Одной из главных задач технологического расчета магистральных газопроводов является определение экономически наивыгоднейших параметров транспорта газа. При этом оптимизируются следующие параметры: диаметр (при заданной производительности МГ), производительность (при заданном диаметре труб), рабочее давление и степень сжатия КС. Общим критерием оптимальности принимаемого решения является прибыль или приведенные годовые затраты. Оптимальному решению соответствует максимальная прибыль или минимальные приведенные затраты. Если разница прибыли (приведенных расходов) для каких-либо вариантов не превышает 5 %, то эти варианты следует считать равноценными и для выявления оптимального варианта привлекают дополнительные критерии (металлозатраты, энергозатраты, людские ресурсы и т.д.).
Расчет начинают с выбора конкурирующих диаметров. По заданной годовой пропускной способности QГ и принятому рабочему давлению по таблице 1 выбирают ориентировочное значение диаметра газопровода. Затем для сравнения выбирают ближайший больший к выбранному и ближайший меньший параметры.
Акты работ и КС-ки — не путаем!
Ориентировочные значения диаметра газопровода
DУ, мм | Годовая производительность QГ, млрд.м 3 /год |
рНАГ = 5,5 МПа рВС = 3,8 МПа | рНАГ = 7,5 МПа рВС = 5,1 МПа |
1,6–2,0 | 2,2–2,7 |
2,6–3,2 | 3,4–4,1 |
3,8–4,5 | 4,9–6,0 |
5,2–6,4 | 6,9–8,4 |
9,2–11,2 | 12,1–14,8 |
14,6–17,8 | 19,3–23,5 |
21,5–26,4 | 28,4–34,7 |
Этих данных достаточно, чтобы сделать технико-экономическое сравнение выбранных трех диаметров. Технико-экономический расчет может быть закончен, если с наибольшей прибылью (наименьшими приведенными затратами) окажется средний диаметр.
Если с наибольшей прибылью окажется вариант с самым малым диаметром (из трех выбранных), то надо просчитать дополнительный вариант по следующему ближайшему меньшему диаметру. Если же с наибольшей прибылью оказывается вариант с самым большим диаметром, то просчитывается дополнительный вариант по следующему ближайшему большему диаметру. Если с наибольшей прибылью оказался вариант газопровода диаметром 1420 мм, то дополнительный вариант не просчитывается. В этом случае к строительству принимается газопровод диаметром 1420 мм.
В структуре затрат на транспорт газа порядка 90 % составляет сумма амортизационных отчислений и стоимости энергии. В этом случае можно представить получаемую магистральным газопроводом прибыль следующим образом [5]:
где Пр – чистая прибыль от транспорта газа, тыс. руб.;
Т – тариф на транспорт газа по МГ, руб/(тыс. м 3 ·100 км);
Q – годовая производительность МГ, млн. м 3 ;
αЛ, αСТ – коэффициент амортизационных отчислений от линейной части и КС соответственно;
КЛ, КСТ – капитальные затраты на сооружение линейной части и КС МГ, тыс. руб;
Акты выполненных работ КС-2, КС-3
Sэ – стоимость топливного газа или электроэнергии, тыс. руб.
Значения тарифа на транспорт газа, коэффициентов амортизационных отчислений, капитальных затрат и стоимости электроэнергии и газа постоянно меняются. В учебных целях рекомендуется принимать:
Т = 6–10 руб/(тыс. м 3 ·100 км);
αЛ = 0,035–0,040, αСТ = 0,09 – 0,10;
цена топливного газа стг = 60–70 руб/тыс. м 3 ;
за заявленную мощность сэл1 = 270–300 руб/(кВт·мес):
за потребленную электроэнергию сэл2 = 0,2–0,25 руб/кВт·час.
Ориентировочные значения капитальных и эксплуатационных затрат, отнесенных к одному километру труб и одной КС, приведены в приложениях 1 и 2.
Стоимость строительства и эксплуатации одной компрессорной станции может быть найдена по следующим зависимостям:
где k0, э0 – стоимость строительства и эксплуатации КС, не зависящая от числа ГПА (прил. 2);
ki, эi – стоимость строительства и эксплуатации КС, зависящая от числа ГПА (прил. 2);
i – количество ГПА, установленных на КС.
Капитальные и эксплуатационные затраты в значительной мере зависят от региона, по которому проходит МГ, и топографических условий трассы:
где Эл, Эст – эксплуатационные расходы на линейную часть и КС;
L – длина МГ;
n – количество КС на МГ;
сл – стоимость строительства одного километра трубопровода (прил. 1);
сэл – стоимость эксплуатации одного километра трубопровода (прил. 1);
kр – районный коэффициент удорожания строительства и эксплуатации МГ;
kТ – топографический коэффициент удорожания строительства и эксплуатации МГ.
