Последний раз бюджет Русской православной церкви публиковался в 1997 году при патриархе Алексии II. С тех пор финансы Московской патриархии (МП) — центрального аппарата РПЦ — стали тайной за семью печатями. Пресс-служба патриархии не отвечает на вопросы о церковном бюджете, а просочившиеся в СМИ сведения крайне скудны и обрывочны. Daily Storm попытался составить картину того, сколько денег получает патриархия ежегодно и на что их тратит. Оказалось, что доходы МП не исчисляются многими миллиардами рублей, хотя так может показаться при взгляде на роскошное убранство храмов и из-за темпов их строительства.
Московская патриархия определяет, как живет вся Церковь, контактирует с властями России и других стран, решает все важнейшие церковные вопросы. Ее руководителем является патриарх, он возглавляет и Священный Синод — совещательный орган, который управляет РПЦ в период между Архиерейскими соборами. В Синод входят девять постоянных и пять временных членов — епархиальных архиереев. Пользуясь политической аналогией, Синод — это президиум партии, а Архиерейский собор — партийный съезд.
Жители девервнь Урмарского района собрали деньги на строительство храма
гласит, что патриарх и Синод являются главными распорядителями денег РПЦ. Но еще один — это Высший церковный совет, в который входят руководители синодальных отделов МП. В патриархии есть отделы, управления и комиссии. 19 из них подчиняются Синоду, еще 11 — непосредственно патриарху. Среди них пресс-служба, дипломатическая служба (ОВЦС), управления по делам молодежи, социальному служению и благотворительности и так далее.
Деньги в бюджет патриархии поступают в основном в виде ежемесячных платежей от епархий (епархиальный сбор), от различных церковных учреждений, предприятий и представительств за рубежом, а также в виде пожертвований. Пожертвования прихожан и спонсорские деньги составляют большую часть доходов. Устав не запрещает Церкви получать выручку и от ценных бумаг и вкладов, а также от работы компаний, учрежденных подразделениями РПЦ «самостоятельно или совместно с иными юридическими или физическими лицами», сказано в Уставе.
РПЦ по состоянию на начало 2019 года включает в себя 309 епархий с 382 архиереями на территории различных стран, в ее храмах служат десятки тысяч священников. В России около тысячи монастырей и почти 40 тысяч приходов, в странах дальнего зарубежья действует 19 епархий с 977 приходами и 40 монастырями. Московская патриархия, получающая сборы от всех епархий, руководит всем этим, однако ее бюджет — это не бюджет всей Церкви. Каждая епархия и каждый приход обычно оформляются как отдельные юрлица, ведут собственную бухгалтерию и имеют свои банковские счета. Поэтому патриархия не в состоянии мониторить все денежные потоки в РПЦ.
Ежемесячные сборы с епархий по всей России и со столичных храмов — крупнейшая статья доходов Московской патриархии. Сборы отчисляют и некоторые монастыри — ставропигиальные, то есть подчиняющиеся напрямую патриарху. Суммы поступлений не разглашаются, но, как рассказали несколько источников Daily Storm, объем сбора устанавливается индивидуально для каждого храма и монастыря и обычно составляет 15-30% от дохода. Настоятелей уведомляют об этом письмами или электронными сообщениями.
Челябинский предприниматель пожертвовал дом за 10 млн руб на строительство храма. Мужик ☝️
«Раньше поступления из епархий были символическими, сейчас они больше. Некоторые богатые митрополии могут отчислять до 50 миллионов в год. Бедные епархии ничего не платят, особенно расположенные на Дальнем Востоке», — рассказал Daily Storm протоиерей Всеволод Чаплин — один из немногих, кто общается с журналистами на тему церковных финансов.
За год патриархия получает от епархий в общей сложности около 300 миллионов рублей, полагает Чаплин. Сейчас в РПЦ существуют 194 епархии на территории России. Деньги поступают в Финансово-хозяйственное управление РПЦ (ФХУ).
В Москве, как говорится в докладе патриарха Кирилла, действуют 1179 церквей, но службы проходят только в 516. Из них приходских храмов, которые посещает существенное число прихожан, — 301. Еще 117 — временные. Именно у этих 418 храмов достаточно возможностей для отчисления существенных сумм в МП. Возможности зависят от пожертвований прихожан и дохода церквей от продажи свечей и утвари.
Некоторые храмы, имеющие свободные помещения, сдают их в аренду, чтобы заработать больше.
При этом более 760 храмов в столице — строящиеся или расположены в монастырях, при больницах, тюрьмах и других учреждениях, где мало прихожан. Как правило, они не отчисляют сборы в патриархию.
Источники в РПЦ подтвердили, что в Москве лишь около 400 храмов получают существенный доход. Из них 300, по приблизительной оценке, отправляют в патриархию в среднем по 500 тысяч рублей за год (обычно это 15-30% от всех доходов храма). Приблизительно по миллиону рублей платят около 100 храмов — они в основном расположены в густонаселенных районах Москвы.
Лишь самые известные и популярные у верующих и туристов способны отчислять в патриархию более 1,5 миллиона рублей в год, считают собеседники в РПЦ. Ведь на каждого настоятеля, помимо «налога», возложена обязанность содержать свой храм в надлежащем виде и платить зарплаты священникам и персоналу. А деньги на это Церковь в подавляющем большинстве случаев не выделяет, поэтому настоятели сами постоянно ищут спонсоров.
«Очевидно, что посещаемые приходы, которые расположены в спальных районах, имеют большие финансовые возможности. Но есть и приходы, от которых нет никаких поступлений в патриархию: больничные, тюремные храмы, куда ходят люди, у которых нет никаких средств. Ситуация во всех храмах очень разная», — пояснил Daily Storm Всеволод Чаплин.
При этом, по словам протоиерея, в последние годы люди стали оставлять существенно меньше пожертвований. Из-за этого уменьшились и суммы сборов в патриархию.
