Методическое пособие ценообразование в строительстве

«Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика. Выпуск 1» (рекомендовано к применению письмом Минстроя РФ от 13.12.1995 N ВБ-29/12-347)

Рекомендовано к применению

от 13 декабря 1995 г. N ВБ-29/12-347

ПО РАСЧЕТУ ЗАТРАТ НА СЛУЖБУ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА

Настоящее Методическое пособие разработано АОПИ Нефтеспецстройпроект, рассмотрено и одобрено Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве (Главценообразования) Минстроя России.

Предназначено для широкого круга специалистов.

Представленные в Пособии материалы могут быть использованы при подготовке договора между инвестором и организатором строительства и должны оказать практическую помощь центральным и местным органам государственной власти в эффективном расходовании инвестиционных средств.

Законодательные акты и нормативные документы, которые упоминаются в Пособии (выпуск 1), представлены по состоянию на 30 сентября 1995 года.

РНТЦ по ценообразованию в строительстве

Значительная часть этих материалов содержится в «Сборнике документов и методических рекомендаций по вопросам сметного ценообразования в строительстве» и Вестнике Главценообразования «Консультации и разъяснения по вопросам сметного ценообразования в строительстве».

В дальнейшем при изменении условий хозяйственной деятельности предполагается издание последующих выпусков Пособия.

1. Общие положения

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ (подрядчики), банковские, страховые и посреднические организации, поставщики стройматериалов и оборудования, пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные законом нормы и стандарты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные договором виды деятельности, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления данного вида деятельности.

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование.

Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, как правило, конкурсной основе юридических или физических лиц для реализации инвестиций.

Инвестор по договору определяет право распоряжаться выделенными государственными инвестициями заказчику-застройщику.

Заказчик-застройщик несет перед инвестором имущественную и иную предусмотренную действующим законодательством ответственность за рациональное использование выделенных для строительства ресурсов и материальных ценностей.

21.10.2020 Семинар НОСТРОЙ «Ценообразование в строительстве»

Заказчик-застройщик на конкурсной основе, как правило, через подрядные торги, поручает реализацию выделенных инвестором бюджетных средств на строительство утвержденной целевой программы или объекта организации подрядчика на условиях, определяемых договором подряда на строительство.

Заказчик-застройщик является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке. На основании договора он распоряжается денежными средствами инвестора (инвесторов), передаваемыми для финансирования строительства производственных объектов, жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, имеет почтовый адрес, счет в банке и печать со своим наименованием.

выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, проводит ее согласование в установленном порядке, осуществляет поиск подрядчиков, заключает договора подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтажных и пусконаладочных работ, поставку оборудования и материалов;

осуществляет приемку, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передачу их в монтаж;

выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию;

обеспечивает рациональное и экономное расходование выделенных на строительство средств, своевременно осуществляет платежи за материалы, оборудование, выполненные работы и т.д., принимает меры к сокращению сроков строительства.

Расчеты затрат на функционирование службы заказчика-застройщика выполняются, как правило, на календарный год и представляются на согласование в Главценообразования Минстроя России в начале года, после утверждения бюджетных инвестиций на текущий год. В исключительных случаях допускается представление расчетов и на другой период времени, но не менее чем на один квартал.

2. Определение нормативной численности

Численность аппарата заказчика-застройщика определяется исходя из годовой суммы инвестиций за счет средств федерального бюджета и в соответствии с приложением 1 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64.

При годовом объеме инвестиций менее 1 млн. руб. в ценах 1984 г. служба заказчика не образуется, а работа, связанная с выполнением функций технического надзора, финансируется за счет основной деятельности инвестора.

Объемы планируемых на текущий год инвестиций должны быть подтверждены заказчиком: копией письма Минэкономики России или вышестоящей организации — министерства (ведомства), региональной администрации либо другого инвестора.

Расчет нормативной численности аппарата производится с использованием показателя годового объема капитальных вложений в ценах 1984 г. Для перевода в цены 1984 г. к выделенному из средств федерального бюджета объему инвестиций применяется среднегодовой индекс (коэффициент) удорожания стоимости строительства в данном регионе. Указанный индекс определяется на основании данных региональных центров по ценообразованию в строительстве с учетом прогнозируемого уровня инфляции.

При определении нормативной численности аппарата заказчика-застройщика объемы капитальных вложений должны приводиться к 1 территориальному району в соответствии с «Общими положениями по применению сметных норм и расценок на строительные работы» (СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91).

Инвестиции из федерального бюджета, передаваемые для реализации другим юридическим или физическим лицам, при расчете численности аппарата заказчика-застройщика не учитываются.

Если в результате расчетов численность аппарата составляет не целое, а дробное число, полученный результат округляется до десятых долей целого числа.

При большой территориальной разбросанности строящихся в сельской местности объектов численность персонала технического надзора (производственный отдел) может быть увеличена сверх установленной предельной численности. Для этого к объему капитальных вложений в сельской местности может быть применен повышающий коэффициент до 1,5.

Пример расчета численности аппарата заказчика-застройщика представлен в Приложении.

Расчет затрат выполняется по форме, рекомендованной в приложении 2 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64.

Затраты на оплату труда и сопряженные с этой категорией затрат налоговые отчисления должны определяться на основе нормативной численности аппарата заказчика-застройщика, рассчитанной в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в предыдущем разделе, а также базироваться на действующих в отношении госслужащих правовых актах и нормативных документах. При финансировании строительства из нескольких источников (федеральный или местные бюджеты, средства предприятий и организаций различных форм собственности, средства частных инвесторов) учитывается только та часть общих затрат заказчика-застройщика, которая приходится на долю федерального бюджета.

Указанная таблица охватывает только основные статьи затрат и при наличии соответствующих обоснований может быть дополнена другими статьями.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ

ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА

ЧИСЛЕННОСТИ АППАРАТА И ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ

ЗАКАЗЧИКА НА 1996 ГОД (ЦИФРЫ УСЛОВНЫЕ)

«__» ________ 1996 г.

В примере приведены только итоговые данные (для согласования с Минстроем России необходимо представление всех обосновывающих расчетов).

Объем инвестиций за счет средств федерального бюджета на 1996 год согласно письму главы администрации области составляет 40000 млн. руб. в ценах по состоянию на 01.01.96 для I территориального района. Объем инвестиций для сельской местности — 22500 млн. рублей.

Условный объем инвестиций в ценах 1996 года с учетом повышающего коэффициента для сельской местности 1,5:

22500 млн. руб. x 1,5 + 17500 млн. руб. = 51250 млн. руб.

Объем инвестиций в ценах 1991 года равен:

51250 млн. руб. : 2700 = 19 млн. руб.,

где 2700 — индекс удорожания капитальных вложений по состоянию на 01.01.95, определенный по данным регионального центра по ценообразованию в строительстве (с учетом НДС и спецналога).

В ценах 1984 года объем инвестиций составит:

19 млн. руб. : 1,56 = 12,2 млн. руб.,

где 1,56 — индекс удорожания капитальных вложений на 01.01.91 по сравнению с 1984 годом.

По таблице приложения 1 письма Госстроя России от 07.04.94 N ВБ-12-64 определена численность аппарата, равная 17,3 человека.

2. РАСЧЕТ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ

С УТВЕРЖДЕННЫМ ШТАТНЫМ РАСПИСАНИЕМ

Примечание. К расчету прикладывается копия документа, на основании которого установлены персональные надбавки.