Для Тюменской области можно принять следующие значения районного и топографического коэффициентов:
1) районный коэффициент:
– юг области: капитальные вложения в линейную часть – 2,0;
капиталовложения в КС – 2,0;
эксплуатационные расходы – 1,5;
– Ханты-Мансийский национальный округ:
капитальные вложения в линейную часть – 2,8;
капиталовложения в КС – 2,5;
эксплуатационные расходы – 1,8;
– Ямало-Ненецкий национальный округ:
капитальные вложения в линейную часть – 2,8;
капиталовложения в КС – 2,6;
эксплуатационные расходы – 1,9;
2) топографический коэффициент:
– болотистый участок: линейная часть – 1,7;
– водные преграды: русловая часть – 4,8;
пойменная часть – 2,0.
Если толщина стенки труб отличается от указанной в Приложении 1, то приближенно стоимость строительства 1 км трубопровода может быть определена по формуле
где сЛО – стоимость строительства 1 км трубопровода при толщине стенки δ0 (прил. 1);
δ – толщина стенки трубопровода.
В зависимости от типа ГПА и наличия в составе КС АВО в технологическом процессе транспорта газа может использоваться топливный газ, электроэнергия или и то, и другое.
Стоимость топливного газа определяется зависимостью
где QТГ – расход топливного газа за анализируемый период (прил. 6).
Стоимость электроэнергии определяется в зависимости от величины заявленной мощности силовых установок и количества потребленной электроэнергии.
Если заявленная мощность превышает 750 кВт, то стоимость электроэнергии рассчитывается по двухставочному тарифу
где Nз – заявленная мощность КС, кВт;
n – количество месяцев в анализируемом периоде;
N – потребляемая электродвигателями КС мощность [7];
Т – продолжительность анализируемого периода, час.
1.2. Выбор типа газоперекачивающих агрегатов,
определение числа КС и расстояния между ними
Исходя из расчетной суточной производительности газопровода, подбирается основное оборудование компрессорной станции (нагнетатель, АВО, ПУ).
Суточная производительность газопровода при стандартных условиях Q (млн. м 3 /сут) определяется по формуле:
где QГ – годовая производительность газопровода, млрд м 3 /год;
КИ – оценочный коэффициент использования пропускной способности газопровода, который ориентировочного можно принять КИ = 0,85–0,9.
Расчет выполняется в соответствии с требованиями норм технологического проектирования [8].
Для определения числа компрессорных станций необходимо уточнить рабочее давление в газопроводе на входе и выходе компрессорной станции. Выбранные давления должны соответствовать нормативным давлениям на входе и выходе центробежных нагнетателей в соответствии с их характеристиками.
Выбор рабочего давления и типа газоперекачивающего агрегата. Современные магистральные газопроводы проектируются на рабочее давление
Р = 7,5 МПа. Проектирование газопроводов на рабочее давление Р = 5,6 МПа производится только для случаев соединения проектируемых газопроводов с системой существующих газопроводов такого же рабочего давления. Далее, исходя из расчетной суточной производительности и принятого рабочего давления, выбирается тип газоперекачивающего агрегата. По паспортным данным центробежного нагнетателя (ЦН) определяются номинальные значения давления всасывания РВС и нагнетания РНАГ.
Расчет свойств транспортируемого газа.Основными свойствами газа, необходимыми для выполнения технологического расчета газопровода, являются: плотность, молярная масса, газовая постоянная, псевдокритические температура и давление, относительная плотность газа по воздуху. Некоторые свойства компонентов природных газов приведены в таблице 2.