«Мой приход — один из крупнейших в Москве. Мы отчисляем в патриархию в год примерно миллион двести тысяч рублей, — рассказал Daily Storm настоятель одного из храмов в спальном районе столицы. — Приход может находиться в центре и там может быть много прихожан, но там может не быть активной жизни: нет крещений, отпеваний. А на окраине, где люди живут, будет совсем другая ситуация».
Патриархия также получает деньги от ставропигиальных монастырей, которые находятся в России и других странах. Ставропигиальный («крестоутвержденный») — означает подчиняющийся патриарху. На сайте МП ставропигиальными названы 33 монастыря. В их числе Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Оптина пустынь, Новый Иерусалим в Истре, Валаам, Соловки, Пюхтица и ряд других монастырей.
Собеседник Daily Storm в руководстве Троице-Сергиевой лавры рассказал, какие суммы отчисляют патриархии ставропигиальные монастыри: «Раньше они отчисляли 10% от того, что официально проводили по бухгалтерии. Ежемесячно Троице-Сергиева лавра отчисляла полтора-два миллиона», — сказал источник.
При этом он посетовал, что монастырям дорого обходятся визиты патриарха. В РПЦ есть устоявшаяся традиция: при каждом посещении высшего начальства оно получает от принимающей стороны суммы в конвертах. Получается, что эти расходы тоже уходят в МП. «Каждый визит патриарха обходится лавре в пять миллионов рублей, — сказал источник. —Надо всех разместить, накормить и что-то в карман положить».
Об истоках этой традиции рассказал Daily Storm настоятель одного из московских храмов, протоиерей Алексий. «Если архиерей приезжает в приход, то это большой праздник. Мы чтим архиерея как духовного отца. Это обычная благодарность священника. Без архиерея Церкви нет. Просто так должно быть.
Сейчас это делается добровольно, насколько приход может это себе позволить. Обязаловки нет», — сказал священнослужитель.
Вывести среднюю сумму доходов Московской патриархии со ставропигиальных монастырей весьма сложно. Троице-Сергиева лавра — крупнейший и богатейший из них, имеющий свое хозяйство и расположенный недалеко от Москвы, — привлекает много туристов. Другие монастыри, вероятно, не могут отчислять в МП такие крупные суммы. Если считать, что из 33 монастырей половина отчисляет примерно полмиллиона рублей в год, а другая — миллион, то патриархия получает около 25 миллионов рублей ежегодно.
В целом, по приблизительной оценке, все московские храмы и ставропигиальные монастыри ежегодно пополняют «кубышку патриарха» на 400 миллионов рублей. Деньги поступают каждый месяц через викариатства в административных округах Москвы в Финансово-хозяйственное управление (ФХУ) Московской патриархии. Там средства оформляют и затем кладут на банковские счета. Несколько лет назад их хранили в банках «Софрино» и «Пересвет». Сегодня на сайте ФХУ в разделе «Реквизиты» указан банк ВТБ.
Свечи и патриаршее вино
Существенная строка доходов РПЦ — прибыль, получаемая предприятиями, принадлежащими Московской патриархии.
Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году оборот гостиницы «Даниловская» при МП составил 102 миллиона рублей, прибыль — около 4,4 миллиона, предприятие уплатило 877 тысяч рублей налогов. У патриаршего издательства оборот 40 миллионов, прибыль — 278 тысяч рублей, было уплачено налогов на 75 тысяч рублей. Оборот же церковного предприятия «Софрино», которое производит утварь, иконы и свечи, — два миллиарда, но по итогам года оно показало убыточность в 40 миллионов. При этом в 2015 году его оборот составлял почти три миллиарда рублей.
«К тому же сейчас Китай производит дешевую утварь для всех конфессий, китайские производители зашли и на российский рынок», — посетовал отец Всеволод.
Сейчас Московская патриархия создает новое предприятие: винодельческое хозяйство «Мезыбь» в селе Дивноморское по соседству с резиденцией патриарха Кирилла. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», совладельцами хозяйства являются ФХУ МП и «Софрино». СМИ писали, что предприятие собирается производить классические сухие вина из популярных сортов винограда и продавать их под брендом Mezyb. По словам пресс-секретаря патриарха Александра Волкова, РПЦ будет использовать опыт католиков: «Не думаю, что это будет масс-маркет. Вероятно, это будет достаточно эксклюзивное вино, как, скажем, есть у католиков папские вина, которые сложно купить».
В 2016 году доходы от церковных предприятий протоиерей Всеволод Чаплин оценивал в 150 миллионов рублей в год. Сейчас из-за падения продаж церковных товаров речь, по его словам, может идти о 50-100 миллионах рублей.
Общая сумма регулярных поступлений в МП от московских приходов, ставропигий, епархий и церковных предприятий составляет около 800 миллионов в год.
Интересная деталь. Как рассказал нам один из московских священников, раньше МП оплачивала из своего бюджета зарплаты всему аппарату, но теперь часть отделов и управлений перевели на самоокупаемость и они финансируются за счет нескольких московских храмов. Ежемесячно поступления составляют сотни тысяч рублей. Один из храмов с большим количеством прихожан отчисляет каждый месяц по 300 тысяч рублей на обеспечение деятельности патриарха Кирилла. Как отметил источник, для нынешних скудных на пожертвования времен это ощутимая сумма.
«Патриарх Кирилл назначил руководителей отделов МП настоятелями храмов. И теперь отделы финансируются храмами, настоятелями которых стали главы отделов. Их распихали по всей Москве, и приходы взвыли: свой штат кормить нечем, а тут надо давать большие суммы человеку, который появляется в храме только по праздникам», — рассказал собеседник в руководстве Троице-Сергиевой лавры.
Есть и другие примеры, как МП выходит из положения. Отдел по социальному служению и благотворительности находится на содержании спонсоров, оплачивая штат из регулярных пожертвований.
