1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Рожденный ломать, строить не научится! Почему РУХНУЛ Крымский мост | ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
3.1. В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщиком или техническим заказчиком могут привлекаться на основании договора юридические лица в качестве лиц, осуществляющих отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Лухманов М.И. 2 — Самовольное строительство.
5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
- копия разрешения на строительство;
- проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
- копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Комментарии к ст. 52 ГрК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает нормативные правовые акты, которыми регулируется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
2. Части 2 и 3 определяют лиц, которые могут осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Если застройщиком или заказчиком к осуществлению строительства привлекается иное лицо, оно должно действовать на основании договора.
В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.
Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Если объект строительства до его приемки заказчиком погиб или поврежден вследствие недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования либо исполнения ошибочных указаний заказчика, подрядчик вправе требовать оплаты всей предусмотренной сметой стоимости работ при условии, что им были выполнены следующие обязанности.
Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
Страхование не освобождает соответствующую сторону от обязанности принять необходимые меры для предотвращения наступления страхового случая.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший обязанности по информированию заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
Подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации.
Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Сторона, в обязанность которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ, если не докажет, что невозможность использования возникла по обстоятельствам, за которые отвечает другая сторона.
В случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ и отказа заказчика от их замены подрядчик вправе отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.
3. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность застройщика или заказчика подготовить участок под выполнение строительных работ и предоставить необходимые материалы. Данная норма соответствует ст. 747 ГК РФ, которой установлено, что заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Заказчик обязан в случаях и в порядке, которые предусмотрены договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги. Оплата предоставленных заказчиком услуг осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором строительного подряда.
Если работы прекращаются более чем на 6 месяцев, заказчик или застройщик должны обеспечить консервацию объекта. Консервация — временное приостановление какого-либо процесса, деятельности. В соответствии со ст. 752 ГК РФ, если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.
4. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает обязанность застройщика или заказчика направить извещение о начале строительных работ в уполномоченные органы государственного строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данного вида работ.
Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в п. 2 ч. 5 комментируемой статьи были внесены изменения, уточняющие документы, которые необходимо направить с извещением о начале строительных работ в уполномоченные органы государственного строительного надзора.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 5 была дополнена пунктом 5, уточняющего характера.
5. Часть 6 устанавливает требования к лицу, осуществляющему строительство, в ходе выполнения работ. Данное лицо обязано выполнять следующие требования:
- осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с заданием, проектной документацией, градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами;
- обеспечивать безопасность работ для третьих лиц, окружающей среды;
- обеспечивать безопасность труда и сохранности объектов культурного наследия;
- обеспечивать доступ представителей застройщика, заказчика, органов государственного строительного надзора на территорию строительства;
- предоставлять необходимую документацию уполномоченным лицам;
- проводить строительный контроль;
- вести исполнительную документацию;
- извещать о сроках завершения работ, подлежащих проверке, уполномоченным лицам;
- устранять выявленные недостатки;
- контролировать качество применяемых строительных материалов.
6. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что отклонение от параметров строительства возможно только на основании внесений изменений в проектную документацию, которая вновь утверждается застройщиком или заказчиком.
7. Часть 8 определяет действия лиц, осуществляющих строительство, при обнаружении объекта, обладающего признаком объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2006 г.) в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
8. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает возможность регулирования различных аспектов строительной деятельности отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Источник: jurist-gp.ru
Сила в Движении
Общероссийское объединение граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков
Изменения в Градостроительном кодексе. Кто ответит за ущерб, причиненный в ходе строительства объекта
- На кого возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного в процессе эксплуатации здания
- К кому предъявлять требования, если эксплуатацией здания занимается управляющая компания
- Кто несет ответственность за нарушения, допущенные в процессе строительства здания
В процессе строительства не редко возникают ситуации, когда застройщик или собственник здания причиняют значительный вред третьим лицам. Сложность таких споров всегда была обусловлена специфическим составом участников отношений: с одной стороны, – профессиональный участник строительства, а с другой – пострадавший, не обладающий специальными знаниями в сфере строительства.
Кроме того, сложность обусловлена еще и тем, что здание или строение эксплуатируется в течение длительного периода времени, а значит, и нарушения застройщика или собственника здания могут быть обнаружены не сразу. Вопросы ответственности за причинение вреда градостроительной деятельностью регулируются ст. 60 Градостроительного кодекса РФ, которая с 1 июля 2013 года начнет действовать в новой редакции. В статье будут рассмотрены самые главные нововведения и вопросы, которые могут возникнуть на практике при реализации нового механизма возмещения вреда, причиненного в процессе градостроительной деятельности.
