О необходимости постройки железнодорожной магистрали, которая свяжет европейскую часть Российской Империи с ее восточными окраинами, говорили давно.
До проведения рельсового пути в Сибирь по Московско-Сибирскому тракту ездили зимой на санях, а летом на телегах. По тракту между Томском и Иркутском провозили до 4 миллиона пудов грузов. Извозным промыслом занимались 16 тысяч ямщиков, используя до 80 тысяч лошадей.
С идеей строительства железной дороги выступал сибирский генерал-губернатор Муравьев-Амурский еще в самом начале правления Александра II. Однако непосредственная работа над проектом началась уже при следующем императоре. В Сибирь было отправлено несколько экспедиций инженеров с целью выяснения оптимального пути будущей дороги.
Церемония закладки. Цесаревич Николай Александрович отвозит тачку земли на полотно дороги во Владивостоке
Все тайны Транссибирской магистрали
После рескрипта началось строительство участка Челябинск — Миасс, однако официально работы начались спустя два месяца, когда состоялась церемония закладки дороги, в которой принял личное участие наследник престола Николай — будущий император.
Великий сибирский путь должен был стать по настоящему великим и стал им — магистраль до сих пор является самой длинной дорогой в мире, ее общая протяженность составляет 9298 километров (к слову, вдвое меньшая советская БАМ строилась почти 50 лет, правда, со значительными перерывами).
Это был действительно амбициозный проект, ведь дорогу предстояло прокладывать в условиях сложной местности: тайга, реки, болота и т. д. (на Кругобайкалськой дороге пришлось строить множество мостов, тоннелей и прочих инженерных сооружений из-за особенностей местности).
Если в самом начале стройки к работе привлекли 9,5 тысячи человек, то в разгар строительства, в его пиковой точке, дорогу прокладывали почти 90 тысяч рабочих. К строительству привлекали не только вольнонаемных, но и ссыльных, а также каторжан. Если в советских лагерях заключенные работали за паек, то Транссиб был возможностью для сокращения срока — один день работы на строительстве магистрали засчитывался как два дня тюремного срока.
В год удавалось проложить в среднем 600 километров пути. Благодаря этому основной участок Транссиба был введен в эксплуатацию уже в 1901 году, спустя 10 лет после начала строительства. В дальнейшем постройка дороги продолжалась, но уже менее активными темпами.
Официально же сооружение магистрали завершилось только в 1916 году, когда был построен Хабаровский мост (тогда именовался Алексеевским) через Амур, ставший на тот момент вторым по протяженности мостом в мире. Первоначально дорога была однопутной, но позднее на отдельных участках (в основном в Сибири) был построен второй путь для оптимизации трафика.
Документальный фильм «Транссибирская магистраль»/Documentary film » TRANS-Siberian railway».
Дорога была не просто артефактом эпохи, она должна была дать толчок развитию Сибири и дальневосточных окраин, способствовать приросту рабочих рук в этих регионах, экономическому росту, оборонной безопасности Дальнего Востока (возможность быстро перебрасывать воинские подразделения) и т. д. В американских вестернах прокладка железной дороги напрямую увязана с приходом цивилизации.
По этой дороге с 1896 по 1910 годы в Сибирь прибыло 8 930 000 переселенцев.
Во время русско-японской и Первой мировой войн по Транссибу везли войска и воинские грузы.
Великий сибирский путь означал приход цивилизации в малоосвоенные прежде земли. Неслучайно в годы Гражданской войны основные бои в Сибири шли в основном в окрестностях Транссиба. За годы войны дорога была сильно повреждена и большевикам пришлось восстанавливать ее в 20-е годы..
Во время Второй мировой по этой дороге отправлялись на фронт сибирские дивизии, а в тыл, в сибирские госпитали, везли с фронта раненых. Из 1523 промышленных предприятий, перебазированных в июле — ноябре 1941 из европейских районов СССР, 322 было переброшено по железной дороге в Сибирь.
В послевоенные годы, когда началось бурное освоение Сибири, магистраль обеспечивала строительство на сибирской земле электростанций, заводов и целых промышленных комплексов. Дорога была электрифицирована, вместо паровозов по ней стали ходить электровозы.
Сибирская железная дорога — выдающееся техническое и инженерное сооружение конца 19 — начала 20 в. В ней воедино слились передовая русская техническая мысль и труд десятков тысяч русских рабочих.