Основная заработная плата в расчете на год:

3. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ

4. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА КОМАНДИРОВКИ В 1996 ГОДУ

1. Количество строящихся объектов — 45.

2. Среднее расстояние объекта от места расположения заказчика — 120 км.

3. Количество посещений одного объекта в год — 49.

4. Средняя стоимость одной поездки муниципальным транспортом — 6 тыс. руб.

5. Затраты на осуществление технического надзора и решения оперативных вопросов по строительству объектов с учетом 50% поездок с использованием транспорта заказчика и возвращением в 50% поездок в течение одного рабочего дня:

проезд: 6 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 6,615 млн. руб.

суточные: 10 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 11,025 млн. руб.

проживание: 20 тыс. руб. x 45 x 49 x 0,5 = 22,050 млн. руб.

Всего. 39,69 млн. руб.

6. Поездки по сбору исходных данных, размещению заказов, согласованиям технических и проектных вопросов:

12 поездок по 350 тыс. руб. на каждую = 42 млн. руб.

7. Командировки в г. Москву для решения финансовых и других вопросов в федеральных органах:

6 x 250 тыс. руб. = 1,5 млн. руб.

8. Прочие поездки — 6,7 млн. руб.

9. Общая сумма командировочных расходов — 52,1 млн. руб.

5. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО ЛЕГКОВОГО

И СПЕЦИАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА

Судебная практика и законодательство — «Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика. Выпуск 1» (рекомендовано к применению письмом Минстроя РФ от 13.12.1995 N ВБ-29/12-347)Судебная практика высших судов РФ

В целях повышения качества представляемых на согласование в Минстрой России расчетов и экономного расходования бюджетных средств, выделяемых на капитальное строительство, Минстрой России в 1995 году разработал Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика — застройщика, которое будет распространяться, начиная с I квартала 1996 года.

При годовом объеме финансирования строительства свыше 2 млн. рублей в ценах 1984 г. указанные расчеты должны выполняться в соответствии с письмом Минстроя (б. Госстроя) России от 07.04.94 N ВБ-12-64 и Методическим пособием, введенным в действие письмом Минстроя России от 13.12.95 N ВБ-29/12-347.

Источник: legalacts.ru

Рекомендовано учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Республики Беларусь
по образованию в области строительства и архитектуры в качестве
учебно-методического пособия
для студентов строительных специальностей

О.C. Голубова. Т.В. Щуровская, Л.К. Корбан, Н.Е. Винокурова

С.В. Валицкий, Н.С. Медведева
Голубова О.С.

К Учебно-методическое пособие по дисциплине «Ценообразование в строительстве» для студ. дневной и заочной формы обучения спец. 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» направление 1-27 01 01-17 «Экономика и организация производства (строительство)», спец. 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство», спец 1-70 02 02 «Экспертиза и управление недвижимостью»/ О.С. Голубова, Т.В.

Щуровская, Л.К. Корбан, Н.Е. Винокурова.-Мн.: БНТУ, 2007 — 238с.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Ценообразование в строительстве» предназначено для студентов строительных специальностей дневной и заочной форм обучения высших и средних специальных учебных заведений. Раскрывается система формирования стоимости в строительстве, основанную на нормативно-законодательной базе, установленной в Республике Беларусь.

Источник: nashaucheba.ru

Учебное пособие: Ценообразование и сметное дело в строительстве

Настоящие методические указания к курсовой работе по дисциплине «Ценообразование и сметное дело в строительстве» разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО для студентов специальности 080502 «Экономика и управления на предприятиях строительства».

Методические указания разработаны на основе сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года в соответствии с действующим законодательством РФ.

Целями курсовой работы являются:

— изучить особенности ценообразования в строительной отрасли и методику технико-экономических расчетов.

— овладеть навыками самостоятельной работы с нормативно-справочной литературой по составлению смет для строительства объектов;

— закрепить и углубить знания и навыки, полученные в лекционном курсе и на практических занятиях по:

а) составлению калькуляций транспортных расходов и стоимости строительных материалов;

б) составлению инвесторских смет: локальной на общестроительные работы базисно-индексным и ресурсно-индексным методами; объектной; сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС);

в) определению величины сравнительного коммерческого эффекта инвестора, достигаемого вследствие лучшего распределения средств по периодам строительства;

Работа выполняется на основе индивидуального задания студенту, образец которого приведен в прил.2. Информация, не указанная в индивидуальном задании, принимается студентом самостоятельно по приведенным приложениям и тексту методических рекомендаций, а также по согласованию с руководителем курсового проектирования.

Курсовая работа оформляется в соответствии с установленными требованиями и представляется в виде расчетно-пояснительной записки, в которой приводятся:

Общий объем расчетно-пояснительной записки 25-35 с. Выполненная работа представляется сброшюрованной в обложке. После проверки работы преподавателем, устранением его замечаний студентом, она подлежит защите перед комиссией, назначенной кафедрой. Сроки защиты устанавливаются в соответствие с графиком выполнения курсовой работы.

Если курсовая работа не допущена руководителем к защите, то студент должен ее переработать и дополнить в соответствии с указаниями преподавателя.

При неудовлетворительной защите курсовой работы студенту дается определенный срок для исправления. После этого назначается повторная защита. Курсовая работа не допускается к защите без наличия задания, выданного студенту в установленном порядке.

При написании введения (1-2 с.) обязательно использование периодической литературы. Во введении и последующих разделах обязательны ссылки на используемые информационные источники.

Перед началом соответствующих сметных расчетов следует указать:

— территориальный район строительства;

— используемую нормативную базу (в каких базисных ценах выполнены расчеты);

— метод определения текущей сметной цены стройки (базисно-индексный, ресурсный и т.д.);

— нормы накладных расходов, плановых накоплений и т.д. и обоснование принятых их значений.

В заключении приводятся краткие выводы по итогам проделанной работы.

Список использованной литературы приводится с соблюдением требований ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». В список включаются материалы, которые автор изучал, использовал и цитировал в данной работе.

При составлении сметной документации обязательно использование сметно-нормативной базы, введенной в действие с 1 января 2000 года.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются — сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Стоимость строительных работ определяется на основании сметных расчетов (смет). Для определения сметной стоимости строительных работ должна разрабатываться следующая документация: локальные и объектные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты (сметы) на отдельные виды работ или затрат; сводный сметный расчет и, и при необходимости, сводка затрат.

Кроме того, в курсовой работе должны быть представлены следующие расчеты:

— калькуляции транспортных расходов на перевозку строительных материалов;

— калькуляции сметной стоимости материалов.

Стоимость строительно-монтажных работ должна определяться в текущем уровне цен, т. е. в ценах, действующих на момент расчета. В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2000 года; в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

При составлении смет (расчетов) в курсовой работе применяются следующие методы определения стоимости:

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.

Составление смет по единичным расценкам базисно-индексным методом остается приоритетным в новой системе сметного ценообразования.

Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы:

— к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ);

— к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).

Накладные расходы в локальной смете определяются от фонда оплаты труда (ФОТ) на основе:

— укрупненных нормативов по основным видам строительства, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

— нормативов накладных расходов по видам строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ, применяемых при составлении локальных смет;

— индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации.

Для определения норм накладных расходов в локальных сметах используются методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве [4] (прил. 3).

Размер сметной прибыли определяется от фонда оплаты труда (ФОТ) рабочих на основе:

— общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ, применяемых при составлении инвесторских сметных расчетов;

— нормативов по видам строительных и монтажных работ, применяемых при составлении локальных сметных расчетов (смет);

— индивидуальной нормы для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета).

