Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.
Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ.
Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:
- как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
- как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
- своевременно ли выполняются работы по их содержанию и ремонту домов;
- обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
- соответствует ли нормам санитарное состоянием помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- как дом готовится к зиме или к лету;
- насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы, и вода;
- как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
- как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- как соблюдается порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
- имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
- как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
- имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- как обстоят дела с формированием фондов капитального ремонта в многоквартирных домах;
- правильно ли начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
- как раскрывается информация в системе ГИС ЖКХ.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
– проводить инспекционные обследования и проверки объектов;
Как сделать проект котельной? Пошаговая инструкция.
– давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
– выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
– привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.
Технический Надзор | Как Происходит и Зачем Нужен?
Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.
Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно. Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи. С 01 января 2017 года заявления поданные в электроном виде не являются основаниями для проведения проверки. Исключения составляют заявления, поданные через систему ГИС ЖКХ.
Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.
Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).
Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.
Не все вопросы жилинспекция может решить самостоятельно, выдав предписание об устранении имеющихся нарушений. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:
- о ликвидации ТСЖ,
- о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений,
- о признании договора управления многоквартирным домом недействительным,
- в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований
Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ.
В Кодексе РФ об Административных правонарушениях содержатся со — ставы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице
Муниципальный жилищный контроль
Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.
В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Лицензионный контроль
Лицензионный контроль – это контроль за соответствием управляющих организаций лицензионным требованиям. Осуществляет его, как правило, Госжилинспекция региона. Однако в некоторых субъектах отдельные полномочия могут быть переданы муниципалитетам. К лицензионным требованиям относятся не только требования, которые являются необходимыми условиями для получения лицензии на право управления многоквартирными домами, но и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы ее не лишиться. К таковым относятся:
- выполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом;
- выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом;
- выполнение требований, предусмотренных законодательством для работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом, периодичности их оказания;
- выполнение нормативных требований к предоставлению коммунальных услуг, в тех случаях, когда они предоставляются управляющей организацией;
- осуществление правильного расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
Иначе говоря это все те моменты предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые контролирует жилинспекция по роду своей деятельности, но только в отношении управляющих организаций, работающих по лицензии.
Органы прокуратуры РФ
«Я буду жаловаться в прокуратуру!» – часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?
Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа: надзор за соблюдением прав и свобод человека.
Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей ее могут скрывать) – по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить ее в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.
Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод, и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.
Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!
У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.
Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.
Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Роспотребнадзор
Главные задачи Роспотребнадзора – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Поэтому, если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы – вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.
Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда же: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».
Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».
Пример! Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях
Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого, они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.
Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.
Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.
Важно! Перед тем, как обращаться в органы Роспотребнадзора, обязательно нужно написать претензию в адрес компании, которая нарушила ваши права. К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить документы, которые подтверждают факт обращения с претензией. Если таких документов не будет, Роспотребнадзор проверку организации проводить не будет!
Источник: biteikin.ru
Организация надзора и контроля за тепловыми установками и сетями. Проблемы и предложения
Надзорная и контрольная деятельность МТУ Ростехнадзора по ЦФО по вопросам безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей производились в соответствии с требованиями:
• Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;
• Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
• Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации;
• Правил техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей;
• Правил техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей;
• Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;
• Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115°С); Правил учета тепловой энергии и теплоносителя; Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ;
• Инструкции по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей;
• Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса; Типовой инструкции по расследованию и учету нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и тепловой энергии;
• Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период и других нормативных актов.
На территории Центрального федерального округа находятся более 2,5 тыс. теплоснабжающих организаций и свыше 136 тыс. потребителей тепловой энергии, в том числе 22% — потребители ЖКХ, 20% — промышленные потребители и более 50% — непромышленные.
