Анализ логистических видов деятельности строительных предприятий, влияние логистики на показатели деятельности строительных предприятий. Структура логистической системы и определение ее функции. Проектирование бизнес-процессов логистической системы.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | автореферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.09.2018 |
Размер файла | 69,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Совершенствование методов управления логистической деятельностью предприятий строительной отрасли
МАРИЯ НИКИТИНА. Проблемы рынка сельскохозяйственной продукции России.
Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строительство))
Брыков Артемий
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном строительном университете
Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор
Лукманова Инесса Галеевна
Официальные оппоненты — доктор экономических наук, профессор
Абрамов Сергей Ильич
Кандидат экономических наук, доцент
Соловьев Вячеслав Владимирович
Ведущая организация — ГОУ ВПО «Московский институт коммунального хозяйства и строительства»
Актуальность темы исследования. В настоящее время предприятия строительного комплекса постоянно сталкиваются с решением сложных задач управления материальными ресурсами, используемыми при строительстве объектов. Строительство как отрасль материального производства является крупнейшим потребителем продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства. В строительстве используется 15% всей промышленной продукции, расходуемой в сфере материального производства. Поэтому эффективность функционирования строительных предприятий в значительной степени зависит от интеграции существующих систем управления снабженческими, производственными, транспортными и сбытовыми процессами, осуществляемыми при строительстве объектов.
В современных условиях в строительном комплексе созданы все условия необходимые для перехода от логистических связей, складывающихся стихийно к целенаправленному формированию цепей поставок. При принятии решений по выбору поставщиков, способу поставок и складирования строительные организации руководствуются требованиями сопряженности, гибкости, надежности функционирования логистических систем
Одним из наиболее прогрессивных научных направлений совершенствования системы управления ресурсным обеспечением является применение современных логистических подходов, дающих возможность управлять потоками всех видов ресурсов необходимых при строительстве, максимально удовлетворять спрос на продукцию и доводить ее до потребителей в обусловленные сроки с минимальными затратами.
Проблемы логистики и пути их решения
Применение логистических методов в управлении позволят строительным предприятиям снизить издержки производства, повысить производительность, улучшить качество продукции и в результате получить конкурентные преимущества на рынке. Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных логистических подходах, должны найти широкое применение в практической деятельности строительных предприятий.
Разработке и исследованию проблем применения логистического подхода к управлению в российских условиях посвящены труды С.И. Абрамова, Б.А. Аникина, А.Г. Белоусова, Л.М. Гаджинского, М.П. Гордона, П.Г.
Грабового, Х.М. Гумбы, Е.И.Зайцева, М.Е. Залмановой, М.И. Каменецкого, B.C. Лукинского, Л.В. Миротина, IO.M. Неруши, В.К.Плоткина, А.И. Семененко, И.И. Сидорова, А.А, Смехова, Д.И.
Стаханова, А.Д. Чудакова, Н.Ю. Яськовой и др.
Кроме того, исследованием данной проблемы занимались также крупные зарубежные ученые такие как Уотерс Д, Линдерс Майкл Р, Фирон Харольд, Вуд Ф. Дональд, Джонсон С. Джеймс.
Признавая бесспорный авторитет названных ученых в создании теоретико-методологических основ логистики, необходимо отметить, что анализ производственной деятельности российских строительных предприятий показал, что вопросы ее применения в строительстве остаются мало изученными. Необходимость решения поставленной проблемы определило актуальность исследования, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Целью диссертационной работы является развитие теоретических основ и разработка научно-практических методов и рекомендаций по совершенствованию управления логистической деятельностью строительных предприятий.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— анализ теоретических и методологических основ логистики, как инструмента совершенствования процессами управления строительными предприятиями;
— анализ логистических видов деятельности строительных предприятий;
— выявление и обоснование влияния логистики на показатели деятельности строительных предприятий;
— разработка логистической модели цепи поставок в строительстве;
— разработка структуры логистической системы и определение ее функции;
— проектирование бизнес-процессов логистической системы строительных организаций;
— анализ методов и разработка рекомендаций по управлению рисками в логистической системе.
Объектом исследования являются строительные предприятия различных организационно-правовых форм собственности независимо от объемов и видов выполняемых работ и типов выпускаемой строительной продукции.
Предметом исследования являются экономические и организационные взаимоотношения между участниками цепей поставок в логистических системах строительных предприятий.
Теоретической и методологической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, логистики и маркетинга. В качестве методологического и инструментального базиса исследования были использованы методы математической статистики и моделирования, экономического и системного анализа, исследование операций, а также законодательные акты, постановления Правительства РФ и другие официальные документы, методическая и научно-техническая литература.
Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке методических основ по применению логистических систем, предназначенных для управления процессом обеспечения ресурсами и установления взаимосвязей между участниками цепей поставок строительных предприятий.
В ходе выполненного исследования получены следующие научные результаты:
§ проведенный в диссертации анализ влияния логистики на показатели деятельности строительных предприятий позволил установить недостатки в логистической деятельности и определить направления ее совершенствования и развития;
§ сформулирована концепция создания логистической системы для строительных предприятий путем уточнения основных понятий, главных целей и задач, стоящих перед логистическими системами; дано содержательное определение сущности системы, проявляющейся в выборе форм, методов и объектов логистизации;
§ разработана логистическая модель цепи поставок для строительных организаций, позволяющая осуществлять последовательный синтез структуры логистической цепи с учетом технологической и организационной совместимости звеньев цепи поставок;
§ на основе анализа различных логистических стратегий разработан методический подход к формированию эффективной логистической стратегии строительного предприятия, дающей возможность принимать стратегические решения по развитию логистической деятельности;
§ обоснована и предложена логистическая организационно-управленческая структура, учитывающая специфику строительных предприятий, отражающая все логистические процессы и функции управления, и позволяющая координировать деятельность всех участников цепи поставок;
§ разработаны рекомендации по управлению рисками в логистических системах, направленные на снижение влияния рисков для обеспечения гарантированного дохода предприятия.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что методические и практические рекомендации могут быть использованы строительными предприятиями для повышения эффективности своей деятельности. Полученные результаты создают основу для формирования эффективного взаимодействия строительных предприятий как участников цепей поставок.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена применением современных экономических теорий и методов исследований, позволяющих получать достоверные и надежные данные для решения поставленной проблемы; оригинальных методов, методологических и научно-практических положений, разработанных автором в процессе исследований, а также использованием репрезентативного объема данных, представляющих собой обширный массив информации по исследуемой проблеме.
На защиту выносятся:
— логистическая модель цепи поставок материально-технических ресурсов для строительных организаций;
— методика разработки эффективной логистической стратегии строительного предприятия;
— методический подход к созданию системы управления логистической деятельностью предприятия;
— принципы разработки альтернативных логистических организационных структур с учетом специфики строительных организаций;
— рекомендации по управлению рисками в логистических системах.
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано шесть печатных работ, в том числе три в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, определенных Высшей Аттестационной комиссией. Общий объем публикаций составил 3,34 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертационной работы составляет 145 страниц, в том числе 1 таблица и 30 рисунков. Библиография содержит 88 наименований трудов отечественных и зарубежных авторов.
За последние годы в строительстве произошли серьезные количественные и качественные изменения, которые вместе с известными достижениями вызвали ряд трудностей в области управления, обеспечением ресурсами строительных объектов. Это связано с тем, что в традиционных системах управление производством и логистикой предприятия рассматриваются как изолированные элементы, что обуславливает возникновение существенных колебаний во всей логистической цепи. В тоже время необходимо отметить, что влияние макроэкономических и микроэкономических факторов требуют не только оптимизации основных элементов цепи поставок, но и необходимость обеспечения устойчивых взаимосвязей между звеньями логистической цепи и способности быстрого реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды строительной организации в рамках общих целей. Потребность в материалах, конструкциях и изделиях определяется индивидуальными особенностями строящихся объектов, технологией и организацией строительства. Закупка и поставка материалов должны осуществляться в строгом соответствии с технологическими требованиями и сводить к минимуму излишние складские запасы.
