Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ключникова Ольга Владимировна, Шаповалова Анастасия Георгиевна, Цыбульская Анастасия Андреевна
Данная статья поднимает вопрос выбора комплекта машин и формирование алгоритма рационального комплекта машин и механизм , который бы позволил определить основные расчетные характеристики, тип и количество машин , а также целесообразность использования механизмов в строительных процессах.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ключникова Ольга Владимировна, Шаповалова Анастасия Георгиевна, Цыбульская Анастасия Андреевна
Механизм формирования организационно-технологических строительных систем объектов коммунальной и телекоммуникационной инфраструктур
Применение элементов теории графов при распределении ресурсов типа мощности для линейно-протяженных объектов
The basic principles of selecting the type and number of construction machines for integrated production of works
This article raises the question of choosing a set of machines and shaping the sound of the algorithm sets of machines and mechanism that allowed us to determine the basic design characteristics, the type and number of vehicles, as well as the feasibility of using mechanisms in the construction processes.
МУЛЬТИК ПРО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ. РАЗВИВАЮЩИЙ МУЛЬТИК
Текст научной работы на тему «Основные принципы выбора типа и количества строительных машин для комплексного производства работ»
Основные принципы выбора типа и количества строительных машин для комплексного производства работ
О.В. Ключникова, А.А. Цыбульская, А.Г.Шаповалова
На сегодняшний день использование методик по выбору технологических решений производства работ позволяют определить наиболее эффективные взаимодействия предметов труда, типов и количества основного оборудования и машин. Для уменьшения сроков строительства, увеличения производительности труда и, соответственно, уменьшения стоимости строительства необходимо применять машины и механизмы соответствующие требованиям методик [1].
Поэтому сегодня стоит вопрос о комплексной механизации строительных процессов, который в дальнейшем приведет к уменьшению сроков строительства.
В 21 веке строительство нельзя представить без широкого применения современных машин и оборудования. Строительство является одной из наиболее механизированных сфер человеческой деятельности. Огромное разнообразие строительных машин используется на всех этапах строительной деятельности [2, 3].
В первой половине прошлого столетия внедрением в строительное производство машин решалась задача замены трудоемких ручных строительных процессов машинными. В настоящее время в области механизации строительства решаются проблемы более высокого уровня. В сфере повышения эффективности машинного строительного производства — создание парка машин, которые могут обеспечить наиболее высокую выработку строительной продукции при минимальных затратах на ее эксплуатацию.
Лучшие аксессуары для авто, которые ты точно захочешь себе
Для реализации строительного процесса необходимо участие различных машин и механизмов как единого комплекса. Комплексная механизация позволяет выполнять основные и вспомогательные операции
Так, например, в состав процессов, определяющих комплексную механизацию на этапе земляных работ могут входить следующие виды работ: рыхление грунта, отрывка котлована, погрузка, транспортирование, выгрузка, планировка, уплотнение грунта [5, 6]. На этапе монтажа и укладки конструктивных элементов в состав процессов, определяющих комплексную механизацию, необходимо учитывать следующие виды работ: укрупнительная сборка, транспортирование, выгрузка в рабочей зоне, подъем и установка в проектное положение.
Все строительные операции можно разделить на ведущие (основные) и вспомогательные. Машины, выполняющие основную строительную и, как правило, более трудоемкую операцию, называются ведущими. Например, при выполнении откопки канала экскаватор-драглайн, выполняющий разработку грунта и его погрузку на самосвал, может быть ведущей машиной. В качестве комплектующих машин можно применять: бульдозер, экскаватор-планировщик.
При подборе типа и количества необходимых машин следует учитывать объем, вид намечаемых работ и условия их выполнения. На первом этапе подбирается ведущая машина (при необходимости их может быть несколько), а под нее подбираются комплектующие машины. При выборе ведущей машины необходимо сопоставить общую машиноемкость и оптимальную продолжительность работ. Одной из главных задач технологии
строительного производства является определение наиболее оптимальных составов и эффективных материалов строительных машин и механизмов.
Комплекты машин для комплексной механизации строительных работ подбираются в два этапа.
На первом этапе в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных характеристик объекта, а также от принятой технологии производства работ, технологической структуры процесса и др. , определяют требуемые эксплуатационные характеристики основных машин и типы.
На втором этапе рассматриваются наиболее рациональные или оптимальные комплекты машин.
Различные комплекты машин могут применяться для выполнения одного вида работ. Путем технико-экономического сравнения различных вариантом комплектов выбирают наиболее приемлемый. Существенно облегчить выбор помогают различные нормативные документы (типовые технологические карты, справочники).