В 2006 г. территориальными управлениями ЦФО проведено 28664 обследования тепловых энергоустановок, в результате которых было выявлено свыше 245 тыс. нарушений требований Правил и нормативных документов. Основные замечания (более 107 тыс.) связаны с нарушением правил эксплуатации. Наиболее характерными из них являются:
• износ тепловых энергоустановок и особенно сетей составляет 80-100%;
• отсутствует или неисправна автоматика безопасности;
• работы в тепловых энергоустановках и сетях проводятся без оформления наряда-допуска и распоряжения;
• несоблюдение сроков проверки знаний правил руководителями организаций, руководящими работниками, руководителями структурных подразделений, оперативными руководителями, управленческим персоналом и специалистами;
• не проводятся противоаварийные тренировки с оперативными руководителями и оперативным персоналом;
• отсутствуют инструкции по действиям персонала при ликвидации аварийных режимов, обнаружению и устранению повреждений в тепловых сетях;
• не проводятся гидравлические испытания на плотность тепловых сетей и систем теплопотребле-ния перед началом отопительного сезона;
• не организован контроль за состоянием и эксплуатацией зданий и сооружений;
• неукомплектованность тепловых энергоустановок в полном объеме приборами КИП;
• несвоевременное выполнение режимно;наладочных работ на котельном и вспомогательном оборудовании;
• отсутствие докотловой обработки воды.
За нарушения Правил технической эксплуатации тепловых установок и тепловых сетей:
• даны предписания об отстранении от работы 576 специалистов, в том числе по Московской области — 24;
• направлено представлений в суды и органы Прокуратуры — 135, в том числе по Московской области — 8;
• наложено штрафов на сумму 185 тысяч рублей, в том числе по Московской области — 18 тыс. рублей.
За 2006 год допущено в эксплуатацию 1997 тепловых энергоустановок, в том числе по Московской области — 62.
Особое внимание было уделено вопросам подготовки тепловых энергоустановок и сетей в ОЗП 2006-2007 гг.
Всего по МТУ Ростехнадзора по ЦФО было проведено 10776 проверок по данному вопросу, в том числе 1237 предприятий тепловых сетей и 1906 предприятий тепловых сетей коммунальных предприятий.
Представители Ростехнадзора принимали активное участие в комплексных проверках подготовки ЖКХ к зиме в составе Комиссии по координации деятельности надзорных органов при Коллегии федеральных органов под руководством главных федеральных инспекторов. В Московской области такими проверками были охвачены 22 предприятия в различных муниципальных образованиях области.
Результатами таких проверок явились расширенные совещания в каждом районе с участием Главы или его заместителя с привлечением всех руководителей предприятий, осуществляющих теплоснабжение района.
Несмотря на интенсивную контрольную деятельность со стороны Ростехнадзора, серьезных технологических нарушений в теплоснабжении населения избежать не удалось. Основной причиной этого в первую очередь является чрезвычайно высокий уровень износа тепловых сетей, составляющий не менее 70-80%.
Например, в г. Электросталь 23 февраля 2007 г. произошел прорыв магистрального трубопровода D=630 мм, изготовленного в 1988 году.
Несмотря на то, что замена поврежденного участка трубопровода была осуществлена в тот же день, полностью восстановить теплоснабжение жилых домов и других объектов удалось только утром 24 февраля.
Комиссия, в составе которой принимал участие инспектор МТУ Ростехнадзора по ЦФО, считает, что основной причиной инцидента является ветхое состояние трубопроводов, что подтверждают и результаты независимой экспертизы.
Подобные инциденты произошли и в некоторых других регионах ЦФО, в Курске, Воронеже.
В 2006 году при эксплуатации тепловых установок произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом, всего пострадавших — 3 человека.
1. В ГУП «Брянсккоммунэнерго» «Дятьковские межрайонные сети» в результате падения в тепловую камеру, заполненную горячей водой погибли два слесаря-ремонтника.
Основные причины несчастного случая:
• несоблюдение пострадавшими своих должностных обязанностей — принятие в аварийной ситуации самовольного решения об обходе тепловых сетей;
• отсутствие на предприятии инструкции по безопасной эксплуатации тепловых сетей;
• отсутствие плана ликвидации технологических нарушений и аварий в тепловых сетях;
• отсутствие противоаварийных тренировок;
• отсутствие у пострадавших средств защиты (поясов и веревки);
• в тепловой камере отсутствовала стационарная металлическая лестница.