Содержание и обеспечение деятельности патриарха — одна из важнейших задач Московской патриархии.
Помимо проведения праздничных богослужений, предстоятель РПЦ часто встречается с государственными деятелями России и других стран, а также со священнослужителями иных конфессий. Для этих встреч у патриарха есть резиденции. СМИ чаще всего пишут про стоимость их строительства, но интереснее то, что в Церкви считают вложения в убранство резиденций политически важными и оправданными.
«Патриарх Кирилл нуждается в хорошей резиденции, а может быть, и в нескольких. Где можно было бы принять главу православного государства, раввина или муфтия. И потом нам не будут пенять, что мы мелкая организация, которая не может достойно встретить высокого гостя, а значит, не достойна внимания и уважения. Иначе потом патриарху придется сидеть у них в приемной и искать их расположения», — заявил Daily Storm протоиерей Всеволод Чаплин.
Резиденций у патриарха как минимум три: в Переделкине, в Дивноморске под Геленджиком — Духовно-просветительский центр РПЦ на юге России — и в Свято-Даниловом монастыре.
«Они оформлены как подворья, но по сути это резиденции», — говорит собеседник в РПЦ.
В мае 2019 года издание The Bell опубликовало статью о строительстве патриаршей резиденции за 2,8 миллиарда рублей в городе Пушкино. Правда, заказчиком выступило государство: управление делами президента. Но позже пресс-служба патриархии опровергла информацию о строительстве резиденции, заявив, что там будут размещаться члены Священного Синода, а для предстоятеля РПЦ предназначены только одна-две комнаты.
Протоиерей Всеволод Чаплин по этому поводу заявил, что близкие родственники патриарха Кирилла «не могут бесконтрольно использовать церковные средства».
Рептильный фонд и «заначка на черный день»
Есть у Московской патриархии и другие важные, открыто говоря, политические задачи. Патриархия активно занимается церковной дипломатией. Это, естественно, требует затрат. Например, расходы Русской православной церкви на зарубежные представительства — епархии в других странах и различные общественные организации, коих насчитывается примерно 20-30 — составляют около 100-200 миллионов рублей ежегодно. Зарплаты церковных дипломатов — это далеко не все.
В РПЦ, как рассказал Daily Storm источник в церковных кругах, создан так называемый рептильный фонд — аналог фонда в царской охранке, из которого выплачивались деньги прессе и чиновникам за лояльность царскому двору. Так и в РПЦ есть фонд для финансирования лояльности иностранных чиновников и представителей других поместных церквей и конфессий.
Собеседник предположил, что отчасти из этого фонда оплачиваются расходы на урегулирование конфликта с Константинопольским патриархатом после создания на Украине автокефальной поместной православной церкви (ПЦУ). Константинопольский патриархат выдал Киеву томос об автокефалии, что спровоцировало конфликт с РПЦ. К слову, подчиненная Московской патриархии Украинская православная церковь находится на самообеспечении, денег из России не получает и в Москву их не отправляет.
«Я допускаю, что весьма дорогостоящие подарки могут делаться зарубежным чиновникам и православным иерархам. Но я не думаю, что есть какой-то специальный фонд. Многие предметы церковной утвари, которые были подарены иностранцам, предоставляло «Софрино», которое само их производит», — прокомментировал информацию источника протоиерей Всеволод Чаплин.
Также, по данным источников, в РПЦ откладывают часть свободных средств в «заначку». Ведь за сотни лет своего существования Церковь сталкивалась как с периодами лояльного отношения к себе со стороны власти, так и с гонениями.
Комментируя информацию о «заначке», протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что не уверен в ее существовании, но напомнил о лопнувших банках «Софрино» и «Пересвет». «Многое из того, что там хранилось, теперь утеряно», — заметил священник.
Благотворительность Московской патриархии
В отчете патриарха Кирилла за 2018 год говорится, что из средств, собранных с московских приходов и ставропигиальных монастырей, профинансированы четыре учебных заведения РПЦ, Московская клиническая больница святителя Алексия, телеканал «Спас» и частично — программа поддержки строительства храмов в российской столице.
Учебные заведения — это Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, а также Сретенская и Московская духовные семинарии. В 2016 году бюджет Московской духовной академии (МДА) составил около 200 миллионов рублей. Как тогда писал дьякон Андрей Кураев, из бюджета патриархии учебное заведение финансируется на 50%, а оставшуюся половину традиционно дают спонсоры. МДА — крупнейшее православное учебное заведение России. Также в отчете сообщается, что в 2018 году 142 многодетных священнослужителя получили помощь на общую сумму около трех миллионов рублей.
При патриархии создан Фонд поддержки строительства храмов в Москве, который занимается возведением церквей, однако он финансируется из средств, полученных от благотворителей. Как удалось выяснить, эта организация в основном помогает с разработкой проектной документации, а деньги на само строительство добывают будущие настоятели храмов. Патриархия участвует в создании далеко не всех храмов, помогая только там, где не удалось найти спонсоров.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году Фонд поддержки строительства храмов в Москве получил 194 миллиона рублей взносов. На благотворительную деятельность он потратил 182 миллиона, три миллиона ушло на зарплаты сотрудникам. Главой фонда является руководитель ФХУ, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов).
В отчете патриарха говорится, что в столичных приходах в 2018 году насчитывалось 365 социальных работников. Из них 56% — штатные сотрудники на окладе (одна треть — священнослужители), 44% — добровольцы или нештатные сотрудники. В 2018 году созданы 72 новые собственные социальные службы. Среди наиболее распространенных видов приходского социального служения можно выделить организацию добровольческих групп милосердия, пунктов приема и раздачи одежды, службы помощи семье, приходского консультирования. Всего в 2018 году при московских храмах действовало 1017 благотворительных организаций.