Застройщик или собственник здания обязаны возместить вред, даже если они не являются его причинителями
Первоначальная редакция ст. 60 ГрК РФ, действовавшая с момента его принятия (с небольшими изменениями), регулировала только вопросы возмещения вреда, причиненного в результате недостатков инженерных изысканий, проектирования или строительства. Вопросы возмещения вреда, причиненного в результате нарушения требований безопасности при строительстве, положениями этой статьи не предусматривались. Первоначальная редакция статьи также не регулировала вопросы ответственности за причинение вреда в результате ненадлежащей эксплуатации зданий и сооружений, поскольку эксплуатация в принципе не включалась в понятие градостроительной деятельности и, таким образом, не подпадала под регулирование Градостроительного кодекса РФ.
Федеральный закон от 28.11.2011 № 337–ФЗ включил эксплуатацию зданий и сооружений в Градостроительный кодекс РФ в качестве одного из видов градостроительной деятельности и одновременно изложил ст. 60 ГрК РФ в новой редакции, вступающей в силу 1 июля 2013 года. Новая редакция статьи значительно шире определяет вред, возмещение которого подпадает под регулирование этой статьи. Теперь это:
- вред, возникший вследствие повреждения или разрушения здания или сооружения (их частей) как в процессе строительства, так и во время эксплуатации;
- вред, возникший вследствие нарушения требований безопасности при строительстве или эксплуатации здания (сооружения).
Таким образом, ст. 60 ГрК РФ с 1 июля 2013 года будет фактически регулировать вопросы компенсации любого вреда, возникшего в результате градостроительной деятельности, если такой вред причинен в отсутствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или обстоятельств непреодолимой силы ( части 1–3 ст. 60 ).
Нововведением является также принципиально новый подход к механизму компенсации причиненного вреда. Первоначальная редакция статьи, следуя общим принципам гражданского законодательства, устанавливала, что обязанность по возмещению вреда лежит на лице, выполнившем работы, вследствие недостатков которых был причинен вред ( ст. 60 ГрК РФ в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148–ФЗ).
Новая редакция ст. 60 ГрК РФ устанавливает безусловную обязанность застройщика в случае причинения вреда в процессе строительства и собственника в случае причинения вреда в процессе эксплуатации возместить причиненный вред, вне зависимости от того, чьи нарушения повлекли причинение вреда.
В отношении причинения вреда в процессе эксплуатации устанавливаются некоторые особенности:
- в случае наличия концессионного соглашения обязанность по возмещению вреда возлагается на концессионера, если иное не предусмотрено концессионным соглашением;
- при наличии двух и более собственников здания они несут солидарную ответственность за причиненный вред ( ч. 9 ст. 60 ГрК РФ ). Соответственно, пострадавший вправе предъявить требование о возмещении вреда как ко всем собственникам, так и к любому из них.
Внесенными изменениями законодатель использовал возможность, предоставленную ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которой обязанность по возмещению вреда может быть возложена законом на лицо, не являющееся причинителем вреда. Примерами подобного возложения обязанности по возмещению вреда на третье лицо могут служить нормы гражданского законодательства об обязанности возместить вред владельцем источника повышенной опасности ( ст. 1079 ГК РФ ); о возмещении ущерба работодателем за вред, причиненный работником или лицом, оказывающим услуги по гражданско-правовому договору ( ст. 1068 ГК РФ ).
Изменения механизма выплат компенсаций продиктованы в первую очередь целью защиты интересов пострадавших – третьих лиц. Пострадавшему, не являющемуся профессионалом в строительстве и не обладающему информацией о состоянии здания, требованиях к его строительству и эксплуатации, бывает крайне сложно определить те работы, недостатки которых повлекли вред, и, тем более, выявить лицо, выполнившее такие работы. Кроме того, последствия нарушений градостроительного законодательства могут проявиться и причинить вред не сразу, а лишь через значительный промежуток времени, что может дополнительно затруднить определение лица, выполнившего соответствующие работы. Таким образом, применение ст. 60 ГрК РФ в ее первоначальной редакции чрезвычайно затрудняло и удлиняло процесс получения пострадавшим компенсаций.
Начиная с 1 июля 2013 года, для обращения с требованиями о выплате компенсаций пострадавшему потребуется определить только застройщика (или собственника/концессионера).
Очевидно, в данном случае, возлагая обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате градостроительной деятельности, на застройщика и собственника (концессионера), законодатель исходил из общей презумпции потенциальной опасности градостроительной деятельности и ответственности застройщика и собственника (концессионера) за осуществляемую ими деятельность.
