Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
- прозрачность процедур разработки;
- возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
- достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.
Евразийский Строительный Конгресс 2022. ДЕЛОВАЯ СЕССИЯ: Техническое регулирование
С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.
Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:
- обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;
- финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;
- документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
- документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
- перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложенными к нему документами направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Кто и как разрабатывает стандарты в строительстве?
Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.
Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.
Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.
Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.
Правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о введении в действие данного регламента. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден первый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Источник: info.metrologu.ru
Кто разрабатывает тех регламент в строительстве
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 июля 2017 года N 2380
О Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов
В целях повышения эффективности работы по реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части применения единых правил при разработке проектов технических регламентов
1. Рекомендовать разработчикам проектов технических регламентов, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов технических регламентов, при разработке, подготовке к внесению проектов технических регламентов руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов согласно приложению к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.
Приложение
к приказу Минпромторга России
от 21 июля 2017 года N 2380
Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации главы 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон).
2. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти, организациями и иными лицами, являющимися разработчиками проектов технических регламентов (далее — ТР) и проектов о внесении изменений в ТР.
3. Целями настоящих Методических рекомендаций являются:
оказание помощи разработчикам проектов ТР, а также органам и организациям, принимающим участие в организации разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР;
обеспечение применения единых правил установления в ТР обязательных требований к продукции или и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и их изложения в проекте ТР и проекте о внесении изменений в ТР.
4. Настоящие Методические рекомендации разработаны в отношении проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии со статьями 9, 9.1, 10 Закона.
II. Разработка, принятие, изменение технических регламентов
5. Порядок разработки, принятия, изменения ТР устанавливается статьями 9, 9.1, 10 Закона.
6. Разработка проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР осуществляется в два этапа:
Научно-методическая деятельность представляет собой комплекс научных исследований и анализа информации, ориентированный на составление и обоснование (в том числе и финансово-экономическое) содержания ТР. Эта работа выполняется в два этапа. Результатом первого этапа является проект ТР и первичный пакет сопроводительных документов к нему. Результатом второго этапа является проект ТР, доработанный по результатам прошедших публичных обсуждений, и пакет сопроводительных документов, состав которого зависит от вида документа (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), которым принимается ТР. На втором этапе проекту ТР окончательно придается юридическая форма в соответствии с правилами юридической техники;
Организационный этап, когда разработчик выполняет все действия, предусмотренные порядком разработки, принятия, изменения ТР согласно статьям 9, 9.1 и 10 Закона.
Организационная деятельность заключается в выполнении всех процессов и процедур, установленных Законом и связанных с проведением публичных обсуждений проекта ТР и проекта о внесении изменений в ТР (опубликование уведомления о начале разработки ТР, доработка проекта ТР с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проведение публичного обсуждения проекта ТР, составление перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР, экспертиза проекта ТР в экспертной комиссии по техническому регулированию).
7. До вступления в силу ТР, принятого международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ТР может быть принят указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с положениями Закона.
для ТР, принимаемых в форме указа Президента Российской Федерации основанием для разработки является возникновение обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта;
для ТР, принимаемых в форме нормативного правового акта (приказа) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации — поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
8. Разработка проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР осуществляется на основе обоснования необходимости их принятия. Обоснование необходимости принятия проекта ТР осуществляется на основе анализа действующего законодательства о техническом регулировании и нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.
9. В качестве основы для разработки проектов ТР и проектов о внесении изменений в ТР применяются полностью или частично:
международные стандарты, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 Закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей;
национальные стандарты Российской Федерации.
III. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента
10. Необходимость разработки проекта ТР, проекта о внесении изменений в ТР основана на следующих факторах.
10.1. Необходимо, чтобы ТР имел собственный предмет регулирования. Незначительный объем предлагаемых новых правовых норм, а также значительное количество норм, дублирующих, дополняющих или изменяющих нормативные правовые акты, могут свидетельствовать об отсутствии у предлагаемого к разработке ТР собственного предмета регулирования и необходимости его разработки и принятия. Соответственно, в обосновании достаточно точно определяется круг ОТР, включаемых в данный ТР.
10.2. В обосновании содержатся положения, свидетельствующие о соответствии сферы применения ТР сфере технического регулирования.
10.3. Цели принятия ТР соответствуют целям, определенным статьей 6 Закона.