Физические свойства компонентов природных газов
Газ | Плотность, кг/м 3 | Динамическая вязкость, 10 7 Па·с | Молярная масса, кг/кмоль | Газовая постоянная, Дж/(кг·К) | ||
при 273 К и 0,1013 МПа | при 293 К и 0,1013 МПа | при 273 К и 0,1013 МПа | при 293 К и 0,1013 МПа | |||
Метан СН4 | 0,717 | 0,669 | 1,020 | 1,102 | 16,04 | 518,57 |
Этан С2Н6 | 1,356 | 1,264 | 0,880 | 0,940 | 30,07 | 276,64 |
Пропан С3Н8 | 2,010 | 1,872 | 0,770 | 0,820 | 44,09 | 188,68 |
Бутан С4Н10 | 2,307 | 2,519 | 0,690 | 0,760 | 58,12 | 143,08 |
Пентан С5Н12 | 3,457 | 3,228 | 0,636 | 0,632 | 72,15 | 115,23 |
Азот N2 | 1,251 | 1,165 | 1,710 | 1,840 | 28,02 | 296,75 |
Окись углерода СО | 1,250 | 1,165 | – | – | 28,01 | 296,94 |
Двуокись углерода СО2 | 1,977 | 1,842 | 1,400 | 1,650 | 44,01 | 188,97 |
Сероводород Н2S | 1,539 | 1,434 | 1,230 | – | 34,02 | 115,23 |
Воздух | 1,293 | 1,206 | 1,745 | 1,822 | 28,96 | 292,70 |
Плотность газа при стандартных условиях (293 К и 0,101325 МПа) определяется по формуле аддитивности (сложения)
где а1, …, аn – доля каждого компонента в смеси для данного состава газа;
ρ1,…, ρn – плотность компонента при стандартных условиях, кг/м 3 .
где М1,…, Мn – молярная масса компонента, кг/кмоль.
Газовая постоянная (Дж/(кг·К)):
где = 8314,4 – универсальная газовая постоянная, Дж/(кмоль·К).
ТПК = 155,24 · (0,564 + ρСТ), (12)
рПК = 0,1773 · (26,831 – ρСТ), (13)
Источник: studopedia.ru
Как рассчитать страховку ОСАГО?
Правила расчета автогражданки регулируются двумя главными документами. Закон об ОСАГО обозначает все параметры, которые должны быть учтены в расчете страховки. Указание Банка России объясняет, как именно и по каким формулам рассчитывать цену. Оно же устанавливает предельные размеры базовых ставок тарифов, коэффициенты и порядок их применения.
Чтобы рассчитать цену полиса ОСАГО, базовую ставку умножают на коэффициенты. При расчете базовых ставок исходят из назначения и технических особенностей автомобиля. Центробанк указывает минимальное и максимальное значение базовой ставки, а страховые компании (СК) сами определяют точную цифру.
Коэффициенты зависят как от технических возможностей машины, так и от возраста и опыта ее водителей, а также от региона регистрации и многого другого. Они могут быть равны единице, меньше или больше нее. Именно от коэффициентов зависит, уменьшаться или увеличиваться будет цена ОСАГО при умножении на них базовой ставки страховки.
Если вы правильно определите коэффициенты, то, сравнив ставки разных компаний, сможете выбрать меньшую цену для своей страховки. Формулы несложные, но иногда бывает непросто учесть все нюансы. Если не получается посчитать всё самому или есть другие вопросы о страховании, обратитесь за консультацией к автоюристу.
Как считается стоимость полиса ОСАГО?
Стоимость страховки рассчитывают по формулам из пункта 12 приложения 4 Указания Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У. Всего там 12 формул, выбор варианта зависит от следующих факторов:
- к какой категории относится транспорт;
- физическому или юридическому лицу принадлежит автомобиль;
- в России зарегистрирована машина или за границей.
Для подавляющего большинства автолюбителей России формула такая: Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН. По ней нужно рассчитывать цену страховки всем физлицам с машинами категории В (ВЕ), зарегистрированными в нашей стране и оформляющими полис на срок от 3 месяцев. Для остальных типов автомобилей предусмотрены и другие коэффициенты. По специальным формулам могут рассчитать ОСАГО те, кому страховка нужна только для того, чтобы доехать до техосмотра.
Буква «Т» в примере — это и есть стоимость полиса для вас, а для СК это называется размером страховой премии. Чтобы получить эту величину, берут базовый тариф (ТБ) в рублях и умножают на коэффициенты — свои для каждого автомобиля, водителя и региона. Все значения коэффициентов на 2019 год вы найдете в конце статьи.
Базовый тариф (ТБ)
Значение базовой ставки (тарифа базового) в рублях для ОСАГО рассчитывает Центробанк, устанавливая минимальное и максимальное значения не меньше чем на год. Страховщики в рамках этого коридора выбирают ставку и потом не имеют права ее менять, пока банк не установит новые значения. ТБ зависит от типа транспорта и вида собственника, также в него закладывается ожидаемая инфляция. В выбранной нами в качестве примера формуле для категории В (ВЕ) в этом году определены такие тарифы страховок для физлиц и ИП:
- для личного использования автомобиля: 2746–4942 руб.;
- для использования автомобиля в качестве такси: 4110–7399 руб.
