Строительная лицензия (см. также лицензия) — разрешение на строительство, выдаваемое государством организациям. При этом строительство без лицензии характеризуется как незаконное предпринимательство и наказывается тюремным заключением (ст. 171 УК РФ).
В настоящее время в Российской Федерации заменена членством в [Саморегулирующаяся организация|Саморегулирующейся организации]. Под термином «строительная лицензия» в широком смысле понимали также лицензии на осуществление изыскательской и проектной деятельности, а также деятельности по выполнению строительно-монтажных работ. С правовой точки зрения строительная лицензия имеет двойной статус: с одной стороны, как любая лицензия, это право (разрешение) аналогичное праву аренды, пользования и т. д. C другой стороны, лицензию необходимо рассматривать как индивидуальный нормативный акт (акт органа государственной власти адресованный конкретному лицу) — определяющий субъекта специальных правоотношений, то есть строительную компанию — лицензиата, а также указывающий на наличие особой (расширенной) правоспособности этого лица, указывающий границы этой правоспособности и устанавливающий связанные с этой правоспособностью особые права, обязанности и ответственность. С экономической стороны строительная лицензия представляет собой инструмент государственного управления экономикой и в частности строительной отраслью.
Лицензирование видов деятельности: получение лицензии, помощь адвоката
Цели лицензирования строительства
Лицензирование строительства преследует множество целей:
- Фискальная — связанная с изъятием части прибыли у экономических субъектов в доход государства.
- Цензовая — призванная не допустить на рынок лиц, не имеющих достаточных ресурсов.
- Статистическая — связана с учётом количества и распределения строительных компаний в пределах государства.
- Защитная — призванная защитить потребителей от низкого качества услуг и возможных техногенных катастроф, а также рынок в целом от недобросовестной конкуренции.
- Регулятивная, связанная собственно с государственным управлением строительной отраслью в целом, в том числе методом отзыва, приостановления лицензии, включения в её текст специальных условий и т. д.
- Нормативная — механизм дополнения общих нормативных требований изложенных в ГОСТ, СНИП, СанПИН, Технологических регламентах индивидуальными нормативами для данной компании.
- Информативная — подтверждение государственным органом специального статуса компании лицензиата.
Строительные лицензии в Российской Федерации в период до их отмены (до 1 января 2010 года)
Под строительной лицензией понималась лицензия выданная соответствующим органом лицензирования (в 2009 году это был орган государственной власти — РОССТРОЙ, а не государственное предприятие — Федеральный Лицензионный Центр как ошибочно принято считать) на право осуществления деятельности по : 1. По инженерным изысканиям 2. По проектированию зданий и сооружений. 3. По строительству зданий и сооружений. Перечисленные выше виды деятельности делились в целях удобства на группы и виды работ в соответствии с классификатором разработанном ещё Госстроем, в этом же классификаторе содержатся и особые условия : типы грунтов, высотность возводимых объектов и т. д. Виды работ условно делились на подвиды: так, проектирование делится на общее проектирование, технологическое проектирование, обследование зданий и сооружений, сметные работы и выполнение функций генерального проектировщика. Выполнение строительных работ было разделено на общестроительные работы, специальные работы, выполнение функций генерального подрядчика и выполнение функций заказчика застройщика.
Действующий порядок и тонкости получения лицензий ФСБ России и ФСТЭК России
Срок действия лицензии по закону составлял не менее 5 лет (Обычно он был равен ровно 5 годам). Однако встречаются лицензии выданные территориальными органами лицензирования — лицензионными палатами, выданные на 7, 10 и даже 25 лет.