Современные тенденции организации снабжения строительства испытывают на себе, с одной стороны, влияние внутреннего стремления предприятий к автономности и независимости, а с другой — стремления к своевременному обеспечению строительного производства и достижения максимальной сопряженности выполнения логистических операций всеми участниками цепей поставок. Эти требования предопределяют необходимость поиска новых форм и способов интеграционного взаимодействия всех звеньев цепи поставок, что можно реализовать на базе логистического подхода.
Принципиальное отличие логистического подхода состоит в том, что объектом управления становится поток.
Под потоком в логистике понимают один или множество объектов, воспринимаемые как единое целое. Поток в определенные моменты времени может быть запасом материальных ресурсов, незавершенным производством или готовой продукцией.
Логистические потоки классифицируются по разным признакам, в том числе: по отношению к рассматриваемой системе; по степени непрерывности и изменчивости; по характеру перемещения объектов потока; по степени периодичности, сложности, управляемости и т.д.
Для строительных предприятий характерны следующие соотношения потоков: внутренние потоки превалируют над внешними, дискретные — над непрерывными, стохастические — над детерминированными, нестабильные — над стабильными, неравномерные — над равномерными, сложные — над простыми, управляемые — над неуправляемыми.
Любое предприятие, являясь основным звеном в рыночной экономике, характеризуется определенной двойственностью: оно и потребитель, и производитель. Продукция, производимая предприятием, поступает к потребителям, проходя определенный цикл, в ходе которого потребители генерируют спрос, а в ходе выполнения на предприятии производственных процессов используются различные ресурсы для выпуска продукции, удовлетворяющей этот спрос. Перемещением ресурсов в границах этого цикла занимается логистика.
Логистика отвечает за материальный поток, идущий от поставщика в строительную организацию, проходящий через определенные процессы внутри организации и затем уходящий к потребителям. Кроме того, логистика занимается также перемещением материальных ресурсов внутри самой организации, доставляя их от внутренних поставщиков к внутренним потребителям (рис.1).
Рассматривая общую схему материальных потоков при производстве строительной продукции, выделяют следующие логистические виды деятельности: закупка, транспортировка, прием и складирование материалов; управление запасами материальных ресурсов и комплектация материалов.
Совокупность логистических операций по перемещению материалов от источника сырья через производителя до потребителя готовой продукции представляет собой цепь поставок.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
На практике строительные организации получают материально-технические ресурсы от множества поставщиков и передают свою продукцию разным потребителям, поэтому все материалы, пройдя по отдельным цепям поставок, сначала аккумулируются в строительной организации, проходят производственный цикл и в виде готовой продукции поступают потребителям.
Логистическая модель строительного объекта увязывает цепи поставок всех предприятий, участвующих в строительстве, в единый моделирующий комплекс, описывающий цепи поставок между этими предприятиями. Эта модель может быть представлена следующим образом:
где Q — общее количество процессов;
— поток щ для процесса q;
Щ — общее количество потоков;
W — общее количество элементов в снабженческо — производственно — сбытовой деятельности;
— j-й параметр описания потока щ для процесса q соответственно на входе и на выходе каждого элемента;
— оператор преобразования процессов и потоков в элементе w;
J — общее количество параметров описания потоков;
Формирование цепей поставок в строительстве включает два основных направления: оптимизацию элементов логистической цепи и обеспечение согласованного взаимодействия между звеньями цепи поставок.
Для управления цепями поставок на предприятии создается логистическая система. Логистическая система — это совокупность подразделений строительного предприятия, а также поставщиков и потребителей, взаимосвязанных и объединенных единым процессом управления в рамках корпоративной стратегии. Она представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью, в которой осуществляется управление логистическими потоками.
Созданию логистической системы предшествует разработка логистической стратегии предприятия.
Логистическая стратегия строительной организации представляет собой совокупность стратегических решений, связанных с выбором направлений движения и условиями формирования логистических потоков инвестиционно-строительного процесса. Логистика играет значительную роль в реализации бизнес-стратегии строительной организации. Общая бизнес-стратегия предприятия ориентирована на запросы потребителей, если ее цель достигнута, значит, потребитель удовлетворен продукцией, выпускаемой данным предприятием.
Наиболее часто предприятия используют следующие виды логистических стратегий (рис.2.):
— стратегию на основе временных параметров, целью которой является устранение неэффективных затрат времени в цепи поставок;
— стратегию снижения затрат, направленную на максимально возможное использование имеющихся ресурсов;
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
— стратегию диверсификации, исходящую из принципа удовлетворения как можно большего числа потребителей;
— стратегию специализации, предусматривающую снижение, логистических видов деятельности;
— стратегию роста, связанную с увеличением логистических видов
деятельности или рыночной доли предприятия.
Задачи, стоящие перед логистической системой, реализуются через логистические функции. Применительно к строительным организациям можно выделить следующие основные логистические функции (рис. 3).
Управление закупками как логистическая функция включает в себя комплекс задач по планированию потребностей в материальных ресурсах, выбору поставщиков, определению сроков поставок, контролю качества закупаемых материалов и др. логистика строительный бизнес
Транспортировка материальных ресурсов рассматривается как совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и других сопутствующих логистических операций.
Управление запасами направлено на снижение вероятности возникновения дефицита материалов, используемых в процессе производства строительно-монтажных работ. Управление производственными процедурами в рамках логистической системы обеспечивает оптимальное, с точки зрения затрат и качества продукции, управление потоками материальных ресурсов и незавершенного производства с целью своевременного выпуска готовой продукции.
Поддержание стандартов обслуживания потребителей включает обеспечение заданного уровня качества продукции и послепродажного сервиса, которые являются первоочередными задачами логистического менеджмента любой организации.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Функция распределения в строительных организациях предназначена для решений задач, связанных с реализаций готовой строительной продукции.
Гарантийное обслуживание включает в себя устранение недоделок и дефектов в строительной продукции и обеспечение необходимыми для этого ресурсами.
К основным бизнес-процессам логистической системы относятся:
Бизнес-процесс «Управление закупками» включает: обработку и учет заявок на материально-технические ресурсы от строительных управлений и участков; выбор поставщиков для размещения заказов на материальные ресурсы на основании установленных критериев; учет договоров на поставку материальных ресурсов и контроль их исполнения поставщиками; учет возврата материальных ресурсов поставщикам, в случае их несоответствия уставленным в договорах требованиям.
Одной из основных задач, которые решаются в рамках бизнес-процесса «Управление запасами», является определение оптимального уровня запасов в логистических цепях поставок.
Оптимальным следует считать такой запас, который, обеспечивая непрерывность производства и уменьшая интенсивность воздействия случайных факторов на взаимодействие систем потребителя и поставщика, имел бы при этом минимальные размеры.
Бизнес-процесс «Управление распределением» включает: заключение договоров на продажу готовой строительной продукции, определение цены и вида оплаты реализуемой продукции.
Разработанная методика управления бизнес-процессами логистической системы дает возможность определить направление логистических операций, отвечающих за материальный поток, поступающий в строительную организации, проходящий через нее и выходящий из нее, и на основе этого оценить влияние логистики на экономические и финансовые результаты деятельности организации.
Анализируя логистические процессы в цепях поставок, можно оценить каждое принимаемое решение с точки зрения получения соответствующего дохода. При этом необходимо учитывать риск случайных отклонений от планируемых затрат и величины среднего ожидаемого дохода. Разброс значений возможных случайных отклонений в общем случае характеризуется законом нормального распределения Н (m, дm) с параметрами математического ожидания получения дохода “m” и среднего квадратического отклонения значений ожидаемого дохода “дm” (или дисперсии ожидания “дm 2 ”), характеризующего влияние риска.
При управлении цепями поставок в логистических системах для выбора наилучшего варианта решения, анализируется соответствующее семейство линий возможных решений относительно уровня риска. При этом все альтернативы, для которых характеризующие их точки лежат на одной и той же кривой, являются эквивалентными между собой.
Параметр соотношения риска отклонений и дохода, характеризующий отдельную линию семейства кривых, является критерием принятия решения по выбору варианта из множества альтернатив.
