволяет минимизировать растрескивание покрытия. В целом, природные материалы при строительстве дорог постепенно замещаются синтетическими.
Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города предусматривает размещение средств пассивной безопасности. Специальные конструкции, мешающие быстрому проезду определенных участков, более эффективны, чем административные штрафы.
Это могут быть переходы для пешеходов в виде бетонных блоков, выступающих над покрытием проезжей части на 100–150 мм, а также «шумовые полосы» (нанесенные на верхний слой дороги элементы из пластика, издающие при наезде на них колес автомобилей предупреждающий звук). Данное решение реализовано во многих российских городах. В Европе решили внедрить южнокорейскую технологию «виртуального пешехода» — трехмерные лазерные проекции людей в местах, предусмотренных для перехода автомагистрали. Стоит отметить, такая идея требует меньше вложений, чем установка стандартных светофоров.
Зольные отходы ТЭЦ – востребованный при сооружении подушки дорожного полотна материал. При их использовании существенно экономятся материалы для строительства, а еще дополнительно решается острая проблема утилизации. В том же качестве применяются и другие отходы производства (например, металлургические шлаки). Для нейтрализации шумового загрязнения вдоль трасс возводятся специальные звукопоглощающие барьеры.
В этом материале мы рассказали лишь о некоторых решениях, которые могут кардинально изменить управление развитием дорожной инфраструктуры в лучшую сторону. В реальности таких возможностей и методов гораздо больше. Для их внедрения необходимо устранить имеющиеся бюрократические барьеры и обеспечить соответствующие объемы инвестиций.
Источник: trasscom.ru
Прошлись по дорогам карьера: их состояние оставляет желать лучшего
О русских дорогах за последние пару веков сказано столько, что добавить откровенно нечего. Однако сегодня наше внимание обращено не на шоссе и автострады, а на объекты особого свойства — технологические карьерные дороги.
Любой бизнес стремится к оптимизации затрат, и горнодобывающая отрасль не исключение. Едва ли найдётся предприятие, которому неинтересно сократить инвестиции в покупку, ремонт и эксплуатацию карьерной техники, увеличить срок эксплуатации машин и КГШ, сократить расход топлива и плечо доставки. На решение этих задач ориентированы многие современные программы и системы.
Но, как говорят специалисты отрасли, огромный ресурс лежит прямо под ногами: все вышеперечисленные показатели связаны с состоянием карьерных дорог. И, оценивая среднюю температуру по больнице, то есть общую ситуацию по стране, эксперты отмечают, что состояние карьерных дорог на наших предприятиях оставляет желать лучшего: до троечки и то не дотягивает.
Если взглянуть на весь технологический процесс добычи полезных ископаемых, рассуждает менеджер по продуктовому маркетингу John Deere Антон Веремчук, его можно условно разделить на два этапа. Это непосредственно добыча и второй не менее важный этап — вывоз материалов из карьера. Оба этих этапа, пожалуй, одинаково важны и равнозначно влияют на производительность карьера или разреза.
Если на первом этапе основная роль отводится землеройному или горнодобывающему оборудованию, то ключевую роль во втором этапе уже играют самосвалы. От бесперебойной работы данной техники напрямую зависит производительность всего карьера, а сами самосвалы и поддержание их работоспособности составляют значительную статью затрат всего производства.
Несмотря на то, что карьерные самосвалы являются мощными и надёжными машинами, на общий ресурс их работы, помимо своевременного обслуживания, влияет качество подготовки дорог.
«Представьте, какая сила воздействует на раму, мосты и подвески машины, которая перевозит 100 или более тонн материалов и попадает в яму одним из колёс. Каждый подобный удар, к сожалению, не проходит бесследно и в конечном итоге бьёт по карману собственника. Кроме того, поддержание дорог в качественном состоянии напрямую сказывается и на общей безопасности на объекте», — комментирует г-н Веремчук.
