Основная задача крановщика заключается в управлении краном для поднятия и перемещения грузов и обеспечения монтажных, сборочных, погрузочных и других (большей частью – строительных) работ.
История профессии крановщик:
Подъемные механизмы были известны человеку давно. Еще древние цивилизации египтян, китайцев, ацтеков, мидийцев и многих других народов возводили свои величественные города, используя прототипы подъемных кранов. Пифагор (VI век до н. э.) первым придумал такое устройство, как «рычаг» для переброски грузов.
Но самих машинистов тогда не было, поскольку в действие такие механизмы приводились вручную или силой рабочих животных, что подразумевало под собой работу целой группы людей. Еще не так давно кирпичи на стройке переносили и поднимали на леса специальные рабочие – козоносы (коза – специальный ящик для переноски кирпичей). Впервые кран с двигателем был построен в 1827 году.
Видеоинструктаж по охране труда Машинист башенных кранов
С того времени началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. Со временем кран поставили на передвижную платформу. Этими новыми «помощниками» на производстве и на стройке управляли специально обученные люди – машинисты кранов.
В зависимости от специализации, машинист крана может управлять:
• башенным краном (применяется при строительстве многоэтажных зданий);
• краном-балкой (используется для монтажных и транспортных операций внутри сборочных цехов крупных производств);
• автомобильным краном (самый распространенный вид кранов, применяется повсеместно для погрузки-разгрузки, некрупного строительства как вспомогательный для разного типа производств);
• мостовым краном (эксплуатируется при погрузке железнодорожной и автомобильной техники);
• портовым краном (разгрузка и погрузка контейнеров на сухогрузы в портах);
• консольно-шлюзовым краном (используется при строительстве мостов и эстакад для установки блоков универсальных железобетонных пролетных строений длиной до 33 м).
Основными производственными операциями, выполняемыми машинистом крана, являются:
• поворот его вокруг своей оси;
• подъем и опускание груза.
Все эти операции машинист осуществляет посредством рукояток управления, находящихся в кабине крана.
Основные обязанности машиниста крана:
• установка крана, учитывая силу и направление ветра, наклон рельефа;
• контроль за креплением груза;
• выполнение технического осмотра;
• контроль исправности механизмов;
• следование показаниям приборов и сигнальным жестам стропальщика;
• участие в профилактическом ремонте.
Требования к индивидуальным особенностям желающего получить профессию машиниста крана:
• физическая и психическая выносливость (машинисту приходится совершать ежедневные подъемы и спуски, работать на большой высоте и на ограниченной площади);
• быстрая двигательная реакция;
Крановщик. О зарплате, туалете и страхе высоты.
• хорошая координация движений всего тела;
• гибкое распределение внимания;
Работа машиниста крана противопоказана людям, страдающим заболеваниями:
• почек и мочевых путей;
• органов зрения и слуха.
Ежегодно машинист крана проходит медицинскую комиссию.
Машинист крана должен знать:
• основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
• устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств;
• технологический процесс внутрискладской переработки грузов;
• правила транспортировки грузов;
• способы определения массы груза по внешнему виду;
• порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией;
• основы слесарного дела.
Машинист крана должен уметь:
• управлять краном при перемещении машины и погрузке грузов различного веса и объема;
• производить ремонтные работы, включая слесарные операции.
Плюсы профессии машиниста крана:
• высокий престиж среди рабочих профессий;
• низкая текучка, связанная с редкостью профессии;
Минусы профессии машиниста крана:
• отсутствие карьерных перспектив;
• большая ответственность – от профессионализма крановщика зависит не только целостность перемещаемого груза, но и безопасность окружающих людей;
• неблагоприятные условия труда – сидячая работа способствует развитию целого букета заболеваний, а нервное напряжение часто отражается на психологическом состоянии специалиста;
• ограниченность выбора места работы – как уже было сказано, универсальных крановщиков не бывает, поэтому если специалист хочет сменить сферу деятельности (например, «пересесть» с башенного крана, работающего на стройке, на мостовой, перемещающий груз по цеху), то ему необходимо пройти дополнительное обучение.
