Лекционный материал по Модулю 8. "Методология организации строительства, реконструкции, капитального ремонта" в рамках реализации программы повышения квалификации «Строитель
«СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004»
Дата изменения: 02.07.2022
страниц: 52; таблиц: 4; иллюстраций: 2; абзацев: 910; строк: 2068; слов: 15863; символов: 120603; сносок: 0 ; терминов: 37
Описание
Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687).
1.1 Настоящий свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности — проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).
1.2 Требования настоящего свода правил распространяются на работы при реализации проектов в отношении объектов гражданского и промышленного назначения, а также направлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.
1.3 Требования настоящего свода правил не распространяются на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Связи документа
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
- Предисловие 1
- Введение 2
- 1 Область применения 2
- 2 Нормативные ссылки 3
- 3 Термины и определения 6
- 4 Общие положения 8
- 5 Проектная подготовка строительства 9
- 6 Организационно-технологическая документация 12
- 7 Инженерная подготовка строительной площадки 15
- 8 Производство строительно-монтажных работ 20
- 9 Обеспечение качества готовой строительной продукции (строительный контроль, надзор, научно-техническое сопровождение изысканий, проектирования, строительства) 23
- 10 Сдача строительных объектов в эксплуатацию 31
- 3.9 строительная лаборатория: Юридическое лицо (или его структурное подразделение) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие выполнение испытаний, измерений и обработку их результатов (в том числе в процессе верификации контроля) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов. Строительная лаборатория ДОЛЖНА соответствовать требованиям компетентности согласно ГОСТ ISO/IEC 17025 (подтвержденной уполномоченной организацией в установленном порядке) и выполнять работы в соответствии с утвержденной областью. .
- 4.2 Действия участников строительства, работы, выполняемые в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, их результаты ДОЛЖНЫ обеспечивать соответствие завершенных строительством объектов утвержденной проектной документации, ограничениям и требованиям, установленным разрешенным использованием земельного участка (градостроительного плана земельного участка), требованиям технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. .
- 5.12 Участники строительства ДОЛЖНЫ соблюдать проектные решения проекта организации строительства и проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства. .
- 5.13 Применяемые организационно-технологические решения ДОЛЖНЫ быть направлены на: обеспечение эффективности распределения капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по зданиям, сооружениям и периодам строительства; исключение нерационального расхода материалов, топливных, энергетических ресурсов; снижение стоимости, трудоемкости строительства и эксплуатации объекта; использование современных услуг производственного и санитарно-бытового обслуживания работающих непосредственно на объектах; обеспечение безопасного производства; применение новых технологий производства строительно-монтажных работ, в том числе информационного моделирования; применение прогрессивных методов организации и управления строительством в целях обеспечения наименьшего срока продолжительности выполнения работ; использование современных средств механизации, автоматизированных средств диспетчеризации и управления производством. .
- 5.14 Применяемые организационно-технологические решения ДОЛЖНЫ содержать обоснования учета всех работ и затрат в составе сметной документации (особые условия поставки материалов, изделий и конструкций, выполнение работ вахтовым методом, стесненность и др.). .
- 6.2 Содержащиеся в организационно-технологической документации решения ДОЛЖНЫ быть доведены до всех заинтересованных участников строительства. .
- 6.8 Проект производства демонтажных работ ДОЛЖЕН быть согласован с лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. .
- 6.9 Проект производства работ ДОЛЖЕН быть согласован со всеми заинтересованными лицами и службами — застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, эксплуатирующей организацией и т.д. .
- 6.10 Проект производства работ, разработанный на выполнение работ на территории действующего предприятия, ДОЛЖЕН быть согласован с эксплуатирующей его организацией. .
- 6.12 Проект производства работ в полном объеме ДОЛЖЕН разрабатываться при: .
- 6.11 Проект производства работ, разрабатываемый для объектов специальной категории в соответствии с [2], таких как объекты Росатома, Роскосмоса и т.д., ДОЛЖНЫ быть согласованы с соответствующими организациями в порядке, установленном внутренними регламентами этих организаций. .
- 6.18 Организационно-технологические решения, приведенные в ППР, ДОЛЖНЫ разрабатываться в соответствии с документами по стандартизации. .
- 6.15 При разработке строительного генерального плана в составе ППР ДОПУСКАЮТСЯ дополнения и уточнения в части решений по организации строительной площадки в случае отсутствия противоречий с утвержденной проектной документацией (в том числе со строительным генеральным планом раздела «Проект организации строительства»). .
- 7.1 Застройщик (технический заказчик) ДОЛЖЕН обеспечивать вынос на площадку геодезической разбивочной основы. .
- — решения проектов производства работ ДОЛЖНЫ обеспечивать достижение механической и производственной безопасности объектов капитального строительства. .
- 7.3 Лицу, осуществляющему строительство, следует на основе рабочей документации подготовить схемы расположения разбиваемых в натуре осей зданий и сооружений, знаков закрепления этих осей и монтажных ориентиров, а также схемы расположения конструкций и их элементов относительно этих осей и ориентиров. Схемы разрабатывают исходя из условия, что оси и ориентиры, разбиваемые в натуре, ДОЛЖНЫ быть технологически доступными для наблюдения при контроле точности положения элементов конструкций на всех этапах строительства. Одновременно следует, при необходимости, откорректировать имеющуюся или разрабатывать методику выполнения и контроля точности геодезических разбивочных работ, правила нанесения и закрепления монтажных ориентиров. .