«Состояние технологических дорог в карьерах существенно влияет на производительность машин и, соответственно, эффективность работы предприятия. От качества дорожного полотна зависят такие показатели, как скорость передвижения самосвалов, расход топлива, срок службы шин и ресурс тормозной системы. Водитель вынужден снижать скорость, объезжая ямы, из-за чего выполнение задач замедляется», — констатирует руководитель отдела продаж продукта SEM ООО «Мантрак Восток» Дмитрий Вильчик.
Антон Веремчук, менеджер по продуктовому маркетингу John Deere
«Для работ на карьерах и разрезах наши заказчики чаще всего выбирают грейдер John Deere 872G. Машина строится на своей особенной раме. Она максимально усилена в местах приложения нагрузки и рассчитана для правильной развесовки. Автогрейдер полноприводный, поэтому использует полезный вес на 100%, превращая его в показатель тягового усилия.
Данный параметр на грейдере 872G может достигать чуть больше 24 тонн. Управление полным приводом является предметом гордости нашей компании. Передние колеса могут управляться независимо от колёс заднего тандема, поэтому для слабых грунтов можно задать скорость вращения передних колёс чуть больше скорости задних, чтобы они постоянно «вытягивали» машину, не давая ей вязнуть.
Машина оснащается мощным отвалом с силовым изгибом 4,77 метра, поэтому за один проход захватывает большую ширину дорожного полотна. На машине используются двигатель, КПП и мосты собственно производства. Все элементы рассчитаны на тяжёлую нагрузку в постоянном режиме».
Евгений Башинский, начальник производственно-технического отдела ООО «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE)
«В идеале карьерная автодорога должна иметь основание определённой толщины, состоящее из кусков взорванной горной массы, и обеспечивать гидрофильтрацию. Затем следуют подсыпка и верхний слой из мелкой фракции. При этом должны быть соблюдены допустимые значения радиусов круговой кривой на криволинейных участках, продольных и поперечных уклонов, что позволит обеспечить достаточную эксплуатационную скорость и водоотведение с полотна дороги. Разумеется, в целях безопасности необходимо предусмотреть по краям дороги грунтовые валы, а также систему водостоков и канав».
Эх, дороги
О состоянии карьерных дорог отлично осведомлены специалисты, работающие с КГШ: шины наглядно «подсвечивают» существующие дорожные проблемы.
Для самих добытчиков эта связь тоже очевидна: работники «Русского угля», например, откровенно говорят, что успешно работают с белорусскими шинами (чей ресурс — и заявленный, и реальный — меньше, чем у импортных аналогов), поскольку уделяют внимание состоянию карьерных дорог.
«Поддержание карьерных дорог в отличном техническом состоянии позволяет увеличить ресурс ходимости шин, тем самым снизить расходы в данном сегменте закупа, повысить среднеэксплуатационную скорость предприятия, что даст возможность для роста объемов. Но ещё важнее, что отлично обслуживаемые дороги обеспечивают безопасность персонала и техники», — акцентирует внимание эксперт по шинам компании ООО «ВостокШина» Денис Обрывалин.
Эксперт по технологиям сбережения шин ООО «Тайрмен Групп» Андрей Пасичнюк, опираясь на собственный опыт и опыт работы компании, говорит, что как раз «отлично обслуживаемых дорог» на российских объектах не так уж много. По его словам, современные объекты «только-только позволяют выполнять транспортную задачу».
Начальник производственно-технического отдела ООО «Ферронордик» (официальный дилер Volvo CE) Евгений Башинский высказывается не менее критично, отмечая, что «повышение эффективности использования карьерного автотранспорта в значительной степени сдерживается плохим состоянием технологических дорог и дорожного полотна на горнодобывающих предприятиях».
Фото: компания John Deere
Общее состояние дорог на отечественных карьерах он оценивает как «плачевное». Г-н Башинский подчёркивает, что по таким дорогам карьерные машины не могут перемещаться с той с скоростью, с которой могли бы работать.