Должностные обязанности машиниста крана 3-го разряда (после окончания колледжа):
• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т, башенными передвижными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов;
• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов;
• установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов;
• управление электроталями, переносными кранами при выполнении различных видов работ;
• управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, транспортировке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны;
• проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств;
• ведение журнала приема и сдачи смены;
• участие в ремонте обслуживаемых кранов.
Интересно:
• Для работ по проекту Sea Launch (запуск космических ракет с морской платформы) для операции по перегрузке ракеты в Лос-Анджелес приглашают специальную команду крановщиков из России. Они прилетают, выполняют работы за несколько дней и возвращаются домой.
• Самыми мощными в мире являются два крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане» (Италия), спроектированы американской фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъемность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т.
• Самый мощный в мире гусеничный подъемный кран тоннажем 4000 тонн создан китайской компанией Sinopec Engineering совместно с китайским объединением по производству строительного оборудования XCMG. Сдан в эксплуатацию в июле 2013 г. в промышленном парке города Яньтай провинции Шаньдун (Восточный Китай).
• Первый в мире кран для строительства ветрогенераторов, способный карабкаться по поверхности их башен, создан в 2017 г. в Нидерландах компанией Lagerwey.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Источник: www.kp.ru
Крановщик: обязанности, сколько зарабатывают, где и сколько учится
Крановщик, он же машинист крана – сложная и интересная рабочая профессия. Этот специалист непосредственно управляет краном при перемещениях и транспортировке грузов в строительстве и на промышленных предприятиях.
История профессии
Механические устройства для перемещения грузов требовались людям всегда. Но при возведении древних сооружений использовались краны с ручным приводом и как таковых крановщиков до создания первых двигателей не было. Сами краны конструировали из дерева, а управляли ими множество рабочих.
Первый кран с механическим приводом двигателя был построен в 1827 году. Соответственно тогда возникла потребность в первых крановщиках. Позже появились механизмы на гидравлическом и электрическом приводе. А в 1913 году был впервые создан башенный кран, и профессия машиниста крана перешла в разряд отдельных видов трудовой деятельности.
Чем занимается крановщик
Машинист крана располагается в специальной кабине и управляет оборудованием для выполнения подъемно-транспортных работ. Делать работу ему чаще всего приходится, находясь на значительной высоте (от 20 до 200 метров). Это не касается автокрановщиков, кабина которых расположена на поворотной платформе.
Крановщик всегда работает в команде со стропальщиками. Находясь в своей кабине, он должен точно понимать сигналы рабочих. От правильных или неправильных действий машиниста крана во многом зависит скорость выполнения поставленных задач, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому его работа весьма напряженная и требующая отлаженного взаимодействия с коллективом.
Где можно работать
Профессия крановщика относится к весьма востребованным, так как в век индустриализации грузоподъемные механизмы используются во многих отраслях промышленности. Машинисты крана работают на металлургических заводах, в строительных, логистических, торговых и топливно-энергетических компаниях, портах. А также на предприятиях машиностроения, судостроения, станкостроения, добычи полезных ископаемых, сборочных и обрабатывающих производствах.
Обязанности крановщика
В обязанности машиниста крана входит:
- выполнение технического осмотра кранового оборудования на предмет исправности перед началом работы и ведение специального журнала;
- подъем, опускание и перемещение различных грузов при строительных, погрузочно-разгрузочных, монтажных и демонтажных работах;
- прекращение грузоподъемных работ при изменении погоды, которое может повлечь возникновение внештатных и опасных ситуаций;
- понимание сигналов стропальщиков и следование им, они могут выполняться жестами или по рации;
- визуальный контроль правильности закрепление грузов стропами;
- обеспечение необходимых проходов для рабочих на производственной площадке при складировании и перемещении грузов;
- соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, в частности, проведение грузоподъемных работ только в присутствии лица ответственного за безопасность;
- участие в текущих и капитальных ремонтах крана.
В обязанности автокрановщика (водителя автокрана) дополнительно входит правильная установка автокрана с учетом твердости, устойчивости поверхности и направлении ветра. А также они самостоятельно прибывают на объект, правильно рассчитывают высоту и длину стрелы, угол поворота.
