Договор контрактации, являющийся отдельным видом договора купли-продажи, призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 535 ГК РФ по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Этот договор — возмездный, консенсуальный, взаимный, двусторонний.
Особенности договора контрактации обусловлены:
- необходимостью учитывать влияние естественных (стихийных) факторов на сам процесс производства сельскохозяйственной продукции, а также его сезонный характер;
- в отношениях по контрактации продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) является слабой стороной, а покупатель (заготовитель) в состоянии диктовать свою волю производителю.
В качестве продавцапо такому договору выступает производитель сельскохозяйственной продукции. Таковыми признаются сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции.
4.3. Поставка и контрактация
Для договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию . Главное заключается в том, что такое лицо реализует сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную им в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных препятствий для того, чтобы относить к договорам контрактации также договор на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.
В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготовитель, т.е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последующей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие комбинаты, молокозаводы, фабрики по переработке шерсти и т.п., а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.
Объектом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Речь идет о такой продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т.п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т.п.) в сельскохозяйственном производстве. По договору контрактации не могут реализовываться товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например: масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.
Договор контрактации
Применительно к договору контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, так и продукцию, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйственная продукция, которая произведена либо выращена непосредственно производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном хозяйстве . По этому признаку договор контрактации отличается от договора поставки , по которому поставщик реализует покупателю производимые или закупаемые им товары (ст. 506 ГК).
В отношениях по контрактации исключается возможность реализации закупаемой производителем сельскохозяйственной продукции , т.е. продукции, которая не была выращена (произведена) в его собственном хозяйстве.
В отношениях по контрактации правовое значение имеют также цели приобретения заготовителем сельскохозяйственной продукции (для ее переработки или продажи). Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления или для иных целей, не связанных с ее переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.
Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.
Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рамками специальных правил § 5 гл. 30 ГК).
Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором (п. 1 и 3 ст. 536 ГК).
Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии вины . Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК.
Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени в размере 1% от суммы неоплаченной продукции за каждый день просрочки платежа (см. п. 2 Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары») .
Договором контрактации могут регулироваться отношения по закупкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (п. 2 ст. 535 ГК). Указанные правоотношения в настоящее время регулируются Законом о закупках и поставках сельхозпродукции и оформляются договорами на закупку (или поставку) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей для государственных нужд. При этом под закупкой сельскохозяйственной продукции понимается приобретение государством у товаропроизводителей соответствующей продукции для последующей переработки или реализации потребителям; под поставкой разумеются договорные отношения между товаропроизводителями (поставщиками) и покупателями (потребителями) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Государственные нужды определяются исходя из потребностей Российской Федерации и ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд осуществляются, в частности, для выполнения федеральных программ развития агропромышленного производства, других экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции; формирования государственных резервов сельскохозяйственного сырья и продовольствия и т.д.
Государственные заказчики определяются Правительством РФ, а по региональным государственным нуждам — органами исполнительной власти субъектов РФ. В этом качестве могут выступать как непосредственно органы исполнительной власти, так и коммерческие и некоммерческие организации, в частности специально создаваемые в этих целях продовольственные корпорации.
Исходя из федеральных и региональных потребностей государственные заказчики не позже чем за три месяца до начала каждого года доводят до товаропроизводителей и поставщиков объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Правительство и органы исполнительной власти субъектов РФ до начала года определяют квоты для товаропроизводителей-поставщиков на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по гарантированным ценам. Доведенные до товаропроизводителей объемы закупок и квоты являются основанием для заключения конкретных договоров на закупку или поставку сельскохозяйственной продукции.
Договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья или продовольствия должен содержать следующие существенные условия:
- об объеме (количестве) закупаемой продукции;
- о ее ассортименте;
- о качестве;
- о ценах;
- о сроках закупки;
- о порядке расчетов.
Особые правила предусмотрены в отношении цены и порядка расчетов за закупаемую продукцию. Договор считается действующим по тем ценам, которые были определены в нем в момент его заключения, и не может быть в дальнейшем расторгнут по инициативе одной из сторон в связи с ее несогласием с установленной ценой. Особенность порядка расчетов состоит в том, что, если в договоре не определена форма расчетов за закупаемую сельскохозяйственную продукцию, стороны должны использовать инкассовую форму безналичных расчетов.
Определенным своеобразием отличается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств , вытекающих из договоров на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (ст. 8 Закона о закупках и поставках сельхозпродукции):
- на случай нарушения обязательств по поставке или закупке (принятию) сельскохозяйственной продукции предусмотрено, что виновная сторона обязана уплатить контрагенту неустойку в размере 5-10% от стоимости недопоставленной или соответственно непринятой продукции;
- несвоевременная оплата закупленной (поставленной) продукции растениеводства влечет обязанность государственного заказчика (покупателя) уплатить товаропроизводителю неустойку (пеню) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты свыше 30 дней — 3%.