2. В Брянской области в ИП «Тищенко» погиб сторож-истопник комплекса по сжиганию древесных отходов. Основные причины несчастного случая:
• во время работы комплекса по сжиганию древесных отходов не была обеспечена плотность закрытия крышки сгорания предтопка;
• в помещении котельной не обеспечен необходимый воздухообмен за счет естественной вентиляции;
• не обеспечен систематический контроль загазованности воздуха;
• бункер топлива не оборудован блокировочным устройством;
• эксплуатируемое оборудование не предъявлялось органам Госэнергонадзора для допуска в эксплуатацию;
• руководитель предприятия допустил пострадавшего к работе без предварительного обучения, проверки знаний и прохождения медосмотра;
• руководителем не был определен порядок организации осмотров и обходов рабочих мест, в том числе в ночное время;
• на предприятии отсутствует проектная, исполнительная и оперативная документация на тепловые установки.
Многие проблемы эксплуатации тепловых сетей возникают из-за недостатков проектирования: проектировщики не аттестованы на знание Правил вил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03) и, как следствие, не учитывают требований «Норм расчета на прочность трубопроводов тепловых сетей» (РД-10-400-01).
Монтаж тепловых сетей (более 115°С) ведется организациями, не имеющими аттестованных установленным порядком сварщиков и специалистов, аттестованных сварочных технологий, материалов и оборудования, технологии монтажа не разрабатываются;
Материалы, применяемые при монтаже теплосетей, зачастую не соответствуют требованиям ПБ 10-573-03. Отсутствуют паспорта и разрешения на применение для арматуры, отводов, тройников. Для решения этих существенных проблем необходимо:
• разработать научно-технические документы о необходимости аттестации специалистов проектных организаций, осуществляющих проектирование тепловых сетей на знание соответствующих правил;
• обеспечить обязательную экспертизу промышленной безопасности проектов тепловых сетей с температурой более 115°С и их регистрацию как ОПО в соответствии с Законом о промышленной безопасности (практика проверок показывает, что в основном эти сети проходят экспертизу и регистрируются как ОПО только в пределах котельных);
• разработать научно-технические документы об обязательной аттестации сварщиков, специалистов сварочного производства, технологий сварки, материалов и оборудования для организаций, осуществляющих монтаж тепловых сетей; разработать методические указания о порядке осуществления надзора за соблюдением требований безопасности на теплоэнергетических объектах;
• переработать Правила технической эксплуатации в части проведения проверки знаний лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок: проверка знаний должна проводиться не реже, чем один раз в три года, в соответствии с Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, подконтрольных Гостехнадзору РФ;
• определить категории тепловых энергоустановок, подлежащих надзору по их параметрам; решить вопрос утверждения отчетов о проведении режимно-наладочных испытаний котлов;
• разработать научно;техничестие документы о периодичности обследования тепловых установок и тепловых сетей не реже 1 раз в год в соответствии с Законом о промышленной безопасности.
Выполнение требований нормативных документов Ростехнадзора при проведении обследования оборудования тепловых электростанций, тепловых энергоустановок и сетей. Составление программы обследования, оформления результатов. Контроль устранения выявленных недостатков
Южный федеральный округ
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по ЮФО
Цель статьи — ознакомление специализированной читательской аудитории с методической базой Межрегионального территориального управления по Южному федеральному округу при проведении различных видов обследований основного энергооборудования, зданий и сооружений, энергоустановок и электростанций, котельных, предприятий электрических и тепловых сетей, энергоснабжающих организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области. К ним относятся филиалы и структурные подразделения РАО «ЕЭС России» (ОАО «ОГК-6», ОАО «ЮГК-ТГК № 8»), ведомственные электростанции (ООО «Шахтинская ГТЭС»), теплоэнергетические и электросетевые предприятия коммунальной энергетики, а также организации, которые производят отпуск энергии сторонним потребителям от собственных источников, или имеющие технологическое присоединение к энергоснабжающим организациям (ЭСО).
В целях исполнения требований руководящих документов Службы по осуществлению надзорной деятельности по направлению «Государственный энергетический надзор», в соответствии с требованиями действующих (и в настоящее время) руководящих методических документов Госэнергонадзора, в том числе:
• Инструкции по проведению мероприятий по контролю при осуществлении государственного энергетического надзора за оборудованием, зданиями и сооружениями электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии (утверждена 26 ноября 2001 г.).
• Программы (типовая) комплексного обследования энергоустановок электростанций (утверждена 2 апреля 1998 г.).
