Конкурентные преимущества в строительстве

Конкурентоспособность — это качественная характеристика коммерческой организации, которая говорит о ее способностях и возможностях соперничать с аналогичными хозяйствующими субъектами за получение большей прибыли, за охват большей доли рынка.

Понятие конкурентоспособности

Конкуренция долгое время является одним из главных элементов рыночного регулирования. Развитие конкретных отношений обеспечивает устойчивый экономический рост. Поэтому особое внимание к себе привлекает категория, тесно связанная с понятием конкуренции. Речь идет про конкурентоспособность.

Конкурентоспособность представляет собой экономическую категорию, которая выражает свойства и характеристики коммерческой организации, обуславливающие степени рациональности и распределения и эффективности использования ограниченного объема ресурсов. Результатом этого управления ресурсами должно стать успешное функционирование на товарных рынках и на рынках факторов производства с учетом воздействия как внутренних, так и внешних факторов.

ШАГ 4: КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА | БОЙЛЕРНАЯ

Категория конкурентоспособности может быть применима по отношению к организациям, занятым в различных сферах деятельности. В частности, это касается сферы строительства.

Конкурентоспособность строительной организации

Конкурентоспособность строительной организации является результатом совокупного воздействия ряда факторов. Основными из них в настоящее время считаются следующие факторы:

  • Качество выполняемых организацией строительных работ и услуг;
  • Уровень квалификации управленческого и рабочего персонала организации;
  • Наличие системы маркетинга организации, ее эффективность;
  • Технологический уровень строительного производства;
  • Доступность источников финансовых и материальных ресурсов;
  • Степень участия в инновационной деятельности и внедрения ее результатов в сферу строительства;
  • Налоговая среда.

Воздействие перечисленных факторов обуславливает возникновение или отсутствие у строительной организации конкурентных преимуществ. Они позволяют организации превосходить конкурентов, предлагать покупателям и заказчикам оптимальное сочетание потребительских характеристик. Конкурентные преимущества строительной организации обычно приобретают формы больших объемов производимых строительных работ, коротких сроков возведения объектов строительства, низких затрат на выполнение строительных работ, высокого качества строительства и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Пути обеспечения конкурентоспособности строительной организации

Для того чтобы обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, строительным организациям необходимо детально проработать следующие факторы ее обеспечения:

  • Структурные факторы обеспечения (производственная и организационная структуры, человеческие ресурсы, информационная и нормативно-методическая основы управления);
  • Ресурсные факторы обеспечения (связь с поставщиками, обеспеченность ресурсами и эффективность их использования);
  • Технические факторы обеспечения (качество продукции, техническое состояние производственной базы, обеспеченность производственными фондами);
  • Управленческие факторы обеспечения (уровни менеджмента, управления качеством, работы с заказчиками);
  • Рыночные факторы обеспечения (доступ к рынку факторов производства, к рынку сбыта, а также к новым технологиям строительства и управления, эффективность системы реализации продукции);
  • Эффективность функционирования строительной организации (рентабельность строительного производства, финансовая устойчивость, интенсивность использования капитала).

В современных условиях конкурентоспособность строительных организаций должно обеспечиваться в разрезе трех уровней, а именно — оперативного, тактического и стратегического. Следовательно, обеспечение конкурентоспособности строительной организации представляет собой последовательную смену трех последовательных стадий (соответствующих указанным уровням):

Конкуренция и конкурентные преимущества

  • Оперативный уровень обеспечения конкурентоспособности представлен деятельностью по созданию конкурентных преимуществ строительной продукции.
  • Тактический уровень обеспечения конкурентоспособности предполагает проведение оценки общего состояния строительной организации, по результатам которой определяются приоритетные направления развития на ближайшую перспективу.
  • Стратегический уровень обеспечения конкурентоспособности ориентирован на увеличение рыночной стоимости строительной организации путем повышения ее инвестиционной привлекательности.

Обеспечение конкурентоспособности осуществляется строительной организацией путем разработки, принятия и реализации конкурентной стратегии. На положениях именно этого документа базируются ключевые организационные преобразования. Их успешное осуществление требует разработки стратегических планов развития как всей организации, так и ее структурных подразделений. Необходимо отметить, что окончательный выбор относительно конкурентной стратегии строительной организации делает ее руководитель.

Читайте также:  Вахтовый способ строительства это

Подготовительным этапом обеспечения конкурентоспособности строительной организации считается проведение большого числа аналитических работ. Прежде всего, анализируются внешняя среда (на предмет выявления ее возможностей и опасностей) и внутренняя среда (на предмет выявления ее сильных и слабых сторон). Отдельно проводится анализ экономического потенциала строительной организации, от результатов которого во многом зависит определение приоритетных направлений ее развития.