Альтернативные решения в логистических системах обусловлены возможными изменениями частоты поставок материальных ресурсов, заменой одних поставщиков другими, изменением траектории движения потока, видами страхования поставок за счет запасов, дроблением материального потока на более мелкие партии поставок и т.д. Для выбора наилучшего решения в условиях риска при заданном значении начального капитала необходимо построить графическую модель семейства линий уровня дохода в пространстве «Доход — Риск» с использованием функций вида:
1) f (m; дm) = m — для «нейтральных к риску» решений;
2) f (m; дm) = m — л х дm 2 — для «осторожных к риску» решений;
3) f (m; дm) = m + л дm 2 — для «склонных к риску» решений.
Величина “л” обозначает принятый интервал изменения дохода при построении графика нормального распределения значений дm. При этом величина л > 0 характеризует степень соответствующей «осторожности» или «склонности» к риску принимаемого варианта решения.
Таким образом, можно выделить три типа принимаемых решений по отношению к риску (рис. 4):
— «нейтральное к риску» решение, при котором значение величины риска не влияет на принимаемые решения;
— «осторожное к риску» решение, когда выбирается та из рассматриваемых альтернатив, для которой риск будет меньшим;
— «склонное к риску» решение, при котором увеличение риска при сохранении величины среднего ожидаемого дохода соответствует более предпочтительной альтернативе.
Размещено на http://www.allbest.ru/
а) «нейтральное к риску» решение
Размещено на http://www.allbest.ru/
б) «осторожное к риску» решение
Размещено на http://www.allbest.ru/
в) «склонное к риску» решение
Рис. 4. Семейства линий возможных решений относительно уровня риска
— альтернативные решения в пространстве «Доход — Риск» при среднем ожидаемом доходе;
— альтернативные решения в пространстве «Доход — Риск» с учетом изменения уровня риска и дохода.
Предложенная графическая модель позволяет при управлении цепями поставок определить наиболее выгодный для предприятия вариант решения.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Для снижения влияния риска в логистике используется метод перераспределения риска между участниками цепи поставок, что должно быть предусмотрено в контракте.
В диссертации разработана экономико-математическая модель перераспределения рисков между участниками поставок:
где — коэффициент долевого участия предприятия в цепи поставок;
— конечный результат при участии в цепи поставок;
Предложенная модель учитывает возможность получения прибыли каждым участником цепи поставок. Чем меньше коэффициент долевого участия предприятия, тем больше будет соответствующий безрисковый эквивалент доходности. «Баланс» между ожидаемой доходностью и риском ее отклонения при уменьшении доли участия предприятия в цепи поставок становится для него более предпочтительным. Но следует учитывать, что соответствующий конечный результат при малых значениях долевого участия будет ограничен. Поэтому в реальной ситуации, при оценке участия в цепи поставок, предприятие накладывает ограничения снизу на величину доли своего участия.
К способам снижения риска, принимаемых в логистике решений, кроме перераспределения рисков между участниками цепи поставок, относятся страхование рисков и резервирование средств на покрытие дефицита.
Страхование рисков заключается в передаче рисков страховой компании. Когда наступает страховой случай, предприятие получит от страховой компании сумму, которая не будет фиксированной, а зависит только от тарифа. Оговоренная в страховом договоре цена страхового возмещения при заданном тарифе служит основанием для определения затрат предприятия при его заключении.
Кроме страхования одним из способов управления рисками для ненадежных элементов любой системы является создание резервов. Применительно к системам логистики в моделях такого типа необходимо учитывать как стоимость управления рисками, так и эффективность такого управления. К методам управления рисками в цепях поставок с использованием резервирования относится метод хеджирования. При этом рассматривается модель, для которой риск обусловлен возможностью дефицита некоторых конкретных материалов. Затраты на резервирование каждой конкретной единицы в общих затратах предприятия оцениваются с помощью коэффициента хеджирования. В задачах выбора оптимального варианта хеджирования дефицита при максимизации дохода учитываются: стоимость хеджа, его эффективность и отношение предприятия к риску:
где — начальный капитал предприятия;
— конечный доход предприятия;
— затраты на поставку материалов при отсутствии резерва запаса;
— показатель максимального резервного запаса в долях от требуемого количества материалов;
— коэффициент, учитывающий долю затрат на поставку резервного запаса в общих затратах ;
— доля затрат на хранение резервного запаса.
Применение логистического подхода к управлению ресурсами оказывает существенное влияние на показатели деятельности строительного предприятия, так как позволяет сокращать оборотные активы за счет снижения уровня запасов и активизирует рациональное использование строительной техники, складских помещений, что снижает долгосрочные активы и соответственно повышает прибыль.
Основные выводы и предложения
В диссертационной работе рассмотрены наиболее актуальные проблемы управления логистической деятельностью строительных предприятий, обобщены научные результаты, представляющие собой комплексное исследование, которое включает все этапы решения поставленных задач от анализа и исследования до разработки практических рекомендаций.
По результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы:
1. На основе анализа управления обеспечением строительных предприятий ресурсами определены логистические виды деятельности в строительстве, выявлены логистические потоки, разработана их классификация и установлена взаимосвязь между ними, что дает возможность качественно изменить традиционные методы решения многих актуальных задач управления предприятиями строительной отрасли на базе использования процессного подхода в логистике.
2. Анализ существующих методов проектирования и оценки способов поставок позволил разработать принципы формирования цепей поставок в строительстве, основанные как на внутренних видах деятельности по обеспечению ресурсами строительных процессов, так и деятельности внешних организаций, участвующих в цепи поставок.
3. Предложенная логистическая модель дает возможность увязать цепи поставок всех предприятий — участников строительства, в единый моделирующий комплекс, включающий все процессы снабженческо-производственно-сбытовой деятельности, которые необходимо контролировать с целью своевременного ввода объекта в эксплуатацию и выполнения требований потребителей.
4. Разработанные методические принципы формирования логистической стратегии, охватывающей вопросы, связанные с решением стратегических и тактических задач планирования и распределения материально-технических ресурсов, позволяют строительным организациям значительно сократить запасы материальных ресурсов, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечить удовлетворение потребителей в качественной продукции и расширить свою долю строительного рынка.
5. Предложенная структура логистической системы строительного предприятия, включающая логистические функции и операции, позволяет отразить существующие взаимосвязи между структурными и функциональными подразделениями предприятия, а так же с внешними поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой строительной продукции.
6. Разработанная методика управления бизнес-процессами логистической системы дает возможность на основе анализа и структуризации бизнес-процессов определить направления по их результативности и эффективности и способствует получению строительными предприятиями синергетического эффекта от их улучшения.
7. На основе выполненных теоретических исследований разработаны рекомендации по использованию методов и моделей управления рисками, направленные на снижение влияния рисков, на конечные экономические результаты деятельности строительных предприятий и позволяющие получать гарантированный доход.
8. Проведенное исследование показывает, что источниками экономического эффекта от применения логистической системы являются снижение совокупных затрат и потерь при выполнении логистических процессов, минимизация запасов материальных ресурсов и повышение доходности на активы предприятия.
9. Разработанные методические рекомендации по применению логистических систем могут быть широко использованы предприятиями строительной отрасли, участвующими в цепи поставок независимо от вида деятельности.
Список публикаций автора в которых отражены основные положения диссертации
Статьи опубликованные в ведущих рецензионных научных изданиях и журналах, определенных Высшей Аттестационной Комиссией
1. Брыков А.М. Логистические виды деятельности в строительстве. — М: «Промышленное и гражданское строительство.» № 7, 2007 — 0,34 п.л.
2. Брыков А.М. Функции логистической системы строительной организации М., Журнал «Недвижимость: экономика и управление» №3-4, 2007 — 0,4п.л.
3. Брыков А.М. Методы выбора наилучших альтернатив цепей поставок в условиях риска.- М., Журнал «Недвижимость: экономика и управление» № 3-4 2008. — 0,4п.л.
Статьи в журналах, сборниках научных трудов и других изданиях
4. Брыков А.М. Повышение эффективности функционирования строительных предприятий с использованием логистического подхода. Сб. научных трудов. Каф. Эус: Выпуск 14, — М.:МГСУ, 2007. — 0,4п.л.
