Контрактация в строительстве это

Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные с за­купками у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фер­мерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельско­хозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Этот договор — возмездный, консенсуальный, взаимный, двусто­ронний.

Особенности договора контрактации обусловлены:

  • необходимостью учитывать влияние естественных (стихийных) факторов на сам процесс производст­ва сельскохозяйственной продукции, а также его сезонный характер;
  • в отношениях по контрактации продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) является слабой стороной, а покупатель (заготовитель) в состоянии диктовать свою волю произ­водителю.

В качестве продавцапо такому договору выступает производитель сель­скохозяйственной продукции. Таковыми признаются сельскохозяйствен­ные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищест­ва, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по вы­ращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.

4.3. Поставка и контрактация

Для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию . Главное за­ключается в том, что такое лицо реализует сельскохозяйственную про­дукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготови­тель, т.е. коммерческая организация либо индивидуальный предпринима­тель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятель­ность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контракта­ции могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молокоза­воды, фабрики по переработке шерсти и т.п., а также оптовые торговые ор­ганизации, заготовительные организации потребительской кооперации.

Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производите­ля. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращи­вается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в сельскохозяйственном произ­водстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произ­веденной) сельскохозяйственной продукции, например: масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких то­варов должна осуществляться по договорам поставки.

Договор контрактации

Применительно к договору контрактации под реализуемой сельско­хозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора кон­трактации. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйст­венная продукция, которая произведена либо выращена непосредствен­но производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве . По этому признаку договор контрактации отличается от до­говора поставки , по которому поставщик реализует покупателю произ­водимые или закупаемые им товары (ст. 506 ГК).

В отношениях по кон­трактации исключается возможность реализации закупаемой произво­дителем сельскохозяйственной продукции , т.е. продукции, которая не была выращена (произведена) в его собственном хозяйстве.

В отношениях по контрактации правовое значение имеют также це­ли приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельско­хозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных догово­ром контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количест­ве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей пе­редаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен при­знаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сель­скохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки то­варов, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном то­ждественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рам­ками специальных правил § 5 гл. 30 ГК).

Поскольку в данных право­отношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые до­полнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В дого­воре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществ­ляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требова­нию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 1 и 3 ст. 536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неиспол­нения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответст­венность перед заготовителем лишь при наличии вины . Данное поло­жение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК.

Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществ­лении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени в размере 1% от суммы неопла­ченной продукции за каждый день просрочки платежа (см. п. 2 Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. № 1401 «Об упорядочении расче­тов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары») .

Договором контрактации могут регулироваться отношения по за­купкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Законом о закупках и поставках сельхозпродукции и оформляются договорами на закупку (или постав­ку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у то­варопроизводителей для государственных нужд. При этом под закуп­кой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение го­сударством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под постав­кой разумеются договорные отношения между товаропроизводителя­ми (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для ис­пользования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Читайте также:  Банкет в строительстве это

Государственные нужды определяются исходя из потребностей Рос­сийской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного про­изводства, других экономических и социальных программ, направлен­ных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных ре­зервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.

Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам — органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом качестве могут выступать как непосред­ственно органы исполнительной власти, так и коммерческие и неком­мерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.

Исходя из федеральных и региональных потребностей государст­венные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого го­да доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия для государственных нужд. Правительство и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для това­ропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. До­веденные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.

Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать следующие существенные условия:

  • об объеме (количестве) закупаемой продукции;
  • о ее ассортименте;
  • о качестве;
  • о ценах;
  • о сроках закупки;
  • о порядке расчетов.

Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка рас­четов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые были определены в нем в момент его заключения, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сто­рон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность по­рядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена фор­ма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, сторо­ны должны использовать инкассовую форму безналичных расчетов.

Определенным своеобразием отличается и ответственность за не­исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств , вытекаю­щих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сы­рья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Закона о закуп­ках и поставках сельхозпродукции):

  1. на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйствен­ной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана упла­тить контрагенту неустойку в размере 5-10% от стоимости недопостав­ленной или соответственно непринятой продукции;
  2. несвоевременная оплата закупленной (поставлен­ной) продукции растениеводства влечет обязанность государствен­ного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неус­тойку (пеню) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оп­латы свыше 30 дней — 3%.

Отказ государственного заказчика от закупки предусмотренной до­говором сельскохозяйственной продукции допускается только при ус­ловии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убыт­ков, причиненных по вине государственного заказчика.