- 6.21 В проекте производства работ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ отступления от решений проектной документации без согласования с организациями, утвердившими проект организации строительства. .
- 7.7 В строительную площадку кроме земельного участка, находящегося во владении застройщика, при необходимости, могут быть включены территории других (в том числе соседних) земельных участков. В таких случаях застройщик до получения разрешения на строительство ДОЛЖЕН получить согласие владельцев этих территорий на их использование или ДОЛЖНЫ быть установлены необходимые сервитуты. .
- 7.5 Мероприятия по закрытию улиц, ограничению движения транспорта, изменению движения общественного транспорта, предусмотренные строительным генеральным планом и согласованные при его разработке, перед началом работ окончательно согласовываются застройщиком (техническим заказчиком) с управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД) и учреждениями транспорта и связи органа местного самоуправления. После исчезновения необходимости в ограничениях, указанные органы ДОЛЖНЫ быть поставлены в известность. .
- 7.9 В случае осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) передает строительную площадку подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лицу, осуществляющему строительство, по акту. Площадь и состояние строительной площадки ДОЛЖНЫ соответствовать условиям договора. Подрядная организация (генеральная подрядная организация) обеспечивает формирование временной инженерной и бытовой инфраструктуры площадки. .
- 7.10 Размещение на строительной площадке временной строительной инфраструктуры определяется проектом организации строительства и ДОЛЖНО предусматривать: .
- 7.11 Лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО обеспечивать уборку территории строительной площадки и прилегающей зоны. Бытовой и строительный мусор, а также снег ДОЛЖНЫ вывозиться своевременно в сроки и в порядке, установленными органом местного самоуправления. .
- 7.13 Лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО оборудовать строительную площадку, выходящую на городскую территорию, пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а также устройствами или бункерами для сбора мусора. .
- 7.14 Лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО оборудовать строительную площадку по трассе строительства линейных объектов технологическими выездами на дороги с твердым покрытием. .
- 7.15 Лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ ДОЛЖНО оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (при необходимости). .
- 7.17 Лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ ДОЛЖНО оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями документов по стандартизации и нормативных правовых актов (в том числе в отношении линейных объектов, при строительстве, реконструкции автомобильных дорог). .
- 7.21 Если эксплуатация имеющихся и оставляемых на строительной площадке зданий и сооружений прекращается, застройщиком ДОЛЖНЫ быть приняты меры, исключающие причинение вреда населению и окружающей среде (отключены коммуникации, опорожнены емкости, удалены опасные или ядовитые вещества и т.п.). Лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных. .
- 7.22 Внутриплощадочные подготовительные работы ДОЛЖНЫ предусматривать: .
- 7.24 Внутриплощадочные подготовительные работы ДОЛЖНЫ быть выполнены до начала строительно-монтажных работ. .
- 7.27 Механизация строительных, монтажных и специальных строительных работ при возведении объекта ДОЛЖНА быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений. .
- 7.26 Работы ДОЛЖНЫ выполняться методами (способами), не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих опасных природных процессов и явлений и исключающими возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. .
- 7.28 В проекте организации строительства ДОЛЖНЫ быть приняты основные виды строительных машин исходя из конструктивных и объемно-планировочных решений возводимых зданий и сооружений, объемов работ, темпов и условий производства работ (северные и южные районы, горная местность, стесненность площадки и т.п.). .
- 7.31 Временные здания и сооружения для нужд строительства возводятся (устанавливаются) на строительной площадке или в полосе отвода линейных объектов лицом, осуществляющим строительство, специально для обеспечения строительства и после его окончания подлежат ликвидации. Временные здания и сооружения в основном ДОЛЖНЫ быть мобильными (инвентарными). .
- 7.34 Временные здания и сооружения и отдельные помещения в существующих зданиях и сооружениях, приспособленные к использованию для нужд строительства, ДОЛЖНЫ соответствовать требованиям технических регламентов и действующих строительных, пожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, предъявляемым к бытовым, производственным, административным и жилым зданиям, сооружениям и помещениям. .
- 7.35 Бытовые городки строителей, проходы и места отдыха работающих ДОЛЖНЫ располагаться за пределами опасных зон с соблюдением соответствующих санитарных правил и норм. В период распространения вирусных инфекций рекомендуется применение оборудования, ускоряющего элиминацию (гибель) вирусов, в том числе коронавируса, оборудования для профилактики инфекционных заболеваний. .
- 7.37 В отопительный сезон лицо, осуществляющее строительство, ОБЯЗАНО проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в бытовых городках строителей, в мобильных (инвентарных) зданиях и сооружениях в целях ее сбережения [3]. .
- 7.29 В организационно-технологической документации (в том числе в ППР) ДОПУСКАЕТСЯ уточнение характеристик, числа ведущих и комплектующих строительных машин с учетом фактического парка машин подрядной организации (генеральной подрядной организации) и принятого режима их работы на строительной площадке, если это не противоречит утвержденным организационно-технологическим решениям в составе ПОС и позволяет реализовать строительство в утвержденные сроки и стоимость. .
