Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 683 (ред. от 17.03.2015)
Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29727
08.01.07 Мастер общестроительных работ
08.00.00 — ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 447 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2010 г., регистрационный № 17468).
Основы штукатурных работ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее — образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих [1].
[1] Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ТОП-5 профессий с высокой зарплатой
3.1. Сроки получения СПО по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94) [1]
[1] ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
[3] Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение арматурных, бетонных, каменных, монтажных, печных, стропальных, электросварочных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и сооружений всех типов.
строительные машины, средства малой механизации, инструменты и приспособления для общестроительных работ;
4.3. Обучающийся по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ готовится к следующим видам деятельности:
4.3.4. Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций.
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.4. Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций.
ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства;
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
назначение, устройство и правила эксплуатации оборудования, применяемого при выполнении работ по армированию строительных конструкций;
соблюдать правила безопасности работ; контролировать качество исходных материалов для бетонных смесей;
проверять готовность блоков и участков сооружений к бетонированию (подготовка основания, опалубки, лесов и подмостей, арматуры и закладных деталей);
назначение, принцип действия, правила обслуживания строительных машин и механизмов для бетонных работ;
производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по различным системам перевязки швов;
Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций
подготавливать конструкции к монтажу (укрупнительная сборка, временное усиление и предварительная оснастка конструкций элементами приспособлений для выверки и временного закрепления);
выполнять подъем, перемещение, ориентирование и установку различных сборных железобетонных конструкций;
виды, назначение и правила применения грузозахватных устройств и приспособлений для монтажа сборных железобетонных конструкций;
виды, назначение и правила применения грузозахватных устройств и приспособлений для монтажа металлических конструкций;
допускаемые отклонения от строительных норм и правил при монтаже железобетонных и металлических конструкций;
выбирать грузозахватные устройства и приспособления, соответствующие схеме строповки, массе и размерам перемещаемого груза;
рационально организовывать рабочее место при строповке и увязке различных строительных грузов и конструкций;
выполнять строповку и увязку сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей и других крупноразмерных строительных грузов;
подавать сигналы машинисту крана (крановщику) и наблюдать за грузом при подъеме, перемещении и укладке;
правила строповки, подъема и перемещения мелкоштучных грузов, емкостей с растворной и бетонной смесями, лесных грузов, сборных железобетонных и металлических конструкций и изделий, подмостей, технологического оборудования и других крупноразмерных строительных грузов;
выполнять ручную дуговую и плазменную сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов;
выполнять ручную дуговую и плазменную сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов;
выполнять кислородную резку (строгание) деталей различной сложности из различных металлов и сплавов в различных положениях;
производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий;
причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения;
входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий;
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
[1] Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст.
3477).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 — 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Источник: fgos.ru
Кто такой мастер производственного обучения и его обязанности
Судьбоносных моментов в жизни каждого человека может быть много. Один из важнейших – выбор профессии, дела, которому захочется служить верой и правдой, отдавать все свои силы и получать от него удовольствие.
Знакомство с разными специальностями и их особенностями начинается уже в школе. Девчонки учатся готовить, делать выкройки, шить. Мальчишки постигают азы автодела или мастерят свой первый табурет. В лицее, колледже, техникуме или училище студенты более глубоко погружаются в выбранную профессию и становятся квалифицированными специалистами. Помогают им в этом мастера производственного обучения – мудрые и терпеливые наставники, которые не только в совершенстве владеют своим ремеслом, но и умеют делиться опытом и любовью к своему делу с другими.
Кто такой мастер производственного обучения и где он работает
Есть учитель математики, русского языка, истории или географии. А есть специалист, который обучает своих подопечных профессии, если конкретнее – производственной специальности. Это и есть мастер производственного обучения. Он тоже педагог и воспитатель, высококвалифицированный специалист в своей сфере, наставник с богатейшим практическим опытом, мастер золотые руки. Разница в том, что новые знания, умения и навыки его ученики постигают на практике.
Предметом изучения могут быть самые разные профессии в сфере производства товаров и услуг, например, водитель или слесарь по ремонту газового оборудования, кондитер или проводник, парикмахер или автоинструктор. Хорошие специалисты будут нужны всегда. И востребованность профессии мастера производственного обучения будет расти.
Сегодня опытные наставники работают:
в школьных мастерских и кабинетах труда;
в профессиональных училищах, колледжах, лицеях и техникумах;
на учебно-производственных комбинатах (УПК);
на предприятиях химической, пищевой или швейной промышленности;
в центрах досуга для всей семьи;
в творческих мастерских и станциях технического творчества;
в автомастерских и учебных центрах;
Мастер ПО: цели, задачи, функции, обязанности
Главная цель мастера-наставника – воспитать профессионалов, подготовить квалифицированных специалистов, которые будут востребованы и конкурентоспособны на рынке труда. Чтобы достичь этой цели, мастер решает ряд самых разных задач (например, изучает передовой производственный и педагогический опыт, решает вопросы материально-технического оснащения мастерских) и выполняет множество функций, а именно:
педагогическую – обучает, развивает, воспитывает своих студентов;
диагностическую – определяет особенности физики и психики учащихся, уровень их развития, воспитанности;
прогностическую – прогнозирует развитие событий, предвидит результаты, оценивает возможности, определяет стратегию;
проективную – конструирует модель своей деятельности, выбирает средства, способы, которые делают возможным достижение поставленных целей;
планирование – разрабатывает план учебно-воспитательной деятельности, четкий, детальный, структурированный, обеспеченный ресурсами и имеющий запасной вариант – на тот случай, если все пойдет не так, как предполагалось;
информационную – мастер становится для студентов главным источником информации, он знает обо всем и в совершенстве владеет своим ремеслом;
организационную – вовлекает учащихся в совместную работу, направленную на достижение цели;
контрольную, оценочную и коррекционную – отслеживает динамику, находит причины неудач, недоработок, срывов, корректирует ход учебно-воспитательного процесса, придумывает стимулы, применяет более действенные инструменты;
аналитическую – анализирует, насколько работа оказалась эффективной, почему в некоторых местах случились недочеты и т.д.
