Техническое задание (ТЗ) — перечень требований, условий, целей, задач, поставленных заказчиком в письменном виде, документально оформленных и выданных исполнителю работ проектно-исследовательского характера. Такое задание обычно предшествует разработке проектов и призвано ориентировать разработчика на создание проекта, удовлетворяющего желаниям заказчика и соответствующего условиям использования, применения разрабатываемого проекта, а также ресурсным ограничениям.
Зачем нужно Техническое задание?
Многие Разработчики часто недооценивают важность технического задания, однако, ТЗ является важным, можно сказать, краеугольным документом при разработке информационных систем, сайтов, инженерных систем, да и всего чего угодно.
Сегодня, когда в моде Agile, может показаться, что ТЗ документ избыточный, но это до того момента, когда вы не столкнётесь с разработкой действительно серьёзных информационных систем, крупных программных продуктов или порталов. Объяснить на пальцах, чего бы хотелось Заказчику можно, если в системе 3-5 сущности-предмета, а если значительно больше, то обязательно что-нибудь забудется. Потом начнётся рисование на бумажке, записи на салфетках в кафе, сообщения в ватсап: «А вот неплохо было бы сделать, чтобы синие иконочки в правом углу и когда мышкой наводишь, они бы такие выезжали на центр и увеличивались!». Для того чтобы формализовать этот процесс и создаётся техническое задание, то есть документ о том, как всё должно быть.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ от А до Я
Техническое задание выполняет ряд важных функций:
- Раскладывает в голове у Заказчика и Разработчика, то как должна выглядеть система и что она должна делать.
- Защищает Разработчика от вдруг появившихся новых требований Заказчика, то есть Разработчик должен выполнить всё то, что написано в ТЗ. Если Заказчик хочет видеть в программе ещё одну какую-либо функцию, то за неё нужно платить отдельно и составлять на неё отдельно Техническое задание.
- Защищает Заказчика от лени и некомпетентности Разработчика, то есть программа должна выглядеть именно так, как написано в ТЗ. На основании Технического задания Заказчик может предъявить претензии к Разработчику.
В общем, при разработке системы обязательно составляйте Техническое задание! Именно оно вас убережёт от проблем.
Кто составляет ТЗ?
Техническое задание — это работа не одного человека, а группы лиц:
- Аналитиков со стороны Заказчика — они определяют необходимость системы, выдвигают в письменном виде требования к новой программе.
- Аналитиков со стороны Разработчика — они должны обследовать область, по которой будет разрабатываться программа, или компанию. Учесть все схемы, алгоритмы и нюансы работы, которую будет выполнять система.
- Технический писатель — сотрудник, который соберёт все данные аналитиков и запишет их согласно ГОСТу.
Чаще всего Техническое задание, выполненное по ГОСТу — это требование органов государственной власти или крупных государственных компаний.
Написание Технического задания работа долгая и сложная. ТЗ не один раз согласовывается у руководства заказчика и разработчика, а также не раз правится и переписывается. Чтобы написать хорошее ТЗ иногда уходит месяц и больше, но лучше потратить побольше времени на написание Технического задания, чем потом доказывать, что вы хотели не так и имели в виду совершенно другое. Ведь все ошибки в Техническом задании будут стоить денег и времени Разработчику /Заказчику.
По каким ГОСТам пишется ТЗ?
Конечно, Техническое задание можно составить в произвольном порядке и если заказчик не формалист, некрупная компания, придерживающаяся стандартов, и не относится к органам государственной власти, то этого будет достаточно.
В России Техническое задание пишется согласно двум ГОСТам:
Для создания модуля, программы, комплекса программ требуется Техническое задание по ГОСТу. Это очень важно, ведь именно там описаны все пункты, по которым впоследствии могут возникнуть споры.
Какой ГОСТ для Технического задания выбрать?
Если вы разрабатываете документацию на программу, которую создали под конкретное предприятие, то ваш ГОСТ 34. Если же пишете документы на массовую программу, то ваш ГОСТ 19.
Можно ли выбрать для тиражируемого программного продукта ГОСТ 34, а для системы под конкретную организацию ГОСТ 19? Да можно, если на этом настаивает по каким-либо причинам Заказчик. Во всех остальных случаях, лучше выбирать нужный ГОСТ, так как Пункты ГОСТов отличаются.
Чем отличаются ГОСТ 34 от ГОСТа 19 при написании ТЗ
Для удобства ниже представлена таблица пунктов ГОСТа 34 и ГОСТа 19 для написания Технического задания.
Ниже рассмотрим каждый ГОСТ и пункты ГОСТ по отдельности.
ГОСТ 19 для Технического задания
Техническое задание по ГОСТу 19 должно содержать следующие разделы:
- введение;
- основания для разработки;
- назначение разработки;
- требования к программе или программному изделию;
- требования к программной документации;
- технико-экономические показатели;
- стадии и этапы разработки;
- порядок контроля и приёмки.
В разделе 1 «Введение» указывают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.
