Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
Сметные Нормативные Базы Что это такое
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении Методики определения величины накладных расходов в строительстве» (подготовлен Минстроем России 10.04.2018)
Досье на проект
В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктами 75 и 79 части 1 статьи 6, частями 3 и 4 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2005, N 1, ст. 16; 2014, N 19, ст. 2336; 2016, N 27, ст. 4302; 2017, N 31, ст. 4740; 2018, N 1, ст.
Как читать смету по методике №421
91), подпунктами 5.4.5 и 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2016, N 47, ст. 6673, 2017, N 52 ст. 8137), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения величины накладных расходов в строительстве (далее — Методика).
2. Признать не подлежащими применению Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденные постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 января 2004 г. N 6, со дня введения в действие Методики.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Методика определения величины накладных расходов в строительстве
1 Общие положения
1.1 Настоящая Методика определения величины накладных расходов в строительстве (далее — Методика) разработана во исполнение части 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации как Методика, необходимая для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, (далее — сметная стоимость строительства) и определяет порядок определения величины накладных расходов при подготовке сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — строительство) в составе проектной документации.
1.2 Положения настоящей Методики применяются в обязательном порядке при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
1.3 Накладные расходы, как часть себестоимости строительства, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
1.4 Нормативы накладных расходов, предусмотренные настоящей Методикой, предназначены для исчисления величины накладных расходов при определении сметной стоимости строительства и разработаны по принципу усреднения на основании анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) в целом по отрасли с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ (далее — строительно-монтажные работы).
1.5 Нормативы накладных расходов, предусмотренные настоящей Методикой, выражены в процентах от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат и дифференцированы по видам строительно-монтажных работ, а также в зависимости от территории, на которой осуществляется строительство, отдельно для районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и остальной территории Российской Федерации.
1.6 Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые затраты организаций, осуществляющих строительство, на покрытие административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников, организацию работ на строительных площадках и других, относящихся на себестоимость строительства и учтенных нормативами накладных расходов согласно положениям настоящей Методики.
1.7 Учет затрат, не включенных в нормативы накладных расходов, осуществляется согласно положениям соответствующих методических документов.
1.8 В составе настоящей Методики предусмотрены общие положения по определению величины накладных расходов, нормативы накладных расходов, требования о порядке их разработки и применения, положения о статьях затрат и структуре накладных расходов, а также сведения об отнесении территории Российской Федерации к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
1.9 Настоящая Методика разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании положений нормативных правовых и методических документов по бухгалтерскому учету, налогообложению, ценообразованию и сметному нормированию в области градостроительной деятельности.
1.10 Предусмотренные настоящей Методикой нормативы могут быть пересмотрены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленным порядком в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций и изменения структуры затрат в составе сметной стоимости строительства.
2 Порядок разработки нормативов накладных расходов
2.1 Нормирование накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом по видам строительно-монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат с учетом разработки отдельных нормативных показателей для применения при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на остальной территории Российской Федерации.
2.2 Сведения об отнесении территории Российской Федерации к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям представлены в приложении 1 к настоящей Методике.
2.3 Нормативы накладных расходов разрабатываются на основании общеотраслевого показателя величины накладных расходов в целом по строительству, сформированного от фонда оплаты труда по данным федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) на всей территории Российской Федерации за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за период не менее одного года, с дальнейшим его пересчетом по видам строительно-монтажных работ исходя из отклонений структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости отдельных видов работ согласно действующим сборникам сметных норм относительно общеотраслевой.
2.4 Нормативы накладных расходов по видам строительно-монтажных работ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исчисляются исходя из отношения данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) в районах Крайнего Севера и отдельно в приравненных к ним местностях к данным, сформированным в соответствии пунктом 2.3 настоящей Методики для остальной территории Российской Федерации за соответствующий период.
2.5 Данные федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) формируются в разрезе деления Российской Федерации на районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и остальную территорию, по статьям затрат, относящихся на себестоимость строительной продукции, исключая расходы непроизводственного характера.