Таким образом, строительная организация, как и любое другое предприятие из иной сферы деятельности, озабочена решением вопросов обеспечения ее конкурентоспособности.

Источник: spravochnick.ru

Анализ факторов конкурентоспособности предприятий строительства на рынке РФ

Главные конкурентные преимущества предприятий строительства на рынке Российской Федерации

Конкурентное преимущество — это система, обладающая, какой-либо эксклюзивной ценностью, дающая ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сфере деятельности.[4]

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупателей. Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

  • — Конкурентное преимущество высокого порядка;
  • — Конкурентное преимущество низкого порядка.

Конкурентное преимущество высокого порядка — более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

Конкурентное преимущество низкого порядка — менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).[2]

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в виде следующей классификационной структуры:

  • — конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
  • — конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
  • — конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
  • — конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
  • — конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
  • — конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
  • — конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
  • — конкурентное преимущество, основанное на географических факторах — выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
  • — конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
  • — конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

Главным элементом конкуренции на любом рынке является продукция, с помощью которой потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность именно продукции, а не предприятия или отрасли, является базовым понятием конкуренции.

Читайте также:  Закон о долевом участии в строительстве гарантийный срок

Повышение конкурентоспособности и надежности строительной организации возможно осуществлять по двум направлениям:

  • — по мощности, дееспособности, авторитету строительной организации;
  • — по параметрам строительной продукции.

Повышение конкурентоспособности и надёжности строительных организаций как средства минимизации рисков. ( Прил. 3)

Применение перечисленных в приложении мероприятий по повышению конкурентоспособности строительной организации обеспечивают стабильное финансовое состояние, бесперебойную загрузку производственных мощностей организации, ускорение технического прогресса и др. положительные эффекты, косвенно способствующие минимизации рисков подрядных строительных организаций.

Источник: studwood.net

Конкурентные преимущества в строительстве

Исследование и успешное решение проблемы формирования и реализации потенциала конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в инвестиционно-строительной деятельности обуславливает необходимость идентификации конкурентного преимущества, выявления проблемных вопросов и понимания взаимосвязи воздействующих на них факторов.

Одним из значимых факторов формирования потенциала конкурентного преимущества субъектов предпринимательской деятельности в строительстве является современное состояние их материально-технической базы (МТБ), непосредственно воздействующее на качество строительной продукции, ее цену и продолжительность строительства объектов. Поэтому успешное решение проблемы формирования потенциала конкурентного преимущества строительных организаций регионов России на основе ускорения процесса обновлении модернизации их МТБ актуально как с научной, так и с практической точки зрения. Это подтверждается:

  • недостаточной проработкой научно-методических основ решения проблемы наращивания потенциала конкурентного преимущества строительных организаций в условиях современной деградации их МТБ;
  • усилением конкурентной борьбы субъектов инвестиционно-строительной деятельности – значимость фактора конкуренции в целом по строительству по оценке руководителей предприятий поднялась с седьмого места из восьми (2000 г.) на третье (2010–2012 гг.);
  • возрастанием интенсивности борьбы субъектов предпринимательской деятельности в строительстве за занимаемую долю рынка подрядных работ – объем работ по виду экономической деятельности (ВЭД) «Строительство» в расчете на одну строительную организацию составил в 2000 г. 3,9 млн. руб.; в 2005 г. – 7,14; в 2006 г. – 7,76; в 2007 г. – 8,57; в 2008 г. – 8,17 и в период кризиса 2009 г. – 6,26 млн. руб.

Рассматриваются вопросы, касающиеся теоретических основ и проблем формирования конкурентного преимущества субъектов предпринимательской деятельности в строительстве. Сформирована концепция производственно-экономического потенциала, приведены ограничивающие его факторы и основы эффективного управления процессом его использования. Предлагается метод оценки конкурентного статуса строительной организации, отражающий степень ее превосходства над конкурентами по продуктивности применяемых ресурсов в наращивании конкурентного потенциала. Приводятся рекомендации по ускорению обновления и модернизации материально-технической базы строительных организаций в целях развития их конкурентного преимущества, включающие предложения по использованию комплекса организационно-экономических механизмов. Даны методики оценки конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности регионального ИСК.

Монография предназначена для аспирантов, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, может представлять интерес для ученых-экономистов и руководителей высшего звена управления организаций строительного профиля.

Источник: natural-sciences.ru

Рейтинг
Загрузка ...