это конкретное лицо или организация, которое входит в интернет-пространство и использует действующую систему для выполнения конкретных задач или функции.
Программа же, работающая под воздействием деятельности пользователя, является субъектом. С его помощью пользователь может взаимодействовать с абонентской системой, включенной в интернет-сеть, и получает создаваемую ею рабочую среду.
Сведения о пользователе называют профилем пользователя, который содержит необходимую заданную информацию, о самом пользователе, причём ту информация была введена им добровольна. Как правило, профиль пользователя включает в себя логин, и некоторые параметры, характеризующие данного конкретного пользователя.
Самого пользователя либо систему, с которой он работает, чаще иногда называют абонентом информационной сети, ресурсы которой он использует. Учетная запись, которая разрешает пользователю работать непосредственно с ресурсом, называется абонементом. Для устранения маскировки и получения права доступа к этим ресурсам пользователю выдаётся уникальный пароль, копия которого обязательно сохраняется в абонентской системе. На этой основе осуществляется идентификация и аутентификация пользователя, что в последствии предоставляет возможность работать с ресурсами.
10 глупых вопросов ИНЖЕНЕРУ-ГЕОДЕЗИСТУ
Для более удобной и эффективной работы в интернете создаются языки запросов и интерфейсы пользователя.
Синонимы: нет
Все термины на букву «П»
Все термины в глоссарии
Источник: www.seonews.ru
А пользователь кто? Моделирование пользовательских ролей и описание персон
В гибкой разработке как никогда популярно использование пользовательских историй (user story). И если вы слышали или работали с ними, то в курсе, что они пишутся от имени разных пользователей (user types). Определение пользователей важно не только для этого инструмента, но и если используются сценарии (use cases) или иное представление требований. Эта статья расскажет о моделировании персон, о том, как можно определить пользовательские роли для своего продукта.
Сначала еще раз про user story
Пользовательская история (user story, US) содержит описание функциональности, которая будет представлять ценность для пользователя или покупателя программного обеспечения (ПО).
Она состоит из краткого текстового описания, понятного пользователю, устного обсуждения с командой разработки и заказчиком (в случае продуктовой разработки заказчик может быть внутренним) и тестов, которые говорят о деталях истории, дают понимание о критериях приемки.
Пример пользовательской истории:
Пользователь может создать список покупок.
Кроме такого лаконичного описания могут быть примечания, которые нужны для обсуждения («Он должен быть доступен всем в доме? Сохранять автоматически или по кнопке?») и список тестов, которые раскрывают суть реализации («Проверить: создание списка, добавление пунктов, удаление пунктов, возможность задать заголовок для списка, возможность указать количество товара, возможность не указывать количество товара» и т.д.). Само описание тестов может быть разным, но главное, чтобы по тестам было понятно, когда история действительно реализована. Также, если требуется, после обсуждения появляются дочерние истории, более мелкие.
Вообще формат истории может быть разным, самое важное в этом инструменте — обсуждение!
Для тех, кто привык к стандартному описанию требований, такой подход может быть непривычен («Как так без конкретного описания, что сделать?», «Неужели тесты – это часть user story»?). Приемочные тесты как раз должны описывать, что должно быть сделано, чтобы история считалась решенной. По крайней мере, задумка такова. В реальности зачастую к историям прибавляются задачи на разработку (tasks), в которых дается больше конкретики по принятым решениям.
В отличие от классических спецификаций (Software requirements specification, SRS) пользовательские истории краткие, не содержат в себе описания конкретной реализации, не являются контрактными обязательствами (!). Тем не менее, их использование хорошо зарекомендовало себя, так как отлично ложится на итеративную разработку (как extreme programming, agile или конкретно scrum), позволяет максимально привлекать заказчика в проект, стимулирует общение в команде и откладывает проработку деталей до момента непосредственной реализации (а не на старте проекта). В целом, использовать пользовательские истории можно даже в государственных контрактах, так как в первоначальном ТЗ может не быть конкретных деталей (а как раз, по сути, список US), однако по результатам разработки необходимо будет написать весь пакет требуемой документации.
