Поделиться
В статье рассказывается:
Содержание федеральных дорог является важным мероприятием, направленным на обеспечение безопасного скоростного движения по стране между регионами. В сферу деятельности дорожного хозяйства входят текущий и капитальный ремонт покрытия, а также сезонный уход за ним и прилегающей территорией.
Для комфорта водителей на дорогах федерального значения вводятся платные участки, где не только тщательно следят за состоянием трассы, но и оказывают услуги помощи водителям, попавших в сложную ситуацию (закончилось топливо или сломалась машина). Об этих и других особенностях содержания дорог подробно рассказано ниже в нашем материале.
Кто отвечает за федеральную дорогу
Дороги федерального значения находятся в собственности государства. К ним относятся главные пути страны, которые получают финансовое обеспечение из федерального бюджета.
Что известно о планах Правительства России по строительству новых автомобильных дорог
Дороги федерального значения, кроме внутренних задач обеспечивают связь с другими государствами. Они составляют единую сеть дорог. Финансирование дороги федерального значения получают не только из государственного бюджета, но и из других источников, не запрещенных законодательством. К последним относятся как юридические, так и физические лица, в том числе привлеченные на условиях заключения концессионных соглашений.
Кто отвечает за федеральную дорогу
Какие дороги имеют статус федеральных? Перечислим основные:
- дороги, обеспечивающие связь Москвы со столицами других государств и административных центров субъектов РФ (имеют обозначение в виде префикса М);
- часть дорог, которые относятся к сети европейских и азиатских автодорожных сетей (имеют префикс Е и АН, параллельно с национальным обозначением).
Также статус федерального значения имеют следующие виды дорог:
- предназначенные для соединения областных и краевых центров субъектов РФ (имеют префикс Р);
- соединительные и подъездные дороги (префикс А);
- обеспечивающие подъезд к основным транспортным узлам и объектам специального назначения;
- дороги, по которым осуществляется подъезд от административных центров, у которых нет связи со столицей, к ближайшим морским и речным портам, аэропортам, железнодорожным станциям или границам соседних стран;
- предназначенные для соединения дорог федерального значения.
- на дорожных знаках и иллюстрациях к ПДД номер автомобильной дороги (маршрута) пишут слитно с префиксом: М1;
- в деловой документации номер автодороги отделен от префикса дефисом, после чего указано название дороги, обязательно в кавычках: М-1 «Беларусь».
Задачи содержания федеральных дорог
Как и любые объекты и сооружения общественного пользования, автомобильные дороги требуют ухода и своевременного устранения повреждений, которые появились в процессе эксплуатации. Под воздействием природно-климатических условий и в связи с износом поверхности дорог под колесами автотранспорта на полотне неизбежно появляются повреждения.
Почему в России так дорого стоит строительство дороги?
Задачи содержания федеральных дорог
Содержание федеральных дорог заключается в мероприятиях по сохранности проезжей части и дорожных сооружений. Дороги должны соответствовать допустимым требованиям по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любой сезон. В мероприятия по содержанию автомобильных дорог федерального значения включены работы по уходу и поддержанию чистоты.
С дорог регулярно очищается пыль и грязь. В зимнее время проводятся мероприятия по устранению и профилактике гололедицы. Указанные действия осуществляются с помощью специальной техники: поливомоечных машин, снегоочистителей, дорожных щеток, шнекороторов и т. д. Часто для этих целей используется и навесное оборудование в виде щеток, косилок и т. д.
Для поддержания поверхности дорог в рабочем состоянии важно своевременно проводить ремонтные работы, которые приостанавливают или устраняют причины серьезных разрушений.
Какой период содержания дорог относится к зимнему? Это момент перехода среднесуточной температуры воздуха от 0 С к минусовой осенью до момента ее обратного перехода от отрицательной к плюсовой.
Зимний порядок содержания дорог федерального значения включает комплекс работ:
- профилактику снежных заносов;
- своевременное очищение дорог от снега;
- мероприятия, направленные на устранение скользкости;
- борьбу с образованием наледи;
- защиту от снежных лавин.
Содержание федеральных дорог в зимнее время является самым сложным как для организации движения, так и для обеспечения бесперебойной эксплуатации. Это период длится около 20 суток в южных регионах страны и доходит до 260 суток в северных широтах.