В разделе 2 «Основания для разработки» должны быть указаны:
- документ (документы), на основании которых ведётся разработка;
- организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
- наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
В разделе 3 «Назначение разработки» должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.
Раздел 4 «Требования к программе или программному изделию» должен содержать следующие подразделы:
- требования к функциональным характеристикам;
- требования к надёжности;
- условия эксплуатации;
- требования к составу и параметрам технических средств;
- требования к информационной и программной совместимости;
- требования к маркировке и упаковке;
- требования к транспортированию и хранению;
- специальные требования.
В подразделе 4.1 «Требования к функциональным характеристикам» должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристикам и т. п.
В подразделе 4.2 «Требования к надёжности» должны быть указаны требования к обеспечению надёжного функционирования (обеспечения устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т.п.).
В подразделе 4.3 «Условия эксплуатации» должны быть указаны условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, относительная влажность и т.п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персонала.
В подразделе 4.4 «Требования к составу и параметрам технических средств» указывают необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик.
В подразделе «Требования к информационной и программной совместимости» должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой.
При необходимости должна обеспечиваться защита информации и программ.
В подразделе «Требования к маркировке и упаковке» в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.
В подразделе «Требования к транспортированию и хранению» должны быть указаны для программного изделия условия транспортирования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.
В разделе 5 «Требования к программной документации» должен быть указан предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.
В разделе 6 «Технико-экономические показатели» должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполагаемая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.
В разделе 8 «Порядок контроля и приёмки» должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приёмке работы.
В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:
- перечень научно-исследовательских и других работ, обосновывающих разработку;
- схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчёты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке;
- другие источники разработки.
ГОСТ 34 для Технического задания
Техническое задание по ГОСТу 34 содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:
В ТЗ могут включаться приложения.
В зависимости от вида, назначения, специфических особенностей объекта автоматизации и условий функционирования системы допускается оформлять разделы Технического задания в виде приложений, вводить дополнительные, исключать или объединять подразделы ТЗ.
В разделе 1 «Общие сведения» указывают:
- полное наименование системы и её условное обозначение;
- шифр темы или шифр (номер) договора;
- наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
- перечень документов, на основании которых создаётся система, кем и когда утверждены эти документы;
- плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;
- сведения об источниках и порядке финансирования работ;
- порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (её частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
Раздел 2 «Назначение и цели создания (развития) системы» состоит из подразделов:
- назначение системы;
- цели создания системы.
В подразделе 2.1 «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается её использовать.
Для автоматизированной системы управления (АСУ) дополнительно указывают перечень автоматизируемых органов (пунктов) управления и управляемых объектов.
В подразделе 2.2 «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания автоматизированной системы (АС), и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.
В разделе 3 «Характеристики объекта автоматизации» приводят:
- краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
- сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
Раздел 4 «Требования к системе» состоит из следующих подразделов:
- требования к системе в целом;
- требования к функциям (задачам), выполняемым системой;
- требования к видам обеспечения.
Состав требований к системе, включаемых в данный раздел ТЗ на АС, устанавливают в зависимости от вида, назначения, специфических особенностей и условий функционирования конкретной системы. В каждом подразделе приводят ссылки на действующие нормативно-технические документы (НТД), определяющие требования к системам соответствующего вида.
В подразделе 4.1 «Требования к системе в целом» указывают:
- требования к структуре и функционированию системы;
- требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
- показатели назначения;
- требования к надёжности;
- требования безопасности;
- требования к эргономике и технической эстетике;
- требования к транспортабельности для подвижных АС;
- требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
- требования к защите информации от несанкционированного доступа;
- требования по сохранности информации при авариях;
- требования к защите от влияния внешних воздействий;
- требования к патентной чистоте;
- требования по стандартизации и унификации;
- дополнительные требования.
В требованиях к структуре и функционированию системы приводят (пункт ТЗ 4.1.1):
- перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
- требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
- требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к её совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т. п.);
- требования к режимам функционирования системы;
- требования по диагностированию системы;
- перспективы развития, модернизации системы.
В требованиях к численности и квалификации персонала на АС приводят (пункт ТЗ 4.1.2):
- требования к численности персонала (пользователей) АС;
- требования к квалификации персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;
- требуемый режим работы персонала АС.
В требованиях к показателям назначения АС приводят значения параметров, характеризующие степень соответствия системы её назначению (пункт ТЗ 4.1.3).
Для АСУ указывают:
- степень приспособляемости системы к изменению процессов и методов управления, к отклонениям параметров объекта управления;
- допустимые пределы модернизации и развития системы;
- вероятностно-временные характеристики, при которых сохраняется целевое назначение системы.