Для определения норм сметной прибыли в локальных сметах используются документы, определяющие величины сметной прибыли в строительстве [5] (прил.4).

Расчет сметной стоимости материалов производится путем калькулирования элементов затрат. В этих целях в курсовой работе составляются 2 вида калькуляций:

Читайте также:  Соз что это в строительстве

1. Калькуляция транспортных расходов на перевозку 1 тонны груза (прил.5) составляется в уровне цен 1991 г. с последующей индексацией в базисный уровень 2000 г.;

2. Калькуляция сметной стоимости, материалов, конструкций, изделий (прил.6) составляется в ценах 2000 г..

При этом сметные цены на материалы, изделия и конструкции () принимаются франко-приобъектный склад и определяются по формуле:

=Цм+ Стр +Стар+Ссно+ЗСР, ( 1 )

где: Цм — свободная или регулируемая цена на продукцию производственно-технического назначения (цена производителя), которая определяется на основе каталогов, прейскурантов и другой информации предприятий-поставщиков, а также ежемесячных информационных выпусков региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС);

Стр — транспортные расходы, с учетом затрат на погрузочно-разгрузочные работы. Оцениваются на основе цен и тарифов, действующих в данном регионе и схемы поставки материалов, которая предусматривает наиболее экономичный вид транспорта. Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм (ЭСН), а также путем составления калькуляций транспортных расходов на перевозку грузов;

Стар — стоимость тары, упаковки и реквизита (учитывается при необходимости);

Ссно — стоимость услуг снабженческих организаций, определяемая на основании договоров и контрактов на поставку материалов;

Сзср — величина заготовительно-складских расходов.

Наценки снабженческих и сбытовых организаций взимаются в процентах от отпускных цен на материалы. В курсовой работе принимаются транзитные наценки в размере 1% от отпускной цены материала.

Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются в процентах от стоимости материалов, в том числе:

— по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;

— по металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;

— по оборудованию — 1,2 %.

Для составления калькуляции транспортных расходов используются исходные данные и сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства [10], с последующей индексацией полученных результатов в базисный уровень цен 2000 г..

В соответствии с этим, исходные данные содержат схему доставки указанного материала, включая наименование поставщика и места отгрузки, расстояния перевозок.

Тарифная классификация грузов при автомобильных перевозках предусматривает четыре класса грузов (таблица 1). Они определены в зависимости от использования грузоподъемности автомобиля.

Таблица 1 — Тарифная классификация грузов при автомобильных перевозках

Коэффициент использования грузоподъемности

Тарифы на перевозку строительных грузов по железной дороге рассчитаны на 1 т. перевозимого груза по путям общего пользования грузовой скоростью и определяются по ССЦПГ, часть 1, раздел 4. При этом используются ставки для повагонных отправок. Тарифы зависят от расстояния перевозок, тарифных схем и весовой нормы загрузки 60-тонного вагона (ССЦПГ, часть 1, раздел 4, таблица 2). [10]

Тарифные расстояния перевозки грузов исчисляются по кратчайшему расстоянию между станциями, которые приведены в разделе 5, части 1, ССЦПГ. [10]

Сборы за подачу и уборку вагонов на станциях отправления и назначения установлены в зависимости от условий подачи и уборки вагонов, а также от вида франко (ССЦПГ, стр. 67-68).

Составляется калькуляция транспортных расходов на 1 тонну груза по форме приведенной в прил. 5.

При оформлении курсовой работы обязательно дать ссылку на используемые нормативные источники с указанием страниц для каждого строительного материала, занесенного в калькуляцию сметной стоимости.

Перечень и объемы строительных работ для составления локальных смет представлены в задании к курсовой работе. Локальная смета составляется по форме 4ср приведенной в приложении 7 базисно-индексным методом. Стоимость, определяемая локальными сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые затраты учитывают стоимость оплаты труда основных рабочих, материалов, изделий, конструкций и эксплуатации строительных машин.

Начисление накладных расходов и сметной прибыли при составлении локальных смет производится в конце расчета (сметы), за итогом прямых затрат.

В качестве нормативной базы при разработке локальной сметы базисно-индексным методом служат сборники ФEР-2001 (ТЕР-2001) [1; 2]. При подборе расценок следует проявлять внимательность и учитывать все надлежащие поправки.

Объемы работ в смете следует представлять в тех единицах измерения, которые предусмотрены сборниками.

Графы 11 и 12 заполняются дробными показателями с выделением затрат труда рабочих-машинистов. Однако в единичных расценках затраты труда рабочих-машинистов не выделены.

Единичная трудоемкость, связанная с участием в выполнении работы рабочими – механизаторами (Q `мех ), может определяться исходя из их заработной платы (З`мех ), с использованием формулы (2):

Q `мех = З`мех* К прх, (2)

где Кпрх – переходной коэффициент (чел. – час/руб.), принимающий значения: 0,068 – для всех общестроительных и дорожных работ; 0,076- для механизированных земляных (см.[16, с.49]). Расчеты и записи ведутся по каждой работе в отдельности.

Значения накладных расходов и сметной прибыли определяется по итогу локальной сметы с использованием укрупненных, но дифференцированных по видам строительства, значений. В курсовой работе значения норм накладных расходов и сметной прибыли подбираются по прил. 4, 5 в зависимости от вида строительства.

Расчет сметной заработной платы в составе накладных расходов. Сумма заработной платы в составе накладных расходов (Зрп.нр ) определяется на основе их суммы (НР) и доли зарплаты в накладных расходах (Узрп.нр ), по формуле (3):

Зрп.нр = НР * Узрп.нр, (3)

Значение Узрп.нр принимается равным 0,051 руб./руб.

Расчет нормативной трудоемкости накладных расходов (Q нр ) производится на основе их суммы (НР) с использованием переходного коэффициента (Кпрх ), по формуле (4):

Qнр = НР * Кпрх (4)

Значение Кпрх принимается равным 0,0044 чел.-часа/руб. [16].

В заключении, полученные итоги локальной сметы, рассчитанные в базисном уровне цен 2000 г. надлежит индексировать в текущий уровень цен, используя информацию РЦЦС [18] на момент выполнения расчетов.

Основанием для составления локальной сметы служит ранее рассчитанная локальная смета, составленная базисно-индексным методом. Перечень и объемы работ те же, что и для первой локальной сметы.

Основные положения составления локальных смет рассмотрены на практических занятиях и изложены в методических указаниях к этим занятиям.

Для определения сметной стоимости работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости (ЛРВ) и локального сметного расчета (локальной сметы), форму №5 и форму №4 (приложение 8).

Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости, рекомендуется производить в базисном уровнях цен 2000 г. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели.

Ресурсный метод является наиболее трудоемким, но позволяет добиться максимальной точности расчета. Составление ресурсных смет на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ. Применение ресурсного метода ограничено работами с небольшой номенклатурой ресурсов, как правило, специализированного характера. К примеру, ресурсные сметы пользуются популярностью в дорожно-строительной отрасли.

Информационной основой составления ведомости являются данные индивидуального задания и данные сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН) на строительные работы [3], а так же сборниками базисных сметных цен на ресурсы [11, 12, 13].