Отказ государственного заказчика от закупки предусмотренной договором сельскохозяйственной продукции допускается только при условии полного возмещения товаропроизводителю (поставщику) убытков, причиненных по вине государственного заказчика.
Источник: jurkoms.ru
Модели и методы управления контрактацией в строительстве Вечеров, Валерий Тимофеевич
Вечеров, Валерий Тимофеевич. Модели и методы управления контрактацией в строительстве : автореферат дис. . доктора технических наук : 05.23.08.- Санкт-Петербург, 1993.- 32 с.: ил.
Введение к работе
Актуальность проблемы. Переход экономики страны к рыночным отношениям с развитием разнообразных форм кооперации труда и собственности требует существенного изменения форм и методов управления строительными организациями, в том числе подготовкой строительного производства
Существовавшая система подготовки строительного производства функционировала по строго регламентированной схеме, что соответствовало плановой системе хозяйствования. В вей не возникали, например, вопросы о том, что делать строительной организации при отсутствии, заказов на строительство или появлении экономически выгодного заказчика при уже набранной и реализуемой строительной программе. В настоящзе время строительным организациям приходится самостоятельно искать ответы на указанные и другие вопросы, связанные с переходом к рыночным отнопениям.
В условиях рынка производственно-экономические отношения регулируются спросом и предложением, которые не постоянны во времени. Данное обстоятельство указывает на возможность появления заказчика в любой момент времени.
Это приводит к необходимости проведения подрядчиком оперативного предварительного анализа возможных договорных условий по предложению заказчика, т. к. последний должен в предельно сжатый срок получить ответ о договорной цене, продолжительности строительства, сроке сдачи объекта и т.д. Решение подобных вопросов сопряавно с экономическим риском для строительной организации. Определить, где кончается оправданный риск -важное условие для обеспечения ее нормальной работы в рыночных условиях. Ранее задачи подобного рода в системе подготовки строительного производства не возникали и. следовательно, не решались.
Таким образом, отказ от плановой директивной системы управления в строительстве позволяет строительной организации самостоятельно формировать портфель заказов согласно своим зкокомичесгаш расчетам. В этой связи возникает проблема взаимоотношений между строительной организацией и заказчиками в период формирования договоров подряда на строительство.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в новых условиях хозяйствования процесс управления подготовкой строительного про-
кзводства приобрел более сложный характер. В его составе появились новые функциональные составляющие, а часть ранее существовавших — претерпела качественные изменения. Данное обстоятельство привело к увеличению сложности управления и необходимости интеграции части из них по функциональному признаку в процесс управления контрактацией.
Контрактация в строительстве — целенаправленная деятельность строительной организации в условиях рыночных отношений по заключению контрактов (договоров подряда) на строительство, начиная с поиска потенциальных заказчиков и заканчивая подписанием контрактов с последующим контролем их выполнения. Для эффективного управления указанной деятельностью необходима новая функциональная подсистема в структуре’существующей системы подготовки строительного производства С этой целью целесообразна декомпозиция последней с последующим синтезом качественно новой системы подготовки строительного производства, включающей подсистему управления контрактацией. Ее создание невозмозою без исследования контршста-ции и разработки моделей и методов управления ею.
Управление контрактацией является сложным, непрерывным, динамическим и стохастическим процессом. Сложность процесса определяется наличием в его структуре взаимосвязанных циклов. Каждый из них характеризует конкретного заказчика и включает следующие этапы: организацию поиска заказчика; изучение и анализ предложения заказчика с принятием предварительного решения о целесообразности дальнейшей работы с ним; согласование условий контракта для принятия окончательного реиения о целесообразности его подписания; подготовку техдокументации и подписание контракта с последующим контролем его выполнения. В условиях рынка продолжительность циклов по объективным причинам не может быть регламентирована, что указывает на динамический характер процесса управления контрактацией. Кроме того, в нормальных условиях функционирования строительная организация одновременно реализует несколько указанных циклов, что говорит о непрерывности процесса управления контрактацией. Возникновение каждого нового цикла в структуре управления контрактацией носит случайный характер и определяется потребностью строительной организации в очередном заказчике, при сложившейся конъюнктуре рынка строительной продукции, что подтверж-
дает стохастический характер процесса управления контрактацией.
Анализ методов, используемых в системе подготовки строительного производства показал, что последние, в большинстве своем, малоэффективны или непригодны для управления контрактацией в рыночных условиях хозяйствования, т.к. основаны на командно — административных принципах управления.
Цель диссертации — разработка методологических положений, моделей и методов управления контрактацией и их реализация в системе подготовки строительного производства для обеспечения требуемых показателей деятельности строительных организаций, функционирующих в условиях рыночных отношений.