В требования к надёжности включают (пункт ТЗ 4.1.4):
- состав и количественные значения показателей надёжности для системы в целом или её подсистем;
- перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надёжности, и значения соответствующих показателей;
- требования к надёжности технических средств и программного обеспечения;
- требования к методам оценки и контроля показателей надёжности на разных стадиях создания системы в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
В требования по безопасности (пункт ТЗ 4.1.5) включают требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств системы (защита от воздействий электрического тока, электромагнитных полей, акустических шумов и т. п.), по допустимым уровням освещённости, вибрационных и шумовых нагрузок.
В требования по эргономике и технической эстетике (пункт ТЗ 4.1.4) включают показатели АС, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы персонала.
Для подвижных АС в требования к транспортабельности (пункт ТЗ 4.1.7) включают конструктивные требования, обеспечивающие транспортабельность технических средств системы, а также требования к транспортным средствам.
В требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению включают (пункт ТЗ 4.1.8):
- условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств (ТС) системы с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания ТС системы или допустимость работы без обслуживания;
- предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и ТС системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т. п.;
- требования по количеству, квалификации обслуживающего персонала и режимам его работы;
- требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;
- требования к регламенту обслуживания.
В требования к защите информации от несанкционированного доступа (пункт ТЗ 4.1.9) включают требования, установленные в НТД, действующей в отрасли (ведомстве) заказчика.
В требованиях по сохранности информации (пункт ТЗ 4.1.10) приводят перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе – потеря питания) и т. п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в системе.
В требованиях к средствам защиты от внешних воздействий приводят (пункт ТЗ 4.1.11):
- требования к радиоэлектронной защите средств АС;
- требования по стойкости, устойчивости и прочности к внешним воздействиям (среде применения).
В требованиях по патентной чистоте (пункт ТЗ 4.1.12) указывают перечень стран, в отношении которых должна быть обеспечена патентная чистота системы и её частей.
В требования к стандартизации и унификации включают (пункт ТЗ 4.1.13): показатели, устанавливающие требуемую степень использования стандартных, унифицированных методов реализации функций (задач) системы, поставляемых программных средств, типовых математических методов и моделей, типовых проектных решений, унифицированных форм управленческих документов, установленных ГОСТ 6.10.1, общесоюзных классификаторов технико-экономической информации и классификаторов других категорий в соответствии с областью их применения, требования к использованию типовых автоматизированных рабочих мест, компонентов и комплексов.
В дополнительные требования включают (пункт ТЗ 4.1.14):
- требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала (тренажерами, другими устройствами аналогичного назначения) и документацией на них;
- требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;
- требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации;
- специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика системы.
В подразделе 4.2 «Требование к функциям (задачам)», выполняемым системой, приводят:
- по каждой подсистеме перечень функций, задач или их комплексов (в том числе обеспечивающих взаимодействие частей системы), подлежащих автоматизации;
- при создании системы в две или более очереди – перечень функциональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в 1-й и последующих очередях;
- временной регламент реализации каждой функции, задачи (или комплекса задач);
- требования к качеству реализации каждой функции (задачи или комплекса задач), к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов;
- перечень и критерии отказов для каждой функции, по которой задаются требования по надёжности.
В подразделе 4.3 «Требования к видам обеспечения» в зависимости от вида системы приводят требования к математическому, информационному, лингвистическому, программному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другие видам обеспечения системы.
Для математического обеспечения (пункт ТЗ 4.3.1) системы приводят требования к составу, области применения (ограничения) и способам, использования в системе математических методов и моделей, типовых алгоритмов и алгоритмов, подлежащих разработке.
Для информационного обеспечения системы приводят требования (пункт ТЗ 4.3.2):
- к составу, структуре и способам организации данных в системе;
- к информационному обмену между компонентами системы;
- к информационной совместимости со смежными системами;
- по использованию общесоюзных и зарегистрированных республиканских, отраслевых классификаторов, унифицированных документов и классификаторов, действующих на данном предприятии;
- по применению систем управления базами данных;
- к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в системе и представлению данных;
- к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;
- к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных;
- к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами АС (в соответствии с ГОСТ 6.10.4).
Для лингвистического обеспечения (пункт ТЗ 4.3.3) системы приводят требования к применению в системе языков программирования высокого уровня, языков взаимодействия пользователей и технических средств системы, а также требования к кодированию и декодированию данных, к языкам ввода-вывода данных, языкам манипулирования данными, средствам описания предметной области (объекта автоматизации), к способам организации диалога.
Для программного обеспечения (пункт ТЗ 4.3.4) системы приводят перечень покупных программных средств, а также требования:
- к независимости программных средств от используемых СВТ и операционной среды;
- к качеству программных средств, а также к способам его обеспечения и контроля;
- по необходимости согласования вновь разрабатываемых программных средств с фондом алгоритмов и программ.
Для технического обеспечения (пункт ТЗ 4.3.5) системы приводят требования:
- к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе;
- к функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам средств технического обеспечения системы.
