Кто спонсировал строительство храма христа спасителя

Покидая Москву, Наполеон был в отчаянии. Блестяще начинавшаяся Московская кампания закончилась крахом. Бросив остатки некогда огромной армии, французский император с эскадроном охраны бежал в Париж. Война против России была проиграна.

В честь победы над врагом и выдворения французов за пределы Отечества Александр I издал высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. С этого началась долгая и сложная история храма Христа Спасителя.

«В конце 1812 года, когда из России изгнали Наполеона, был провозглашен День победы, который отмечался до 1917 года. В том же манифесте по случаю победы над Наполеоном была сформулирована идея создания храма «в ознаменование благодарности промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей гибели», – рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Храм Христа Спасителя. История строительства и восстановления

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня.

Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта.

«В действительности весь бюджет на стройку пропал. Поэтому главный архитектор Карл Витберг и компания попали под суд, – рассказывает писатель Александр Мясников. – И его отправили в Вятку, в ссылку. У него было изъято все. Все, кто занимался стройкой, попали под суд за исчезновение денег. Все говорили, что Витберг этого не мог сделать, он очень порядочный человек, но ситуация была такова».

Новый проект и проклятье игуменьи

После смерти Александра I на трон вступил император Николай I, который прекратил строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга и повелел строить храм на новом месте, неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки. На этом месте располагались старинный Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых. Их разобрали и перенесли в Красное село. По легенде во время переноса церкви игуменья монастыря прокляла это место и сказала, что ни один храм и ни одно другое строение на этом месте не простоит дольше 50 лет.

Храм Христа Спасителя ..История строительства самого грандиозного храма Российского империи ..

Торжественная закладка храма состоялась 180 лет назад, в сентябре 1839 года. Строительство шло на казенные деньги, поэтому император сам выбрал проект архитектора Константина Тона. Нынешний храм Христа Спасителя почти полностью повторяет храм, возведенный Тоном.

После революции в первые годы советской власти встал вопрос о сносе собора. Еще в 1922 году будущий лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров предлагал возвести на его месте Дворец Советов. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали. Таким образом, с момента освящения храм простоял 48 лет. Возможно, немалое значение в судьбе храма сыграло его богатейшее убранство, в котором использовали около 20 тонн золота хорошего качества.

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

«Там было невероятное количество мрамора, очень хорошего, поэтому его отправили на облицовку стен на станциях метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», – отмечает Мясников. – А скамейки, которые были в храме, стоят на станции метро «Новокузнецкая». В больших чанах кувалдами дробили доски с именами героев, чтобы посыпать дорожки в парках, в том числе в Парке Горького».

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.

Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

Восстановление храма Христа Спасителя

В 1988 году, в период гласности и перестройки, в СССР с помпой отмечали 1000-летие крещения Руси. Вопрос о гонениях на веру в Советском Союзе очень часто всплывал в выступлениях западных политиков. Горбачеву надо было показать Западу, что бывшего коммунистического монстра больше нет. Поэтому он поддержал идею многих общественных деятелей о воссоздании на прежнем месте храма Христа Спасителя.

Читайте также:  Какие знания необходимы в строительстве

Торжественная закладка храма состоялась в 1994 году, финансировалось строительство правительством Москвы и многочисленными жертвователями. Президент Борис Ельцин отказал в средствах из бюджета.

«Дальше произошло почти мистическое, знаковое совпадение исторических дат. Президент Ельцин выступил с известным обращением, что досрочно покидает Кремль. В тот же самый час перед наступлением Нового года патриарх Московский и Всея Руси торжественно совершал малое освещение храма Христа Спасителя», – рассказывает Владимир Фортунатов.

Сегодня воссозданный храм Христа Спасителя является самым большим православным храмом в России, он может вместить до 10 тысяч человек. Памятные доски на стенах рассказывают о великой истории и военных победах русских солдат. Кроме того, в храме воссоздали Преображенскую церковь в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

Источник: mir24.tv

Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя

Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет. Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь. «Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.

По обету всему свету

История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:

Тильзитское свидание

Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская и Фридрих Вильгельм III. Картина Николя Госса «Тильзитское свидание»

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Такие храмы в России принято называть обетными — построенные по обету, обещанию. Выбор места строительства после сожжения Наполеоном Москвы даже не подлежало сомнению, а выбор Христа в качестве покровителя храма объяснялся тем, что фигура Спасителя должна была объединить память о православных, католиках и лютеранах, которые воевали в обеих армиях и погибли на полях сражений. Храм должен был стать памятником-кенотафом павшим и одновременно символом победы русского оружия.

Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И.

Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.

Александр Витберг

Александр (Карл) Витберг

Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года. Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву. Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.

Проект Храма Христа Спасителя

Проект храма Христа Спасителя Карла Витберга

Проект можно назвать грандиозным — по сути, это был не один, а три храма, расположенные один над другим. «Храм тела, храм души и храм духа, — но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един», — писал сам Витберг. Одновременно три храма символизировали и Троицу.

В толще Воробьевых гор должен был находиться подземный храм Рождества Христова в память о погибших, где постоянно шли бы панихиды. Над ним, на кромке горы должен был вырасти огромный 240-метровый (это втрое больше нынешнего!) крестообразный в плане храм Преображения Христова — символ победы русского оружия.

От него крыльями расходились галереи, поддерживаемые шестьюстами колоннами, сделанными из трофейных пушек. А над ним — круглый верхний храм во имя Воскресения Христова в знак победы православного духа. В галереях и ниже по склону вдоль аллей отводилось место для статуй видных полководцев и монархов, знамен, трофеев и т.д. Витберг был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс», поэтому его замысел был проникнут разными символами и знаками, что очень понравилось склонному к мистицизму императору.

Строительный коллапс

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором.

В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города.

«Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200. два хора певчих — придворные и синодальные. в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

Читайте также:  Сводный сметный расчет стоимости строительства сетей

Фрагмент «Плана столичного города Москвы» 1819 года

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

Обитатели исторических казематов обязаны делать ремонт своими силами и за свой счет, а удобств нет даже во дворе

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону.

11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей.

Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

Закладка Храма

Раскрашенная гравюра А. Афанасьева «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года»

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ.

Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика.

На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался.

А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Константин Тон

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым.

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским.

Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города.

Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Внутренняя красота

В 1837 году начались работы по демонтажу монастырских построек, после чего следовали земляные работы по сооружению котлована. 27 июля 1838 года началось сооружение фундамента. По деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня самокатом спускались на положенное место, после чего пространство между ними заливалось специальным раствором. На эти работы и «выстаивание» фундамента ушел еще год. Лишь 10/22 сентября 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма — хотя и не столь пышная, как первая. На закладном камне, привезенном с Воробьевых гор, была сделана табличка со следующими словами:

«В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма».

Источник: iz.ru

Читайте также:  Мойка самообслуживания нужно ли разрешение на строительство

Храм Христа Спасителя — успешный бизнес-центр и бездонная яма для миллиардов Собянина

Около 4 миллиардов субсидий выделил столичный бюджет за 20-летнюю историю Храма Христа Спасителя, и это не считая оплачиваемых городом работ по благоустройству прилегающей территории. Между тем, особо нуждающимся в такой поддержке храм не является: для богослужений используется всего 13 процентов площадей, а остальные приносят неплохую прибыль, правда, о большей части доходов узнать не представляется возможным.

Щедрость мэров

Сам Храм Христа Спасителя и его территория принадлежит Москве, но всей недвижимостью распоряжается Фонд Храма Христа Спасителя (ФХХС). Как выяснили «Открытые медиа», за 20 лет с момента восстановления церковного комплекса ФХХС получил из бюджета Москвы 3,9 млрд рублей. Но это только субсидии, которые при Юрии Лужкове были на уровне 140-170 млн рублей в год, а при Сергее Собянине в 2017-2019 годах превысили 400 млн рублей. На следующий год московские власти запланировали передать ФХХС 325 млн рублей.

К примеру, весной 2018 года Департамент по конкурентной политике Москвы заказал ремонт стилобатной части храма за 1,64 млрд рублей. Потом город добавил еще 43 млн рублей на ремонтно-восстановительные работы балюстрады храмового комплекса.

«Открытые медиа» выяснили, что в течение семи лет на конкурсах по благоустройству прихрамовой территории выигрывает компания Максима Сивцова ООО «ГринЛайн». Общая сумма этих ее контрактов с 2012 по 2019 год составила 120,8 млн рублей.

Интересно, что даже за обустройство детской площадки у храма из городского бюджета ушло 8,1 млн рублей, в то время как на обычную хорошую детскую площадку московские власти выделяют порядка 2-2,5 млн рублей.

Информация о том, кто и каким образом в ФХСС решает, на что пойдут выделенные деньги, публично не раскрывается.

