Кто может получить технические условия на объект капитального строительства

Содержание

Получение технических условий подключения к сетям теплоснабжения. Бизнес. Госуслуги Москвы

Специальные технические условия СТУ в 2022 году

Специальные технические условия (СТУ) нужны для проведения инженерных изысканий, разработки проектной документации, на строительство, демонтаж или снос зданий. В СТУ указываются технические требования для конкретного объекта, если они отсутствуют в действующих стандартах и сводах правил, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности. Техусловия разрабатываются до начала проектирования, должны проходить согласование в Минстрое иМЧС.

Читайте в этом материале, когда требуется разработка специальных технических условий, кто может оформить СТУ, как проходит согласование документа в государственных ведомствах.

Что такое специальные технические условия (СТУ)

Проектирование объектов и проведение инженерных изысканий должно осуществляться в соответствии с национальными стандартами и сводами правил (СП, ГОСТ, СНиП, НПБ). С учетом особенностей участка или проектируемого объекта, может потребоваться отступление от действующих нормативов. Также могут возникать ситуации, когда действующая нормативная база не будет содержать требований к строительству или демонтажу (сносу) конкретного объекта, либо их будет недостаточно для проектирования.

В перечисленных случаях нужно разрабатывать и согласовываться СТУ, так как на них будет содержаться ссылка в проектной документации. Согласно Приказу Минстроя России № 248/пр, специальные технические условия – это технические требования к безопасности конкретного объекта, которые разрабатываются:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • в дополнение к существующим нормам;
  • при отсутствии действующих норм и стандартов;
  • при необходимости отступления от действующих СП, ГОСТ и иных нормативных актов.

Если для изысканий и проектирования достаточно действующих норм, а отступление от них не требуется, не нужно разрабатывать и СТУ.

Нормативные акты

Норма о разработке и согласовании тех условий прямо указана в Федеральном законе № 384-ФЗ (Регламент о безопасности зданий и сооружений). Также для подготовки документа будут использоваться следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент о требованиях пожарной безопасности (скачать);
  • Приказ Минстроя России № 248/пр (скачать);
  • Приказ МЧС России № 710 об Административном регламенте по согласованию СТУ (скачать).

Если специальные технические условия разрабатываются для дополнения существующих СП, ГОСТ и СНиП, либо при необходимости отступления от них, в документе нужно указать ссылки на действующую нормативную базу.

Комментарий специалиста. Конечной целью разработки, согласования и утверждения СТУ является обеспечение надежности и безопасности объекта кап. строительства или работ по его демонтажу. Поэтому разработка специальных технических условий не менее важна, чем последующее проектирование. Доверьте подготовку СТУ профессионалам компании Смарт Вэй! Мы обеспечим соблюдение законодательства при оформлении документов, поможем пройти согласование в МЧС и Минстрое.

Простым языком

Тех условия (СТУ) – это документ, который будет использовать проектировщик здания. Согласно Приказу Минстроя № 248/пр, специальные технические условия могут разрабатываться в четырех видах:

  • для проектирования строительства, демонтажа или эксплуатации обычных зданий, объектов культурного наследия и иных сооружений, если нужно обеспечить соблюдение норм Закона № 384-ФЗ;
  • для проектирования и строительства опасных промышленных объектов;
  • для разработки требований к сейсмической безопасности зданий, если на территории застройки сейсмичность составляет более 9 баллов;
  • если требуется разработки специальных норм в сфере пожарной безопасности.

В каждом из перечисленных случаев СТУ будет разрабатываться под конкретное здание, учитывать особенности местности и участка, условий последующей эксплуатации. Поэтому после проектирования и реализации проекта СТУ нельзя применять для других объектов, даже со схожими характеристиками.

Комментарий эксперта. Сведения о согласовании СТУ указываются в реестрах на сайте Минстроя со ссылкой на заявителя. Если технические условия разрабатываются для обеспечения пожарной безопасности, до обращения в Минстрой нужно пройти согласование в МЧС. После успешного согласования в указанных ведомствах, СТУ должен утвердить заказчик. Только после этих процедур документ можно использовать для проектирования.

СТУ

Общая схема разработки и согласования СТУ.

