Наверняка каждый, кто когда-либо слышал о криптовалютах, хочет знать, по каким нормам они регулируются и с какими частыми заблуждениями можно столкнуться при работе с ними. Данная статья носит познавательный характер, поможет многим понять ситуацию в правовой сфере криптовалют и однозначно прокачает каждого, кто сможет осилить весь текст до последней точки!
В этой статье будут рассмотрены такие темы, как майнинг, различные запреты, связанные с криптовалютами, спорные вопросы по цифровым валютам, которые противоречат текущим реалиям. Также вы узнаете, что будет, если нарушать те или иные запреты, какие существуют частые заблуждения; раскроем тему международного обмена информацией, бирж, KYC и многое многое другое! Приятного прочтения!
Благодарим Анжелику Матушкину – КриптоЮриста, Президента Ассоциации онлайн- и блокчейн-юристов.
Для начала дадим определение ЦФА, которое предлагает нам Российское законодательство. Цифровые финансовые активы (ЦФА) – цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА в порядке, установленном Законом о ЦФА, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. При этом под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).
Механизм правового регулирования. Правовые средства. Кененов А.А.
Если говорить простым языком, это ценные бумаги, выпущенные на блокчейне. Что же касается цифровых валют, то здесь закон достаточно скуден, поскольку данной теме посвящена лишь одна статья, в которой говорится, что: цифровые валюты – это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций, и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему, ее правилам. В данном случае законодательство размывает определение о цифровых финансовых валютах.
Сложно? Давайте разбираться поэтапно!
1. Криптовалюты запрещены в РФ.
Определенно, данное суждение является ошибочным. Криптовалюта НЕ запрещена в РФ. Однако запрещен оборот криптовалюты, как денежных средств, а именно, нельзя приобретать какие-либо товары и услуги за счет криптовалют.
Сокольская Л.В. Правовое регулирование общественных отношений
2. Государство не узнает, что вы заводите свои деньги на биржи, либо получаете доход в сфере криптовалют и впоследствии обналичиваете средства.
Данное заблуждение особенно относится к тем людям, которые хранят свою криптовалюту на холодном кошельке. Как государство может узнать о том, что у вас там лежат деньги, ведь блокчейн почти не дает никакой информации о человеке, кроме открытого адреса, времени отправки и суммы – все анонимно, и никакой информации получить нельзя?
Весь смысл состоит в том, что в РФ уже начинают отслеживать подозрительные транзакции по получению или отправке средств. Все движения безналичных денежных средств видны, и это все сводится в единую систему. И на сегодняшний день незачем убеждать себя: государство не узнает, что я покупаю или продаю криптовалюту, – это заблуждение.
Это также и не значит, что если сейчас что-то не отследили, то через год – два это не откликнется в виде неожиданной и неприятной новости. Все-таки стоит понимать, что большинство людей использует криптовалюту с целью приумножить свой капитал и в итоге обналичить его. Чтобы не попасть в патовые ситуации, нужно знать, как правильно действовать в таком случае и какие меры предпринять.
3. Криптовалюта – это самостоятельная денежная единица и к государству никак не относится.
Как уже упоминалось выше, оборот криптовалюты как денежных средств запрещен, поэтому на данный момент в РФ нет возможности покупать какие-либо товары и услуги за криптовалюту. Пока этого нет, вам все равно придется выводить деньги в фиат, чтобы впоследствии тратить их на необходимые товары и услуги. Важная ремарка! Многие не согласятся, что за криптовалюту нельзя ничего купить. Действительно, существуют некие сервисы и услуги, которые принимают оплату в криптовалюте, но, во-первых, запрещен оборот криптовалюты в РФ, во-вторых, сейчас речь идет об основной массе товаров и услуг, которыми мы пользуемся на постоянной основе, а данные сервисы могут предложить лишь исключительные и порой ненужные для многих людей вещи.
4. Если я поменяю юрисдикцию, то у меня не будет никаких проблем с обналичиванием и покупкой криптовалюты.