В требованиях к метрологическому обеспечению (пункт ТЗ 4.3.6) приводят:
- предварительный перечень измерительных каналов;
- требования к точности измерений параметров и (или) к метрологическим характеристикам измерительных каналов;
- требования к метрологической совместимости технических средств системы;
- перечень управляющих и вычислительных каналов системы, для которых необходимо оценивать точностные характеристики;
- требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств, встроенного контроля, метрологической пригодности измерительных каналов и средств измерений, используемых при наладке и испытаниях системы;
- вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка её выполнения и организаций, проводящих аттестацию.
Для организационного обеспечения приводят требования (пункт ТЗ 4.3.7):
- к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;
- к организации функционирования системы и порядку взаимодействия персонала АС и персонала объекта автоматизации;
- к защите от ошибочных действий персонала системы.
Для методического обеспечения САПР (пункт ТЗ 4.3.8) приводят требования к составу нормативно-технической документации системы (перечень применяемых при её функционировании стандартов, нормативов, методик и т. п.).
В данном разделе также приводят:
- перечень документов, по ГОСТу 34, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
- вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объём проверяемой документации, организация-эксперт);
- программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надёжности разрабатываемой системы (при необходимости);
- перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).
В разделе 6 «Порядок контроля и приёмки системы» указывают:
- виды, состав, объём и методы испытаний системы и её составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
- общие требования к приёмке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приёмочной документации;
- статус приёмочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
В разделе 7 «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» необходимо привести перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие.
В перечень основных мероприятий включают:
- приведение поступающей в систему информации (в соответствии с требованиями к информационному и лингвистическому обеспечению) к виду, пригодному для обработки с помощью ЭВМ;
- изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
- создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ;
- создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб;
- сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.
Например, для АСУ приводят:
- изменения применяемых методов управления;
- создание условий для работы компонентов АСУ, при которых гарантируется соответствие системы требованиям, содержащимся в ТЗ.
В разделе 8 «Требования к документированию» приводят:
- согласованный разработчиком и Заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, соответствующих требованиям ГОСТа 34 и НТД отрасли заказчика;
- перечень документов, выпускаемых на машинных носителях;
- требования к микрофильмированию документации;
- требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД;
- при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.
В разделе 9 «Источники разработки» должны быть перечислены документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчёты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.
В состав ТЗ на АС при наличии утверждённых методик включают приложения, содержащие:
- расчёт ожидаемой эффективности системы;
- оценку научно-технического уровня системы.
Приложения включают в состав ТЗ на АС по согласованию между разработчиком и заказчиком системы.
Заключение
Написать Техническое задание — это большой труд! Главное понять, что нужно написать в ТЗ и какой для этого ГОСТ использовать. Техническое задание по ГОСТу — это не трудный, не нужный, не понятный документ, а последовательная система правил, которая позволяет рассмотреть все возможные вопросы, связанные с разработкой нового ТЗ. Не бойтесь использовать ГОСТ. ГОСТ — это не страшно, а легко и очень даже полезно!
Техническое задание — очень важный и нужный документ, который позволяет понять, как должна выглядеть новая программа, а также позволяет избежать недопонимания и разногласий. Не стоит рассчитывать на полное взаимопонимание между Заказчиком и Разработчиком. Если ТЗ написано неточно, то увеличится время на разработку новой программы, что приведёт к расходам денег и нервов. Следовательно, ТЗ несёт в себе экономию времени, денег, нервов и сил, а также Заказчик будет уверен, что получит именно ту программу, которую он просил сделать.
Надеюсь, с помощью этой статьи написать Техническое задание вам будет немножко легче!
Источник: kodeksdoc.ru
Кто составляет техническое задание по 44 фз
Кто должен подписывать техническое задание по 44 фз
Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.
Техническое задание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ.
Запрещено в описании ОЗ указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками.
Формулировку требований к объекту закупки заказчик составляет на основе правил описания объекта закупки (ст. 33). Выделим некоторые обязательные условия:
- объективный характер, указание на эквивалент;
- обоснованность регламентами или иными нормативными документами;
- наличие спецификаций, планов, чертежей, эскизов, изображений (при необходимости);
- новое состояние товара (если нет иной потребности у заказчика);
- требования в отношении гарантийного срока, предоставлении гарантии.
Составлять образец формы технического задания по 44 ФЗ работнику контрактной службы или контрактному управляющему рекомендуем совместно с юридической службой и специалистами, которые знают специфику в конкретной области закупки.
Правила составления технического задания по требованиям 44-фз
- Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.
- Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.
- В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.
- Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.
- В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире.
Составляем техническое задание правильно
В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ) (см.
Как правильно составить техническое задание по 44-фз
N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кто разрабатывает техническое задание по 44 фз
Требования технического задания к информации об объекте закупки — Наименование и обоснование объекта закупки — Описание объекта закупки — Описание объема закупаемых товара, работ или услуг — Описание периодичности и сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг — Описание порядка поставки товара, выполнения работ, оказания услуг — Описание требований к результатам закупки — Требования технического задания к информации о требованиях к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) — Требования технического задания к информации об условиях исполнения контракта — Требования технического задания к информации о приложениях — Документация о закупке (техническое задание) содержит только ссылки на нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы), при этом конкретные технические характеристики и показатели качества товаров, работ, услуг не указаны.
