Кто поощряет жилищное строительство

Государственное жилищное строительство (government housing), возведение жилья, к-рое распределяется и находится в ведении центр, или местного пр-ва. Как правило, оно предназначается для бедных слоев нас., но иногда предоставляется и др. категориям граждан, напр., военным или гос. служащим. Гос. участие в жилищном стр-ве началось в кон.

19 в. в некрых индустриальных странах, т.к. урбанизация привела к перенаселению, ставшему угрозой обществ, здоровью и порядку. В ком. гос-вах большая часть Г.ж.с. осуществлялась на гос. или кооперативной основе.

Во всем мире такое стр-во значительно увеличило кол-во квартир для гор. нас. и повысило кач-во водоснабжения, канализации, электроснабжения, улучшило возможности подключения каждого домох-ва к коммуникациям. Тем не менее оно нередко подвергалось критике за убогий дизайн, плохое кач-во, неважную отделку, а иногда за произвол в распределении. Программы Г.ж.с. ориентированы в осн. на бедные слои, однако в развивающихся странах гос. жилье часто оказывается непригодным из-за удаленности от места работы, высокой квартирной платы, а также ограниченности жилплощади. Во мн. городах лачуг, наоборот, жилье находится неподалеку от места работы, а неформальные сооб-ва помогают бедным семьям выжить. Вследствие этого мн. пр-ва, приступающие к стр-ву жилья, ориентированного на нас. с низкими доходами, предпочитают заняться реконструкцией трущоб и улучшением условий в т.н. неформальных поселениях.

КОНСТИТУЦИЯ РФ, статья 40, пункт 1,2,3, Каждый имеет право на жилище

Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М . Под ред. Р. Хоггарта . 2002 .

Смотреть что такое «Государственное жилищное строительство» в других словарях:

Бездомность — (homelessness), отсутствие жилья. Во всех странах обречены на Б. в осн. те, кто имеет низкий, нестабильный доход, вынужден спасаться от войны или социальных конфликтов (беженцы), искать работу (миграция), страдать от расовой Дискриминации или… … Народы и культуры

Город лачуг — (shanty town), распространенное назв. поселений, в к рых большая часть жилья представляет собой самострой, где, по крайней мере в первое время, отсутствуют водоснабжение, канализация и др. коммуникации. Центр ООН по населенным пунктам (Хабитат) в … Народы и культуры

ГРЕЦИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА — Государственное устройство. По конституции 1975 Греция имеет парламентскую форму правления. Главой правительства является премьер министр руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер министром… … Энциклопедия Кольера

Босния и Герцеговина — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы, на Балканском полуострове. Территория 51 тыс … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. ПОЛИТИКА — Государственное устройство. Главой государства номинально является британский монарх, которого представляет генерал губернатор, назначаемый по рекомендации новозеландского правительства; с 1960 х годов этот пост занимают граждане Новой Зеландии.… … Энциклопедия Кольера

Конституция РФ 2020 Статья 40 | Каждый имеет право на жилище

Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

Жилищная политика в России — Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер первых пристанищ наших предков до современных домов небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На разных этапах… … Жилищная энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС — как соц. эконом. и сан. проблема особенно обострился во всех странах с середины XIX в. в связи с общим ростом промышленности и с увеличением численности городского населения. Тяжелые жилищно сан. условия жизни трудовых групп населения различных… … Большая медицинская энциклопедия

Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

Источник: people_and_cultures.academic.ru

Улучшение жилищных условий граждан в РФ — пошаговая инструкция

Улучшение жилищных условий граждан в РФ — пошаговая инструкция

В данной статье, а также ряде других в продолжение, речь пойдёт о жилищных правах граждан в РФ. Тема это больная, избитая, проблема проблем в нашем государстве, но, всё-таки, хочется в очередной раз напомнить о конституционном праве граждан на жилище.

Здесь мы поговорим об общих правилах улучшения жилищных условий. Также вашему вниманию будут предложены еще несколько статей – программа «Молодая семья», жилищная субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, переселение из аварийного жилья.