Категорию транспорта определяют по документу о его регистрации (это может быть техпаспорт, техталон, свидетельство или аналогичные). Если в этом документе данные о типе автотранспорта и категории разнятся, то в расчет берут именно категорию.
Территориальный коэффициент (КТ)
Этот коэффициент указан в пункте 1 приложения 2 все того же документа Центробанка. Он зависит от региона и даже от размера населенного пункта, на территории которого будет использоваться автомобиль. Ведь чем больше машин на территории, тем выше возможность аварий и, значит, выше страховые риски.
Для областных городов КТ больше, для крупных райцентров меньше, а самый маленький — для сел и деревень. Например, для Брянской области в ЦФО территориальный коэффициент для расчета ОСАГО в 2019 году:
- 1,5 — Брянск (областной центр);
- 1 — Клинцы (крупный райцентр);
- 0,7 — остальные населенные пункты.
По Закону об ОСАГО территорией использования считается место жительства собственника автомобиля или место регистрации автомобиля. Для временного использования в России иностранных машин КТ = 1,7. Юрлица берут коэффициент для того региона, который указан в их учредительных документах.
Бонус-малус (КБМ)
Это коэффициент профессиональности водителя, которую, с некоторой натяжкой, определяют по числу совершенных им аварий и обращений за выплатами по страховке. Бонус-малус с латыни переводится как «хороший-плохой», он может дать как скидку за безаварийность, так и удорожание полиса, если по вине водителя были ДТП.
Самый плохой КБМ 2,45 (малус для совершивших 3 и более аварии), самый хороший 0,5 (бонус за 11 лет безупречного вождения). Ни от возраста, ни от стажа коэффициент не зависит. Если в страховке ОСАГО указаны несколько водителей, цена рассчитывается по худшему показателю из всех.
Значения КБМ на 2019 год даны в приложении 6 Указаний Банка России. Порядок расчета коэффициента изменился:
- бывший класс «М» переименован в «1»;
- после перерыва в страховании бонус-малус больше не «слетает»;
- по закону теперь применяется минимальный КБМ, если у водителя они разные в своей и чужой страховке;
- КБМ устанавливается на год и меняется каждое 1 апреля.
Если вы не знаете свой КБМ, данные можно посмотреть в автоматизированной информационной системе (АИС) Российского союза автостраховщиков (РСА). Информацию в эту базу, по Закону об ОСАГО, обязаны вносить все страховые компании. Тем, кто страхуется впервые, присваивается КБМ 1. Смена автомобиля на этот коэффициент не влияет, он зависит лишь от страховых случаев с участием водителя.
Возраст и стаж (КВС)
Этот показатель в 2019 году изменился в сторону детализации: было 4 варианта сочетания возраста и стажа водителя, а теперь их 58. КВС по возрастным категориям в зависимости от стажа для ОСАГО теперь рассчитывается так:
- до 21 года — от 1,87 до 1,66;
- 22–24 года — от 1,77 до 1,04;
- 25–29 лет — от 1,77 до 1,01;
- 30–59 лет — от 1,63 до 0,96;
- старше 59 лет — от 1,6 до 0,93.
Самые высокие коэффициенты у молодых людей с минимальным стажем, самые низкие — у давно получивших права водителей в возрасте. В случае с иностранными машинами КВС = 1,7 для физлиц, для юрлиц КВС = 1. Полная таблица есть в пункте 4 приложения 2 Указания Центробанка.
Возраст определяется по паспорту, стаж — по дате получения водительских прав (отдельно по каждой категории). При этом учитывается лишь количество полных лет. Водите вы машину или нет — неважно, стаж все равно идет. Подробно о том, как рассчитать свой водительский стаж для ОСАГО, читайте в нашей статье.
Ограничение управления (КО)
Показатель КО зависит от того, ограничиваете вы или нет в полисе ОСАГО количество водителей, которым доверяете управление страхуемым автомобилем. Есть всего 2 варианта значений КО для страхователей-физлиц:
- 1 — круг водителей ограничен;
- 1,87 — нет ограничения по числу допущенных к управлению.
Для юридических лиц коэффициент всегда 1,8, вне зависимости от ограничения количества водителей. Этот коэффициент страховых тарифов описан в пункте 3 Указания.
Мощность двигателя (КМ)
Считается, что мощность двигателя связана с вероятностью возникновения страховых случаев. Чем мощнее машина, тем выше риск. Значения КМ в зависимости от мощности в лошадиных силах (л. с.) приведены в пункте 5 документа ЦБ РФ:
- до 50 включительно — 0,6;
- свыше 50 до 70 л. с. — 1;
- свыше 70 до 100 л. с. — 1,1;
- свыше 100 до 120 л. с. — 1,2;
- свыше 120 до 150 л. с. — 1,4;
- больше 150 л. с. — 1,6.