Эффективно транспортировать грузы удаётся только в самый холодный период, когда грунтовые воды замерзают, а также в самый жаркий период, когда они высыхают. В межсезонье: осенью и весной — добывающие предприятия сталкиваются с трудностями. Появляются лужи, дорога становится подвижной, в результате чего техника её разбивает.
К причинам сложившей ситуации Денис Обрывалин относит систему распределения обязанностей между структурами добывающего предприятия. По его словам, за состояние дорог на объекте, как правило, отвечают маркшейдерский отдел, который зачастую не уделяет должного внимания. Почему? Да потому что просто не имеет прямого отношения к автотранспортному управлению (АТУ), к их проблемам эксплуатации.
«В свою очередь АТУ далеко не всегда получается добиться улучшения состояния имеющихся дорог, оно не может обосновать затраты на проведение работ в отношении эти дорог», — рассуждает специалисты ООО «ВостокШина».
Он, как и многие эксперты отрасли, подчёркивает значение вспомогательной техники для эффективности открытых горных работ. На Талдинском разрезе говорят просто: техника-то вспомогательная, только основная без неё работать не сможет.
Антон Веремчук отмечает, что, в принципе, добывающее предприятие может и не вкладываться в дороги. Но при этом для транспортировки добытой породы необходимо использовать шарнирно-сочленённые самосвалы.
«Преимущество такого пути заключается в том, что он немного проще и быстрее реализуем, но при этом мы должны понимать, что он подразумевает ряд ограничений. Максимальная грузоподъёмность ШСС, представленных на рынке, на текущий момент составляет порядка 60 тонн. На хуже подготовленной поверхности машина развивает меньшую скорость, поэтому итоговая себестоимость вывозки растёт. Данный подход применим для небольших или начинающих карьеров, однако на крупных объектах ШСС используют редко», — объясняет специалист John Deere.
Если же нужны самосвалы большей производительности, то ничего не попишешь, без строительства дорог и поддержания их состояния не обойтись. Такой подход требует больше времени для запуска, однако даёт значительно большую производительность и связанную с этим удельную стоимость вывозки.
Денис Обрывалин, эксперт по шинам ООО «ВостокШина»
«Если говорить о вспомогательной технике, которую на карьерах и разрезах используют для содержания и строительства дорог, то выбор тут довольно большой, и зависит он возможностей предприятия, поставленных перед машиной задач, а также условий работы. На мой взгляд, наиболее значимыми являются три параметра: надёжность, ремонтопригодность, обслуживание».
Как должно быть?
Опрошенные нами эксперты отмечают, что на российских добывающих предприятиях им доводилось видеть технологические дороги в состоянии, близком к идеальному.
Хвалят, в частности, объекты ООО «Карелприродресурс», АО «Стройсервис», АО ХК «СДС Уголь», отмечая, что тут всё сделано, как положено.
«Правильную» дорогу «Карелприродресурс» Андрей Пасичнюк описывает следующим образом: есть основание, сделанное из камней из взорванной массы, которая имеет определённую толщину, следом идёт подсыпка и верхний слой из мелкой фракции. При этом сделаны правильные повороты, плечо отката 2,5 км до фабрики и 1,5 км до ж/д станции.
Специалист делает акцент на водооттоках: канавы слева и справа обеспечат сухую дорогу в любой сезон. И в тот самый сложный переходный период дорога не будет превращаться в грязевое месиво.
Денис Обрывалин соглашается с тем, что профилирование земляного полотна с последующей укладкой породы от крупной фракции к мелкой и использование для обустройства дорог вывозимой из карьера породы — это наиболее распространённое в нашей стране решение.
«Существуют геосинтетические материалы, рекомендуемые в строительстве дорог, однако на практике строительства карьерных дорог они не находят должного применения», — констатирует г-н Обрывалин.