Требования к профессии
С учетом ответственности и важности профессии крановщика, к нему предъявляются следующие требования:
- профильное образование, опыт работы или хорошие отзывы с мест прохождения практики приветствуются;
- водительское удостоверение (для автокрановщиков);
- отменное здоровье (недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом, а также страх высоты);
- хорошая координация движений;
- точный линейный, угловой и динамический глазомер;
- хорошая зрительно-моторная координация;
- повышенная внимательность к деталям;
- физическая выносливость (длительное время придется находиться в кабине, при этом туалета там нет);
- способность к длительному выполнению однотипных действий;
- умение распределять внимание по всей производственной площадке;
- стрессоустойчивость и хладнокровие в любых рабочих ситуациях.
Сами краны сейчас снабжаются различными приборами: определение веса груза, направление и скорость ветра, достаточность освещения. Следовательно, машинист крана должен уметь в них разбираться.
Кстати, на мостовых кранах в цехах промышленных предприятий работают в основном женщины. Это связано с их бОльшей выдержкой и терпением. А вот автокрановщиков больше мужчин. Сильный пол привлекает в этой профессии возможность «совмещать»: быть водителем и крана, и автомобиля.
Образование
Обучают профессии крановщика в средне специальных учебных заведениях: колледжи, техникумы, лицеи, училища. К наиболее известным относятся:
- автомобильный и транспортно-технологический техникум в г. Уральске и г. Калуге;
- дорожно-строительный техникум в г. Челябинске;
- промышленно-экономический колледж и автодорожный колледж в г. Екатеринбурге;
- автодорожный и Петродворцовый колледж в г. Санкт-Петербурге;
- колледж современных технологий им. М.Ф. Панова и технологический колледж в г. Москве;
- колледж профессиональных технологий и техникум строительства и лесного хозяйства в г. Омске;
- металлургический колледж в г. Самаре;
- индустриальный колледж в г. Воронеже;
- техникум транспорта и сервиса и индустриально-металлургический техникум в г. Красноярске;
- дорожно-строительный техникум в г. Хабаровске;
- колледж водного транспорта в г. Тюмени;
- архитектурно-строительный колледж и транспортный техникум в г. Барнауле;
- колледж транспорта и дорожного хозяйства в г. Липецке;
- техникум транспорта и строительных технологий в г. Чебоксары;
- технологический колледж в г. Туле.
Будущие выпускники получают теоретические знания в работе кранового оборудования: устройство и принцип работы крана, электрические схемы, технические характеристики, составляющие отдельных механизмов, правила эксплуатации и техники безопасности, порядок организации монтажных и погрузочных работ, правила крепления текстильных, канатных и цепных стропов, основы слесарного дела.
Не менее важны и практические навыки управления краном: умение слаженно работать всеми рычагами для выполнения подъема, опускания и перемещения груза, обслуживать крановое оборудование, визуально определять центр тяжести поднимаемого груза, пользоваться измерительными приборами, умение доставить груз в труднодоступное место.
При принятии экзамена обязательно присутствует специалист из Ростехнадзора. И в случае успешной сдачи выпускнику выдают удостоверение машиниста крана.
Дополнительное образование
Стоит отметить, что на универсальных крановщиков, способных управлять любым видом крана, не обучают. У каждого машиниста крана после окончания ССУЗа своя квалификация по разновидностям кранов: башенные, мостовые, кран-балка, автомобильный, портовый, козловой. Если возникает необходимость временно или постоянно «пересесть» на другой вид крана, то машинисту требуется пройти обучение и аттестацию именно на этот вид крана.
При наличии у претендента технической специальности некоторые предприятия обучают машинистов кранов на специальных курсах., которые есть во многих мегаполисах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Кроме того, есть частные учебные центры дополнительного образования.
Однако если будущий крановщик желает устроиться к конкретному работодателю, а у него в требованиях наличие диплома ССУЗа, то обучиться профессии лучше в колледже или техникуме. А курсы использовать в будущем для переподготовки или повышения квалификации.