- 8.1.1 Строительно-монтажные работы при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, перепрофилировании промышленных территорий в условиях сложившейся застройки, сносе ДОЛЖНЫ выполняться лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с действующим законодательством (в том числе в части охраны труда и санитарно-эпидемиологического благополучия населения граничащих с участком строительства территорий — [13], [33], [34], [35], СП 2.1.3678, СП 2.2.3670, СанПиН 2.1.3684, СП 51.13330, ГОСТ Р 12.3.050), проектной (в части организационно-технологических решений ПОС), рабочей и организационно-технологической документацией. .
- 8.1.2 Лицо, осуществляющее строительство, ОБЯЗАНО обеспечивать стабильное насыщение фронта работ трудовыми ресурсами для прогнозируемой сдачи выполненных объемов работ. С этой целью лицо, осуществляющее строительство, осуществляет планирование ресурсораспределения, в том числе между объектами с использованием установленных методов оптимизации планов работ производственной программы по критерию рационального пользования ресурсом (включая использование технологий информационного моделирования). .
- 8.4.2 В соответствии с действующими правилами охраны подземных коммуникаций ответственный производитель работ ДОЛЖЕН не позже чем за три рабочих дня вызвать на место работ представителей организаций, эксплуатирующих действующие подземные коммуникации и сооружения, а при их отсутствии — представителей организаций, согласовавших проектную документацию. .
- 8.4.1 Земляные работы в местах расположения действующих подземных коммуникаций и сооружений, ДОЛЖНЫ производиться в соответствии с [2], [34], [35], [25], [21], [22], [23], [32], [24], [12], [33]. .
- 8.5.1 Работы по сносу объекта ДОЛЖНЫ выполняться в соответствии с проектом организации работ по сносу или демонтажу, включающим перечень зданий и сооружений, подлежащих сносу, а также необходимые технические решения по сносу, обеспечивающие безопасность строителей, населения, окружающей природной среды и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных коммуникаций. Разработка проекта организации работ по сносу или демонтажу осуществляется в соответствии с [15], [18]. .
- 8.4.3 При отсутствии в указанном месте работ эксплуатируемых коммуникаций и сооружений соответствующие организации ОБЯЗАНЫ официально уведомить об этом лицо, осуществляющее строительство. .
- 8.4.6 Ответственный специалист по организации строительства ОБЯЗАН проинструктировать машиниста землеройной машины о порядке разработки выемки и обозначить ясно различимыми из кабины знаками границы зоны, в пределах которой ДОПУСКАЕТСЯ механизированная разработка грунта. Оставшийся массив грунта, непосредственно примыкающий к подземному сооружению, разрабатывается вручную. .
- 8.5.3 О моменте взрыва, сжигания или обрушения сносимого здания или сооружения ДОЛЖНЫ быть оповещены все находящиеся на строительной площадке, а также организация, эксплуатирующая прилегающую территорию. В случае необходимости ДОЛЖНО быть выставлено оцепление. .
- 8.5.8 Если в процессе проведения строительного контроля выявлены нарушения установленных правил складирования и хранения (оформлено соответствующее предписание), лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО немедленно их устранить. Применение лицом, осуществляющим строительство, неправильно складированных и хранимых материалов и изделий ДОЛЖНО быть приостановлено до решения вопроса о возможности их применения без ущерба качеству строительства лицом, осуществляющим строительство, застройщиком (техническим заказчиком) с привлечением, при необходимости, представителей проектной организации и (или) строительной лаборатории. Данное решение ДОЛЖНО быть документировано. .
- 8.5.9 При производстве работ, связанных с устройством временных выемок и других препятствий на территории существующей застройки, лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает проезд автомобильного транспорта и проход к объектам путем устройства мостов, пешеходных мостиков с поручнями, трапов по согласованию с собственником (балансодержателем) территории. После окончания работ указанные устройства ДОЛЖНЫ быть вывезены с территории, а благоустройство территории ДОЛЖНО быть восстановлено. .
- 8.5.10 Места работ, временных проездов и проходов ДОЛЖНЫ быть освещены в соответствии с действующими требованиями охраны труда [33], [34], [35]. .
- 9.1.2 Строительный контроль (включая лабораторный контроль, проводимый строительной лабораторией), осуществляемый участниками строительства, ДОЛЖЕН выполняться утвержденными методами в соответствии с документами по стандартизации и с применением средств измерений, включенных в государственный реестр средств измерений (Госреестр СИ) [16]. .
- 9.1.1 Участники строительства — лицо, осуществляющее строительство, застройщик (технический заказчик) — ОБЯЗАНЫ осуществлять строительный контроль (входной, операционный, приемочный) в целях оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания и сооружения требованиям технических регламентов, проектной, рабочей и организационно-технологической документации. .
- — контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, конструкций, изделий, полуфабрикатов и оборудования (при выявлении нарушений этих правил представителем строительного контроля застройщика (технического заказчика) ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение неправильно складированных и хранящихся материалов до подтверждения соответствия физико-механических свойств таких материалов проектным показателям соответствующими лабораторными испытаниями); .
- 9.1.10 Объем выборки (количественный (например, процентный) показатель) при верификации застройщиком (техническим заказчиком) контроля лица, осуществляющего строительство, виды контроля, контролируемые показатели (включая дополнительные к обязательным) ДОЛЖНЫ быть указаны в составе проектной документации на стадии ее разработки либо определены на стадии строительства по результатам научно-консультационной деятельности специализированной организации, привлеченной для научно-технического сопровождения данного объекта и (или) авторского надзора. .