Для зимы характерно регулярное образование снежных и ледяных отложений, которые резко меняют условия воздействия колес автотранспорта с поверхностью проезжей части.
Важно обеспечивать в зимний сезон высокий показатель уровня зимнего содержания. Это делается силами дорожных эксплуатационных служб.
Показателем высокого уровня содержания дорог зимой является:
- ширина проезжей части очищенной от снежных и ледяных отложений;
- слои выпавшего снега, накопленные от начала снегопада до момента снегоочистительных работ и в перерывах между проходами снегоочистителей;
- толщина слоя накатанного снега на проезжей части и обочинах;
- временные сроки устранения гололедицы, снежного наката, зимней скользкости.
- Профилактические работы, направленные на минимизацию снежных и ледяных отложений; сюда же относятся действия по снижению снегозависимости дорог, регулярная обработка проезжей части химическими препаратами, противогололедными реагентами и т. д.
- Защитные действия, направленные на ограждение доступа снега и льда к проезжей части с прилегающих местностей; сюда относится обеспечение защиты от метелей, снежных заносов и лавин, образования наледи. Основной критерий качества снегозащиты — полное отсутствие метелевого снега на поверхности дорог. Снегоуборочной технике остается только убирать «свежие отложения» только что выпавшего снега.
- Удаление наледи и снежных накатов (мероприятия по очистке снега и льда), своевременная обработка поверхности проезжей части специальными реагентами, обеспечивающими высокий коэффициент сцепления покрышек автомобиля с дорогой.
Принято делить все виды дорог по уровню зимнего содержания:
- А — дороги с чистой на всю ширину поверхностью;
- Б — дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;
- В — дороги с чистой серединой проезжей части;
- Г — дороги с уплотненным снегом на проезжей части.
Нормативные показатели уровня зимнего содержания каждой группы дорог устанавливаются на основе технико-экономических расчетов. При этом важно учитывать степень оснащенности дорожно-эксплуатационной службы техникой для зимнего содержания дорог.
Содержание федеральных дорог в летний период
Источником образования пыли может быть как повреждение проезжей части, так и грязь, и пыль на колесах автомобилей, которые выезжают с неукрепленных обочин или грунтовых дорог.
Для борьбы с запыленностью проводятся мероприятия по уменьшению неровностей дорожного полотна. Кроме того, предпринимаются действия по снижению концентрации пыли в примыкающих к дорогам населенных пунктах.
Летом для профилактики образования пыли используется пылеподавляющий реагент. Им обрабатывают не только автомобильные дороги, но и неукрепленные обочины, и остановочные пункты.
Содержание федеральных дорог в летний период
Больше всего внимания уделяется дорогам, которые проложены рядом с сельскохозяйственными угодьями, больницами и детскими учреждениями, а также тем, которые имеют смену высоты и направленности.
К мероприятиям по летней уборке федеральных автомобильных дорог относятся:
- уборка проезжей части силами механизированного навесного оборудования;
- своевременное подметание и зачистка лотков;
- профилактический полив проезжей части;
- механизированная уборка тротуаров;
- очистка труднодоступных мест вручную;
- своевременная выгрузка урн и мусорных баков;
- очищение газонов;
- профилактическая мойка элементов обустройства;
Требования к мероприятиям по уборке в летний сезон (по отдельным элементам):
- Дорожное полотно, тротуары, улицы должны быть промыты и очищены от грязи, резервные и осевые полосы очищены от мусора.
- На обочинах отсутствует крупногабаритный и другой вид мусора.
- В метровых лотковых зонах нет грунтово-песчаных наносов, мусора и инородных предметов (доски, кирпич, щебень, бумага, картон ит. д.). Допустимо незначительное образование песчаной и грунтовой насыпи после прохода уборочной техники и проведенной ручной уборки. После мойки дорожного полотна и тротуаров проведена уборка прилотковых зон.
- На остановках общественного транспорта отсутствуют грунтово-песчаные наносы и разного рода мусор. Между циклами механизированной и ручной уборки допускается незначительное образование загрязнений из песка и грунта, а также мелкого мусора.