Статья 33. правила описания объекта закупки
Предоставить полную информацию о заказчике:
- наименование (официальное название организации с указанием организационно-правовой формы);
- адрес (организации или подразделения, которое отвечает за госзакупку);
- режим рабочего дня в соответствии с внутренним трудовым распорядком.
3. Предусмотреть в информации о закупке сведения:
- совместная закупка или нет, а если да — права и обязанности каждого заказчика (ПП от 28.11.2013 № 1088);
- централизованная закупка, сведения об уполномоченном органе (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
- привлечение экспертов, порядок их работы.
4. Перечислить сведения о госзакупке:
- способ определения поставщика (ч.
Как правильно составить техническое задание по 44-ФЗ
Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий).
Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя.
Если в закупочной документации отсутствует техническое задание, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.
Основные требования к техническому заданию
Требования к техническому заданию по 44-ФЗ, формальный вид и содержательная часть документа не регламентируются действующим законодательством. Однако ст.
33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст.
33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов.
Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания объекта закупки:
- Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.
- Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.
- В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.
- Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.
- В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.
Техзадание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ.
Запрещено в описании объекта закупки указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками.
Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты.
При отсутствии ГОСТов и регламентов на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016).
В том случае, если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта.
Далее представим образец формы технического задания по 44-ФЗ.
Как составить техническое задание
Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать:
- отраслевые нормативы;
- технико-технологические условия;
- госстандарты;
- методические разработки министерств и ведомств.
Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий.
Так как техническое задание (образец) по ФЗ-44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам.
Техническое задание — это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры:
- Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору.
- Сведения о заказе. В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования.
- Описание ОЗ.
- Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа.
- Сроки поставки ТРУ.
- Гарантийный срок.
- Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости).
При разработке условно можно выделить три этапа.
На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа.
Второй этап — основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ.
На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.
Рекомендации по составлению технического задания
Содержательная часть ТЗ напрямую зависит от объекта закупки и от конкретных потребностей организации-заказчика.
После изучения технического задания каждый участник торгов должен четко понимать значения показателей, необходимых заказчику. Такие данные он и должен отражать с своей заявке.
Предлагаем специалистам организаций-заказчиков свод базовых рекомендаций, которым можно следовать для подготовки корректного ТЗ.
- Техзадание должно быть тесно взаимосвязано с инструкцией по заполнению заявки.
- Все термины, которые включены в техническое задание, должны быть упорядочены, а инструкция по составлению заявок должна легко читаться и адекватно восприниматься потенциальным поставщиком. При этом судебная практика расценивает заявки, затрудняющие восприятие и не содержащие соответствие объекта закупки и инструкции по формированию заявок, как ограничивающие конкуренцию.
- Специалисту надлежит указывать, когда значение диапазонного показателя не должно изменяться. Диапазонные показатели должны быть максимально приближены к реальности. Заказчик может определить диапазонный показатель как набор из минимального и максимального значений, а участник заказа выбирает конкретное значение в указанных рамках. Либо же заказчик должен определить, что значение диапазонного показателя не может изменяться, а потенциальный поставщик указывает в заявке диапазон в неизменном виде. Ошибки при установлении диапазонных показателей сводятся к неправильному или недостаточно четкому выбору между указанными альтернативами. При этом вариант «по умолчанию» — это первый вариант, когда участнику закупки нужно указать в заявке конкретное значение показателя.
- Все альтернативные значения показателей должны быть реальными.
- По общему правилу не стоит устанавливать требование о соответствии техническим условиям, это также признается судами ограничением конкуренции.
- Если заказчик устанавливает требования к цветовым характеристикам товара, то они должны быть обоснованными и целесообразными.
- Запрещается устанавливать требования к участнику заказа и его ресурсам (ч. 3 ст. 33).
- Запрещается закупать ТРУ, которые не соблюдают законодательные требования к энергоэффективности. Это грозит заказчику штрафными санкциями. Если в заказе присутствует необходимость изображения или эскиза, то лучше его предоставить в составе ТЗ.
Главное, что должен помнить заказчик, — все показатели ТЗ должны позволить потенциальным поставщикам, участвующим в торгах, определить реальные потребности организации в определенных товарах, работах, услугах.
Составление технического задания по 44-ФЗ: особенности и правила
Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.
Что такое техническое задание и где оно используется
Техническое задание — это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание — это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.
Термин «техническое задание» — не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».
Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству — 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.
Техническое задание используется:
- в правилах нормирования. Через эти правила государственный заказчик закупает определенные товары, работы, услуги (есть определенные перечни, которым должны соответствовать закупаемые товары).
- в плане-графике. Государственный заказчик описывает, что будет закупать и минимальные требования.
- в документах при формировании начальной (максимальной) цены контракта и документации о закупке.