В целом указанные изменения соответствуют тенденции последних лет, направленной на структурирование ответственности в рамках градостроительной деятельности, и, в частности, на повышение ответственности застройщика. Теперь, с включением эксплуатации зданий (сооружений) в понятие градостроительной деятельности, данная тенденция коснулась и собственников зданий (сооружений).
Уместно отметить, что подобная обязанность по выплате компенсации не возлагается на собственников квартир в многоквартирном доме, что также укладывается в общие тенденции законодательства – российский законодатель, как правило, рассматривает собственников квартир как категорию, требующую защиты, и, конечно, не склонен устанавливать для них повышенную ответственность.
Определение сумм выплат также является новеллой – новая редакция ст. 60 ГрК РФ устанавливает обязанность застройщика и собственника (концессионера) в случае причинения вреда здоровью потерпевшего кроме возмещения вреда выплатить также компенсацию сверх возмещения вреда (ч. 1).
Размер компенсации варьируется в зависимости от тяжести причиненного вреда: 1 млн руб. – в случае причинения вреда здоровью средней тяжести; 2 млн руб. – в случае причинения тяжкого вреда здоровью; 3 млн руб. – в случае смерти потерпевшего (правом на выплату компенсации обладают родители, дети, усыновители, усыновленные и супруг потерпевшего).
Важно отметить, что закон не предусматривает для застройщика или собственника (концессионера) возможности передать третьему лицу обязанности по выплате возмещения вреда и компенсации сверх возмещения вреда, за исключением единственного случая. Обязанность по возмещению вреда, причиненного градостроительной деятельностью, может быть возложена на технического заказчика на основании договора между застройщиком и техническим заказчиком ( ч. 3 ст. 60 ГрК РФ в нов. ред.).
Таким образом, застройщикам можно рекомендовать в целях снижения рисков, связанных с градостроительной деятельностью, возлагать обязанности по возмещению вреда и выплате дополнительных компенсаций в случае причинения вреда на технического заказчика.
За нарушения при строительстве саморегулируемые организации теперь несут солидарную ответственность
В случае причинения ущерба вследствие нарушений, допущенных в процессе строительства, застройщик (технический заказчик) или собственник (концессионер) после выплат компенсаций потерпевшему теперь вправе обратиться с регрессным требованием к:
- лицу, выполнившему строительные работы, работы по инженерным изысканиям, работы по подготовке проектной документации, недостатки которых повлекли причинение ущерба;
- саморегулируемой организации (СРО) в случае, если лицо, выполнившее работы, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой СРО (Национальному объединению СРО соответствующего вида в случае исключения сведений об этой СРО из государственного реестра СРО);
- организации, которая провела экспертизу (государственную или негосударственную) результатов инженерных изысканий и/или проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий и/или проектной документации требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение экспертизы;
- Российской Федерации или субъекту РФ, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора ( ч. 5 ст. 60 ГрК РФ в нов. ред).
Таким образом, если до 1 июля 2013 года потерпевший должен был обращаться напрямую к лицу, выполнившему соответствующие работы, то после 1 июля 2013 года к данному лицу будет обращаться с регрессным требованием застройщик (технический заказчик) или собственник (концессионер), выплатившие суммы компенсации потерпевшему.
При этом если ранее СРО, экспертные организации, РФ и субъект РФ несли субсидиарную ответственность с лицом, выполнившим работы, то с 1 июля 2013 года все указанные лица несут солидарную ответственность. Соответственно, застройщик (технический заказчик) или собственник (концессионер) вправе выбрать лицо, к которому он предъявит регрессное требование. Очевидно, что данное изменение направлено на защиту интересов застройщика (технического заказчика) и собственника (концессионера), однако в значительной степени противоречит интересам тех лиц, которые раньше несли субсидиарную ответственность, а теперь должны отвечать солидарно с лицом, выполнившим работы. В настоящий момент в Государственной Думе находится законопроект (№ 262137-6), которым предлагается вернуть субсидиарную ответственность саморегулируемых организаций. При этом ответственность экспертной организации, РФ и субъекта РФ предполагается оставить солидарной с лицом, выполнившим соответствующие работы.
Необходимо также определить, кто в данном случае будет являться «лицом, выполнившим работы», недостатки которых повлекли причинение вреда.