Эти лицензии действуют в полном объёме только если они выданы соответствующим органом лицензирования до момента отзыва у него соответствующих полномочий (в период с 1995 по 2001—2002 г. во многих субъектах федерации лицензирование осуществляли на основании договора территориальные органы лицензирования субъектов — лицензионные палаты). В 2000—2002 годах ГОССТРОЙ провёл кампанию по отзыву соответствующих полномочий у палат и передаче их ФЛЦ. В последние дни перед отзывом полномочий палаты выдавали очень много лицензий с формулировками «на все виды строительной и проектной деятельности» и со сроком действия «Бессрочно». Следует настороженно относится к такого рода лицензиям, так как многие палаты продолжили выдачу документов уже после часа Ч. Кстати, однозначно недействительными являются лицензии выданные союзом архитекторов на право создания творческой архитектурной мастерской и осуществление всех видов проектных работ со сроком действия — бессрочно, просто по тому что у союза архитекторов никогда не было прав на выдачу таких лицензий.
Следует различать Лицензию как право (аналогичное например праву аренды) и лицензию как документ (то есть цветную бумажку) подтверждающий наличие у упомянутого в ней субъекта прав на осуществление определённой деятельности с определёнными условиями и оговорками (т. н. лицензионными требованиями и условиями)этого права.
Существуют определённые требования к бланку лицензии он должен в частности содержать наименования лица получившего лицензию его ИНН адрес гос. регистрации и номер в государственном реестре лицензий (он же номер лицензии содержащий код территориального подразделения росстроя, ИНН получателя лицензии и другую служебную информацию, в бланк так же должны входить сведения о лицензионных условиях и видах работ которые вправе выполнять лицензиат. Следует однако иметь в виду что в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдаётся на строительство зданий и сооружений, а не выполнение функций заказчика при строительстве зданий и сооружений, то есть какая либо дальнейшая классификация законом не предусмотрена, таким образом законность такого деления вызывает большие сомнения.
Формально любое лицо получившее лицензию на строительство зданий и сооружений даже с одним подвидом (например отделочные работы), вправе выполнять все виды работ относимые к строительству. Ещё 2 тонких момента в классификации строительной деятельности вызывают трудности у лицензиатов 1. После отмены лицензирования работ по ремонту и технической эксплуатации встаёт вопрос какие виды работ относить к строительству а какие к эксплуатации и ремонту.
Ответ все виды работ относятся к новому строительству и требуют получения лицензии за исключением случаев когда предмет труда возможно разобрать и собрать без его конструктивного разрушения. 2. Какие работы требуют получения ещё и лицензий других лицензирующих органов. Все проектные строительные, реставрационные работы на зданиях памятниках (за исключением функций генерального подрядчика) требуют лицензии министерства культуры, все работы связанные со сведениями содержащими государственную тайну требуют лицензии ФСБ , работы по монтажу и пусконаладке систем пожарной сигнализации и противопожарной обработке конструкций, а также установке специальных дверей требуют лицензии МЧС(проектирование может осуществляться по проектной лицензии РОССТРОЯ). Работы которые могут быть отнесены к работам по эксплуатации опасных объектов требуют лицензии ГГТН.
Для получения лицензии соискатель строительной лицензии должен формально выполнить 3 группы лицензионных условий 1. Оплатить государственную пошлину в размере 1000 и 300 рублей. 2. Иметь соответствующим образом оформленные документы о государственной регистрации своего предприятия (и представить их в виде нотариальных копий) 3.Предоставить информацию о Технической базе, Кадровом составе, Системе контроля и управления качеством.
Замена лицензирования строительства в Российской Федерации на членство в саморегулирующихся организациях
27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 273-ФЗ о прекращении с 1 января 2010 года действия лицензий на осуществление следующих видов деятельности (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения): — инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; — проектирование зданий и сооружений; — строительство зданий и сооружений. В соответствии с Законом с 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен. С 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по (а) инженерным изысканиям, (б) подготовке проектной документации и (в) строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов таких работ установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), будет Свидетельство о допуске к соответствующему виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), соответственно в области (а) инженерных изысканий, (б) архитектурно-строительного проектирования и (в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно закону, все члены СРО обязаны вносить взнос в компенсационный фонд СРО (минимальный размер взноса для строительных организаций — 300 000 рублей). Фонд затем расходуется на выплаты в случае причинения какого-либа вреда в результате ошибок в строительстве.