Ознакомление с нормативной базой целесообразно начинать с содержания и технической части (где отмечены особенности расценок и возможные поправки к ним). Могут использоваться различного рода каталоги, ценники и т.д., издаваемые предприятиями – поставщиками. При этом следует обращать внимание на то, чтобы в ЛРСР вносились значения цен на ресурсы, очищенные от налога на добавленную стоимость (НДС). Все ресурсные показатели, выделяемые из нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и общих указаниях к ГЭСН.

В качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметах выделяются следующие ресурсные показатели:

— данные о трудоемкости работ (в чел.-ч) для определения размеров основной заработной платы рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;

— данные о времени использования строительных машин (в машино-часах);

— данные о расходе материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3; м2; т и пр.).

В составе последних данных выделяются такие данные, как расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий (деталей) и конструкций. Они принимаются из имеющихся ресурсных нормативов и заносятся в соответствующие графы ведомости, составляемой по форме № 5.

В графу 2 «Шифр, номера нормативов, коды ресурсов» — шифр применяемого ресурсного норматива и коды соответствующих ресурсов.

В графу 3 «Наименование работ и затрат» — виды работ и затрат, вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности: затраты труда рабочих-строителей; затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин; наименование используемых строительных машин (в том числе «прочие машины»), виды применяемых материальных ресурсов (в том числе «прочие материалы»).

В графу 4 «Единица измерения» — единица измерения работ и ресурсов.

В графу 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся.

В графу 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным или по данным задания, а против наименования соответствующих ресурсов — их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.

Рекомендуется суммирование показателей фиксировать в следующей последовательности:

• Трудовые ресурсы.

• Затраты труда рабочих-строителей, чел.-ч.

• Средний разряд работ.

• Затраты труда машинистов, чел.-ч.

Строительные машины, маш.-час.

Материальные ресурсы, натуральные показатели

В отдельной графе против наименований строительных машин и материальных ресурсов проставляются соответствующие коды ресурсов, приводимые в применяемых нормативах.

В завершающей (итоговой) части ЛРВ приводится выборка всех видов ресурсов, с указанием их полного количества, требующегося для выполнения заданных видов и объемов работ. При этом рассчитывается разряд рассматриваемой совокупности работ.

Сметная стоимость единицы измерения трудовых ресурсов в базисном уровне принимается в соответствии со средним разрядом. Средний разряд рассматриваемой совокупности работ () определяется при помощи формулы (5):

— средний разряд i-ой заданной работы;

— трудоемкость (по рабочим – строителям) i-той работы, чел.- час.

n — заданное (рассматриваемое) количество работ;

Сметная стоимость единицы измерения трудовых ресурсов в базисном или текущем уровне цен определяется расчетом, исходя из данных о средней заработной плате в отрасли, периодически публикуемых в различных изданиях, в частности, сборниках РЦЦС [17], журнале «Экономика строительства». Расчет ведется с помощью формулы (6):

Ц(б)тр=(Змес, ф*Рр) × (Фрв, мес*Рср), (6)

Где Ц(б)тр — базисная или текущая цена одного чел.-часа трудовых ресурсов, руб;

Змес, ф — фактические месячные затраты (средние) на оплату труда рабочего-строителя в регионе, руб;

Рр — средний разряд рассматриваемой совокупности работ;

Фрв, мес — месячный фонд рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, часы;

Рср — среднеотраслевой тарифный коэффициент (принимается 3,8).

Пример расчёта: среднемесячные (текущие) затраты на оплату труда рабочего – строителя по Брянской области составляют 5000 руб. [17]. Месячный фонд рабочего времени – 166 часов.

Ц =(5000·3,5)/(166,0·3,8)=27,74 руб. /чел.- час.

При составлении расчета по форме № 4а смет для инвестора рекомендуется определять стоимость в базисном уровне (графы 6 и 7).

Оценка итоговых данных по трудовым ресурсам производится в базисном уровне — на основе средней сметной заработной платы, учтенной в рекомендуемых нормативах.

Оценка итоговых данных по строительным машинам осуществляется в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств [14, 15].

Базисная сметная стоимость совокупности работ, отраженных в локальном сметном ресурсном расчете (Цсб), определяется на основе данных об объемах отдельных видов ресурсов и затрат, а также норм накладных расходов и сметной прибыли по формуле:

Цсб = + Зобщ (Кнр + Ксп ), (7)

где: -количество ресурсов i-го вида, натуральных единиц измерения;

— текущая цена без учета НДС, руб./ натуральн. ед. изм.;

Кнр, Ксп – коэффициенты накладных расходов и сметной прибыли соответственно, единицы;

Зобщ – зарплата рабочих, строителей и механизаторов, руб.

Расчет нормативной трудоемкости накладных расходов и расчет сметной заработной платы в составе накладных расходов производится также как и в первой локальной смете составленной базисно-индексным методом.

К локальной смете следует дать пояснения об особенностях поиска и источниках норм, цен, вычислений, полученных результатов.

Данные локальных сметных расчетов, выполненных двумя методами, позволяют определить элементную структуру сметной стоимости по общестроительным работам и представить ее графически. Сравнив полученные результаты сметной стоимости работ в сводной таблице (прил.9), необходимо сделать вывод о том, какой метод является наиболее точным, и принять решение о том, какая из двух локальных смет послужит основой для дальнейших расчетов.

Объектная смета составляется в текущем уровне цен по установленной форме, приведенной в прил.10. Данные о сметной стоимости общестроительных работ по зданию переносятся из локальной сметы в первую строку объектной.

Показатели по специальным строительным работам (водоснабжение и канализация, отопление, вентиляция, электромонтажные, слаботочные) определяются в курсовой работе исходя из усредненных соотношений между сметными стоимостями этих и общестроительных работ.

Затраты на приобретение технологического оборудования определяются по прил.10 в зависимости от суммы затрат на строительные и монтажные работы (гр.4 и 5) по предшествующим строкам (видам работ); затраты на монтаж технологического оборудования определяются в размере 15% от стоимости самого оборудования.

Сумма сметной заработной платы по каждому виду работ (гр.9) определяется как 7% от затрат на СМР (имеется в виду сумма гр. 4 и 5).

Трудоемкость всех видов монтажных работ, кроме монтажа технологического оборудования принимается в тех же процентах от трудоемкости общестроительных работ, что и стоимость. Примеры расчета сметных показателей приведены в приложении 10.

Значение средней по объекту выработки рабочего (в руб./ чел.-день) определяется по формуле (8):

В = Ссмр: ( Q : 8), (8)

где: Ссмр — сметная стоимость СМР по объекту, тыс. руб;

Q – сметная трудоемкость СМР, тыс.чел. – часов.

Значение среднедневной заработной платы рабочих по стройке (ЗПЛСРД ) определяется в свою очередь по формуле (9):

ЗПЛСРД = З`ПЛ : ( Q : 8), (9)

где: З`ПЛ – сумма нормативной заработной платы по СМР объекта.

ССРСС составляется в текущем уровне цен по установленной форме, приведенной в приложении 11. Основой составления служат объектные сметы и сметные расчеты по отдельным видам затрат.

Нормативной базой составления ССРСС в текущих ценах являются:

— методические указания [6];

— нормы затрат на производство работ в зимнее время [8], на временные здания и др.

Составление ССРСС в курсовой работе начинается с заполнения строки, относящейся к главе 2 расчета, путем переноса итоговой строки объектной сметы по основному производственному корпусу.

Значения затрат по главам 1, 3-7 в курсовой работе принимаются в условных отношениях к затратам по основному производственному корпусу (глава 2). Пример расчета сводного сметного расчета стоимости строительства объекта приведены в приложении 11.