- Удаление мусора, пыли и грязи предусматривает их вывоз на специальные полигоны.
Выполнение ямочного ремонта в рамках содержания федеральных дорог
Когда общее количество всех повреждений на дороге превышает 12-15 %— требуется полный ремонт. Но при меньшем количестве дефектов, сколов, трещин допустим ямочный ремонт, который нацелен на обеспечение безопасности движения. При проведении ямочного ремонта используются разные техники и методы.
- Ремонт с применением горячих и холодных смесей
Дорожное покрытие в основном состоит из асфальтобетонной смеси. При проведении ремонтных работ также используется горячая асфальтобетонная смесь, для приготовления которой используют песок, щебень, битум и минеральный порошок. Для заделки ям такой материал оптимален.
Ремонт с применением горячих и холодных смесей
Для ремонта дорог первой и второй степени применяется горячая асфальтобетонная смесь вместе с литым асфальтом. Температура смеси доходит до 150 С. Если ее температура ниже 110 С — это бракованный материал. Для сохранения нужной температуры смесь привозят на дорогу в специальном бункере, который поддерживает тепло. Их объем вмещает до 4 м3 готовой смеси, чего хватает для заделки 100 ям размером 100х100 см и глубиной 5 см.
Иногда для ремонта используются холодные битумные смеси, которые представляют собой материалы на основе битумных эмульсий и разжиженный битум. Выбор подходящей смеси для заделки дорог зависит как от климатических условий, так и от степени дороги. Холодные технологии применяют для ямочного ремонта дорог 3 и 4 категории. Битумные смеси по стойкости и прочности в три раза ниже горячих.
Однако битумные смеси при ямочном ремонте используют чаще и во многих странах. Это обусловлено их экономичностью, нетребовательностью к погодным условиям и длительному сроку службы. При незначительных дефектах на проезжей части иногда применяют малораспространенные смеси на основе полимерных, цементных, полимер-битумных и других вяжущих материалов.
- Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы
По данной технологии возможно вторичное использование асфальтобетонного материала в целях ремонта дорожного полотна на месте. Для этого асфальтный лом и продукты рефрезирования перемешивают и разогревают в специальной машине — рециклере. В цилиндрическом барабане и лопастями и горелкой происходит гравитационное перемешивание. Переработанная асфальтная крошка с добавлением битума используется для заделки обработанных ям непосредственно на месте ремонта. Это позволяет снизить расходы на ремонт до 60%.
Технология рециклинга и струйно-инъекционные методы
Службы по содержанию федеральных дорог все чаще прибегают к использованию струйно-инъекционных технологий, где все манипуляции осуществляет одна машина. Техника под высокой скоростью продувает, промывает и сразу наносит на дефект битумную эмульсию. При этом не всегда проводится разлом и фрезирование асфальта. Выбоина заполняется мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией (катионной быстро распадающейся или анионной 60%-й концентрации). Благодаря высокой скорости воздушной среды обеспечивается хорошее уплотнение, что позволяет отказаться от использования виброплиты и виброкатки.
Этапы ямочного ремонта
Ямочный ремонт при правильном проведении может продлить срок службы дорожного полотна до 5 лет. Важно при этом соблюдать технику проведения и брать во внимание результаты новейших разработок и прошлого опыта. Подготовительный этап состоит из нескольких этапов:
- Разметка. Все выбоины размечают прямыми линиями вдоль и поперек. Если рядом расположено несколько выбоин— их объединяют. Важно учесть запас неразрушенного слоя в 3-5 см.
- Удаление небольших выбоин. Работу выполняют отбойным молотком со специальной насадкой (пневматическим).
- Удаление больших трещин и узких выбоин площадью более 3 м2. Используется холодная фреза (самоходная, прицепная, навесная). Она по очерченному контуру снимает покрытие и придает яме правильную форму с вертикальными стенками. В некоторых типах техники холодная фреза подает срезанный асфальт в ковш погрузчика, что сокращает работу.
- Очистка ям от крошек, пыли, грязи, обработка жидким битумом или битумной эмульсией. Важно не допустить избыточного количества битумной смазки, иначе будет ненадлежащее сцепление дорожного покрытия со старым. Смазку осуществляют малогабаритными установками, которые под малым напором из шланга разбрызгивают смесь.