Международные нормы

В соответствии со ст. 11 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирован СССР в 1973 году) «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Подобное же закреплено и в ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Право на жилище закреплено и в Конституции РФ, статья 40. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».

Российское законодательство

Общие правила улучшения жилищных условий регулируются жилищным законодательством, в частности Жилищным кодексом РФ, а также региональным законодательством.

Так, регионы регулируют вопросы установления учетной нормы и нормы предоставления жилой площади, порядок признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведения реестра очерёдности предоставления жилых помещений.

Общие условия и порядок постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-52 Жилищного кодекса РФ.

По общему правилу (при наличии у гражданина и членов его семьи жилого помещения, пригодного для проживания, или отсутствии жилого помещения) жилые помещения предоставляются гражданам при соблюдении двух условий:

  1. Признание граждан малоимущими.
  2. Обеспеченность гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Вопросы обеспечения жильём отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, граждан, проживающих в аварийных домах и др., имеют свои особенности, поэтому в этой статье об этом речь не пойдет.

Как определить, нуждаетесь ли вы в улучшении жилищных условий?

Прежде, чем решать вопрос об улучшении жилищных условий, необходимо выяснить, обеспечены ли вы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Напомню, что учетная норма – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для определения обеспеченности жилой площадью нужно взять общую площадь жилого помещения (жилых помещений) и разделить на количество зарегистрированных в этом жилом помещении граждан (нанимателя, собственника и членов их семей), а полученный результат сравнить с установленной в вашем населенном пункте учетной нормой площади жилого помещения.

Здесь только нужно учесть один важный момент – при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений (квартира, комната, жилой дом, доля в праве собственности), занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. То есть, нужно будет сложить всю имеющуюся в семье жилую площадь (садовые и дачные домики не считаем) на всей территории РФ.

Учётная норма, как и норма предоставления (по этой норме определяют площадь жилого помещения, которое будет предоставлено гражданам), устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно. Учетная норма не может быть выше нормы предоставления, но может ей равняться.

Размеры норм можно найти на официальном сайте администрации вашего муниципалитета в разделе «нормативные акты» или в сети интернет.

Признание малоимущим

Итак, вы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, поэтому можно переходить ко второму условию – признание малоимущим.

Этот момент так же, как и первый, регулируется региональным законодательством, его мы расписывать не будем, поскольку всю необходимую информацию можно получить в органах социальной защиты населения. При этом перед тем, как начинать собирать справки и прочее, советую ознакомиться с региональным законом, чтобы вы имели хотя бы общее представление о том, каким образом граждане признаются малоимущими, потому что в каждом регионе правила свои.

Постановка на учет

После того как вас признали малоимущими, можно уже смело обращаться в жилищный отдел местной администрации или в МФЦ с необходимым пакетом документов для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень необходимых документов можно уточнить в органе, осуществляющим постановку на учет, а также изучив соответствующий нормативный акт (Пример 1). Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после подачи заявления и всех необходимых документов, а через МФЦ на несколько дней дольше.

В конце нужно обратить внимание на некоторые очень важные нюансы:

  1. Основания снятия с учета указаны в статье 56 Жилищного кодекса РФ. К ним, в частности, относится изменение имущественного положения граждан, стоящих на учете, когда их доход уже превышает прожиточный минимум, тем самым они уже не могут считаться малоимущими. В таком случае граждане будут сняты с учёта, поэтому очень внимательно относитесь к тому, когда кого-то регистрируете в жилом помещении на постоянной основе, или кто-то собирается с регистрационного учёта сняться, либо вы намерены приобрести дорогостоящее имущество, например, транспортное средство.
  2. Однако пункт 1 не применяется в отношении тех граждан, кто встал на учет до 1 марта 2005 года, потому что до этой даты признание граждан малоимущими, как одно из оснований для постановки на учет, отсутствовало, поэтому такие граждане и члены их семей независимо от дохода будут стоять на очереди вплоть до получения жилого помещения.
  3. Статья 53 Жилищного кодекса РФ. Очень интересная статья, поскольку повсеместно трактуется органами МСУ произвольно, как им вздумается, а именно словосочетание «с намерением» опускают и отказывают в постановке на учет в качестве нуждающихся в случае, если имеется информация о том, что в течение 5 лет до постановки на учет у таких граждан имели место сделки с недвижимостью, которые повлекли уменьшение общей жилой площади.