Значение затрат на временные здания и сооружения (глава 8) в общем случае, определяется по нормам [8]. В курсовой работе применяется усредненное значение нормы как 3% от суммы затрат на СМР по главам 1-7.

Значение затрат на зимнее удорожание СМР (глава 9) в курсовой работе определяется на основе усредненной нормы в 3,3%от суммы затрат на СМР по главам 1-8, с учетом территориального коэффициента для Брянской области (0,9) (прил. 11).

Затраты на передвижной характер работ (глава 9) предусматриваются только по стройкам, расположенным вне населенных пунктов. В курсовой работе применяется усредненная норма в 2,5% от суммы затрат на СМР по главам 1-8 (прил.11).

Значения затрат по главам 10-12 в курсовой работе принимаются в процентах к затратам по общему итогу первых девяти глав. Значения этих условных отношений приведены в прил. 11.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусматривается отдельной строкой по всем графам ССРСС и исчисляется от сумм затрат по всем 12 главам. В курсовой работе норма резерва принята в 3%.

За итогом сметы (т.е. при расчете итога не учитываются) указываются (справочно) возвратные суммы от разборки временных зданий и сооружений (гл.8) в размере 15% от их стоимости.

К ССРСС следует составить пояснительную записку, где необходимо дать пояснения о назначении затрат, приводимых в отдельных главах, а также о том, чем обусловлено включение затрат в расчет стоимости.

Одним из факторов повышения эффективности инвестиций является время.

Однако не только сокращение продолжительности строительства приносит строительной организации и всему народному хозяйству экономический эффект. Большое значение для повышения эффективности инвестиций имеет также их рациональное распределение внутри периода строительства. Это связано с неравноценностью денег в разные периоды времени. Например, будущие деньги дешевле сегодняшних вследствие того, что деньги, полученные сегодня, должны «работать» и приносить в будущем доход инвестору.

Именно поэтому необходимо разрабатывать рациональную схему вложения денежных средств в строительство объектов.

Если проектные варианты имеют неодинаковое распределение инвестиций внутри периода строительства, то для их сравнения необходимо привести капитальные вложения к одному моменту времени – началу расчетного (базового) года.

Такое приведение осуществляется с помощью метода дисконтирования.

Его суть состоит в оценке либо будущей стоимости сегодняшних денег, либо современной стоимости будущих денег.

Такая оценка производится с помощью коэффициента дисконтирования (приведения), который равен:

К = (1 + Е)t, (10)

Читайте также:  На что ложат газобетон при строительстве дома

где Е – норматив приведения или норма дисконта в долях единицы;

t – число лет, отделяющее затраты данного года от момента приведения затрат.

В качестве момента приведения затрат принимается, как правило, либо момент начала строительства объекта, либо момент окончания строительства.

Затраты предыдущих лет приводятся к расчетному году путем умножения на коэффициент дисконтирования:

где Кt – капитальные вложения в году «t».

Затраты более поздних лет приводятся к расчетному году путем деления на коэффициент дисконтирования:

В курсовой работе представлены 2 варианта распределения капитальных вложений по кварталам. Используя методику, изложенную выше, необходимо выявить эффективный вариант и определить величину годового экономического эффекта от его внедрения.

Так как речь идет о разной степени «замороженности» инвестиций в процессе строительства, то в качестве расчетного года рациональнее избрать год ввода строительного объекта в эксплуатацию.

Расчеты предлагается свести в следующую форму (табл. 2) с последующим выводом и расчетом эффекта.

Источник: ronl.org

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Анатолий Плотников — Сметное ценообразование в строительстве

Популярные авторы

Популярные книги

Сметное ценообразование в строительстве

Владимир Николаевич Ильин, Анатолий Николаевич Плотников

Сметное ценообразование в строительстве

(Дополненное и переработанное издание)

Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действовавшая до 1991 г., базировалась на фиксированных, неизменных в течение длительного периода времени (от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости, составляющих основу цены строительной продукции. В условиях жесткой централизации планирования и управления экономикой она была направлена, прежде всего, на сохранение стабильного уровня цен и очень слабо реагировала на изменение ценовых факторов. Эти изменения доводились до строительно-монтажных организаций в директивном порядке через финансовые планы подрядных министерств и ведомств. Такой порядок определения стоимости приводил к серьезным искажениям в оценке результатов производственно-финансовой деятельности непосредственных производителей строительной продукции.

С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это в первую очередь связано с тем, что произошло изменение формы собственности практически всех участников многоинвестиционного процесса, коренным образом изменилась структура источников финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен на конкурентной основе. Кроме того, с переходом на рыночные отношения в стоимости строительной продукции появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: плата за землю, затраты на получение сходных данных, оплата услуг федеральных и региональных центров ценообразования, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации и т. д.

Цена строительной продукции стала результатом договора между заказчиком и подрядчиком, следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, предметом купли и продажи.

Вместе с тем, свобода ценообразования вовсе не означает вседозволенности в установлении цен. В начальной фазе перехода к рынку появились “теории” о том, что при рыночных отношениях сметы вообще не будут нужны. Рынок и только рынок, соотношение спроса и предложения будут определять цену строительной продукции. Таков был аргумент сторонников так называемого рыночного подхода.

Имела ли под собой достаточно твердую почву такая аргументация? В большинстве своем строители работают на заказ. Возведение объекта, будь то жилой дом или иные сооружения, а, следовательно, и его стоимость и расчеты за него должны определиться по смете и только по смете. Только после того, когда заказчик вступит в права владельца и в силу коммерческих или иных причин захочет продать свою собственность, стоимость ее будет определяться рыночным путем, с учетом спроса и предложения.

Именно в этом состоит суть различий понятий сметной стоимости и рыночной стоимости первичного и вторичного рынка.

Ценообразование – это причинно обусловленный процесс, предполагающий свои правила и порядок, при которых нельзя ориентироваться только на рыночную конъюнктуру с ее непредсказуемостью. В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», регламентирующим началом взаимоотношения заказчика и подрядчика, является договор подряда, который определяет цену строительной продукции и способы ее установления. Исходя из этого, основной задачей системы ценообразования в строительстве является обеспечение полного набора сметных нормативов и условий их применения для формирования договорных цен на строительную продукцию, их экономической оптимизации и государственного регулирования через отдельные виды ресурсов.

Нормативы и методические регулирование процессом ценообразования осуществляется в настоящее время Министерством регионального развития РФ и его Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Все большую роль в методическом и нормативном обеспечении ценообразования в строительстве играют региональные центры по ценообразованию в строительстве, координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию и др. С 2003–2004 гг. в строительстве действует по сути дела, новая сметно-нормативная база 2001 г., в которой с 2004 г. обновились, по существу, все основные методические документы по ценообразованию в строительстве.

В этой связи в учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы ценообразования в соответствии с условиями становления рыночных отношений, изложенных в свете действующих нормативных документов и законодательных актов Российской Федерации., приводятся практические примеры расчета сметной документации различными методами, даются разъяснения и методическое обеспечение, связанное с подготовкой сметной документации, согласования цен и тарифов, договорной цены на строительную продукцию.

Наряду с подготовкой работников экономических специальностей и менеджмента данное пособие может быть использовано студентами технических специальностей строительной отрасли. Пособие может быть использовано практическими работниками, занимающимися вопросами сметного ценообразования и сметного нормирования, проектированием организаций строительства и отдельных видов строительно-монтажных работ.