В Москве в 2018 году работали четыре столовые для бездомных и мобильный автобус благотворительного фонда «Помощник и покровитель», который ежемесячно оказывал помощь примерно 2200 нуждающимся. В восьми московских СИЗО работали 76 священников, поддерживая задержанных и предоставляя им книги, одежду и другую помощь. На церковные праздники арестанты получали от них подарки.
В 2018 году впервые была реализована «Программа помощи многодетным священнослужителям». Она включала в себя выплаты к началу учебного года — пять тысяч рублей на каждого школьника от семи до 18 лет. Помощь на общую сумму в 2,43 миллиона была оказана 142 священникам. Также от приходов ее получили 133 человека на общие суммы в 866,7 тысячи рублей (ежемесячные выплаты) и 1,35 миллиона рублей (единовременные). В этом списке — выплаты служителям Церкви при рождении ребенка, на это патриархия выделила 510 тысяч рублей.
Жить по средствам
РПЦ — это не корпорация, созданная для зарабатывания денег, заявил Daily Storm настоятель одного из московских храмов отец Алексий: «Если бы Церковь хотела зарабатывать деньги, то мы бы служили требы для всех: и атеистов, и католиков, и баптистов — лишь бы деньги давали. А так мы отпеваем только наших, крещеных православных».
Протоиерей Всеволод Чаплин также высказался о роли денег в жизни Церкви: «Некоторые считают, что денежный вопрос в Церкви главный. В советское время в РПЦ пришло много людей, которые были весьма одарены в коммерческих вопросах. Если бы они пошли в бизнес, то, может быть, стали бы успешными бизнесменами и смогли бы сколотить большие состояния, которые бы потратили на себя.
Но сама жизнь этих людей показывает, что в Церковь они шли не за деньгами. А сейчас этих денег стало совсем немного. Поэтому искать какую-то шкурную мотивацию в Церкви странно. Но то, как расходуются средства, — это вопрос повышенного морального значения».
По словам протоиерея, сейчас школьный учитель в среднем получает больше священника, так что церковь перестала быть местом обогащения.
Закрытость финансовой деятельности РПЦ одобряют далеко не все священнослужители. Многие из них выступают за прозрачность, но не идут против общецерковного принципа «так принято». Всеволод Чаплин считает, что надо вернуться к практике публикаций расходов и доходов, как это было при патриархе Алексии II. Ведь открытость скажется и на отношении миллионов россиян к Церкви.
«Главный вопрос — что делать. Прежде всего, жить по средствам. Почему бы не пригласить нескольких экономистов и вместе с ними не взвесить все доходы и расходы? А потом вместе со всей Церковью — с духовенством и мирянами, которые и наполняют ее бюджет — обсудить, на что средства надо тратить, а от чего стоит отказаться», — выразил свое мнение протоиерей.
«Важно, чтобы каждый прихожанин понимал, куда церковные средства тратятся. Нужно, чтобы к людям не относились как к кормовой базе, так как они члены христианского братства», — добавил Всеволод Чаплин.
Daily Storm при подсчете доходов Московской патриархии не учитывал спонсорскую помощь от физических и юридических лиц, в том числе госкомпаний, поскольку ее объемы и регулярность невозможно предсказать. Церковь участвует в жизни общества и государство выделяет деньги на определенные цели и мероприятия, которые проводятся силами РПЦ. Иногда это крупные суммы — сотни миллионов рублей в год. Эти статьи расходов бюджета являются открытой информацией.
Источник: finance.rambler.ru
Как церковь получает и расходует финансы, на что живут священники и куда тратят заработанное
Продолжаем рассматривать финансовую сторону жизни людей разных профессий. В статье мы поговорим о доходах и расходах церкви и ее служителей. Информацией из первых рук поделился действующий приходской священник.
Как строится церковная иерархия
Чтобы стать священником, необходимо получить духовное образование в семинарии. Ранее при длительном служении в церкви и наличии сильного желания такой статус могли дать человеку со стороны. Сейчас правила изменились. Семинарии теперь официально отнесены к государственным высшим учебным заведениям. На деле же духовное образование очень не похоже на светское.
Выпускник семинарии редко может устроиться на стандартную работу. Перед ним стоит выбор: срочно вступить в брак и искать место в церкви, либо остаться холостым и постричься в монахи. Первый вариант более привычный. После женитьбы семинарист может рассчитывать на посвящение в духовный сан (путем прохождения рукоположения).
Ему нужно написать прошение епископу для дальнейшего определения в священники. Второй путь реализуют реже, поскольку вести такой образ жизни достаточно сложно.
В церковную иерархию входят церковнослужители и священнослужители. Первые только помогают проводить службы. Вторые же проходят рукоположение и имеют право на совершение таинств, могут управлять приходом. Они делятся на диаконов, иереев и епископов. Сколько месяцев, лет или десятилетий семинарист потратит на то, чтобы стать священником, зависит только от его способностей и послушания.
В приходах назначают своего главу. Если в нем малое количество прихожан, то священник выполняет основную часть работы сам и с помощью матушки. Если же людей больше, то могут нанять свечниц, уборщиц, привратников (присматривают за храмом). Священник же будет приходить только на служения.
Уволить могут за проступки, повлекшие для церкви репутационный и публичный ущерб. Виновник для начала может перейти в приход в другом населенном пункте, после — в отпуск без компенсации. При серьезных нарушениях могут вовсе уволить.
Как формируется бюджет церкви
Денежными средствами распоряжается настоятель. Это глава юрлица — православной религиозной организации в определенной местности. Храмы регистрируются в установленном законодательством РФ порядке как некоммерческие организации. У них есть свои уставы и бухгалтерия.
Приходы существуют на пожертвования от прихожан и захожан. Люди покупают свечи, иконы, записки, и другие предметы, заказывают требы (священнодействия, совершаемые по просьбе, например, освящение, крещение, венчание). Приобретая крестик, человек по сути делает пожертвование на рекомендуемую сумму. Если рассматривать эту операцию юридически, то вернуть религиозный аксессуар нельзя, поскольку он получен бесплатно. Какую сумму устанавливать на те или иные товары, также решает настоятель.