Антон Веремчук отметил и альтернативную технологию. Речь идёт об укреплении и стабилизации грунтов с применением органических и минеральных вяжущих способом смешения «на месте» с использованием самоходных колёсных ресайклеров. По словам специалиста, технология сегодня набирает популярность. Необходимые технологические решения на российском рынке представляет в частности компания Wirtgen Group.
Дмитрий Вильчик, руководитель отдела продаж продукта SEM ООО «Мантрак Восток»
«Грейдер играет важную роль при строительстве дорог и их ремонте. На начальных этапах он всегда необходим для профилирования, распределения материала и подготовки дорожного полотна. В этой работе особенно ценятся такие качества машины, как производительность, надёжность, безопасность эксплуатации и, конечно, ремонтопригодность».
Задачи и исполнители
Специалисты предприятия, опираясь на собственный опыт и на данные о растущем числе клиентов, отмечают, что к услугам подряда сегодня прибегают многие добытчики. Такой возможностью пользуются и небольшие предприятия, и крупные холдинги.
Фото: ООО «Ферронордик»
Он, однако, отмечает, что выполнение некоторых задач определённо имеет смысл передавать сторонним специалистам. Так, выше г-н Обрывалин говорил, что у АТУ нередко не хватает аргументов, для того чтобы добиться проведения дополнительных работ в отношении дорог. И вот здесь шинный аудит, позволяющий выявить все недочеты производственного процесса, определить предполагаемые снижения трат в различных сегментах, как раз мог бы помочь.
А вот Евгений Башинский настаивает на том, что «дорожные работы» предпочтительно передавать сторонним предприятиям, поскольку «на большинстве карьеров организационно-техническая база строительства и содержания автотранспортных коммуникаций сегодня находится в неудовлетворительном состоянии».
«На современных добывающих предприятиях зачатую отсутствуют необходимое инженерное обеспечение и проектная документация, планы работ составляются формально, контроль за качеством работ и их приёмка зачастую не ведутся. Привлечение подрядных организаций позволило бы избавиться от вышеуказанных проблем и улучшить экономические показатели работы горнодобывающих предприятий», — уверен Евгений Башинский.
Источник: dprom.online
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
РОЛЬ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ В АВТОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1 студент 4 курса инженерно-мелиоративного факультета, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ Новочеркасск, Россия
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Важной составляющей строительной отрасли являются инженерные изыскания, поскольку от их результатов во многом зависит надежность и долговечность построенных сооружений, а также стоимость строительства.
Для качественного и профессионального проектирования автомобильных дорог необходимо получить максимум информации о геологических условиях и строении территории строительства.
Геологические изыскания играют важную роль в дорожном строительстве. Развитие этой отрасли приводит к устойчивому развитию городских и сельских поселений, которые попросту не могут существовать без сети автомобильных дорог и развязок. Главная заслуга в развитии дорожного строительства принадлежит Градостроительному Кодексу, который был принят в 2004 году. В нем, наравне с промышленным градостроительством, прописано и дорожное строительство, которое отмечается как важная составляющая средообразования [1].
В связи с этим, возникает необходимость проанализировать и выяснить, что же такое геологические изыскания для автомобильных дорог и что конкретно под ними понимается, но для начала разберёмся, что же такое геологические изыскания.
Инженерно-геологические изыскания представляют собой комплекс работ по изучению инженерно-геологических условий рассматриваемой территории, основной целью которого является получение необходимых материалов для полного обоснования возможностей проектной подготовки строительства объекта [2].
Инженерно-геологические изыскания ведутся с целью экономически-обоснованных решений при строительстве, проектировании, а также эксплуатации различных объектов в соответствии с рациональным использованием геологической среды. Они обеспечивают полное изучение геологических, гидрогеологических, геоморфологических и тектонических условий проектируемой местности.
Проведение геологических изысканий дает возможность с достаточной точностью определить свойства и состав почвы и грунтовых вод, составить возможный прогноз изменений геологической среды, подстилающих грунтов при взаимодействии со строящимися объектами.