Получив доход с криптовалюты, большинство людей задумывается о том, как бы обналичить ее простым способом. Одна из первых мыслей – поменять свою юрисдикцию. Однако, например, в Европе и Америке человек не сможет спокойно покупать и продавать криптовалюту, как в РФ, так как там это декларируется. Поэтому, прежде чем в спешке собирать вещи, нужно изучить, действительно ли вы делаете правильный выбор, если хотите обналичить средства в другой юрисдикции, и не возникнут ли у вас другие, более серьезные проблемы.
- В РФ запрещено принимать криптовалюты в качестве оплаты.
- Нельзя рекламировать платежи криптовалютой любым способом. Этот пункт логично вытекает из первого. На нем внимание не концентрировалось, но это тоже нужно учитывать.
- Государство уже отслеживает подозрительные операции, связанные с криптовалютами.
- Смена юрисдикции не означает уход от ответственности за совершение денежных операций с криптовалютами (ввод средств на биржу и обналичивание дохода с криптовалюты).
Возвращаясь к теме цифровых валют: вам, наверное, интересно узнать, почему данное понятие размыто. Выделим признаки цифровой валюты в Российском правовом поле:
- Электронная форма, учет в информационной системе.
- Принципиальная возможность выступать средством платежа или инвестиций, отличным от фиатных (то есть обеспеченных государством) валют.
- Отсутствие единого эмитента (лица, централизованно выпускающего и обеспечивающего валюту).
При этом определение цифровых валют дано в Законе о ЦФА без «привязки» к технологиям распределенного реестра/блокчейна, что, как мы говорили, значительно размывает его границы, на текущий момент позволяя потенциально отнести к цифровым валютам, например, игровые валюты в компьютерных играх или иные аналогичные объекты.На основании этого возникает вопрос: криптовалюты с плавающим курсом и стейблкоины – это цифровые валюты?Возьмем популярные криптовалюты и попробуем раскидать их по блокам, основываясь на определении цифровых валют.
- Bitcoin
- Ethereum
- BNB coin
- Cardano
- Solana и т. д.
А что насчет стейблкоинов (USDT, USDC, BUSD и т. д.)?Стейблкоины, в отличие от биткойна и альткойнов, не имеют собственного блокчейна, построены поверх имеющейся цепочки блоков. При этом стейблкоин привязан к какой-либо фиатной валюте или иной криптовалюте, обеспечивающим его в той или иной степени, и может иметь конкретного эмитента, выпустившего его. В то же время в обиходе принято относить к криптовалютам и токены такого рода.Получается, что в стейблкоинах можно принимать платежи, т. к. они не подходят под определение цифровых валют? Скажем сразу, запрет очевиден, и идти наперекор закону не стоит. Толковать его по-разному и искать какие-то «уязвимости» не нужно.
- При принятии Закона о ЦФА законодатель имел намерение прямо развести понятия ЦФА и цифровых валют.
- В силу чего понятия «Цифровые валюты» и «Цифровые финансовые активы» в правовом поле не пересекаются между собой и имеют различную правовую природу .
- Закон о ЦФА, по сути, направлен на регулирование правового статуса именно ЦФА, а цифровые валюты оставили практически без внимания. С учетом данных обстоятельств правовое регулирование криптовалют в России на текущий момент исключительно «скупое»: непосредственно выпуску, обороту и операциям с цифровыми валютами посвящена лишь одна статья Закона о ЦФА (ст. 14).
Для начала давайте определим термин «сделка». Сделка – это процедура между гражданами, после которой появляются определенные права и обязанности. Криптовалюту можно дарить, покупать, наследовать, давать в залог, продавать, но покупать за криптовалюту ничего нельзя. Т. е. криптовалюту нельзя использовать в качестве расчетной денежной единицы (об этом уже не раз упоминалось выше).
Многие зададут вопрос: а что мне грозит, если я нарушу закон и куплю что-то за криптовалюту? Есть ли какие-то прописанные нормы наказания за это?
Ответ: да, есть. Предусмотрено от 20 до 40 % выплаты от суммы операции. При этом все штрафы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, подлежат оплате исключительно в валюте РФ. Но это однозначно не последняя норма регулирования, которая может быть; и, скорее всего, в будущем мы увидим более жесткие нормы наказания.
На территории РФ есть одна денежная единица – это рубль. Ни доллар, ни евро, ни криптовалюты не являются платежными средствами. Единственное уточнение в отношении криптовалют – то, что они имеют юридический статус имущества. Соответственно, все то, что можно делать с имуществом, можно делать и с криптовалютой.