- 9.1.19 Материалы, изделия, конструкции, полуфабрикаты, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (технический заказчик) ДОЛЖЕН быть извещен о приостановке работ и ее причинах. .
- 9.1.21 Результаты входного контроля ДОЛЖНЫ быть документированы в журналах входного контроля (приложение И) и протоколах испытаний, предоставляемых строительными лабораториями и оформляемых согласно ГОСТ Р 58973. .
- 9.1.24 Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям ДОЛЖНЫ соответствовать требованиям нормативных документов и проектной и организационно-технологической документации. .
- 9.1.25 Результаты операционного контроля ДОЛЖНЫ быть документированы в журналах учета выполнения работ (общий журнал работ, специальные журналы работ) [29]. .
- 9.1.26 Для выполнения операционного контроля качества в составе организационно-технологической документации (в том числе ППР и технологических карт) ДОЛЖНЫ разрабатываться разделы, содержащие: .
- 9.1.22 Применение материалов, изделий, конструкций, оборудования, отличных по типу, марке, характеристикам, производителю от указанных в проектной и сметной документации, ДОПУСКАЕТСЯ при согласовании соответствующих изменений проектно-сметной документации в установленном порядке. .
- 9.1.28 В процессе строительства ДОЛЖНА осуществляться оценка выполненных работ, которые в соответствии с принятой технологией производства становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ, а также законченных строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение дефектов которых, выявленных контролем, невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (скрытые работы). .
- 9.1.34 К процедуре оценки соответствия отдельных конструкций, ярусов конструкций (этажей) лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО представить акты освидетельствования всех скрытых работ, входящих в состав этих конструкций, геодезические исполнительные схемы, а также протоколы испытаний конструкций (в том числе в составе информационной модели объекта) в случаях, предусмотренных проектной документацией и (или) договором строительного подряда. Застройщик (технический заказчик) может выполнить контроль достоверности представленных исполнителем работ исполнительных геодезических схем. С этой целью лицо, осуществляющее строительство, ДОЛЖНО сохранять до момента завершения приемки закрепленные в натуре разбивочные оси и монтажные ориентиры. .
- 9.1.38 В случаях, когда последующие работы ДОЛЖНЫ начинаться после перерыва более чем в 6 мес с момента завершения поэтапной приемки, перед возобновлением работ вышеуказанные процедуры следует выполнить повторно с оформлением соответствующих актов. .
- 9.1.33 До устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов выполнение последующих работ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. .
- 9.1.29 Лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но НЕ ПОЗДНЕЕ чем за три рабочих дня извещает остальных участников о сроках проведения освидетельствования работ. .
- 9.1.44 Собственная или сторонняя (привлекаемая по договору) строительная лаборатория ДОЛЖНА соответствовать требованиям компетентности в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025. .
- 9.1.45 По требованию данные строительные лаборатории ДОЛЖНЫ подтвердить свою компетентность и область деятельности соответствующими документами. .
- 9.1.46 Лицо, осуществляющее строительство, выполняет лабораторный контроль для подтверждения физико-механических и иных характеристик материалов, конструкций и изделий в объеме, установленном проектной документацией, а в случае отсутствия таких указаний — в объеме требований документов по стандартизации. Испытания ДОЛЖНЫ выполняться собственной или сторонней строительной лабораторией. Результаты лабораторного контроля ДОЛЖНЫ отображаться в исполнительной документации, в том числе в составе информационной модели объекта. .
- 9.1.52 Проверка качества КГМ в рамках строительного контроля ДОЛЖНА осуществляться на заводе-изготовителе. По результатам строительного контроля осуществляется подготовка исполнительной документации в соответствии с требованиями 9.2. Изготовитель предоставляет документ о качестве (паспорт) на готовую продукцию, конструкторскую и эксплуатационную документацию. .
- 9.2.8 В случае возникновения необходимости восстановления утраченной, испорченной исполнительной документации участники строительства могут привлекать специализированные организации и (или) аккредитованные строительные лаборатории для подтверждения соответствия объемов и качества выполненных работ проектной документации и документам по стандартизации (в части работ, результаты которых ДОПУСКАЕТСЯ исследовать существующими методами в соответствии с документами по стандартизации), в том числе в ходе проведения технического обследования в соответствии с ГОСТ 31937. .
- По результатам выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, и в соответствии с технологиями строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, контроль за выполнением которых НЕ МОЖЕТ быть проведен после выполнения других работ, оформляют акты освидетельствования скрытых работ. В актах указывают: наименование объекта капитального строительства, его адрес, наименование застройщика (технического заказчика), наименование лица, осуществляющего строительство, наименование лица, осуществившего подготовку проектной документации, наименование лица, осуществляющего строительство, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию. .