Сформулированная цель диссертационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
Выполнить анализ литературных и нормативных источников, а также практического опыта формирования договорных отношений в строительстве.
Выявить и оценить факторы, влияющие на формирование договорных отношений строительной организации с точки зрения ее возможностей для технической реализации предложений заказчика и экономической целесообразности заключения с ним контракта На их основе исследовать и сформулировать основные положения по управлению контрактацией в строительных организациях различных структур и форм собственности.
Разработать методы реализации процесса коммуникации строительной организации с потенциальными заказчиками для гарантированного наполнения ее портфеля заказов.
Исследовать и разработать для условий рыночных отношений комплекс моделей и методов формирования портфеля заказов строи-
тельной организации на основе анализа требуемых и существующих призводственно-экономических показателей ее деятельности и предложения заказчиков.
Б. Создать для рыночных условий функционирования строительной организации зкономико-штематический аппарат принятия решений в процессе согласования и подписания контрактов, гарантирующих с заданной надежностью выполнение формируемой производственной программы, при обеспечении оценки ее реализуемости не ниже требуемой.
6.Разработать организационно-технологические и экономические методы обеспечения требуемых параметров Функционирования подсистемы управления контрактацией.
7. Осуществить реализацию комплекса программ для ЭВМ по результатам исследований процесса управления контрактацией с последующим внедрением его в строительных организациях. Выполнить анализ использования и перспектив развития научных исследований по управлению контрактацией в строительстве.
гипотеза, положенная в основу диссертационной работы, предполагает, что в условиях рыночных отношений существует и может быть представлена в формализованном виде количественная мера взаимосвязи между принимаемыми в процессе управления контрактацией целенаправленными решениями и соответствующими им результатами производственно-экономической деятельности строительной организации. Это позволяет установить закономерные связи (структуру) подсистемы управления контрактацией и разработать модели и методы управления ею.
Теоретической и методологической основами исследования послужили:
-существующие законы и методические положения, указания, нормативы, правила и инструкции, регулирующие взаимодействие участников инвестиционного цикла;
-данные, характеризующие состояние исследуемой проблемы в стране, а также за рубежом, содержащиеся в периодических и информационных изданиях, отчетах по законченным НИР, монографиях и научных статьях;
: -научные разработки в области: планирования, организации и управления строительством; экономики строительства; технологии
строительства; системного анализа; экономико-математических методов; теории вероятностей и математической статистики; исследования операций; имитационного моделирования; теории стохастического моделирования и оптимизации; теории принятия решений; организационно-технологической надежности в строительстве; автоматизации управления; программирования и др.
Объект исследования диссертационной работы представляет собой деятельность строительных организаций различных структур и форм собственности в сфере подготовки строительного производства к функционированию в условиях рыночных отношений.
Предметом исследования явился процесс принятия строительной организацией решений по управлению контрактацией, с цель» обеспечения требуемых социально-экономических показателей своей производственной деятельности в условиях рыночных отношений.
Научная новизна диссертации состоит в теоретическом обосновании проблемы управления контрактацией как динамического процесса принятия решений в системе подготовки строительного производства, обеспечивающих с заданной надежностью требуемые социально -экономические результаты производственной деятельности строительной организации в условиях рыночных отношений.
Совокупность предложенных в диссертации моделей и методов представляет собой развитие теории организации и управления строительным производством благодаря разработке:
подсистемы управления контрактацией в системе подготовки строительного производства, включающей в себя блоки поиска заказчиков, формирования портфеля заказов, согласования и подписания контрактов;
методов поиска заказчиков в условиях различной степени информационной неопределенности и риска (с использованием рекламы, личных контактов, анализа публикаций и возможностей максимального учета пожэланий заказчиков);
критерия оценки эффективности формируемого портфеля заказов и методов поиска его оптимальных значеігай при согласовании наличия и потребности в ресурсах на рассматриваемый период времени;
методики формирования вариантов производственной программы (календарного плана) реализации портфеля заказов и выбора
наиболее эффективного из них по интегральному критерию, учитывао-здэму степень соответствна полученных экономических показателей, продолжительности и сроков строительства объектов (выполнения работ) — заданным.