5. Брыков А.М. Логистический фактор конкурентной политики строительной организации. М., Сб. научных трудов каф. ИСТУС МГСУ, 2008. — 0,6 п.л.
6. Брыков А.М, Лукманова И.Г., Романова К.Г., Петрова С.Н. Создание систем менеджмента качества на предприятиях строительной отрасли в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 — Справочное и учебное пособие для обучения групп резерва высшего звена управления предприятиями строительного комплекса Москвы — М.: «НОУ «Строй Персонал», 2008 — 6,5 п.л. (в т.ч. лично автором 1,2 п.л.)
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ логистической системы предприятия ООО «Уралинтерьер». Оценка складской и транспортной логистики организации. Влияние логистических затрат на финансовые показатели. Модель формирования стратегической прибыли для оценки эффективности логистики.
дипломная работа [1,1 M], добавлен 07.01.2014
Исследование экономической сущности логистической системы. Критерии и методы оценки рентабельности функционирования логистической системы и её отдельных элементов. Характеристика влияния логистических процессов на формирование рентабельности предприятия.
курсовая работа [398,8 K], добавлен 20.03.2015
Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Логистический консалтинг. Моделирование бизнес-процессов. Проектирование систем распределения.
реферат [30,1 K], добавлен 23.11.2010
Анализ рекомендаций по формированию оптимальной логистической системы в условиях современных рынков производства. Проблемы выбора логистической концепции для организаций по производству пива. Знакомство с деятельностью ОАО «Пивоваренная компания Балтика».
курсовая работа [1,4 M], добавлен 10.07.2019
Основные экономические показатели анализа хозяйственно-финансовой деятельности промышленных, строительных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Качественные показатели работы предприятий розничной торговли. Анализ состава оборотных активов.
Источник: revolution.allbest.ru
Влияние уменьшения издержек в логистике на конкурентоспособность строительной организации
В условиях быстрого развития рынка, организациям для повышения своей конкурентоспособности и удовлетворения запросов потребителей приходится постоянно проводить анализ деятельности фирмы, а так как издержки логистики в основном составляют 20-30 % стоимости продукции авторы в данной статье решили проанализировать, как же издержки в логистике влияют на конкурентоспособность организации?
Что же такое логистика? Логистика представляет собой совершенствование управления материалом и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья, до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и принятия экономических компромиссов с целью получения синергетического эффекта.
Немаловажную роль играет логистика в строительной сфере. Если вдруг произойдет кратковременный перерыв в строительном процессе из-за сбоя в снабжение, могут начаться проблемы и существенные экономические потери. Для того чтобы этого не случилось надо наладить идеальный уровень снабжения, отлаженную и бесперебойную поставку материалов на строительную площадку, то есть необходимо использовать логистику.
Логистика строительства – это тесная взаимосвязь практически всех разделов этой науки: производство, закупки, хранение (на складах производителя), транспортировка и опять хранение (на территории строительной площадки).
В логистическом процессе строительства играет важную роль складская логистика, так как необходимо обеспечить четкий контроль качества и количества необходимых строительных материалов. В больших строительных компаниях осуществляют контроль квалифицированные специалисты на каждом этапе материально-технического снабжения строительной площадки (объекта), тут есть контроль остатка материалов, контроль качества и обеспечение надлежащего хранения материалов на территории объекта.
Транспортная логистика также тесно переплетается со строительством. Не всегда к завершению одной работы и началу другой на строительной площадке имеется необходимое количество строительного материала. Поэтому очень важно, чтобы доставка материала на площадку была по установленному временному графику, который составляют инженера на объекте.
Строительная логистика успешной строительной компании – это комплексное решение всех задач, необходимых для качественной и своевременной сдачи объекта заказчику.
Логистика в строительстве начинается с усовершенствования в процессах снабжения:
— Организации транспортировок, складирования. Это нужно делать и на объектовом уровне, и в масштабах всей организации.
— Проведение оптимизации в процессах закупок, ведении дел с партнерами. Следующим этапом логистического развития можно назвать этап интеграции снабжения и производства.Основными концепциями логистики являются точность и бережливость, они должны применяться в процессах производства строительных предприятий. Еще одной особенностью направления логистики в строительстве является то, что компания выступает потребителем в системах логистики поставщиков стройматериалов, различных составляющих. При грамотном логистическом подходе можно оптимизировать затраты улучшая время исполнения заказов, надежность поставок.
ТАБЛ. Логистические проблемы и их решение.
Сбой поставки от поставщика
При поиске компании-поставщика сохранять контакты компаний, которые составляли конкуренцию выбранной
Регулярно производить мониторинг компаний, которые предлагают выгодные системы скидок и специальных предложений для своих покупателей
Заключение долгосрочного контракта с выбранным поставщиком, мониторинг скидок
Иметь в запасе несколько свободных машин
Чтобы машины не простаивали без работы, в свободное время сдавать их в аренду другим организациям
Проблема с грузчиками
Мобильность всех бригад рабочих
Продуманное распределение рабочей силы
Выплата з/п от выработки
Проблема с техникой
Иметь в запасе свободные машины
Чтобы машины не простаивали без работы, в свободное время сдавать их в аренду другим организациям/ если нет в запасе лишних единиц транспорта, то брать в аренду
Иметь в запасе несколько свободных машин
Чтобы машины не простаивали без работы, в свободное время сдавать их в аренду другим организациям/ если нет в запасе лишних единиц транспорта, то брать в аренду
Проблемы на дороге(ремонт, пробки, погодные условия)
Заранее составлять маршрут поездки, искать пути объезда затрудненных участков дороги;
Иметь небольшой запас топлива;
Оснастить водителя рацией- в настоящее время она очень помогает в дороге, водители помогают друг другу полезными советами
Планировать график движения с учетом ситуации на дороге
Порча товара при транспортировке
Ознакомить водителя с инструкцией, в которой прописано что он отвечает за сохранность перевозимого имущества;
Прописать в договоре, какой % перевозимого груза может быть поврежден при транспортировке
Проверять состояние склада и хранящихся на нем грузов
До заключения договора аренды, ознакомиться с состоянием склада
Улучшать технологии хранения в зависимости от товара, т.е. оборудовать склад хорошим освещением, теплом, приборами от вредителей.
Закупать все необходимо оборудование у одного поставщика т.к. скорее всего он даст скидку
Неосторожное обращение с грузом внутри склада
Ознакомить рабочих с инструкциями по работе с грузом
Ввести систему штрафов за порчу груза
Страхование товара, штрафы
Неправильная работа склада
Обеспечение системности работы на складе путем планирования графика поставок
Постоянно производить мониторинг соответствия количеству выполняемых операций мощностям склада
Четко спланированный график поставок без перебоев снизит затраты
Воровство на складе
Ввести наказания (штраф, увольнение, дополнительные рабочие дни)
Максимально уменьшить число охранников, например: сделать кабинет, куда будут приходить данные со всех камер и кнопку экстренного вызова полиции, штрафы
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что планирование логистической деятельности должно быть комплексным и системным. Необходимо очень внимательно планировать график не только движения материалов, но и период поставки на склад, состояние которого должно изначально удовлетворять всем нормам, чтобы в дальнейшем избежать проблем с причинением ущерба товару и поиском нового склада. Для того чтобы бесперебойно доставлять товар на выбранный нами склад, необходимо обеспечить транспортную мобильность, при этом, если некоторые единицы техники стоят без работы, их можно сдавать в аренду и получать от этого прибыль. Ещё одним немаловажным аспектом логистической деятельности является страхование товара, это необходимо делать для того чтобы снизить свои риски и уменьшить издержки.
Любой этап логистики должен сопровождаться правильно оформленным документооборотом, ведь ошибки в документах могут не только значительно увеличить время на доставку товара от продавца к конечному покупателю, но и вызвать дополнительные затраты в самой компании.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что решение проблем с поставкой и хранением материалов можно организовать, не прибегая к большим денежным затратам, тем самым сократить издержки всего строительного процесса, а именно снизить потери в производстве, избежать излишних затрат на оплату труда и средств производства, брака, потерь рабочего времени, простоев товаров и лишних рабочих кадров, следовательно за счет снижения издержек появляются дополнительные ресурсы для повышения конкурентоспособности строительного предприятия.