Источник: dic.academic.ru
Лицензирование строительной деятельности
Лицензия (лат. — licentia) — разрешение, право. Продукция строительства и сама строительная деятельность связаны с обеспечением жизнедеятельности человека. Если строительство ведётся из некачественных или экологически вредных материалов, то его результаты могут оказывать разрушительное действие как на человека, так и на окружающую среду. Поэтому практически все виды строительной деятельности подлежат лицензированию, то есть на их выполнение необходимо иметь специальное разрешение.
С 01.01.92 в Российской Федерации осуществляется лицензирование строительной деятельности. Оно представляет собой один из инструментов государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
В настоящее время основой лицензирования являются “Положение о лицензировании строительной деятельности”, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. (№ 351) [115], общий порядок ведения лицензионной деятельности в РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 “О лицензировании отдельных видов деятельности” [110] и “Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемых на основании лицензии”, утверждённый приказом Министерства строительства Российской Федерации №17-119 от 05.09.96 [116].
Начиная с 01.01.94 осуществление строительной деятельности без лицензирования на территории РФ запрещено. Перечень видов строительной деятельности, на выполнение которых требуются лицензии, включает восемь групп (более сорока наименований работ).
I. Разработка градостроительной документации.
II. Топографо-геодезические и картографические работы.
III. Архитектурная деятельность.
IV. Выполнение инженерных изысканий для строительства.
V. Выполнение проектных работ.
VI. Выполнение строительно-монтажных работ.
VII. Производство отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий.
VIII. Инжиниринговые услуги.
Этот перечень охватывает практически все виды строительных и проектно-изыскательских работ (ПИР). Любая организация (юридическое лицо) или физическое лицо могут получить лицензию на осуществление профессиональной деятельности в области строительства. Такую лицензию (для физических лиц — квалификационный сертификат) могут выдавать лицензионные органы — Федеральный лицензионный центр при Госстрое России или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (территориальные лицензионные центры). Лицензии, выданные Федеральным центром, действительны на всей территории РФ, в странах СНГ и за рубежом. Лицензии, полученные в территориальных центрах, действительны только на территории соответствующего субъекта Федерации.
Для получения лицензии на строительную деятельность организация (лицензиат) должна представить в лицензионный орган следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием юридических реквизитов, вида строительной деятельности, особых условий осуществления лицензируемого вида строительной деятельности, срока действия лицензии;
2) копии учредительных документов;
3) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;
5) справку из налогового органа о постановке на учёт;
6) сведения о квалификации специалистов и рабочих;
7) сведения о нормативно-технической базе;
8) сведения о системе контроля качества работ;
9) сведения об организации охраны труда и окружающей природной среды, об условиях соблюдения пожарной безопасности;
10) справка страховой компании о страховании строительных рисков.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов. Лицензия выдаётся на срок не менее трёх лет (по просьбе заявителя срок может быть сокращён), оформляется на типовом бланке, подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.
Для получения лицензии по некоторым специальным видам работ [117] необходимо предварительно пройти экспертизу в специализированных экспертных базовых центрах, роль которых выполняют НИИ, ПИИ, ВУЗы и другие организации и учреждения, обладающие соответствующим научно-техническим потенциалом и опытом.
Основанием отказа в выдаче лицензии может быть наличие в представленных заявителем документах недостоверной, ложной или искажённой информации и отрицательное экспертное заключение.
Лицензия может быть приостановлена или аннулирована, на что нужны веские причины или заявление лицензиата [115].
За рубежом лицензируются не организации (предприятия), а физические лица.