• Программы (типовая) обследования предприятий по вопросам подготовки энергоустановок и сетей (электрических и тепловых) к работе в ОЗП (отопительный сезон) (утверждена 29 августа 1995 г.). И учитывая собственный опыт ведения надзорной деятельности, МТУ по ЮФО выпущены «Методические указания по проведению обследований по направлению «Энергетический надзор» оборудования, зданий и сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций». С 1996 г. это уже 5-е измененное и дополненное издание. Методические указания утверждены приказом Руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 16.05.07 г. № 162 и введены в действие с 01.06.07г.
Какие задачи решает МТУ? Что из себя представляют Методические указания (МУ)? Какова их структура?
Основной задачей Методических указаний является установление в Управлении единого подхода, методики и порядка проведения инспекторским персоналом контрольно-надзорных мероприятий по направлению «Энергетический надзор» оборудования, зданий и сооружений (кроме гидротехнических) электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей ЭСО, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области. Для ГТС — разработаны свои методические указания, в настоящее время они перерабатываются.
В I разделе Методических указаний устанавливаются следующие требования:
I. Перечень основных видов обследований ЭСО:
• проверки хода подготовки к работе в ОЗП;
• централизованное — проводимое по распоряжению (совместно) с УГЭН Службы.
II. Программы обследований:
• Ктэс — комплексное электростанций (тепловых, ГЭС);
• Кпгтэс — комплексное паро-газовых (газо-тур-бинных) электростанций;
• КТС+ — комплексное предприятий тепловых сетей, имеющих в своем составе теплоисточники;
• КТС– — комплексное предприятий тепловых сетей, не имеющих собственных теплоисточников;
• Кэс — комплексное предприятий электрических сетей;
• КСб — комплексное организаций, осуществляющих сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
• Ттэс — тематические (32 темы) электростанций;
• Ттс — тематические (30 тем) предприятий тепловых сетей;
• Тэс — тематические (22 темы) предприятий электрических сетей;
• ПЗэсо — проверка готовности к работе в ОЗП теплоисточников, предприятий тепловых сетей РАО «ЕЭС России», АО-энерго, муниципальных и ведомственных теплоэнергетических предприятий коммунальной энергетики (1 программа);
• ПЗэс — проверка готовности к работе в ОЗП электросетевого предприятия (1 программа).
III. Установлены программы проведения обследования служб (подразделений) ОАО «ЮГК ТГК-8», ОАО «Ростовэнерго», муниципальных и ведомственных электростанций, предприятий тепловых и электрических сетей (6 программ).
IV. Установлены примерные перечни проект-но5, приемо5сдаточной и эксплуатационной документации, предъявляемой при допуске нового и реконструированного:
• оборудования, тепловых энергоустановок и тепловых сетей электростанций и теплосетевых предприятий;
• оборудования котельных во временную (до 6 месяцев) эксплуатацию для проведения пуско-на-ладочных работ;
• оборудования котельных — в постоянную эксплуатацию;
• оборудования сезонных котельных, которые переводились в эксплуатационные состояния «в ремонте», на «консервации»;
• оборудования котельных, эксплуатация которых временно (свыше 6 месяцев) прекращалась (административное приостановление деятельности, за задолженность и пр.) и (или) в эксплуатационные состояния «в ремонте» и «на консервации» не переводилось;
• тепловых энергоустановок и тепловых сетей потребителей энергии (во временную и постоянную эксплуатацию).
Указанные Перечни реализуют введенную в МТУ Ростехнадзора по ЮФО последовательность проведения допуска в эксплуатацию энергооборудования всеми направлениями надзора: первыми получают разрешения опасные производственные объекты, затем электроустановка объекта и в завершении — допуск инспектора-тепловика. Во II разделе Методических указаний устанавливается порядок проведения комплексных, тематических и других, предусмотренных МУ, обследований с учетом специфики проверяемой организации:
1. По чьему распоряжению комиссия для проведения обследования, кем готовится распоряжение.
2. Состав комиссии.
3. Как оформляется результат обследования (форма акта, совместный акт по электро- и тепловой части или раздельный и т.п.).
4. Кем регистрируется акт.