2.6 Перечень статей затрат, относящихся на накладные расходы, приведен в приложении 2 к настоящей Методике.
2.7 При нормировании накладных расходов в составе нормативных показателей не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормативах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
Указанные затраты подлежат отдельному учету в главе 8 «Временные здания и сооружения» и главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства при наличии соответствующего обоснования.
3 Порядок применения нормативов накладных расходов
3.1 Величина накладных расходов при разработке сметной документации в составе проектной документации исчисляется от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат на основании нормативов накладных расходов, предусмотренных приложением 3 к настоящей Методике, в текущем уровне цен без учета налога на добавленную стоимость.
3.2 Установленные настоящей Методикой нормативы накладных расходов учитывают затраты согласно перечню, предусмотренному приложением 2 к настоящей Методике.
3.3 Выбор нормативов накладных расходов осуществляется по видам строительно-монтажных работ в соответствии с обозначением сборников сметных норм согласно предусмотренной графой 6 приложения 3 к настоящей Методике области применения нормативных показателей, а также в зависимости от отнесения территории, на которой осуществляется строительство, к районам Крайнего Севера, приравненным к ним местностям или остальной территории Российской Федерации.
3.4 При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов, а также объектов производственного назначения.
3.5 Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту объектов производственного назначения принимаются в размерах, установленных для строительных и специальных строительных работ.
3.6 При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности к категории особо опасных и технически сложных, за исключением объектов использования атомной энергии, к нормативам накладных расходов применяются следующие коэффициенты:
3.6.1 Строительство (кроме реконструкции и капитального ремонта) особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, за исключением объектов использования атомной энергии — 1,1.
3.6.2 Капитальный ремонт особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, за исключением объектов использования атомной энергии — 1,11.
3.6.3 Реконструкция особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства за исключением объектов использования атомной энергии — 1,2.
3.7 При строительстве (включая реконструкцию и капитальный ремонт) объектов использования атомной энергии к нормативам накладных расходов, кроме предусмотренных пунктами 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 приложения 3 к настоящей Методике нормативов для работ по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании объектов использования атомной энергии, применяется коэффициент 1,2.
3.9 Затраты, связанные с эксплуатацией производственного оборудования (контрольно-измерительных приборов, стендов для испытаний, электронно-вычислительной техники и др.), используемого при производстве пусконаладочных работ, учтены в составе нормативов накладных расходов на пусконаладочные работы, за исключением затрат на эксплуатацию передвижных испытательных лабораторий, учитываемых в сметной документации отдельной строкой.
3.10 Определение величины накладных расходов при разработке сметной документации производится путем начисления норматива накладных расходов по каждому виду работ в соответствии с применяемой сметной нормой по отдельным позициям локальной сметы с использованием формулы (1) с последующим указанием суммы начисленных накладных расходов по итогам разделов локальной сметы при их наличии и локальной сметы в целом.
Н i — величина накладных расходов по i-му виду работ по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;
З i — величина фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;
Н нрi — норматив накладных расходов по i-му виду строительно-монтажных работ согласно приложению 3 к настоящей Методике по соответствующей позиции локальной сметы, %.
3.11 Определение величины фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат осуществляется по формуле (2):
ОТ рi — размер средств на оплату труда рабочих (пусконаладочного персонала) по i-му виду работ, определенный в соответствии с Методикой применения сметных цен строительных ресурсов, по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;
ОТ мi — размер средств на оплату труда машинистов по i-му виду работ, определенный в соответствии с Методикой применения сметных цен строительных ресурсов, по соответствующей позиции локальной сметы, руб.
3.12 При определении сметной стоимости изготовления изделий, материалов, полуфабрикатов в построечных условиях (на базах подрядных организаций) нормативы накладных расходов принимаются в размере 74 % к фонду оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат.
3.13 При определении сметной стоимости затрат по перевозке строительных грузов автомобильным транспортом нормативы накладных расходов принимаются в размере 110 % к фонду оплаты труда машинистов.