Летом доход церкви ниже, чем в другие времена года. Люди разъезжаются по отпускам и больше занимаются личными делами. Наиболее прибыльное время — это церковные праздники, особенно Пасха, Рождество и Крещение. В крупных городах денег жертвуют больше. В деревнях бабушки могут приносить еду с собственного огорода, какие-то заготовки и вещи.
Храмы областных столиц могут собирать доход около 1–2 млн. в месяц. В Москве — еще больше. Иногда предприниматели жертвуют церкви строительные материалы, оплачивают коммунальные расходы или оказывают другую материальную и нематериальную помощь.
Помимо обычных пожертвований деньги также поступают на расчетный счет. Это обязательно фиксируется в бухгалтерских документах. Расходовать полученные средства можно только по целевому назначению. Направления для трат прописаны в Уставе.
На что храмы тратят деньги
Для отлаженной работы составляется штатное расписание, где указывают всех сотрудников: настоятеля, священника, диаконов, свечниц, уборщиц, звонарей. Строго установленной границы окладов для служителей церкви нет. Могут быть рекомендованные нормы с опорой на ТК РФ. Минимальный оклад стараются делать не ниже установленного государством прожиточного минимума.
Второе по объему направление расходования средств — приобретение необходимых для храма товаров. Здесь вступают в силу правила рыночной экономики. Настоятель пытается совершать покупки по наиболее приятной цене. Стоимость литургических наборов, кадил и других предметов для богослужения достигает десятков и сотен тысяч рублей.
Если приход имеет много денег, то он может потратиться на замену или изготовление нового иконостаса. Это стоит от 1,5 до 10 млн. рублей. Но даже богатые приходы редко делают такие покупки. В деревенских небольших церквях иконостас могут вообще распечатать на фотобумаге. Издалека будет непонятно, иконы это или репродукции.
Из чего состоит доход священника
Рабочий день служителя часто не нормирован. На утреннюю службу необходимо прийти к 7–8 утра, заканчивается она примерно в 11 часов. Далее — работа с прихожанами и другие обязанности.
Доход священника формируется из оклада и денежных средств за проведенные требы. Размер пожертвований за богослужения на заказ устанавливает настоятель. Некоторые храмы выставляют список цен у входа, чтобы все могли с ним предварительно ознакомиться. В других случаях люди сами интересуются, сколько должны.
Тогда священник может назвать размер пожертвования или сказать «Сколько можете подать». В таких случаях человек часто начинает переживать, что ошибется с оценкой, и дает большую сумму. Если говорить о границах, то одна треба может стоить от 500 до 30 000 рублей.
Зарплата священника за месяц может варьироваться от 20 000 до 200 000 рублей. Начинающие зарабатывают мало. Как правило, около 20 тысяч на требах и 15 — в качестве оклада. У настоятеля доход больше. В Москве 200 тыс. может быть не максимальной, а средней зарплатой служителя.
В центральных храмах по городам настоятель может получать от 1 млн. руб.
Каковы светские расходы священников
Личное жилье они оплачивают самостоятельно. Редкие богатые храмы имеют служебные квартиры для своих работников. Такое встречается в качестве исключения.
На еду может уходить около 15–20 тысяч рублей. Зависит от региона. Как правило, расходы на пропитание небольшие, потому что часть продуктов можно взять в церкви. Люди приносят их за проведение обрядов поминовения. Часто есть в доступе крупы, хлеб, растительное мало, конфеты, кагор.
Что касается одежды. Ряса и подрясник изнашиваются достаточно медленно, поэтому их покупают раз в 5–10 лет. Они стоят 15 и 10 тысяч рублей соответственно. Облачение священника и другие специфические аксессуары приобретаются за счет прихода.
Многие священнослужители посещают спортзал. Это не просто забота о здоровье, а жизненная необходимость. Богослужения идут много часов, в течение которых нужно стоять практически без движений. Это требует физической силы и выносливости. Со временем начинает болеть поясница и появляются другие проблемы со здоровьем.
Поэтому нужно следить за физическим состоянием.
По нормам ТК РФ служителям также положен полноценный отпуск 28 дней. Важно заранее условиться, чтобы даты не совпали с другим священником, который его заменит. Место и тип отдыха можно выбирать на свое усмотрение. По достижении пенсионного возраста необязательно уходить со своей должности. Не запрещается работать до глубокой старости.
Уйти из церкви может вынудить состояние здоровья или другие серьезные жизненные обстоятельства.
Источник: moneyzz.ru
Меркантильный вопрос: откуда в Церкви берутся деньги
Жизнь священников далека от мифа о «попах на мерседесах» с золотыми часами
Церковная экономика — вещь крайне непрозрачная. Откуда берутся деньги в епархиях и приходах, в открытых источниках данных нет. При этом, как рассказали Daily Storm несколько настоятелей небольших храмов в Москве и регионах, объем бюджета отдельного прихода обычно составляет от одного до пяти миллионов рублей в год. У крупных храмов — десятки миллионов.
Все церкви отчисляют в епархию так называемый епархиальный сбор — внутрицерковный налог, о котором не принято рассказывать. При этом священники, которые служат «на земле», вынуждены содержать храмы и зарабатывать себе на жизнь. В таких условиях каждый настоятель становится отчасти предпринимателем.
Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.
Доходы
В РПЦ нет общих для всех финансовых правил. В каждой епархии деньги распределяют по-своему, руководствуясь принципом «так принято». Священники избегают говорить с журналистами на меркантильные темы. Однако сложностей у них хватает. Каждый настоятель обязан содержать храм в надлежащем виде, платить зарплаты сотрудникам и отчислять часть доходов в епархию.