5. Каков порядок контроля выполнения предписаний к акту:
• анализ ежемесячных донесений проверенной организации о ходе выполнения предписания;
• проведение контрольных проверок выполнения предписаний (плановых и внеплановых).
Кроме того, во II разделе Методических указаний инспекторскому персоналу дается ряд методических указаний по проведению обследований в случаях:
• отсутствия в структуре проверяемой организации цеха (службы), оборудования, предусмотренного программой;
• ввода в действие на проверяемой организации ведомственных научно-технических документов (соответствие их требованиям федеральных научно-технических документов, исполнение ведомственных НТД);
• изменения требований и (или) ввода в действие новых федеральных научно-технических документов и др.
Столь подробная детализация требований как в организации, так и в проведении обследования (программы обследований включают максимальное количество подлежащих проверке исполнения требований, строго соответствующих установленным НТД) может показаться, на первый взгляд, излишней. Однако который год мы избавлены от неразберихи, двойного чтения и толкования, что позволяет проводить энергетический надзор на достаточно высоком уровне.
В III разделе Методических указаний устанавливается порядок рассмотрения «Особого мнения» проверяемой организации к акту обследования, переноса сроков и снятия с контроля выполнения предписаний, выданных инспекторским персоналом.
В случае подписания проверенной организацией акта обследования с «Особым мнением», которое является неотъемлемой частью акта5предписания: «В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта — предписания руководитель управления рассматривает «особое мнение» по представлению заместителя руководителя по направлению ГЭН, назначает (по его решению) рассмотрение «особого мнения» в установленный им срок на техметодсовете (далее -ТМС) Управления и принимает аргументированное решение об отмене или подтверждению результатов мероприятий по контролю, о чем письменно сообщается проверяемой организации. Все материалы рассмотрения «особого мнения» (протоколы совещаний, заседаний ТМС, запросы, письма и др.) являются неотъемлемой частью акта-предписания».
В случае отказа представителя проверенной организации от подписания акта: «Данный факт фиксируется в акте-предписании. Акт-предписание направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) почтовым отправлением с уведомлением о вручении».
Для переноса срока выполнения предписания руководитель проверенной организации направляет на имя руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО: запрос, содержащий:
• обоснование необходимости переноса срока исполнения предписания с указанием обстоятельств, вскрывшихся в процессе его исполнения; ориентировочный срок исполнения;
• обосновывающие материалы (заключения экспертных организаций, согласования, утвержденные в установленном порядке, технические решения и др.);
• компенсирующие мероприятия, утвержденные руководителем, обеспечивающие безопасную, надежную эксплуатацию оборудования (энергоустановок, энергосетей) в период исполнения предписания с учетом нового срока;
• в случае отсутствия объективных причин и аргументированного обоснования необходимости переноса сроков исполнения предписания прилагается копия распорядительного документа организации о дисциплинарном наказании лиц, виновных в невыполнении и (или) ненадлежащем исполнении предписания органа государственного надзора».
«В двухнедельный срок по получению запроса проверяемой организации о переносе сроков исполнения предписания, руководитель (или по его поручению заместитель) управления организует детальное рассмотрение представленных обоснований (по его решению могут назначаться внеплановые проверки и рассмотрение запроса на ТМС Управления), по результатам которого принимается решение об установлении нового срока исполнения предписания, или отклонении (признании несостоятельной) аргументации, представленной проверенной организацией, при этом предписание считается невыполненным в установленный срок; назначается внеплановая контрольная проверка выполнения предписаний данной организации и принимаются санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации, к виновным в неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении предписания органа государственного надзора».
Снятие с контроля производится после полного выполнения предписания или по решению руководителя, или (по его поручению) заместителя руководителя Управления при наличии соответствующего обоснования.
Процедура принятия решения о снятии с контроля предписания аналогична ранее изложенной — переноса сроков исполнения предписания. Для удобства работы инспекторского персонала Методические указания содержат справочные приложения (4 шт.), а именно:
• « Инструкция по проведению мероприятий. » (утверждена 26.11.2001 г.);
• формы актов (утвержденные приказом МТУ Ростехнадзора от 25.09.06 г. № 408);
• статьи КоАП РФ, относящиеся к компетенции Ростехнадзора;
• нормы времени на основные виды работ (утвержденные Приказом МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 30.11.2006 г. № 675).
