Кто получает разрешение на строительство подрядчик или заказчик

Необходимо ли заказчику-инвестору иметь допуски в СРО?

С 1 июля 2017 года допуски в СРО отменены. Для подтверждения права на выполнение определенных видов строительных работ с 1 июля достаточно получения выписки из реестра членов строительной СРО.

Положениями ГрК РФ не установлена обязанность застройщика (заказчика) являться членом СРО, в случае если такой застройщик (заказчик) не осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно.

  1. с 01.07.2017 для выполнения работ (на основании договоров) по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не нужно иметь свидетельство о допуске, а необходимо являться членом СРО по месту регистрации (ст. 55.8 ГрК РФ в новой редакции).

В связи с этим в Письме Минстроя России от 17.08.2016 N 26526-ОС/02 (ответ на вопрос 2) указано, что с 01.07.2017 прекращается действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ.

Нюансы определения стоимости работ в договоре подряда особенности при работе с контрагентом на УСН

В связи с этим в Письме N 26526-ОС/02 (ответ на вопрос N 2) указано, что с 1 июля 2017 г. прекращается действие свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ.

Единственным документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации в сфере строительства, с 01.07.2017 будет являться выписка из реестра членов саморегулируемой организации[1].

2. Как установлено ч. 2 ст. 47 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с ч.4 ст. 48 Кодекса работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Договор подряда и ген подряда. Вебинар 21.01.2022

В ч. 2 ст. 52 ГрК РФ предусмотрено то же требование для выполнения работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

При этом, частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Кодекса определен круг лиц и условия, при которых членство в саморегулируемой организации при выполнении работ по соответствующим договорам с 1 июля 2017 года не требуется.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено статьей 52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Исходя из положений вышеприведенных норм следует, что членство в СРО требуется лицам, которые непосредственно осуществляют работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Также в Письме Минфина России от 05.10.2017 N 24-02-06/65169 разъяснено, что положениями ГрК РФ не установлена обязанность застройщика (заказчика) являться членом СРО, в случае если такой застройщик (заказчик) не осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Если же заказчик (инвестор) планирует осуществлять указанные работы самостоятельно без привлечения специализированных организаций, членство в СРО необходимо.

Источник www.ascon-spb.ru

Одно юридическое лицо для технического заказчика и генерального подрядчика. Возможно ли?

Минстрой ссылается на гражданский кодекс и поясняет, что подрячик должен сдать, а заказчик принять работу с проведением соответствующего контроля и надзора. Следовательно, технический заказчик и генеральный подрядчик должны быть отдельными юридическими лицами.

Читайте также:  Дипломная работа экспертиза строительства

Минстроя России от 29.01.2020 N 2390-ТБ/02

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 января 2020 г. N 2390-ТБ/02

Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу сообщает следующее.

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Пунктом 22 статьи 1 и частью 2 статьи 53 Кодекса к функциям технического заказчика отнесено заключение от имени застройщика договоров о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготовка задания на выполнение указанных видов работ, предоставление лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалов и документов, необходимых для выполнения указанных видов работ, утверждение проектной документации, подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществление иных функций, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом, согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В случае, если технический заказчик и подрядчик являются одним и тем же лицом, договор строительного подряда от имени застройщика таким заказчиком не может быть заключен. В случае, если договор на выполнение функций технического заказчика и договор строительного подряда будут заключены застройщиком с одним и тем же лицом, то в дальнейшем не могут быть исполнены существенные условия и обязанности сторон, предусмотренные главой 37 ГК РФ.

Кроме того, исходя из норм статей 748 и 749 ГК РФ, части 2 статьи 53 Кодекса и пункта 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, которыми установлены функции технического заказчика по контролю за качеством выполняемых подрядчиком работ, следует, что лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик также не могут быть одним и тем же лицом.

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Источник gip.su

Получение разрешения на строительство

Прежде чем приступить к строительству, организация должна получить специальное разрешение на строительство. Невыполнение данного положения, в соответствии с пунктом 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведет к штрафным санкциям должностных лиц организации от 500 рублей до 1 000 рублей, а самой организации от 5 000 рублей до 10 000 рублей.

В соответствии с приложением к Приказу Минстроя Российской Федерации от 3 июня 1992 года №131 «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ» (Далее Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Далее Госархстройнадзор России), а в городах и районах, где они отсутствуют, — органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.

Читайте также:  Оказание инжиниринговых услуг в строительстве

Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:

· всех работ по объекту;

· на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов (пункт 4 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ).

Срок действия специального разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.

По истечении срока действия специального разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок. Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось (пункт 5 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации, разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок (пункт 6 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ).

Главой III Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ установлен перечень представляемых заказчиком документов и материалов.

Порядок выдачи организации разрешения на выполнение строительно-монтажных работ предусмотрен главой IV Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.

На основании пункта 2.3 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №160 плату за получение специального разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта, отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложение во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств».

Для целей налогообложения прибыли плата за получения специального разрешения включается, у заказчика, в стоимость объекта (статья 257 Налогового кодекса Российской Федерации)

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее Закон №39-ФЗ) субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Непосредственные исполнители работ по строительству зданий и сооружений — подрядчики. Это физические и юридические лица, которые, согласно пункту 4 статьи 4 Закона №39-ФЗ выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

При подрядном способе строительства подрядчиками являются строительно-монтажные организации, как выполняющие общестроительные работы, так и специализирующиеся на выполнении отдельных видов специальных строительных работ.

