Лахта центр процесс строительства

Друзья, рады вас приветствовать в блоге «Лахта центра». Вероятно, что раз вы заглянули к нам, то уже что-то слышали о о петербургской «стройке века», как успели окрестить наш проект некоторые СМИ. Впрочем не беда, если нет.

Визуализация проекта «Лахта центр». Санкт-Петербург, Финский залив, 2018 год

Чтобы прийти к общей отправной точке, напомним в двух словах, о чем речь.

Лахта центр – общественно-деловой комплекс, который строится в Петербурге, на побережье Финского залива. Состоит из двух зданий – многофункционального и небоскреба. Небоскреб относится к категории супертоллов, и на момент сдачи в 2018 году достигнет высоты 462 метра, став самым высоким в России, Европе и 11-ым по «росту» в мире.

За время возведения к башне успело приклеиться еще несколько громких титулов и рекордов. Например, заливка нижней плиты фундамента попала в Книгу рекордов Гиннеса, а месяц назад «Лахта центр» занял второе место в глобальном листинге самых высоких зданий скручивающейся формы. Конечно, сбор рекордов – не самоцель, просто «так получилось», как выразился один из наших руководителей. Проект заметный, и его замечают.

МегаСтройки — «Лахта-Центр», Санкт-Петербург, небоскрёб на болоте

Второе здание – многофункциональное (МФЗ), тоже весьма интересно. Наши инженеры и строители считают, что оно конструктивно более сложно, чем башня. Если небоскребы вы наверняка видели, то МФЗ вас точно удивит.

Мы уверены, что возведение небоскребов и современное строительство – дело технологий высоких не только в прямом, но и в переносном смысле. И не обязательно собственно строительных либо архитектурных – масштаб задействованных специалистов из разных областей огромный. К примеру, вы знали, что небоскребы «тестируют» эксперты по аэродинамике? Или что за вертикальностью возведения башни наблюдают с помощью систем спутниковой навигации? Или как решается проблема обледенения? (Мы знаем, что с некоторых небоскрёбов снег сбрасывают лопатами, но применять «лопатную» технологию точно не будем).

Таких вопросов можно обнаружить еще очень и очень много. Об их решениях мы и планируем рассказывать в наших постах. Мы постараемся рассказать о самом интересном из опыта, накопленного за четыре года со старта проекта. Надеемся, что вам будет интересно с нами.

Лахта центр. Памятный снимок на подфундаментной плите (2014, кликабельно)

И немного организационной информации

Материал для постов предоставляется большей частью нашими техническими специалистами. Они же будут готовить ответы, если возникнут какие-то профильные вопросы в комментариях. И поскольку обязанность отвечать на вопросы – приятная, но не основная, на подготовку может уйти некоторое время. Надеемся на терпение и понимание.

Потенциальные подрядчики – добро пожаловать сюда.
Партнеры и операторы разыскиваются здесь.

Строительство «Лахта Центра». Набор высоты: Самоподъемная опалубка


Источник habr.com

Лахта центр процесс строительства

Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта?

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Читайте также:  Что такое маты в строительстве

От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте — в грунте.

Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном.

На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции.

Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот.

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось.

В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене : отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров.

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» — пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы»

Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

Читайте также:  Право муниципальной собственности в строительстве

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Петербургский супертолл – второй в рейтинге небоскрёбов спиралевидной формы, составленном Международным советом по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). Первое место занимает Шанхайская башня (высота 632 метра).

Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две).

Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться.

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество — в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества.

«Подвиг» петербургских строителей заключается в достижении несущей способности фундамента при минимально возможных размерах. Это стало осуществимо благодаря технологии непрерывного бетонирования.

Когда бетон заливают с перерывами, между старыми и новыми слоями возникают «холодные швы». Это значит – расслоения и снижение несущей способности. Максимальной прочностью обладает абсолютный монолит, меньшей – плита, сделанная как «лоскутное одеяло» или «слоеный пирог».

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок.