Польза от издания таких детализированных и подробных «Методических указаний» доказывается более чем 10-летним опытом их применения в Ростовской области: снимается масса вопросов как с инспекторского персонала, так и с проверяемых организаций (большинству проверяемых организаций такие методические указания или выдержки из них вручены).
В настоящее время на выходе переработанные издания МУ по потребителям тепловой энергии и ГТС объектов энергетики и промышленности.
Кроме того, по завершению формирования отделов МТУ Ростехнадзора по ЮФО будут проводиться необходимые организационные и методические мероприятия по вводу в действие МУ в территориальных управлениях Ростехнадзора, осуществляющих свою деятельность на территории ЮФО.
Источник: www.rosteplo.ru
Технический надзор за строительством котельной
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации котельных
Вопрос:
Необходимо ли регистрировать в качестве опасного производственного объекта блочно-модульную котельную мощностью 326кВт, предназначенную для обогрева производственных помещений, с водогрейными котлами Unical 163 (вид топлива – отработанное машинное масло, температура теплоносителя – 1100С, давление 0,5 МПа)?
Ответ: Опасными производственными объектами в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116 ФЗ.
Блочно-модульная котельная, работающая на представленных параметрах, не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Для более точной идентификации признаков опасности объекта необходимо руководствоваться проектной документацией.
Вопрос от 08.08.2018:
Является ли теплогенераторная частного производственного предприятия (встроенная в здание или отдельный контейнер) мощностью до 360 кВт поднадзорной Ростехнадзору, какие требования предъявляются к обслуживающему персоналу?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.
Согласно пунктов 2.4.1,2.4.2 Правил, на все новые и реконструированные тепловые энергоустановки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию от органов государственного энергетического надзора. Выдача данных разрешений регламентируется «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 №212, зарегистрирован Минюстом России 28.04.2008 №11597) и Приказом Минприроды России от 20.08.2008 №182 «Об отмене отдельных положений Порядка».
В соответствии с п.2.2.2 и п.2.2.3 Правил, руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний Правил, правил техники безопасности и инструкций.
При потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов. не имеющих специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном вышеуказанными Правилами.
Вопрос от 22.04.2019:
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.
Федеральные Нормы и Правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора РФ от 25.03.2014 № 116 (далее ФНП ОРПД) направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа):
Следовательно, под действие указанных ФНП ОРПД подпадает оборудование, соответствующее одновременно двум условиям:
Таким образом, твердотопливный котел с Вашими параметрами, а именно с температурой теплоносителя до 95 градусов Цельсия не подпадает под требования ФНП ОРПД и его ставить на учет не нужно.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Строительство газовых котельных
МТУ Ростехнадзора по УрФО констатирует: случаи обращения в отдел государственного строительного надзора с вопросами о процедуре сдачи в эксплуатацию газовых котельных объектов капитального строительства участились. Чтобы упростить задачу застройщикам и заказчикам и упорядочить их действия, отдел подготовил консультацию, в которой попытался обобщить опыт работы с наиболее распространенными обращениями.
Проектная документация, в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ, представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может, как следует из Федерального закона №210-ФЗ от 31 декабря 2005 года, осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Что касается понятия этап строительства, то Постановление Правительства РФ №145 от 5 марта 2007 года дает следующее определение: этап строительства – строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).
Согласно федеральным законам №210-ФЗ от 31 декабря 2005 года и №232-ФЗ от 18 декабря 2006 года, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (как следует из редакции Федерального закона № 210-ФЗ от 31 декабря 2005 года).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №698 от 24 ноября 2006 года утверждена форма разрешения на строительство.
Выдержки из инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство
(Приложение к Приказу министра Минрегионразвития от 19 октября 2006 года №120, разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ №698 от 24 ноября 2005 года О форме разрешения на строитель ство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию)
В строке Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики) указываются:
•наименование объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией;
•краткие проектные характеристики:
А)общая площадь объекта капитального строительства;
Б)площадь земельного участка;
В)количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения;
Г)строительный объем, в том числе подземной части;
Д)количество мест, вместимость, мощность, производительность;
Е)сметная стоимость объекта капитального строительства, по утвержденной в установленном порядке проектной сметной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
Ж)удельная стоимость 1 м2 площади при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
З)количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства;
И)В случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта указываются:
•общая протяженность линейного объекта;
•мощность линейного объекта.