В подготовленную ямку заливают ремонтный состав. Он должен соответствовать основному покрытию по составу, но это не всегда удается. Часто для ремонта используют асфальтобетонные смеси: горячие среднезернистые и мелкозернистые (типов Г, В, Б).
Этапы ямочного ремонта
Если на дороге дефекты в виде мелких ям, глубина и площадь которых незначительна, их заделывают вручную. При больших ямах (S ≥ 20 м²) применяют асфальтоукладчик (тротуарный).
Федеральные дороги России имеют стратегическое значение для страны. Они не только соединяют административные центры со столицей, но и имеют первостепенное значение в коммуникации других населенных пунктов. Поэтому поддержание их в удовлетворительном состоянии очень важно. Мероприятия по содержанию федеральных дорог предполагают профилактику разрушений и правильное распределение потоков транспорта.
Источник: trasscom.ru
Яма на дороге: кто отвечает за состояние дорог и возместит ущерб?
Автомобиль, не застрахованный по КАСКО, был поврежден, попав в яму на проезжей части. Каковы действия автомобилиста? Кто отвечает за состояние дорожного покрытия? Кому и куда предъявлять иск и как правильно возместить ущерб от такого ДТП?
Дороги, как известно, больная тема для автовладельцев. Плохое состояние полотна автодороги (выбоины, ямы), отсутствие надлежащим образом обеспеченного освещения трассы зачастую являются причинами повреждения транспортного средства.
Так, по данным, опубликованным на сайте Правда.ру, количество ДТП из-за плохих дорог выросло на двадцать два процента. По статистике ГИБДД, за десять месяцев 2013 года число ДТП в РФ, произошедших из-за несоответствующего действующим нормам состояния дорог, выросло на 21,7 процентов.
По статистике Генеральной прокуратуры РФ двадцать процентов ДТП происходит из-за не соответствующего требованиям законодательства состояния улиц и дорожного покрытия. Количество ДТП указанной категории в 2012 года составило 42 772, за 5 месяцев 2013 года таких аварий произошло 20 016.
К счастью, механизмы действующего законодательства предусматривают возможность получения (взыскания) компенсации ущерба, причиненного транспортному средству по причине неудовлетворительного состояния автодорог, в том числе, при отсутствии страхования по КАСКО.
Ответственные за состояние автодорог лица
Чтобы взыскать причиненный ущерб, необходимо определить ответственное за надлежащее состояние автомобильных дорог лицо. Так, согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, а также физические или юридические лица (далее — Закон № 257-ФЗ).
Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации. По статистике абсолютное большинство аварий происходит на дорогах на территории определенного муниципального образования.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.
То есть состояние автодорог находится в ведении администрации муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог, в случае причинения ущерба по причине некачественности дороги, то ответственным лицом может быть такая обслуживающая организация.
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, сооружений, обязаны, обязаны содержать их в таком состоянии, которое бы обеспечивало безопасность для движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»).
Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.
Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.
Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.
Правовые основания для взыскания ущерба
В соответствии со ст. 28 Закона № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, вследствие нарушений требований законодательства в области дорожного движения, в том числе при осуществлении строительных или ремонтных работ, реконструкций, проведении мероприятий по содержанию дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Данная норма корреспондирует положениям п. 1 ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которым вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Также в данной ситуации возможно и взыскание компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.
Для реализации прав, предусмотренных вышеуказанными нормами, необходимо определить, какие именно повреждения автодороги не соответствуют предъявляемым требованиям.
Основным документом, регулирующим состояние автомобильных дорог является «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221).
Данный акт устанавливает требования к качеству автодороги, а также предельные допустимые отступления от нормы в отношении имеющихся недостатков (размер ям, отсутствие знаков или иное). Все требования стандарта являются строго обязательными и имеют своей целью создание таких условий, при которых будет обеспечена безопасность дорожного движения.
Факт причинения вреда автомобилю по причине несоответствующего норме состояния автодороги должен быть связан с ДТП, которое должно быть в надлежащем порядке оформлено.