Если криптовалюта – имущество, которое мы передаем, например, в наследство или дарим, то как это сделать? Что вы подарите или передадите в наследство? Вопрос интересный! Нужно будет это описать, и описывает это нотариус. Если вы хотите совершить что-то с криптовалютой как с имуществом, то вопрос даже не в том, что вы сделаете, а в самом описании этого процесса.
Например, вы можете положить флешку в банковскую ячейку и передавать по наследству доступ к этой банковской ячейке. Вы можете обзвонить большое количество нотариусов и все-таки найти кого-то одного, кто готов будет это описать. Есть нотариусы, которые действительно готовы взять и указать в наследовании криптовалюту как некое имущество.
Также на некоторых биржах есть возможность оформить передачу (наследование) кошелька. Здесь все равно получается некий процессинг, который находится за пределами законодательства. Для того чтобы вы могли что-то передать, вы должны иметь подтверждение того, что вы это получили и получили на законных основаниях. Соответственно, когда встает вопрос совершения всех этих операций (наследование, дарение, обмен и т. д.), важно понимать, что нужна документация в подтверждение того, как у вас появилась криптовалюта и сколько она стоит.
Требования российских резидентов, связанные с обладанием цифровыми валютами, подлежат судебной защите только при условии:
- Информирования ими о фактах обладания цифровой валютой.
- Совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
- Возможность судебной защиты формально поставлена в зависимость от уведомления налоговых органов о наличии у лица криптовалюты.
- Такая ситуация противоречит Конституции РФ, которая не предусматривает постановку вопроса о наличии права на справедливый суд в зависимости от исполнения каких-либо публичных обязанностей.
- Однако конституционность положений Закона ЦФА в этой части Конституционным судом РФ на текущий момент не проверялась, за отсутствием запросов в Конституционный суд на эту тему.
В законе о ЦФА сказано: «чтобы была судебная защита – нужно декларировать». На самом деле это достаточно неординарный с юридической точки зрения момент, поскольку статус криптовалюты – это имущество, и говорить о том, что именно это имущество не подлежит юридической защите, – достаточно спорно. Однозначно можно сказать, что если это оспаривать и идти доказывать, что криптовалюта – это имущество, то все удастся.Возвращаясь к теме судебной защиты, делаем вывод:
- Суд уже признал имуществом криптовалюту.
- Суд указал, что действующему законодательству РФ неизвестен такой способ защиты права, как обязание обеспечить возврат криптовалюты на цифровые кошельки (указанный способ защиты права не указан в ст. ГК РФ, а значит, не является законным способом защиты права).
С юридической точки зрения, пока было не определено, что же такое криптовалюта в рамках законодательного понимания, невозможно было совершать с ней какие-то процессы. Сейчас это одна из лучших ситуаций, которая может быть. Потому что, с одной стороны, мы получили подтверждение того, что криптовалюта – это имущество, поэтому можно совершить некие юридические процессы на основании этого. С другой стороны, еще нет четкой унификации, т. е. нет четкого закрепления.
Как уже говорилось, закон о ЦФА – не совсем про криптовалюты. В основном, там рассказывается о цифровых финансовых активах. Это – про имущественные права и эмиссию ценных бумаг на технологии блокчейн.
Начнем с того, что легального определения понятия «майнинг» не существует.
Но! Первоначальные законопроекты, предшествующие Закону о ЦФА, понятие «майнинг» раскрывали как «деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты». При этом он признавался предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.
На текущий момент деятельность майнеров нельзя квалифицировать как запрещенную.
Дело в том, что Закон о ЦФА оставляет широкое поле размышлений для вывода о том, что выпуск цифровых валют неслучайно определен не как оказание услуг (в отличие от организации выпуска цифровых валют), а как некие «действия». Если бы законодатель хотел запретить майнинг «за монеты», он определил бы выпуск цифровых валют с использованием аппаратуры, находящейся в России, строго как услуги, таким образом, напрямую применив к майнингу запрет получения вознаграждения в криптовалюте.