При определении сметной стоимости погрузочно-разгрузочных работ нормативы накладных расходов принимаются в размере 100 % к фонду оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат.
МДС: Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (№ МДС 81-33.2004)
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, (МДС 81-33.2004)
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П. Шуппо, Г.П. Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г. Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А. Степанов, И.Ю.Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании
научно-технического Совета Госстроя России
(протокол от 11 декабря 2003
№ 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования
Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 постановлением Госстроя России
от 12 января 2004 №6
ВЗАМЕН «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-4.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 № 76.
Ответственный исполнитель – Г.П. Шпунт Технический редактор – Л.Я. Подыниглазова Компьютерная верстка – В.И. Шаменков
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:
117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп.2, Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве мдс 81-33.2004
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П. Шуппо, Г.П. Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г. Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А. Степанов, И.Ю. Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 № 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 постановлением Госстроя России от 12 января 2004 № 6
ВЗАМЕН «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-4.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 № 76.
Введение
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Методических указаний направлять по адресу:
117987, г. Москва, ГСП-1, ул. Строителей, 8, корп. 2, Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
1. Общие положения
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
— проектными организациями при разработке сметной документации.
1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
1.4. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
1.5. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих приведен в приложении 2.
Накладные расходы и сметная прибыль
Письмо Министерства регионального развития РФ
от 06 декабря 2010 г. № 41099-КК/08
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в строительстве с 01.01.2011 г. сообщает.
Результаты наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствует о значительном изменении структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенном в сметио-нормативной базе 2001 года.
В целях приведения нормативов накладных расходов в соответствие со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных нормативов при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов, приведенных в приложении 4 к МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004 применяется коэффициент 0,85.
Указанный коэффициент учитывает увеличение размера страховых взносов с 1 января 2011 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования до 34 процентов от оплаты труда работников по сравнению с 26 процентами, действующими в 2010 году.
В связи с этим с 1 января 2011 года утрачивает свое значение коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005 № ЮТ-260/06.
Коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не распространяется на свайные работы, опускные колодцы, бетонные и железобетонные монолитные и сборные конструкции в промышленном и жилищно-гражданском строительстве, автомобильные дороги, тоннели и метрополитены, мосты и трубы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с этим с 1 января 2011 года утрачивает силу п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004 не применяются.
При определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен с 1 января 2011 года к нормативам сметной прибыли, приведенным в приложении 1 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06, применяется коэффициент 0,8, за исключением следующих видов строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ: свайные работы, опускные колодцы, бетонные и железобетонные монолитные и сборные конструкции в промышленном и жилищно-гражданском строительстве, тоннели и метрополитены, мосты и трубы, пусконаладочные работы.
К.Ю. Королевский
Письмо Минрегиона России № 3757-кк/08 от 21.02.2011 года
О порядке применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве
Введение в действие указанных коэффициентов было вызвано, в первую очередь, изменением структуры прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, связанной с увеличением доли оплаты труда рабочих в текущем уровне цен, что привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве базы исчисления накладных расходов и сметной прибыли приняты сметные затраты по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов.
1. При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта понижающие коэффициенты (0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли) в текущем уровне цен применяются:
— к укрупненным нормативам накладных расходов по основным видам строительства (прил. 3 к МДС 81-33.2004 и табл. 1 к МДС 81-34.2004);
— к нормативам накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ (прил. 5 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004);
— к общеотраслевым нормативам сметной прибыли в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ в размере 65% и ремонтно-строительных работ — 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 и п. 2.2 МДС 81-25.2001);
— к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ (прил. 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06).
2. Коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005 N ЮТ-260/06, утратил свое значение для организаций, использующих общий режим налогообложения и не применяется к нормативам, приведенным в приложениях 3, 4, 5 МДС 81-33.2004 и табл. 1 и приложениям 4, 5 МДС 81-34.2004.
В связи с выходом Федерального закона от 28.12.2010 N 432-ФЗ для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.
3. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сохраняется действие всех примечаний к прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, прил. 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06.
4. Установленный порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов (0,85) и сметной прибыли (0,8) в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения.
В связи с этим коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) не применяется.
При этом не утратило силу примечание к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения.
5. При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел.
7. По заключенным государственным контрактам взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены.
К.Ю. Королевский
Разъяснения к письму №3757-КК/08 от 21.02.2011г.
Об уточнении и порядке применения понижающих коэффициентов
к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве
Обращаем внимание! п.5 письма Министерства регионального развития РФ № 3757-КК/08 от 21.02.2011г:
«При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел» (в текущем уровне цен).
Нормы с учетом округления приведены в приложениях 1 и 2 этого письма.
Письмо Минрегиона №20246-АП/08 от 28.07.2011г Об округлении нормативов накладных расходов и сметной прибыли
Министерства регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами в целях соблюдения единого методологического подхода, связанного с округлением нормативных накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен при последовательном применение нескольких понижающих коэффициентов, в дополнении к п.5 письма Минрегиона России от 21.02.2011 № 3757-КК/08 сообщает следующее.
В случае применения нескольких понижающих коэффициентов к нормативным накладным расходам и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел производиться после применения всех коэффициентов.
Коэффициенты к нормам накладных расходов и сметной прибыли при определении
сметной стоимости нового строительства в жилых и общественных зданиях
Источник: notperfect.ru
МДС 81-33.2004
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П.Шуппо, Г.П.Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г.Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А.Степанов, И.Ю.Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 N 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 постановлением Госстроя России от 12 января 2004 N 6
ВЗАМЕН «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-4.99 , введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 N 76.
ВНЕСЕНЫ Изменения и Дополнения , опубликованные в «Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации» N 8, 2004 год
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
— инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
— подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
— проектными организациями при разработке сметной документации.
1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно-необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
1.4. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
1.5. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих приведен в приложениии 2.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (далее — Управление ценообразования).
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
Система указанных нормативов состоит из 10 видов и приведена в приложении 3.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
3.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативной базы 2001 г.
Система указанных нормативов состоит из 86 видов и приведена в приложениях 4 и 5.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 5 .
3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
(Измененная редакция, Изм. и Доп .).
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на единый социальный налог);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 N 82 .
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в приложениях 8 и 9. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на стоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйетвенных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
4. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ И РАСЧЕТАХ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ
4.1. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен (базисном уровне цен, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г.).
При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001 и ГЭСНп-2001.
Привязка нормативов накладных расходов по видам работ к указанным сборникам (область применения) приведена в приложениях 4 и 5.
В случаях отсутствия нормативов накладных расходов по видам работ при строительстве атомных электростанций допускается применение укрупненного норматива накладных расходов по виду строительства.
(Измененная редакция, Изм. и Доп. ).
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
, (1)
на стадии рабочей документации:
, (2)
, (3)
где — величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
— величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
— укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в приложении 3 (в процентах);
— индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
— норматив накладных расходов по -тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
на стадии проекта:
, (4)
на стадии рабочей документации:
, (5)
, (6)
где и — суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;
— индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами 2001 г.;
и — суммарные по -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;
— общее количество видов работ по данному объекту.
(Измененная редакция, Изм. и Доп .).
4.5. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.6. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
4.7. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).
При использовании организациями в локальных сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства или по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7.
4.8. Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.
При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.
4.9. Величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме.
При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.
4.10. При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
5. УЧЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
5.1. Бухгалтерский учет по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.
5.2. Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
5.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20 «Основное производство», а также учитываемым на счете 30 «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).
Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.
5.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
5.6. Для сопоставления сметной величины с фактическими расходами накладных расходов в каждой подрядной организации должна составляться смета накладных расходов по всем статьям, включенным в перечень статей затрат. По каждой статье затрат накладных расходов, в свою очередь, разрабатываются отдельные сметы (калькуляции), на основе которых определяется общая сумма и структура накладных расходов.