Основная идея выбора вида и количества ведущих машин обычно состоит в сопоставлении общей трудоемкости (машиноемкости) и желаемой продолжительности работ.
Оптимальный выбор строительных машин определяется по следующим показателям:
— скорость движения средств труда;
— технические характеристики механизмов и рабочей зоны;
— продолжительность взаимодействия механизмов при выполнении процессов.
Незначительное изменение этих показателей может привести к увеличению сроков строительства и его стоимости [7, 8].
Одним из немаловажных факторов выбора комплекта машин является взаимодействие во времени средств с предметами труда. Для этого необходимо сформировать такой алгоритм рационального комплекта машин
и механизм, который бы позволил определить основные расчетные характеристики, тип и количество машин, а также целесообразность использования механизмов.
Важным условием эффективной эксплуатации строительных машин является правильная организация их технического обслуживания и ремонта.
В техническое обслуживание строительных машин входит: осмотр машины, мойка, чистка, выявление и в случае необходимости исправление дефектов, заправка машины топливом и прочие мероприятия [9, 10]. Техническое обслуживание выполняется обслуживающим персоналом и проводится ежемесячно. Ремонт строительной машины может быть текущим или капитальным.
Текущий ремонт строительной машины — вид ремонта, когда замене или восстановлению подлежат отдельные детали или узлы. Ремонт производится на месте и без полной разборки машины.
Капитальный ремонт строительной машины — вид ремонта, который производится на специальном ремонтном предприятии, замене или восстановлению подлежат базовые детали и узлы. Ремонт связан с полной разборкой строительной машины.
Оба вида ремонтных работ проводятся в соответствии с установленными нормативными документами и в определенные сроки. Таким образом, на сегодняшний день главной задачей при производстве строительных работ является определение параметров, которые обеспечат с учетом рациональной технологии общую продолжительность строительства, а также непрерывную загрузку машин и механизмов.
1. Костюченко В.В., Кудинов Д.О. Организация строительного производства: спецкурс.- Ростов н/Д: РГСУ, 2010. — 53 С.
2. Костюченко В.В. Организационно-технологические строительные системы: учебник. Ростов н/Д : Феникс, 1994. — 238 С.
3. Саар О.В. Организационно-экономическое обеспечение устойчивого развития строительных предприятий в Западной Сибири // Известия Ростовского государственного строительного университета. — 2009. — №13. — С. 285 — 286.
4. Крамаренко В.О., Саар О.В. Совершенствование методики оценки критической ситуации при строительстве и эксплуатации объектов линейно-протяженного характера // Материалы Междунар. науч-практ. конф. «Строительство — 2008». — Ростов н/Д: РГСУ, 2008. — С. 68 — 69.
5. Костюченко В.В. Проектирование комплектов машин при системной организации строительного производства // Электронный научно-инновационный журнал Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 4. — Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/715
6. Classroom organization and participation: college student is perceptions. Weaver, Robert R.; Qi, jiang.Journal of higher education, v 76 n 5. Sep — Oct 2005. Р. 570
7. DoDGuide to Integrated Product and Process Development. — Office of the Under Secretary of Defense (Asquisition and Technology). — Washington, DC 20301 — 3000. 1996, February 5, р. 23 — 24.
8. Саар О.В., Зильберова И.Ю., Томашук Е.А. Комплексные организационно-технологические системы инженерного обеспечения территорий [Текст]: монография. — Ростов-на-Дону: РГСУ, 2012. — 178 С.
9. Зильберова И.Ю., Саар О.В. Проблемы применения совместного производства работ по строительству, реконструкции и модернизации инженерных сетей и телекоммуникационных систем на территории Ростовской области // Электронный научно-инновационный журнал Инженерный вестник Дона. — 2010. — № 1 . — Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1 e2010/168
10. Саар О.В. Организационно-технологическое обеспечение устойчивого развития инфраструктуры строительных организаций //
материалы междунар. науч-практ. конф. «Строительство — 2009». — Ростов н/Д: РГСУ, 2009. — С. 114 — 115.
Источник: cyberleninka.ru
Принципиальные критерии при выборе строительных машин для производства строительных работ
Макрушин, Н. С. Принципиальные критерии при выборе строительных машин для производства строительных работ / Н. С. Макрушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84066/ (дата обращения: 13.10.2022).
