Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.
Что изменилось закупках на строительство в июле 2020 года?
29.06.2020 года на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП №1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП №99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020 г.
Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства;
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона №44-ФЗ;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
С 09.07.2020 г. поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостной порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:
Многопрофильный конкурс: что это такое?
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.
По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, должны быть подписаны не раньше чем за 5 лет (а не за 3, как сейчас) до даты окончания срока подачи заявок.
В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупка таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):
- любым выполненным госконтрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
- выполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
В Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 249-ФЗ предусмотрены отдельные условия проведения закупок по строительным работам, в том числе реконструкции, сносу и прочему, через электронный открытый конкурс, при этом в описание должна быть включена проектная документация.
Фактически описанные в 249-ФЗ условия уравнивают порядок проведения открытого конкурса к аукциону в электронной форме.
Новые условия применяются уже начиная с 1 сентября 2020 года.
Исключается необходимость указания следующих сведений в извещении о проведении электронного конкурса:
- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
- дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта
- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
Таким образом, из процедуры исключены сведения о датах и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, а также сроках подачи окончательных вариантов цены контракта.
Процедура электронного конкурса
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
При электронной форме конкурса оператор ЭТП предоставляет заказчику данные из первых и вторых частей заявок, которые были получены от потенциальных поставщиков, в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Также заказчику предоставляются сведения о ценовых предложениях и прочие документы, предусмотренные 44-ФЗ.
В первой части присутствует только согласие потенциального поставщика на выполнение требуемого объёма работ в соответствии с представленной заказчиком документацией. Подобная норма исключает возможность указания заказчиком в первой части каких-либо качественных характеристик.
Работа конкурсной комиссии
В соответствии с требованиями 44-ФЗ после передачи первых и вторых частей заявок заказчику конкурсная комиссия проверяет полученные заявки на соответствие требованиям представленной документации и составляет соответствующий протокол на участие в открытом электронном конкурсе, который размещается на ЭТП и в ЕИС.
В течение следующего дня происходит размещение на ЭТП и в ЕИС окончательных результатов изучения поданных заявок, которые отражаются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме и заверяются подписью уполномоченных лиц.
Будущие изменения в госзакупках работ по строительству
С 01.09.2020 г. по ПП №921 из обязательного аукционного перечня исключили госзакупки на строительные работы. Это значит, что с этой даты заказчики вправе закупать эти работы как в форме аукциона, так и конкурсных процедур. А 31.07.2020 г. опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса.
Нововведения заработали с 01.09.2020 и будут действовать до 01.01.2024 года.
Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях.
— о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
— о дате предоставления подрядчиками окончательных предложений о цене госконтракта.
В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика обязана совершить такие действия:
— рассмотреть и оценить предложения потенциальных подрядчиков;
— оформить итоги рассмотрения вторых частей в виде протокола. Он отправляется оператору, который опубликует его на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе отразят, что закупка не состоялась;
— оформить итоговый протокол. Его выложат в ЕИС и отправят оператору электронной площадки.
Закупку признают несостоявшейся, если:
Нормативная база
Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2021 году:
- Закон о контрактной системе (44-ФЗ от 05.04.2013).
- Градостроительный кодекс (190-ФЗ от 29.12.2004).
- Федеральный закон о порядке применения градостроительного кодекса (191-ФЗ от 29.12.2004).
- Бюджетный кодекс (федеральный закон №135-ФЗ от 31.07.1998)
- Гражданский кодекс (федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.1994, 14-ФЗ от 26.01.1996)
- Федеральный закон о защите конкуренции (135-ФЗ от 26.07.2006).
Как выбрать способ определения поставщика?
При выборе способа госзаказа на строительство заказчики ориентируются на распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП №471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44-ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС №ИА/19176/19 от 13.03.2019).
Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:
- Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 000 000 рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения №2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
- Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Это все возможные способы госзакупок строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем.
Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Поэтому вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Подготовка закупочной документации
В состав документов для конкурентных электронных торгов в строительстве включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
- электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
- электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней; конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ №1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст.
56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ).
Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС №ИА/93181/19 от 24.10.2019.
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня; электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
Оформление проекта контракта и извещения
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.
Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили приказом Минстроя №9/пр от 14.01.2020.
Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст.
63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматрение заявки
Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст.
67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников.
Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС №МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
Заключение контракта
Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительство не предусмотрено.
Источник: star-tender.ru
Конкурс на закупку строительных работ
С 1 сентября 2020 г. из перечня товаров, работ, услуг, закупки которых заказчик обязан проводить в форме аукциона в электронной форме (электронный аукцион), исключены код 42.1 «Здания и работы по возведению зданий», 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и 43 «Здания и работы по возведению зданий». Согласно ч. 68
ст. 112 Закона 44-ФЗ закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства проводится путем открытого конкурса в электронной форме. Весь алгоритм его проведения теперь зависит от того, включена ли проектная документация в состав пакета документов для осуществления закупки или нет.
Процедура проведения открытого конкурса в электронной форме начинается с момента разработки согласно законодательству проектной документации. В рамках градостроительного законодательства она может составлять эскизы, чертежи, графики и сметы, то есть весь набор разделов, перечисленных в положениях соответствующего законодательства и приказах Минстроя. При проведении же закупок по капитальному ремонту проектная документация может состоять только из смет.
После подготовки необходимой проектной документации, как и всего пакета документов, для участия в закупке на строительство и капитальный ремонт можно приступать к формированию извещения документации и размещения ее в ЕИС. На подачу заявок отведено 15 рабочих дней.
При участии в открытом конкурсе в электронной форме у поставщика «выпадает» две стадии процедуры: поскольку с 1 сентября проектная документация обязательна, пропускается шаг рассмотрения и оценки первых частей заявок, а также шаг подачи окончательных предложений. Это связано с тем, что участники закупок изначально могут видеть закупочную процедуру на строительные работы заказчика, у которого в документации установлено требование о том, что «участнику закупки в первой части заявки достаточно дать только свое согласие». Никаких форм, где необходимо описывать объект закупки исходя из его функциональных и качественных характеристик, нет.
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок оператор электронной площадки направляет заказчику сразу две ее части и ценовое предложение. Заявка участника традиционно состоит из трех электронных документов: первая часть, где указывается информация о товарах, вторая часть, где содержатся сведения о самом участнике закупки, и третья часть — ценовое предложение. Согласно последним изменениям законодательства, первая часть заявки сама по себе становится свидетельством согласия участника. Вторая и третья части остаются без изменений.
Закупочная комиссия заказчика в течение пяти рабочих дней рассматривает и оценивает заявки, которые поступили по процедуре. После формируется соответствующий протокол и не позднее одного рабочего дня после того, как все поступившие предложения были рассмотрены, опубликовывается в ЕИС и, соответственно, на электронной торговой площадке.
Таким образом, алгоритм конкурса в электронной форме в рамках строительных работ стал короче по своему сроку. Но, судя по всему, данный способ закупок строительных работ применяться будет не очень часто, и дело здесь в требованиях, которые необходимо установить к участникам закупки.
Подробнее про требования к участникам закупки рассказывает эксперт Контур.Школы Светлана Китаева.
Полная версия вебинара «Закупка строительных работ путем проведения открытого конкурса» здесь!
Источник: school.kontur.ru
Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве
Тихонова, Е. А. Организация подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве / Е. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55947/ (дата обращения: 07.10.2022).
Статья рассматривает современные способы организации подрядных торгов на объекты и услуги строительства и в сфере городского хозяйства в контексте действующего российского законодательства. В статье выявлены достоинства и недостатки различных способов организации подрядных торгов в рассматриваемой сфере, охарактеризованы основные понятия в названной области, проделан сравнительный анализ современного законодательства, регулирующего организацию подрядных торгов, с законодательством прошлых лет. Автор приходит к выводу, что конкурентные способы организации закупок в сфере строительства и городского хозяйства способствуют повышению качества строительства, сокращению его сроков, созданию конкурентной среды и эффективному использованию денежных средств заказчика.
Ключевые слова: подрядные торги, тендер, конкурентные процедуры, неконкурентные процедуры, заказчик, контракт.