Источник: jurkoms.ru

Модели и методы управления контрактацией в строительстве Вечеров, Валерий Тимофеевич

Вечеров, Валерий Тимофеевич. Модели и методы управления контрактацией в строительстве : автореферат дис. . доктора технических наук : 05.23.08.- Санкт-Петербург, 1993.- 32 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Переход экономики страны к рыночным отношениям с развитием разнообразных форм кооперации труда и собственности требует существенного изменения форм и методов управления строительными организациями, в том числе подготовкой строительного производства

Существовавшая система подготовки строительного производства функционировала по строго регламентированной схеме, что соответствовало плановой системе хозяйствования. В вей не возникали, например, вопросы о том, что делать строительной организации при отсутствии, заказов на строительство или появлении экономически выгодного заказчика при уже набранной и реализуемой строительной программе. В настоящзе время строительным организациям приходится самостоятельно искать ответы на указанные и другие вопросы, связанные с переходом к рыночным отнопениям.

В условиях рынка производственно-экономические отношения регулируются спросом и предложением, которые не постоянны во времени. Данное обстоятельство указывает на возможность появления заказчика в любой момент времени.

Это приводит к необходимости проведения подрядчиком оперативного предварительного анализа возможных договорных условий по предложению заказчика, т. к. последний должен в предельно сжатый срок получить ответ о договорной цене, продолжительности строительства, сроке сдачи объекта и т.д. Решение подобных вопросов сопряавно с экономическим риском для строительной организации. Определить, где кончается оправданный риск -важное условие для обеспечения ее нормальной работы в рыночных условиях. Ранее задачи подобного рода в системе подготовки строительного производства не возникали и. следовательно, не решались.

Таким образом, отказ от плановой директивной системы управления в строительстве позволяет строительной организации самостоятельно формировать портфель заказов согласно своим зкокомичесгаш расчетам. В этой связи возникает проблема взаимоотношений между строительной организацией и заказчиками в период формирования договоров подряда на строительство.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в новых условиях хозяйствования процесс управления подготовкой строительного про-

кзводства приобрел более сложный характер. В его составе появились новые функциональные составляющие, а часть ранее существовавших — претерпела качественные изменения. Данное обстоятельство привело к увеличению сложности управления и необходимости интеграции части из них по функциональному признаку в процесс управления контрактацией.

Читайте также:  Экологическая экспертиза проектной документации строительство

Контрактация в строительстве — целенаправленная деятельность строительной организации в условиях рыночных отношений по заключению контрактов (договоров подряда) на строительство, начиная с поиска потенциальных заказчиков и заканчивая подписанием контрактов с последующим контролем их выполнения. Для эффективного управления указанной деятельностью необходима новая функциональная подсистема в структуре’существующей системы подготовки строительного производства С этой целью целесообразна декомпозиция последней с последующим синтезом качественно новой системы подготовки строительного производства, включающей подсистему управления контрактацией. Ее создание невозмозою без исследования контршста-ции и разработки моделей и методов управления ею.

Управление контрактацией является сложным, непрерывным, динамическим и стохастическим процессом. Сложность процесса определяется наличием в его структуре взаимосвязанных циклов. Каждый из них характеризует конкретного заказчика и включает следующие этапы: организацию поиска заказчика; изучение и анализ предложения заказчика с принятием предварительного решения о целесообразности дальнейшей работы с ним; согласование условий контракта для принятия окончательного реиения о целесообразности его подписания; подготовку техдокументации и подписание контракта с последующим контролем его выполнения. В условиях рынка продолжительность циклов по объективным причинам не может быть регламентирована, что указывает на динамический характер процесса управления контрактацией. Кроме того, в нормальных условиях функционирования строительная организация одновременно реализует несколько указанных циклов, что говорит о непрерывности процесса управления контрактацией. Возникновение каждого нового цикла в структуре управления контрактацией носит случайный характер и определяется потребностью строительной организации в очередном заказчике, при сложившейся конъюнктуре рынка строительной продукции, что подтверж-

дает стохастический характер процесса управления контрактацией.

Анализ методов, используемых в системе подготовки строительного производства показал, что последние, в большинстве своем, малоэффективны или непригодны для управления контрактацией в рыночных условиях хозяйствования, т.к. основаны на командно — административных принципах управления.

Цель диссертации — разработка методологических положений, моделей и методов управления контрактацией и их реализация в системе подготовки строительного производства для обеспечения требуемых показателей деятельности строительных организаций, функционирующих в условиях рыночных отношений.

Сформулированная цель диссертационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:

Выполнить анализ литературных и нормативных источников, а также практического опыта формирования договорных отношений в строительстве.