Строительно-монтажные организации могут функционировать в любых организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством — открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и других.

Основными исполнителями в строительстве являются генподрядные строительно-монтажные организации, которые осуществляют строительную деятельность по генеральным договорам, заключаемым с заказчиками — застройщиками на стоимость строительства объекта в целом или основной части работ.

ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 года №167 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94» (далее ПБУ 2/94), Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 №160

Инвесторы — это юридические или физические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвесторы — это также физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности

Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств

Заказчики — это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

«Застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта»

Застройщик — инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству.

В настоящее время применительно к терминологии ПБУ 2/94 застройщиком считается специализированная организация, на которую инвестором возложено исполнение функций заказчика в соответствии с заключенным договором строительного подряда.

Читайте также:  Начало строительства вов как начать

Применительно к терминологии Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30 декабря 1993 №160 застройщик — это предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и тому подобных, а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство

Подрядчики — это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ

Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее подрядные работы для застройщика по договору подряда на капитальное строительство

Участники инвестиционного процесса осуществляют капитальные вложения, используя такие организационные формы, как хозяйственный способ (хозспособ), подрядный способ или комбинированный способ (когда часть строительно-монтажных работ выполняют специалисты организации, а часть — подрядная строительная организация).

По генеральным договорам генподрядчик принимает на себя обязательства по координации работ и ответственность в соответствии с гражданским законодательством (статьи 723, 754, 755 ГК РФ) за своевременное и качественное выполнение всего комплекса работ, предусмотренного договором. Генподрядные организации — это, как правило, общестроительные организации, выполняющие работы по возведению стен, несущих и ограждающих конструкций, кровли и так далее (каменные, бетонные и железобетонные, кровельные работы и другие).

Выполнение отдельных видов специальных строительных работ осуществляется специализированными субподрядными организациями на основании субподрядных договоров, заключаемых между генподрядчиком и субподрядчиком.

· работы нулевого цикла (земляные работы, забивка свай, устройство фундаментов);

· буровые и взрывные работы;

· работы по монтажу железобетонных и металлических конструкций;

· работы по монтажу технологического, энергетического, механического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного, сантехнического и электротехнического оборудования;

· работы по устройству воздушных и кабельных линий электропередачи и другие электромонтажные работы;

· работы по устройству систем сигнализации, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики и другие.

Для осуществления строительной деятельности строительно-монтажные организации должны иметь соответствующую производственную структуру, а именно, в их состав должны входить:

· подразделения основного производства (строительные и прорабские участки, отдельные строящиеся объекты, растворобетонные узлы, занятые непосредственно на строительной площадке изготовлением бетона и раствора, лаборатории и нормативно-исследовательские станции, службы производственно-технологической комплектации, конторы, склады материально-технического снабжения, транспортные подразделения, обслуживающие строительство, подразделения проектирования организации работ, проектно-сметные бюро, геодезические службы и другие);

· подразделения вспомогательного (подсобного) производства (обособленные бетонные и растворные производства, производства бетонных и железобетонных изделий, кирпичные производства, карьеры по добыче и переработке камня, щебня, песка, механических, столярных и других мастерских, электростанций и другие);

· производства эксплуатирующие строительные машины и механизмы, и другие основные средства, необходимые для производства работ.

Штат строительно-монтажных организаций должен состоять из соответствующего строительного персонала (рабочих кадров, инженеров-строителей, механиков, геодезистов, экономистов). Кроме того, на своем балансе эти организации должны иметь соответствующие материально-производственные запасы и имущество: строительные материалы, малоценный инвентарь, временные титульные и нетитульные здания, сооружения, приспособления и устройства, соответствующие производственные и складские помещения. Производственное оборудование может привлекаться строительными организациями на условиях аренды либо с оплатой за услуги по договорам с соответствующими организациями.

Строительно-монтажная организация представляет собой комплекс основного, подсобного и вспомогательного производств, заготовительно-складского и обслуживающих хозяйств.

Конкретные виды услуг, размер и порядок их возмещения должны быть оговорены в субподрядных договорах. Как правило, размер генуслуг фиксируется — в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ, включая налог на добавленную стоимость. Возмещение субподрядчиком генуслуг производится путем удержания из стоимости выполненных им за отчетный период работ согласно Справке о стоимости выполненных работ и затрат (типовая форма КС-3).

Пример.

По договору строительного подряда заключенному между заказчиком и генподрядчиком стоимость работ составила 118 000 000 рублей, включая налог на добавленную стоимость 18% — 18 000 000 рублей.

На выполнение отдельных видов работ генподрядчик привлек субподрядчика, заключив с ним договор на сумму 18 000 000 рублей (в том числе НДС 2 745 763 рубля).

Договором субподряда предусмотрено возмещение субподрядчиком расходов генподрядчика по его обслуживанию в размере 4% от стоимости выполненных субподрядчиком работ – 720 000 рублей (в том числе НДС 109 831 рубль).

Накладные расходы генподрядчика составили 3 200 000 рублей (в том числе НДС 200 000 рублей).

Предположим, что организация использует следующие наименования субсчетов по балансовому счету 20 «Основное производство» 20-3 «Субподрядные работы» и счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет 68-1 «НДС».

Операции по возмещению затрат на обслуживание субподрядчиков отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Источник www.audit-it.ru
Рейтинг
Загрузка ...