Как связана разработка СТУ и проектирование в 2022 году

Специальные технические условия разрабатываются на направляются на согласование до проектирования. Для оформления СТУ оформляется техническое задание собственника участка или застройщика, где указываются требования к содержанию документа, цели его разработки. Впоследствии СТУ будут включены в проектную документацию, представлены на экспертизу.

Важно, что после согласования и утверждения СТУ, этот документ будет выше по юридической силе, чем действующие СП, ГОСТ, СНиП и иные нормативные акты. Если национальные стандарты и правила будут противоречить СТУ, именно специальные технические условия имеют приоритет для проектировщика.

Этапы разработки СТУ

Для подготовки специальных технических условий заказчик выбирает проектную, научно-исследовательскую или иную организацию. В техническом задании указывается обоснование необходимости разработки СТУ, требования в сфере безопасности. Также на стадии подготовки ТЗ определяется структура разделов будущих специальных техусловий.

Кто может разрабатывать СТУ

В Приказе Минстроя № 248/пр указано, что разработчиком СТУ может являться проектная, научно-исследовательская или иная организация. Лицензия государственных органов на разработку СТУ не нужна. В большинстве случаев лучше поручить подготовку специальных технических условий именно проектной организации. Проектировщики заранее учтут требования, которые впоследствии будут применяться при подготовке проектной документации.

Изучение ТЗ и нормативной базы

На начальном этапе определяются действующие нормативные акты, которые предусматривают требования к пожарной и иной безопасности для нужного типа объекта. Специалисты определят, какие дополнительные нормы и требования нужно предусмотреть, исходя из особенностей здания. Анализируется информация по следующим направлениям:

  • параметры и конфигурация объекта, что особенно важно, если предусмотрено возведение высотных или технически сложных зданий;
  • климатические и сейсмические условия в районе застройки, особенности рельефа и ландшафта участка;
  • необходимые отступления от действующих нормативов и регламентов для обеспечения безопасности и надежности объекта;
  • состояние пожарной безопасности, необходимость разработки дополнительных требований и норм.

Основной объем исходных данных представляет заказчик. Также специалисты изучат документы на участок, закажут необходимые отчеты и результаты обследований.

СТУ

При разработке СТУ нужно учитывать, что они будут применять при проектировании и строительстве.

Разработка документации

СТУ является комплектом документов и графических материалов. Специалисты будут оформлять:

  • описание объекта, его основные элементы, объемно-планировочные и конструктивные решения;
  • обоснование необходимости разработку СТУ, перечень недостающих требований;
  • список отступлений от действующих нормативных актов, мероприятия по их компенсации для обеспечения надежности, безопасности объекта;
  • решения по укреплению фундаментов, установке специальных систем противопожарной защиты.

В состав документации включается схема организации земельного участка, чертежи объемно-планировочных решений, иные графические материалы.

Расчет пожарных рисков

При подготовке СТУ нужно подтвердить, что отступление от нормативов и регламентов не приведет к снижению показателей пожарной безопасности и защиты. Для этого проводится расчет и анализ пожарных рисков. Расчет представляет собой оценку возможного воздействия факторов пожара на людей, если проектировщик будет отступать от нормативных документов в сфере ПБ.

Показатели расчета пожарных рисков не должны превышать нормативных значений. Эти моменты будут проверены в МЧС, куда передаются для согласования специальные технические условия. Методика и направления расчета пожарных рисков утверждены Приказами МЧС № 404 и 382.

Направление документов для согласования

До утверждения СТУ заказчиком, документы должны пройти согласование в МЧС и Минстрое России. Эта процедура проводится по заявлению заказчика. Если согласования пройдут успешно, специальные технические условия утверждает заказчик, а проектная организация сможет использовать их при проведении изысканий, проектировании.

Комментарий специалиста. Если вам нужна гарантия качества при оформлении и согласовании СТУ, обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Мы специализируемся на разработке документации, необходимой для строительства и реконструкции объектов любой сложности. Обращайтесь, мы предложим выгодные условия сотрудничества, обеспечим максимально сжатые сроки разработки и согласования СТУ.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

Какие документы оформляются после разработки СТУ

Общий состав документов и графических материалов, которые должны входить в СТУ, указан в Приказе Минстроя № 248/пр, может уточняться по техническому заданию заказчика. Для успешного согласования нужно включить в СТУ:

  • пояснительная записка с обоснованием необходимости оформления СТУ;
  • недостающие нормативные требования для конкретного объекта;
  • список вынужденных отступлений от национальных стандартов и СП;
  • перечень мероприятий, компенсирующихуказанные выше отступления;
  • документы-основания для строительства, в том числе на участок;
  • информация о заинтересованных лицах, проектной организации, разработчике СТУ;
  • описание объекта и его основных элементов, раскрытие объемно-планировочных и конструктивных решений;
  • схема организации участка, чертежи архитектурно-планировочных решений.

