Кремль 15 века был первоклассной крепостью строительство

Кремлём, или кременцем, на Руси издавна называли каменную крепость, надёжно защищавшую от врагов. Такие крепости были не только в Москве. Но только Московский кремль приобрёл статус сакрального символа, олицетворяющего мощь великой страны.

За его краснокирпичными стенами находятся правительственные здания и гигантский музейный комплекс, где сосредоточены сотни тысяч артефактов, рассказывающих об истории и культуре России.

Стены и башни Кремля

В конце XV века царь Иван III развернул масштабное строительство на Боровицком холме. Лучшими фортификаторами того времени считались итальянцы, поэтому для возведения крепости государь пригласил миланских мастеров. И они не посрамили славы своего цеха, соорудив не просто мощный оборонительный рубеж, но и законченный архитектурный ансамбль. Ни одна из 20 башен не повторяется, стены украшают зубцы-мерлоны с «ласточкиным хвостом», выполненными по итальянской моде XV века.

Строительство Московского Кремля

Правда, первая каменная, из известняка, крепость-детинец на территории Москвы была построена ещё раньше, она получила название Белокаменный московский кремль. Её появление позволило великому княжеству Московскому проводить более самостоятельную и агрессивную политику. С этого времени в летописях появилось название «Москва Белокаменная», а её военное значение определилось в 1368 году во время нападения литовского князя Ольгерда.

Крепость выдержала несколько вражеских атак и ни разу не была взята штурмом. Князь не сумел уничтожить город и ограничился сожжением посадов – зданий, построенных за пределами кремлёвских стен, убийством и грабежом их жителей. Его же попытка взять город в 1370-м также не увенчалась успехом.

Кирпичные же, привычные нашему глазу, стены, появились уже позже, во времена Ивана III.

Сегодня за красными кремлёвскими стенами сразу несколько замечательных музеев, каждый из которых по-своему уникален. Упомянем лишь некоторые из них.

Оружейная палата

Музей-сокровищница «Оружейная палата» является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.

В музее представлено около четырёх тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Посещение Оружейной палаты возможно только в составе экскурсий.

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля.

Как , когда и кем был построен Московский кремль ..

Собор был возведён в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашённым итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Рассказывают, что он специально ездил во Владимир для изучения древних храмов и при возведении Успенского собора сохранил их стиль, но применил революционные строительные технологии. Благодаря им гигантское внутреннее пространство выглядит лёгким, купола словно парят в воздухе.

Роскошная роспись покрывает стены, столбы и потолок, иконостас поражает масштабами и красотой. Под этими сводами короновали русских царей и возводили в сан патриархов. Здание наполняет аура силы и величия.

Посвящение московского кафед­рального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нём сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

Благовещенский собор

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и самых богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции.

Читайте также:  Что понимается под завершением строительства

По свидетельству летописцев, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества.

По окончании строительства в 1489 году собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля), установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён крытыми галереями – папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Архангельский собор

Архангельский собор, построенный в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым, – самый своеобразный памятник в целостном ансамбле Соборной площади Московского Кремля.

С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществлённая Иваном III.

В той идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому собору, главному княжескому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома.

Храм посвящён архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы, перед тем как отправиться на войну, в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.

Колокольня Ивана Великого

Белый столп, увенчанный золотым шлемом, объединяет весь архитектурный ансамбль Соборной площади. Необыкновенное изящество и лёгкость огромной башни достигнуты за счёт уменьшения диаметра ярусов, прорезанных высокими окнами.

Благодаря мастерству зодчего колокольня устояла после взрыва, устроенного французскими захватчиками. В нижнем ярусе находится музей истории архитектурного ансамбля Московского кремля. Посетители видят фрагменты белокаменного кремля Дмитрия Донского. С обходной галереи открывается прекрасный вид на Соборную площадь.

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трёх с лишним веков – с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трёх разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Колокольня была возведена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила ещё один ярус звона, и её высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату – 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Фёдора.