Это неправильно, потому что в жизни бывает всякое и, порой для того, чтобы разрешить ситуацию, человек действуя добросовестно или вынужденно, совершает те или иные действия по распоряжению своим имуществом, но намерения ухудшить свои жилищные условия не имеет.

Яркий пример из судебной практики:

Умирает мать, двум родным братьям достается в равных долях квартира, в которой проживали мать и один из братьев с семьёй, второй проживал далеко. Помимо квартиры были счета в банке. Поделили пополам, но после вступления в наследство и оформления прав второй брат свою долю продал первому из-за ненадобности ему этой доли, так как он там не проживал, да и жил очень далеко, хотя при наличии этой доли он был бы уже обеспечен со своей семьёй по учетной норме, тем самым его просто могли снять с учета, что и произошло впоследствии. Не согласившись с решением органа МСУ, он обратился в суд и признал такое решение незаконным на том основании, что намерения ухудшать свои жилищные условия при таких обстоятельствах у него просто не было.

Читайте также:  Расчет стоимости строительства дома из керамоблоков

В целом, вот такие общие условия постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в РФ мы имеем.

Источник: www.9111.ru

Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.

§ Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. Одновременно в Конституции установлены виды бесплатного образования:

§ среднее профессиональное образование;

§ высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.

Экономические права человека

Особую группу основных прав составляютэкономические права,гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числеправо собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятиепредпринимательской деятельностью (ст. 34).

§ принудительный труд запрещается;

§ закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

§ утверждается право на защиту от безработицы;

§ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связанысоциальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

50.Основные обязанности личности.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д.). Широкий круг обязанностей формируется и связи с обладанием лицом определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, собственника (имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

Обязанности фиксируются и различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в пузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права – в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. По в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

Подобно псом отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Режим законности – незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Читайте также:  Что такое квартал в строительстве

Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний.

Соблюдение Конституции и законов предусматривает и позитивный аспект – своей деятельностью, образом жизни человек (гражданин) должен содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан. Конституционно закрепленаобязанность каждого платить законно, установленные налоги и сборы (ст. 57).

Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами.

Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).

Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).

Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в налоговом законодательстве. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58). Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

51.Механизмы защиты прав человека. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защитыправ и свобод человека.

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

3) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела.

Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

Международные механизмы защитыправ человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) созданКомитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах — Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) — Комитет по правам ребенка и т.д.

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества. Из региональных международных органов наиболее эффективно работаетЕвропейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств — участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Одним из важнейших признаков судебной защиты является ее осуществление в процессуальной форме, то есть в соответствии с обеспечивающей справедливость судебного разбирательства, заранее определенной, детально регламентированной процедурой. Почти во всех странах, где есть писаные конституции, право на справедливое судебное разбирательство имеет конституционный статус.

Конституция Российской Федерации как Основной закон нашего государства, провозгласила в ст.2 человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

Провозглашение в Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека.

Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Из содержания ст. 2 Конституции РФ усматривается, что в Конституции закреплена концепция «естественных прав» человека, поскольку они не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

· признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

· соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

· защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

Конституция РФ, с одной стороны, провозглашает и гарантирует право каждого на квалифицированную юридическую помощь, в том числе бесплатную в указанных в законе случаях (ст.48).

С другой стороны, конституционный принцип права каждого на квалифицированную юридическую помощь действует во всех видах судопроизводства, названных в ч.2 ст.118 Конституции Российской Федерации: конституционного, административного, гражданского и уголовного.

Данные виды судопроизводства как формы реализации судебной власти напрямую связаны со следующими конституционными установлениями:

Читайте также:  Строительство и эксплуатация дорог где работать

· государственная защита прав и свобод человека и гражданина;

· гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод;

· право каждого защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами;

· недопустимость, запрет лишить права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Россия как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах. Для выполнения этой публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также и суды.

