Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
Старый «новый» стройконтроль | Изменения правил строительного контроля в 2022 году
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок. Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2017 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Источник: zakonguru.com
Функции строительного контроля
Ответы на вопросы по теме: «Функции строительного контроля» с профессиональной точки зрения. Здесь собран полный тематический материал и ответы на вопросы максимально развернуты. Всегда имеются нюансы — если это ваш случай, то обратитесь к дежурному консультанту.
Строительный контроль (технический надзор)
Строительный контроль (ранее – «технический надзор»)
— комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.
Строительный контроль осуществляется на основании положений ст. 53 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Статья 749 Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, выданное саморегулируемой организацией.
Цели строительного контроля:
— Обеспечение высокого качества строительства;
— Обеспечение применения строительных материалов, указанных в проекте строительства;
— Обеспечение выполнения проекта без превышения сметной стоимости строительства;
— Обеспечение высокого качества строительства.
Проблемы, которые можно избежать с помощью строительного контроля:
— Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий строительства;
— Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие неправильно составленной подрядчиками сметы. Как правило, сумма сметы подрядчика превышает реальную стоимость работ на 30-50 %;
— Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания;
— Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение экологической ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте;
— Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ.
Область применения строительного контроля являются строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений:
— промышленных зданий и сооружений;
— объеков культурного наследия;
— жилых зданий и жилых комплексов.
Порядок проведения строительного контроля регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468.
Строительный контроль строительства осуществляется рабочей группой, назначаемой в соответствии с требованиями проекта и состоящей из специалистов различного профиля:
— инженер по общестроительным работам;
— инженер по электрическим сетям;
— инженер сантехнических систем;
— инженер систем вентиляции и кондиционирования;
— специалист по анализу и составлению сметной документации;
Назначенная группа осуществляет наблюдение и контроль за проведением строительных работ на объекте с частотой, задаваемой требованиями проекта и уровнем сложности объекта. По каждому посещению объекта (или с частотой, необходимой заказчику) составляются отчетные материалы о ходе реализации проекта, включающие:
— описание выявленных дефектов и нарушений;
— выдержки из нормативной и технической документации, подтверждающие наличие выявленных нарушений;
— графики выполнения работ;
— таблицы расхода средств.
По окончании проекта осуществляется участие в сдаче завершенного объекта Государственной приемочной комиссии.
В случае подключения технический надзор на стадии, когда строительные работы на объекте уже велись, целесообразно проведение предварительного обследования здания с целью своевременного выявления нарушений технологии и дефектов конструкций здания или сооружения и снижения рисков ухудшения качества строительства в дальнейшем.
С задачами и функциями отделов технического надзора нашего учреждения вы можете ознакомиться здесь.
СПб ГБУ «Стройкомплект» в рамках своих полномочий также оказывает платные услуги по строительному контролю, заказчиками которых являются:
— учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Комитета по здравоохранению, осуществляющие размещение государственного заказа на выполнение работ в сфере строительства и проектирования за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
— иные учреждения и организации любых форм собственности.
[2]
При расчете стоимости платных услуг, связанных с осуществлением технического надзора, применяются нормативы, утвержденные распоряжением КЭРППИТ от 18.01.2008 № 37-р.
Стоимость строительно-ремонтных работ, млн руб.
Функции строительного контроля
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 июня 2010 года N 468
О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, .
Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)
Строительный контроль
Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль является одной из обязательных форм контроля, проводимого в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка в соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Цели и задачи ФАУ «РосКапСтрой» в реализации функции строительного контроля:
Строительный контроль является многоуровневой системой и состоит из ряда мероприятий и процедур, обязательных для выполнения на всех этапах (стадиях) строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Строительный контроль включает в себя:
строительный контроль технического заказчика;
лабораторный контроль, выполняемый испытательными (строительными) лабораториями;
геодезический контроль, осуществляемый посредством проведения геодезических работ, в том числе инструментального контроля;
производственный контроль, включающий: входной контроль проектной и рабочей документации, в том числе сметы на строительство, входной контроль конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций, приемочный контроль строительно-монтажных работ и контроль по вопросам инженерных изысканий.
контроль соблюдения сроков строительства;
проверка устранений выявленных нарушений;
Вопросы и проблемы, решаемые независимым строительным контролем:
превышение сметной стоимости строительства;
конструктивные дефекты (трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных, проектных требований и технологий строительства);
финансовые потери, вызванные срывом сроков проведения работ;
применение подрядчиком некачественных или не соответствующих требованиям строительных материалов;
нарушение правил складирования и хранения материалов на строительной площадке, что приводит к их порче;
нарушения требований пожарной безопасности и охраны труда;
халатное отношение подрядчика к составлению исполнительной документации, которое затрудняет сдачу объекта в эксплуатацию;
коррупционная составляющая, влекущая за собой приемку некачественно выполненных работ.