Данные о мощности мотора есть в техническом паспорте или свидетельстве (ПТС или СТС). Если в ваших документах она указана только в киловаттах, для пересчета эту цифру нужно умножить на 1,35962. Износ же во внимание не берется.
Сезонность использования (КС)
КС относится к понижающим коэффициентам ОСАГО и отражает период, в течение которого вы рассчитываете активно эксплуатировать автомобиль. Если полис оформляется на срок от 10 месяцев, КС = 1. Минимальное значение 0,5 — для 3 месяцев. Все варианты размещены в таблице пункта 7 приложения 2 Указания.
Можно сэкономить, оформив ОСАГО с более низким КС, если вы уверены, что в какие-то сезоны транспорт не понадобится. Например, вы будете использовать машину только летом для поездок на дачу, а потом поставите «на прикол».
Коэффициент нарушений (КН)
КН — это показатель грубых нарушений договора страхования или правил вождения. Страховщики могут его применить, если клиент обманул СК, предоставив ложные сведения, или умышленно спровоцировал ДТП, или исказил факты, чтобы увеличить выплату по страховке. А также если он причинил вред, как сказано в законе, «при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования», например:
- управлял автомобилем, не будучи вписанным в полис в качестве водителя или не имея прав этой категории;
- умышленно нанес вред чьему-то здоровью или жизни;
- находился за рулем в состоянии опьянения;
- оставил место ДТП;
- нарушил условия предыдущего страхового договора ОСАГО.
Коэффициент защищает СК от недобросовестных клиентов и оговорен в части 3 статьи 9 Закона об ОСАГО. Если нарушения есть, базовый тариф умножается на 1,5, если их нет, то СК = 1.
Пример расчета цены страховки ОСАГО
Рассчитаем стоимость ОСАГО по минимальному и максимальному тарифу для гипотетического водителя. Пусть он живет в Брянске, ему 36 лет, 10 из них он за рулем. У него легковушка, за рулем только он, последние 4 года ездит без аварий, страховку оформляет на год. Значения для формулы будут примерно такими:
- ТБ от 2746 до 4942 рублей (категория В, не такси);
- КТ = 1,5 (для Брянска);
- КБМ = 0,8 (4 года без аварий);
- КВС = 0,96 (36 лет, 10 лет стажа);
- КО = 1 (круг водителей ограничен);
- КМ = 1,1 (98 лошадиных сил);
- КС = 1 (используется круглый год);
- КН = 1 (правила страхования не нарушал).
Тогда по минимальной ставке ему нужно платить 2746 * 1,5 * 0,8 * 0,96 * 1,1 = 3479,73 руб., а по максимальной 4942 * 1,5 * 0,8 * 0,96 * 1,1 = 6249,5 руб. В самом договоре ОСАГО каждая компания имеет право прописать дополнительные условия. Например, можно рассчитывать на скидку за то, что страхуетесь здесь несколько лет подряд.
Бывают в СК и надбавки, увеличивающие стоимость полиса. Но не до бесконечности: по Закону об ОСАГО, максимальная цена страховки не может превышать БТ больше чем втрое, а если применяется КН — больше чем в 5 раз.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Источник: rtiger.com
Величина физического износа объектов капитального строительства
Целью настоящего исследования является определение, для объектов капитального строительства (ОКС) Московской области, зависимости степени физического износа здания от фактического срока жизни объекта и его основных конструктивных материалов (материала стен), и получение модели (аппроксимирующего уравнения), позволяющей решить обратную задачу: определение уровня физического износа по конструктивному материалу и сроку «жизни» объекта.
Исходные материалы
Данные ГУП МО «МОБТИ»
В полях – «CADASTRALNUMBER» — «KEYPARAMETER_VALUE» содержатся данные филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области (в исходной версии базы представлена таблица включающая полный перечень полей, содержащихся в исходных xml-файлах Росреестра, однако, для целей настоящего исследования эти сведения не представляют интереса, а перечисленные – используются, в основном, для контроля), в полях от «BLOCATION» до «BPARAMETER_VALUE» содержатся дополняющие данные ГУП МО «МОБТИ» по соответствующим объектам кадастрового учета.
В таблице ниже представлен характер наполнения базы данных, с учетом наличия текстовых и числовых величин (для последних определены среднее – минимальное – максимальное значения).
