Кто осуществляет надзор за строительством объектов

Государственный строительный надзор

Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, являются:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве, реконструкции объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации; автомобильных дорог федерального значения; объектов культурного наследия федерального значения; особо опасных, технически сложных и уникальных объектов; объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности; иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
  • Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации возложено осуществление государственного строительного надзора.

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора.

ТЕХНАДЗОР СТРОИТЕЛЬСТВА. Кто такой инженер ОТК? | 0+

РД-11-04-2006 устанавливает требования к:

  • проведению органами государственного строительного надзора проверок соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов;
  • к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения.

Проверку проводят должностные лица органа государственного строительного надзора в случаях:

  • наступления сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
  • получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
  • получения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора;
  • получения сведений о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащих проверке, из иных источников.

Порядок проведения проверок государственного строительного надзора:

  1. Анализ документации, в состав которой входит: общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ; исполнительная документация; акты об устранении нарушений применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов; документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  2. Визуальный осмотр выполненных работ и использованных строительных материалов. Осмотр проводится с целью проверки соблюдения требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам; устранения нарушений применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; соблюдения запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений, выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора.
  3. Оформление результатов проведенной проверки выполненных работ. В случае выявления нарушений составляется акт (см. приложение №7 к РД-11-04-2006), на основании которого заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство выдается предписание об устранении выявленных нарушений (см. приложение №8 к РД-11-04-2006). После устранения нарушений лицо, осуществляющее строительство, направляет в орган государственного строительного надзора извещение об устранении выявленных нарушений (см. приложение №9 к РД-11-04-2006).

Проверки могут сопровождаться экспертизами, обследованиями, лабораторными и иными испытаниями выполненных работ и применяемых строительных материалов.

Технический надзор за строительством каркасного дома

Итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации проводится органом государственного строительного надзора в течение 7 дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (см. приложение №10 к РД-11-04-2006).

Читайте также:  Как по охране объектов в период строительства

При проведении итоговой проверки визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме и проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.

По результатам итоговой проверки составляется акт (см. приложение №7 к РД-11-04-2006), который является основанием для выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (495) 135-43-15

Источник

Государственный контроль

Минстрой России осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

Минстрой России осуществляет государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (информация в разделе «Саморегулирование в сфере строительства»).

Источник

Статья 8.1 ГрК РФ. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье — органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности), в том числе контроль за:

1) соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса;

3) соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

2. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право:

1) проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

3) получать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

3. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны:

1) направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений;

2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;

3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны:

1) предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы;

2) направлять в орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения в установленном порядке;

3) оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе.

Комментарии к ст. 8.1 ГрК РФ

Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

Читайте также:  Требования к безопасной эксплуатации объекта капитального строительства образец

Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С.

1. В комментируемой статье определены основы правового порядка осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Следует заметить, что данный контроль можно рассматривать (наряду со строительным надзором) в качестве разновидности строительного контроля (см. ст. 53 ГрК РФ), который осуществляется непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Кроме того, необходимо иметь в виду, что такой же контроль (надзор) за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности может осуществляться органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре РФ».

В первой части данной статьи обозначены субъекты и объекты осуществления указанного вида контроля в градостроительной сфере, а также его предмет. Субъектами такого контроля являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности, строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, каковым является ныне Минстрой России, и 2) органы государственной власти субъектов РФ.

За федеральным органом государственной власти такое контрольное полномочие закреплено в п. 7.1 ст. 6 ГрК РФ. В отношении второго субъекта заметим, что комментируемая норма логично вытекает из ч. 1.1 ст. 6.1 ГрК РФ, в которой предусмотрена передача Российской Федерацией указанных контрольных полномочий органам государственной власти субъектов РФ в отношении органов местного самоуправления.

Подконтрольными объектами являются согласно тексту комментируемой статьи, во-первых, органы государственной власти субъектов РФ (для контроля со стороны федерального органа государственной власти) и, во-вторых, органы местного самоуправления, в отношении которых контроль могут осуществлять как федеральный орган государственной власти (Минстрой России), так и региональные органы государственной власти.