Основные источники доходов для храмов: спонсорская помощь и пожертвования, которые оставляют прихожане в «церковных кружках».
Cпонсорами приходов чаще всего выступают бизнесмены, которых жизнь связала с настоятелем или со священниками храма. Кто-то помогает церкви, потому что это престижно, а кто-то верит и надеется на то, что эта жертва зачтется после смерти. Есть спонсоры, которых находит патриархия и «прикрепляет» к конкретному приходу. Иногда в роли спонсора выступают чиновники или целые ведомства.
Суммы пожертвований могут быть огромными, но обычно в таких случаях это целевая помощь на ремонт, реконструкцию или проведение какого-то мероприятия. Крупные средства редко попадают на банковский счет общины. Но иногда спонсоры все же дают деньги просто так, в бюджет храма. Это обеспечивает каждодневную деятельность прихода.
«Сейчас стало гораздо меньше спонсоров, а те, которые есть, — все более прижимисты. Они могут прислать рабочих, оплатить икону, иногда оплатить праздничную трапезу», — рассказал Daily Storm протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот.
Нередки слухи и публикации о том, что священнослужители принимают пожертвования от представителей криминалитета. В церкви на эту тему отвечают так: лучше, когда человек раскаивается в совершенном грехе, чем грех нераскаянный. Например, в одном городе среди православных говорят, что крупный бизнесмен в конце 90-х годов «заказал» бизнес-партнера, и того застрелили. Прошли годы, и он построил часовню в память о человеке, которого убил, чтобы замолить грех. Церковь приняла такую жертву.
При отсутствии спонсорской помощи 60-80% всего приходского бюджета формируется за счет продаж свечей и пожертвований прихожан. На свечах удается заработать больше всего, также верующие оставляют храму деньги с записками о молитвах за близких или умерших. Еще один источник доходов — пожертвования, которые остаются в специальных ящичках — «церковных кружках». Кто-то оставляет 100 рублей, а кто-то — десять тысяч, прогнозировать точную сумму поступлений невозможно.
В церковной лавке помимо свечей продаются иконы, книги и утварь, но их покупают мало, говорят собеседники Daily Storm. Всю продукцию храмы приобретают у епархий, и заработать значительную сумму не получается, тем более в селах. «Просто все, кому это надо, уже купили, — поясняет Чаплин. — Очень мало стали покупать церковных книг. Книги, как и утварь, — это разовые покупки, у большинства прихожан они уже дома есть. В месяц поступления от продаж составляют максимум десять тысяч рублей».
Некоторые храмы и монастыри, особенно в сельской местности, организуют какое-то подсобное хозяйство, занимаются фермерством. Самый распространенный церковный стартап в городах — это недорогое кафе.
Еще один возможный источник дохода храма — получение гранта из регионального или федерального бюджета. Грант могут дать, например, на работу с молодежью или на профилактику наркомании. Но, по словам Всеволода Чаплина, получают деньги единицы приходов, а выделяется только часть от реально необходимой суммы. Его храм уже несколько лет подает на грант из бюджета Москвы, но пока ответа нет. При этом храм Феодора Студита у Никитских ворот находится в собственности города и является памятником федерального значения.
Как рассказал Daily Storm диакон Андрей Кураев, для получения гранта священникам иногда приходится участвовать и в коррупционных схемах: «Тут бывают и откаты, и приходится задействовать центральные церковные структуры, их лоббистские возможности». Говорить в деталях о финансовой деятельности РПЦ Кураев не стал, отметив, что недостаточно знаком с этой сферой.
«Церковные бюджеты всех уровней абсолютно непрозрачны для взгляда снизу. Это же касается и перечисления денег из прихода в епархию», — заключил он.
Расходы
«Епархиальный сбор» — важнейшая статья расходов каждого храма (15-25% бюджета). Деньги уходят правящему архиерею. Сумма определяется специальными письмами, которые рассылаются по приходам. Для маленьких храмов сбор составляет минимум несколько десятков тысяч рублей в месяц.
Как рассказал Daily Storm священник одного из московских храмов отец Алексей, в последние годы настоятели столкнулись с кризисом — пожертвований не хватает. Поэтому приходы обращаются к спонсорам, чтобы оплатить сбор.
Если отчисления в епархию — самая важная, обязательная статья расходов, то крупнейшая — выплаты «техническому персоналу», то есть людям, которые работают в храме. «Это сторожа, это певчие, это служащие церковных лавок, это уборщики и рабочие — постоянные или временные. Эти расходы занимают примерно 70% бюджета», — рассказал Всеволод Чаплин, отметив, что часть сотрудников в храме оформляют по трудовому договору, а часть работают бесплатно как волонтеры.
Сколько получают сами священнослужители, зависит от настоятеля. В Москве зарплаты священников составляют от 20 до 40 тысяч рублей. В регионах — меньше. За каждого священника РПЦ платит государству подоходный налог.
Церковная зарплата не может полностью обеспечить священника и его семью, поэтому приходится подрабатывать: совершать по заказу требы, то есть мелкие обряды: крещение, отпевание, освящение автомобиля или квартиры, благодарственные молебны. Обычно за это можно получить от нескольких сотен рублей до десяти-двадцати тысяч, если заказчик обеспеченный человек.
«Жизнь священника — это жизнь фрилансера. Как потопаешь, так и полопаешь. Часто приходится слышать, что приходишь освящать особняк на Рублевке, а тебе дают сто рублей. Иногда у священника есть люди, которые просто помогают. Помощь может быть целевая, например, детей к морю свозить», — рассказал Daily Storm Андрей Кураев.
Плата за требы остается у священника в большинстве случаев, но возможны исключения. Например, если покойника отпевали в храме, то священник по договоренности с настоятелем отдает часть денег в приходской бюджет. В любом случае основные требы — крещение и отпевание — в церкви обязаны проводить бесплатно.