На мой взгляд, в случае заказной разработки отдельно необходимо работать с разрешением споров, так как пользовательские истории (еще раз) – не контрактные обязательства. Нельзя обратиться к ним и сказать: «Вот тут так написано, мы так и сделали». Конечно, за счет привлечения заказчика к обсуждению и постоянного контакта с ним не должно возникать ситуации «сделали не то, что хотелось», но часто может возникать ситуация «сделали не всё, что хотелось», ведь у контрактов есть цена, рассчитанная на определенные трудозатраты. Этот момент необходимо прорабатывать отдельно, но он не является блокирующим для использования user story в проекте. Часто в подобных ситуациях команды приходят к некоторому гибридному варианту, что тоже имеет право на жизнь.
В любом случае при определении возможностей к реализации (так называемых фич) необходимо понимать, для каких пользователей они нужны. Это важно при любом способе разработки и документирования.
Пользовательские роли, персоны
Как мы знаем, в пользовательской истории есть некий пользователь, для которого и определена ценность той или иной функциональности. И здраво предположить, что будущие пользователи системы разные, имеют разные цели и опыт. Согласитесь, для продвинутого программиста и для бабушки, которая боится компьютера, будут важны разные аспекты взаимодействия с системами.
Для разделения историй по разным типам пользователей придуманы пользовательские роли.
Пользовательская роль (user role) – описание некоторой совокупности пользователей и предполагаемого взаимодействия с системой.
Кроме описания группы пользователей аналитики часто задают некоторый образ, дают роли имя, возраст, профессию, это часто помогает команде представить, для кого делается продукт, также помогает и выявить упущенные истории. Такое описание называется персоной или личностью (persona).
Существует несколько способов выявить, смоделировать роли пользователей.
Способ 1. Реальные пользователи
При наличии конкретного заказчика сформулировать группы потенциальных пользователей проще, потому что с ними можно взаимодействовать напрямую. Можно взять и описать конкретных людей. Важность тех или иных ролей можно проанализировать с помощью RACI-матриц.
Идеально, если представители разных категорий пользователей входят в команду заказчика. Чаще всего это называется рабочей группой, и очень многое зависит от того, как она была сформирована. Здесь кроется опасность упустить некоторых пользователей, поэтому для охвата всех групп стоит прибегать и к моделированию.
Способ 2. Мозговой штурм
Основным способом для моделирования ролей является мозговой штурм (разработчиков и заказчика) и дальнейшее уточнение ролей. В этом случае очно или онлайн все должны собраться и накидать названия возможных ролей. Важно помнить, что роль – это пользователь, то есть некоторый человек, олицетворяющий группу, тот, для кого делается система.
После мозгового штурма предложенные роли необходимо обсудить. Визуально их располагают по близости или пересечению. Часть из них объединяется, часть исключается как неважные (или неважные на данном этапе разработки).
В качестве примера приведу моделирование ролей для приложения по управлению домашними делами. Предполагается, что приложение будет помогать людям ставить напоминалки для себя или сожителей о необходимости сделать то или иное дело по дому, например, прибраться в комнате, помыть посуду или что-то купить.
В ходе мозгового штурма были сгенерированы следующие роли, которые расположили по близости и пересечению:
После обсуждения каждой роли было принято решение оставить следующие (розовые стикеры):
Команда пришла к мнению, что задачи уборщицы схожи с теми, что решают соседи или члены семьи. В случае если появятся истории, которые этому противоречат, то будет добавлена новая роль. Ребёнок не был объединен с кем-то, так как детям может потребоваться больше мотивации для выполнения домашних дел (возможно, некоторая геймификация процесса).
После этого для каждой роли необходимо дать описание. Атрибут роли (role attribute) — факт или полезная информация о пользователях, которые действуют в данной роли. Главное указать, что пользователь ожидает от вашего программного обеспечения.
Пример — описание роли «Мама»:
Естественно, не обязательно, чтобы в самом приложении фигурировало название этой роли.
Способ 3. Сегментирование
Лично мне нравится другой способ моделирования ролей – от целевой аудитории. В данном случае также можно (даже рекомендуется) использовать мозговой штурм, но не сразу для названия ролей, а для определения критериев по разделению ЦА.