The article discovers modern methods of organization’s tenders (contests) on the objects and services in construction and urban economy according to the current legislation of Russia. This article reveals the advantages and disadvantages of different ways of organizing of tenders, describes the main concepts in this area. It gives a comparative analysis of the modern legislation, which regulates the organization of tenders with the legislation of the past years. The writer comes to the conclusion that competitive methods of organization’s tenders in the sphere of construction and urban economy contribute to the quality of construction, reducing its time, creating a competitive field and the effective use of money means.
Keywords: contract bidding, tender, competitive procedures, non-competitive procedures, customer, contract
Отечественная строительная отрасль экономики и связанная с ней сфера городского хозяйства, динамично развиваются, используя современные способы организации и функционирования, отвечающие требованиям эффективности и рациональности.
Институт подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве, вне всяких сомнений, является одним из таких способов, позволяющих, во-первых, минимизировать фактически понесенные заказчиком затраты на оплату указанных работ и услуг, тем самым, обеспечив экономию финансовых ресурсов; во-вторых, сократить количество промежуточных звеньев, разделяющих заказчика и подрядчика; в-третьих, если не исключить, то существенно сократить коррупционные составляющие в рассматриваемой сфере.
Все названные преимущества подрядных торгов перед неконкурентными процедурами, когда строительные работы и услуги осуществляются подрядчиком, выбранным по усмотрению заказчика, обуславливают их широкое применение и относительно длительную историю.
Сегодня вопросы организации подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве являются предметом правового регулирования комплекса нормативных правовых актов, принятых в разное время, обладающих разной юридической силой, но одинаково направленных на раскрытие процедуры организации подрядных торгов на законодательном уровне. Несмотря на наличие центрального нормативного правового акта, по правилам которого сегодня организуются и проходят все торговые процедуры для обеспечения государственных и муниципальных нужд — Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отечественном правовом регулировании не утратили силу и не были отменены ряд подзаконных актов, с которых начинались первые попытки отечественного законодателя по организации подрядных торгов в рассматриваемой области.
Так, легальное определение подрядных торгов впервые было представлено в пункте 1.4 Распоряжения Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18–7 от 13.04.1993 «Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации», согласно которому под подрядными торгами понималась форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса [2].
Сферой применения Положения выступали вопросы организации и проведения подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов. В том случае, когда источником финансирования названных работ и услуг являлся федеральный бюджет, организация и проведение подрядных торгов по правилам, предусмотренным указанным Положением, являлись обязательными [2].
Рассматриваемое Положение ценно тем, что раскрывает такие основные понятия, уже прижившиеся в строительной отрасли, как тендер, под которым понимается конкурсная форма проведения подрядных торгов; тендерная документация; приводит классификацию подрядных торгов, выделяя торги с предварительным отбором претендентов (с предварительной квалификацией) и без такого отбора (без предварительной квалификации); гласные и негласные торги; первичные и повторные, открытые и закрытые (ограниченные по числу претендентов) [2]. Во многом, аналогичные критерии положены и в основу классификации торгов в ФЗ № 44-ФЗ. Несмотря на то, что нами не было найдено ни одной ссылки на указанное Положение в современной закупочной документации на проведение торгов в строительной области, до настоящего времени оно официально не утратило силу и не отменено.
Прорывным, но утратившим силу нормативным актом, регламентирующим процесс организации и проведения торгов, включая торги на выполнение строительных работ, был Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В свое время он позволил упорядочить процедуры выбора поставщиков, внедрить и запустить систему электронных торгов через Интернет, создав электронные торговые площадки и официальный сайт для размещения информации об электронных процедурах, обеспечил контроль над закупками со стороны Федеральной антимонопольной службы, предоставил свободный доступ к информации об осуществлении закупок общественности, сделал доступным участие среднего и малого бизнеса в торгах, осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками.
Однако этот закон не справился с решением ряда таких важных задач, как недопущение до торговых процедур «фирм-однодневок», а также содержал лазейки для нерационального использования бюджетных средств. Именно поэтому экономия бюджетных средств, полученная в рамках реализации данного закона, носит весьма сомнительный характер.
Указанные проблемы, отчасти, являлись следствием того, что закон № 94-ФЗ детально описывал лишь процедуры проведения торгов и практически не регламентировал итоговую оценку качества осуществленных процедур, планирование закупок, ценообразование, персональную ответственность заказчиков за результат закупок.