Глава 1. Состав и структура сметного ценообразования и сметного нормирования

1.1. Цена как экономическая категория рынка

В условиях рыночных отношений перед предприятиями и организациями в качестве одной из основных проблем встает проблема определения цены на свои товары, работы и услуги. Цена находит свое отражение практически во всех сторонах деятельности предприятия, определяя структуру и объем производства, движение материальных и финансовых потоков, массу прибыли и рентабельность производства. Выбранная в этой связи ценовая политика оказывает всестороннее воздействие на процесс и результаты функционирования предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке.

Суть ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на свою продукцию такие цены и так варьировать ими в зависимости от складывающийся ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Цена для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием ценового продвижения товаров на рынок и их реализации.

Исторически сложилось так, что цены устанавливались в результате переговоров (договорные цены) между продавцом (изготовителем) и покупателем (потребителем). Следует отметить, что цена была решающим фактором, определяющим выбор покупателя. Однако на покупательском выборе в последнее время кроме фактора дешевизны все более энергичнее стали отражаться другие ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг и т. д.

Механизм цен, ценообразование и ценовая политика – это очень сложный и тонкий инструмент рынка. В этой связи можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования.

1. Классический – наиболее известнаязатратная теорияценообразования (Смит, Риккардо, Маркс и др.). Стоимость товара в ней представлена овеществленным в нем трудом товаропроизводителей, т. е. стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена здесь формируется из средних затрат производителей, выпускающих данные товары. Недостаток этой модели является недооценка рыночного спроса.

2. Теория предельной полезности (Вальрас, Паретто, Самуэльсон и др.). Основой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для потребителя. Главная трудность здесь – количественное измерение полезности, методы ее учета.

3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Основоположник этой теории Маршаллрассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности. Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса.

Следует отметить, что цена – это сложная экономическая категория, в которой сфокусированы практически все экономические отношения в обществе. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения, цена – это денежное выражение стоимости, а ценообразование – процесс ее формирования.

Прежде чем принимать на практике ту или иную ценовую политику, необходимо повседневно отслеживать за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен, как правило, формируется из рассмотренных цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен приводимых в статистических справочниках, цен предложений, справочных цен.

Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров.

Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, которые отражают фактические сделки на определенный период времени. Эти цены подвержены влиянию экономической конъюнктуры.

Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж.

Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т. д. при их рассмотрении следует иметь ввиду, что они не отражают реальной действительности, так как в них при реализации может иметь место система скидок. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.

Контрактные цены – это цены, по которым можно продавать товар, но чаще всего в результате переговоров участников торга (покупателя и продавца) происходит их снижение, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв.

Подвижная цена – в случаеизменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена.

Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены с учетом изменения издержек производства, произошедших в момент исполнения контракта.

Экспортная цена товара – устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкирование цены). На уровеньэкспертной цены влияют объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны – импортера.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.

Методы государственного регулирования проявляются под воздействием государства на процесс ценообразования. Различают методы прямого и косвенного регулирования.

К методам прямого регулирования относятся:

– административное установление цен;

– установление предельного уровня цен;

– регламентация уровня рентабельность;

– установление норматива для определения цен.

К методам косвенного регулирования относятся:

– регулирование денежного обращения;

– индексация заработной платы;

– регулирование государственных расходов;

– установление норм амортизации и др.

Свободные (договорные)цены устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения.

Мировые цены применяются в международной торговле и устанавливаются на основе коммерческих сделок (чаще всего биржевых торгов).

Экономическая сущность цен проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присуще цене как экономической категории. Выделяют пять основных функций цены:

– учетно-измерительная – определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда;

– перераспределительная – реализуется посредством распределения и перераспределения национального дохода через акцизы, НДС и т. п. между: отраслями, регионами, населением, видами товаров;

– стимулирующая – стимулирует товаропроизводство через уровень заключенной в ней прибыли путем варьирования его надбавками, скидками и т. п.

– балансирующая – (балансирование спроса и предложения) осуществляет связь производства и потребления, предложения и спроса;

– размещения производства – действует совместно с перераспределительной функцией, способствует переливу капиталов в те сферы экономики, в которых имеется повышенных спрос и высокая норма прибыли.

В рыночной экономике государство не несет ответственность за обязательства и действия предприятия. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательской деятельности, изучение возможностей рынка и изыскание резервов снижения цены и повышения конкурентоспособности.

Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, особенностями движения факторов производства по сравнению с другими отраслями экономики.

Следует отметить, что цены на строительную продукцию определяются исходя из общих принципов ценообразования. Вместе с тем система цен в капитальном строительстве характеризуется специфическим чертами, отражающими технико-экономические особенности этой отрасли. К числу этих особенностей относятся: территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана; высокий уровень материалоемкости, относительно большая продолжительность производственного цикла; использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования; постоянные воздействия атмосферно-климатических факторов.

Существенная особенность строительной продукции состоит в ее многообразии. Она изготавливается «на заказ», который определяется проектом. Каждый проект на строительство нового, расширения, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий следует разрабатывать исходя из необходимости применения новых передовых видов техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих его конкурентоспособность и большую вероятность победы на подрядных торгах. С учетом этих требований в проекте должны быть учтены такие технологические, конструктивные, объемно-планировочные и архитектурные решения, которые обеспечивали бы всесторонний учет природно-географических условий района, в котором сооружены объекты.

Все это предопределяет необходимость индивидуального характера ценообразования строительной продукции, определяемой на основе смет. Механизм формирования цен на строительную продукцию базируется на нормативных методах, носящих рекомендательный характер.

В процессе формирования цены используются сотни сметных нормативов, а в целом в капитальном строительстве их тысячи. Следует отметить, что по масштабам охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов и затрат и по их номенклатуре система сметного нормирования и ценообразования в строительстве не имеет аналогов ни в одной отрасли материального производства.

При формировании цены на строительную продукцию применяются затратные методы, суть которых сводится в последовательном калькулировании затрат, определении сметных цен на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом. Основа цены строительной продукции состоит из двух элементов: объемов (количества), относящихся к конструктивным частям здания (видам строительных и монтажных работ), предусмотренных проектом, и величины нормативных (сметных) затрат на единицу конструктивных частей здания (видов работ).

Становление и развитие рынка инвестиционных ресурсо-капитальных вложений, проектов, строительных услуг – потребовал принципиально новых подходов к определению цены на строительную продукцию, основанных на применении договорных цен.

В условиях рыночных отношений цена стройки во все большой степени определяется наряду с расчетами стоимости, учитывающими технологические и конструктивные решения объектов, влияние «факторов рынка», соотношением спроса и предложения, количеством участников торгов и качеством их оферт, влиянием налогов и других экономических индикаторов. В этой связи и система цен, и, механизма их разработки и реализации должны развиваться, отражая динамику сложных, порой противоречивых процессов, происходящих в инвестиционной сфере в условиях ее развития с учетом требований рынка. Стадии этого развития должны быть органически связаны с основными этапами происходящей в стране экономической реформы, в том числе и с реформой в системе ценообразования.

Поскольку рынок инвестиционных ресурсов еще не начал работать в полную силу, договорные цены на строительную продукцию должны обеспечить существенные снижения сферы централизованного сметного нормирования, даже, при условии бюджетного финансирования капитальных вложений. Это становится более очевидным, так как сметные нормативы разработаны по принципу «усредненности».