Способ рассмотрим так же на примере определения пользователей приложения для планирования домашних дел.
Изначально необходимо определить целевую аудиторию (в нашем примере – люди, которые делят обязанности по ведению хозяйства), само описание может немного меняться в ходе исследования, так как можно находить новые, неучтенные изначально, сегменты ЦА.
После этого необходимо сформулировать критерии, по которым наша ЦА может быть сегментирована. Критерии могут быть любые, лишь бы они влияли на использование системы. Вот здесь как раз может пригодиться мозговой штурм. В нашем примере получилось разделить ЦА по модели взаимоотношений, заинтересованности, основной задаче, по размеру домохозяйства.
Примеры популярных критериев: частота использования программы, уровень подготовки пользователя, основные задачи. Иногда важны такие критерии как возраст, параметры здоровья, профессия, социальный статус.
После этого с помощью критериев необходимо определить категории целевой аудитории, и для каждой категории задать название или сразу описать персону. То есть необходимо придумать роль, человека, который сочетает в себе разные значения критериев для разделения ЦА. Например, член семьи, который распределяет и контролирует обязанности по дому – мать Анжела. Сосед в съемной квартире или общежитии, который заинтересован в понимании, кто когда что делает по дому – Санёк. Человек, который не заинтересован в наведении порядка, но вынужден что-то делать по дому – подросток Володька.
В данном случае изначально может получиться много ролей, их также следует объединить, если это возможно. Сделать это можно в ходе обсуждения с командой и заказчиком (как при мозговом штурме). Некоторые роли можно исключить как неважные (никто не запрещает потом к ним вернуться).
В данном примере для описания персон в качестве атрибутов определены бэкграунд, цель использования, контекст, что важно, что полезно, страхи. То есть из описания роли можно понять, на что делать акцент при разработке, а дополнительные детали помогают проникнуться персонажем.
Можно заметить, что в ходе такого способа моделирования был найден неучтенный ранее пользователь – хозяин фермы с наемными работниками (во время мозгового штурма по придумыванию ролей он не пришел никому в голову, а вот критерий размера дома помог сформулировать и такую роль).
Способ 4. Экстремальные персонажи
Что еще? Еще есть дополнительная методика – использование экстремальных персонажей (extreme characters). Вместо проектирования продукта для типичного пользователя предлагается подумать о пользователях с неординарными личностными качествами.
Так, при проектировании персонального цифрового помощника предлагается подумать не о бизнес-консультанте в костюме, а о наркоторговце и о папе римском. Это может помочь нащупать новые полезные фичи, но не факт, что их целесообразно будет включать в продукт. Во всяком случае, это интересный инструмент развития креативности.
В нашем примере такой метод может добавить в персоны Бабу Клаву – соседку, которая максимально далека от любых информационных технологий, но живет в одной семье или коммуналке с теми, кто активно использует приложение. Как ей и домочадцам можно помочь?
Что дальше
После определения ролей или персон можно собирать истории для них, конкретизировать требования (для кого будет ценна та или иная функциональность). Команда разработки и заказчик больше будут понимать, что обсуждать и что делать. Также во время описания персон сразу могут возникать идеи на счет необходимых историй, их следует фиксировать для дальнейшего обсуждения.
Резюме
При разработке важно понимать, для кого та или иная функциональность имеет ценность.
Определение пользовательских ролей (user types) полезно для разных методов документирования разработки.
Способы определить пользовательские роли: описать реальных пользователей заказчика, сформулировать роли с помощью мозгового штурма, выделить роли через сегментирование целевой аудитории, найти экстремальных персонажей.
Для полноты картины следует использовать все способы моделирования пользовательских ролей.
Персона (persona) – воображаемое представление пользовательской роли (её очеловечивание), помогает членам команды лучше представлять пользовательскую роль.
Само моделирование пользовательских ролей уже позволяет выявить новые пользовательские истории (или требования).
Михайлова Анна
Начальник отдела интеллектуального анализа данных, главный системный аналитик,
Консорциум «Кодекс»
Источник: habr.com
Кто такой пользователь сайта
Получи нашу книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».
