Квалификационные характеристики должностей работников в сфере строительства

Какие квалификационные требования предъявляются к заместителю директора?

По общему правилу квалификационные требования к заместителю директора могут быть установлены работодателем самостоятельно, в том числе наличие высшего профессионального образования и стажа работы не менее пяти лет.
ТК РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессий рабочих и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды, классы) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций) (п. 11.4 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации (далее — Рекомендации)).
Квалификация работника подразумевает под собой определенный уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).
Требования к квалификации установлены в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. Такие требования, соответственно, определяют необходимый уровень профессиональной подготовки работника для выполнения им должностных обязанностей и требования к стажу работы.

«Диалоги о нововведениях в сфере строительства. Независимая оценка квалификации специалистов.

Квалификационные требования в квалификационном справочнике
Должность «заместитель директора» относится к категории руководителей. Однако квалификационная характеристика указанной должности не содержится в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее — Квалификационный справочник).
Отдельного профессионального стандарта для должности «заместитель директора» также нет. Это обусловлено тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у директора.
В Квалификационном справочнике содержится упоминание о должностях заместителя директора, которые занимаются определенным направлением деятельности в организации, например должности «заместитель директора по финансам», «заместитель директора по капитальному строительству», «заместитель директора по коммерческим вопросам», «заместитель директора по связям с общественностью», «заместитель директора по управлению персоналом», «заместитель директора учреждения по научной работе». Из положений Квалификационного справочника следует, что для занятия должности заместителя директора требуются высшее профессиональное образование (профильное), стаж работы по специальности, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.
Отметим, что в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики» (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977) также установлены квалификационные требования к должностям «заместитель директора по качеству», «заместитель директора по общим вопросам», «заместитель директора по режиму и физической защите», «заместитель директора по экономике и финансам». По указанным должностям к квалификационным требованиям также относится наличие высшего профессионального образования (профильного) и стажа работы по специальности не менее пяти лет, в том числе не менее двух — трех лет работы на атомной станции.

Права и обязанности производителя работ (Прораба) в строительстве (на стройке, объекте)

Квалификационные требования в профессиональных стандартах
В настоящее время действует ряд профессиональных стандартов, которые также могут применяться к заместителям директоров, например:
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (утв. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н) содержит должность «заместитель руководителя»;
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. Приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н) содержит должность «заместитель генерального директора по управлению персоналом»;
Профессиональный стандарт «Менеджер по информационным технологиям» (утв. Приказом Минтруда России от 13.10.2014 N 716н) содержит должности «заместитель генерального директора по ИТ», «заместитель генерального директора по инновациям», «заместитель генерального директора по развитию»;
Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции» (утв. Приказом Минтруда России от 21.03.2017 N 292н) и Профессиональный стандарт «Специалист по управлению качеством в авиастроении» (утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2015 N 1112н) содержат должность «заместитель директора по качеству»;
Профессиональный стандарт «Специалист по управлению цепью поставок в авиастроении» (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1055н) содержит должности «заместитель директора по коммерческим вопросам», «заместитель директора по логистике»;
Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2015 N 798н) содержит должности «заместитель генерального директора по спортивной работе», «заместитель генерального директора по методической работе», «заместитель генерального директора по эксплуатации спортивного оборудования», «заместитель генерального директора», «заместитель генерального директора по спортивной подготовке».
В приведенных Профессиональных стандартах по указанным должностям отражены полные квалификационные требования. Как правило, по ним требуется наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и стажа работы не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях два — три года.
При этом запрещается расторжение трудовых договоров с работниками при выявлении несоответствия их квалификации профессиональному стандарту (п. 11.8 Рекомендаций).
Отметим, что при отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей (п. 11.12 Рекомендаций).

Читайте также:  Обязанности генподрядной организации в строительстве

Порядок применения квалификационных требований
Применение требований, содержащихся в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, обязательно, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены на законодательном уровне, прописаны в иных нормативных правовых актах РФ, то в части указанных требований профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями. В остальных случаях профессиональные стандарты при желании работодателя могут быть взяты за основу при определении требований к работникам (ст. 195.3 ТК РФ).
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда (Приложение к Письму Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).
Следовательно, в тех сферах деятельности, в которых профессиональные стандарты не утверждены, квалификационные требования к заместителю директора могут быть установлены работодателем самостоятельно путем принятия соответствующего локального нормативного акта. При составлении квалификационных требований работодатель может руководствоваться положениями Квалификационного справочника, а также профессионального стандарта.
При этом, если Квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичной должности содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством (Письмо Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465).
При этом, по мнению Минтруда России, выраженному в более раннем письме, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт содержат различные требования к квалификации, то с точки зрения юридической практики применению подлежат нормативные правовые акты с более поздней датой утверждения, ранее принятые нормативные правовые акты могут применяться по вопросам, которые не нашли отражения в новых нормативных правовых актах (п. 5 Письма Минтруда России от 11.01.2016 N 14-0/В-2).
Таким образом, квалификационные требования к заместителю директора могут быть установлены работодателем самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством. Как правило, основными требованиями являются:
наличие высшего профессионального образования (профильного);
стаж работы не менее пяти лет.
Работодателем могут быть предъявлены дополнительные требования в области профессиональной подготовки, наличие дополнительного профессионального образования в установленной сфере деятельности, иные требования к стажу работы.

Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.

См. также:
Какие квалификационные требования предъявляются к исполнительному директору?
Какие квалификационные характеристики предъявляются к административно-управленческому персоналу?

Источник: enterfin.ru

С 22 января 2021 года — новый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

В соответствии с подпунктом 16-1) статьи 16 Трудового кодекса РК приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 30.12.20 г. № 553 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее — КС).

Приказ вводится в действие с 22 января 2021 года

КС в соответствии с трудовым законодательством в Республике Казахстан является основой для установления квалификационных требований к работникам и применяется для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях различных видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм.

КС содержит:

квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и иных служащих, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, общие для всех видов экономической деятельности и широко распространенные на предприятиях, в учреждениях и организациях;

квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских организациях, редакционно-издательских организациях и подразделениях.

КС разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и иных служащих.

Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые обусловливают наименования должностей, в связи с чем, в основу построения КС положен должностной признак.

В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутри должностное квалификационное категорирование, которое устанавливается руководителем организации c учетом степени самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения, отношения к работе, эффективности и качества труда, а также профессиональных знаний, опыта практической деятельности, определяемой стажем работы по специальности.

В КС не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, заместителей руководителей подразделений, за исключением заместителей первого руководителя).

Читайте также:  Нормы расхода гвоздей в строительстве

Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в КС характеристик соответствующих базовых должностей и должностей руководителей.

Должности «старшего» и «ведущего» устанавливаются на основе типовых штатных нормативов.

Старшие специалисты наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляют руководство подчиненными ему исполнителями, а при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении на них возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

На ведущих специалистов возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или их структурных подразделений, либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях (отделах) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно — технических условиях.

Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.

В свою очередь, с 22 января 2021 года признаются утратившими силу два приказа Министра труда:

1) приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

2) приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 17 апреля 2013 года № 163-ө-м «О внесении изменений в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 21 мая 2012 года № 201-ө-м «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих».

Источник: online.zakon.kz

Возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности

Согласовано с Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Карелия.

О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации

В разделе II Порядка аттестации, регулирующем порядок аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, содержится пункт 23, закрепляющий за аттестационными комиссиями организаций еще одно полномочие, которое заключается в том, чтобы коллегиально рассматривать случаи, связанные с возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, и давать соответствующие рекомендации работодателю.

Пункт 23 включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренных п. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.

Необходимость закрепления в Порядке аттестации данного положения вызвана тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на часть первую статьи 84 ТК РФ, не всегда обоснованно выносят предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с учителями, воспитателями, другими педагогическими работниками по пункту 11 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них соответствующего документа об образовании, т.е. образования, соответствующего направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Необоснованность таких требований, как правило, подтверждается тем что:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, утверждающий квалификационные характеристики, содержащие требования к квалификации, в том числе к направлению подготовки, вступил в силу только 31 октября 2010 г., т.е. по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете» 20 октября 2010 г., в связи с чем к работникам образования, принятым на соответствующие должности до даты вступления этого приказа в силу, требования к квалификации, предусмотренные в квалификационных характеристиках, предъявляться не могут ;
  • частью первой статьи 84 прекращение трудовых отношений предусматривается лишь в случаях, когда из-за отсутствия документа об образовании исключается возможность продолжения работы в занимаемой должности;
  • учителя, воспитатели, другие педагогические работники, которые по различным причинам вынуждены выполнять педагогическую работу не по профилю полученного высшего или среднего профессионального образования, уже имеют значительный опыт работы в занимаемых должностях, кроме того, были приняты на должность до вступления приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н в силу.

Не должны также являться основанием для применения части первой статьи 84 ТК РФ о прекращении трудовых договоров с педагогическими работниками по причине отсутствия у них соответствующего документа об образовании требования, предусмотренные подпунктом «д»пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966.

Читайте также:  Использование плит при строительстве частного дома

Такой вывод может быть сделан на основании того, что согласно подпункту «д» пункта 6 указанного положения квалификация педагогических работников, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, должна соответствовать требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Таким образом, фактически законодатель отсылает нас к тем же квалификационным характеристикам должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые в том числе содержат и п.9 «Общих положений», о котором упоминалось выше.

Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе теперь, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию.

Принимая во внимание, что возможность назначения претендента, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, на должность педагогического работника в соответствии с п. 23 Порядка аттестации связана, прежде всего, с наличием опыта работы, то роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Поскольку прием на работу в указанных случаях обусловлен также выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может также включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, поскольку в данном случае это не будет противоречить положениям части четвертой статьи 70 ТК РФ, которая не допускает установление испытательного срока в течение одного года для выпускников, только в случаях, когда они впервые поступает на работу по полученной специальности.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания сам работник придет к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Что касается педагогических работников организаций, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении (тем более, как было отмечено выше, такие требования до 31 октября 2010 г. к большей части педагогических работников не предъявлялись), то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Следует также учесть, что применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

Источник: kiro-karelia.ru

Рейтинг
Загрузка ...