Читайте также:  Схема работ при строительстве дома

В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

Источник vid1.ria.ru

Как строили Лахта Центр в Санкт-Петербурге: уникальная архитектура

Более полумиллиона квадратных метров стекла ушло на строительство Лахта Центра в Санкт-Петербурге. По сравнению с другими небоскребами планеты, этот мегапроект считается одним из самых сложных и уникальных.

«Стеклянное пламя» находится в Приморском районе. Здесь расположена штаб-квартира компании «Газпром». Сейчас ведутся работы по отделке и обустройству интерьеров деловых и общественных зон.

В проектировании и строительстве небоскреба принимали участие граждане 18 стран, всего – более 20 тыс. человек (примерно 10 тыс. – на стройплощадке и еще 10 тыс. – проектировщики, поставщики и производители).

Архитектурные и технические решения Лахта Центра во многом являются инновационными не только для России, но и для всего мира. Решение сложнейших проектных задач стало возможным только благодаря использованию новейших BIM-технологий, параметрического моделирования и визуального программирования.

Стройка будущего: как в Москве используют TИM-технологии

Многие архитектурные, конструктивные и инженерные решения использовались впервые в России, а некоторые из них ставили мировые рекорды. Например, заливка фундаментной плиты башни в 2015 году была зарегистрирована в Книге Рекордов Гиннесса (мировой рекорд по непрерывному бетонированию).

Источник stroi.mos.ru

Ход строительства «Лахта центра» в Петербурге

Строительство подземной части первого петербургской небоскреба завершится до конца августа. Об особенностях конструкции, уникальных технологических решениях и мировых рекордах рассказали руководители проекта строительства «Лахта центра». Особенностью строительства в Петербурге является неустойчивость почвы.

Нулевой этап строительства Лахта Центра

Строительная площадка «Лахта центра». Источник: МФЦ «Лахта центра»

Нулевой этап строительства «Лахта центра» в Петербурге

Наименование проекта: «Лахта центр»
Заказчик: АО «МФК «Лахта центр»
Ключевые подрядчики: Ренейссанс Констракшн, Самсунг СT Corporation.

По словам Сергея Никифорова:

Наша рекордная заливка уникальна как с точки зрения управления процессом (такого еще не делал никто), так и с точки зрения технологий: для нашей плиты, в частности, был разработан специальный рецепт бетонной смеси.

Строительство подземных этажей МФЦ «Лахта центр»

Подземная часть небоскреба строилась в несколько этапов: строительство стены в грунте, свайное основание под коробчатый фундамент высотки, создание распорной дисковой системы котлована, работы по плитному ростверку и сооружение фундамента. Под высотной башней будет 3 минусовых технических этажа — там разместится информационный центр и сервисное оборудование: противопожарные резервуар, система для кондиционирования и прочие сервисные службы.

Проект подземных этажей под Зданием с Атриумом

Проект подземных этажей под Зданием с Атриумом

Что касается логистики, Александр Бобков, исполнительный директор «Лахта центра» поясняет:

Логистика была выверена до мелочей. Бетоновозы совершили около 2500 рейсов, при этом на самой площадке располагалось 15 пунктов регулировки транспортных потоков. При транспортировке бетона от заводов на стройплощадку не было никаких пробок, движение не перекрывалось, и большинство жителей муниципального образования Лахта-Ольгино узнали о завершении рекордной заливки фундаментной плиты «Лахта центра» только из новостей.

Под Многофункциональным Зданием с Атриумом и в стилобатной части на двух подземных этажах расположится двухуровневая автостоянка более чем на 1600 парковочных мест. Здесь же будут складские и другие технические помещения.

Паркинг в Лахта Центр

Подземная парковка: проект и фото стройки на март 2016 г.

Кроме того, под атриумом будет проходить логистический подземный тоннель, через который будет осуществляться снабжение офисов и магазинов. Таким образом исключается движение обслуживающего транспорта по территории комплекса. МФЦ «Лахта-центр» планируют открыть в 2018 году.

Фото строительства подземного логистического тоннеля март 2016

Фото строительства подземного логистического тоннеля март 2016 г.

Источник undergroundexpert.info
Рейтинг
Загрузка ...