Выявить и оценить факторы, влияющие на формирование договорных отношений строительной организации с точки зрения ее возможностей для технической реализации предложений заказчика и экономической целесообразности заключения с ним контракта На их основе исследовать и сформулировать основные положения по управлению контрактацией в строительных организациях различных структур и форм собственности.

Разработать методы реализации процесса коммуникации строительной организации с потенциальными заказчиками для гарантированного наполнения ее портфеля заказов.

Исследовать и разработать для условий рыночных отношений комплекс моделей и методов формирования портфеля заказов строи-

тельной организации на основе анализа требуемых и существующих призводственно-экономических показателей ее деятельности и предложения заказчиков.

Б. Создать для рыночных условий функционирования строительной организации зкономико-штематический аппарат принятия решений в процессе согласования и подписания контрактов, гарантирующих с заданной надежностью выполнение формируемой производственной программы, при обеспечении оценки ее реализуемости не ниже требуемой.

6.Разработать организационно-технологические и экономические методы обеспечения требуемых параметров Функционирования подсистемы управления контрактацией.

7. Осуществить реализацию комплекса программ для ЭВМ по результатам исследований процесса управления контрактацией с последующим внедрением его в строительных организациях. Выполнить анализ использования и перспектив развития научных исследований по управлению контрактацией в строительстве.

гипотеза, положенная в основу диссертационной работы, предполагает, что в условиях рыночных отношений существует и может быть представлена в формализованном виде количественная мера взаимосвязи между принимаемыми в процессе управления контрактацией целенаправленными решениями и соответствующими им результатами производственно-экономической деятельности строительной организации. Это позволяет установить закономерные связи (структуру) подсистемы управления контрактацией и разработать модели и методы управления ею.

Теоретической и методологической основами исследования послужили:

-существующие законы и методические положения, указания, нормативы, правила и инструкции, регулирующие взаимодействие участников инвестиционного цикла;

-данные, характеризующие состояние исследуемой проблемы в стране, а также за рубежом, содержащиеся в периодических и информационных изданиях, отчетах по законченным НИР, монографиях и научных статьях;

: -научные разработки в области: планирования, организации и управления строительством; экономики строительства; технологии

строительства; системного анализа; экономико-математических методов; теории вероятностей и математической статистики; исследования операций; имитационного моделирования; теории стохастического моделирования и оптимизации; теории принятия решений; организационно-технологической надежности в строительстве; автоматизации управления; программирования и др.

Объект исследования диссертационной работы представляет собой деятельность строительных организаций различных структур и форм собственности в сфере подготовки строительного производства к функционированию в условиях рыночных отношений.

Предметом исследования явился процесс принятия строительной организацией решений по управлению контрактацией, с цель» обеспечения требуемых социально-экономических показателей своей производственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Научная новизна диссертации состоит в теоретическом обосновании проблемы управления контрактацией как динамического процесса принятия решений в системе подготовки строительного производства, обеспечивающих с заданной надежностью требуемые социально -экономические результаты производственной деятельности строительной организации в условиях рыночных отношений.

Совокупность предложенных в диссертации моделей и методов представляет собой развитие теории организации и управления строительным производством благодаря разработке:

подсистемы управления контрактацией в системе подготовки строительного производства, включающей в себя блоки поиска заказчиков, формирования портфеля заказов, согласования и подписания контрактов;

Читайте также:  Фрс в строительстве что это

методов поиска заказчиков в условиях различной степени информационной неопределенности и риска (с использованием рекламы, личных контактов, анализа публикаций и возможностей максимального учета пожэланий заказчиков);

критерия оценки эффективности формируемого портфеля заказов и методов поиска его оптимальных значеігай при согласовании наличия и потребности в ресурсах на рассматриваемый период времени;

методики формирования вариантов производственной программы (календарного плана) реализации портфеля заказов и выбора