Строительный контроль от ФАУ «РосКапСтрой» обеспечит:
выполнение проекта без превышения сметной стоимости строительства;
применение подрядчиками строительных материалов надлежащего качества и соответствующих требованиям проекта;
выполнение проекта строительства в соответствии с графиком производства работ;
высокое качество выполнения строительно-монтажных, пуско-наладочных и специальных работ, соответствующих Техническому заданию, проектной и рабочей документации, требованиям нормативной документации;
оперативное взаимодействие с контролирующими строительство органами на этапах организации, ведения и завершения строительства;
контроль за ведением подрядчиками исполнительной и отчетной документации, итоговой документации по приемке отдельных этапов и видов работ, а также формирование пакета документов для ввода объекта в эксплуатацию;
контроль ввода объекта в эксплуатацию;
максимальная прозрачность выполнения всех видов работ при строительстве объекта.
Преимущества Строительного контроля от ФАУ «РосКапСтрой»
Специалистами ФАУ «РосКапСтрой» разработан программный комплекс «ГосСтройКонтроль», позволяющий Заказчику и исполнителю всегда оставаться на оперативной связи. (активная ссылка на раздел ПК «ГосСтройКонтроль»)
Широкая сеть филиалов, которые позволяют качественно и на постоянной основе выполнять функции строительного контроля во всех регионах России.
Высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт практической работы в строительной отрасли.
Структуризация нарушений, предписаний, актов по объектам и видам работ с возможностью сохранения истории строительства объекта на удаленном защищенном сервере;
Фотофиксация, видеотрансляция, персональная ответственность за каждое действие, уведомления о полученных предписаниях, назначенных встречах и совещаниях.
Формирование различных типов аналитических графиков и диаграмм, автоматическое создание сводных форм отчетности.
Централизация оперативных данных и унифицированные формы отчетности.
[3]
Применение современных технических средств визуального, документального и лабораторного анализа с возможностью работы с использованием BIM-технологий.
В настоящее время ФАУ «РосКапСтрой» принимает активное участие в реализации ряда проектов с государственным финансированием на территории субъектов Российской Федерации в качестве поставщика услуги строительного контроля.
Кто осуществляет надзор за строительством?
Основная цель контроля и надзора в строительстве — избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.
Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.
Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.
Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.
Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.
Основные надзорные органы
Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.
Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.
Как происходит осуществление строительного контроля?
Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.
Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.
Авторский надзор за ходом и качеством строительства осуществляет автор проекта. Он же издает приказ о назначении лиц, отвечающих за организацию авторского надзора. Копия приказа выдается Заказчику.
Госнадзорные структуры
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?
- ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
- ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
- ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
- ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
- ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
- ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.
Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством
На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:
- Роспотребнадзор;
- Ростехнадзор;
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?
Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.
Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.
Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора, завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.
Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.
Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.
В чем отличие строительного контроля от технического надзора?
В чем отличие строительного контроля от технического надзора?
Качество является главным критерием оценки выполнения строительных работ, поэтому, каждый, кто сталкивался с процессом строительства, задавался вопросом, насколько выполненные работы соответствуют существующим строительным нормам и стандартам. Учитывая, что каждый вид строительно-монтажных работ регламентирован ГОСТом и СНиПом, для того, чтобы обычному человеку, разобраться в тонкостях проведения тех или иных работ, необходимо изучить большой объем нормативной документации. Поэтому чаще всего целесообразно обратиться к специалисту по техническому надзору или строительному контролю. Эти термины часто путают, поэтому мы решили разобрать эти два понятия и определить их принципиальную разницу.
Технический надзор
В строительной сфере часто пользуются понятием «технический надзор», однако на официальном уровне такое понятие на данный момент отсутствует. Дело в том, что термин «технический надзор» использовалось в нормативной документации СССР . В постановлении Госстроя от 02.02.1988 в соответствии с пунктом 6.2 определяются задачи технического надзора: контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам. Но в 2004 году был принят новый Градостроительный Кодекс, который является главным нормативным документом, регулирующим процесс строительства. В нем было введено такое понятие, как строительный контроль.
Строительный контроль
Статья 53 Градостроительного Кодекса определяет функции строительного контроля, которые заключаются в проверке соответствия проводимых работ проектной документации, техническим регламентам, требованиям инженерных изысканий и градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль может проводиться заказчиком, застройщиком или лицом, осуществляющим строительство, а также силами третьей стороны, привлекаемой на основании договора на осуществление соответствующих услуг.