Плюсы и минусы профессии
Большое количество предложений от работодателей в связи с востребованностью крановщиков, социальная значимость для общества, «элита» среди рабочих, высокая зарплата – все это относится к плюсам этой профессии.
Но есть и минусы: трудности с карьерным ростом, длительное нахождение в сидячем положении и, как следствие, возможные проблемы со здоровьем, большая ответственность, сменных график и ночные смены на некоторых предприятиях, необходимость переобучаться в случае смены места работы.
В старых кранах в кабине летом зачастую жарко, а зимой холодно. Современное же оборудование выпускается преимущественно с кондиционерами.
Зарплата и карьерный рост
Уровень зарплаты крановщика определяется разрядом, условиями труда и опытом. Крупные предприятия в мегаполисах предлагают крановщикам 70–100 тыс. руб. В регионах зарплаты в среднем 30–60 тыс. руб. Больше всего ценятся машинисты крана 6–8 разряда, но и требований к ним больше, чем к рабочим более низких разрядов.
Наибольшие зарплаты (90–120 тыс. руб.) у крановщиков, работающих вахтовым методом в северных регионах, на Чукотке, Камчатке и в Якутии.
Карьерный рост для крановщика – это повышение разряда, а также обучение на другой вид крана, что позволяет рассчитывать на бОльшую зарплату и лучшие условия труда. То есть развитие карьеры будет по горизонтальному типу. А вот на вертикальный карьерный рост крановщику, к сожалению, не стоит рассчитывать.
Работа крановщика, безусловно, нужная и интересная. Но с учетом требований и условий труда подойдет не каждому. По прогнозам специалистов востребованность профессии в ближайшие годы и в долгосрочной перспективе останется на прежнем высоком уровне.
Источник: o-professii.ru
Машинист крана
На строительство одной пирамиды у древних египтян уходило несколько лет и неимоверные усилия огромного количества людей. А вот если бы у них была современная техника, включая и краны, то всего несколько десятков человек смогли бы построить пирамиду за несколько месяцев. Правда, только в том случае, если бы кранами управляли квалифицированные специалисты – машинисты крана – которые умеют превращать неповоротливые краны в маневренные и эффективные подъемные механизмы.
На строительство одной пирамиды у древних египтян уходило несколько лет и неимоверные усилия огромного количества людей (например, знаменитая пирамида Хеопса строилась примерно 20 лет силами около 100 тысяч человек). А вот если бы в распоряжении фараонов была современная техника, включая и краны, то всего несколько десятков человек смогли бы построить пирамиду за несколько месяцев. Правда, это было бы возможно только в том случае, если бы кранами управляли квалифицированные специалисты – машинисты крана – которые умеют превращать неповоротливые краны в маневренные и эффективные подъемные механизмы.
Сегодня при строительстве зданий используется огромнейшее количество самой разной техники: самосвалы, бульдозеры, бетономешалки, вибраторы, кровельные машины и, конечно же, краны. Ну а поскольку строительство (как жилья, так и промышленных объектов) сегодня является одной из наиболее активно развивающихся отраслей, нет ничего удивительного в том, что профессия машиниста крана, наравне с другими строительными специальностями, пользуется огромным спросом на рынке труда. Как следствие, не меньшей популярностью эта профессия пользуется и у абитуриентов, которые предпочитают иметь «за плечами» не модную, а востребованную специальность.
Кто такой машинист крана?
Машинист крана (крановщик) – специалист, осуществляющий управление самодвижущимися подъемными механизмами (кранами), в ходе которого выполняются погрузо-разгрузочные, транспортные и транспортировочные работы, а также подъем и опускание крупногабаритного и многотонного груза.
Название профессии было заимствовано из немецкого языка: maschine (машина) – общее название механических устройств. Соответственно машинист – это тот, кто управляет машинами, в данном случае – кранами. Предпосылкой для появления профессии стало изобретение самоходного крана. Именно тогда понадобились специалисты, обученные на нем работать.