В 1532–1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом – Филаретову пристройку.

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп «Иван Великий» устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814–1815 годах их восстановили в прежних объёмах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI–XVII веков.

Осмотр музея сопровождают индивидуальные аудиогиды. По окончании аудиоэкскурсии посетители выходят на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

Читайте также:  Методы исследования в строительстве

В 1450 году митрополит Иона возвёл на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня.

Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казённая палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни Патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 года начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученном Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

Огромное артиллерийское орудие занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Его калибр не превзойдён и сегодня. Из пушки выстрелили, по крайней мере, однажды, вполне возможно, что прахом сожжённого Лжедмитрия.

Мастер Андрей Чохов украсил наружную поверхность ствола литыми барельефами, один из которых изображает царя Фёдора Иоанновича.

Видимо, поэтому пушка и получила своё имя. Невероятный артефакт из прошлого восхищает не только размерами, но и мастерством исполнения, тонкой проработкой деталей.

Страница подготовлена совместно с Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы

Источник: obzor.lt

Кремль: история самой большой действующей крепости в мире

История Кремля

История Московского Кремля начинается в 1156 году — чуть позже, чем история самого города (официальной датой основания которого считается 1147 г.). Тогда по приказу киевского князя Юрия Долгорукого был построен первый Кремль, который по площади был в десять раз меньше современного. Первые же поселения на Боровицком холме, на котором находится и сам Кремль, возникли ещё во II тысячелетии до нашей эры — в то время здесь жили финно-угорские племена, давшие название и реке «Моск-ва», что в переводе с финно-угорского значит «Коровья речка», «Бычья речка» или даже «Грязная речка», — именно так переводят учёные-этимологи имя города. В дальнейшем славяне ассимилировали финно-угорские племена, но переняли многие их гидронимы и топонимы, а поэтому реку Москву продолжали именовать Москвой, от этого слова и произошло название города.

Заселение территории Москвы

Заселение территории Москвы

Примечание Fitzroy Magazine: справедливости ради надо сказать, что финно-угорская гипотеза — лишь одна из десятка различных версий происхождения имени российской столицы.

Само же слово «кремль» появилось, скорее всего, от слова «кремлевый». Словосочетание «кремлевое дерево» можно встретить в словаре В. Даля: оно означает хорошее, крепкое дерево, из которого можно было строить крепость. Кремлей у нас в стране много: самый древний Кремль находится в Пскове, а самый новый — в Тобольске.

Но вот Московский Кремль — самый большой по площади не только в России, но и во всём мире! Однако так было не всегда…

Первый Кремль возник при князе Юрии Долгоруком на Боровицком холме у места впадения реки Неглинной в Москву-реку. В то время по территории современного Александровского сада протекала речка Неглинная, которая в начале XIX века была убрана под землю.

Неглинка, как её многие до сих пор называют, впадала в Москву у Боровицкого холма, а перед местом впадения был брод — мелкое место, по которому можно было переходить речку на конях. Именно это и делал Юрий Долгорукий в 1147 году, когда путешествовал из Киева в Суздаль, где жила его семья. Пересекая Москву-реку по броду, он приметил эти холмы на границе Суздальского княжества и решил основать тут первую деревянную крепость. Правда, уже в те времена эти земли не были «бесхозными», они принадлежали гордому и строптивому боярину Степану Кучке, который не хотел их отдавать даже киевскому князю.

Читайте также:  Как называется линейка для измерения углов в строительстве

В результате Юрий Долгорукий с ним поступил в соответствии с правилами того времени: самого боярина убил, но сжалился над его детьми — их князь отправил на воспитание к своей семье, под город Владимир.