Доходный храм

Вообще о реальных доходах церковного фонда узнать сложно, поскольку значительная их часть не проходит по графе «коммерческая деятельность». Из того же, за что ФХХС посчитал необходимым отчитаться, известно, что в прошлом году прибыль у него была 1,6 млн рублей при общей выручке в 9,7 млн рублей. В 2017 году эти показатели были на уровне 84 тыс. рублей и 125,1 млн рублей соответственно. Ранее минимальную выручку фонд имел в 2009 году — 25 млн рублей, а максимальную — в 2013 — 188 млн рублей.

Из всей огромной площади храмового комплекса 55,7 тыс. кв. м лишь 13% (7,7 тыс. кв. м) используется для «богуслужебной деятельности». Об этом говорится в решении мирового судьи района Арбат, который рассматривал иск ФХХС к юристу Михаилу Аншакову за клевету. Аншаков утверждал, что в религиозных целях используется менее 7% площадей.

«Для коммерческой деятельности используется стилобатная часть храма — подземное пространство высотой 17 метров — в которой помимо концертных, банкетных залов и трапезных разместились автопарковка на 305 мест, автомойка, охранная фирма, химчистка, кафе, культурный центр и несколько магазинов. Еще сдаются в аренду и помещения над куполом храма, а также киоски и павильоны на его территории», — выяснили «Открытые медиа». По данным системы «Контур.Фокус» по адресу храма на Волхонке, 15 зарегистрированы 24 организации и компании.

Прицерковный бизнес

Первым бизнесменом при храме стал Василий Поддевалин, который возглавил ФХХС в 2005 году. Вскоре там появилось принадлежащее его детям Михаилу и Елене охранное предприятие «Колокол», а затем автомойка — ООО «Мытный двор». Автомойка до сих пор контролируется ими и является одним из наиболее успешных бизнес-проектов при храме — с 2014 года на мойке автомобилей компания заработала 73 млн рублей.

В 2013 году на место Василия Поддевалина пришел его бывший зам Сергей Семененко. У него до 2014 года была доля в двух ювелирных фирмах с одинаковым названием «Врата-8».

Есть на территории храма и дом моды ASET, принадлежащий племяннице миллионера и экс-сенатора от Чечни Умара Джабраилова Айзе Джабраиловой. По данным интернет-издания, на Волхонке, 15 у богатой чеченской модницы мастерская по пошиву и бутик, куда пройдешь только по предварительной записи.

А вот в магазин «Александрит» можно пройти без записи, но за деньги, поскольку рядом смотровая площадка, куда требуется билет. Также над алтарем снимает помещение коллегия адвокатов «Шабанов и партнеры».

Рядом с храмом на арендуемых у ФХХС 400 кв. м работает ресторан итальянской кухни IL Патио. На прилегающей территории присутствует агентство «Детейлинг-ПРО» Александра Абрамова, наводящее лоск на дорогие автомобили. В рекламе расположенной у храма фирмы демонстрируются полуобнаженные девушки.

Существовавший до прошлого года на нижних ярусах храма автосервис Lord Rover уже ушел с арендуемых площадей. «Ограничений много, арендную плату с каждым годом увеличивали, добавляли дополнительные накрутки», — рассказал интернет-изданию бывший менеджер автосалона.

Журналисты между тем выяснили, что официальные ставки аренды в храме не очень высоки. Опрошенные арендаторы рассказали о примерно 10 тыс. рублей за кв. м в год.

Фондовые услуги

ФХХС занимается не только сдачей церковных площадей в аренду. Так, он оказывает услуги по парковке автомобилей. При этом минимальный срок, на который можно поставить машину на прицерковной территории — полгода. За это нужно заплатить 95 тыс. рублей.

Берет фонд деньги и за сдачу в аренду помещений для различных торжеств, конференций, представлений, выставок, похорон и поминок. При этом в общем доступе прейскуранта этих услуг почему-то нет. «Вам нужно вызывать специалиста и все согласовывать, составлять договор», — заявил «Открытым медиа» диспетчер Виталий из ритуальной службы.

Храмовый комплекс вмещает также и рестораны, в частности патриарший, где принимают VIP-гостей и устраивает банкеты патриарха. Попасть туда коммерсанты почитают за честь. Так, торговый дом «Триумф Гурмэ» бесплатно предоставивший на одну из рождественских трапез черную икру, получил одно приглашение за стол.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях столичных чиновников, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Источник: pasmi.ru

Рейтинг
Загрузка ...