- в заявке участника. Участник формирует заявку на основе технического задания, он описывает объект закупки (товар, работу или услугу), который он будет поставлять, если окажется победителем тендера.
- как раздел контракта или приложение к контракту. Заключая контракт, обе стороны подписываются под тем, что победитель подставит товар, соответствующий техническому заданию, а заказчик, в случае если все соответствует техническому заданию, этот товар примет.
В соответствии с ч. 2 ст.
33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения.
А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.
Особенности подготовки технического задания
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:
- товарных знаков,
- знаков обслуживания,
- фирменных наименований,
- патентов,
- полезных моделей,
- промышленных образцов,
- наименования места происхождения товара или производитель.
Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию.
Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков — в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство.
Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы — например, цемент, клей, кирпич определенных марок.
Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».
Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:
- В случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Например, у заказчика есть сеть, которая работает только с конкретным оборудованием, и другое оборудование нельзя интегрировать в эту сеть, так как оно просто не будет работать.
- В случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Важно обратить внимание на то, что в документации к этому товару и оборудованию должно быть четко написано, что используются запасные части только этого производителя.
В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.
Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.
Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).
Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.
Поставляемый товар должен быть новым.
То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства.
Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.
При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:
- к производителю товара (нельзя написать, например, что завод, производящий товар, должен работать на рынке 20 лет и располагать определенными мощностями);
- к участнику закупки (в том числе требования к квалификации, наличию опыта работы);к деловой репутации;
- к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.
Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.
Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.
Антимонопольное законодательство
В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для каких-либо участников;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
По материалам журнала Контур
Кто готовит техническое задание
Этим вопросом часто задаются представители заказчика, когда возникает необходимость автоматизировать какой-либо бизнес-процесс. Почему-то сегодня со стороны большинства заказчиков нет полного понимания того, насколько это важный этап, а не простая бюрократическая волокита.
И насколько скрупулезно обе стороны подойдут к этому этапу работ, настолько будет более точным, правильным, ожидаемым и быстрым результат проекта. Что ж попробуем разобраться. Давайте для начала все-таки определимся, что же такое техническое задание?Техническое задание (ТЗ) — исходный документ на проектирование технического объекта (изделия).
ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования.
Можно сказать, что ТЗ — документ, в котором описывается, ЧТО нужно заказчику, в отличие от последующей проектной документации, в которой акцент переносится на ответ на вопрос, КАК этого достичь. (Материал из Википедии).Данное определение, на мой взгляд, полностью раскрывает суть термина.
Итак, основное назначение ТЗ полностью раскрыть и описать все требования, предъявляемые к желаемому результату заказчиком. От того, как сформулированы эти требования, зависит успех или неуспех проекта. И на данном этапе заинтересованность в успехе должны проявлять максимально обе стороны.
Заказчик – чтобы потратить меньше средств на переделку неудачного проекта, исполнитель – чтобы меньшими усилиями успешно завершить проект и получить прибыль. И как раз на этом этапе возникает резонный вопрос: кто должен писать данный документ? С одной стороны, казалось бы, это должен делать заказчик, т.к. он и только он полностью знает, что же он хочет видеть в результате.
Но сможет ли данная сторона, не обладая техническими знаниями в области разработки программного обеспечения, корректно изложить все свои требования? Провести их анализ на предмет того, что каждое требование должно быть понятным, конкретным, тестируемым, как того требуют правила составления ТЗ. «Хочу кнопку красного цвета, дающую точные данные по продажам за месяц!».
Наверное, ничего вразумительного на основе данного ТЗ исполнитель не реализует.Тогда ТЗ должен писать сам исполнитель? Тоже не идеальный вариант. Исполнитель, получив от заказчика изложение задачи, может интерпретировать её немного в ином русле, как понимает задачу сам.
И сухой технический язык, на котором будут изложены все понятые исполнителем требования, не даст ответа заказчику – то ли он имел в виду, описывая желаемый результат.
Особенно комично выглядит ситуация, когда на стол руководителя заказчика попадает документ, изобилующий технической терминологией, специфическими словами, зачастую на английском языке, который он должен подписать и, соответственно, подтвердить, что всё написанное это то, что они и просили!Поэтому наиболее оптимальный вариант – это работа в тандеме.
Именно при полном погружении исполнителя в предметную область заказчика, разговор на одном языке при построении списка требований, когда сходятся воедино язык потребителя-неспециалиста и язык разработчика, рождается документ, на основании которого будет создан продукт, максимально приближенный к исходной поставленной цели. Такой синтез даст обеим сторонам полное понимание описываемого процесса. Не будет сомнений в том, что какая-то часть технического документа осталась «белым пятном» и во что эта часть превратится в результате. Да, написание ТЗ сложная задача, но лучше временные инвестиции вложить в данный этап, нежели найти брешь и выяснить, что нужно переделывать фундамент, когда пришло время положить крышу.И главное, перед тем, как создавать документ, заказчику нужно понять, что именно он хочет видеть в результате, а исполнителю – отказаться от реализации невыполнимых требований.