Источник: tsp.msk.ru
Логистические проблемы строительной отрасли
Козлов, М. В. Логистические проблемы строительной отрасли / М. В. Козлов, А. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63564/ (дата обращения: 12.10.2022).
Современное состояние строительной сферы характеризуется решением сложных и многозадачных проблем: выбор и приобретение сырья и материалов, транспортно-складская логистика, обслуживание и аренда строительной техники, постоянный поиск высококвалифицированных специалистов и надежных компаний — вот далеко неисчерпанный перечень вопросов, требующих оперативных и все объемлемых ответов. В настоящей статье особое внимание уделяется логистике: планированию, снабжению, контролю и управлению транспортированием и складированием строительных материалов, изделий и конструкций — именно от эффективного решения данных операций зависит реализация различных проектов. В то время как сложившаяся строительная практика в регионах нашей страны выявила определенные недостатки в этой сфере, связанные как с объективными причинами, так и с отсутствием необходимого понимания со стороны руководителей отрасли важности задач, которые решают специалисты материально-технического обеспечения.
При реализации амбициозных проектов в России выявлены болевые точки логистики, уровень развития которой значительно отстает по сравнению с другими сферами и развивается не такими быстрыми темпами, как, например, в Европе. Доказательством этому являются высокая удаленность и слабые связи логистических центров по стране вкупе с недостаточно развитой дорожной сетью, отсутствием необходимой инфраструктуры и наличием устаревшей технической базы; относительно недавнее, по сравнению с развитыми странами, начало развития логистики при рыночной экономике; более низкий уровень экономического развития страны по сравнению с ближайшими европейскими странами.
Нет сомнения в том, что логистика все ровно является одним из ключевых элементов в строительстве. Примером этого может служить следующая ситуация. В начале 2019 года Минэкономики опубликовало прогноз экономического развития [1], в котором особо было подчеркнуто, что в ближайшее время будет наблюдаться дефицит песка, щебня, битума и других строительных материалов.
Дефицит строительных материалов для дорожного хозяйства в середине 2019 году зафиксирован в республиках Бурятия, Хакасия, Калмыкия, Забайкальском и Хабаровском краях, а также в Курганской области. В регионах, где реализуются крупные проекты, обеспечение повышенного спроса возможно за счет доставки материалов из других субъектов федерации. Но такая ситуация приведет к срыву национальных проектов, в том числе «Безопасные и качественные дороги», «Доступное жильё».
Казалось бы, что решение данной проблемы лежит в плоскости строительства соответствующих производственных мощностей. Однако по экспертным оценкам за последнее время выявлено значительное уменьшение числа заводов. В связи с этим сравнительно недавно государство, осознав сложившуюся ситуацию, приступило к разработке плана по созданию сети новых домостроительных комбинатов (ДСК), а также — субсидирования застройщикам затрат при транспортировке стройматериалов, но это касается пока регионов Дальнего Востока (такая инициатива содержится в проекте стратегии развития строительной отрасли до 2030 года [2]).
Но пока ситуация далека от логического разрешения, поэтому необходимо опираться на логистические решения, в большей степени становящиеся актуальными в связи запуском большого числа крупных проектов, территориально размещенных в отдаление от центральной европейской части России.
Подчеркнем, что не всегда у специалистов строительной отрасли есть понимание сложностей в логистике, связанные в первую очередь с невысоким уровнем ее развития. Если говорить об обеспечении реализации проектов в целом, то почти все специалисты материально-технического снабжения к главной проблеме неразвитости отрасли относят нехватку ресурсов, что является спада промышленного производства. По сути, получается замкнутый круг: логистические предприятия имеют возможность осуществить поставку строительных материалов (даже из другого региона), но наблюдается дефицит этих материалов, что, в свою очередь, приводит, к упадку сети логистических поставок. При этом по оценке совладельца ГК «Основа» Александра Ручьева перевозка продукции домостроительных комбинатов целесообразна в радиусе 500 км от предприятия, в противном случае производство становится нерентабельным.
Другим примером торможения логистической сфере является сложность доставки на объекты современного технологического оборудования, производство которого в нашей стране практически не налажено, поэтому требуется доставка из-за рубежа. Это приводит к удорожанию проекта за счет удлинения сроков реализации, росту стоимости самого оборудования, проблемам монтажа, пуска-наладке и последующей эксплуатации. Но в любом случае очевидно, что сфера материально-техническом обеспечения напрямую влияет на развития строительной отрасли.
Современный строительный рынок предлагает довольно большое число инновационных технологий производства строительных материалов, возведения зданий и сооружений, контроля качества строительства и эксплуатации. Примером этому может служить набирающая популярность за рубежом система «зеленое строительство». Особое внимание в этой технологии сосредоточено на жестком контроле производства работ и мониторинге эксплуатируемых задний и сооружений с точки зрения сохранения заложенных в проекте требований по энергоэффективности и экологической безопасности строений. Данная идея в полной мере в России не реализуется по причине её высокой стоимости, хотя государство уделяет этому вопросу серьезное внимание, стимулируя внедрение таких технологий и иногда, имея экологические характеристики, удается получить льготу по налогу на имущество в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ. Стоит особо обратись внимание, что проблем выполнения этого закона в нашей стране очень много, одной из которых является объективные сложность широкого внедрение «зеленого» строительства и наличие высокой доли импортных материалов, отвечающих повышенным требованиям по энергоэффективности.
Возвращаясь к конкретным примерам логистических проблем, можно описать следующую ситуацию: при модернизации завода требовалось емкостное оборудование для серной кислоты, которое пришлось изготавливать в Индии с последующей транспортировкой к месту монтажа. Казалось бы, в России имеются свои заводы, работающие в этом направлении, но оборудование требовалось с нестандартными размерами, и, как оказалось, отечественные предприятия не имеют возможности его изготовить. Это вызвало не только избыточные финансовые затраты по причине размещения заказа за рубежом, транспортировки негабаритного груза из Индии, но и повлекло за собой ряд технических проблем, связанных с проблемами совместимости импортного и отечественного оборудования, работающего в единой технологической цепочке.
Сейчас идет активное развитие Сибири, появляются новые заводы. Но снова приведем пример нарушения процесса материально-технического обеспечения. Довольно неожиданная ситуация сложилась с реализацией проект создания нового сегмента ТЭК на основе нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья, недалеко от Новокузнецка.
На объект требовались железобетонные составные сваи для двух типов — сварного и стаканного стыка. С первым вариантом проблем не возникло: были задействованы мощности завод ЖБИ, расположенного рядом с Новокузнецком. А вот самое близкое производство, выпускающее сваи стаканного типа, оказалось на территории Казахстана, и в случае поставки затраты на материалы превышали сметную прибыль. Что характерно, местный завод, имея возможность произвести технологическую переналадку, не захотел изменять режим работы. Это, кстати, выявляет еще одну проблему индустрии — инерцию мышления руководителя предприятия — зачем что-то менять ради небольшой экономической выгоды, если и так более-менее завод работает.
Несомненно, имеются и позитивные примеры. Так, сфера краностроения в условиях ощутимого спада на рынке развивается серьезными темпами. Несмотря на то что производство в основном сосредоточено на трех крупных заводах башенных кранов, но именно здесь реализуется в полной мере технологии и получают конечную продукцию, ничем не уступающую зарубежным аналогам. Поэтому на строительном рынке не зафиксирован дефицит этой техники, но, снова подчеркнем, имеется проблемы с их доставкой в отдаленные регионы.
