Обычные офисы уходят в прошлое, на смену им приходят коворкинги.
Откуда взялся такой формат работы, как коворкинги? Почему они намного привлекательнее стандартных рабочих пространств и в чем их отличие от гибких офисов? Разбираемся в этих вопросах в нашем материале.
Зарождение
Коворкинг-движение началось в 2005 году. Первое пространство такого рода появилось в Сан-Франциско (США). В течение нескольких лет коворкинги начали появляться в Великобритании, Германии, Испании и так далее. Первый коворкинг в нашей стране открылся в Екатеринбурге в 2008 году, а вскоре такие пространства появились в других городах.
Коворкинг в переводе с английского означает «совместно работать». В целом под этим словом понимается единое пространство для совместной работы.
Офисы: нокаут от удаленки
Широкое развитие коворкинги получили во время кризиса 2008 года, когда американский WeWork изменил рынок офисов. Случилось это потому, что условия аренды всегда усложнялись. Снять пространство под проект было нелегкой задачей. К тому же необходимо было делать ремонт, покупать мебель, оборудование, настраивать все процессы, а компания все упростила. Продукт моментально нашел свою аудиторию – стартаперов, креативщиков и IT-специалистов, а затем масштабировался.
Плюсы и минусы коворкинга
Опыт Москвы
Американский подход к офисным пространствам понятен – рабочие места должны не только побуждать к труду, но и включать зоны отдыха и, возможно, даже игр. Однако в нашей стране до недавнего времени к этому был более консервативный подход. В 2013–2014 годах у людей изменилось отношение к работе, к графику, появились новые пожелания к рабочему пространству как таковому. Коворкинги стали неотъемлемой частью рынка недвижимости, ведь пятая часть сделок, заключенных в 2021 году, проведена с участием именно таких операторов, а это очень много.
«Коворкинги становятся все более популярным офисным продуктом, так как они зарекомендовали себя хорошей альтернативой для отдыха от привычного опенспейс, а в период эпидемии и экономической нестабильности начали пользоваться еще большей популярностью. Мы наблюдаем тенденцию, что корпоративные структуры все чаще размещают своих сотрудников в коворкингах, многие из них перестали быть исключительно местами для малого и среднего бизнеса, распространившись на фрилансеров и работников других сфер», – рассказала глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.
Офисы больше не нужны: как изменятся города после пандемии
По ее словам, на рынке представлены самые разные по размерам коворкинги: от масштабных площадью свыше 1 тыс. кв. метров, до компактных – в 200 «квадратов». Лучше всего себя зарекомендовали пространства площадью от 650 кв. метров и более. Кроме того, наблюдается рост интереса инвесторов к масштабным площадкам, а значит, и увеличение их вместимости.
Цена вопроса
Средняя цена рабочего места по Москве составляет 25–36 тыс. рублей: чем дальше от центра города, тем дешевле. Существует и система скидок, которые могут доходить до 30%, однако в этом вопросе все зависит от условий аренды, какой именно продукт покупает клиент, а также немалую роль играет объем сделки.
КОВОРКИНГ/КАК ОТКРЫТЬ КОВОРКИНГ? ЧТО ТАКОЕ КОВОРКИНГ?
«Основной бизнес коворкинг-сетей делают крупные компании, а фрилансеры – поток. Выглядит это так: крупных сделок не больше 10 в году, но они создают 80% оборота, а мелких – несколько тысяч, но они дают не больше 10–15%», – пояснил управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров.
Реализация рабочих мест, как правило, зависит от сегмента, в котором они арендуются. В целом розничные компании снимают примерно 5–10 мест, средний и крупный бизнес – от 50 до 100, а корпорации – 500-1000.
К безусловным преимуществам такого вида рабочих пространств можно отнести то, что арендаторам не нужно заботиться об обустройстве и организации офисов, другими словами, они приходят не в пустую комнату, а в уже готовый продукт с современными решениями.
С точки зрения архитектуры коворкинг – лишь часть рабочего пространства. На одной площадке с ним могут располагаться разные элементы деловой инфраструктуры: кабинеты, лаунж-зоны, кухни и кофепоинты, переговорные.
Что такое «гибкие офисы»?
Помимо коворкингов на рынке существует такое понятие, как «гибкие офисы». Это помещение или целое здание, где есть опенспейс (коворкинг), дополнительная инфраструктура в виде кухни или переговорных, а основные площади занимают отдельные готовые офисы с сервисом.
Включенный сервис, гибкие условия аренды и трансформация под запросы компании – ключевые отличия таких офисов от коворкингов. «Это класс А в коммерческой недвижимости: дорогой качественный ремонт, дизайнерская мебель, продуманная эргономика и первоклассное техническое оснащение. Гибкий офис отличается от классического тем, что клиент заезжает в полностью готовое помещение на гибкий срок аренды и получает набор дополнительных сервисов – от клининга до аутсорсинга внутренних процессов. Именно такие мы и запускаем», – отметили в компании «Ключ».
По мнению специалистов компании, гибкий офис – это эволюция офисной недвижимости, некий образ жизни, к которому рано или поздно придет большинство.
Источник: stroi.mos.ru
Комьюнити-коворкинг. Новый формат для работы и встреч
Сейчас ведется огромное количество дискуссий о том, как будет организована работа в будущем — офис в привычном смысле слова потерял статус кво и актуальность, большие компании переводят сотрудников на работу дома, а маленькие — обдумывают субаренду с близкими по духу организациями. Московские архитекторы Елизавета Семенова и Екатерина Турбина, специализирующиеся на общественных интерьерах, во время карантина придумали концепцию коворкинга совмещенного с общественной функцией. Идея заключается в том, чтобы создать гибкое и открытое пространство, точку притяжения и новое место силы для творческих людей в условиях кризиса.