Такое понятие Градостроительный кодекс РФ не раскрывает, но в то же время дает определения понятий «лицо, осуществляющее строительство», «лицо, осуществляющее подготовку проектной документации», «лицо, выполняющее инженерные изыскания». Так, под лицом, осуществляющим строительство, понимается застройщик или генеральный подрядчик (в случае, если застройщик заключает с последним соответствующий договор об организации строительства) ( ч. 2 ст. 52 ГрК РФ ). Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, – это застройщик или генеральный проектировщик (в случае, если застройщик заключает с последним соответствующий договор об организации проектирования ( ч. 5 ст. 48 ГрК РФ ). Лицо, выполняющее инженерные изыскания, – застройщик или третье лицо (в случае, если застройщик заключает договор о проведении изыскательских работ). В свою очередь генеральный подрядчик, генеральный проектировщик и лицо, выполняющее инженерные изыскания, могут привлекать субподрядчиков для выполнения определенных работ.
С учетом вышеизложенного, возникает следующий вопрос: кто будет считаться лицом, выполнившим работы, по смыслу ст. 60 ГрК РФ – тот, кто фактически выполнил работы (подрядчик, субподрядчик), или тот, кто отвечал за организацию работ (застройщик, генеральный проектировщик/генеральный подрядчик)? Анализ судебной практики показывает, что у судов не выработалось единого подхода к толкованию данного термина, однако в большей степени они склоняются к признанию надлежащим ответчиком лица, ответственного за организацию работ.
Стоит отметить, что ч. 5 ст. 60 ГрК РФ в новой редакции упоминает возможность предъявления регрессного требования к указанным в ней лицам, в том числе и в случае, когда застройщик (технический заказчик) или собственник (концессионер) выплатил суммы компенсаций за вред, причиненный вследствие нарушения требований к безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
При этом в списке лиц, к которым может быть предъявлено регрессное требование, указаны лица, задействованные в процессе строительства, но отсутствует организация, осуществляющая эксплуатацию здания. Отдельные положения в отношении вреда, причиненного в процессе эксплуатации, содержатся в ч. 8 ст. 60 ГрК РФ. С учетом вышеуказанного не вполне понятно упоминание в ч. 5 ст. 60 ГрК РФ случаев нарушения требований к эксплуатации – возможно, оно является следствием технической ошибки и будет впоследствии удалено.
Договор страхования члена СРО не покрывает регрессные требования застройщика
Мы полагаем, что изменение ст. 60 ГрК РФ может оказать значительное влияние и на вопросы страхования, связанные с причинением ущерба в процессе градостроительной деятельности.
Во-первых, очевидно, что с 1 июля 2013 года застройщикам (техническим заказчикам) и собственникам (концессионерам) потребуется страхование рисков предъявления требований вследствие причинения вреда, возникшего в результате градостроительной деятельности. Такое страхование прямо предусмотрено ч. 4 ст. 60 ГрК РФ в новой редакции.
Во-вторых, возложение обязанности по возмещению вреда на застройщика (технического заказчика) и собственника (концессионера) существенно изменяет использование механизма страхования членами СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.
Как было отмечено выше, в соответствии с новой редакцией ст. 60 ГрК РФ у участников процесса проектирования и строительства (генерального проектировщика, генерального подрядчика, подрядчиков и субподрядчиков) ответственность возникает не перед потерпевшим, а перед лицом, выплатившим суммы компенсаций потерпевшему (застройщиком, техническим заказчиком, собственником, концессионером).
В то же время ГрК РФ содержит требования в части страхования членами СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства рисков своей ответственности за причинение вреда вследствие недостатков строительства (если это установлено правилами СРО – п. 2 ч. 1 , п. 2 ч. 2 ст. 55.4; п. 3 ч. 12 ст. 55.5 ; п.п. 1–5 ч. 6 , п.п. 1–6 ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ).
При этом выгодоприобретателем в случае страхования риска гражданской ответственности может быть только потерпевший ( ч. 3 ст. 931 ГК РФ ).
Таким образом, в рамках действующего законодательства договор страхования гражданской ответственности, заключенный членом СРО, не покрывает регрессные требования застройщика (технического заказчика) или собственника (концессионера), возместивших причиненный вред и выплативших компенсации сверх возмещения вреда.
На данную коллизию обратил внимание Минфин России, который указал, что члены СРО могут обеспечить выполнение своих обязательств и возместить требуемые расходы собственника-застройщика (технического заказчика) и собственника (концессионера) только за счет средств компенсационного фонда. По мнению Минфина, возмещение таких расходов через использование механизма страхования возможно только посредством заключения договора страхования финансовых рисков, что не предусмотрено действующим ГрК РФ (письмо Минфина России от 30.05.2012 № 05-04-19/34). ФСФР России поддерживает Минфин в отношении классификации вида страхования, применимого для регрессных требований, в качестве страхования финансовых рисков (письмо ФСФР России от 26.06.2012 № 12-ЮБ-11/28291).