Обоснованность и достоверность полученных научных результатов, половник, выводов и рекомендаций подтверждается: анализом и обобщением значительного числа работ по системному анализу, созданию экономило-математических моделей и методов их реализация, постановке задач и интерпретации полученных результатов, а также применением апробированных методов математического моделирования в проведении исследований; адекватностью математических моделей, используемых в научных исследованиях, благодаря их корректной формулировке; положительными результатами сравнения модельных расчетов с ревениями, принимаемыми на основании использования действующих методов; внедрением результатов исследований в производство, научные и учебные разработки.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в решении проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение в условиях перехода к рыночной экономике. Это нашло свое конкретное выражение в следуквдэм: доведении результатов исследования по управлению контрактацией до уровня практического использования в строительных организациях различных структур и форм собственности; разработке алгоритмов и программ специального математического обеспечения подсистемы управления . контрактацией, реализованного на базе ЕС-1036 и совместимых с IBM персональных компьютеров; практическом внедрении комплекса программ в строительных организациях (трест «Днепрохимстрсй», п/о «Днепрооблагрострой», СУ -1 концерна «Днепрострой», трест «Коксохимтепломонтаж», «Облремс-тройтрест»), что позволило получить за 1990-1991 годы фактический экономический эффект в размере 734 тыс. руб.; использовании теоретических и практических результатов исследования в учебном процессе ряда строительных вузов и техникумов, а также действующего в Днепропетровском инженерно-строительном институте факультета повышения квалификации преподавателей техникумов и инженерно-технических работников строительных организаций.
; В диссертации изложены рекомендации по организации внедрения и тиражирования разработанных моделей, методов и программных
средств как в структуре управления крупных строительных объединений (концерны, ассоциации), так и в независимых подрядных организациях (малые предприятия, кооперативы) различных структур и форм собственности.
Изложенные в диссертации исследования выполнены в соответствии с научным направлением кафедры организации и управления строительством Днепропетровского инженерно — строительного института: » Совершенствование организационно-технологических моделей строительного производства на основе повышения их надежности и эффективности «, а также хоздоговорной тематикой института, связанной с выполнением республиканской (РЕ55.01 «Индустриально-системные методы в строительстве») и ведомственной («Повышение эффективности сельскохозяйственного строительства», Минвуз УССР от 8.09. 1986 г.) целевыми комплексными научно-техническими програшами.
Апробация работа Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на конференциях и семинарах, в том числе на: ХШ-ой областной научно-технической конференции «Системы и средства управления» (г. Пермь, 1977 г.). всесоюзной конференции «Повышение эффективности сельскохозяйственного строительства и качества строительных работ на основе интенсификации производства» (г.
Полтава, 1981 г.), республиканской научно-технической конференции «Технология и организация реконструкция промышленных предприятий» (г. Днепропетровск, 1985 г.), научно-технической конференции «Аттестация и рационализация рабочих даст -важный путь повышения эффективности производства» (г.
Днепропетровск, 1985 г.), зональном семинаре «Опыт экономической работы в строительстве в условиях совершенствования хозяйственного механизма» (г. Пенза, 1988 г.), республиканской научно-технической конференции «Информатика и автоматизация в регионах» (г. Винница, 1988 г.), ХХІ-й республиканской конференции по итогам научных исследований и внедрения их в производство (г.
Казань, 1989 г.), научно — практической конференции «Экономические проблемы аренды и арендных отношений» (г. Ялта, 1990 г.), всесоюзной конференции «Опыт и проблемы хозрасчета в проектных и строительных организациях (г. Севастополь. 1990 г.), зональном семинаре «Пути совершенствования управления строительством в условиях расширения са-
мостоятельности строительных организаций» (г. Пенза, 1990 г.), научно — практической конференции иколы-семинара «Компьютеризация строительства в новых условиях хозяйствования» (г.
Самарканд, 1990 г.), зональном семинаре «Экономики — организационные проблемы перехода к рыночным отношениям в строительном комплексе» (г. Пенза, 1991 г.), научно-практической конференции «Проблемы развития экономических отношений в строительстве на современном этапе» (г. Киев, 1991 г.), научном семинаре кафедр: технологии строительного производства, организации и управления строительством, экономики, интенсификации строительного производства днепропетровского инженерно-строительного института (г. Днепропетровск, 1990, 1992 гг.), научном семинаре кафедр: организации, планирования и управления строительстом, автоматизированных систем планирования и управления Санкт — Петербургского инженерно-строительного института (г. Санкт-Петербург, 1992 г.).
Основные положения диссертации нашли свое отражение в монографии и 33-х печатных работах общим объемом 14,5 печатных листа, а также пяти отчетах по законченным НИР.
Структура и объем диссертации, диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 495 страниц машинописного текста, включая 312 страниц основного текста, 57 рисунков, 30 таблиц, 364 наименования литературных источников и 6 приложений на 51 странице.
На защиту выносятся: 1)методологические положения по организации управления контрактацией в строительстве в условиях перехода к рыночной экономике; 2)комплекс моделей и методов для управления контрактацией с целью обеспечения требуемых показателей деятельности строительных организаций; 3)алгоритмы и программы математического обеспечения подсистемы управления контрактацией в строительстве.
Источник: www.dslib.net