Успешных вам проектов!
>Как составить техническое задание в 2019 году
В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки
Описание объекта закупки является составной частью техзадания. При этом в Законе о контрактной системе правила описания объекта урегулированы, но требования к техническому заданию по 44 ФЗ не уточняются и вообще о таком документе ничего не говорится.
Напомним, что с 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:
- Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
- Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».
Делать это будет не обязательно:
- если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
- если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.
ВАЖНО! Составлять образец формы технического задания по 44 ФЗ работнику контрактной службы или контрактному управляющему рекомендуем совместно с юридической службой и специалистами, которые знают специфику в конкретной области закупки.
Правила составления ТЗ основаны на комплексе норм государственных и международных стандартов (ГОСТ). При их использовании в какой-либо сфере необходимо соотнести ТЗ со спецификой конкретной области деятельности.
В соответствии с 44-ФЗ, образец технического задания по ГОСТу в обязательном порядке заказчику создавать не нужно.
Но практика показывает, что на каждом из этапов закупки (при составлении сопровождающей документации, проекта контракта, приемки и контроля исполнения контракта) заказчик соприкасается с элементами техзадания.
Поэтому полезно такой образец иметь и понимать принципы разработки технического задания.
Правила составления ТЗ по 44 ФЗ
Самый простой и быстрый способ сформировать техническое задание — образец по ФЗ 44 разработать на основе официального издания Единой системы документации национальных стандартов.
Основное назначение технического задания — четко определить и зафиксировать требования к объекту закупки. При этом закон устанавливает, что наименование закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23). Каталог утвержден Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145.
При наличии описания закупаемой продукции в КТРУ заказчик обязан:
- описывать объект закупки так, как это предусмотрено КТРУ;
- включить в описание письменное обоснование (если описание отличается от того, которое предусмотрено в КТРУ).
Кто составляет техническое задание по 44 фз
Привести желаемые результаты (какую проблему хочет решить заказчик) и цели госзакупки (ст. 13 44-ФЗ). 10. Указать источник финансирования. 11.
Установить для участников требование соблюдать определенную нормативно-правовую базу, в том числе относящуюся к предмету контракта, условиям исполнения, срокам, гарантийным обязательствам. 12. Определить условия нормирования госзакупки (ч. 1 ст. 19).
13.
Указать наименование и обоснование объекта госзакупки. 14. Максимально точно и детально описать объект госзакупки (ст. 33). 15. Определить экологические особенности закупаемого объекта. 16.
Уточнить объем закупаемых товаров, а также периодичность и срок поставки. 17.
Определить гарантийный срок и объем предоставляемых гарантий. 18. Установить требования к упаковке, маркировке, какие условные и специальные обозначения должны быть на ней. 19.
Техническое задание для обеспечения государственных или муниципальных нужд
Название структурной части Описание 1 Информация о заказчике Характеристика должна включать исчерпывающие сведения об учреждении или органе:
- организационная форма;
- наименование;
- место расположения.
График работы заказчика необходим при включении в контракт условий об исполнении на его территории.В разделе следует прописывать сведения о типе тендера (совместный, централизованный, индивидуальный), а также данные об участии независимого эксперта.
2 Информация о закупке Эта часть задания должна содержать сведения о базовых условиях сотрудничества. Рассмотреть необходимо вопросы об источнике финансирования, способе определения исполнителя заказа.
Указанию подлежит и полное название объекта.
Здесь же прописывают точные определения используемых терминов, аббревиатур.
Кто должен составлять техническое задание по 44 фз
Обязать предоставлять подтверждение нового товара или потребности в товаре иного состояния. 20. Определить расходы на эксплуатацию. 21. Определиться, нужны ли монтаж и наладка.
22. Важно Установить порядок поставки и приемки. 23. Указать на необходимость провести испытания, обучение лиц, которые будут использовать закупаемый товар.
Техническое задание, образец по ФЗ 44 Помните, что универсального ТЗ не бывает, каждое разрабатывается индивидуально.
Только так можно учесть все потредности и особенности заказчика. В качестве ориентира вы можете использовать этот пример технического задания по 44 ФЗ, образец.
Также вам могут помочь наши материалы о техзадании на проектирование и обслуживание пожарной сигнализации или системы видеонаблюдения.
Оформление технического задания в сфере закупок
Запрещено прописывать товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и тому подобную информацию. Если включение таких сведений крайне необходимо, то они должны сопровождаться пометкой «или эквивалент».
Только так удастся обеспечить здоровую конкуренцию.
- При составлении описания разрешено пользоваться только терминологией, предусмотренной техническими регламентами, действующими в соответствии с законодательством РФ.
- В описание закупаемого объекта разрешено включать чертежи, фотографии, эскизы, результаты тестовых испытаний и подобную информацию.
- Если в техническом задании предусматривается предоставление поставщиком образца закупаемого товара, то в документации должны присутствовать время и место осмотра образца.