В настоящий момент в Государственную Думу внесен законопроект (№ 262144-6), направленный на устранение противоречий в толковании положений Градостроительного кодекса РФ. В частности, законопроект устанавливает, что при страховании гражданской ответственности членов СРО в перечень страхуемых рисков должен включаться, в том числе, риск выплат по регрессным требованиям, предъявленным в соответствии со ст. 60 ГрК РФ. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, данный подход не противоречит гражданскому законодательству, а именно ч. 1 ст. 931 ГК РФ, регулирующей страхование ответственности за причинение вреда.
Мы разделяем общий подход авторов законопроекта, поскольку считаем, что риск выплат по регрессным требованиям, наступление которого находится в прямой зависимости от причинителя вреда – страхователя, скорее подпадает под определение риска ответственности из причинения вреда, нежели финансового риска. Однако, как отмечалось, при этом необходимо учитывать положение ч. 3 ст. 931 ГК РФ, устанавливающее, что выгодоприобретателем в случае страхования риска гражданской ответственности может быть только потерпевший. Очевидно, что данная норма потребует уточнения в части отнесения к выгодоприобретателю, в том числе, лиц, возместивших вред. С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, предлагаемые законопроектом изменения должны быть более детально проработаны во избежание проблем при реализации предлагаемого механизма на практике.
В целом же, полагаем, что предстоящие изменения могут оказать позитивное влияние на дальнейшее развитие российского законодательства в части структурирования ответственности лиц, вовлеченных в градостроительную деятельность, и защиты прав и интересов третьих лиц, при условии значительной комплексной доработки.
В договор с управляющей компанией лучше включать положение об ответственности за эксплуатацию здания
После выплат компенсаций потерпевшему в случае причинения ущерба вследствие нарушений, допущенных в процессе эксплуатации, собственник (концессионер) будет вправе обратиться с регрессным требованием к лицу, выполнившему на основании договора с собственником в период эксплуатации здания (сооружения) работы по содержанию или обслуживанию здания (сооружения), вследствие недостатков которых причинен вред ( ч. 8 ст. 60 ГрК РФ ).
Таким образом, закон указывает два признака лица, к которому может быть предъявлено регрессное требование. Это лицо, выполнявшее работы по содержанию или обслуживанию здания на основании договора с собственником (концессионером).
При этом возникает вопрос, схожий с рассмотренным выше: к кому должны быть предъявлены требования, если существует управляющая компания, привлеченная для эксплуатации здания по договору собственником (концессионером), которая, в свою очередь, привлекает субподрядчиков для выполнения определенных работ?
В указанном случае ни привлеченная управляющая компания, ни ее субподрядчик не отвечают обоим критериям, установленным законом, – договор с собственником (концессионером) заключен управляющей компанией, но работы выполнял ее субподрядчик.
Практика применения данной нормы сформируется, конечно, только после вступления новой редакции статьи в силу. Мы полагаем, что для устранения указанного противоречия в дальнейшем могут также потребоваться уточнения формулировки ч. 8 ст. 60 ГрК РФ.
Одновременно стоит помнить о том, что в соответствии со ст. 55.25 ГрК РФ, которая вступила в силу 1 января 2013 года, управляющая компания считается лицом, ответственным за эксплуатацию здания, при наличии соответствующего условия в договоре с собственником. Соответственно, собственникам здания (концессионерам) можно рекомендовать убедиться в наличии в договоре с управляющей компанией прямого указания на то, что она является лицом, ответственным за эксплуатацию здания. Такое условие в договоре значительно повысит шансы собственника здания (концессионера) в потенциальном споре с управляющей компанией в случае предъявления регрессного требования.
Инна Сергеевна Фирсова старший юрист Goltsblat BLP
Екатерина Вячеславовна Архипова юрист Goltsblat BLP
Источник: xn--80aeahgfjecay5a6b.xn--p1ai
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Ст. 52 Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 28 декабря 2019 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьёй. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трёх миллионов рублей.
2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
- 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казённых предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- 2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- 3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
- 4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
- 5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьёй, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства или в случае выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, в соответствии с частью 3.3 настоящей статьи индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
3.3. По решению застройщика или технического заказчика этапы строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, могут быть выделены после получения разрешения на строительство объекта путем внесения изменений в проектную документацию соответствующего объекта в порядке, установленном настоящим Кодексом.
4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключён такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
- 1) копия разрешения на строительство;
- 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
- 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
- 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учёт выполнения работ;
- 5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса.
5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
5.2. В случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса направляет их в органы государственного строительного надзора.
5.3. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 — 5 части 5 настоящей статьи, предоставляются застройщиком или техническим заказчиком в форме информационной модели.
6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.
8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учёт выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Источник: dogovor-urist.ru