На сегодняшний день наибольшее распространение имеют краны: мостовые, башенные, козловые, пневмоколесные, железнодорожные, автомобильные и на гусеничном ходу. Как можно догадаться все эти механизмы существенно отличаются друг от друга: и способом передвижения, и возможностью использования (цех промышленного предприятия, стройка или погрузочно-разгрузочная площадка) и особенностями управления. Поэтому универсальных крановщиков, способных управлять сразу всеми видами кранов не существует – машинист каждого вида крана проходит соответствующее обучение и в дальнейшем имеет право работать только на «своем» грузоподъемном механизме.
Однако независимо от того, на каком кране работает специалист, его профессиональные обязанности включают в себя: управление краном (подъем, перемещение и опускание груза), контроль за креплением груза, следование сигнальным жестам стропальщика и показаниям приборов, выполнение технического осмотра, при необходимости смазка механизмов крана и посильное участие в профилактическом ремонте.
Какими личностными качествами должен обладать машинист крана?
Работа машиниста крана – это, как правило, коллективный труд, где очень важно четкое взаимодействие и понимание между всеми членами бригады. Только в таком случае работа специалистов будет безопасна, как для них самих, так и для окружающих людей. Поэтому одними из важнейших личностных качеств, которыми должен обладать машинист крана, являются коммуникабельность, внимательность и мгновенная реакция. Кроме того, крановщик должен быть:
- стрессоустойчивым;
- способным к концентрации и распределению внимания;
- дисциплинированным;
- ответственным;
- осмотрительным;
- собранным;
- усидчивым;
- аккуратным;
- наблюдательным.
Помимо этого, невозможно себе представить крановщика с плохим глазомером или неразвитой координацией движения, а также не знающим основных технических параметров «своей» машины и плохо ориентирующимся в сложных ситуациях. Ну а поскольку крановщик работает в достаточно специфических условиях (на большой высоте и в ограниченном пространстве) он должен быть абсолютно здоровым (в том числе, обладать 100% зрением и слухом) и физически выносливым.
Преимущества профессии машиниста крана
Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии машиниста крана является стабильная востребованность на рынке труда. При этом спрос на крановщиков не зависит от направления деятельности специалиста. Другими словами, независимо от того машинист это башенного или мостового крана, трудоустроиться крановщик сможет всегда.
Но что самое приятное, работодатели настолько заинтересованы в квалифицированных крановщиках, что готовы предлагать им вполне конкурентоспособную зарплату. Согласно статистическим данным средний уровень зарплаты машиниста крана в России составляет 30-50 тысяч рублей. Естественно, уровень зарплаты во многом зависит не только от квалификации специалиста, но и от места работы. Например, крановщик, работающий на предприятиях Чукотского автономного округа может претендовать на зарплату в районе 85-90 тысяч рублей, в то время как в Башкирии такой же специалист будет получать около 30 тысяч рублей.
Необходимо также отметить тот факт, что, как бы странно это не звучало, крановщик является своего рода элитной рабочей профессией. И связанно это, прежде всего, с тем, что крановщик незаменим. В том смысле, что если машинист крана, например, заболеет, то его нельзя заменить первым же попавшимся «под руку» рабочим или крановщиком, который работает на другом типе крана. В качестве замены подойдет только специалист такого же уровня, как и заболевший крановщик (то есть, с таким же уровнем квалификации и допуском к работе на определенном типе крана, выданным квалификационной комиссией).
Недостатки профессии машиниста крана
Однако несмотря на всю «элитность», профессия крановщика не предполагает карьерного роста, что является одним из наиболее весомых недостатков этой специальности. Во многом именно из-за этого большинство молодых людей отказываются рассматривать специальность крановщика в качестве основной профессии. Особенно это касается амбициозных людей, для которых важен не столько стабильный высокий доход, сколько престижность и перспективность профессии.
Также нельзя умолчать и о таких недостатках профессии машиниста крана, как:
- большая ответственность – от профессионализма крановщика зависит не только целостность перемещаемого груза, но и безопасность окружающих людей;
- неблагоприятные условия труда – «сидячая» работа способствует развитию целого «букета» заболеваний, а нервное напряжение часто отражается на психологическом состоянии специалиста;
- ограниченность выбора места работы – как уже было сказано, универсальных крановщиков не бывает, поэтому если специалист хочет сменить сферу деятельности (например, «пересесть» с башенного крана, работающего на стройке, на мостовой, перемещающий груз по цеху), то ему необходимо пройти дополнительное обучение.