10.4. В обосновании также указывается каким образом новый ТР способствует повышению уровня развития экономики, развития материально-технической базы, а также уровня научно-технического развития.
10.5. В обосновании учитываются результаты проведенных исследований состояния и ситуации в отношении предполагаемого ОТР, включая анализ международного опыта, а также свидетельствовать о последствиях принятия данного ТР (социальных, экономических и иных), в том числе следует привести данные о том, какие виды деятельности будут затронуты данным ТР и как они повлияют на экономику страны.
10.6. В обосновании также указываются специальные требования к продукции, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в Законе.
10.7. Важным моментом в обосновании является указание требований проекта, отличающихся от положений международных документов в сфере технического регулирования, международных и региональных стандартов.
10.8. С учетом уровня принятия и действия ТР имеют место и некоторые дополнительные обоснования. Так, требуется обосновать, почему будет разработан ТР Российской Федерации, а не ТР Евразийского экономического союза, в каком соотношении с уже принятыми ТР находится предполагаемый проект ТР, отсутствие противоречий с действующими нормами.
10.9. Определяются в том числе цели и предмет правового регулирования, круг ОТР, круг лиц, на которых распространяется действие проекта ТР, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся, общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования содержит анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и иных исследований. Также показываются социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего ТР.
10.10. Обязательным условием обоснования является информация о соответствии проекта ТР положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Также указываются те требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта ТР.
IV. Определение объектов технического регулирования
11. ОТР являются:
продукция. Требования к параметрам продукции формулируются для всех стадий ее жизненного цикла;
связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данные процессы представляют собой технологические процессы, характеризующие жизненный цикл продукции.
Работы и услуги не являются ОТР и в силу статьи 1 Закона, к ним не устанавливаются требования безопасности ТР. Требования к процессам устанавливаются только в той мере, в которой они обеспечивают безопасность продукции.
12. Сфера действия ТР определяется ОТР, которые в нем перечислены. Вследствие этого работу над проектом следует начинать с определения вида и состава ОТР.
Закон не содержит ограничений по размеру и составу перечня ОТР, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в ТР.
Разработчик проекта ТР может установить в ТР требования к нескольким ОТР, в том числе, различающимися типами и функциональным назначением.
Вместе с тем при определении сферы действия ТР следует исходить из установления обязательных требований в одном ТР в отношении однородных ОТР, что упрощает как разработку, принятие, так и применение ТР.
В случае установления обязательных требований в ТР в отношении ОТР, различающихся типами и функциональным назначением, необходимо их дополнительное обоснование, как-то:
наличие взаимосвязанного функционального назначения;
наличие единого субъекта, выполняющего обязательные требования к ОТР;
использование ОТР в едином технологическом процессе.
13. Проект ТР содержит исчерпывающий перечень ОТР, подпадающих под его действие, и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения ТР.
14. В целях однозначной идентификации ОТР следует использовать следующие способы:
приведение перечня ОТР с указанием собственного наименования. Данный перечень может быть приведен как в общем разделе ТР, так и в приложении к нему, в случае его значительного объема;
указание критериев отнесения ОТР к сфере применения ТР;
указание идентификационных признаков (таких как потребительские свойства, величины измерений продукции, физические и химические параметры, назначение продукции, характеристика конструкции)
При использовании перечня свойств в качестве идентификационного признака необходимо, чтобы каждое свойство сопровождалось указанием соответствующих физических величин и методов их измерения.
15. Указанные способы идентификации ОТР могут комбинироваться между собой.
16. Не следует применять метод ссылки на общероссийские и иные классификаторы при определении ОТР, поскольку при внесении в них изменений придется вносить изменение и в ТР.
Такие классификационные системы могут быть учтены при формировании перечня ОТР.
V. Описание опасностей ОТР
17. Для оценки опасностей ОТР рекомендуется придерживаться определенных принципов их описания.
При описании опасностей в ТР могут учитываться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан: несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.
В целях реализации принципа соответствия технического регулирования уровню экономического развития и уровню научно-технического развития при описании опасностей следует провести сравнительный анализ:
перспективности выпуска продукции;
наличия надежных в метрологическом аспекте методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчета.
При описании опасностей необходимо формулировать минимальные и необходимые требования и по возможности избегать включения в описание готовых технических решений, поскольку таковые могут ограничивать инновационные процессы.