На данный момент при организации строительных работ выделяют подбор оптимальных видов строительных машин, их количества и соответствие их оборудования. Благодаря решению данной проблемы можно не только уменьшить сроки строительства, но и добиться увеличения производительности труда, соответственно, значительно снизив стоимость строительства. В связи с этим существует множество методик по данному этапу строительства [1].
Основной целью в сфере повышения эффективности машинного строительного производства является создание оптимального ряда строительных машин, которые обеспечат высокую производительность при минимальных затратах на нее.
Для обеспечения материально-техническими ресурсами какого-либо строительного проекта необходимо рассматривать различные механизмы, машины и оборудования в целом и учитывать их совместную работу для составления наиболее оптимального графика производства строительных работ, а также учесть бесперебойность их работ, что позволит выполнять одновременно и основные, и вспомогательные работы, что значительно сократит сроки и повысит производительность.
На примере земляных работ можно выделить следующие виды строительной деятельности: рыхление грунта, отрывка котлована, погрузка, транспортирование, выгрузка, планировка, уплотнение грунта, обратная засыпка [5, 6]. Также необходимо учитывать следующие виды работ: укрупнительная сборка, транспортирование, выгрузка в рабочей зоне, подъем и установка в проектное положение.
Строительные процессы разделяются на основные и вспомогательные. Строительные машины, которые выполняют основную строительную операцию, называются ведущими. Например, при выполнении откопки котлована экскаватор с обратной лопатой, выполняющий разработку грунта и его погрузку на самосвал, может быть ведущей машиной. В качестве комплектующих машин можно применять: бульдозер, трактор-тягач.
На этапе подбора необходимых машин следует учитывать такие характеристики, как объем, вид намечаемых работ, категории объекта работ, а также условия их выполнения. Первый этап состоит из подбора ведущей машины (при необходимости их может быть несколько), далее уже под нее подбираются комплектующие машины. При выборе ведущей машины необходимо сопоставить общие затраты труда и оптимальную продолжительность. Соответственно, суть указанной выше проблемы заключается в сопоставлении и окончательном выборе на основании определения оптимальных сроков и сопоставления со стоимостью.
Между тем, отбор комплекта машин для рассмотрения его в комплексном варианта производства строительных работ делится на 2 этапа.
К первому относят определение требуемых характеристик ведущих машин. Они могут зависеть от объемно-планировочных и конструктивных характеристик объекта, принятой технологии производства работ, а также технологической структуры процесса и др.
Второй подразумевает рассмотрение наиболее выгодных или оптимальных комплектов машин. С помощью технико-экономического сравнения различных вариантов комплектов выбирают наиболее приемлемый. Облегчить выбор могут помочь различные нормативные документы (типовые технологические карты, справочники).
Сопоставление общей трудоемкости (машиноемкости) и желаемой продолжительности работ — в этом и состоит основная идея выбора вида и количества ведущих машин.
Даже незначительное изменение данных показателей может привести к увеличению сроков строительства или стоимости строительства [7, 8].
Исходя из этого, необходимо сформировать такой алгоритм рационального комплекта машин и оборудования, который определит основные расчетные характеристики, тип и количество машин, а также целесообразность использования механизмов.
Главным условием успешной эксплуатации строительных машин является правильная организация их технического обслуживания и ремонта.
Таким образом, главная задача при производстве строительных работ — это определение параметров, которые обеспечат оптимальную продолжительность строительства, а также непрерывную загрузку машин и механизмов.
1. Саар О. В. Организационно-экономическое обеспечение устойчивого развития строительных предприятий в Западной Сибири // Известия Ростовского государственного строительного университета. — 2009. — № 13. — С. 285–286.
2. Костюченко В. В. Проектирование комплектов машин при системной организации строительного производства // Электронный научно- инновационный журнал Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 4. — Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/715
3. Е. В. Михайлова, Е. В. Ахтанин, А. Н. Железниченко, Е. С. Леонтьев, А. А. Ремизова Определение рационального комплекта машин для производства земляных работ по устройству котлована // Инженерный вестник Дона. 2019. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2019/5659
4. Mikhaylova, E. Assessment of organizational and technological reliability of the construction company in the construction of foundations // MATEC Web of Conferences, Vol. 265,07006 (2019) doi.org/10.1051/matecconf/201926507006
5. Кабанов, В. Н. Оценка надежности в строительстве // Инженерный вестник Дона, 2018, № 2. URL: ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n2y2018/4879
6. Канторер, С. Е. Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве / Канторер С. Е. — М.: Изд. Лит. По строит., 2-е изд., перераб. И доп., 1969. — 295 с.