наиболее эффективного из них по интегральному критерию, учитывао-здэму степень соответствна полученных экономических показателей, продолжительности и сроков строительства объектов (выполнения работ) — заданным.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов, половник, выводов и рекомендаций подтверждается: анализом и обобщением значительного числа работ по системному анализу, созданию экономило-математических моделей и методов их реализация, постановке задач и интерпретации полученных результатов, а также применением апробированных методов математического моделирования в проведении исследований; адекватностью математических моделей, используемых в научных исследованиях, благодаря их корректной формулировке; положительными результатами сравнения модельных расчетов с ревениями, принимаемыми на основании использования действующих методов; внедрением результатов исследований в производство, научные и учебные разработки.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в решении проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение в условиях перехода к рыночной экономике. Это нашло свое конкретное выражение в следуквдэм: доведении результатов исследования по управлению контрактацией до уровня практического использования в строительных организациях различных структур и форм собственности; разработке алгоритмов и программ специального математического обеспечения подсистемы управления . контрактацией, реализованного на базе ЕС-1036 и совместимых с IBM персональных компьютеров; практическом внедрении комплекса программ в строительных организациях (трест «Днепрохимстрсй», п/о «Днепрооблагрострой», СУ -1 концерна «Днепрострой», трест «Коксохимтепломонтаж», «Облремс-тройтрест»), что позволило получить за 1990-1991 годы фактический экономический эффект в размере 734 тыс. руб.; использовании теоретических и практических результатов исследования в учебном процессе ряда строительных вузов и техникумов, а также действующего в Днепропетровском инженерно-строительном институте факультета повышения квалификации преподавателей техникумов и инженерно-технических работников строительных организаций.

; В диссертации изложены рекомендации по организации внедрения и тиражирования разработанных моделей, методов и программных

средств как в структуре управления крупных строительных объединений (концерны, ассоциации), так и в независимых подрядных организациях (малые предприятия, кооперативы) различных структур и форм собственности.

Изложенные в диссертации исследования выполнены в соответствии с научным направлением кафедры организации и управления строительством Днепропетровского инженерно — строительного института: » Совершенствование организационно-технологических моделей строительного производства на основе повышения их надежности и эффективности «, а также хоздоговорной тематикой института, связанной с выполнением республиканской (РЕ55.01 «Индустриально-системные методы в строительстве») и ведомственной («Повышение эффективности сельскохозяйственного строительства», Минвуз УССР от 8.09. 1986 г.) целевыми комплексными научно-техническими програшами.

Апробация работа Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах, в том числе на: ХШ-ой областной научно-технической конференции «Системы и средства управления» (г. Пермь, 1977 г.). всесоюзной конференции «Повышение эффективности сельскохозяйственного строительства и качества строительных работ на основе интенсификации производства» (г.

Полтава, 1981 г.), республиканской научно-технической конференции «Технология и организация реконструкция промышленных предприятий» (г. Днепропетровск, 1985 г.), научно-технической конференции «Аттестация и рационализация рабочих даст -важный путь повышения эффективности производства» (г.

Днепропетровск, 1985 г.), зональном семинаре «Опыт экономической работы в строительстве в условиях совершенствования хозяйственного механизма» (г. Пенза, 1988 г.), республиканской научно-технической конференции «Информатика и автоматизация в регионах» (г. Винница, 1988 г.), ХХІ-й республиканской конференции по итогам научных исследований и внедрения их в производство (г.

Казань, 1989 г.), научно — практической конференции «Экономические проблемы аренды и арендных отношений» (г. Ялта, 1990 г.), всесоюзной конференции «Опыт и проблемы хозрасчета в проектных и строительных организациях (г. Севастополь. 1990 г.), зональном семинаре «Пути совершенствования управления строительством в условиях расширения са-

мостоятельности строительных организаций» (г. Пенза, 1990 г.), научно — практической конференции иколы-семинара «Компьютеризация строительства в новых условиях хозяйствования» (г.

Самарканд, 1990 г.), зональном семинаре «Экономики — организационные проблемы перехода к рыночным отношениям в строительном комплексе» (г. Пенза, 1991 г.), научно-практической конференции «Проблемы развития экономических отношений в строительстве на современном этапе» (г. Киев, 1991 г.), научном семинаре кафедр: технологии строительного производства, организации и управления строительством, экономики, интенсификации строительного производства днепропетровского инженерно-строительного института (г. Днепропетровск, 1990, 1992 гг.), научном семинаре кафедр: организации, планирования и управления строительстом, автоматизированных систем планирования и управления Санкт — Петербургского инженерно-строительного института (г. Санкт-Петербург, 1992 г.).

Основные положения диссертации нашли свое отражение в монографии и 33-х печатных работах общим объемом 14,5 печатных листа, а также пяти отчетах по законченным НИР.

Структура и объем диссертации, диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 495 страниц машинописного текста, включая 312 страниц основного текста, 57 рисунков, 30 таблиц, 364 наименования литературных источников и 6 приложений на 51 странице.

На защиту выносятся: 1)методологические положения по организации управления контрактацией в строительстве в условиях перехода к рыночной экономике; 2)комплекс моделей и методов для управления контрактацией с целью обеспечения требуемых показателей деятельности строительных организаций; 3)алгоритмы и программы математического обеспечения подсистемы управления контрактацией в строительстве.

Источник: www.dslib.net

Рейтинг
Загрузка ...