Больше видео на нашем канале — изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA
Этот термин можно истолковать по-разному. Все зависит от типа сайта:
- В электронном магазине можно разделить на посетителя и покупателя.
- В блоге это читатель пассивный и активный (оставляющий комментарии).
- В социальных сетях читатель, подписчик, член сообщества.
Важную роль играет и точка зрения. В целом, пользователь – тот, кто зашел на сайт. Если говорить о продвижении, то это может быть человек, который не только открыл страницу, но и провел на ней некоторое время, а также совершил некоторые действия, например, сделал заказ, позвонил по телефону, заполнил форму обратной связи.
Например, Оля зашла в магазин, она является потенциальным покупателем. Но если ее цель – спрятаться от дождя, то вполне вероятно она останется просто посетителем, но не клиентом.
Как сайты определяют пользователя
Если предусмотрена регистрация, то можно говорить о разделении прав для всех посетителей. Для владельцев ресурса они подразделяются на гостей и целевых. В таком случае предусмотрена процедура идентификации.
На коммерческих ресурсах это необходимо, так как за счет изменения статуса посетителя компания делает еще один шаг к своей цели – получить доход. Помимо этого, любой контакт позволяет проводить целевой маркетинг, что тоже немаловажно.
Для определения пользователя используют формы:
- Регистрации и в последующем аутентификации. В этом случае посетитель получает собственное имя (логин) и придумывает пароль для дальнейшего входа в систему.
- Контактов. Предназначена для разовых транзакций. Человек должен указать контактный телефон и/или адрес электронной почты.
Имя пользователя на сайте – это его персональный идентификатор. Он уникален в рамках ресурса и однозначно определяет посетителя. В качестве имени могут быть использованы:
- Последовательность символов, выбранная самостоятельно.
- Адрес электронной почты (они уникальны по умолчанию).
- Телефон.
В качестве пароля используется набор символов. Требования к нему разные, и зависят от возможностей ресурса. Для работы с деньгами (электронные кошельки, оплата и пр.) зарегистрированные пользователи сайтов создают сложные пароли. Они необходимы для безопасности совершения транзакций. Также сильными паролями защищают персональные данные и государственные ресурсы. В таком случае пароль должен содержать:
- не менее 8-ми символов (часто просят 10);
- символы латинского алфавита в обоих регистрах;
- знаки препинания и специальные символы.
Не стоит устанавливать свои данные (фио, дату рождения) либо последовательность, которую легко подобрать.
Для проведения бизнес-операций онлайн могут использоваться файлы-ключи, которые сохраняются на съемных носителях (часто USB-флешки).
Учетная запись пользователя на сайте
При регистрации для человека создается учетная запись, или аккаунт. Она необходима для предоставления дополнительных прав. Это совокупность всех персональных данных. Аккаунт имеет интерфейс личного кабинета.
Инструменты зависят от целей сайта. Электронный магазин включает:
- корзину;
- историю покупок;
- бонусную программу.
Финансовые (например, игра на бирже) допускают до ставок только авторизированных посетителей. Гости имеют доступ лишь к общей информации. Интерфейс учетной записи содержит кошелек и инструменты для управления своими активами.
В социальных сетях появляются кнопки, формы с полями для ввода сообщений. В большинство из них без авторизации попасть вообще невозможно.
Во всех случаях сохраняются данные пользователя; сайт защищается тем сильнее, чем более подробно они указаны. На таких ресурсах, как онлайн-банки или официальный кабинет налоговой инспекции, а также других государственных организаций, регистрация возможно только с получением ключа в офисе, банкомате или с указанием номера документа (например, снилс).
Зарегистрированный посетитель получает определенный набор прав:
- Онлайн банк – платежи, переводы и пр.
- Государственная организация – целевые действия (уплата налогов, подача документов, иные взаимодействия).
- Электронный магазин – покупка, заказ отсутствующих товаров, указания по доставке, иногда оплата.
- Биржа – ставки, пополнение счета, вывод средств.
- Блоги – комментарии, общение с автором.
- Форумы – участие в беседах.
- Социальные сети – общение в чате, группы, предложение дружбы, подарки, репосты и лайки.