7. Костюченко В. В., Кудинов Д. О. Организация строительного производства: спецкурс.- Ростов н/Д: РГСУ, 2010. — 53 С.
Основные термины (генерируются автоматически): машина, ведущая машина, работа, вид, оборудование, стоимость строительства.
Источник: moluch.ru
Машины на стройке
Микрорайон с хорошо развитой инфраструктурой, жителям которого не надо выезжать за его пределы, чтобы зайти в магазин, службу быта или медучреждения, а детям чтобы заниматься в школе, – нормальная форма жилой застройки в наше время. Строительство и обустройство таких жилых зон – сложная задача, в которой присутствуют все аспекты строительных работ.
![]() |
Чтобы выполнить работы быстро и рентабельно, требуется надежная техника. Помимо этого важно правильно организовать работы, чтобы машины использовались эффективно, ведь впустую растраченное время и некачественная работа означают потерю денег. Компания «ГМТ», которую я посетил, как раз и занимается обустройством такой жилой зоны в одном из городов центральной России.
Руководитель стройки Вячеслав Глазов показал мне свои «владения». Проект предполагает обустройство примерно 170 объектов и сети автомобильных дорог.
Экскаваторы и каменистый грунт
Для разработки каменистого грунта здесь используются различные экскаваторы и строительные самосвалы. Очень часто приходится наблюдать, как строители, чтобы ускорить работу, нагружают в самосвалы столько, сколько поместится в кузов, не учитывая, что масса 10 кубометров камня, например, гораздо больше, чем масса такого же объема земли. Как следствие у самосвалов ломаются рессоры и амортизаторы, машины встают на ремонт, а вместо увеличения темпа работа замедляется. А потому честь и хвала прорабу, которому хватает мужества (и мудрости!) подсчитать массу груза и не позволить перегружать самосвалы.
![]() |
Грейдер HBM-Nobas BG 240 TA-4 |
В. Глазов рассказал мне, что сначала вывоз грунта выполняла некая фирма-субподрядчик, однако не уточнил название. Техническое обслуживание на этой фирме было организовано плохо, поэтому самосвалы выходили из строя, срывались графики вывоза грунта, что грозило срывом сроков всего проекта. И тогда В. Глазов заменил субподрядчика.
Когда реализуется серьезный коммерческий проект, нельзя использовать ненадежное оборудование, которое задерживает выполнение работ. Сейчас перевозки выполняют самосвалами IVECO EuroTrakker Cursor и МАЗ-551633-371. Автомобили работают отлично, график выполняется. Из этого случая можно извлечь урок: техническое состояние оборудования надо тщательно поддерживать, регулярно проводить обслуживание, и тогда машины будут работать бесперебойно.
Объем вынутого грунта составил примерно 19 тыс. м 3 . Поскольку этот материал не годился для строительства, его вывозили со стройки, а пригодный для строительства песчаный грунт, объем которого составил около 10 тыс. м 3 , оставили и использовали при строительстве дорог. В. Глазов заметил, что зубья ковшей экскаваторов при работе испытывают тяжелые нагрузки, их приходится менять каждые две недели. На стройке работают экскаваторы Case 988LLC Plus и Hitachi EX210LCH – все 20-тонного класса.
![]() |
Грунтовой каток Bomag 213 PDH-4 уплотняет дорожное основание |
Экскаваторы-погрузчики укладывают трубы
На площадке, подготовленной экскаваторами, прокапывают траншеи, в которые укладывают трубопроводы к возводимым зданиям. Эту работу выполняют уже упомянутые экскаваторы, а также экскаваторы-погрузчики Case 580K Turbo (двигатель 59 кВт, масса 8,2 т). Дно траншей уплотняют экскаватором и легкими вибрационными катками Bomag BW 100 AD-4 (мощность 25,2 кВт, масса 2,4 т). Укладка труб в траншеи – ответственная работа, требующая аккуратности и точного соблюдения технологии: нельзя допустить, чтобы какая-то часть трубы опустилась из-за проседания плохо утрамбованного грунта. В. Глазов рассказал, что трубы укладывали со всевозможными мерами предосторожности, и машины работали вполне удовлетворительно, что свидетельствует об их высоком качестве и регулярном, своевременном выполнении техобслуживания.
Автогрейдеры и уплотняющие катки
Строительство дорог – это особая группа работ. Специалистам известно, какая аккуратность, точность и тщательное соблюдение технологии при этом требуются. Чем больше предполагаемая транспортная нагрузка на дорожное полотно (по количеству и массе транспортных средств), тем выше требования к качеству работ и прочности дорожных одежд.