Как можно видеть по минимальным и максимальным значениям числовых полей, данные не свободны от ошибок и артефактов различного рода (например, в данных поля «этажность» явно присутствуют года постройки объекта; в полях «год …» наличествуют значения «прошедших и будущих тысячелетий» и т.п.). Количество ошибочных данных невелико – до сотен и, по нашему мнению не оказывает сколь либо существенного влияния на итоговый результат обработки десятков и сотен тысяч значений, поэтому проводилась лишь предварительная обработка («чистка») исходной базы, на предмет исключения значений противоречащих здравому смыслу.
Для настоящего исследования использованы данные следующих полей: BWALL; BYEAR_BUILT; BYEAR_USED; BIZNOS_DATE; BIZNOS_VALUE.
BWALL — материал стен в виде текстового описателя, значительно отличается от кодировки признака WALL (в справочнике он поименован как «dWall») Росреестра, насчитывающей 31 вариант числового кода, соответствующего определенному описанию материала стен (см. таблицу ниже).
Таблица 1 Перечень наименований материалов наружных стен здания, применяемый при ведении Единого государственного реестра объектов капитального строительства (dWall)
В частности, поле BWALL дополняющих данных может быть заполнено как в соответствии с порядком перечисления конструктивных элементов здания в типовом техническом паспорте, например (сохранена орфография источника, используются не самые краткие описания):
«ленточн из бет блоков, из сборн ж/б фунд блоков, барьер — в 1 кирпич, барьер — в 1 кирпич, барьер — металл реш, барьер — в 1 кирпич, барьер — в 1 кирпич, барьер — в 1 кирпич, в 0,5 кир сплошной на кирп ст с устройством цоколя»
так и в порядке несколько отличном от привычного:
«АГВ 80 кв 3,металл рифленный в железных столбах, металл рифленный в железных столбах, Двойные тесовые, Бревенчатые, Кирпичные, Тесовые, Кирпичные, Тесовая, Бревенчатые, бревенчатые, кирпичные, бетонные, кирпичные»;
«штакетный, горбыль, сплошной забор из нестроган. досок, тес в разбежку, от электроводонагревателя, кирпичные, бетонное, бревенчатые, бревенчатые, бревенчатые, 1 тес, кирпичные, 1 тес, металлические, бревенчатые, 1 водяное отопление от АОГВ-17-4-3».
Если в первом случае более-менее понятно, что речь идет о кирпичном здании на фундаменте из ж/б блоков, то для 2-3 описания собственно материал стен характеризуемого здания не столь очевиден – описания начинаются то с наличия в доме АГВ, то с ограждения участка забором из штакетника и горбыля, и только где-то в середине фразы мелькает описание, которое можно отнести на счет стен – «бревенчатые, кирпичные, бетонные», «кирпичные, бетонное, бревенчатые», – возможно речь идет о здании со стенами из смешанных материалов, а возможно перечислены дополнительные характеристики хозяйственных построек, либо разнородные части единого здания. В отличие от 31 варианта кодов материала стен Росреестра количество уникальных вариантов записей в поле BWALL составляет 419 996 для зданий, и 10 345 для сооружений.
Разделение выборки по классам конструктивных систем (КС)
Поскольку определение стоимости замещения объектов оценки предполагается проводить с использованием расценок приводимых в изданиях серии «Справочник оценщика» («КОИНВЕСТ»), следует проанализировать характер физического износа для объектов, которые возможно отнести к той или иной конструктивной системе. Разделение всех объектов-аналогов на конструктивные системы является авторской разработкой компании «КО-ИНВЕСТ», по мнению ее создателей, получившей широкое распространение. В справочнике указывается тип конструктивной системы в соответствии с классификацией, принятой в изданиях серии «Справочник оценщика» и информационно-аналитическом бюллетене «Индексы цен в строительстве».
Ниже приводится слегка измененная (по структуре) таблица описания конструктивных систем с их кодами, размещаемая в каждом издании Справочника (например: в разделе «Информационная основа и принципы построения изданий КО-ИНВЕСТ серии «Справочник оценщика», «Общественные здания» — 2014; с.15.)
Собственно процесс классификации, т.е. отнесения объекта к тому или иному классу конструктивной системы, реализован в виде программы на VBA, алгоритм которой предполагает подсчет количества упоминаний материалов характеризующих класс КС, и присвоение объекту по максимальному (или первому, при равенстве) количеству, соответствующего кода КС, там где это возможно, исходя из содержания текстового описателя (например: такие лапидарные описатели как (дословно): «шалаш»; «хол. камера»; «фундамент гаража» не содержат информации о материалах из которых выполнен объект, и соответственно невозможно их уверенное отнесение к определенной КС).