- При закупке лекарственных препаратов заказчик должен указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире.
Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п.
2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты.
Кто составляет техническое задание по 44 ap
Внимание Что указать в техническом задании ТЗ необходимо основывать на положениях 44-ФЗ, также обязательно соблюдать нормы гражданского, бюджетного и антимонопольного законодательства и отраслевых нормативных актов. В качестве рекомендации, как составить техническое задание по 44 ФЗ, можно предложить разбить документ на основные разделы:
- общая информация;
- информация о закупаемом объекте;
- требования к поставщикам;
- условия исполнения контракта;
- приложения (допускается по усмотрению заказчика).
Этапы составления технического задания 1.
Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ
Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе устанавливает единые требования к описанию объекта закупок, которым заказчик обязан следовать при составлении документации о закупке, независимо от способа их осуществления (ст. 33 44-ФЗ). Рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.
В техзадании заказчик описывает требования к закупаемым товарам, работам, услугам и чаще всего оно является приложением к договору, либо документом, в котором заказчик описывает объект закупки.
От того, насколько подробно будут описаны ожидания заказчика, зависит успех всего мероприятия. Другими словами, техническое задание — это инструкция для работников, которая позволяет сопоставить конечный результат с запланированным.
При описании в документации о закупке заказчик должен руководствоваться следующими правилами, установленным 44-ФЗ:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- в описании объекта закупки, при необходимости, указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки;
- техническое задание должно быть нейтральным, то есть не ограничивать количество потенциальных участников путем установления чрезмерных требований к товарам, работам, услугам.
Техническое задание должно учитывать пожелания конечного потребителя и не вести к приобретению товаров роскоши.
Тендерный эксперт Олег Бируля расскажет, на что обратить внимание заказчику при составлении технического задания. Смотрите отрывок из вебинара «Правила составления технических заданий в рамках закона 44-ФЗ и требования к их содержанию».
Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Что запрещено включать в объект закупки
В описание объекта закупки не должны включаться: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т д.
Также заказчику запрещено устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33).
Указание ГОСТов и техрегламентов
Технические регламенты лучше указывать, но если не указаны, все равно применяются. ГОСТы в ТЗ можно указывать. Даже если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ — он становится обязательным для сторон договора.
Заказчик может несколько изменить условия по сравнению с техническим регламентом, ГОСТом или СанПиНом, но только в сторону улучшения характеристик.
Пример
1. В соответствии с СанПин 2.4.1.1249-03 площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения должна составлять не менее 50%, заказчик может предусмотреть озеленение не менее 60% территории.
Если заказчик ссылается на ГОСТ, который содержит в себе диапазонные значения, то лучше эти значения отдельно расписать, чтобы уже участник в своей заявке нам показал конкретное значение из этого диапазона ГОСТа.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.
Заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования.
В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов товар, для которого существует функционирующий рынок заказчик может сформировать описание на основании данных производителей, качественных показателей, которые необходимы заказчику, данных поставщиков о характеристиках товара по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки (Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745).
В случае если ГОСТы являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера)».
Характеристики ТРУ
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (п. 1 ч. 1 ст. 33).
При описании характеристик товара заказчик указывает минимальные и (или максимальные) значения показателей.
При этом участники в своих заявках должны указывать конкретное значение, присущее тому или иному товару.
В заявках участников не допускается двусмысленное толкование значений, слова «или эквивалент», «от и до», «не более», «не менее», за исключением тех случаев, которые предусмотрены Государственными стандартами.
Как через техническое задание заказчик может ограничить конкуренцию?
- Включение разнородной продукции,
- Установление нереальных сроков поставок, выполнения работ, оказания услуг,
- Установление требований к продукции, характерных только для одного товарного знака.
Все эти приемы могут быть признаны незаконными и стать основанием для возбуждения дела об административном производстве.
Что запрещено включать в один лот?
Запрещено включать в один лот товары, работы и услуги, функционально и технологически не связанные между собой. Например, заказчику необходимо произвести ремонт в помещении.
В документации заказчик прописывает перечень работ и перечень материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ.
Такое объединение в один лот правомерно, так как поставка материалов для работ не является предметом контракта.
Например, заказчик объявил запрос котировок на поставку воды булированной для кулеров и в техническое задание включил требование об оказании сопутствующих услуг — обслуживание, чистку и замену фильтров кулеров, находящихся в пользовании заказчика на праве законного владения. Такое объединение поставки товара и оказание услуг в один лот неправомерно, и при рассмотрении жалобы контрольные органы выдадут предписание разукрупнить лот — разбить на два лота.
Рекомендации к составлению ТЗ
- При составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер. То есть четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений. Кроме того, для уточнения отдельных моментов поставщик может подать запрос на разъяснение.
Нельзя «подгонять» описание только под один конкретный товар одного производителя. Это является ограничением конкуренции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).
Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Источник: tvoj-urist.ru