«Если бы Церковь хотела зарабатывать деньги, то мы бы служили требы для всех: и атеистов, и католиков, и баптистов, лишь бы деньги давали. А так мы отпеваем только наших, крещеных православных», — сказал Daily Storm настоятель одного из московских храмов отец Алексей.
Как рассказали собеседники Daily Storm, сегодня многие настоятели заметили проявления экономического кризиса и многие храмы уходят в минус, так как прихожане, «захожане» и даже иностранные туристы стали скромнее в пожертвованиях. Случается, что и в центре Москвы у церквей не хватает средств.
Отдельная история — это строительство храмов. Многие считают, что РПЦ тратит на это огромные суммы, но это не так. В столице при патриархии создан «Фонд поддержки строительства храмов города Москвы», но из него не оплачивается строительство храма полностью. Фонд платит только за разработку проекта, а патриархия оказывает административное содействие.
Все остальные деньги на возведение храма будущий настоятель ищет сам. В итоге недостроенные храмы стоят годами.
Некоторые храмы строят отдельные ведомства, как, например, Министерство обороны создает храм Воскресения Христова в парке «Патриот».
В регионах ситуация тяжелее. Преподаватель и литератор Александрина Вигилянская рассказала Daily Storm, как сама восстанавливает храм Рождества Богородицы в селе Курмыш Нижегородской области, где служил ее прапрадед:
«Я не знала, как восстанавливать храмы, просто туда приехала, потом начала об этом рассказывать, и люди начали сами откликаться и жертвовать: кто 100 рублей, кто 500, кто тысячу. Потом у нас появились реставраторы, а только проект реставрации стоит три миллиона. Сначала на меня свалилось совершенно неожиданно 300 тысяч, и я заплатила им аванс.
Потом мне позвонил один человек, сам меня нашел: вот вам 50 тысяч, другая женщина разыскала меня через радио «Радонеж» — дала еще 50 тысяч. Потом приехали православные люди из дружественного прихода Святителя Николая в Сен-Луи — передали еще денег. И вот у меня скопилось ровно 300 тысяч — я их повезу реставраторам, и у меня будет опять ноль. Вот так и восстанавливаем».
Вигилянская рассказала, что ни патриархия РПЦ, ни нижегородская епархия ей не помогают, разве что из других храмов присылают церковную утварь и иконы. «Я ни в коем случае не обвиняю Церковь, просто епархия сама нищая», — сказала она. А на восстановление храма нужны не тысячи, а десятки миллионов рублей. Разом получить такие деньги от спонсора и открыть храм удается крайне редко.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»
Источник: dailystorm.ru
Откуда Церковь брала деньги
С V века это положение изменилось. В храмах появились ежемесячные сборы, а сами приношения стали обязательными, в виде «начатков» и «десятин». (Эти понятия были взяты из Ветхого Завета: десятина – десятая часть доходов каждого христианина, выделяемая в пользу Церкви; начатки – первые плоды урожая, первый испеченный хлеб и т.п.) Приношения делались уже не для бедных, а для клира и храма.
«Постановления Апостольские» говорили: «Епископа вы должны любить, принося на благословение ваше плоды ваши и дела рук ваших, и дары ваши – начатки хлеба, вина, елея, яблок, шерсти». Киприан Карфагенский напоминал, чтобы молящиеся не приходили к Богу с пустыми руками, иначе их молитва будет бесплодна: недостаточно просто молиться, надо что-то отдавать. Считалось, что все, что отдается епископу и священнику, тем самым благословляется и умножается.
Все приношения разделялись согласно церковной иерархии: епископу доставались 4 части, пресвитеру 3, диакону 2, младшим чинам – по 1 части. Только незначительные остатки раздавались бедным, но эта часть постепенно становилась все меньше и, наконец, исчезла совсем.
Церковь была разборчива в отношении дарителей и принимала приношения не от всех, а только от достойных, специально выясняя, откуда жертвователи получали доходы и не нажиты ли эти средства нечестным путем. Не принимались пожертвования от лиц с дурной репутацией, замеченных в обмане и воровстве, от кормщиков, купцов и адвокатов, нечистоплотных в своей профессии, от судей, торгующих правосудием, от преступников, убийц, палачей, пьяниц, развратников, ростовщиков.
На вопрос – как же тогда будут содержаться вдовицы и бедные? – «Постановления Апостольские» давали ответ: «Лучше погибнуть, чем принять что-то от врагов Божьих». В крайнем случае, можно было взять от них деньги на покупку дров и угля, чтобы предать «дары нечестивых» огню.
Помощь тоже раздавали не всем, а только тем, кто не мог себя прокормить. Церковь предварительно выясняла, почему человек впал в нужду и достоин ли он помощи, а получавшим подаяние запрещала нищенствовать.
Завещания и дары
Огромные доходы храмам и приходам приносили дары по завещанию. Умирая, благочестивые христиане оставляли имущество Церкви из милосердия, а неблагочестивые – чтобы замолить свои грехи. Иногда имущество завещали напрямую Иисусу Христу, архангелам и мученикам: все это тоже шло в церковную казну.
При этом иногда случалось, что родные дети умиравших оставались без наследства. Такая практика возмущала бл. Августина: «Кто хочет оставить свое имущество Церкви, отняв права наследства у своего сына, тот пусть ищет другого епископа, а не Августина, и дай Бог, чтобы он не нашел никого, кто захотел бы принять такое наследство».
Но щепетильный Августин был исключением из правил. Епископ Сальвиан Марсельский считал, что все имущество надо оставлять не детям, а Церкви. «Нужно больше всего заботиться о спасении своей души. Что толку, если богач обогатит своих детей, а себя обречет на вечную погибель?» Вера важнее, чем родительская любовь: пусть лучше дети станут бедняками, чем их родители окажутся нищими в Царствии Небесном.