Этого не произошло, в связи с чем опасения по полному запрету стандартных схем майнинга в России, в том числе облачного, пока преждевременны.
Майнеры часто не регистрируют свой «бизнес» официально.Действительно, майнер:
- Приобретает технические средства для получения прибыли.
- Осуществляет систематическую деятельность по майнингу криптовалют, приносящую ему регулярный доход, который можно измерить количественно.
- В процессе несет затраты на электроэнергию для питания оборудования, системы охлаждения.
- Должен иметь необходимое помещение.
Таким образом, майнинг по всем формальным признакам вполне можно назвать предпринимательской деятельностью, которую можно выявить.
Крупные штрафы, обязательные или принудительные работы, арест, уголовная ответственность. Для юридических лиц и физических лиц предусмотрены разные меры наказания. Подробно разбирать, какие штрафы и наказания существуют в данной статье, мы не будем.
Сделаем лишь общий вывод о том, какие действия разрешено совершать с криптовалютами:
- Купля-продажа самих цифровых валют.
- Майнинг.
- Получение и выдача займов криптовалютой.
- Применение криптовалют в обеспечительных сделках.
- Дарение и иная безвозмездная передача.
- Внесение в уставной капитал.
- Иной перевод цифровой валюты с одного кошелька на другой не в оплату товаров, работ, услуг.
Завершим нашу статью самым интересным и, наверное, немало волнующим всех вопросом. Как же все-таки меня могут найти, если я получаю доход с криптовалюты, но не отношу никакие уведомления в налоговую службу и нигде его не показываю? Мы уже поднимали этот вопрос в самом начале статьи, но саму суть решили раскрыть в самом конце, чтобы вы изначально получили общее представление о ситуации.
Россия еще в 2018 году подключилась к системе CRS (Common Reporting Standard) – международному обмену информацией. 91 страна обменивается с РФ налоговой информацией в автоматическом режиме.
Т. е. налоговый орган какой-то страны через IT-платформу собирает данные и по признаку резидентства (в данном случае речь идет о резидентах РФ), отправляет данные о наличии каких-то счетов в налоговый орган России. Эта система работает, это видно, например, с банковскими или брокерскими счетами и т. д. Таким образом, в отношении открытых счетов и операций по ним по всему миру финансовыми организациями (при этом в ряде стран – и криптобиржами) передается общая информация о клиенте, в том числе:
- Имя.
- Адрес.
- Юрисдикция резидентства.
- ИНН.
- Дата и место рождения (для физ. лиц).
- Номер счета (или его эквивалент).
- Название отчитывающейся финансовой организации (и ее идентификационный номер).
- Остаток по счету на конец календарного года (применимого отчетного периода) или на дату закрытия.
Затронем тему KYC (Know Your Customer), которая как раз сюда хорошо вписывается. А именно: инвесторы в криптовалюту проходят KYC, для того чтобы открыть счет, либо сама биржа начинает запрашивать KYC, когда вы хотите вывести какие-то средства.
Регулирование криптобирж становится реальностью под давлением работающих с ними банков и законодательства, применяемого местными регуляторами, – они вынуждены вводить процедуры верификации клиентов (KYC и AML), вплоть до идентификации по паспортным данным и деанонимизации транзакций.
А Еврокомиссия предлагает обязать компании, обрабатывающие криптовалютные транзакции, собирать персональные данные отправителей и получателей.Итак, в итоге, что разрешено совершать с криптовалютами в РФ:
- Купля-продажа самих цифровых валют (где сама криптовалюта рассматривается в качестве товара), их обмен – одну на другую.
- Майнинг (в отсутствие правового регулирования майнинг можно пока определить как совокупность действий, направленных на создание новых единиц цифровых валют), в той мере, пока он не предусматривает оплату услуг майнера самой криптовалютой.
- Получение и выдача займов криптовалютой.
- Применение криптовалют в обеспечительных сделках (например, залог). В то же время необходимо отметить, что на текущий момент обеспечить залогом криптовалют возможно только обязательства заемного рода (например, банковский кредит), так как обеспечение иных обязательств (например, купля-продажа) может привести к реализации цифровых валют в оплату товара, работы или услуги.
- Дарение и иная безвозмездная передача.