Источник: docs.cntd.ru
Порядок разработки и принятия технических регламентов
Технический регламент принимается федеральным законом. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать:
— информацию о том, в отношении какой продукции или процесса будут устанавливаться разрабатываемые требования;
— краткое изложение цели и обоснование необходимости разработки;
— информацию о способе ознакомления с проектом;
— фамилию, имя, отчество и почтовый адрес разработчика проекта.
Проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта.
Предусмотрен следующий порядок принятия технического регламента. Субъект права законодательной инициативы вносит в Госдуму проект федерального закона о техническом регламенте, который направляется Госдумой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство в течение шести месяцев направляет в Госдуму отзыв для принятия проекта закона в первом и последующих чтениях с учетом заключения экспертной комиссии.
Существует особый порядок разработки и принятия технических регламентов:
— в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент своим указом без его публичного обсуждения;
— технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации. В таком случае он издается постановлением Правительства РФ.
7.5 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов контроля являются федераль-ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение контроля. Государственный контроль осуществляется должност-ными лицами этих органов, причем, не любыми должностными лицами, а руководителями (или их заместитедями) государствен-ных организаций.
Объектами государственного контроля являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Предметом контроля – соблюдение требований технических регламентов на них. В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Органы государственного контроля вправе:
— требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
— выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
— принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции и приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
— приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
— привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
За нарушение требований технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Законе установлены четыре основания ответственности контролируемых субъектов:
— нарушение требований технических регламентов;
— неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля;
— причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
— возникновение угрозы причинения вреда.
Субъектами ответственности во всех случаях являются изготовитель, исполнитель, продавец. При нарушении требований к продукции наступает гражданско-правовая ответственность.
Причем, определяющим является не сам факт нарушения, а его последствия, в частности, причинение вреда жизни или здоровью человека или имущественного ущерба. Реализуется ответственность путем возмещения убытков и взыскания неустойки. За нарушение требований к продукции может наступать и уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) в случае производства и обращения продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Субъектами ответственности по всем процессам являются исполнители. Основными требованиями к процессам должны обеспечивать их безопасность для людей и окружающей среды, сохранность продукции и имущества. За нарушение требований технических регламентов к производственным процессам, к эксплуатации продукции (оборудования, объектов строительства) возможна административная и уголовная ответственность.
В случае причинения вреда в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда впредь. Возмещение вреда регулируется ГК и Законом РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель освобождается от ответственнос-ти, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение и т.п.) или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.
Глава 8. Стандартизация
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Деятельность по стандартизации весьма динамична, она распространяется на самые разные области деятельности и служит как для повышения их эффективности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами. Особенно важна роль стандартизации в экономической сфере жизни общества, она должна не только соответствовать изменениям, происходящим там, но и опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию производства, а не сдерживали его.
Деятельность по стандартизации проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Работа в области стандартизации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» и рядом национальных стандартов, например, ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской федерации. Основные положения».
Главным при определении правового статуса деятельности по стандартизации является добровольный характер применения национальных стандартов.
Источник: studopedia.ru
Порядок разработки и принятия технических регламентов
В Федеральном законе «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 приводится следующие определение понятия «технический регламент»:
технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
В первой части определения установлены способы принятия технических регламентов, а во второй характеризуется содержательный аспект этих документов.
Вопросам разработки и применения технических регламентов Российской Федерации посвящена вторая глава Закона «О техническом регулировании».
Содержание технических регламентов
В соответствии с определением технический регламент – это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
О том, что все требования к объектам технического регулирования делятся на обязательные для применения и исполнения и добровольные, мы уже говорили ранее.
Причем обязательные требования устанавливаются только к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. К другим объектам технического регулирования обязательные требования не устанавливаются.
В дальнейшем процессы, связанные с обязательными требованиями к продукции, будем для краткости обозначать как основные процессы жизненного цикла продукции.
Чтобы понять, какие же виды требований могут быть отнесены к обязательным, необходимо посмотреть на цели принятия технических регламентов.
Цели принятия технических регламентов связаны с:
· защитой жизни, здоровья граждан и имущества;
· охраной окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей;
· обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения;
Две первые цели можно объединить одним выражением: «обеспечение безопасности», так как в Законе «О техническом регулировании» введено понятие безопасность: безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Определение безопасности дано на основе методологии риска.