При отступлении от норм противопожарной безопасности в СТУ обязательно включается расчет пожарных рисков.

Согласование СТУ в МЧС и других органах власти

Приказ Минстроя № 248/пр обязывает заказчика согласовать специальные технические условия, прежде чем их сможет использовать проектировщик. Процедура согласований проходит по следующим правилам:

  • документы можно подать на согласование в письменной или электронной форме, в то числе через портал госуслуг;
  • для согласования передаются 2 оригинала СТУ, заверенные заказчиком (если необходимо пройти согласование в МЧС, подаются 3 экземпляра проекта СТУ);
  • срок согласования в МЧС – 30 календарных дней (в отдельных случаях срок может быть увеличен до 45 дней);
  • после согласования в МЧС документы передаются в Минстрой России;
  • срок согласования в Минстрое также составляет 30 календарных дней;
  • если проверки прошли успешно, заявителю направляется уведомление о согласовании СТУ.

При наличии замечаний или претензий к документам, СТУ может возвращаться на доработку. После исправления ошибок и переделки документов, процедура согласования проводится заново. Также возможен отказ в согласовании, что фактически является запретом для проектирования и строительства.

Комментарий специалиста. В Приказе МЧС № 710 указаны должностные лица, ответственные за согласование разных видов СТУ. Например, только главный госинспектор РФ по пожарному надзору или его заместители могут согласовать СТУ на здание, для которого вообще отсутствуют противопожарные нормы. Главные инспекторы субъекта РФ или их заместители будут согласовывать СТУ на жилые здания с высотой до 100 м., либо иные объекты с высотой до 75 м.

Как правильно составить ТЗ на разработку специальных технических условий

Как и при оформлении других видов проектной документации, для подготовки СТУ необходимо техническое задание. В нем указываются исходные данные на участок и объект, особенности содержания технических условий. Помощь в подготовке ТЗ окажут специалисты нашей компании. Так как техническое задание необходимо передавать на согласование вместе с СТУ, мы обеспечим строгое соблюдение нормативных актов, устраним основания для отказа или возврата на доработку.

Читайте также:  Дорога относится к объектам капитального строительства

Как выбрать компанию для разработки СТУ, чтобы не потерять время и деньги

Оптимальным вариантом является разработка СТУ через компанию, которая будет оформлять проектную документацию на объект. При выборе разработчика нужно убедиться в наличии опыта таких работ, так как специальные техусловия оформляются на объекты повышенной сложности, с уникальными характеристиками.В компании Смарт Вэй работают профессионалы, успешно выполнившие множество работ по проектированию и разработке СТУ. Мы даем возможность ознакомиться с примерами СТУ для уже возведенных объектов, что поможем вам сделать правильный выбор.

Сроки и стоимость разработки СТУ

Определить срок и стоимость работы можно после изучения ТЗ, оценки перечня требований. Также на сроки и расценки влияет вид специальных технических условий, характеристики будущего объекта. Уточнить эти моменты можно у наших специалистов. Компания Смарт Вэй всегда предлагает выгодные условия сотрудничества, доступные цены даже для самых сложных видов работ.

Проблемы и сложности при разработке СТУ

Разработка специальных технических условий является изначально работой повышенной сложности. При отсутствии стандартов и СП, либо при необходимости отступлений от них, разработчикам нужно фактически заново готовить нормативную базу. При этом могут возникать следующие проблемы:

  • в отличие от проектной документации, для разработки СТУ отсутствуют методические указания или нормативные акты, что усложняет работу;
  • даже малейшее отступление от расчета пожарных рисков повлечет отказ в согласовании или возвращение проекта СТУ на доработку;
  • ввиду отсутствия единых критериев для проверки и согласования СТУ, государственные органы могут предъявлять необоснованные претензии, возвращать документы по надуманным причинам;
  • необходимо сразу учесть все особенности участка и объекта, так как по согласованным СТУ будет оформляться основная проектная документация.