![]() |
Маневренный экскаватор-погрузчик Case 580 – очень удобная для стройки машина |
Дороги в зоне строительства рассчитаны и на движение автомобилей местных жителей, т. е. наибольшая нагрузка – это непрерывное движение тяжело нагруженных легковых автомобилей и проходящих время от времени грузовиков с товарами для магазинов. Наибольшая нагрузка на дорогу приходится в период строительства – непрерывным потоком идут грузовики со стройматериалами, причем такими тяжелыми, как кирпич и цемент.
И хотя эти нагрузки непродолжительны, они могут стать причиной сильных разрушений дорог, поэтому В. Глазов уделяет большое внимание качеству строящихся дорог. Строительство дороги начинается с отрывки экскаваторами выемки для возведения земляного полотна. Выемка обычно не глубокая, зато ее профиль должен быть выдержан очень точно.
Выемку затем заполняют четырьмя слоями различных материалов. Снизу засыпают грунтовое полотно, поверх него – изолирующий слой, а на него – подстилающий слой. На этот слой укладывают бордюрные камни, а затем основание дорожной одежды.
Основанием дорожной одежды служит дробленый гравий, просеянный на грохоте. По мере того, как работа все ближе подходит к укладке дорожной одежды, требования к качеству и точности ужесточаются. Для окончательного уплотнения дорожного основания компания «ГМТ» использует 12,5-тонные катки Bomag BW 213 PDH-4 (ширина уплотняемой полосы 2250 мм).
![]() |
Профилирование полотна дороги выполняют грейдерами HBM-Nobas мод. BG-160 T-4 (мощность 97 кВт) и мод. BG 240 Т-4 (172 кВт). Глазов очень доволен результатами их работы и хвалил операторов «ГМТ». Руководство компании уделяет серьезное внимание повышению квалификации операторов, и прежде, чем разрешить им работать на строительстве, их квалификацию проверяют специалисты.
Компания придает важное значение подбору людей: «Некоторые операторы умеют отлично управлять машинами, но способны также нарочно сломать машину, если хотят продлить себе выходные дни или устроить «отгул», а в нашей компании таких людей не должно быть». Здесь гордятся работниками своей компании, которые занимаются техническим обслуживанием машин: «Если надо – они будут работать 24 часа в сутки, но сделают работу вовремя».
Операторы грейдеров работали старыми, проверенными методами и профилировали поверхность с требуемой точностью, в пределах 15 мм, не нанося повреждений бордюрным камням. Точность достигается благодаря медленному движению автогрейдера, планирующего материал с одной стороны. Оператору грейдера помогает рабочий, по указаниям которого отвал грейдера проходит очень близко к бордюрному камню. Когда весь материал с одной стороны спланирован, грейдер делает проход в противоположном направлении и материал планируется с другой стороны, затем направление прохода опять меняется и так до тех пор, пока весь материал не будет спланирован должным образом. К работе грейдеров HBM-Nobas претензий нет: они эффективны, надежны и несложны в эксплуатации.
![]() |
Легкий дорожный каток Bomag BW 100 AD-4 работает вплотную к бордюру |
Системы позиционирования повышают качество планировки
Эта тема давно меня интересует, и я начал расспрашивать, не применяются ли системы позиционирования на этой стройке. Вячеслав Глазов рассказал, что знаком с современными промышленными системами позиционирования, очень высоко оценивает их значение (например, производитель одной из таких систем заявляет, что она способна обеспечить точность планирования в пределах 3 мм и сократить число рабочих, направляющих грейдеры). Однако Глазов считает нецелесообразным применять эти системы в случаях, когда такой высокой точности не требуется: их эксплуатация стоит очень дорого. «Операторы «ГМТ» имеют высокую квалификацию и выполняют работу достаточно точно – настолько, насколько нужно. Лазерные системы позиционирования очень полезны при строительстве шоссейных дорог и магистралей, а для строительства в нашем случае такая точность не нужна», – сказал он.
Когда планировка дорожного полотна завершена, поверхность поливают вяжущим: 3%-ной цементной смесью, чтобы закрепить материал. Последний этап – введение битумной эмульсии. Перед этим должны быть установлены бордюрные камни и водосливные желоба. Бордюры устанавливают работники специализированной фирмы.