При повреждении автомобиля в связи с ненадлежащим состоянием автомобильных дорог, как и при иных ДТП, необходимо остановить транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. До прибытия сотрудников ГИБДД необходимо самостоятельно зафиксировать повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля, в том числе с привязкой к местности. Также необходимо зафиксировать наличие или отсутствие знаков, предупреждающих об опасном препятствии, а также правильность их установки и читаемость.
Данные материалы станут надлежащими доказательствами отсутствия вины водителя при совершении ДТП. При этом должны отсутствовать нарушения со стороны водителя правил дорожного движения (например, соблюдение скоростного режима), при соблюдении которого удалось бы избежать совершения ДТП.
В документах о фиксации ДТП должны найти свое отражение, в том числе, связь факта причинения ущерба имуществу или вреда здоровью с ДТП в силу дефектов дорожного полотна. В протоколе осмотра места происшествия (схеме ДТП) должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоины, иных повреждений) и ее расположения относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине), следы юза или торможения, расположение транспортного средства относительно границ проезжей части. Акт, составленный инспектором ГИБДД, может быть использован в качестве доказательства неисполнения органом местного самоуправления обязанностей по содержанию автомобильной дороги, повлекшего причинение ущерба.
Положения ГОСТ Р 50597-93 определяют предельно допустимые размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. Так, согласно разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями и предупреждающими знаками.
Отметим также, что имеющиеся на дорогах люки должны обеспечивать безопасность движения, то есть быть закрытыми. Так, в соответствии с п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 крышка люка не должна быть отклонена от уровня покрытия более, чем на 2 см.
В случае причинения ущерба автомобилю при заносе на льду, взыскать ущерб не удастся, так как в соответствии с п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот если автомобиль будет поврежден от упавшей с крыши дома сосульки, то шансы на успешное взыскание средств с лица, ответственного за обслуживание дома, имеются. В таких ситуациях также можно привлечь виновника к административной ответственности, что в дальнейшем упростит и взыскание причиненного ущерба.
Следовательно, только в том случае, если зафиксированные после ДТП размеры просадки, выбоины или иного дефекта превышают допустимые размеры, а также не были установлены специальные знаки, информирующие об имеющихся дефектах/опасности/проводимых работах или не соблюдены иные требования, то имеются основания для взыскания компенсации причиненного ущерба и морального вреда. Размер причиненного ущерба определяется на основании заключения независимого эксперта.
После сбора всех необходимых документов и определения виновника необходимо обратится в суд с соответствующим исковым заявлением о возмещении ущерба причиненного дорожно-транспортным происшествием. Иск о возмещении материального и морального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворяется за счет казны муниципального образования.
Рекомендации
Для взыскания в судебном порядке ущерба, причиненного в результате ДТП необходимо представить доказательства подтверждения факта причинения вреда, размер ущерба, причинно-следственную связь между дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.
Факт несоответствующего состояния автодороги фиксируется при составлении документов о ДТП (схема места совершения ДТП). Бремя доказывания причинно-следственной связи между фактом совершения ДТП, полученными повреждениями и состоянием дороги ложится на плечи автовладельца. Также необходимо доказать, что водителем были соблюдены правила дорожного движения и у него отсутствовала возможности избежать ДТП.
Нужно быть готовым к тому, что представитель администрации будет оспаривать правильность составления схемы места происшествия сотрудниками ДПС. Однако суд не воспримет такие возражения, если схема будет составлена правильно с участием понятых. Отсутствие представителя администрации при проведении оценочной экспертизы никак не повлияет на исход дело, если о месте и времени проведения экспертизы администрация была уведомлена.
Таким образом, при совершении ДТП по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия при отсутствии предупреждающих об этом дорожных знаков, соблюдении во время движения правил дорожного движения и надлежащего оформления сотрудниками ГИБДД происшествия, имеются достаточные основания для взыскания с администрации муниципального образования причиненного ущерба, морального вреда и понесенных издержек (расходы на оплату проведения экспертизы, услуг представителя и др.).
Стоит иметь ввиду, что суд может отказать в удовлетворении иска, если представленные истцом доказательства не позволят бесспорно определить лицо, ответственное за причинение ущерба транспортному средству, будет отсутствовать детальная схема дорожно-транспортного происшествия либо водителем будут нарушены правила дорожного движения.
Источник: pravorub.ru