Где можно получить профессию машиниста крана?
Чтобы получить профессию машиниста крана нужно либо окончить профильный колледж или техникум, либо пройти обучение на специализированных курсах. Правда в последнем случае необходимо иметь «за плечами» какую-нибудь техническую специальность, иначе могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Дело в том, что практически все работодатели требуют от претендентов на должность машиниста крана наличия, как минимум, средне-специального образования. Поэтому делать выбор в пользу курсов лучше всего для прохождения переподготовки (переаттестации) или повышения квалификации. А вот осваивать азы профессии крановщика предпочтительнее в таких колледжах и техникумах, как:
Источник: fulledu.ru
Крановщики САБ1: почему мы гордимся нашими специалистами
Машинист крана — востребованная рабочая специальность. От профессионализма этого специалиста зависит безопасность грузоподъемных работ. В статье рассказываем о специфике профессии на примере сотрудников Спецавтобазы №1.
Что вы узнаете
- Роль крановщика в такелажном проекте
- Крановщики Спецавтобазы №1
- Специфика профессии машиниста крана
Профессионально выполненный проект по перемещению оборудования — это командная работа. Мы уже рассказывали о ключевых специалистах: такелажниках и стропальщиках. В этой статье поговорим о крановщиках. От грамотного управления грузоподъемной техникой зависит безопасность работ, поэтому мы в САБ1 так ценим наших опытных и надежных машинистов кранов. О них и поговорим в статье.
Роль крановщика в такелажном проекте
Подъемные механизмы человек начал применять еще во времена строительства египетских пирамид. Простые по своей конструкции они не требовали от людей особых знаний и навыков, разве что физическую силу и выносливость.
Другое дело современные краны. От профессионализма машиниста крана зависит безопасность груза и людей на объекте. Одно неверное движение, секундная потеря концентрации внимания — и груз может оказаться не там, где планировалось. Последствия тут могут быть разной степени тяжести.
Повреждение оборудования из них, пожалуй, наименьшее из зол, хотя и принесет убытки, потерю гарантии и сложности со страховыми выплатами. А вот несчастные случаи с участием персонала — история, которая может завершиться уголовным делом.
Посмотрите, насколько ювелирной может быть работа крановщика. Иногда груз или стрела крана проходят в нескольких сантиметрах от других объектов (потолка или стены).
Что делать, чтобы минимизировать опасные ситуации во время грузоподъемных работ? Соблюдать требования безопасности, привлекать профессионалов, допускать к работам только исправную технику. Опыт и профессионализм крановщика — обязательное звено в этой цепочке.
Пока груз перемещается одним или двумя кранами, сохранность груза и результат всей работы полностью зависит от мастерства крановщика.
О людях этой профессии обычно вспоминают только, когда случаются происшествия, связанные с падением груза. Хотя внимания в первую очередь заслуживают именно те специалисты, кто за весь свой стаж работы не допустил травматизма, повреждения груза и техники. Мы хотим исправить эту несправедливость и рассказать о тех, кто остается верен профессии долгие годы, несмотря на ее сложность и даже опасность.
Владимир Иванович Васягин
Генеральный директор АО «Спецавтобаза №1»
«Я глубоко уважаю представителей этой сложной профессии и восхищаюсь их умением быть сосредоточенными и концентрированными до 12 часов в день. Не каждый справится с такой нагрузкой. Прибавьте к этому ответственность за сохранность многомиллионных по стоимости грузов и обеспечение безопасности окружающих людей».
Профессия на высоком счету
Сейчас Спецавтобаза №1 — многопрофильная компания с большим количеством услуг: от грузоперевозок и аренды спецтехники до сложных такелажных работ. Но в советский период своей истории основным направлением деятельности было предоставление кранов для нужд строящейся Москвы.
Автопарк насчитывал более 350 единиц техники. Порой работа крана была расписана на год вперёд.