Риск – это сочетание вероятности события и его последствий. Риск может быть допустимым, если мала вероятность реализации опасного фактора и незначительна тяжесть последствий. Если же вероятность реализации опасного фактора велика, а последствия носят тяжелый или даже критический характер, то риск является недопустимым.
Итак, первый вид обязательных требований к продукции, которые устанавливаются в технических регламентах – это требования безопасности.
В Законе «О техническом регулировании» возможные требования по безопасности детализируются по видам:
· безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
· радиационную безопасность населения;
· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
· другие виды безопасности.
Второй вид обязательных требований – это требования по обеспечению энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Этот вид требований был отнесен к обязательным только в 2009 году путем введения дополнительного абзаца в Закон «О техническом регулировании».
И наконец, третий вид обязательных требований, включаемых в технические регламенты, – это требования, направленные на предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Реализуются они за счет требований к терминологии, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, то есть, фактически за счет требований к качеству информации о продукции для потребителей. Эта информация должна быть полной и достоверной.
Помимо требований к объектам технического регулирования технические регламенты должны содержать перечень, описание этих объектов и правила их идентификации. Это необходимо для того, чтобы можно было однозначно определить: распространяется ли действие данного технического регламента на конкретную продукция или нет.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.
Еще один важный раздел любого технического регламента касается вопросов оценки соответствия продукции требованиям, которые установлены в техническом регламенте.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта и в иной форме. Более подробно вопросы оценки соответствия будут рассматриваться в третьем разделе курса.
Еще два важных замечания, касающихся содержания технических регламентов.
Во-первых, согласно Закону «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. При избыточности обязательных требований продукция становится неконкурентоспособной. При этом не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер.
Во-вторых, технический регламент может содержать требования безопасности в вербальной форме, в виде словесного описания, а конкретные требования и методы оценки соответствия могут вводиться поддерживающими регламент национальными стандартами и сводами правил. Для этого до дня вступления в силу технического регламента утверждаются «Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований, испытаний и измерений», а также «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента».
Итак, мы выяснили, что должны содержать технические регламенты. Теперь о тех положениях, которые не должны включаться в технические регламенты.
Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению продукции, за исключением случаев, если из-за отсутствия таких положений не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.
Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
Содержащиеся в технических регламентах положения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо
· от способа, которым они приняты,
· места происхождения продукции,
· видов или особенностей сделок,
· физических или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, потребителями.
Порядок разработки и принятия технических регламентов
При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить:
· прозрачность процедур разработки;
· возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц;
· достижение согласия большинства заинтересованных сторон.
Основные этапы разработки технического регламента.
1. Создание технического регламента начинается с разработки проекта.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление. Уведомление публикуется в журнале «Вестник технического регулирования» и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
С момента опубликования уведомления о разработке проекта соответствующий проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента.
2. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
3. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта технического регламента.
В Законе «О техническом регулировании» не установлены требования о масштабах публичного обсуждения проекта технического регламента: должны ли они проводиться один раз, либо заинтересованные лица могут потребовать более широкого публичного обсуждения. Закон «О техническом регулировании» предусматривает лишь, что срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
4. Опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть размещено там же, где и первое уведомление, т.е. в печатной издании и в электронно-цифровой форме.
5. Проект федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов вносится в Государственную Думу.
6. Внесенный проект федерального закона направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации.
7. Правительство РФ готовит отзыв на проект федерального закона о техническом регламенте с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
8. Государственная Дума принимает технический регламент в форме федерального закона.
9. Другие способы принятия технического регламента.
При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Это время необходимо для того, чтобы все, кто будет применять новый технический регламент, успели подготовиться к исполнению обязательных требований.
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения
Но после вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, утрачивает силу
Принятие технического регламента международным договором Российской Федерации предусмотрено в целях интеграции нашей страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования.
Развитие интеграционных процессов привело к появлению технических регламентов Таможенного союза, действующих на территории всех стран, входящих в этот союз. Утверждаются такие документы Евразийской экономической комиссией. Их основная цель – обеспечить выход на рынок безопасной продукции. Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках союза.
Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории всего Союза. Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень; никаких дополнительных требований к продукции не должно применяться.
Источник: poisk-ru.ru