Кооперация в строительстве это

Специализация производства – это одна из форм общественного разделения труда и рациональной организации. Главным отличительным признаком специализации слу­жит однородность выпускаемой продукции.

В строительстве различают две формы специализации:

отраслевую, или объектную, которая выражается в созда­нии хозяйственно самостоятельных специализированных организаций, выполняющих строительство предприятий и объектов для отдельных отраслей народного хозяйства – про­мышленности, транспорта, сельского хозяйства, или для отдельных отраслей промышленности – металлургии, хи­мии, нефтяной и т.п., а также определенных объектов: жилых домов, трубопроводов, мостов, железных дорог.

технологическую, или стадийную, которая заключается в создании хозяйственно самостоятельных строительных орга­низаций, специализирующихся на выполнении однородных видов или комплексов строительных и монтажных работ, на­пример, таких как санитарно-технические, электромонтаж­ные, монтаж оборудования.

Эффективность специализации достигается за счет:

ПЛЮСЫ КООПЕРАЦИИ. Потребительский кооператив — это что такое ?

· более глубокого разделения труда и на этой основе повы­шения мастерства и квалификации рабочих;

· создания благоприятных условий для совершенствования организации и технологии строительного производства, по­вышения уровня механизации работ, улучшения использо­вания строительной техники;

· сокращения сроков, улучшения качества и снижения се­бестоимости строительно-монтажных работ.

С развитием и углублением специализации все в большей степени расширяется и углубляется процесс кооперирования.

Кооперирование – одна из форм производственных связей между предприятиями и организациями, совместно изготов­ляющими определенную продукцию.

Под кооперированием в строительстве понимаются орга­низационно закрепленные производственные связи между организациями и предприятиями, самостоятельными в хозяйственном отношении, участвующими в инвестиционном процессе. Эта связь на практике выражается в совместном выполнении организациями и предприятиями работ по не­посредственному возведению объектов строительства, а так­же при осуществлении поставок на объекты оборудования, материалов и оказании услуг.

Необходимость кооперации в строительстве вызывается большим количеством различных производственных процес­сов, необходимых для сооружения предприятий или объек­тов, технологической и организационной сложностью строительного производства и всего инвестиционного процесса в целом. Процесс кооперирования в строительном про­изводстве протекает в форме производственно-хозяйственно­го сотрудничества между заказчиком, генеральным подряд­чиком и субподрядными и другими организациями.

Организующая роль на стройке принадлежит генерально­му подрядчику, который осуществляет координацию работ всех участников строительного производства. Уровень кооперирования в строительстве оценивается непрерывностью и ритмичностью строительного процесса, пол­нотой использования производственных мощностей строительных и монтажных организаций, их материально-технических и трудовых ресурсов.Наиболее высокий уровень кооперации достигается в процессе комбинирования и создания объединений.

Как должна работать кооперация (Познавательное ТВ, Сергей Грошев)

Комбинирование – это форма организации общественного производства, основанная на технологическом и организаци­онном соединении в рамках одного предприятия различных производств (например, промышленности строительных материалов, строительства, транспорта, снабжения).

Целью комбинирования является наиболее рациональное использование материальных и трудовых ресурсов и повы­шение эффективности общественного производства.

В строительстве, как и в промышленности, комбинирование развивается в сочетании с другими формами организации общественного производства – концентрацией, специализацией, кооперированием и имеет различные организационные формы.

1На первой стадии комбинирование в строительстве было присуще лишь неосновному производству, например комбинатам производственных (промышленных) предприятий, объединяющих карь­ерную добычу материалов для строительства и производства конструкций, деталей, полуфабрикатов и т.п. Однако такая форма комбинирования носила лишь организационный ха­рактер, не будучи объединением предприятий на основе про­изводства технологически взаимосвязанной продукции.

Наиболее прогрессивной формой комбинирования в строи­тельстве остаются домостроительные комбинаты (ДСК), ко­торые появились в жилищном строительстве в 1959 г. и по­лучили широкое распространение.

ДСК объединяют и осуществляют последовательно взаи­мосвязанные процессы, создавая законченную строительную продукцию в виде готовых к эксплуатации объектов, комп­лектно изготовляют в заводских условиях строительные кон­струкции и детали, транспортируют их на строительные пло­щадки и сами ведут монтаж этих конструкций и деталей, а также выполняют специальные строительные и отделочные работы. Одновременно ДСК осуществляют в необходимых случаях и кооперирование с другими организациями и пред­приятиями.

Читайте также:  Фоллаут 4 лимит на строительство через консоль как убрать

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: cyberpedia.su

Кооперация в строительстве

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

• предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование:

v подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

v технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

v внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

v межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах:

v внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.

С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенными в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

Развитие кооперирования оказывает самое существенное воздействие на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:

Ш специализация является основой для механизации и автоматизации производства;

Ш на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях:

Ш на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования:

Ш специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства:

Ш развитие специализации обуславливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации произвол стаз:

Ш специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.

Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:

С1, С2 — себестоимость единицы продукции до и посте специализации:

Зтр1, Зтр2 — транспорты расходы на единицу продукции до и посте специализации:

Читайте также:  Поточный метод организации строительства это

V2—объем выпуска продукции после специализации:

En — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства:

ДП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства

Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.

К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести следующие моменты:

1) рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования:

2) монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
Загрузка ...