Транссибирская магистраль до сих пор является одним из главных артефактов, сохранившихся от дореволюционной России.
Источник: vitalidrobishev.livejournal.com
Великий Сибирский путь (Транссибирская магистраль).
Способность осуществлять масштабные инфраструктурные проекты – один из признаков индустриальной мощи государства. В конце XIX- начале ХХ века Российская Империя совершила индустриальный рывок. Во всех стихиях – на земле, в море и в воздухе. Во многом этот было заслугой русского императора Александра III Миротворца. Он смог дать России десятилетия мира, что сразу же привело к бурному развитию нашего государства.
Ещё в 1886 году Александр III приказал представить соображения по поводу подготовки к строительству Великого Сибирского пути. Огромные пространства, осваиваемые русскими, требовали современного транспорта. И поныне железные дороги остаются самым подходящим транспортом по соотношению перевозимых объемов, надёжности и цены.
Связать Европу и Азию, сделать дорогу через две части света правительство просил генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. В феврале 1891 Александр III подписал именной высочайший указ о строительстве Транссибирской железной дороги. Транссибирская магистраль включала в себя ряд этапов – Уссурийскую дорогу, Западно-Сибирскую, дорогу, Средне-Сибирскую, Забайкальскую, Китайско-Восточную, Кругобайкальскую, Амурскую дороги.
Дорога строилась одновременно с двух сторон – от Челябинска и от Владивостока. О том внимании, которое уделяла проекту имперская власть, можно судить по тому, что будущий император, тогда наследник престола, Николай Александрович, 19 мая, в свой день рождения лично заложил первый камень и отвёз первую тачку на стройке во Владивостоке. В этом городе состоялась торжественная церемония закладки Уссурийской Железной дороги, как первого звена Транссибирской магистрали.
Следует отметить, что магистраль строилась без привлечения иностранного капитала, полностью собственными силами, за счёт казны. И строилась она , главным образом, вольнонаёмными рабочими.
Оказывается, свободные люди, даже в тяжелейших условиях дикой местности, в горах и тайге, прорубая тоннели, строя мосты через сибирские реки и возводя насыпи, могут строить лучше и быстрее, чем узники ГУЛАГа. В год строилось по 500-600 километров пути. Вызывает восхищение труд инженеров – выпускники российских институтов строили быстро, точно и на века. Имена инженеров-строителей увековечены в названиях многих станций и разъездов великого сибирского пути.
Уже с 1903 между Петербургом и Владивостоком было установлено прямое железнодорожное сообщение, хотя через Байкал поезда ещё приходилось переправлять паромом. В 1905 году магистраль была окончена полностью. Эта железная дорога – самая длинная в мире. Её протяжённость — 9288,2 км. Ни в одной стране мира не было создано ничего, столь же масштабного.
Недаром всемирно известный путешественник Фритьоф Нансен назвал Транссиб «чудом техники».
Значение Транссибирской магистрали переоценить трудно. Она соединяла Россию и стимулировала развитие дальневосточных городов и сёл.
Она сделала реальностью освоение новых, богатых и перспективных территорий. В конце концов, дорога дала возможность перебрасывать войска, что не раз помогало нашему Отечеству в войнах. Уместно вспомнить слова графа С.Ю. Витте: «Не проехав из столицы до Дальнего востока, нельзя будет называться подлинным русским».
Железная дорога стала фактором международной жизни. Сразу же после строительства Транссиб сделался самым выгодным и быстрым путём из Европы на Дальний Восток, в Китай, Корею и Японию.
Благодаря новому пути и его русским строителям, от Лондона до Шанхая люди могли доехать в полтора раза быстрее, чем пароходом через Суэцкий канал. И в два раза дешевле. Поэтому весь дипломатический поток, вся почтовая корреспонденция и большая часть пассажиров переключилась на железную дорогу.
Путешествие стало не только быстрее и дешевле, но и комфортней! Транссибирская магистраль – первая в мире железная дорога с полностью электрифицированным подвижным составом. В каждом вагоне было электричество, вентиляция и водяное отопление. На каждые два купе приходилось по одной туалетной комнате.
Вагоны-рестораны и чай в подстаканниках, разносимый проводниками, впервые появились именно в поездах Транссибирской дороги (что неудивительно). В поездах Царской России были библиотека, рояль, тренажёрный зал, мраморные ванные комнаты, а в столовой подавали икру.
Источник: historical-fact.livejournal.com