Строительная отрасль нуждается в соответствующем развитии промышленности, и многие проблемы могут решаться не только в экономической экономикой плоскости. Но, несомненно, необходимо создавать сеть промышленных предприятий с одновременным вводом соответствующих логистических центров или ресурсных центров, связывающих разных поставщиков. Сейчас отдельные компании, как правило, вынуждены сами создавать такие базы, но можно было бы повысить эффективность путем создания единого информационного ресурса (электронной торговой площадки), на котором разные компании могли размечать информацию о себе и делать соответствующие запросы, а искусственный интеллект на основе технико-экономической и логистической оценок выбирал наиболее подходящие пути связи разных организаций. Возможно, что этим самым можно стимулировать вывод отрасли на новый уровень.
Данной статьей авторы привлекают внимание к некоторой недооценки потенциала логистики и её роли при развитии сферы строительной отрасли.
- Нацпроектам не хватает песка и щебня. Минэкономики оценило потребность экономики в стройматериалах [электронный ресурс] // Газета коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962486
- Стратегия развития строительной отрасли РФ до 2030 года [электронный ресурс]. URL: http://stroystrategy.ru
Основные термины (генерируются автоматически): строительная отрасль, Россия, материал, завод, материально-техническое обеспечение, Новокузнецк, особое внимание, проблема, проект, регион.
Источник: moluch.ru
Анализ актуальности применения логистического подхода в успешном функционировании строительных фирм
Евсеева А. А., Наумова А. С. Анализ актуальности применения логистического подхода в успешном функционировании строительных фирм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3716–3720. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85744.htm.
Аннотация. В статье освещается анализ возможности применения различных логистических технологий в строительном бизнесе. Осуществляется попытка внедрения логистического подхода на всех этапах строительного бизнеса, включая транспортное снабжение строительных объектов.
Анализ актуальности применения логистического подхода в успешном функционировании строительных фирм
Аннотация.В статье освещаются анализ возможности применения различных логистических технологий в строительном бизнесе. Осуществляется попытка внедрения логистического подхода на всех этапах строительного бизнеса, включая транспортное снабжения строительных объектов.
Ключевые слова: логистический подход, строительный бизнес, эффективность функционирования, материальные потоки.
Логистика играет особенно важную роль в строительной индустрии.Даже кратковременный перерыв в любой стройке изза сбоя в снабжении может привести к проблемам и экономическим потерям. Чтобы добиться идеального уровня снабжения, отлаженной и бесперебойной поставки материалов необходимо использование логистики.
Транспортный логист, кпримеру, может определить верное время суток для перевозки сырья,рассчитать правильный маршрут без пробок, тем самым сэкономив топливо и обеспечив своевременную доставку материалов.В настоящее время в городе Саратов происходит строительство жилищных комплексов. Маленькие парковки мешают въезду и выезду на шоссе,что является одной из проблем логистики в этом районе, большой приток машин отрицательно сказывается на экологической обстановке.
Для решения этой проблемы данное строительство целесообразнее начинать за городской чертой. Логистика в строительстве помогает в оптимизации процесса разгрузкипогрузки. Не вовремя доставленный груз, оборудование и стройматериалы, чаще всего приводит к потере или снижению прибыли, а также к приостановлению работ на какомлибо участке, где производятся строительные работы.
Нередко, квалифицированные водители, обладающие многолетним опытом работы и отлично знающие все дороги своего города, способны подобрать наикратчайший путь с объездом наиболее крупных пробок и заторов на дорогах, чтобы осуществить доставку максимально быстро исо строгим соблюдением указанных сроков. Дабы избежать ситуации с несвоевременной доставкой груза, все автомобили компаний снабжены специальным оборудованием, включая радиосвязь и навигаторы, что дает возможность оперативно отслеживать дорожную ситуацию,вовремя узнавать о наличии пробок и своевременноподбирать способы и варианты их объезда.Благодаря этому прорабы всегда могут быть уверены в том, что доставка груза будет осуществлена быстро и точно в оговоренные сроки, качество выполнения работ гарантируется даже в тяжелых условиях доставки по городу.Логист так же должен просчитать, в какое время будет производиться разгрузка, требуется ли присутствие специально обученного персонала, рассчитать, как лучше разместить стройматериалы по площади стройки.Еще один важный аспект строительства –автопарк. Здесь так же очень важно применение логистики. Необходимо верно определить какой груз следует транспортировать на той или иной машине, как его верно разместить,распределив по весу, для того чтобы сделать перевозку как можно безопаснее и надежнее. Нужно грамотно подобрать маршрут, чтобы колонна не завязла на размытой дороге или не попала в снежные заносы.
Материалы, направляемые на строительную площадку, проходят достаточно долгий и сложный путь —отмомента добычи сырьевых ресурсов в карьере до момента использования их «в деле». Этот процесс преобразования сырьевого ресурса в полуфабрикат, затем в строительный материал, затем в готовое изделие и, наконец, использование его по назначению, а также связанные с ним процессы транспортировки, хранения,погрузкиразгрузки и т. д. можно рассматривать как материальный поток.Эффективность движения материальных потоков в значительной мере определяется правильностью маркетингового управления ими. Изучением различных потоковых процессов в строительстве занимается дисциплина«логистика». Концепция логистики представляет собой систему более рационального планирования, организации, реализации и контроля в сферах закупок, транспортировки, складирования, производства исбыта продукции.Широкое применение логистики в строительных организациях объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением строительных материалов и введением объектов в эксплуатацию.Логистика позволяет минимизировать запасыстроительных материалов, а в ряде случаев отказаться от их использования, сократить сроки доставки строительных материалов и конструкций, ускорить процесс получения информации, повысить уровень сервиса.Логистика в строительстве начинается с усовершенствования в процессах снабжения:
организации транспортировок, складирования. Это нужно делать и на объектовомуровне, и в масштабах всей организации.
проведение оптимизации в процессах закупок, ведении дел с партнерами.Следующим этапомлогистического развития можно назвать этап интеграции снабжения и производства. Основными концепциями логистики являются точность и бережливость, они должны применяться в процессах производства строительных предприятий.
Еще одной особенностью направления логистики в строительстве является то, что компания выступает потребителем в системах логистики поставщиков стройматериалов, различных составляющих. При грамотном логистическом подходе можно оптимизировать затраты улучшая время исполнения заказов, надежность поставок.Таким образом, рассмотрев некоторые особенности логистики в строительстве, можно сказать, что Россия имеет довольно низкий уровень развития в данном направлении. Это объясняется, в первую очередь, низким уровнем логистики в целом по нашей стране. По статистике Россия находится всего на 99 месте из 150 государств по развитию логистики. В управляющие строительных компаниях зачастую недооценивают значимость логистики в этой отрасли, отдавая предпочтение другим способам повышения эффективности своей работы. Думаю, что со временем резервы этих вариантов исчерпаются, и логистический подход приобретет особую актуальность.Зачастую руководители строительных предприятий обращаются с просьбой оптимизировать транспортные потоки,сократить транспортные издержки,спроектировать (или провести реинжиниринг)складского комплекса.Немногие нашли выход из подобных ситуаций,поэтому предлагаювам вместе проанализировать и изменить подходы к улучшению логистики строительной компании:
ШАГ1 измените свое видение и определите логистику для вашей компании.Необходимо построитьаналогичную цепочку и рассмотретьвсе возможные подразделения,которые участвуют в материальноинформационном процессе,начиная с закупок и заканчивая обслуживанием клиентов.После этого вы точно узнаете,что представляет собойлогистическая система и любое задуманное улучшение нужно транслировать на эту цепочку: «что произойдет,если мы построим склад?Может быть,проблема вовсе не в складе,а возникает «раньше по течению»в закупках,или «ниже по течению»в сбыте?»Не бойтесь рассуждать,главное чтобы ваше видение и понимание улучшений было целостным,и вы могли принимать более грамотные управленческие решения.