- Внесение в уставный капитал (такие операции уже совершались и до принятия Закона о ЦФА при условии рыночной оценки актива).
- Иной перевод цифровой валюты с одного кошелька на другой не в оплату товаров, работ, услуг. В то же время необходимо понимать, что перевод криптовалюты без указания комментария к «платежу» породит риски спорной квалификации операций с цифровыми валютами.
В «серой» зоне – статус перехода цифровых валют к правопреемникам, в том числе при наследовании, а также их судьба при разделе имущества супругов. В этой части не остается ничего иного, кроме как пользоваться принципом диспозитивности гражданского законодательства: разрешено то, что не запрещено.
Будущее криптовалют в РФ. Что нас ждет.
Существует очень много разных мнений по этому поводу. С одной стороны, говорят, что будет все запрещено, криптовалютой нельзя будет пользоваться и т. п. С другой стороны, есть мнение, что это будет легально, потому что заинтересованность есть и у тех, кто стоит у власти, в том, чтобы был просторный и легальный коридор для криптовалют. На сегодняшний день конкретно предсказать будущее сложно, но уже сейчас можно применять текущие установленные нормы для защиты своих прав.
Авторы статьи: ментор TTM Academy Максим Гончаров, КриптоЮрист, Президент Ассоциации онлайн — и блокчейн-юристов Анжелика Матушкина.
В наших соцсетях много полезной информации и ламповая атмосфера, присоединяйтесь!
Источник: vc.ru
Нормативное регулирование строительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности – достаточно динамично развивающаяся отрасль законодательства. 29 декабря 2004 г. принят новый Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГсК РФ), являющийся на сегодняшний день основополагающим нормативным актом, регулирующим градостроительные отношения.
В целях реализации положений ГсК РФ на уровне Правительства РФ принимаются подзаконные нормативные акты. Достаточно активно ведется нормотворчество в сфере градостроительной деятельности на региональном уровне. Также по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты. В этой связи актуальной является проблема разграничения компетенции в сфере регулирования градостроительной деятельности между органами государственной власти РФ, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Общие положения разграничения компетенции в вопросах правового регулирования общественных отношений между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Общий принцип разграничения предметов ведения, исходя из содержания конституционных норм, сводится к следующему:
1) по предметам ведения Российской Федерации, определенным ст. 71 Конституции РФ, Российская Федерация обладает исключительной компетенцией — ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не вправе принимать нормативные акты, регулирующие данные общественные отношения;
2) по предметам совместного ведения, определенным ст. 72 Конституции РФ, правовое регулирование может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, при этом нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить принятым по предметам совместного ведения федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ);
3) вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ);
4) органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Кроме того, муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ на основании ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Как видно из изложенного, порядок распределения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления определен Конституцией и законодательством вполне четко. Остававшийся долгое время открытым вопрос о праве субъектов РФ на «опережающее» правовое регулирование в настоящее время урегулирован в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которой субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Вместе с тем достаточно много вопросов возникает при отнесении той или иной сферы общественных отношений к предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения, исключительного ведения субъектов РФ. В частности, указанная проблема касается градостроительного законодательства, которое не указано ни в перечне предметов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции), ни в перечне предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). Такая ситуация создала условия для появления двух точек зрения относительно вопроса о компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в сфере регулирования градостроительной деятельности.
Первая позиция сводится к тому, что, поскольку градостроительное законодательство не поименовано ни в ст. 71, ни в ст. 72 Конституции РФ, оно относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 76 Конституции вправе осуществлять собственное правовое регулирование данных отношений.
Вторая позиция заключается в том, что градостроительное законодательство, несмотря на отсутствие данной формулировки в ст. 72 Конституции, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование градостроительных отношений в части, не урегулированной федеральным законодательством, и не вправе принимать нормативные акты по вопросам градостроительной деятельности, противоречащие федеральному законодательству.
Для того чтобы сделать вывод об обоснованности той или иной позиции, необходимо обратиться к предмету регулирования градостроительного законодательства. Предмет регулирования градостроительного законодательства определяется в ч. 1 ст.
4 ГсК РФ через составляющие компоненты градостроительной деятельности и охватывает собой общественные отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Также нормы законодательства о градостроительной деятельности могут применяться к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, если данные отношения не урегулированы законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством РФ об использовании атомной энергии, техническими регламентами (ч. 2 ст. 4 ГсК РФ).