![]() |
Шнекороторный снегоочиститель на шасси «Урал» незаменим при зимних заносах |
Экскаваторы-погрузчики устанавливают водосливные желоба
Водосливные желоба устанавливают по завершении строительства основного дорожного полотна. И по соображениям эстетики, и по соображениям безопасности они должны пролегать параллельно линии бордюра. Эту работу выполняли упомянутые выше экскаваторы-погрузчики, как раз когда я посещал стройку.
Железобетонные желоба доставляют к месту укладки в ковше погрузчика, а затем опускают на место экскаваторной стрелой. По указаниям рабочего-помощника оператор тщательно выравнивает лоток. Таким образом, два человека и экскаватор-погрузчик за 5 минут укладывали один желоб – выполняли работу, которую без машины с трудом выполнила бы бригада из пяти человек, затратив гораздо больше времени.
Хищения шин
Глазов рассказал мне, что на стройке периодически случаются кражи, причем у воров «популярны» шины для спецтехники. Он не считает, что на этой стройке случаев кражи больше, «чем обычно». «Это жизнь, обычное дело», – считает он, хотя и согласен, что воровство доставляет немало проблем и задерживает работу. Как и везде, на этой стройке, конечно, есть охрана, но и она не может полностью предотвратить хищения.
Поливочно-моечные машины на борьбе с пылью, снегоочистители – со снежными заносами
![]() |
Поливочно-моечная машина на шасси МАЗ спасает стройку от пыли |
Пыль – беда любой стройки в сухое время, и эта стройка не исключение. Поскольку площадь ее немалая, при сильном ветре пыль поднимается тучей. И здесь помогают поливочно-моечные машины на шасси МАЗ-6303 (вместимость цистерны 17 м 3 , ширина рабочей зоны при поливе 20 м), создающие искусственный дождь, который прибивает пыль.
Стройка расположена невдалеке от водоема, из которого в цистерны и набирают воду. Глазов пояснил, что есть официальное разрешение на забор воды из озера, и власти района дали его из соображений экономии водопроводной воды, а также для того, чтобы воду из поливочно-моечных цистерн не использовали для питья. Он показал мне колонку с питьевой водой из городского водопровода.
Зимой для очистки от снега дорог и подъездных путей успешно применяют шнекороторные снегоочистители на шасси «Урал-4320», производительности которых 1500 т/ч при ширине полосы 2810 мм вполне хватает для расчистки.
Хранение топлива
![]() |
Топливо для машин хранят в восьми цистернах. В. Глазов сказал, что топливо в цистернах не застаивается – потребление составляет около 10 000 л в неделю, поэтому микроводорослей в емкостях нет. Место для цистерн окружает кирпичная стена, которая должна препятствовать разливу нефтепродуктов, если таковой произойдет. На земле видны жирные пятна от пролитого топлива, которые следует засыпать: по-видимому, заправку топлива произвели недостаточно внимательно. Заправочный шланг аккуратно уложен, а не валяется на земле, значит, топливо проливается при заправке машин.
Строительство идет по графику, работы выполняются вовремя, и есть хорошие шансы, что объект – жилой микрорайон – сдадут в срок. Одной из важнейших составляющих этого успеха стал удачный подбор надежной и эффективной дорожно-строительной техники.
Источник: os1.ru
Глава 6 Выбор строительных машин и механизмов для производства работ
Работы по реконструкции, выполняемые в стесненных условиях, часто рассредоточены и имеют малый объем (на одном месте), поэтому для них требуются универсальные машины.
Наиболее часто перемещаемые с одного рабочего места на другое машины должны иметь по возможности малую массу, а для того, чтобы их можно было без затруднений перемещать внутри цехов при помощи мостовых кранов, они должны также иметь малые габариты. Для работ по реконструкции рекомендуются краны и экскаваторы с телескопическими стрелами, краны, оснащенные вильчатыми оголовками.
В условиях реконструкции необходимы мобильные средства механизации, быстро переводимые из транспортного положения в рабочее, легко собираемые и разбираемые при транспортировании, с легко сменяемым оборудованием.
Машины для работ по реконструкции (внутри цехов) должны иметь электрические двигатели.
Ходовая часть строительных машин, применяемых в условиях реконструкции (с целью предохранения покрытий дорог и площадок, полов в цехах и т.п.), должна быть пневмоколесная или на обрезиненных гусеницах.