Результатом классификации по КС явилось разделение выборки на подвыборки в соответствии с определенным классом качества:
При этом стоит упомянуть, что не все результаты класса КС соотносятся с возрастом и износом здания (т.е. некоторые объекты не имеют сведений о годах постройки, или ввода в эксплуатацию, либо эти данные заведомо являются ошибочными – например, величина износа в 30768 («Износ основной литеры», по смыслу данных в колонке – в процентах).
В полученных файлах-подвыборках был рассчитан возраст объекта оценки на дату инвентаризации, соответствующую, по принятому допущению, моменту определения физического износа, отраженного в базе данных. Затем, для получения генерализованного результата, проводилось осреднение определений (значений) физического износа по интервалам в один год. На нижеприведенных гистограммах приведено распределение объектов по срокам фактической жизни (интервал – 5 лет).
Среднее значение года строительства, рассчитанное по совокупным данным МОБТИ и Росреестра (эти данные не всегда совпадают, и часто дополняют друг друга), составляет 1980 (год).
Анализ результатов данного этапа позволил прийти к выводу, что выборки объемом менее 1000 значений недостаточно четко описывают общую тенденцию подгруппы (сильное рассеивание исходных данных в плоскости «возраст-износ» не позволяет получить зависимость с высокими прогностическими свойствами, что отражается низким коэффициентом детерминации), в связи с чем, данные соответствующих подгрупп (КС-5, КС-10, КС-14) были исключены из дальнейшего рассмотрения.
Остальные подвыборки демонстрируют четко выраженную, нелинейную зависимость величины физического износа от возраста ОКС.
На приведенном ниже графике, для объектов с КС-1 (кирпичные стены), отображены две зависящих от фактического срока жизни объектов характеристики: общее количество зданий указанного конструктивного класса, выраженное в % общего количества(514 573 объекта, с известным возрастом) и величину их физического износа, %:
Некоторое недоумение вызывает избыточно высокая (по нашему мнению) доля «новых» объектов – около 58%. Это может быть результатом того, что в качестве даты их постройки ошибочно указана дата инвентаризации, или иных неточностей, в пользу чего говорит и высокий учтенный износ этих объектов – в среднем около 16%.
Таки образом, эта точка распределения содержит заведомые ошибки, и исключена нами из построения модели физического износа. На графике собственно величины износа, заметно, что при достижении определенного возраста (в данном случае — 95 лет), отмечается устойчивое снижение величин износа. Это может быть как результатом неучтенных (в полях YEAR_USED, BYEAR_USED) дат капитального ремонта, резко снижающего физический износ здания, так и некоторых технических ошибок, искусственно удлиняющих расчетный срок существования объекта(в частности, это может быть связано с особенностью конвертации дат в табличном процессоре Эксель, где величина «0» (- не слишком удачный вариант маркировки отсутствия данных) соответствует «дате» «00.01.1900», что при последующем усечении стандартными функциями до года, создаст ошибочную дату постройки — 1900 год.). При этом, по характеру верхней кумулятивной кривой распределения количества зданий по сроку их жизни, можно видеть, что данное «зашумление» охватывает лишь 0,5% от общего количества охарактеризованных объектов, и, следовательно, без ущерба для результата может быть исключено из построения модели, в первую очередь из-за противоречия теоретическим представлениям о характере накопления износа материальными объектами, в общем случае описываемого семейством т.н. логистических (сигмоидальных; S- ) кривых (см. например описание https://ru.wikipedia.org/wiki/Сигмоида).
Выбор характеризующего уравнения износа
Для подбора оптимального уравнения связи «возраст – физический износ», был использован программный продукт TableCutve 2D v2.03(продукт компании Jandel Scientific (San Rafael, CA, USA), см. https://en.wikipedia.org/wiki/TableCurve_2D). Данная программа позволяет исследовать характер связи двумерного распределения первичных данных посредством вычисления характеристик и коэффициентов нескольких тысяч функций различных типов, объединенных в десяток семейств. Критерием выбора характеризующей функции, описывающей модель физического износа в исследуемых классах КС (подвыборках), нами выбраны 3 показателя:
- Уровень коэффициента детерминации (R2 );
- Соответствие результирующей кривой теоретическим представлениям о старении физического объекта (накопление износа во времени);
- Относительная простота уравнения связи.
В результате анализа перечня возможных решений, сгенерированного программой, в качестве основной модели было выбрано полиномиальное уравнение вида:
y^(0.5)=a+bx+cx^2+dx^3
X – фактический срок жизни ОКС, лет;
Y – величина физического износа, %;
a, b, c, d – коэффициенты полинома.