Рис. 1 Схема логистической системы предприятия
ШАГ 2 создайте отдел логистики
Действительно,для того,чтобы систематизировать и дать ответы на все возникающие вопросы требуется аналитическая бизнесединица –отдел логистики.На первом этапе задачи отдела логистики будут систематизация,актуализация и анализ всех возможных вариантов оптимизации.На последующих этапах необходимо постепенно передавать полномочия логистам из разных подразделений –функцию контроля и оптимизации,затем планирования.ШАГ 3 проведите описание логистических процессов «как есть»
Описание процессов логистики нужно проводить на основе процессного подхода и определенным методов (например, SCORмодели)при помощи инструментов:обычного офисного программного обеспечения или автоматизированных средств (IDEF0, ARIS,AllFusion (BPWin) и аналогичных). Однако помните: что модели и программные продуктыэто всего лишь средства достижения цели,а главный их генератор –персонал компании.В случае отсутствия такового необходимо провести обучение или привлечь консультантов.ШАГ 4а.Выявите причинноследственные связи проблем и последствий в логистике для предприятия
В ходе описания логистических процессов,неизбежно будут в явном и скрытом виде «всплывать» интересные факты: их необходимо документировать и подшивать вопределенную папку.После завершения описания процессов логистики нужно разобрать и классифицировать на проблемы,задачи,пути решения,последствия,факторы,причины.
Далее нужно распределить получившиеся факты согласно конфигурации вашей логистической системы.В результате должна получиться «цепочка украденных ценностей» это антоним понятия «добавленная стоимость»,ярко характеризующий потенциальные резервы,которые требуется реализовать.На этом шаге вы действительно осознаете глубину возможных проблем и последствий своей логистической системы,возможно даже приостановите выполнение очередных целей,в виду их будущей низкой эффективности.Например,ЗакупкаДоставкаСкладированиеРаспределениеПроизводствоОбслуживание клиентовповыситьэффективность логистической системы за счет приобретения дополнительнойлокомотивной тяги и полувагонов в железнодорожный цех возможно,но увеличиться ли эффективности их использования,при том,что технологические изменения в логистике перевозок проведены не были?ШАГ 4б определите и соберите статистику по ключевым показателям логистики компании
Показатели довольно просто собираются исходя из описанных бизнеспроцессов и регламентов их выполнения.В регламентах обычно присутствуют операционные показатели (объемные,качественные,количественные,стоимостные),характеризующие эффективность выполнения определенной операции (например,операция:перемещение паллеты с ТМЦ из зоны приемки в зону активного хранения,сопровождается показателями –производительности труда водителя погрузчика,возможными потерями при перемещении и пр.)
Поэтому для определения ключевых показателей,необходимо провести агрегацию операционных показателей в ключевые (т.е.определить входимость более мелких показателей в более крупные на основе известных формул).ШАГ 5 разработайте мероприятия по улучшению.
Мероприятия по улучшению бывают следующих видов:·организационные улучшения –характеризующие изменение организационной структуры и бизнеспроцессов компании;
·технические улучшения –связаны с инфраструктурными изменениями,инвестициями в технику и инновации;
·технологические улучшения –ярко проявляются на производственных предприятия,когда с точки зрения оптимизации логистических затрат изменяется технология производства продукции;
·информационные улучшения –связаны с целесообразностью автоматизации
отдельных логистических подсистем при помощи специализированного программного обеспечения (например, WMS, SCM, APS, CRMи пр.)Также здесь
могут быть представлены мероприятия по повышению эффективности логистических процессов за счет улучшения существующего программного обеспечения.
Каждое предприятие и его логистическая система обладают уникальными свойствами,поэтому рекомендации нужно разрабатывать применительно к конкретному объекту,а простое применение типовых рекомендации,может принести вред вместо пользы для компании.ШАГ 6 выделите 20% мероприятий, которые принесут вам 80% результата.
По результатам выполнения предыдущего шага у вас появился комплекс различных улучшений.Вопрос:что с ним делать дальше и как внедрять?Ответ на этот вопрос имеет две плоскости:вопервых,разработанные решения должны быть интегрированы со стратегией развития предприятия;
вовторых,по ним должна быть составлена смета на реализацию.
Обычно все решения подразделяются на два блока:безынвестиционные и инвестиционные.Безынвестиционные решения нужно просто выполнить,а для инвестиционных –выбрать 20%тех решений,которые дадут 80%предполагаемого эффекта.ШАГ 7 выполняйте мероприятия постоянно и регулярно контролируйте их эффективность.
Для контроля заэффективностью реализации мероприятий нужно составить и согласовать с заинтересованными подразделениями план выполнения мероприятий по логистике.Отдел логистики в данном случае будет выполнять лишь небольшую часть работы,потому как основной обязанностьюбудет организация,контроль и эффективное выполнение программы мероприятий по предприятию в целом.
Рекомендуется:1.назначить ответственных по ключевым проблемам;
2.для реализации поставленных целей сформировать специальный премиальный фонд (который,например,может быть рассчитан прямо пропорционально предполагаемой суммы экономии);
3.проводить еженедельные совещания по выполнению целей,атакже ежемесячные по установленным целевым показателям;
ШАГ 8 определите требования по логистике для своих поставщиков и клиентов, согласуйте и выполняйте их.
Необходимость формулировать свои требования к логистическим системам других участников цепи поставок особенно актуальна и является велением времени.Если зарубежные компании эффективно используют этот инструмент ,в том числе при выходе на новые рынки,то для российских компаний предъявить и обеспечить выполнения требований для логистической системы поставщиков является проблемой,а для клиентов–фантастикой.
Единственный выход –это формулирование и актуализация требований на уровне отраслевых стандартов,а также проявление инициативы и интереса к данному способу экономии логистических издержек целых отраслей.ШАГ 9 оптимизируйте логистические затраты по цепочкам поставок.
Для оптимизации логистических затрат по всей цепи поставок необходимо создание ассоциативных партнерств участников на основе распределения не дивидендов,а экономии финансовых ресурсов по всей цепи поставок.Таким образом,логистику нужно рассматривать –как сквозную функцию по обеспечению непрерывного материальноинформационного потока,наряду с эффективным использованием ресурсов не только своего предприятия,а ресурсов всей цепи поставок (поставщиков и клиентов).Проблемы,которые возникают на протяжении функционирования логистической системы нужно рассматривать в комплексе,а решения разрабатывать с учетом их эффективности и стратегической важности.
Ссылки на источники1.Ягузинская И.Ю. Логистическийсервис автосалонов как основа эффективности управления товарными потоками / И.Ю. Ягузинская, Т.Н. Одинцова, А.В. Пахомова // Вестник Саратовского государственного технического университета. Вестник СГТУ. Саратов.
СГТУ –2013. –N 2 (71). –С. 254258 2.Муравьева Н.А. Подход к классификации технологических процессов в транспортноскладских логистических системах //Вестник Саратовского государственного технического университета: Саратов: СГТУ, 2013. №2(71)С.3283303.Гусев, С. А. Управление транспортно логистическими системами / В. Н. Клочков, С. А. Гусев, Н. К. Логинов // Вестник СГТУ. 2004, № 2(3). –С 139143. (0,4 п.л., авт. –0,15 п.л.)
Источник: e-koncept.ru
Логистика в строительстве
Возникшая в далеком прошлом логистика получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг.
Содержание
Введение……………………………………………………………………. ….5 стр.
Глава 1. Теоретические аспекты логистики в строительстве……….….….…9 стр.
1.1 Сущность и развитие логистики в рыночной экономике……….……..…9 стр.
1.2 Логистические системы снабжения строительства………………….…..12 стр.
1.3 Проблемы развития логистики в строительстве………. ………….……14 стр.
Глава 2.Логистический анализ деятельности ТОО «Батыс Алем Курылыс +»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «Батыс Алем Курылыс +»………………………………………………………………..…………….….…17 стр.
2.2 Анализ закупки товаров у поставщиков за 2010-2012 год……..…….…19 стр.
2.3 Анализ реализации товаров за 2010-2012 годы…………………..….…..23 стр.
2.4 Анализ состояния товарных запасов 2010-2012 гг………..…. ………. 26 стр.
Глава 3.Направления совершенствования логистической деятельности на ТОО «Батыс Алем Курылыс +»…………………………………………………………30 стр.
3.1 Повышение качества и конкурентоспособности товаров ТОО «Батыс Алем Курылыс+»………………………………………………………..………………..30 стр.
3.2 Формирование логистического сервиса на ТОО «БАК+»…….………..33 стр.
3.3 Недостатки применения логистики на предприятии и пути их устранения
Заключение………………………………………………………..…………..37 стр.