- https://krantest.ru/lib/721/
- https://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2021/01/19/modul-8-metodologiya-organizatsii
Термины
Сокращения
Один из основных организационно-технологических документов (в том числе в составе информационной модели объекта), описывающих применяемые обоснованные организационно-технологические решения для обеспечения оптимальной технологичности производства и безопасности соответствующих видов работ, а также экономической эффективности капитальных вложений
см. страницу термина
Термины
Выборочный контроль (входной, операционный, приемочный, в том числе лабораторный), осуществляемый застройщиком (техническим заказчиком) в целях верификации контрольных мероприятий лица, осуществляющего строительство
см. страницу термина
Динамическая система, включающая различные объектные элементы — постоянные, мобильные и временные здания и сооружения, средства механизации, инженерные сети и т.д., необходимые для организации строительства (реконструкции, сноса) объекта
см. страницу термина
Законченные строительством объекты или их части (результаты строительно-монтажных работ) с соответствующими потребительскими функциями и технико-экономическими показателями согласно проектной документации и техническому заданию застройщика (технического заказчика)
см. страницу термина
Один из видов ресурсных графиков, позволяющих моделировать распределение трудовых ресурсов по времени между работами и объектами с возможностью последующей оптимизацией режима пользования установленными методиками
см. страницу термина
Инструмент моделирования строительного производства в виде кусочно-постоянных (кусочно-заданных) функций, изображающих на шкале последовательность и сроки выполнения работ с максимально возможным их совмещением (линейная диаграмма Гантта) (в том числе в составе информационной модели объекта)
см. страницу термина
Рабочая зона строительных машин в соответствии с техническими характеристиками с учетом технологических параметров работы, схем движения и опасных зон возможного падения груза (и его разлета)
см. страницу термина
Комплект исходных данных, необходимый для разработки проектной документации, получение которых регулируют отдельные нормативные акты и положения
см. страницу термина
являются::
— задание на разработку, выдаваемое строительной организацией как заказчиком проекта производства работ, с обоснованием необходимости разработки его на здание (сооружение) в целом, его часть или вид работ и с указанием сроков разработки;
— проект организации строительства;
— необходимая рабочая документация (в том числе, рабочая документация на специальные вспомогательные сооружения и устройства (СВСиУ)). Перечень СВСиУ приведен в приложении Л;
— условия поставки конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования, использования строительных машин и транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям, применения бригадного подряда на выполнение работ, производственно-технологической комплектации и перевозки строительных грузов, а в необходимых случаях также условия организации строительства и выполнения работ вахтовым методом;
— материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции, а также требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства;
— решения проектов производства работ должны обеспечивать достижение механической и производственной безопасности объектов капитального строительства.
см. страницу термина
График производства работ с осуществленной привязкой к действующему производственному календарю (в том числе в составе информационной модели объекта)
см. страницу термина
Комплексный термин, объединяющий объекты капитального строительства, реконструируемые объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту, объекты, подлежащие сносу (в том числе линейные объекты, объекты проектов благоустройства, объекты проектов инженерной подготовки территории, объекты проектов перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки)
см. страницу термина
являются объекты (здания и сооружения) нового строительства, реконструкции, сноса, в т.ч
— особо опасные и технически сложные объекты;
— уникальные объекты;
— объекты с соответствующим указанием в задании на проектирование, утвержденной проектной или иной документации (в случаях, когда необходимость НТС установлена застройщиком или генпроектировщиком по заданию застройщика);
— любые объекты, НТС которых проводится по инициативе застройщика (технического заказчика);
— любые объекты, продолжительность возведения которых менее чем нормативная.
см. страницу термина
Зона возможного воздействия на работающего, при его нахождении в ней, опасных производственных факторов и (или) вредных производственных факторов, риск воздействия или экспозиция которых могут превысить предельно допустимые значения (монтажная зона строительного объекта, опасная зона дорог и т.д.)
см. страницу термина
Комплекс документов (в том числе в составе информационной модели объекта), закрепляющих функции, задачи, цели, а также права и обязанности работников и руководителей по выполнению конкретных действий, необходимость которых возникает в операционной деятельности организации
см. страницу термина
Документация (в том числе в составе информационной модели объекта), содержащая организационно-технологические решения, расчеты, мероприятия и требования по выполнению соответствующих видов строительно-монтажных работ, разрабатываемая в целях обеспечения технологически эффективного, экономически оптимизированного и безопасного производства соответствующих видов работ
см. страницу термина
К . относятся:
— проекты производства работ (ППР);
— проекты организации работ (ПОР);
— технологические схемы и указания по производству работ;
— схемы контроля качества (контрольные карты, чек-листы);
— поточные графики, циклограммы;
— технологические регламенты;
— технологические карты;
— карты трудовых процессов;
— сетевые модели и графики;
— ресурсные графики (графики движения, поставок);
— иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, оформленные, согласованные, утвержденные и зарегистрированные в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.