В дальнейшем, правда, эта ошибка отразилась на семье самого князя: его сын Андрей, будущий великий князь, сделавший город Владимир следующей столицей Руси, влюбился в одну из дочерей Степана Кучки, Ульяну, женился на ней и приблизил ко двору её братьев. Именно эти сыновья Кучки («Кучковичи») в 1174 году составили заговор и убили Андрея Боголюбского. Некоторые историки считают, что это убийство было в том числе местью за смерть их отца, хоть и произошло намного позже.
Однако история Москвы как города продолжила свое развитие. В XIII веке на Русь обрушилась великая беда: из восточных степей пришли «народы незнаемые» — татаро-монголы, захватили и сожгли многие города. Судьба эта не миновала и будущую столицу Руси.

«Тое же зимы взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную христьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева. А люди избиша от старьца и до сущаго младенца, а град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша, и много именья въземше, отидоша».

Лаврентьевская летопись, 1377 г.

Согласно Лаврентьевской летописи, в 1238 году войска хана Батыя полностью сожгли Москву, её жители попрятались в окрестных лесах, однако после того как монголы ушли, вернулись и вскоре восстановили город. При Иване Калите в начале XIV века Москва становится уже значимым, крупным городом Северо-Восточной Руси. Тогда были построены высокие кремлёвские стены из дуба. С этого времени некоторые исследователи называют Москву столицей, поскольку именно Иван Калита переманил в свой город из Владимира митрополита Петра — главу Церкви, а для средневековых русских людей тот город, где жил митрополит, и был фактически главным городом.

Васнецов Кремль при Иване Калите

Васнецов Кремль при Иване Калите

При Дмитрии Донском в конце XIV века был построен первый Кремль из камня, белого известняка, привозимого с границ современной Московской области. Именно с тех пор во многих источниках можно встретить термин «Москва белокаменная». Кремль действительно производил сильное впечатление и на самих москвичей, и на гостей города, однако его площадь ещё не была такой грандиозной, как при строительстве новой крепости в конце XV века. Кремль Дмитрия Донского был в два раза меньше современного, построенного итальянскими мастерами уже при Иване III.

Именно Иван III затеял грандиозное строительство в столице становившегося на ноги русского государства. Получивший прозвище Великий, Иван известен прежде всего тем, что прекратил платить дань Орде и фактически создал современное независимое русское государство. «Москва — третий Рим» — концепция, сформулированная чуть позже монахом Филофеем, наиболее полно описывала амбиции великого князя. К тому времени на берегах Босфора под натиском турков-османов пал Константинополь. Византия, крупнейшая православная империя, существовавшая более тысячи лет, была захвачена мусульманами. В результате Москва, в которую из Константинополя раньше даже назначали митрополитов, начала воспринимать себя наследницей, преемницей великой империи.

Из Византии на Русь пришёл, в частности, такой символ, как двуглавый орёл, которого с тех пор можно было встретить на княжеских монетах.

Иван Третий

Иван Третий

Кроме того, Иван III решил подчеркнуть преемственность Руси от павшей империи и заключил династический союз — вторым браком он женился на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, Софье Палеолог, женщине знатной, богатой, интеллигентной. Возможно, именно она рассказала своему мужу об итальянских архитекторах, которые в то время строили мосты, дворцы и крепости в Северной Италии. Иван III поручил своему послу в Венеции дьяку Семену Толбузину найти лучших мастеров своего дела — «муролей» (от итальянского muro — стена) и заманить их на Русь щедрыми посулами.

«А денег с Толбузиным князь велики послал своей казны 700 рублей, а рядиться с муролями повелел по 10 рублев на месяц найму…»

Данные русских летописей об Аристотеле Фиораванти

Соблазнённые огромным жалованьем (в окрестностях русской столицы большое село со всеми его обитателями можно было купить рублей за двадцать), в Москву в конце XV века потянулись итальянские «муроли», чьей главной задачей стало возведение крупнейшей крепости в мире. Но подробнее о строительстве Кремля и его архитектурных достопримечательностях мы расскажем в следующей статье.

Источник: fitzroymag.com

Рейтинг
Загрузка ...