Сопоставление сметных и фактических затрат накладных расходов позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства.
В случаях, когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную, рекомендуется разрабатывать индивидуальные нормы накладных расходов.
Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ «МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2 ст.134).
2. Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3825; 1999, N 28, ст.3488; 2000, N 32 ст.3341).
3. Федеральные законы от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г. N 32, ст.3341).
4. Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (в редакции Федеральных законов от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ).
5. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» .
6. Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения» .
7. Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с дополнениями и изменениями в Федеральные законы от 22.04.2003 N 47-ФЗ .
9. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ в редакции от 28.03.2002 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 23.07.1998 N 123-ФЗ и от 28.03.2002 N 32-ФЗ).
10. Трудовой кодекс Российской Федерации .
11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 24.03.2000).
12. Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство», ПБУ 10/99 «Расходы организаций», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
13. Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем России от 04.12.1995 N БЕ-11-260/07 с учетом письма Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 .
14. Проект Методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ (2003 г.).
15. Методические указания по определению сметной стоимости строительной продукции МДС 81-1.99 .
16. Методические рекомендации по определению средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных организаций МДС 83-1.99 .
17. Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНп-2001.
18. Федеральные единичные расценки ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001.
19. Государственная статистическая отчетность по форме N 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) за 2002 год по 89 регионам России».
Приложение 2 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОЧИХ
Для определения размера средств на оплату труда рабочих в сметах и договорных ценах на строительство может использоваться один из следующих методов.
1. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, выраженных в чел.-ч, используется следующая формула:
, (1)
где — расчетная величина средств на оплату труда рабочих в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (части его), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
— трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов), которая определяется по ГЭСН-2001, чел.-ч;
— фактическая (на момент расчета), по данным статистической отчетности, или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, по составу соответствующая «Методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ» (приложение 7);
— среднемесячное количество часов, фактически отработанное одним рабочим в конкретной организации, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ч/мес.
Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами.
2. При использовании сметной величины оплаты труда рабочих, учтенной в ТЕР (ФЕР)-2001, для определения размера средств на оплату труда рабочих может быть применена следующая формула:
, (2)
где и — суммарная по объекту (части его) величина оплаты труда соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, на 01.01.2000 , руб. или тыс. руб.;
— индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего ( мес/факт) к месячной оплате труда рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г.
3. При применении метода определения в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом на основе тарифных ставок, может применяться следующая формула:
, (3)
где — затраты труда рабочих на выполнение конкретных объемов работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или по объекту в целом, чел.-ч;
— расчетное число часов работы одного рабочего в месяц (не менее фактического и не более нормативного), ч;
— месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, руб.;
— тарифный коэффициент соответствующего разряда работ, принимаемый по действующей тарифной сетке;
— коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (0,12 и 0,24 соответственно), на работах по реконструкции, техническому перевооружению, капитальному ремонту, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (от 0,10 до 0,25), за разъездной и подвижной характер работ (0,15-0,20 и 0,30-0,40 соответственно), надбавки за профмастерство, расширение зон обслуживания, выполнение особо важных заданий (0,16-0,24) и другие;
— районный коэффициент к заработной плате, устанавливаемый законодательством;
— коэффициент, учитывающий премиальные выплаты, производимые по действующим в организации системам и формам премирования, определяемый по сложившемуся уровню и принимаемый в договоре подряда по соглашению сторон;
— прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемых в прямые затраты, руб./мес.
1. Коэффициент не применяется в случаях, когда тарифные ставки и оклады в организации установлены с учетом районного коэффициента.
2. Коэффициент, учитывающий премиальные выплаты ( ) и размер прочих выплат ( ), может определяться в зависимости от удельного веса в оплате труда рабочих на основе отчетных данных.
Приложение 3 УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Источник: www.gk-adept.ru
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004 МУ)
Аннотация к книге «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004 МУ)»
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости.
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
Источник: www.labirint.ru