Комплекс организационно-технологических мероприятий по освоению существующих промышленных территорий, целью которого является достижение баланса социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития данных территорий
см. страницу термина
контроль качества готовой строительной продукции (результатов строительно-монтажных работ)
см. страницу термина
Один из основных организационно-технологических документов (в том числе в составе информационной модели объекта), описывающих применяемые обоснованные организационно-технологические решения для обеспечения оптимальной технологичности производства и безопасности соответствующих видов работ, а также экономической эффективности капитальных вложений
см. страницу термина
разработка проектной документации (в том числе в составе информационной модели объекта), утверждение проектной документации, результатов инженерных изысканий и подтверждение достоверности сметной стоимости
см. страницу термина
Основной элемент системы годового (текущего) планирования в строительной организации, содержащий план работ по объектам программы и адаптированный для оптимизации установленными методиками
см. страницу термина
регулируется [2], [14], СП 68.13330 и состоит из следующих ключевых мероприятий, выполнение которых обеспечивает застройщик (технический заказчик):
— организации наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации;
— приемки законченного строительством объекта строительства от лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору (контракту);
— формирования необходимого пакета документов, требуемых согласно [2], СП 68.13330, для получения заключения о соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов и утвержденной проектной документации;
— предъявления законченного строительством объекта органам государственного строительного надзора (в случаях, предусмотренных [2]);
— формирования необходимого пакета документов, требуемых согласно [2], СП 68.13330 для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
— комплектования, хранения и передачи соответствующим организациям исполнительной документации (включая в соответствующих случаях информационную модель) для последующей технической эксплуатации.
см. страницу термина
Массовые виды строительных работ, связанные с непосредственным возведением зданий и сооружений (земляные, бетонные, каменные работы, монтаж сборных несущих и ограждающих конструкций, отделочные, кровельные и гидроизоляционные работы, устройство полов, столярные и стекольные работы и т.д.)
см. страницу термина
Отдельные виды работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов, связанные с устройством, переносом или заменой инженерных сетей, систем, монтажом инженерного оборудования
см. страницу термина
Инструмент моделирования строительного производства, базирующийся на математической теории графов, с возможностью расчета временных параметров установленными методиками
см. страницу термина
Сетевая модель с детерминированными параметрами (в том числе в составе информационной модели объекта)
см. страницу термина
работ, которые в соответствии с принятой технологией производства становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ, а также законченных строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение дефектов которых, выявленных контролем, невозможно без разборки или повреждения последующих конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения
см. страницу термина
Юридическое лицо (или его структурное подразделение) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие выполнение испытаний, измерений и обработку их результатов (в том числе в процессе верификации контроля) при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и сносе объектов. Строительная лаборатория должна соответствовать требованиям компетентности согласно ГОСТ ISO/IEC 17025 (подтвержденной уполномоченной организацией в установленном порядке) и выполнять работы в соответствии с утвержденной областью
см. страницу термина
Участок земли или воды, отведенный в соответствии с проектной документацией для постоянного размещения объекта и временной инфраструктуры, на котором ведутся строительно-монтажные работы или освоение территории
см. страницу термина
Комплексный термин, объединяющий общестроительные и (или) специальные строительные виды работ, выполняемые по договору строительного (генерального) подряда
см. страницу термина
состоит из следующих разделов:
— область применения;
— общие положения;
— организация и технология выполнения работ;
— требования к качеству работ;
— потребность в материально-технических ресурсах;
— обеспечение пожарной безопасности;
— техника безопасности и охрана труда;
— технико-экономические показатели.
см. страницу термина
Комплексный термин, объединяющий участников строительного проекта (застройщик, технический заказчик, генеральная подрядная организация, подрядные организации, эксплуатирующие организации, органы государственного строительного надзора, проектные организации и т.д.)
см. страницу термина
Часть строящегося объекта, необходимая для размещения определенного числа рабочих со средствами труда, последующего выполнения строительно-монтажных работ на выделенном объеме в соответствии с заданной технологией и определяемая по расчетам в организационно-технологической документации (делянки, захватки, ярусы)
см. страницу термина
Важно
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
Настоящий свод правил распространяется на строительство новых, реконструкцию и утилизацию существующих зданий и сооружений (далее — строительство ), на капитальный ремонт эксплуатируемых объектов капитального строительства . При строительстве линейных сооружений, линий электропередачи, связи, трубопроводов и других объектов технической инфраструктуры, а также в полосе отчуждения железных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог и других транспортных путей должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов.
Модуль 8. Методология организации строительства, реконструкции, капитального ремонта
план-конспект занятия
Лекционный материал по Модулю 8. «Методология организации строительства, реконструкции, капитального ремонта» в рамках реализации программы повышения квалификации «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения Безопасность строительства. Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации, реконструкции и капитальном ремонте городских путей сообщения (с применением IT-технологий в рамках профессии Цифровой прораб)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модуль 8. Методология организации строительства, реконструкции, капитального ремонта
Тема: Организация управления дорожным строительством
Успех дорожного строительства определяется в первую очередь обеспеченностью его необходимыми машинами, оборудованием, материалами и рабочей силой, организацией их использования. И чем сложнее технология строительно-монтажных работ (СМР), тем большее значение имеет их правильная организация. Производство следует рассматривать как динамическую систему, состоящую из пяти элементов: техника, технология, организация, экономика, социальные факторы. Все пять параметров взаимосвязаны, но доминируют технические. Техника и технология определяют организацию строительного производства. Триада — техника, технология и организация — влияет на экономику дорожного строительства, которая в свою очередь воздействует на социальные факторы. Также существуют непосредственная обратная связь экономики с организацией строительного производства и косвенные связи экономики с техникой, технологией, социальными факторами.
Технология отвечает на вопрос, как и чем , выполнять тот или иной технологический процесс. Организация работ представляет собой увязку всех имеющихся ресурсов во времени, т. е. отвечает на вопрос, когда и кому выполнять данный технологический процесс.