Из содержания комментируемой статьи вытекает, что контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности является двухуровневым. По смыслу изложенной нормы федеральный контроль осуществляется в обозначенной сфере за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а региональный должен осуществляться за соблюдением такого законодательства только органом местного самоуправления.

В функциональном плане контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности осуществляется по двум направлениям:

1) по линии юридической оценки нормативных правовых актов по вопросам градостроительства, принимаемых как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в рамках нормотворческой деятельности;

2) по линии соблюдения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленных законодательством о градостроительной деятельности процедур (правил, предписаний и т.п.) подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, имеющих большое значение в градостроительной деятельности.

Предметами контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности выступают:

1) соответствие нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов (принимаемых органами местного самоуправления) законодательству о градостроительной деятельности;

2) соблюдение установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями ГрК РФ;

3) соблюдение процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков (см. правовые нормы глав 3, 3.1, 4, 5 ГрК РФ).

2. Во второй и третьей частях комментируемой статьи определены полномочия (права и обязанности) должностных лиц органов контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности. В ч. 2 установлены три вида (категории) прав должностных лиц:

— на проведение проверок деятельности самих органов региональной государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций (государственных и муниципальных учреждений и предприятий);

— на требование от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов и сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— на получение от этих же руководителей и других должностных лиц указанных органов государственной власти и местного самоуправления объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Читайте также:  Что обозначает линейный объект в строительстве

Приказом ныне упраздненного Министерства регионального развития РФ от 25 октября 2010 г. N 460 был утвержден Административный регламент Министерства регионального развития РФ по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства РФ о градостроительной деятельности. Возможно принятие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ аналогичного документа, в котором не только могут быть конкретизированы вышеуказанные полномочия, но и урегулированы порядок и формы осуществления контроля, порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и их решений и другие вопросы.

Понятие «должностное лицо» в комментируемой статье не раскрывается. Однако соответствующие нормы-дефиниции имеются в административном, уголовном и другом федеральном законодательстве. Наиболее полное и точное определение содержится в примечании к ст.

2.4 КоАП РФ: под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Должностным лицом местного самоуправления (согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») является выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлены три вида (категории) обязанностей должностных лиц органов контроля. В случае выявления фактов нарушения законодательства о градостроительной деятельности должностные лица обязаны:

1) направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления предписания об устранении (с указанием сроков) выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности;

2) направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;

3) принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст. 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность. Поэтому исполнение указанных обязанностей требует взаимодействия органов контроля с прокуратурой и судами, уполномоченными рассматривать соответствующие дела.

Конкретные должностные лица, наделяемые полномочиями по осуществлению контроля (в том числе по составлению документов о применении мер административного принуждения и юридической ответственности), определяются внутренними документами соответствующих органов государственной власти (распоряжениями, приказами). Обычно контрольными полномочиями в рамках своей компетенции обладают следующие должностные лица: руководитель органа государственной власти (министр, начальник управления), руководитель иного структурного подразделения — департамента, отдела и т.п., лица, временно исполняющие их обязанности, заместители указанных должностных лиц и др.

Обычно выявленные в ходе проверки факты нарушения законодательства о градостроительной деятельности фиксируются в соответствующих справках и актах о результатах проверки. Наряду с такими документами могут выноситься также письменные предписания в адрес конкретных должностных лиц об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, направляться обращения в органы прокуратуры с целью принятия мер прокурорского реагирования, готовиться и вноситься предложения в Правительство РФ, высшему должностному лицу субъекта РФ (главе, губернатору и т.п.), главе муниципального образования (мэру, главе администрации и т.п.) по совершенствованию градостроительного законодательства и порядка работы с ним.

4. В последней части комментируемой статьи строго и четко установлены три конкретных обязанности должностных лиц подконтрольных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В целях осуществления своевременного и эффективного контроля должностные лица проверяемых региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны:

1) предоставлять по запросу органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, необходимые для осуществления контроля документы и материалы;

2) направлять в орган, осуществляющий такой контроль, копии документов территориального планирования, правил землепользования и застройки на бумажном или электронном носителе в двухнедельный срок после их утверждения;

3) оказывать содействие должностным лицам органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в их работе.

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник
Рейтинг
Загрузка ...