Объектами градостроительной деятельности являются территория Российской Федерации, субъектов РФ, поселений, муниципальных образований и ее части, а также находящиеся на данной территории объекты капитального строительства. Градостроительная деятельность направлена на развитие территории, которое представляет собой процесс ее пространственной организации и обустройства.
В ч. 1 ст. 5 ГсК РФ определен круг субъектов градостроительных отношений, к которым отнесены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (ч. 2 ст. 5 ГсК РФ).
Правовой статус органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников градостроительных отношений определен в ст. 6–8 ГсК РФ посредством закрепления полномочий данных органов в сфере градостроительной деятельности. Указанные в ст. 6 – 8 ГсК РФ полномочия государственных и муниципальных органов в области градорегулирования сводятся к следующему:
— подготовка и утверждение документов территориального планирования различного уровня; организация и проведение государственной экспертизы документов территориального планирования;
— утверждение документации по планировке территории (в том числе для размещения объектов капитального строительства федерального и регионального значения);
— осуществление информационного обеспечения градостроительной деятельности;
— организация и проведение государственной экспертизы проектной документации;
— осуществление государственного строительного надзора;
— утверждение нормативов градостроительного проектирования;
— утверждение правил землепользования и застройки поселений;
— выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Реализуя данные полномочия, органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют исполнительно-распорядительную (управленческую) деятельность по пространственной организации территории, определению правового режима земельных участков (посредством закрепления видов их разрешенного использования), государственному контролю над деятельностью физических и юридических лиц по созданию и изменению объектов капитального строительства.
Вместе с тем нормы ГсК РФ предусматривают принятие целой системы нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. При этом в ГсК РФ установлены лишь общие требования к содержанию данных актов и порядку их подготовки и утверждения.
Исходя из содержания норм ГсК РФ, можно сделать вывод о том, что градостроительное законодательство использует преимущественно императивный метод правового регулирования, поскольку основную часть ГсК РФ составляют нормы-предписания (в том числе запреты).
Учитывая, что в состав участников градостроительных отношений входят государственные и муниципальные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в рамках установленной компетенции, нормы права, регулирующие данные отношения, следует отнести к публичному праву.
Таким образом, в совокупности рассмотренные признаки градостроительного законодательства (предмет и метод правового регулирования, субъектный состав и правовой статус участников градостроительных отношений) позволяет сделать вывод о том, что градостроительное законодательство в основной своей части относится к административному законодательству, которое регулирует общественные отношения с участием органов исполнительной власти в сфере государственного управления.
Также градостроительное законодательство содержит нормы других отраслей законодательства. В частности, отдельные нормы о градостроительном зонировании можно отнести к нормам земельного права как определяющие правовой режим земель поселений. Более того, ст.
35 ГсК РФ, определяющая виды и состав территориальных зон, образуемых в результате градостроительного зонирования, по своему содержанию практически совпадает со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющей состав земель поселений. На первый взгляд данное обстоятельство может показаться основанием для вывода об избыточном правовом регулировании градостроительного зонирования территории поселений, однако оно со всей очевидностью свидетельствует о комплексном характере градостроительного законодательства.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ГсК РФ нормы градостроительного законодательства могут применяться к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.
Система российского законодательства допускает создание комплексно структурных образований. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что градостроительное законодательство является комплексной отраслью законодательства, включающей в себя нормы различных отраслей права, преимущественно – нормы административного права. Данный вывод позволяет отнести регулирование градостроительных отношений к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ административное законодательство (равно как природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, лесное, водное законодательство; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
С учетом изложенного компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере регулирования градостроительной деятельности можно представить следующим образом.
1. Органы государственной власти Российской Федерации принимают законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие градостроительные отношения в части определения основных начал и системы градостроительного законодательства, порядка осуществления градостроительной деятельности, компетенции государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градорегулирования. При этом федеральное регулирование может быть не только основополагающим, но и в достаточной степени детальным.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные акты по вопросам регулирования градостроительных отношений в части, не регламентированной федеральным законодательством. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ принимаются в основном в целях реализации положений федерального законодательства и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
3. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности. Во-первых, это прямо предусмотренные федеральным градостроительным законодательством муниципальные правовые акты, такие, как правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования и др. Во-вторых, органы местного самоуправления вправе принимать также иные муниципальные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, регулирующие решение вопросов местного значения, определенных в ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, в частности организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования и др. При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации.