Контекст
С учетом сложившейся ситуации в мире, многие компании сократили количество людей в офисах, но далеко не всем комфортно работать из дома. Поэтому фрилансеров, самозанятых и других офисных работников могут объединять локальные коворкинги в расширенным и адаптивным функционалом. Гибкое пространство развивается вместе с городом и аудиторией, и может быть легко масштабировано, а его функции могут меняться, в зависимости от запроса резидентов и внешних факторов.
ЕКАТЕРИНА ТУРБИНА архитектор Как правило, в офис и кафе идут за живым общением и обменом энергией, поэтому мы хотели создать пространство, в котором нам самим хотелось бы работать, отдыхать, общаться и которое привлекало бы разных людей. Контекст создает основу для будущего пространства, поэтому мы рассматриваем площадки в центре города, в пешей доступности от метро.
ЕЛИЗАВЕТА СЕМЕНОВА архитектор Основной целью было сделать основные коммуникативные зоны коворкинга частью городской среды. Поэтому мы максимально открываем пространства городу и убираем перегородки, чтобы можно было заглянуть внутрь, увидеть что там происходит и зайти.
Всем посетителям доступна зона бара и кафе с едой и напитками, а также многофункциональная ивент-зона, сам офис находится в глубине пространства (доступен только для резидентов).
Программа
Тренд гибкого офиса (agile office) и коворкинга давно пришел в Россию. Тяжеловесные офисы теряют актуальность, сокращая фиксированные рабочие станции и превращая офис в бизнес-хаб. Отличие от обычного коворкинга заключается в его открытости и доступности части функций для внешних гостей без оплаты.
Фактически, ты можешь бесплатно работать в зоне кафе, слушать лекцию или смотреть выставку в ивент-зоне. Если ты резидент коворкинга, есть возможность использовать рабочее место, закрытую переговорную, скайп-кабины и альковы в рамках общей арендной платы (по традиционной схеме коворкинга).
Чтобы отделить общедоступные зоны от рабочих используются трансформируемые перегородки и мобильные мебельные элементы. Многофункциональное пространство может быть использовано с учетом различных сценариев, например, ивент-зал может быть использован как зал для йоги, вечеринки, лекции или стать большой террасой на выходные).
В случае необходимости, пространство может быть перекомпоновано или разделено на отдельные сегменты и зоны. Рабочая зона коворкинга предполагает отсоединение от общедоступных зон пространства, но сохраняет визуальную связь с ними.
Программа коворкинга предполагает следующие функциональные зоны:
- Кафе/бар/ресепшн: объединяющее открытое пространство для пользователей коворкинга и посетителей из города;
- Ивент-пространство: многофункциональный зал, который может быть площадкой для внутренних и внешних мероприятий, лекций, презентаций, кинопоказов, залом для йоги и т. п. Используется резидентами и может быть площадкой для внешних мероприятий;
- Гибкое офисное пространство состоит из:
- зоны неформальных переговоров-лаунжей,
- рабочих мест,
- отдельной переговорной;
В зоне коворкинга и в кафе предусмотрены отдельные санузлы.
Также рассматриваются варианты внедрения дополнительных типологий как: локеры, подкаст/фото студия, слип боксы, лаборатория, студия на одного и так далее.
Схема показывает гибкость пространства и варианты его использования
Эстетика
Бюджет играет важную роль при строительстве новых проектов, задача архитекторов адаптироваться и придумывать интересные решения, привлекая людей в пространства, построенные даже с небольшими финансовыми вложениями. Также важно стремиться к экологичным решениям: ценнее преобразовать контекст с историей, вместо того чтобы строить заново.
Применение и переосмысление привычных решений подтолкнуло архитекторов к созданию концепции, построенной с учетом контекста, бюджета и текущей экономической ситуации. Реализация такого проекта предполагает использование локальных российских бюджетных материалов масс-маркета: фанеру, изоляционную фольгу, поликрбонат, строительные сетки, профилированный лист, фетр и другие материалы российских производителей.
Важно минимально вторгаться в отделку существующих конструкций и максимально сохранить существующую оболочку интерьера: стен, колонн, полов. Подчеркнуто “сырое” состояние на контрасте наполняется разнородными “новыми” элементами. Проект подразумевает полную комплектацию российскими производителями.
Мы верим в то, что локальные бренды и производители могут быть достойной альтернативой европейским поставщикам, особенно в условиях существующей экономической ситуации Екатерина Турбина
В проект коворкинга интегрировали мебель российского бренда Alot. Их дизайн разработан с учетом бюджета и возможностей производства мебели в России. Световая схема строится по схеме комбинирования функционального и акцентного освещения. Это помогает создать объем. Для создания освещения также планируется привлечь российское производство.
Поиск партнера для воплощения проекта
В случае появления подобной площадки в городе, рентабельность соседствующих площадей вырастает. Это выгодно для владельцев недвижимости, и района в целом.
Для проекта необходимо порядка 400-500 м2 (ориентировочная вместимость от 36 до 66 рабочих станций), важно наличие больших окон и выходов непосредственно на улицу. Ориентировочный бюджет на реализацию от 19 000 000 руб.
Для зоны кафе и бара привлекается отдельный оператор.
Для тестирования схемы мы рассматривали вариант мини-коворкинга, где все решения могут быть размещены и на меньшей площади. Также рассматриваем вариант, когда отдельные зоны располагаются на двух этажах или антресоли. Елизавета Семенова
Схема показывает вариативность размера помещений и соотношение общественной и рабочей частей пространства
Одобряем коворкинг? Да Нет
Источник: design-mate.ru