К особенностям ценообразования в строительстве следует отнести и то, что цена строительной продукции – это своего рода «собирательная» цена. Она включает в себя и оптовые цены промышленности, и тарифы на транспортные перевозки и энергоносители и др. В договорных ценах на строительство необходимо учитывать изменения в условиях ценообразования в промышленности, на транспорте, в сфере обращения.

Согласование заказчиком и подрядчиком особых условий строительства, реализация которых связана с необходимостью выделения дополнительных решающих ресурсов, также делает специфичной договорную цену стройки (средства на строительство во временных зданий и сооружений, дополнительные средства при производстве работ в зимнее время и т. п.). Стороны договариваются о включении в цену строительной продукции индексов ее удорожания, вызываемых инфляционными процессами, а также величины «строительного риска», обусловленного неопределенностью экономических, социальных и иных условий проектирования и строительства.

Могут иметь место и другие факторы, учет которых возможен в договорной цене строительной продукции. По мере развития рыночных отношений, ликвидации монополизма подрядных организаций, преодоления расбалансированности рынка и создания условий для свободной конструкции договорные цены во все большей степени становятся следствием результата спроса и предложения.

Этим и определяется разница между сметной стоимостью объекта, исчисленной по сметным нормам и расценкам и его договорной ценой.

Исходным моментом при определении договорных цен является сметная стоимость, к проекту, учитывающая конкретные технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения, экономико-географические и природно-климатические условия районов и зон, особенности «привязки» стройки к местным условиям.

Оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда на строительство. По заказу инвестора разрабатывается инвесторская смета (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены), которые предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных стадиях его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет более подробные сметные расчеты (сметы) подрядчика.

Читайте также:  Дом строительство средняя полоса

Сметная стоимость строительства, таким образом, представляет собой сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяемую в соответствии с проектными материалами.

Методические основы системы ценообразования в строительстве складывались на протяжении длительного периода времени, начиная с середины 50-х годов прошлого века, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила (СНиП IV).

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система договорных цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но и в этих условиях сохранить необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методического его обеспечения, так и системы сметных нормативов.

Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России. После его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Федеральному Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству министерства регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

В условиях рыночной экономики, когда ценовые соотношения на строительную продукцию являются прямым следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, определение реальной стоимости объектов строительства, их реконструкции, расширения и технического перевооружения относится к числу основных направлений ценовой политики через механизм договорных цен на строительную продукцию.

На разных этапах реализации инвестиционно-строительного проекта формируются различные виды стоимость – сметная, рыночная, договорная, фактическая и балансовая (инвентарная) стоимость объекта строительства.

Сметная стоимость строительства определяется на основе обобщения опыта уже выполненных строительно-монтажных работ и усреднения прошлых показателей затрат заказчика и подрядчика при аналогичном строительстве. В рыночных условиях хозяйствования сметная стоимость является только начальным, отправным пунктом процесса расчета договорной цены и может стать основополагающим документом по финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в договор подряда между заказчиком и подрядчиком.

Рыночная цена строительной продукции определяется как объективно обусловленная стоимость возведения конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный период времени, устанавливаются по законам рыночной конъюнктуры подрядной деятельности и под влиянием спроса и предложения на строительную продукцию. Она является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и учитывает дополнительные рыночные факторы изменения сметной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов и тендеров.

Договорная цена строительной продукции формируется на основе данных о сметной стоимости строительства и рыночной цене строительной продукции. Договорная цена устанавливается с учетом сметных расчетов и прогноза, изменения уровня предстоящих затрат за расчетный период времени проведения строительства. Договорная цена зависит также от формы подрядного договора, продолжительности строительства; порядка авансирования и расчетов за выполненные работы.

Фактическую цену строительной продукции определяют акты выполненных работ, которые дополнительно учитывают компенсацию фактических затрат подрядчика, корректировку цен по фактическим срокам выполнения работ, индексацию накладных расходов, прочих затрат и сметной прибыли, отличную от индексации прямых затрат.

Фактическая цена строительства используется в качестве основы для формирования балансовой (инвекторной) стоимости законченных строительных объектов.

С учетом мирового опыта и конкретных условий развития рыночных отношений можно сформулировать следующие основные принципы построения новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве:

1. Определение стоимости строительства осуществляется как инвестором, так и подрядчиком.

При разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвестора составляются инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек), предназначенные для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства (при подготовке торгов или для переговоров с подрядчиками).

При подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) тендерной документации или материалов, ее заменяющих, разрабатываются сметы (расчеты, калькуляции издержек производства) подрядчика.

2. Инвесторские сметы составляются в двух уровнях цен:

в базисном уровне, определяемом на основе сметных норм и цен, введенных в действие с 1 января 1991 г., оптовых цен и тарифов по состоянию на 1 августа 1990 г., а при их отсутствии – с использованием сметных норм и цен 1984 г., с применением соответствующих индексов, а так же в ценах 2000 г.

в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемом – по времени осуществления строительства.

3. В базисный уровень цен для расчета величины накладных расходов, сметной прибыли, прочих и лимитируемых затрат не рекомендуется включать стоимость материальных ресурсов, используемых при строительстве.

4. При разработке инвесторских смет используются укрупненные показатели базисной стоимости строительства, а также данные о базисной стоимости строительства ранее построенных объектов аналогов, приведенные к текущему уровню цен путем расчета интегральных индексов на базе набора ресурсов и статистических индексов цен по отдельным ресурсам.

5. Сметы подрядчика разрабатываются в текущих (прогнозных) ценах на основании данных об объемах работ и потребности в ресурсах, которые содержатся в сметах инвестора, составляемых в базисном уровне цен, и собственных оценок уровня цен на ресурсы и работы, складывающихся для данной подрядной организации.

6. Выбор метода составления смет осуществляется в каждом конкретном случае инвестором и подрядчиком в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

7. Основными параметрами договора о цене строительной продукции являются:

7.1.Строительная часть капитальных вложений (строительство зданий, сооружений с их инженерным оборудованием);

7.2.Технологическая часть капитальных вложений (изготовление, приобретение, доставка, хранение, монтаж и наладка технологического оборудования);

7.3.Части «7.1.» и «7.2.» вместе (строительство «под ключ»)

8. Основой сметного нормирования и ценообразования в строительстве является принцип усреднения. Принцип усреднения имеет место как при нормировании расхода материалов, так и заработной платы, затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов. Этот принцип в полной мере относится и к сметному ценообразованию.

На многие идентичные материалы у разных поставщиков цена разная. Различие достигает 10 %, а иногда и превышает их. Составить сметные цены на основе данных какого-то одного предприятия-изготовителя было бы не верно. Нет никаких гарантий, что в ближайшее время этот завод-изготовитель не повысит цену на свою продукцию и, следовательно, сметная цена не окажется заниженной.

Еще в большой степени принцип усредненности имеет место при нормировании лимитированных затрат. Так, затраты на удорожание работ в зимние время начисляются круглогодично, в то время как усложняющие факторы имеют место только зимой. Отсюда, летом строителям переплачивают часть средств, а зимой недоплачивают.

1.2. Сметно-нормативная (информационная) база ценообразования в строительстве

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения стоимости строительства.

Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сметные нормативы носят рекомендательный характер для юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, они содержат в себе необходимые требования и являются той нормативной базой, на основе которой определяется сметная стоимость строительства.

