Кто был архитектором при строительстве храма спаса на крови

  • История создания Спаса на Крови
  • Проектирование и строительство
  • Архитектура
  • Каменное убранство
  • Мозаика

Архитектура

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.

Собор Спаса на Крови в Санкт Петербурге #Авиамания

Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.

Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.

В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.

В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.

История собора. Храм Спас на Крови

В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.

Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,

ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.

Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.

Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.

Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.

Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.

К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.

Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.

Источник: cathedral.ru

Спас на Крови

Вид на Храм Спаса на Крови с юга

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России [1] .

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Читайте также:  Строительство как утеплить дом

История

Временная часовня

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие.

Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко.

Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.Дмитрий Суворов также принимал участие.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома [2] . Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании [3] . Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди [4] .

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года [5] ).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00 [5] .

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим [6] .

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

Читайте также:  Технология строительства дорог в СНТ

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви, отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

История после закрытия прихода

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

Архитектура и внутреннее убранство

Купола

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.

Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.

В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Источник: dic.academic.ru

Спас на Крови

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В центре Петербурга стоит храм Спаса на Крови. Кажется, что он случайно попал сюда из другого мира. Его архитектурный стиль отличается и от соседних жилых доходных домов, построенных в этот же период, и от своих «собратьев» – других столичных храмов. Ради его строительства была изменена даже конфигурация канала, возле которого он поставлен.

И судьба церкви с необычным историческим названием «Спас на крови» не менее драматична, чем жизненный путь российского императора, в честь которого он построен.

История храма Спаса на Крови

Храма Спаса на Крови, 1900-1905 г. в Санкт-Петербурге

Император Александр II за свое правление провел массу государственных реформ, изменивших жизнь страны до неузнаваемости: отмену крепостничества и аракчеевских военных поселений, введение прямого и косвенного налогообложения, контроля за бюджетными потоками, городского и земского самоуправления, создание новых систем среднего и высшего образования, судов присяжных, независимых от полицейского следствия. Военная реформа после Крымской войны изменила устройство, управление и финансирование армии. Это позволило провести победную балканскую кампанию 1877-1878 годов.

Возникшая оппозиция «народников», недовольная качеством реформ, быстро превратилась в террористов. Царь-освободитель благополучно пережил семь покушений и был смертельно ранен в восьмом – 1 марта 1881 года*, на набережной Екатерининского канала.

Смертельное ранение Александр II при взрыве бомбы Александр II в 1881 году

Член террористической организации «Народная воля» Рысаков Н.И. бросил первую бомбу под лошадей кареты Александр II. Ранены были несколько казаков и случайные прохожие, Император не пострадал. Он решил подойти к пострадавшим, чтобы выразить слова утешения. И тогда, не замеченный охраной, второй сообщник Гриневицкий И.И. бросил под ноги Царя вторую бомбу. Спустя около часа после покушения Александр II скончался от полученного ранения в Зимнем дворце.

*Дореволюционные даты здесь и далее приведены по юлианскому (старому) стилю.

Увековечение памяти царя-реформатора

Освящение часовни на месте убийства Александра II 17 апреля 1881 года

Уже на следующий день, 2 марта, Петербургская городская дума обратилась к наследнику, новому императору Александру III, по поводу постройки на месте ранения его отца часовни. Государь согласился с предложением, как временной мерой, до начала возведения полноценного храма-памятника.

Уже через 6 недель «на крови», то есть на месте пролития крови коронованной особы, стояла небольшая часовня, воздвигнутая на деньги двух купцов – Громова и Милютина. Сооружение пробыло на набережной два года, до начала строительства нового собора Воскресения Христова, или как называли в просторечии – Спаса на Крови, затем еще 9 лет оно находилось на Конюшенной площади.

Архитектор Спаса на Крови и его проект

Проект Спаса на Крови архитектора Парланда, одобренный Александра III, 1883 г.

Конкурс на проект новой церкви «на крови» в Санкт-Петербурге был объявлен одновременно с возведением часовни, но результаты ни первого, ни второго этапов не устроили главного заказчика – Александра III. Новый государь увлекся идеалами старинного русского быта и зодчества и хотел видеть новую церковь в традициях шатровых церквей XVII века, времен царствования Алексея Михайловича.

Читайте также:  Строительство молочно товарной фермы инвестиционный проект

Только на третьем этапе летом 1883 года император одобрил проект Спаса на Крови, представленный архитектором Альфредом Парландом, идейным соавтором которого стал архимандрит столичной Троице-Сергиевой пустыни Игнатий Малышев, до пострига – художник и зодчий, учившийся у самого Карла Брюллова. Проект был признан предварительным.

Конечный результат оказался более массивным и компактным. Были учтены особенности грунта и изменение береговой линии канала, так как главной идеей стало возведение колокольни непосредственно над местом смертельного ранения царя и его выделение внутренним сооружением – сенью.

К соавторам Парланда, тем, кто построил Спас на Крови, можно отнести его учеников Фиделли и Орехова, а также всю государственную комиссию и, в особенности, архитектора Ивана Штрома.