Например, при поточном способе перед тем как приступить к линейным работам, нужно решить, когда и кто будет выполнять сосредоточенные работы Если при разделении работ на линейные и сосредоточенные не учитывать геологические и гидрогеологические условия, то это может привести к серьезным осложнениям (перерасходу средств, сбою графика работ).
При строительстве дорог в горах наряду с сосредоточенными нужно выделять и работы, для качественного и безопасного ведения которых требуются особые погодные или другие условия (устройство подпорных стенок на оползневых и селеопасных склонах, глубоких дренажей и искусственного водоотвода на постоянно действующих водотоках и болотах).
В соответствии с изложенными особенностями будут выбраны разные дорожно-строительные машины, способы и сроки выполнения работ , технологические допуски для отдельных конструктивных элементов и дороги в целом.
Тесную взаимосвязь технологии и организации нужно учитывать и при определении заделов на следующий год; назначении технологии СМР с учетом имеющихся машин; выборе транспортной схемы для использования местных материалов. Важно всегда продумывать несколько вариантов и из них выбирать оптимальный, позволяющий значительно сэкономить материальные, технические, трудовые и финансовые ресурсы при обязательном обеспечении требуемого качества. Необходимо помнить, что изменение технологии СМР вызывает изменение организации производства.
Нужно научить инженера-дорожника анализировать любую организационно-экономическую проблему с позиций системного анализа и использования ЭВМ. В современных условиях хозяйствования руководитель должен обладать профессионализмом и предприимчивостью, организаторскими способностями, уметь видеть перспективу, быть воспитателем и психологом в коллективе .
Строительное производство — взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, результатом которых являются готовые объекты. Все работы делятся на общестроительные и специализированные.
Организация — это упорядоченность, согласованность, взаимодействие отдельных частей целого, объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определённых правил, и процедур.
Организация строительного производства — взаимоувязанная система подготовки к выполнению отдельных видов СМР, установления и обеспечения общего порядка, очередности, сроков их выполнения, снабжения всеми видами ресурсов для повышения эффективности и качества работ и объекта в целом.
Организация строительства автодороги включает разработку и проведение мероприятий по установлению системы и порядка работ, обеспечивающих оптимальное сочетание всех элементов производства во времени и пространстве; согласованное использование трудовых, материально-технических ресурсов (при необходимости — их перераспределение) и контроль качества.
Цель организации работ — при наименьших затратах ресурсов добиться наилучших результатов, т. е. получение максимальной прибыли и ввод в эксплуатацию объектов с необходимым качеством и в установленные сроки.
Главное условие выполнения намеченных объёмов работ — применение прогрессивных методов их организации. А это предполагает индустриализацию производства, комплексную механизацию и автоматизацию процессов.
Основные задачи — расстановка и последующее перемещение по объекту рабочих, средств механизации и транспорта; создание таких условий, при которых гарантируются повышение производительности труда, эффективное использование основных производственных фондов (ОПФ) в течение всего периода строительства, рост профессионально-технического уровня персонала, высокое качество, снижение себестоимости, своевременное выполнение работ.
Основные функции организации — постановка задач перед исполнителями, разработка организационной структуры , передача полномочий, привлечение исполнителей и средств для выполнения плана, построение материального и социального каркаса предприятия.
Организационная структура предприятия зависит от количества входящих в него подразделений (строительных управлений и участков, управлений производственной комплектации, различных вспомогательных и обслуживающих хозяйств), объёма выполняемых работ и территориальной рассредоточенности объектов строительства.
Управление — очень многогранное понятие. Его можно рассматривать как искусство (практика), как область человеческого знания (наука), как функцию или процесс, как аппарат управления и управленческий персонал фирмы.
Суть управления наиболее полно выражена в формулировке Р. Фалмера: «Управление — это идеи, методы и процессы, которые позволяют достичь целей успешно и продуктивно» /11; С. 17/. Основная задача управляющего — это руководство людьми для достижения поставленной цели.
Фалмера не учитывает связь управления с внешней и внутренней средой, а также обратную связь управляющего с конкретными исполнителями, которые являются ключевыми факторами успеха предприятия.
Внешняя среда — совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны руководителей. Это ресурсы, оказывающие прямое влияние на работу фирмы и обеспечивающие производство (информация, люди, сырьё, финансы); это рынок (потребители, кредиторы, поставщики, конкуренты, продукция); регулирующие правительственные и местные государственные органы (отраслевые организации, законодательство, профсоюзы), которые постоянно изменяются и определяют состояние экономики страны (региона), уровень научно-технического и социального развития и косвенно воздействуют на работу предприятия (наличие капитала, рабочей силы, уровень цен, инфляция, безработица , степень механизации и автоматизации, технологии, производительность труда, доходы покупателей, налоговая и финансовая политика и др.). Именно внешнее окружение диктует стратегию предприятия.
Внутренняя среда формируется под воздействием переменных, оказывающих влияние на процесс преобразований (это сама фирма, её структура производства и управления, культура, ресурсы, цели и стратегия развития, портфель заказов, объём и качество работ, процесс выполнения СМР и услуг). Прежде всего, внутренние факторы формируют предприятие как систему.
Управление строительным предприятием — это открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой, которая состоит в управлении совокупностью производственных процессов по строительству зданий и сооружений, входящих в производственную программу предприятия.