Крановщики Спецавтобазы №1
Старожил предприятия Николай Васильевич Ситников 40 лет отработал крановщиком. На предприятие пришел сразу после армии в 1970-х. Работал водителем, параллельно обучался в учебном комбинате непосредственно на базе. После успешной сдачи всех экзаменов получил удостоверение крановщика.
Николай Ситников
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Я решил отучиться, потому что крановщики всегда были на высоком счету. Молодых чаще всего отправляли на товарные разгрузки. Это простая работа, ничего интересного. А вот когда набрался опыта, стали доверять более ответственные задачи. Больше всего я любил ездить на отраслевые выставки.
Монтаж конструкций, установка спецтехники, очень волнительно и ответственно принимать в этом участие. Ну и посмотреть на достижения народного хозяйства интересно».
Николай Васильевич Ситников принимает участие в монтаже выставки «Металлообработка-2021»
Николай Васильевич — один из самых харизматичных сотрудников САБ1. Нередко заказчики при оформлении заявки просили не конкретную технику, а конкретного крановщика — Ситникова. Сейчас Николай Васильевич на пенсии, занимается дачными делами в родной Мордовии. О работе вспоминает с теплотой и добрым чувством ностальгии.
Николай Ситников
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Сложности в работе бывают, наверное, у тех, кто свою работу не любит. Я же люблю свое дело за разнообразие, возможность общения. Это не в офисе сидеть весь день. Преимущество профессии крановщика в том, что каждый день ты видишь разные места, разные предприятия, разных людей. Очень помогает опыт.
Чем больше практики, тем увереннее и спокойнее даже на сложных объектах».
Участвует в демонтаже ворот Александровского сада для их реставрации
Потомственные крановщики
Каждый из крановщиков Спецавтобазы — гордость компании и профессионал своего дела. А кто-то даже потомственный профессионал. Такой, как Алексей Балабкин. Машинистом крана работал его отец, поэтому с профессией Алексей был знаком с раннего детства.
Алексей Балабкин
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Каждый хоть раз слышал вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь»? Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то врачом, кто-то учителем, а я всегда хотел водить огромные автокраны, как мой отец. Он иногда сажал меня в кабину, и меня всегда охватывало непередаваемое чувство от управления такой техникой. После школы я окончил специальные курсы, подтвердил квалификацию и устроился на работу».
Профессиональным крановщиком Алексей стал уже в 21 год. До сих пор помнит свой первый выезд на кране Урал на монтаж теплотрассы на Киевском вокзале. Маленькие окошки кабины, плохая видимость, загруженное движение на дорогах и отсутствие опыта не помешали молодому специалисту на отлично выполнить все работы. Сейчас Алексей опытный крановщик, который успешно работает на гораздо более сложных объектах.
Алексей принимает участие в съемке программы «Главная дорога» на НТВ
Алексей Балабкин
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Благодаря своей работе я столько интересного узнаю ежедневно. Поднимаю последние модели автомобилей для презентаций в Москва-Сити, монтирую выставки в Экспоцентре, устанавливаю новогодние конструкции на Красной площади, помогаю собирать Дубль-дома в Подмосковье. За 20 лет стажа ни разу не пожалел о выборе профессии».
Когда-то азам профессии его обучал отец, а теперь он делится знаниями с молодыми специалистам.
Алексей Балабкин
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Приезжая на очередной объект, важно помнить, что ты каждый раз становишься частью новой команды. И, конечно, как в любом коллективе, важно искать общий язык. Поэтому машинист автокрана — это сложная и ответственная работа не только в физическом плане, но и в эмоциональном. Без навыка общения никуда.
В конце концов мы все делаем одно дело — улучшаем жизнь миллионов людей: прокладываем теплотрассы, строим дома, освещаем города. Без взаимопонимания и слаженного труда все это осилить сложно».
Машинист автокрана — профессия, связанная с высоким риском производственных травм. Алексей уверен: если команда знает и соблюдает технику безопасности, проблем не будет.
Алексей Балабкин
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Есть очень четкие и строгие инструкции, которые говорят, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы быть на 100% уверенным, что делаешь все правильно, просто следуй инструкциям и соблюдай технику безопасности. Самодеятельность в нашей профессии не нужна».