Только заказав разработку специальных технических условий в компании Смарт Вэй, у вас не возникнет сложностей при согласованиях, использовании документа на стадии проектирования и строительства.

СТУ

СТУ будут применяться и на стадии приемки объекта в эксплуатацию, получения заключения о соответствии.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества каждому клиенту, на постоянной основе работаем с государственными учреждениями и компаниями, коммерческими структурами. Наши преимущества:

  • наличие всех необходимых разрешительных документов для работы в сфере проектирования, в том числе членство в СРО;
  • собственный штат специалистов по всем направлениям проектирования;
  • строгое соблюдение условий договора, гарантия успешного согласования СТУ.

Подробнее об условиях и сроках разработки СТУ можно узнать на консультации у наших специалистов по телефону, либо через форму обратной связи.

Кейсы нашей работы по подготовки СТУ

Вы можете ознакомиться с примерами СТУ по ранее выполненным работам. Они успешно прошли согласования в МЧС и Минстрое, были реализованы при проектировании и строительстве.

Кейс 1. В 2018 году специалисты компании Смарт Вэй разработали специальные технические условия на здание повышенной этажности. СТУ успешно прошли согласование в МЧС и Минстрое.

СТУ

Кейс 2. В 2019 году наши специалисты разработали и согласовали СТУ на реконструкцию объекта культурного наследия Москвы.

СТУ

Выводы

СТУ нужны для проведения инженерных изысканий, разработки проекта на строительство, демонтаж или снос зданий. В документе указываются технические требования и нормы для конкретного здания, если они отсутствуют в стандартах и сводах правил, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности. Техусловия разрабатываются до начала проектирования, должны проходить согласование в МЧС и Минстрое России.

Полный комплекс услуг по разработке СТУ и проектированию зданий можно заказать в компании Смарт Вэй. Звоните, мы бесплатно проконсультируем по всем возникшим вопросам!

При написании статьи использовались следующие материалы:

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения осуществляется без взимания платы. 1.2 Подача заявки на подключение. Заявка на подключение (с приложением необходимого пакета документов) подается будущим потребителем в организацию коммунального комплекса, 27.

Предоставление технических условий подключения объектов капитального строительства к системам теплоснабжения

1.Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя). Электронный образ документа, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя, подписывается электронной подписью в установленном порядке.
2. Ситуационный план расположения объекта и границ земельного участка заявителя с привязкой к территории населенного пункта с указанием планируемого расположения точек подключения (в масштабе 1:2000).
3. Правоустанавливающие документы, подтверждающие оформление имущественных прав на земельный участок, на котором планируется проведение работ (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации права на объекты недвижимости не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости).

Сроки предоставления услуги

Общий срок оказания услуги по предоставлению технических условий включает срок межведомственного электронного взаимодействия и не может превышать 7 рабочих дней

Результат оказания услуги

1. Предоставление технических условий на подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения.
2. Направление решения об отказе в оказании услуги с обоснованием причин отказа.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 — 2018 годах».

Постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Решение о прекращении оказания услуги:
1. Представленные заявка и иные документы, необходимые для оказания услуги, не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
2. Представленные документы утратили силу в случае, если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
3. Заявителем представлен неполный комплект документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным лицом.
5. Запрос подписан с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.
6. Некорректное заполнение обязательных полей в интерактивной форме запроса на Портале.
7. Электронные копии (электронные образы) документов, необходимых для предоставления услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям к форматам их предоставления.
8. Обращение за предоставлением услуги лицом, не являющимся получателем услуги.
9. Подача заявителем запроса в отношении земельного участка, на который в ПАО «МОЭК» на исполнении имеется направленный ранее запрос данным заявителем.

Отказ в оказании услуги:
1. Отсутствие технической возможности подключения к системам теплоснабжения.
2. Противоречие документов или сведений, полученных с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия, а также с использованием сведений Базового регистра, представленным заявителем документам или сведениям.

4.39 На объекты капитального строительства , принятые в эксплуатацию, устанавливается гарантийный срок 2 года, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором подряда (контракта). Исчисление гарантийного срока осуществляется с момента подписания заказчиком и лицом, осуществляющим строительство , акта сдачи-приемки законченного строительством объекта .

Приказ Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр (ред. от 22.10.2021) Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 43, ст. 6799), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.