При выполнении изысканий для автодорожного строительства, важное значение имеет инженерно-геологическое обследование и картирование полосы трассы проектируемой автодороги. В ходе этих работ устанавливаются: дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока, геоморфологическое строение, геологические и инженерно-геологические процессы и явления, перспективные участки для карьеров грунтовых строительных материалов [3].
В процессе инженерно-геологических изысканий осуществляется:
сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;
маршрутные наблюдения (рекогносцировочное обследование);
проходка горных выработок;
полевые исследования грунтов;
лабораторные исследования грунтов и подземных вод;
обследование грунтов оснований существующих зданий и сооружений;
камеральная обработка материалов;
составление прогноза изменений инженерно-геологических условий;
оценка опасности и риска от геологических и инженерно-геологических процессов;
составление технического отчета [4].
При проектировании автодорог учитываются их категория, вид дорожного полотна, высота насыпи и дорожной выемки, свойства грунтов земляного полотна, природные условия района строительства, особенности инженерно-геологических условий, наличие грунтовых строительных материалов. Все это и определяет специфику инженерно-геологических изысканий для автодорог.
Одновременно намечаются и производятся буровые работы, в ходе бурения определяются условия залегания грунтов и подземных вод в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, опробуются грунты и подземные воды.
Полевые исследования грунтов выполняются лишь в необходимых случаях – для определения типа болот и для уточнения состояния и механических характеристик грунтов в естественном залегании в местах устройства мостов, эстакад, тоннелей, объектов дорожной инфраструктуры.
Лабораторные работы позволяют классифицировать грунты в полосе трассы, установив их состав, специфические свойства, физико-механические характеристики, а также определить химическую агрессивность грунтов и воды к элементам дорожных конструкций.
Кроме того, грунты выемок автодорог обычно исследуются дополнительно с целью оценки возможности их использования для укладки в земляное полотно или в качестве грунтовых строительных материалов.
Произведя вышеперечисленные исследования, приступают к строительству дорог, которое заключается в следующем:
подготовительные работы (например, вырубка деревьев, разборка ограждений и т.п.);
земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т.д.);
прокладка новых или перекладка существующих трубопроводов и необходимых коммуникаций, попадающих в зону строительных работ устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона);
укладка асфальтового покрытия обустройство дорог и прилегающих к ним территорий, благоустройство (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т.п.) [6].
В настоящее время геологические изыскания являются необходимым комплексом работ для проектирования и строительства. Но сегодня многие заказчики и инвесторы, специалисты проектных, строительных организаций недооценивают роль инженерно-геологических изысканий в строительстве.
Снижая стоимость строительства, проектные и строительные организации сокращают состав необходимых исследований (особенно инженерно- геологических изысканий).
Экономия на геологических изысканиях в процессе строительства приводит к аварийным ситуациям, ликвидация, которых увеличивает сроки и стоимость строительства.
Для профессионального и качественного проектирования автомобильных дорог необходимо проводить инженерно-геологические изыскания в полной мере, не экономя, так как данный вид исследований может предоставить максимум информации о геологических условиях и особенностях территории под строительство, что впоследствии отразится на качестве строящегося дорожного полотна.
По результатам правильно проведенных инженерных изысканий составляется правильный проект и мероприятия возможной инженерной защиты будущего сооружения и охране окружающей среды.
Литература:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190- ФЗ (ред. от 21.07.2014).
2. СП 47.13330.2012 Свод правил Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.
3. Неволин, А.П. Инженерная геология. Инженерно-геологические изыскания для строительства : учеб.-метод. пособие / А.П. Неволин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 85 с.
4. СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96. – М.: 2012. – 151 с.
5. Свод правил СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. — М.: ПНИИИС Госстроя России, 1997.
6. Бабков, В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог: учебник / В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. – Ч.2. — М.: Транспорт, 1987. — 415 с.
Источник: scienceforum.ru