По словам Алексея, самое приятное в работе крановщика — это видеть результат и осознавать, что твои действия позитивно меняют обстановку вокруг к лучшему.
Подача груза на верхний этаж. Первый этаж здания выступает вперед и крановщик не видит зону работ, команда работает по рации.
Алексей Балабкин
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Проложили теплотрассу в районе — у людей в домах стало тепло и уютно. Поработали на застройке выставки — посетители узнают для себя много нового и полезного. Например, мероприятия в Сколково — это всегда про инновации и развитие. Помимо того, что ты принимаешь участие в таких интересных проектах и видишь их результат, ты еще сам постоянно узнаешь что-то новое».
С коллегой согласен и еще один потомственный крановщик САБ1 Андрей Меженов. Похоже, что будущая профессия была предназначена ему судьбой, ведь даже в роддом отец приехал забирать сына на кране! А сколько раз в детстве Андрей проводил время в кабинете с отцом, изучая рычаги. Именно отец научил Андрея главным тонкостям, помог набраться опыта. Но об одной необычной особенности в работе на кране не рассказывал.
Андрей Меженов
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«В первый год, когда я начал работать самостоятельно, приехал на объект устанавливать водонапорную башню. Установка прошла успешно. Я выдохнул, посмотрел на небо. Было облачно, быстро проплывали тучи, и мне показалось, что кран на их фоне падает. Я выбежал из кабины, а кран на месте.
Поделился с отцом — тот смеется. Говорит, специально не рассказал о такой оптической иллюзии, чтобы я сам увидел. Этот случай я запомнил на всю жизнь».
Андрей признается, что работу свою любит настолько, что в отпуске начинает скучать по рычагам. Как и Алексей, особенно ценит профессию за возможность побывать на необычных объектах. Принимал участие в погрузке советского орбитального корабля Буран для транспортировки в Олимпийский парк Сочи, ракеты перемещал и даже дома. Убежден, что далеко не каждый подходит для этой работы.
Андрей Меженов
Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Основные качества хорошего крановщика — это терпение, добросовестное отношение и трезвый подход к работе. Огромную роль играет опыт. А чтобы его получить, нужно трудолюбие и целеустремленность».
Полезная информация!
Требования к квалификации машиниста крана определяет Профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения» от 01.03.2017 № 215н. Документ закрепляет перечень трудовых знаний и обязанностей. В частности, машинист крана должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения грузов; основы электротехники и слесарного дела.
Специфика профессии машиниста крана
Как заметил крановщик САБ1 Алексей Балабкин, профессия машиниста крана похожа на профессию учителя тем, что и там, и там нужно призвание. И это не высокопарные слова. Работа действительно сложная и требует много знаний. Не зря она относится к категории особо опасных и регламентируется Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Документ, в частности, определяет требования к машинистам крана. Для работы они должны:
иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;
знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации и технологического процесса транспортировки грузов;
знать порядок действий в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС;
пройти в установленном порядке аттестацию на знание указанных Федеральных норм и правил.
Такой серьезный перечень требований к крановщикам вполне обоснован. Работы с подъемом грузов весом в несколько тонн опасны и должны выполняться только обученными людьми с крепким здоровьем. Требования к последнему критерию также законодательно закреплены. Недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом. Особую роль играет психическое здоровье.
И, конечно, к этим требованиям прибавляем навык работы в команде. Крановщик сам по себе не может заниматься подъемом груза. В этом ему помогает такелажная команда, в первую очередь стропальщики. В этой статье мы писали о том, как профессиональный стропальщик влияет на безопасность такелажного проекта.
Каждый крановщик в штате Спецавтобазы — опытный специалист, отвечающий всем требованиям безопасности и профстандарта. Их профессионализм проверен сложнейшими такелажными проектами. Все они имеют среднее специальное профильное образование, актуальную аттестацию и допуск к работам. Но больше всего в САБ1 гордятся все-таки тем, что каждый машинист крана в компании — это прежде всего добрый и чуткий коллега и, конечно, хороший человек.
Источник: sab1.ru