3. Положения утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вступают в силу 1 января 2022 года.

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 30 ноября 2020 г. N 734/пр

РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее — Порядок) устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее — СТУ) в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, N 3477) (далее — Технический регламент).

2. В целях применения Порядка применяются обязательные требования, установленные частью 1 статьи 6 Технического регламента (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5).

3. СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2018, N 53, ст. 8464) (далее — Федеральный закон N 123-ФЗ), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 ноября 2011 г. N 710 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22899) (далее — Административный регламент МЧС России) с изменениями, внесенными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 декабря 2013 г. N 845 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2014 г., регистрационный N 31636), от 21 апреля 2014 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2014 г., регистрационный N 32193), от 20 мая 2016 г. N 272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2016 г., регистрационный N 42712), от 4 октября 2017 г. N 419 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2017 г., регистрационный N 48772), от 26 ноября 2018 г. N 529 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2019 г., регистрационный N 53855), за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка.

Читайте также:  Право на объект капитального строительства документ подтверждающий

II. Разработка специальных технических условий

и требования к их содержанию

4. Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика (далее — заинтересованное лицо) проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией (далее — разработчик).

5. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными к применению техническими требованиями в области безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, и могут содержать дополнительные к установленным национальными стандартами и сводами правил (частями таких стандартов и сводов правил), включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, требования (далее — Обязательные требования), отступления от Обязательных требований, а также отсутствующие технические требования в области безопасности и отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.

В случае необходимости изменения требований, изложенных в ранее согласованных СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.

В случае необходимости отмены ранее согласованных СТУ заинтересованное лицо лично направляет в Минстрой России (или в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее — Корпорация), в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) согласно требованиям пункта 17 Порядка соответствующее заявление с приложением экземпляра СТУ, согласованного в соответствии с требованиями Порядка.

6. В техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства 2020, N 31, ст. 5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.

7. В СТУ должны содержаться:

а) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);

б) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (источником которого служит отступление от Обязательных требований, их недостаточность или отсутствие требований к определению проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, а также ссылки на требования в области безопасности, необходимые для разработки СТУ;

в) идентификационные признаки объекта в соответствии с частью 1 статьи 4 Технического регламента (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5), описание его важнейших элементов, а также архитектурных, конструктивных и объемно-планировочных решений;

г) данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства (адрес объекта капитального строительства, кадастровый номер земельного участка), для линейных объектов — реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории, а в отношении линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения, которые проектируются до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта — данные по кадастровому кварталу (кадастровым кварталам);

д) перечень вынужденных отступлений от Обязательных требований и требования, предусмотренные пунктом 8 Порядка, или информация об отсутствии отступлений от Обязательных требований;

е) недостающие и (или) отсутствующие требования в области безопасности, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента или информация об отсутствии недостающих и (или) отсутствующих требований.

7.1. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:

а) обоснование невозможности (недостаточности) применения Обязательных требований для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в случае, если Обязательные требования к определению соответствующих значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения установлены;

б) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта. Для линейных объектов — проект планировки территории и проект межевания территории, а в отношении линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения, которые проектируются до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта — чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта;

в) обоснование достаточности требований, изложенных в СТУ, для обеспечения соблюдения требований Технического регламента одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5).

В случае необходимости более подробного описания конкретной ситуации в пояснительную записку могут включаться дополнительные сведения по усмотрению разработчика СТУ.

8. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.

В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.

9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2018, N 49, ст. 7521).

10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.

11. Наименования, обозначения, правила написания единиц величин, используемые в СТУ, должны соответствовать законодательству Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.

12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.

III. Порядок согласования специальных технических условий

13. Подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка СТУ, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14 Порядка, подлежат согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России).

14. Подготовленные СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства федеральных ядерных организаций подлежат согласованию Корпорацией.

15. Для согласования СТУ заинтересованное лицо лично или через представителя направляет в Минстрой России (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) следующие документы:

а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе, в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, информация о видах осуществляемой деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, адрес электронной почты (при наличии) либо место нахождения, если документы направляются не в электронном виде), подписанное заинтересованным лицом или его представителем;

б) документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица, подписанные заинтересованным лицом (в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель);

в) СТУ, подписанные разработчиком;

г) пояснительную записку к СТУ, подписанную разработчиком;

д) техническое задание на разработку проекта СТУ, подписанное заинтересованным лицом;

е) в случае согласования изменений в ранее согласованные СТУ копию ранее согласованного СТУ, подписанную заинтересованным лицом или его представителем.