Некоторые ресурсы предполагают разделение прав и в зависимости от статуса. Например, на сайте электронного магазина пользователям предоставлены разные возможности. Администратор ресурса может менять его структуру, менеджер занимается добавлением товаров, а покупатель имеет право только на просмотр и совершение покупки. На форуме модератор может удалять сообщения или отправлять нарушителей в бан.
Минимальными правами обладает гость. Для него не создан аккаунт, отсутствует возможность доступа в личный кабинет. Некоторые разработчики создают разделы для всех посетителей, в которых размещают общую информацию, статьи, демонстрируют инструменты сервиса. А вот во «ВКонтакте» или в «Facebook» без авторизации попасть можно через поисковую систему.
Как осуществляется регистрация пользователя сайта
Используется форма, включающая в себя как минимум текстовые поля и кнопку отправки. Дополнительно могут присутствовать календарь, выпадающие списки, чекбоксы и радио-кнопки. Это зависит от количества требуемых на сервисе данных.
Например, для открытия учебного счета для игры на Форексе вам придется заполнить такую форму.
При регистрации на форуме вводятся только адрес электронной почты, ник и пароль. При желании посетитель может добавить персональную информацию, но это не обязательно.
Когда данные введены, проверены на валидность (реальность), появляется доступ к личному кабинету и его инструментам. В электронном магазине управляйте своими заказами или просматривайте их историю.
На форуме общайтесь, создавая темы и отвечая на посты собеседников.
На сайте РЖД покупайте билеты и отслеживайте свои билеты.
Отдельно стоят сайты, на которых нет личного кабинета, а транзакции совершаются только после ввода персональных данных. Это удобно для единоразовых обращений, но для постоянных клиентов отсутствуют бонусные программы, история покупок, невозможно сохранить ссылку на интересующий товар, чтобы вернуться к нему позже. Все это не предусматривается разработчиком изначально.
Резюме
Понятие «пользователь» зависит от назначения сайта. В глобальном смысле, человек, открывший страницу, уже является таковым. Если же присутствует учетная запись и необходимость регистрации, полноценным пользователем становится только тот, кто указал свои данные.
Некоторые ресурсы предполагают поэтапное наращивание прав. Например, форумы или электронные торговые площадки со статусной системой. В таком случае возможности появляются постепенно и зависят от активности человека на этом ресурсе.
Иногда мы можем говорить о различных категориях прав на сайте. Например, администратор, модератор, простой участник, менеджер и т.д. Здесь статус не зависит от действий посетителя и изменить его нельзя.
Специалисты студии SEMANTICA проведут комплексный анализ сайта по следующему плану:
– Технический аудит.
– Оптимизация.
– Коммерческие факторы.
– Внешние факторы.
Мы не просто говорим, в чем проблемы. Мы помогаем их решить
Нейромаркетинг: что это такое Нейромаркетинг «собрал в себе» все способы влияния на человека, чтобы побудить его потреблять больше. Эйл Смидс в 2002 году объединил два слова: нейробиология и маркетинг. Получившийся термин описывает коммерческое использование открытий нейробиологии. С помощью изучения мозга стояла задача понять потребителя и повысить продажи. Обычный пример: если вы ходили по магазинам, то, наверно, замечали, как в одном…
Front-end разработчик – это программист, основная задача которого состоит в разработке пользовательского интерфейса, то есть UI дизайна. Другими словами, данный специалист отвечает за внешнюю часть веб-ресурса в браузере, с которой контактируют посетители. Именно поэтому он должен сделать интерфейс максимально удобным и интуитивно понятным, чтобы взаимодействие и процесс поиска нужного раздела или информации не занимало у человека много времени и переходов…
Конкурсы –– один из способов продвижения блога. С их помощью вы общаетесь с аудиторией, привлекаете в блог новых подписчиков и активизируете старых. Суть в том, что вы обещаете участникам подарок за то, что они тем или иным образом расскажут о вас другим пользователям. Этот метод раскрутки считается эффективным. Какие виды розыгрышей можно провести Существуют три механики, которые маркетологи советуют чередовать…
Источник: semantica.in