С 1994 г. в России также, сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной нормативной основе (приказ бывшего Минстроя России № 17-117 от 05.09.96) и пока на добровольной основе введена государственная сертификация физических лиц на осуществление профессиональной деятельности в области строительства. Из 1200 инженерных должностей, занятых в строительстве, сертифицироваться будут 214 (18%) [118]. Это около 200 тысяч работников, занятых такими функциями:
· входной контроль качества оборудования, материалов;
· контроль качества работ на всех стадиях;
· организационно-технологическая подготовка производства;
· обеспечение эксплуатации машин, механизмов, энергосистем;
· снабжение инструментом, оснасткой, средствами механизации и автоматизации;
· охрана окружающей среды.
Необходимость введения профессиональных лицензий (государственных квалификационных сертификатов) возникла в связи с тем, что при распространённой в современных условиях форме лицензирования организаций (предприятий) всю материальную ответственность несёт коллектив в целом, в том числе и невиновные, а непосредственный виновник (ГИП, главный инженер, прораб) может безнаказанно уволиться, работать на другом предприятии и дальше нарушать нормативные требования.
Источник: studopedia.ru
Лицензирование строительной деятельности
В соответствии с положениями статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Вопросы лицензирования в нашей стране в основном регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Виды деятельности, на осуществление которых необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Закона о лицензировании. Заметим, что с 1 января 2007 года статья 17 Закона о лицензировании не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к сфере строительства. Напомним, что Закон о лицензировании был значительно изменен Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон №80-ФЗ). Федеральный закон №80-ФЗ значительно сократил количество видов деятельности, на осуществление которых необходимо специальное разрешение, ввел процедуру упрощенного лицензирования, кроме того, изменил подход к процедуре приостановления лицензии.
Ранее, до 1 января 2007 года статья 17 Закона о лицензировании требовала от хозяйствующего субъекта наличие лицензии при осуществлении следующих видов деятельности в сфере строительства:
· проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
· инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
В соответствии со статьей 8 Закона о лицензировании все лицензии выдаются сроком на пять лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.
Лицензирование указанных видов строительной деятельности с 1 января 2007 года отменено и с указанной даты организациям, занятым в сфере строительства, получать лицензию не нужно.
Обратите внимание!
В ситуации отмены лицензирования не исключено, что у многих хозяйствующих субъектов, занятых в сфере строительства, в учете числится стоимость лицензии, не списанная на затраты, ведь в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдается сроком на 5 лет. Напомним, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с лицензированием организация первоначально отражает на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем в течение срока действия лицензии ее стоимость переносится на затраты. Естественно, что те хозяйствующие субъекты, которые получили такое разрешение до 1 января 2007 года, столкнутся с подобной ситуацией. Как им поступить: списывать оставшуюся сумму на затраты сразу или продолжать списание в прежнем порядке? На наш взгляд, при решении данного вопроса, организация должна руководствоваться следующим.
Расходы на получение лицензии для организации, занимающейся видом деятельности, на осуществление которой необходимо специальное разрешение, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н (далее — ПБУ 10/99) являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 в случае, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в учете путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Полученная организацией лицензия обуславливает получение дохода в течение 5 лет, следовательно, расходы на ее получение признаются организацией ежемесячно в течение данного срока. Как мы уже отметили, первоначально они учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списываются в порядке, устанавливаемом организацией (либо в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее — Приказ №34н). Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации.
Начиная с 1 января 2007 года расходы, связанные с получением лицензии, уже не будут обеспечивать получение дохода. Можно сказать, что расходы, связанные с лицензированием фактически обеспечивают получение дохода в течение меньшего срока, чем срок действия лицензии. Исходя из этого, сумма расходов по приобретению лицензии, числящаяся в учете на 31 декабря 2006 года в составе расходов будущих периодов, может быть полностью включена в состав расходов по обычным видам деятельности в декабре 2006 года (последнем месяце, в котором осуществлялась деятельность на основе данной лицензии).
Пример 1.
Организация «А» осуществляющая деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, получила лицензию в январе 2006 года.
За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено, что списание стоимости лицензии и в бухгалтерском и в налоговом учете производится равными долями в течение срока ее действия.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:
Источник: www.audit-it.ru