16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.

17. Документы, предусмотренные пунктами 15 и 16 Порядка, (далее — документация) представляются заинтересованным лицом или его представителем в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в электронной форме с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ).

Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2019, N 47, ст. 6675).

Документация подписывается руководителем организации, указанной в пункте 4 настоящего Порядка, или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755).

При наличии в документации сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

18. В случае, если документация направлена с нарушением требований, установленных в пунктах 15 — 17 Порядка, Минстрой России (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) направляет заинтересованному лицу или его представителю уведомление об оставлении заявления без рассмотрения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, на адрес электронной почты заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.

19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).

В целях получения от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений разъяснений о предусмотренных в СТУ требованиях, Минстрой России (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) имеет право направить межведомственный запрос .

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027).

20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 Порядка, по решению руководителя Минстроя России или его заместителя (или руководителя Корпорации или его заместителя в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо или его представитель письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Минстроем России создается постоянно действующий Нормативно-технический совет.

На заседании Нормативно-технического совета рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка, содержащая информацию:

Читайте также:  Сро на снос объектов капитального строительства по 44 фз

а) о наличии или отсутствии требований к определению соответствующих параметров и других проектных характеристик здания или сооружения;

б) о достаточности обоснования невозможности (недостаточности) применения или отсутствия Обязательных требований к определению соответствующих параметров и других проектных характеристик здания или сооружения для устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям при строительстве конкретного объекта капитального строительства;

в) о достаточности обоснования возможности применения и достаточности технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;

г) обоснование причин, которые могут послужить основанием для отказа в согласовании СТУ, а также соответствующие рекомендации для доработки СТУ, в случае наличия требований к определению соответствующих параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, недостаточности обоснования невозможности (недостаточности) применения Обязательных требований, либо недостаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента.

С этой целью Минстрой России направляет представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы в государственное учреждение, подведомственное Минстрою России, обладающее необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве, для их анализа и подготовки указанной аналитической справки.

Срок подготовки указанной аналитической справки составляет пять рабочих дней.

Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав, требования по организации деятельности, не предусмотренные Порядком, и обеспечение деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.

22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем России принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или Корпорацией на основании рекомендаций коллегиального совещательного органа, предусмотренного абзацем 3 пункта 21 Порядка, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).

23. В согласовании СТУ может быть отказано в случае:

а) отсутствия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;

б) отсутствия оснований для разработки СТУ, в том числе наличие требований к определению соответствующих проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения в Техническом регламенте и (или) документах в области стандартизации, включенных в указанный в части 7 статьи 6 Технического регламента (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5) перечень, а также в случае дублирования Обязательных требований;

в) отсутствия (недостаточности) обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;

г) несоответствия СТУ, согласованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и СТУ, представленных на согласование в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), в случаях, предусмотренных пунктом 16 Порядка.

24. При принятии решения о согласовании СТУ представленные на согласование СТУ подписываются соответственно руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ. В случае представления на согласование проекта СТУ на бумажном носителе в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 17 Порядка, СТУ визируются руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) и скрепляются печатью (при наличии) Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).

25. Согласованные СТУ, оформленные в соответствии с требованиями, установленными в пункте 24 настоящего Порядка, либо отказ в согласовании СТУ, содержащий мотивированное обоснование причины отказа и рекомендации для доработки СТУ, оформленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, а в случае содержания сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, направляются заинтересованному лицу на адрес заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ, либо по адресу места нахождения лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, в случае отсутствия возможности направления вышеуказанными способами.

26. Заинтересованное лицо или его представитель могут повторно направить на согласование доработанные по замечаниям Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) СТУ с приложением документации.

27. Перечень согласованных СТУ размещается на официальном сайте Минстроя России (или Корпорации в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет).

28. Ранее согласованные СТУ признаются не действующими со дня принятия Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) решения о согласовании СТУ в измененной редакции.

29. Заинтересованное лицо или его представитель вправе в любой момент рассмотрения Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) документации отозвать ее путем направления соответствующего обращения в электронном виде либо в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.

В этом случае рассмотрение документации прекращается, о чем заинтересованное лицо или его представитель информируются Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в порядке, установленном пунктом 25 Порядка.