Подводя итог анализу проблем разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, следует дать оценку предложению корректировки конституционных норм о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в части включения законодательства о градостроительстве и архитектуре в перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, указанный в ст. 72 Конституции. Как отмечает А.П. Кудрявцев, «в Конституцию Российской Федерации необходимо включить градостроительство, перечень предметов совместного ведения федеральных органов власти и субъектов Федерации, что устраняет опасность правового партикуляризма (то есть отсутствия единого правового поля) и легализует разработку и реализацию федеральных и всех прочих программ содействия градостроительству». Такую позицию нельзя признать обоснованной по следующим основаниям.
Как отмечается в п. 4 указанного выше Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 г., неопределенность в том, относится градостроительное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов или же субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по вопросам регулирования градостроительства, отсутствует. Соответственно дополнение ст. 72 Конституции РФ путем включения градостроительного законодательства в перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в силу отсутствия правовой неопределенности по данному вопросу представляется излишним.
Наконец, при решении данного вопроса следует еще раз акцентировать внимание на том, что градостроительное законодательство является комплексной отраслью российского законодательства, которая включает в себя нормы различных отраслей права. В отношении же последних компетенция органов государственной власти Российской Федерации и государственных органов субъектов РФ определена достаточно четко. Возможно, с точки зрения юридической техники ст. 71, 72 Конституции РФ имеют некоторые недостатки, однако в большинстве случаев данные недостатки могут быть устранены посредством конкретизации конституционно-правовых норм в иных законодательных актах. В любом случае, возникшие в правотворческой и правоприменительной практике проблемы с квалификацией отраслевой принадлежности градостроительного законодательства не могут являться достаточным основанием для изменения Конституции РФ.
Информация о работе «Актуальные проблемы землепользования при строительстве объектов недвижимости в РФ»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 110696
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
Источник: kazedu.com
Таможенное регулирование в России
Таможенное регулирование — это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство.
Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289. Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289-ФЗ от 3 августа 2018 года О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации |
Виды таможенного регулирования
Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.
Таможенно тарифное регулирование
Таможенно тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.
Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Кроме того, преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ.
Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара.
Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности. Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры.
Меры прямого ограничения
1) Квотирование — это ограничение по количеству или стоимости на определённое время ввозимых (импортная квота) или вывозимых (экспортная квота) товаров.
- Глобальные – устанавливают количество конкретного товара, которое можно ввезти;
- Сезонные – устанавливают период времени для ввоза товара;
- Тарифные – устанавливают количество товара, которое можно ввезти по установленным тарифам или совсем без уплаты пошлины.
Размер квот устанавливается на Правительственном уровне.
2) Лицензирование – это контроль за ввозом и вывозом конкретных товаров с помощью выдачи компетентными органами лицензий.
- для временного ограничения ввоза или вывоза товаров;
- для контроля над ввозом или вывозом опасных товаров, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и человека;
- для предоставления исключительного права;
- для выполнения международных обязательств.
Специальные защитные меры
Это меры, служат для предотвращения нанесения ущерба экономике из-за резко возросшего импорта товаров или из-за ввоза товаров по заниженным, демпинговым ценам. В качестве таких мер используется:
- Специальные пошлины – применяются при резко возросшем импорте;
- Антидемпинговая пошлина – применяются при ввозе товаров по демпинговым ценам;
- Компенсационные пошлины — применяются при ввозе товаров, получивших субсидию со стороны иностранного государства.
Меры технического регулирования
Это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: Декларация или Сертификат соответствия.
Другие меры регулирования
Это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества. Они регулируются выдачей разрешительных документов:
Заградительные пошлины взимаются помимо ввозных таможенных пошлин. Их можно ввести только на определённый срок и по специальному Решению Правительства России. Все запреты и ограничения опираются на законодательную базу.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.
Источник: ucsol.ru