Можно сказать, что под термином «строительный контроль» понимается несколько видов контроля: производственный контроль подрядчика по строительству, технический надзор заказчика и авторский надзор проектной организации. «Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (производственный контроль). В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком (технический надзор). Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (авторский надзор)». Таким образом, можно сказать, что технический надзор является частью строительного контроля.
Технический заказчик
Рассмотрим еще один термин – «технический заказчик». Как мы уже говорили, у заказчика строительных работ не всегда есть время на участие в процессе строительства, либо отсутствует соответствующая квалификация, для грамотного осуществления контроля. В связи с этим в Гражданском кодексе РФ статья 749 предусматривает возможность найма профессиональной организации для осуществления функций заказчика на строительной площадке.
Если вы задумались о строительстве собственного дома, то стоит задуматься о том, сможете ли вы самостоятельно осуществлять должный контроль на всех этапах строительства? Если вы хотите привлечь профессиональных специалистов смело обращайтесь к нам!
Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
Вопрос:
Относятся ли к области строительного контроля хранение и складирование материалов и изделий, предназначенных для производства строительно-монтажных работ?
Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлечённой заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает в себя, в том числе, проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции.
В функции строительного контроля, осуществляемого заказчиком, входят, в том числе, проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов и проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.
Вопрос от 08.2017:
Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительный контроль на основании договора, состоять в членах саморегулируемой организации?
Ответ: В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) обязанность членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлена для лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Кроме того, соответствующая обязанность предусмотрена пунктом 22 статьи 1 ГрК РФ для технического заказчика и частью 3.1. статьи 52 ГрК РФ для застройщика в случае самостоятельного осуществления им строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Обязанность членства в саморегулируемой организации для иных лиц ГрК РФ не установлена.
Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.
Вопрос от 04.09.2019:
При проведении строительного контроля в раздел 4 общего журнала работ внесены данные о выявленных недостатках. По результатам устранения нарушений необходимо ли оформлять акт или достаточно отметки в журнале?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Частью 7 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путём составления акта. Сведения о проведённых контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.
Согласно пункту 8.4 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007), утверждённого приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7, в раздел 4 общего журнала работ включаются все данные о выявленных строительным контролем недостатках при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также сведения об устранении указанных недостатков.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Современные положения о строительном контроле, государственном строительном надзоре. Анализ текущего состояния 1
Волков М.А. ЭУИС 3-7, научный руководитель : Лебедев И.М.
Что такое строительный контроль? Сейчас попробуем разобраться.
Только качественное выполнение работ, как в сфере обеспечения строительной деятельности так и в самом строительном процессе — залог успешной реализации инвестиционного проекта! Строительство очень емкий и сложный процесс, контроль за которым позволит избежать проблем на разных его этапах. Для того чтобы все действия были правильными и слаженными, их просто необходимо разбить на составляющие, более простые части. И, добросовестно выполнив каждую, можно будет утверждать, что все процессы прошли с выполнением требований
Строительный контроль – комплекс экспертных мероприятий, направленных на обеспечение безупречного выполнения производимых работ, сроков, объемов, проектной стоимости.
В ст.53 ГрК РФ: строительный контроль осуществляется на основании положений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Статья 749 Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля, выданное саморегулируемой организацией.
Основная часть
Цели и проблемы строительного контроля
Какие основные цели строительного контроля? На что направлена деятельность инженеров технического надзора?
Итак, мы можем выделить основные цели:
— Обеспечение высокого качества строительства;
— Обеспечение применения строительных материалов, указанных в проекте строительства;
— Обеспечение выполнения проекта без превышения сметной стоимости строительства;
— Обеспечение выполнения проектов в указанные сроки в проекте.
Теперь выявим проблемы, которые можно нивелировать, избежать при строительстве при помощи строительного контроля:
— Неравномерная осадка здания, трещины, деформации и обрушения здания, вызванные несоблюдением нормативных и проектных требований и технологий строительства;
— Необоснованное увеличение затрат на реализацию проекта вследствие неправильно составленной подрядчиками сметы. Как правило, сумма сметы подрядчика превышает реальную стоимость работ на 30-50 %;
— Некорректное ведение исполнительной технической документации, затрудняющее поиск нарушений технологий в ходе строительства и сознательных отступлений от проекта и строительных норм со стороны подрядчиков, а также создающее трудности для технических служб при последующей эксплуатации здания;
— Нарушение прочностных характеристик конструкций, ухудшение экологической ситуации в результате использования подрядчиками дешевых строительных материалов, не указанных в проекте;
— Снижение рентабельности проекта, вызванное срывом сроков проведения работ.
Найдем области применения строительного контроля. Это строительство, капитальный ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений:
— промышленных зданий и сооружений;
— объектов культурного наследия;
— жилых зданий и жилых комплексов.