Строительство собора

Строительство храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, 1897-1898 г.

В церемонии торжественной закладки первого камня 18.10.1883 года участвовал император Александр III. Окончательный внешний вид храма утвердили только в мае 1887 года.

Большую часть из 4 млн 600 тыс. руб. выделило из казны и личных финансов семейство Романовых, 500 тыс. собрали среди российских граждан.

Возведение длилось почти 24 года. Такой долгий срок объясняется особенностями внутреннего убранства – использованием многочисленных мозаик вместо традиционных живописных икон и фресок, а также дорогостоящим строительством в уже законченном храме памятной сени с использованием драгоценных камней и золота.

Кроме того, промышленная революция второй половины XIX века также внесла коррективы: собор был электрифицирован, устроены системы отопления и вентиляции. Фундамент впервые был устроен не свайный, а сплошной бетонный.

Освящение Спаса на Крови (собора Воскресения Христова) 19 августа 1907

Годом окончания постройки Спаса на Крови в Санкт-Петербурге стал 1907. Освящение храма состоялось уже при Николае II на праздник Преображения Господня 6 августа.

Период недолгого служения

Собор Воскресения Христова на Крови, 1907-1911 г.

До Октябрьской революции Спас на Крови содержался за счет бюджета империи. Службы проводились по большим праздникам и для поминовения убиенного государя, а вход дозволялся только узкому кругу избранных по специальным пропускам.

С 1917 года храм лишился содержания. Церковнослужители обратились к горожанам с сообщением об открытии обычных служб и просьбой о посильной помощи, а к новым властям – о разрешении на создание прихода, которое было получено в декабре 1919.

В двадцатые годы храм перевели под начало «обновленцев» — реформаторов православия под руководством ОГПУ, а затем в 1930 году закрыли совсем.

От храма до морга, склада и обратно

Следы на стене Спаса на Крови от снарядов выпущенных фашистам

После прекращения служб руководство Ленинграда поставило вопрос о снесении собора, но – не сложилось. Ни в 1931, ни в 1938 году, ни при Хрущове. Говорят, что в 1941 даже завезли взрывчатку. Но началась война, блокада. В храме устроили морг для умерших от голода жителей.

Здание частично пострадало от обстрелов и бомбежек. При этом в планы срочной послевоенной реставрации, как объекта культурного наследия, оно не вошло. Его немного отремонтировали и устроили склад театральных декораций.

В 1961 году при техническом осмотре куполов и перекрытий был обнаружен фугасный снаряд, застрявший среди брусьев, держащих центральный купол. Огромными усилиями саперов опасная находка была снята с уровня более 45 м и обезврежена на Пулковских высотах.

В 1968 году храм отдали в ведение Исаакиевского собора, давно действовавшего как музей, а с 1970 начались реставрационные работы.

«Хочу придать домам знакомый с детства вид,

Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…»

Песню о родном городе Александр Розенбаум написал в 1984 году. Внешне за 14 лет вид собора, к сожалению, не менялся. Объект по-прежнему не входил в число первых по исторической значимости для городских властей. Леса сняли в 1991, и только в 1997 году храм открылся для посетителей как музей. Первая литургия состоялась 23.05.2004.

Архитектурные особенности и внешний вид

Архитектура храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) построен в неорусском стиле, как ветви эклектики. На волне патриотизма после успешной войны на Балканах высшее общество заинтересовалось допетровской историей Руси, ее образом жизни и зодчеством. Выбор архитектурного решения в стиле старинных московских или ярославских теремов и церквей стал следствием новых веяний. По формам и украшениям куполов собор имеет сходство с храмом Василия Блаженного на Красной площади.

Основной объем храма – четверик (куб). К нему пристроена алтарная часть в виде апсиды с двумя полукружьями и колокольня, полностью охватывающая место пролития крови императора. Для выполнения последнего условия пришлось изменить линию набережной – засыпать русло канала на 8 метров в ширину.

Над четвериком возвышаются 5 куполов, главный из которых – шатровый. Каждый из них имеет собственный рельефный рисунок и покрыт по медной основе несколькими видами ювелирной эмали. Еще четыре «луковицы» – над алтарем и колокольней – золоченые.

Купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Входы в собор расположены по бокам колокольни, они оформлены в виде теремных крылец с характерными двускатными кровлями. Над ними – шатровые навершия, на остриях которых – гербы империи – двуглавые орлы.

Для облицовки здания использован красный кирпич германского производства. Нижний ярус (цоколь) отделан гранитом двух оттенков серого цвета. Декоративные детали подкупольных барабанов, оконных наличников, кокошников и закомар подчеркнуты светлым мрамором. Яркость стенам придают многочисленные изразцы и мозаичные иконы вместо росписей-фресок, совершенно не потерявшие цвет за столетие.

Источник: www.spbmuzei.ru

Рейтинг
Загрузка ...