Полный перечень должностных обязанностей мастера производственного обучения зафиксирован в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Обозначим основные моменты.
проводит учебно-производственные и практические занятия;
помогает учащимся определиться с профессией (проводит профориентацию);
готовит студентов к сдаче экзаменов и выполнению квалификационных работ;
следит за оборудованием, техническим оснащением мастерских и кабинетов, за наличием необходимых инструментов, запчастей, материалов, средств обучения и т.д.
участвует в конференциях, семинарах, комиссиях;
проверяет качество изделий;
контролируют соблюдение правил техники безопасности;
отвечает за выполнение учебных производственных программ, плана;
участвует в заключении договоров с компаниями о проведении производственной практики и контролирует их выполнение.
Каким требованиям должен соответствовать мастер ПО?
Чтобы реализоваться в профессии, мастер производственного обучения должен хорошо владеть какой-то рабочей специальностью. Его квалификация должна быть как минимум на один разряд (категорию, класс) выше того, что присваивается студентам по окончании обучения соответствующей специальности.
В зависимости от сферы деятельности мастер-наставник должен владеть сложным оборудованием (сварочным аппаратом, станком и т.д.) или ручным инструментом. Как для любого педагога, для мастера ПО важна грамотная речь и умение терпеливо, доходчиво объяснять сложные вещи доступными для понимания словами. Специалист должен знать основы педагогики и психологии, поэтому если у него нет педагогического образования, предстоит пройти дополнительное профессиональное обучение (это можно будет сделать уже после трудоустройства).
Мастер ПО должен знать принципы организации учебно-производственной работы, программы и методики производственного обучения, правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты и техники безопасности. У кандидата на такую должность не должно быть ограничений на педагогическую деятельность. При поступлении на работу и в дальнейшем с определенной периодичностью специалисту предстоит проходить медицинские осмотры и аттестации на соответствие занимаемой должности.
Мастер ПО – профессия многогранная, так как специалисту приходится иметь дело и с людьми, и с техникой, и со знаками. А потому особое значение имеют личные качества наставника:
умение сплачивать людей вокруг себя и вести их за собой;
выдержка и настойчивость;
умение выстраивать нормальные отношения с людьми любого возраста;
наблюдательность и тактичность;
умение четко формулировать свои мысли, доходчиво объяснять;
честность и доброта;
справедливость и порядочность;
психологическая и эмоциональная устойчивость;
Плюсы и минусы профессии
Чтобы представление о специальности «мастер производственного обучения» получилось более полным, стоит отдельно остановиться на ее преимуществах и недостатках.
Плюсами этой профессии можно считать:
востребованность на современном рынке труда;
возможность передать свой опыт, свои знания ученикам с горящими глазами и получить от них в ответ колоссальный заряд положительной энергии;
искусное владение умениями и навыками, которые полезны и востребованы в жизни;
возможность (и необходимость) постоянно развиваться, совершенствовать свое мастерство, расти;
стабильная заработная плата, размер которой может определяться уровнем профессионализма.
К минусам работы мастером производственного обучения можно отнести такие моменты, как:
необходимость быть в центре внимания, быть примером для подопечных;
повышенная психологическая нагрузка;
работа с оборудованием требует пристального внимания как от учащихся, так и от их наставника (поскольку высок риск травматизации);
ответственность за безопасность подопечных во время занятий;
работа на вредном производстве может оказать негативное воздействие на здоровье.
Однако, в любом случае все индивидуально: разные люди по-разному воспринимают и положительные, и отрицательные моменты.
Как стать мастером производственного обучения?
Чтобы стать мастером ПО, необязательно иметь высшее образование. Многие будущие наставники оканчивают профильное среднее специальное учебное заведение – колледж, лицей, техникум или училище, а потом не один год работают на производстве – набираются опыта, оттачивают профессиональное мастерство, повышают квалификацию. Достигнув определенных высот в своей области, они решают, что готовы делиться своими знаниями и умениями с другими. Нередко мастер производственного обучения владеет сразу несколькими смежными специальностями. Есть и такие, для кого профессией становится хобби.
В нашей Академии есть курс «Организация и реализация учебно-производственного процесса» . В удобном дистанционном формате все желающие могут получить базовые знания по педагогике и психологии, методике и профориентации, научиться доступным языком объяснять теорию, грамотно выстраивать и проводить практические занятия, использовать современные методы и технологии. За три месяца обучения вы можете актуализировать имеющиеся знания, повысить квалификацию и овладеть востребованной профессией, а диплом государственного образца даст вам право работать в системе профессионального образования или в школе.
Директор по персоналу – функции и задачи
Развернутое описание того, что входит в обязанности директора по персоналу, а также какие требования предъявляются к сотруднику на этой должности. Предлагаем ознакомиться с функциональными обязанностями и задачами, которые приходится решать HR-директору.
Интегрированное обучение – что это такое, модели и формы
Развернутое описание того, что представляет собой интегрированное обучение, а также какие задачи оно решает. Предлагаем ознакомиться с формами и особенностями интегрированного обучения.
Социальная реабилитация – принципы, задачи и методы
Развернутое описание того, что представляет собой социальная реабилитация, а также на каких принципах она базируется. Предлагаем ознакомиться с основными методами и формами социальной реабилитации.
Источник: nadpo.ru