В строке Описание этапа строительства, реконструкции, если разрешение выдается на этап строительства, реконструкции указывается наименование этапа строительства, реконструкции и дается описание такого этапа.
В строке Срок действия настоящего разрешения – до указывается нормативный срок продолжительности строительства, определенный в разделе Проект организации строительства проектной документации, с указанием числа (цифрами), месяца (прописью), года (цифрами).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ необходимо получить разрешение на строительство. В соответ ствии со статьей 52 Градостроительного кодекса РФ застройщик должен направить в адрес надзорного органа извещение о начале строительства и в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта выполнять требования статей 53 и 54 Градостроительного кодекса РФ; РД 11-02-2006, РД 11-04-2006, РД 11-05-2007, технических регламентов (норм и правил) и других нормативно-правовых документов в области строительства.
Кто осуществляет технический надзор за строительством
Техническим надзором принято именовать весь комплекс экспертиз и проверок, которые реализуются на объекте в период строительных работ или ремонта.
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует определить, что такое технический надзор в строительстве, и для чего требуется его проведение.
В действующей редакции ГрК России подобное понятие отсутствует. По умолчанию принимается, что на объектах, где ведётся строительство, данную процедуру заменяет «стройнадзор», являющийся составной частью строительного контроля.
Основными задачами проведения технического надзора за строительством являются:
Кто имеет право на проведение технического надзора
Круг юридических лиц, которые могут быть привлечены к решению данной задачи, весьма широк.
В первую очередь, государственные надзорные органы (муниципальные или субъектов Федерации). Местные органы власти имеют право разрешать строительство (организацию строительных работ), а также последующий ввод готового объекта. Они привлекаются к надзору на этапе приёмки готового объекта.
Кроме этого, осуществление надзорных функций может возлагаться на:
Заказчик либо лицо, действующее в его интересах, организовывают проведение технического надзора согласно положениям свода правил № 48.13330.2011 (п.7.3).
После начала строительства право на осуществление проверок строительных работ и надзорной деятельности (по закону) получают государственные органы:
Каким образом осуществляется технадзор
Алгоритм работы органов, контролирующих строительство в рамках осуществления технадзора следующий:
1. Определяются задачи предстоящих работ.
2. Комплектуется рабочая группа. В её состав включают специалистов профильного образования, имеющих прямое отношение к строительству (электрики, специалисты по иным СЖО), имеющих стаж работы по специальности от 5 лет. Кроме этого обязательно включается финансист, осуществляющий анализ смет.
3. Осуществляется контроль мероприятий (с выездом на объект). Их частота и продолжительность прописывается в соответствующем договоре и определяется сложностью и масштабностью строительных работ на объекте (не реже, чем ежемесячно).
4. Составление отчётной документации по проведённому мероприятию.
В документации обязательно указывается: все выявленные нарушения с указанием на нарушенные нормативы, фото завершённых строительных работ, диаграммы и графики, иллюстрирующие строительство, смета расходов.
Представители службы, занимающейся техническим надзором, обязаны вести соответствующий «Журнал», хранящийся на объекте, а также подписывать акты, составляемые по факту выполнения скрытых работ.
Основные функции технического надзора
В рамках надзора за ведением строительных работ выполняются мероприятия, исполнение которых позволяет:
Если при этом будут выявлены нарушения, представитель технадзора имеет право считать их непригодными к дальнейшему строительству и наложить запрет на их дальнейшее использование.
Продолжение строительства запрещено до подписание актов (проверяющим и исполнителем), подтверждающих выполнение конкретного этапа работ согласно рабочей документации и положений действующих нормативов.
Лицо, занимающееся техническим надзором, после завершения строительства объекта, подписывает (вместе с подрядчиком) соответствующий Акт.
Наличие этого документа подтверждает, что построенный объект отвечает требованиям проекта, ГОСТ, СП и существующего законодательства.
Источник: dom-srub-banya.ru