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, так как преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц.

Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Обращение в суд с исковым заявлением, заявлением заинтересованного лица или по его поручению иного лица создает условия для всего объема деятельности в гражданском и арбитражном процессах, в том числе и для правосудия по гражданским и арбитражным делам. Всю эту деятельность охватывает, включает право на судебную защиту.

Таким образом, право на судебную защиту наиболее полно регламентирует сущность института судебной защиты, в рамках которого действуют различные субъекты, в том числе суд как орган правосудия.

Как правильно отмечается в научной литературе, право на судебную защиту является единым понятием, имеющим два аспекта:

· право на восстановление нарушенных прав, право на возмещение ущерба, то есть право на удовлетворение материального требования (материальный аспект права на судебную защиту);

· право на обращение в судебные органы, то есть право на судебное разбирательство заявленного требования (процессуальный аспект права на судебную защиту).

Право на судебную защиту — это субъективное право лица, реализация которого целиком зависит от его личного усмотрения. Субъективное конституционное и процессуальное право создает условия для свободы действий со знанием дела, учетом личного и публичного интересов.

В качестве основных элементов принципа доступности судебной защиты рассматриваются:

· право на обращение в суд за судебной защитой, которое включает в себя право на иск, право на обращение с жалобой или заявлением по делам неисковых производств;

· основания процессуального интереса к делу, которые могут быть как в виде материально-правовой заинтересованности участников спорного правоотношения, так и должностных обязанностей прокурора по защите прав граждан, а равно служебных обязанностей государственных органов и органов местного самоуправления;

· обращение в суд заинтересованных лиц происходит по правилам, установленным гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.

Кроме того, судебная защита претворяется в жизнь при наличии ряда условий, к которым относятся следующие:

· существование самостоятельной и независимой судебной ветви государственной власти;

· установление принципов судоустройства и судопроизводства;

· гарантированность доступа к правосудию; возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Совокупность этих обстоятельств позволяет оценивать данное право как особый конституционно-правовой институт.

Право на судебную защиту — это элемент конституционно-правового статуса личности, который определяет принципы взаимоотношений человека, общества и государства. Поэтому нельзя не согласиться со многими авторами, в том числе и П.В.Анисимовым, который считает, что судебная защита в настоящее время занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным, ведущим способом восстановления нарушенных прав.

Судебная защита — это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Она представляет собой самостоятельное направление государственно-властной деятельности, осуществляемое специально созданными для этой цели органами — судами.

Конституционно-правовое регулирование данной функции государства помимо ст.46 представлено весьма широко. Конституция РФ устанавливает:

· самостоятельность судебной ветви государственной власти (ст.10);

· называет суды среди органов, осуществляющих государственную власть (ч.1 ст.11);

· указывает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием (ст.18);

· закрепляет равенство всех перед судом (ч.1 ст.19);

· регламентирует возможность ограничения судебным решением ряда прав и свобод (ст.ст.22, 23, 25, 35);

· фиксирует принципы судопроизводства (ст.ст.47-54);

· относит к ведению Российской Федерации установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, судоустройство и процессуальное законодательство (ст.71);

· определяет организацию судебной власти в России (гл.7 «Судебная власть»).

В Российской Федерации право на судебную защиту признается и гарантируется также согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции являются составной частью отечественной правовой системы.

Международные соглашения и конвенции закрепляют право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст.8 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года); право каждого на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона, а также на эффективные средства правовой защиты (ст.6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года); обязывают государство развивать возможности судебной защиты (п.3 ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

Содержание п.1 ст.46 Конституции РФ, где на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, является логическим продолжением ст.45 Конституции РФ, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Несомненно, судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти.

Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В. П. Кашепова, всеобщность.

Так, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения.

Конституция РФ применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам (апатридам).

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда , имеет принципиальное значение.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства .

Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены: Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч.1 ст.55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
Загрузка ...