Порядок проведения строительного контроля регламентируется нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468.
Строительный контроль строительства осуществляется рабочей группой, назначаемой в соответствии с требованиями проекта и состоящей из специалистов различного профиля:
— инженер по общестроительным работам;
— инженер по электрическим сетям;
— инженер сантехнических систем;
— инженер систем вентиляции и кондиционирования;
— специалист по анализу и составлению сметной документации;
Назначенная группа осуществляет наблюдение и контроль за проведением строительных работ на объекте с частотой, задаваемой требованиями проекта и уровнем сложности объекта. По каждому посещению объекта (или с частотой, необходимой заказчику) составляются отчетные материалы о ходе реализации проекта, включающие:
— описание выявленных дефектов и нарушений;
— выдержки из нормативной и технической документации, подтверждающие наличие выявленных нарушений;
— графики выполнения работ;
— таблицы расхода средств.
По окончании проекта осуществляется участие в сдаче завершенного объекта Государственной приемочной комиссии.
В случае подключения технический надзор на стадии, когда строительные работы на объекте уже велись, целесообразно проведение предварительного обследования здания с целью своевременного выявления нарушений технологии и дефектов конструкций здания или сооружения и снижения рисков ухудшения качества строительства в дальнейшем.
Виды строительного контроля
Выделим несколько видов строительного контроля:
— внутренний контроль(проверка документооборота, журнала технического надзора);
— входной контроль(проверка проектной и рабочей документации);
— входной контроль конструкций, материалов и изделий(проверка документов по приемке с генподрядчиком, занесение в журнал строительного контроля);
— лабораторный контроль(проверка железобетонных конструкций на соответствие заявленным требованиям по прочности на сжатие и проч.);
— геодезический контроль(проверка допустимых откосов, отклонений от нормативных значений);
— операционный контроль(процессе выполнения производственных операций или строительных процессов и должен обеспечивать своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие м по их устранению и предупреждению);
— инспекция приемного контроля.
Ведущие нормативные документы о строительном контроле и расчет затрат
Основными нормативными документами, определяющими строительный контроль являются:
— ПП РФ №468 «О порядке проведения строительного контроля»;
— СП 48.13330.2011 «Организация строительства»;
— Приказ Минрегиона РФ №629 «Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Правовые документы по определению и проведению входного строительного контроля:
— тех.регламенты на отдельные виды работ;
Приведем перечень нормативных документов по системам технического регулирования:
— ФЗ-184 «О техническом регулировании»;
— ФЗ-116 «О промышленной безопасности производственных объектов»;
Требования к качеству строительных материалов перечислены в:
— документах от поставщиков;
— стандартах, технических условиях и технических свидетельствах.
Требования к технологии производства строительных работ содержатся в:
— технических регламентах, стандартах, СП;
— инструкциях заводов изготовителей.
Строительный контроль могут осуществлять организации только при членстве в СРО.
Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
ЗАКАЗЧИКА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ФИНАНСИРУЕМЫХ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ ЗАКАЗЧИКА, НА КОТОРЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ ВОЗЛАГАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
Стоимость строительства │ Норматив расходов │ Норматив численности
в базисном уровне цен │ заказчика на │ работников заказчика,
по состоянию │ осуществление │ осуществляющих
на 1 января 2000 г. │ строительного │ строительный контроль
(млн. рублей) │ контроля │ (человек)
от 30 до 50 1,93 3
от 50 до 70 1,81 4
от 70 до 90 1,72 5
от 90 до 125 1,61 6
от 125 до 150 1,56 7
от 150 до 200 1,47 9
от 200 до 300 1,36 12
от 300 до 400 1,28 15
от 400 до 500 1,23 18
от 500 до 600 1,18 21
от 600 до 750 1,13 25
от 750 до 900 1,09 28
Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:
а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле ,
Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;
— стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;
б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.
Государственный строительный надзор. Положения
Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Заключение
Строительный контроль – одна из самых важных процедур в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Проведение строительного контроля обязательно согласно действующему законодательству. Существует множество нормативных документов, регламентирующих деятельность компаний по осуществлению строительного контроля.
Строительный контроль осуществляется в целях соотношения выполненных работ:
— требованиям технических регламентов;
— результатам инженерных изысканий;
— требованиям ГПЗУ(градостроительного плана земельного участка).
[1]
От результатов проведения строительного контроля зависит долговечность зданий и сооружений, а также безопасность граждан, находящихся в них, поэтому строительный контроль должен быть проведен крайне тщательно, чтобы избежать катастрофических последствий.
Источник: cot39.ru
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- ФТС РФ;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
- Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: nalog-nalog.ru