Вблизи фундаментов (как внутри, так и вне цехов) ограничено использование таких машин и таких способов производства работ, при которых возникают динамические воздействия (забивка свай молотами, уплотнение грунта трамбующими плитами, погружение шпунта вибропогружателями, разбивка бетонных массивов молотами и т.п.). При выполнении подобных работ в условиях реконструкции следует применять машины для вдавливания свай, шпунта, для вибротрамбования грунта, для разрезания бетона и др. (с учетом допустимых вибрационных нагрузок).
При усилении фундаментов в условиях реконструкции требуются эффективные средства механизации, способные уплотнять грунт в пазухах фундаментов до его плотности в естественном состоянии при толщине слоев 0,4-0,5 м. Поэтому необходимо иметь комплекты оборудования для уплотнения грунта на глубине и для химического и электрохимического способов закрепления грунта под фундаментами.
В процессе реконструкции часто бывают нужны редко используемые средства механизации и оборудование используемые при новом строительстве. Это стреловые и мостовые краны, спаренные мостовые краны (оборудованные тентами для защиты от осадков, защитными настилами, предохраняющими от падения предметов, искр при огневых работах), экскаваторы с оборудованием грейфера, пневмопогрузчики, кабельные краны, вибротрамбующие машины, оборудование для продавливания, прокалывания, пневмотрамбования грунта и. др.
При разборке конструкций, перестановке анкерных болтов крепления оборудования, прокладке коммуникаций в железобетонных панелях и кирпичных стенах требуются машины с алмазным и твердосплавным инструментом (для сверления, бурения и фрезерования железобетона, бетона, кирпича).
Подразделения механизации для работ по реконструкции следует комплектовать с учетом изложенных рекомендаций, отбирая соответствующие технические средства, а также дооснащая и модернизируя имеющиеся машины.
Для выбора эффективных средств механизации необходимо учитывать размеры рабочих зон и проездов в здания, объемы пространств на пути перемещения средств механизации (например, мостового крана над оборудованием цеха) в рабочую зону. Должны быть также учтены требуемые параметры машин (вместимость ковша, грузоподъемность, длина стрелы, высота ее подъема и т. д. )
Особенности использования строительных машин при выполнении строительно-монтажных работ (на примере промышленного предприятия)
Строительно-монтажные работы (СМР), проводимые при реконструкции действующего предприятия, совмещены с его технологической деятельностью и выполняются в условиях сложившегося генерального плана предприятия, что нарушает технологию и организацию производства, принятые для нового строительства, затрудняет и ограничивает применение средств механизации, усложняет работу автомобильного транспорта.
При выборе строительных машин для выполнения СМР при реконструкции промышленного предприятия учитывают особенности выполнения этих работ на конкретном предприятии, которые можно разделить на четыре группы:
— выполнение технологических процессов на действующем предприятии и СМР при реконструкции совмещены по времени и месту;
— стесненность территории реконструируемого предприятия, затрудняющая выполнение СМР и использование машин;
Ш — специфика выполнения СМР в условиях реконструкции промышленного предприятия;
IV — сложность транспортирования строительных машин по территории реконструируемого предприятия.
Особенности I группы, ограничивающие применение строительных машин:
нахождение действующего технологического оборудования в зоне работы строительных машин, что требует установки ограждений, устройства временных перегородок, защитных настилов, временных кровельных покрытий и т.п.;
нахождение в зоне действия машин подземных и надземных коммуникаций различного назначения, заглубленных сооружений (тоннелей, подвалов, каналов и т.п.);
наличие заглубленных сооружений, перекрытия которых усиливают (временно или постоянно) в процессе реконструкции;
устройство дополнительных местных отсосов для удаления отработанных выхлопных газов от двигателей внутреннего сгорания строительных машин, используемых на внутрицеховых работах.
Особенности II группы, ограничивающие применение строительных машин:
невписываемость машин в проезды на территории реконструируемого предприятия;
недостаточная проходимость и маневренность отдельных строительных машин в узких заводских проездах;
отсутствие необходимых рабочих площадок для выполнения монтажа и демонтажа строительных машин, что ограничивает использование их отдельных марок.
Особенности Ш группы:
ограниченная возможность применения средств механизации, выполнение относительно больших объемов работ вручную или с применением механизированного инструмента и средств малой механизации;
ограниченное применение некоторых способов производства работ и традиционных строительных машин;
выполнение больших объемов работ по разборке, демонтажу, усилению и замене конструкций при использовании строительных машин с расширением областей их применения;
большая, чем при новом строительстве, рассредоточенность работ, ведущая к разбросанности строительных машин и более частым их перемещениям, что усложняет организацию эксплуатации машин.