Сметная норма есть совокупность ресурсов, установленных на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.

Ресурсы, в свою очередь, представляют собой затраты труда строителей, время работы строительных машин, потребность в материалах, изделиях и конструкциях.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в ресурсах при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено выполнение работ в нормальных условиях, без отрицательного воздействия внешних факторов. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими условиями (безводность, высокогорность и др.) – к сметным нормам применяются поправочные коэффициенты, которые приводятся в общих разделах соответствующих сборников нормативов.

Расценка – это стоимость строительных, монтажных и других работ, установленная на принятую единицу измерения и зафиксированная на определенную дату.

Сметная цена определяет стоимость единицы измерения строительных материалов, изделий и конструкций или стоимость машино-часа эксплуатации машин, зафиксированная на определенную дату (базисный уровень цен).

Системные нормативы подразделяются на:

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8-й группы подгруппы 81, 82 и 83 «Документы по экономике».

К территориальным – нормативы, выделенные для строительства, осуществлялось на территории соответствующего субъекта РФ независимо от его ведомственной подчиненности и источников финансирования выполненных работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на вышеуказанных нормативах с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется тыле их согласовании с соответствующими федеральными органами наполнительной власти в области строительства.

При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

Следует отметить, что переход на новую сметно-нормативную базу, происходящий в настоящее время, как в организационном, так и в методическом плане существенно отличался от всех аналогичных переходов на сметно-нормативную базу в строительстве – как в 1969 г., так и в 1984 и 1991 гг.

Прежние переходы на новую сметно-нормативную базу проходили централизованно. Госстрой СССР готовил Постановление Совета Министров СССР, оно выпускалось, давались поручения, назначались сроки. К работе над разработкой сметных норм привлекались десятки, а иногда и сотни организаций. Для финансирования этой работы централизованно из бюджета выделялись солидные средства. Однако зачастую все сводилось к переписыванию старых норм с некоторой их корректировкой.

Сейчас все иначе. Постановление Правительства России не было. Из бюджета на эту работу средства не выделялись, следовательно, не могло быть и речи ни о каком централизованном привлечении к данной работе десятков и тем более сотен организаций.

В итоге получилось, что инициатива в вопросах перехода на новую сметно-нормативную базу шла не сверху, а снизу, а Госстрой России сумел подхватить эту инициативу и развить ее до масштабов страны.

В методическом плане так же имеется существенное отличие нынешнего перехода на новую сметно-нормативную базу от предшествующих. Ранее были разработаны:

элементные сметные нормы;

оптовые (отпускные) цены на материалы, изделия и конструкции;

сметные цены на привозные материалы;

сметные цены на транспортировку строительных грузов автомобильным, речным и железнодорожным транспортом;

сметные цены на работу строительных машин и механизмов;

единичные расценки на строительно-монтажные работы для базового района;

нормы накладных расходов;

нормы плановых накоплений;

нормы затрат на временные здания и сооружения;

нормы затрат на удорожание работ в зимнее время;

методические указания по включению “прочих затрат” в главу 9 сводных сметных расчетов и смет.

На местах оставалась только разработка сметных цен на местные строительные материалы, осуществить привязку государственных единичных расценок к местным условиям и пересчитать всю сметную документацию по новым расценкам.

При нынешнем переходе централизованных разработок значительно меньше:

государственные элементные сметные нормы (ГЭСН);

Федеральные единичные расценки для базового района (ФЕР);

нормы накладных расходов;

нормы сметной прибыли;

нормы затрат на временные здания и сооружения;

нормы затрат на удорожание работ в зимнее время;

методические указания по включению “прочих затрат” в главу 9 сводных сметных расчетов и смет.

Остальное делалось на местах под методическим руководством Госстроя России. Все сметные цены разрабатывались также на местах, а именно:

сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции;

сметные цены на работу строительных машин и механизмов;

сметные цены на транспортирование строительных грузов различными видами транспорта.

Структура действующей сметно-нормативной базы представлена на рис. 1.1. В ее составе следует выделить три блока: элементные сметные нормативы на строительные работы (ГЭСН-2001), на монтажные работы (ГЭСН-2001), на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001); на пуско-наладочные работы (ГЭСНп-2001).

Сметные цены на ресурсы приняты по состоянию на 01.01.2001 г. государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ.

Для специального технологического оборудования; министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ведомственные элементные нормы на пуско-наладочные работы (ВЭСНп).

Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5-ти частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района – Московской области. Территориальные сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах РФ в базовых и текущих ценах (с последующим инднированием или обновлением). На территориальном и отраслевом уровне разрабатываются Сборник сметных цен для перевозки грузов для строительства.

Первый блок содержит сметные нормативы для расчета прямых затрат при составлении локальных смет как ресурсным, так и базисно-индентичным методом.

Во втором блоке представлены сметные нормативы, позволяющие рассчитать затраты косвенным методом – в процентах от принятой базы исчисления: накладные расходы, сметную прибыль, затраты на возведение временных зданий и сооружений, зимнее и удорожание при производстве работ.

Что касается третьего блока – укрупненных сметных нормативов – 2001, то они только начинают разрабатываться. В этой связи используют сметные нормативы, разработанные в 1984 и 1991 гг.

К ним относятся:

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

– укрупненные показатели базисной стоимости строительства по видам работ (УПБС ВР);

– сборники показателей стоимости по видам работ (сборники ПВР);

– укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

– укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

– прейскуранты на строительство зданий и сооружений.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

– изменение технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

– регионального колебания цен на материально-технические ресурсы;

– нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основам и фундаментам.

Основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением сметных нормативов.

1.3. Состав и структура сметной стоимости

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений – это сумма определяемых сметными документами денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами.

Сметная стоимость является основой для планирования капитальных вложений, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные и ремонтно-строительные) работы, за приобретение оборудования и доставку его на стройку, а также для возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется следующим образом:

стоимость строительных работ (Ccp);

стоимость работ по монтажу производственного оборудования (Смp);

стоимость производственного оборудования, мебели и инвентаря (Cоб);

Таким образом, сметная стоимость строительства может быть выражена формулой:

При определении сметной стоимости строительства к строительным работам относятся:

работы по возведению зданий и сооружений: земляные работы; устройство строительных конструкций, проемов, полов, кровель, отделочные работы;

работы по электроосвещению и слаботочным устройствам жилых и общественных зданий;

работы по внутренним санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха), а также другим внутренним трубопроводам;

работы по строительству наружных инженерных сетей и сооружений;

работы по благоустройству и озеленению территории на завершающемся этапе строительства;

работы по подготовке территории строительства: вырубка леса и кустарников, корчевание пней, планировка территории, намыв грунта, снос и перенос строений и др.;

работы по устройству фундаментов под производственное оборудование;

работы по разборке строительных конструкций, выполняемые при реконструкции и капитальном ремонте.

Монтажные работы включают:

сборку и установку всех видов производственного оборудования, в том числе компрессорных машин, насосов, вентиляторов, электротехнических установок, электрических печей, средств автоматизации и вычислительной техники;

прокладку линий электроснабжения к электросиловым установкам;

прокладку технологических трубопроводов;

монтаж и установку технологических металлоконструкций и других устройств, конструктивно связанных с оборудованием;

демонтаж оборудования, осуществляемый при реконструкции и капитальном ремонте предприятий, зданий и сооружений.

Источник: modernlib.net

Рейтинг
Загрузка ...