Общий вид уравнения связи для подвыборки КС-1 приведен на рисунке ниже.
КС-1: Ограждающие конструкции — кирпич; несущие — железобетон, сталь
Рисунок 1 Общий вид графика уравнения связи для КС-1
По оси абсцисс расположен возраст ОКС в годах, по оси ординат – величина физического износа в долях единицы. Левая часть кривой, для возраста объекта менее 0, не имеет физического смысла. Правая, экстраполирующая, часть кривой демонстрирует резкое накопление износа объектами на интервале 120-150 лет, что соответствует представлениям о ветшании конструкций здания не подвергавшегося капитальному ремонту, даже при условии проведения своевременных текущих ремонтных и регламентных работ.
Ниже приводятся результаты для прочих классов КС. Следует обратить внимание, что для класса КС-12 использован тот же полином, но меньшего (второго) порядка; а для класса КС-13 подобрано уравнение, использующее при Y функцию Ln(), вместо степенной с показателем 0,5.
Рисунок 2 Вид и характеристики модели физического износа для КС-1
КС-3: Ограждающие конструкции — железобетон; несущие — железобетон в бескаркасных системах
Рисунок 3 Общий вид графика уравнения связи для КС-3
Рисунок 4 Вид и характеристики модели физического износа для КС-3
КС-4: Ограждающие конструкции — железобетон; несущие — железобетон в каркасных системах
Рисунок 5 Общий вид графика уравнения связи для КС-4
Рисунок 6 Вид и характеристики модели физического износа для КС-4
КС-6: Ограждающие конструкции — тонкий металлический лист и эффективные теплоизоляционные материалы; несущие — железобетон, сталь
Рисунок 7 Общий вид графика уравнения связи для КС-6
Рисунок 8 Вид и характеристики модели физического износа для КС-4-6
КС-7: Ограждающие конструкции — древесина; несущие — древесина и другие конструктивные материалы
Рисунок 9 Общий вид графика уравнения связи для КС-7
Рисунок 10 Вид и характеристики модели физического износа для КС-7
КС-11: С преимущественным применением конструкционной стали
Рисунок 11 Общий вид графика уравнения связи для КС-11
Рисунок 12 Вид и характеристики модели физического износа для КС-11
КС-12: С преимущественным применением стальных труб
Рисунок 13 Общий вид графика уравнения связи для КС-12
Рисунок 14 Вид и характеристики модели физического износа для КС-12
КС-13: С преимущественным применением древесины
Рисунок 15 Общий вид графика уравнения связи для КС-13
Рисунок 16 Вид и характеристики модели физического износа для КС-13
В таблице ниже приведены виды уравнений моделей износа по исследованным классам конструктивных систем, величины соответствующего коэффициента детерминации, и значения коэффициентов полинома.
В практических целях, для групп по которым не проводились расчеты (по недостатку данных, или трудности разделения по краткому описанию между группами, например КС-1 и КС-1А), указано уравнение, которое по нашему мнению наиболее подходит (исходя из близости конструктивных решений) для данного классам конструктивных систем. Расчет физического износа для классов КС-14 – КС-15 может быть проведен по классической формуле Балашова, исходя из нормативного срока жизни объектов этих классов.
R2 – коэффициент детерминации;
a, b, c, d – значения соответствующих коэффициентов полинома.
Рисунок 17 Графическое отображение моделей физического износа по классам конструктивных систем «КО-ИНВЕСТ» (по уравнениям из Таблица 2).
Полученный набор уравнений (моделей) физического износа, позволяет, в случае отсутствия прямого указания на величину физического износа объекта, определить, исходя из класса конструктивной системы (в первую очередь — материала стен) и срока жизни (срок от даты строительства, либо, при наличии, даты капитального ремонта — до даты оценки), наиболее вероятную величину физического износа объекта.
В расчетах рекомендуется использовать допущение, что при превышении расчетным значением физического износа объекта величины 70%, используется значение 70%; а для разрушенных объектов, при массовой оценке, использовать величину износа 80% (если в «неформальном описании» — поле «Адрес описательный»(поля Name и Other узла Address исходных xml-фалов), присутствуют упоминания «разрушен», «руинирован», «сгорел» и т.п.).
Значительный объем исходных данных, использованных для расчета моделей, а так же их пространственное распределение – в границах всей Московской области – позволяет надеяться на применимость полученных моделей для оценок физического износа объектов капитального строительства по крайней мере в границах Европейской части Российской Федерации.
Источник: www.ocenchik.ru