Особенности IV группы:
ограниченность транспортирования строительных машин из-за недостаточной ширины проездов, высоты ворот и арок;
необходимость устройства или усиления переездов через действующие пути и коммуникации различного назначения;
необходимость ограничения скорости передвижения машин по территории предприятия.
При выборе и организации работ строительных машин следует учитывать, что в условиях реконструкции промышленных предприятий:
ограничена возможность крупноблочного монтажа и доступность монтажных зон;
возможна повышенная концентрация строительных машин на территории предприятия;
возможны ухудшения основных показателей машин;
отсутствуют или недостаточны зоны монтажа и демонтажа строительных машин;
ограничены зоны действия машин;
возможно выполнение машинами не свойственных для них работ;
возможны совмещения монтажа с демонтажем старых конструкций и работы строительных машин с работами действующего производства.
Работы по реконструкции промышленного предприятия выполняют в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда, установленными для данного предприятия.
Разборку зданий и демонтаж конструкций проводят в соответствии с проектом производства работ, в котором указывают последовательность выполнения работ и использования строительных машин, требования по охране труда и технике безопасности. При разборке и разрушении зданий и сооружений необходимо использовать машины большей единичной мощности.
Основные требования к строительным машинам
Строительно-монтажные работы при реконструкции промышленных предприятий выполняют теми же машинами, что и при новом строительстве.
Технические возможности и экономическую целесообразность применения машин определяют комплексным анализом технологических, конструктивных и экономических факторов с учетом особенностей реконструируемых объектов (стесненность, необходимость выполнения демонтажных работ, усиление конструкций и т.п.).
Используя существующие строительные машины для реконструкции промышленных предприятий, необходимо, чтобы они соответствовали следующим требованиям комплексной механизации строительно-монтажных работ:
габаритные размеры машин должны быть сопоставимы с параметрами стесненности;
грузоподъемность монтажных кранов должна соответствовать массе демонтируемых, а также индустриальных элементов, применяемых при реконструкции;
машины должны быть достаточно проходимыми и маневренными, иметь относительно небольшую продолжительность рабочих циклов и незначительную продолжительность монтажа и демонтажа или перевода из транспортного в рабочее положение, быть приспособленными для выполнения большого количества мелкообъемных работ, перестановок и перемещений;
в транспортном положении машины должны вписываться в габаритные размеры городских улиц и проездов;
строительные машины должны обеспечивать безопасность при их обслуживании и ремонте, а также при выполнении строительно-монтажных работ в стесненных условиях реконструируемого предприятия.
Дополнительные требования и ограничения к строительным машинам предъявляют с учетом особенностей реконструируемых зданий и сооружений (ширины проездов, размеров арок, въездов, ворот, эстакад, допустимой нагрузки на заглубленные постройки, трубопроводы, сооружения, ограниченной грузоподъемности искусственных сооружений, зоны действия машин и т.п.).
Наиболее часто ограничивают применение строительных машин из-за их габаритных размеров в транспортном или рабочем положениях.
Машины должны иметь минимальные длину и базу для облегчения маневрирования на местах их использования и при транспортировке .
СМР при реконструкции промышленных предприятий проводят универсальными машинами или машинами, укомплектованными сменным оборудованием.
Небольшие объемы работ выполняют универсальными машинами многоцелевого назначения на специальных шасси или на шасси тракторов тяговым усилием 10-30 кН, сменное оборудование которых позволяет выполнять земляные, монтажные, грузоподъемные, транспортные и другие работы.
Самоходные краны, смонтированные на автомобильных или других типах шасси, должны иметь телескопические стрелы, которые в транспортном положении не должны выступать за габаритные размеры шасси.
Монтажные работы выполняют с помощью башенных, гусеничных, пневмоколесных и автомобильных кранов, а в отдельных случаях с помощью козловых и мостовых кранов, установленных в реконструируемых цехах.
СМР при реконструкции многоэтажных промышленных зданий выполняют с помощью башенных кранов, одноэтажных — с помощью гусеничных и пневмоколесных кранов.
Для реконструкции многоэтажных промышленных зданий при условии выборочной замены отдельных конструкций и незначительных грузовых потоках применяют легкие грузоподъемные средства, монтируемые в оконных проемах.
Для выполнения вспомогательных грузоподъемных операций при реконструкции промышленных зданий применяют строительные подъемники.
Штукатурные и малярные работы выполняют с легко монтируемых и демонтируемых лесов и подмостей, позволяющих вести работы на высоте 10-12 м.
Источник: studfile.net