Список использованных источников…………………
Прикрепленные файлы: 1 файл
На тему: «Логистика в строительстве» (на примере ТОО «Батыс Алем Курылыс +»)
Глава 1. Теоретические аспекты логистики в строительстве……….… .….…9 стр.
1.1 Сущность и развитие логистики в рыночной экономике……….……..…9 стр.
1.2 Логистические системы снабжения строительства………………….…..12 стр.
1.3 Проблемы развития логистики в строительстве………. ………….……14 стр.
Глава 2.Логистический анализ деятельности ТОО «Батыс Алем Курылыс +»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТОО «Батыс Алем Курылыс +»………………………………………………………………..…… ……….….…17 стр.
2.2 Анализ закупки товаров у поставщиков за 2010-2012 год……..…….…19 стр.
2.3 Анализ реализации товаров за 2010-2012 годы…………………..….…..23 стр.
2.4 Анализ состояния товарных запасов 2010-2012 гг………..…. ………. 26 стр.
Глава 3.Направления совершенствования логистической деятельности на ТОО «Батыс Алем Курылыс +»…………………………………………………………30 стр.
3.1 Повышение качества и конкурентоспособности товаров ТОО «Батыс Алем Курылыс+»……………………………………………………… ..………………..30 стр.
3.2 Формирование логистического сервиса на ТОО «БАК+»…….………..33 стр.
3.3 Недостатки применения логистики на предприятии и пути их устранения
Список использованных источников………………………………………..38 стр.
Возникшая в далеком прошлом логистика получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг. Логистический менеджмент первоначально ориентировался на эффективное использование материальных ресурсов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но уже в начале 1990-х годов логистика стала ориентироваться не только на материальные ресурсы, но и на финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, которые формируются в виде потоков и рациональное взаимодействие которых позволяет обеспечить ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск товаров и оказание услуг[1].
При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость исполь зования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества.
Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе. Групповая работа требует от каждого участника повышения уровня индивидуальных способностей и умения работать в группе, так как групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов.
Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем. Логистические системы – это системы организации и управления производством.
Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть представить в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.
Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений.
Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно- строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.
Особая роль в этом процессе принадлежит транспорту, специалисты которого первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий.
Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:
• территориальной рассредоточенностью строек;
• разными объемами потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
• изменением характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
• нестабильностью номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
• постоянной потребностью в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
• экономической самостоятельностью участников строительства.
Смещение акцентов в организации строительства с организации трудовых ресурсов на организацию потоков материальных ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков можно объяснить тем, что материальные ресурсы, выступая как предметы труда, под воздействием трудовых ресурсов отражают изменение стоимости товаров и услуг по всей логистической цепочке. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.
Логистизация строительства и адаптация строительных организаций к условиям рыночной экономики требуют создания корпуса управленцев нового типа. Известно, что экономика исследует проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека и получения прибыли предприятиями. Ресурсная концепция экономики предполагает не только экономию всех ограниченных ресурсов, но и решение социальных и экологических вопросов. Новая экономическая теория с развитием логистического менеджмента способствует экономии всех ресурсов.
Совершенно очевидно, что расширенное толкование логистики, имея межотраслевой характер, нуждается в адаптации к специфике не только каждой отрасли, но и каждого предприятия. Тем более, внедрение логистики в сферу строительного производства требует глубокого осмысления ее свойств и функций, потому что для строительства особенно актуальна проблема ресурсного обеспечения, которую возможно решить путем разработки научно-практических рекомендаций использования в первую очередь основных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и технических.
Именно эти вопросы и проблемы будут рассмотрены в данной курсовой работе на примере компании «Батыс Алем Курылыс +».
Глава 1.Теоретические аспекты логистики в строительстве
1.1 Сущность и развитие логистики в рыночной экономике
Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Рис 1.1 — Логистика предприятия
Логистика снабжения Логистика пр-ва Логистика сбыта
Рынок Склад Склад Пр-во Склад Склад Заказчик
поставщ Поставщ Получат. Гот. Прод Поставщ
Сущность товародвижения заключается в сочетании физических и экономических процессов. Физическое движение заключается в его территориальном продвижении из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве заключается в переходе товара от одного владельца к другому, т.е. в смене прав собственника товара. Логистика — нахождение такого канала товародвижения, который обеспечивает минимальные сроки и минимальные затраты по доставке товаров потребителю. Обеспечивает непрерывность производства и воспроизводства [3].
К показателям логистики относятся:
— точность, верность, обязательность поставки;
— готовность к поставке;
— способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях.
Сущность логистики в комплексе — управлять товародвижением на стадиях производства, снабжения и сбыта продукции.
К принципам логистики относятся:
1. Саморегулирование (сбалансированность производства)
2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки)
3. Минимизация объемов запасов
4. Моделирование товародвижения
5. Компьютеризация (управление мат. потоками)
6. Надежность в обеспечении ресурсами
Рассмотрим влияние логистики на развитие рыночных отношений. Требования логистики к мониторингу и оценке материальных потоков, их организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями продукции.
Организуя и анализируя материальный поток на всем его протяжении, предприятия заинтересованы в улучшении показателей производственной системы, учитывают их не только на входе или выходе внутрифирменного потока, но и соответственно у партнера. Стремясь улучшить собственные показатели, фирмы вместе с тем заботятся об обеспечении интересов партнера и условий для развития договорных отношений по поставкам продукции. Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом повышения конкурентоспособности фирм на товарных рынках. Важнейшим условием логистики является поиск резервов снижения затрат на закупку, складирование, погрузку, разгрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкурентной
борьбе и лидерство в отрасли. Существенное значение приобретает при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль в логистике принадлежит оптимизационным решениям, например по нормированию партий поставки товаров, сокращению складских перевалок продукции, формированию хозяйственных связей. Принятие и реализация этих решений влияют на использование резервов экономии материальных и финансовых ресурсов, расширение региональных рынков товаров и услуг.
Многообразие логистических операций и функций (по складированию, перевозке, экспедированию, консалтингу и т. д.) позволяет значительно расширить возможности посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. Они преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые, помимо посреднических операций по закупке и реализации товаров, оказывают новые логистические услуги. Таким образом, развитие логистических функций , использование методов логистического управления оказывает влияние на совершенствование экономической политики государства.
1.2 Логистические системы снабжения строительства
Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность строительного производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства строительно-материальных ресурсов, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели.
Ранее действовавшая система органов материально- технического обеспечения была основана на сочетании отраслевого и территориального принципов и осуществлялась в области строительства государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), на который было возложено управление материально-техническим снабжением всех отраслей народного хозяйства, в том числе и строительства; отраслевыми органами материально-технического снабжения союзных и союзно-республиканских строительных министерств и ведомств (Госснабами); органами материально-технического снабжения республик, а также предприятий и организаций местного подчинения.
С переходом к рыночной экономике произошли существенные изменения на рынке строительных материалов, утратились функции государственного распределения материальных ресурсов. Появилось большое количество мелких посреднических структур, которые, хотя и функционируют в ограниченных секторах этого рынка (непроизводственное строительство, ремонт, частное строительство жилья), берут на себя определенную часть ресурсов и уже этим составляют конкуренцию не только подобным, но и крупным оптовым посредникам ( по крайней мере в части получения заказов ). Сейчас оборот продукции производственно-технического назначения основывается на рыночном отношении платежеспособного спроса и предложения, приобретая черты рыночного распределения.
Материально-техническая база строительства – система предприятий по производству строительных материалов, деталей и конструкций, предприятий по эксплуатации и ремонту строительных машин и транспорта, стационарные и передвижные производственные установки, энергетическое и складское хозяйство строительных организаций, научно-исследовательские, проектные, учебные и другие учреждения и хозяйства, обслуживающие строительство.
Подрядные строительные организации, выполняющие работы по генеральным и субподрядным договорам, и организации-заказчики обеспечивают объекты строительства всеми видами материально-технических ресурсов в соответствии с технологической последовательностью производства строительно-монтажных работ[2].
Источник: www.referat911.ru