Нередко служители Церкви сами выпрашивали или вымогали у богатых христиан дорогие предметы или охотились за наследством. Злоупотребления были так вопиющи, что император Валентиниан I запретил клирикам и монахам входить в дома вдов и сирот, поскольку именно они чаще всего оставляли свое имущество по завещанию, причем не обязательно Церкви вообще, а какому-нибудь частному ее представителю. По этому закону все завещания в пользу монахов и духовных лиц были признаны недействительными.
Другим важным источником церковных средств служили дары государства, денежные и земельные. Последние были настолько велики, что к VI веку церковные земли занимали десятую часть всей территории империи. В сокровищницах крупных церквей хранились огромные запасы золота. Оправдывалось это тем, что таким образом Церковь могла помогать бедным и творить дела милосердия.
Действительно, Церковь тратила на благотворительность большие средства. На ее деньги открывалось множество приютов и больниц, раздавался хлеб, строились мосты, возводились дома и прокладывались каналы. Так называемая «Василиада», построенная в Кесарии епископом Василием Великим, представляла собой целый город, состоявший из больниц, богаделен, сиротских и странноприимных домов.
Но была в этом и другая сторона. Церковь постепенно привыкала к богатству и получала вкус к роскоши. Если в сельских областях еще сохранялись простота и бедность, то в крупном городе быть епископом становилось выгодно в чисто материальном смысле.
Порой это приводило к безобразным сценам. Раньше уже говорилось, как в Риме на выборах папы Дамаса произошло настоящее побоище, было убито 137 человек: их трупы остались лежать в базилике, где происходило голосование. Описавший это событие историк Аммиан Марцеллин замечал, что его не удивляет столь страстное желание занять место епископа: великолепие и роскошь папских выездов, одежд и пиршеств порой превосходят царские. Префект Рима в шутку говорил Дамасу, что с радостью станет христианином, если его сделают римским епископом.
Пышность епископской жизни быстро вошла в привычку и стала восприниматься как норма, отклонение от которой считалось странным и даже вызывало осуждение. Григория Богослова, по его собственным словам, порицали за то, что у него не было «ни богатого стола ни соответствующей сану одежды, ни торжественных выходов, ни величавости в обхождении». Покидая кафедру константинопольского патриарха, он жаловался:
«Не знал я, что мне должно входить в состязание с консулами, правителями областей, знаменитейшими из военачальников, которые не знают куда расточать свое богатство, что и мне, роскошествуя из достояния бедных, надобно обременять свое чрево, употреблять необходимое на излишества, изрыгать на алтари. Не знал, что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и расступаться передо мною, как перед диким зверем, лишь только издали увидят мое шествие».
Именно так себя вел его преемник Нектарий, представитель знати, неожиданно ставший патриархом, – при полном одобрении столичных христиан. Когда же его сменил Иоанн Златоуст, аскетический образ жизни патриарха показался вызывающим и ненормальным. Он не устраивал пышных приемов и обедов, поэтому его стали подозревать, что он пирует тайком, за закрытыми дверями. «Недостаток великолепия» был одним из официальных пунктов обвинения на соборе, низложившем и изгнавшем Златоуста.
Плата за рукоположение
В Церкви с IV века утвердился обычай брать деньги за рукоположение в священный сан. Это была своего рода узаконенная симония, укрепившаяся вопреки всяким правилам и запретам. Халкидонский собор запретил «продавать благодать», однако традиция и повсеместная практика победили, и на платную хиротонию стали смотреть как на что-то обычное и естественное.
Григорий Великий писал: «За рукоположение брать запрещено. Но если кто по рукоположении, без принуждения и не по просьбе, в виде благодарности даст известную сумму посвящающим, то принять не возбранено».
Разумеется, епископы охотно пользовались этой лазейкой. На епископскую кафедру стали смотреть как на доходное место. Существовали установленные тарифы: с посвящавшихся в богатые епархии брали больше, в бедные – меньше.
Юстиниан оформил это в своих новеллах с бухгалтерской точностью: цена хиротонии составляла от 13 до 18 процентов от годового дохода церкви, в которую поставлялся епископ. Поэтому митрополиты были заинтересованы в том, чтобы хиротонисать как можно больше епископов и иметь под своим началом как можно больше епархий. Константинопольскому патриарху, наоборот, было выгодно, чтобы епископы из отдаленных епархий подчинялись напрямую ему, а не своим митрополитам.
То же самое относилось и к монастырям. Так возникли автокефальные епископы и ставропигиальные монастыри, подчинявшиеся непосредственно патриарху.
Для того, чтобы получить должность, надо было быть не бедным человеком. Евсевий Анкирский жаловался, что поставление в митрополиты его разорило: он был избран своим городом, но за посвящение пришлось заплатить огромную сумму патриарху. Впрочем, епископ, заплативший за свое рукоположение, мог компенсировать свои затраты, рукополагая за деньги низших чинов: священников, диаконов, чтецов и т.д.
Например, с деревни в 30 дымов епископ получал 1 золотую и две серебряные монеты, 1 барана, по 6 мер вина, пшеничной муки и ячменя и 30 кур. С 10 дымов ему полагалось только 5 серебряных монет, ягненок, по две меры ячменя, муки и вина и 10 кур. Вступавшие в брак платили епископу особую подать: жених давал золотую монету, а невеста – 12 локтей холста.
Таковы были законные, предусмотрены государством средства и доходы Церкви. Но епископы и пресвитеры не всегда и не везде жили только за счет церковных средств. Среди них были ювелиры, судьи, пастухи, садовники, кораблестроители, портные и даже губернаторы.
«Нет ни одного мирского дела, которым не занимались бы священники», – замечал Григорий Великий. Киприан писал, что епископы наживались на торговле и занимались ростовщичеством, давая взаймы деньги из церковной кассы, а из правил Трулльского и Седьмого Вселенского соборов ясно, что священники иногда содержали кабаки и даже публичные дома.
Источник: vl-sokolov.livejournal.com