IV. Порядок работы Нормативно-технического совета

(коллегиального совещательного органа)

30. Нормативно-технический совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители органов государственной власти, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.

Нормативно-технический совет состоит не менее чем из 7 членов. Состав Нормативно-технического совета утверждается приказом Минстроя России и подлежит корректировке по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Состав Нормативно-технического совета размещается на официальном сайте Минстроя России в сети Интернет.

31. Нормативно-технический совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Нормативно-технического совета.

32. Члены нормативно-технического совета принимают участие в его деятельности на безвозмездной основе.

33. Не допускается участие в рассмотрении СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подготовка предложений по принятию решений об их согласовании или обоснований отказов в принятии таких решений члена Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в случае наличия у него конфликта интересов (ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им его обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) и задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и (или) иных обстоятельств, препятствующих его объективности.

34. Организационно-техническое обеспечение деятельности Нормативно-технического совета осуществляет Минстрой России.

35. Член Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может быть досрочно исключен из состава Нормативно-технического совета по собственному заявлению или решению Минстроя России, в случае, если его деятельность в качестве члена Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) не соответствует требуемому профессиональному уровню и (или) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

36. По решению председателя Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) при необходимости к рассмотрению документов, представленных для согласования СТУ, могут привлекаться технические специалисты в области проектирования и строительства.

37. Время и место проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) устанавливается его председателем (заместителем председателя) с учетом необходимости соблюдения сроков, предусмотренных пунктами 19 и 20 Порядка. Заседание Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может проводиться в онлайн режиме, за исключением случаев рассмотрения СТУ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также путем проведения заочного голосования.

38. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также повестка заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до сведения его членов и приглашенных экспертов ответственным секретарем не позднее одного рабочего дня до даты проведения заседания.

39. Заинтересованное лицо или его представитель вправе присутствовать на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), на котором рассматривается подготовленные им СТУ. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до заинтересованного лица или его представителя ответственным секретарем не позднее одного рабочего дня до даты проведения заседания.

40. Не позднее трех рабочих дней до даты проведения заседания членам Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и приглашенным экспертам по электронной почте направляются материалы по вопросам, включенным в повестку заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).

41. Информация, содержащаяся в представляемых к заседанию Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) материалах, не подлежит разглашению третьим лицам до вынесения Нормативно-техническим советом решения по существу рассматриваемых вопросов.

42. Задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) являются:

а) оценка обоснованности и необходимости разработки СТУ, а также достаточности СТУ для соблюдения уровня надежности и безопасности, предусмотренного требованиями Технического регламента;

б) разработка предложений по совершенствованию Нормативно-правового регулирования в сфере СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства.

43. Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) обязан:

а) обеспечить всестороннее квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений;

б) обосновывать свое мнение при подготовке решения по рассматриваемым вопросам.

44. По результатам рассмотрения СТУ Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) принимает рекомендательное решение о возможности или невозможности согласования СТУ. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее половины членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).

Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) принимается открытым голосованием и считается принятыми, если за него проголосовали более половины присутствующих на заседании членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа). Член совета не может воздержаться от голосования. При равенстве голосов членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) голос председательствующего на заседании является решающим.

Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в течение двух рабочих дней со дня его принятия оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем или лицом, председательствовавшим на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также присутствовавшими на заседании членами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).

Члены Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), которые не согласны с принятым решением, могут изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.

45. Нормативно-технический совет на основе согласованных СТУ ежеквартально формирует рекомендации о внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

46. Государственное учреждение, подведомственное Минстрою России и принимающее участие в разработке и внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, рассматривает рекомендации, указанные в пункте 45 Порядка, в течение тридцати рабочих дней со дня поступления рекомендаций и информирует о результатах рассмотрения информирует Нормативно-технический совет и Минстрой России.

Получение технических условий , определяющих возможность подключения объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города Получение технических условий … Получение технических условий , определяющих возможность подключения объекта капитального (некапитального) строительства (реконструкции) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения города.

Источники
  • https://smway.ru/specialnye-tehnicheskie-uslovija-stu-kak-poluchit-bystro/
  • https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/2694/
  • https://legalacts.ru/doc/prikaz-minstroja-rossii-ot-30112020-n-734pr-ob-utverzhdenii/

Рейтинг
Загрузка ...