Устранить указанные недостатки должен новый закон № 44-ФЗ, подошедший к регулированию закупочных отношений, в том числе в области выполнения строительных работ и сфере городского хозяйства, через призму таких новаций, как:
– акцент на функционировании профессиональных специалистов в области закупок;
– регулирование полного цикла закупки от планирования до исполнения контракта;
– внедрение Единой информационной системы для размещения информации и осуществления закупок;
– разработка и внедрение типовой закупочной документации;
– совершенствование уже известных и введение новых способов определения победителей торгов;
– внедрение института общественного контроля.
Указанные нововведения по логике отечественного законодателя должны способствовать достижению целей рассматриваемого закона, названных в его части 1 статьи 1:
– повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;
– обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; — предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок [1].
Очевидными достоинствами применения нового закона в строительстве и городском хозяйстве являются:
- более широкие возможности для выбора поставщика (подрядчика). Так, Федеральный закон № 44-ФЗ предпочел способу закупки новое наименование — способ определения поставщика (подрядчика), заодно расширив перечень этих способов, который можно условно разделить на две категории: неконкурентные и конкурентные.
Предпочтение закон отдает конкурентным процедурам, к которым относятся:
– конкурс с ограниченным участием;
– закрытый конкурс с ограниченным участием;
– закрытый двухэтапный конкурс.
2) Аукционы: аукцион в электронной форме (электронный аукцион); закрытый аукцион.
3) Запрос котировок.
4) Запрос предложений [1].
Запрос предложений, конкурс с ограниченным участием (открытый и закрытый) представляют собой новые способы выбора поставщика (подрядчика), введенные новым законом.
- Новый закон отходит от установления приоритетных способов определения поставщика, основанных исключительно на ценовом факторе, в пользу способов, гарантирующих наилучшее качество поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.
Так, ФЗ № 44-ФЗ в отличие от своего предшественника ФЗ № 94-ФЗ, среди конкурентных процедур отдает приоритет конкурсам, которые предоставляют заказчику по итогам их проведения лучшее предложение по условиям исполнения контракта, в то время как аукцион, как наиболее приоритетная торговая процедура в рамках ФЗ № 94-ФЗ, позволяет заключить контракт по наименьшей цене.
К неконкурентным способам закупки законодатель относит один единственный способ — закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), основания и требования к которой регламентированы статьей 93 ФЗ № 44-ФЗ. Всего закон содержит 55 оснований, допускающих выбор подрядчика способом закупки у единственного подрядчика [1].
При выборе подрядчика конкурентными способами, как правило, необходимо обратить внимание на такие ключевые моменты, как:
– требования к подрядчику и его квалификации (при закупке строительных работ, как правило, организация-участник торгов должна иметь членство в СРО строителей (саморегулируемых организациях);
– требования к закупаемым работам, услугам;
– условия контракта (специфика условий в отношении строительных работ отражена в статьях 110.1 и 110.2 закона № 44-ФЗ [1]).
В отличие от закона № 94-ФЗ создаваемая контрактная система в рамках нового закона представляет собой полный цикл процедур, охватывающий всю систему закупок, начиная от планирования до исполнения обязательств по контракту [3, с. 428].Ранее действовавший закон оканчивал правовую регламентацию закупочной деятельности на этапе заключения контракта.
Новый закон, однако, не содержит особых условий к организации торговых процедур на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве, подразумевая, что в указанной области при соблюдении условий, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ, может быть реализована любая из рассмотренных выше процедур. В приоритете наиболее популярным способом организации подрядных торгов на названные работы и услуги был и остается конкурс, организация и проведение которого в современных условиях осуществляются в сети Интернет на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Это позволяют любому желающему проследить за конкурсной процедурой, реализуя, таким образом, институт общественного контроля.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 80, 12.04.2013
- Распоряжение Госкомимущества РФ N 660-р, Госстроя РФ N 18–7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) «Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.04.1993 N 244) // «Российские вести», N 90, 13.05.1993
- Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 428–432.
Основные термины (генерируются автоматически): городское хозяйство, торг, работа, выбор подрядчика, конкурс, ограниченное участие, оказание услуг, процедура, услуга, единая информационная система.
Источник: moluch.ru