Для этого создаётся структура управления , в которой руководители высшего уровня наделяются функциями, необходимыми для обеспечения эффективной деятельности низовых подразделений генподрядной и субподрядных организаций (основных участников производственных циклов).
На каждой иерархической ступени организационной структуры происходит декомпозиция (разложение, разукрупнение) задач и проблем. Направления деятельности включают ресурсные подсистемы (управление трудом, материально-техническими ресурсами, подсобным и вспомогательным производством).
Функциями управления являются планирование, организация, мотивация, контроль, координация, регулирование, учёт и анализ. Создаются отделы по видам ресурсов и функциям: подготовки производства, планирования, диспетчеризации, бухгалтерского учёта , труда и зарплаты и др.
Строится матрица управления производственными процессами и всей производственной программой. В ней указывается входная и выходная информация: первая — в виде первичных данных о ходе производственного процесса; вторая — в виде управленческих решений.
Система — совокупность элементов, находящихся во взаимной связи; совокупность подразделений, однородных по своим задачам.
Подсистема — часть системы, обладающая системными свойствами.
Управление — процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы (субъекта управления) системы управления фирмы на объект управления ( управляемую подсистему — инвестиционный процесс по возведению здания или сооружения) с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития с использованием механизма обратной связи.
Процесс управления предприятием включает формирование цели, принятие решения в соответствии с целью, планирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию исполнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.
Планирование строительного производства и- это главная функция управления, которая включает процесс разработки планов и показателей деятельности фирмы в условиях ограничений по ресурсам и времени в заданный период (месяц, квартал) для обеспечения непрерывной и равномерной работы
Эффект — результат деятельности, получаемый от ввода в эксплуатацию дороги, Он существенно зависит от уровня организации, управления и планирования строительства (ОПУС). Эффект может быть экономический, социальный, производственный, научный и др.
Эффективность — результативность, характеризующая степень использования ресурсов, предназначенных для достижения цели, показывающая соотношение полученных результатов и произведённых затрат.
Организация дорожных работ связана с необходимостью решения важнейших вопросов в каждой рабочей операции и на каждом рабочем месте. Эффективность организационных и технических мероприятий в значительной степени зависит от умелого использования особенностей конкретных объектов и привязки их к местным условиям. Отсюда следует, что инженер-дорожник должен знать свойства материалов, технологию процессов, методику выбора наиболее экономичных строительных машин, а также владеть методами технико-экономических расчётов.
Для организации эффективного производственного процесса должны быть учтены следующие специфические особенности строительства дорог.
Территориальная растянутость дорожного строительства, частые изменения мест производства работ затрудняют управление трудовыми и материально-техническими ресурсами.
Неравномерность доставки материалов на стройку, усугубляемая смешанными перевозками, требует создания дорогостоящего складского хозяйства.
Сезонность выполнения дорожных работ вызвана зависимостью их технологии от метеорологических факторов, связанных со сменой времён года (отдельные виды работ в зимних условиях практически невыполнимы или же могут быть проведены только при весьма значительных дополнительных затратах). Эта особенность вызывает неравномерное использование трудовых ресурсов, текучесть кадров. Поэтому одной из главных задач является переход от сезонного строительства к непрерывному с равномерным использованием всех ресурсов, особенно рабочих кадров и транспортных средств, в течение всего года. Эта задача может быть решена за счет разработки специальных технологий СМР, выполняемых при низких температурах, а также за счет значительного увеличения объёмов заготовительных, транспортных работ в зимний период.
Стадийность строительства возможна из-за многослойности дорожной одежды (основной и наиболее дорогой части дороги). Сущность этого метода заключается в том, что на первом этапе выполняют лишь часть слоев дорожной одежды и допускают проезд автотранспорта в течение нескольких лет по нижним слоям покрытия или по основанию. Такой вариант наиболее целесообразен в условиях медленного роста интенсивности движения, когда в первые годы эксплуатации дорожная одежда полной толщины работает с явно завышенным коэффициентом запаса прочности. Перенесение возведения верхних слоев дорожной одежды на более поздний период позволяет уменьшить объём денежных средств в первые годы строительства. Для предприятия такое рассредоточение капитальных вложений во времени экономически выгодно.
Однако стадийному методу присущи и значительные недостатки. Так, производство работ на второй (а иногда и на третьей) стадии вынуждает переносить движение транспорта с основной трассы на объездные дороги, как правило, неудовлетворительного качества, повторно организовывать работу производственных предприятий, а иногда и направлять рабочие коллективы на уже оставленные участки. Поэтому решение об организации стадийного строительства всегда должно быть технически и экономически обосновано.
Влияние перечисленных специфических особенностей существенно затрудняет применение поточной организации работ с концентрацией дорожно-строительной техники на относительно коротких участках.
Прокладка автодорог в зависимости от их протяжённости, технической категории, территориальной принадлежности может выполняться по следующим четырём вариантам.
1. При строительстве магистралей значительной протяженности работы обычно выполняются строительными комплексно-механизированными потоками, при этом создается временная база из передвижных или полустационарных производственных предприятий со сроком их использования на одном месте в пределах 1-3 лет. После сдачи объекта в постоянную эксплуатацию дорожно-строительная организация (ДСО) передислоцируется на другой объект или полностью ликвидируется.
2. При строительстве дорожной сети региона, как правило, организуют территориальные дорожные управления, имеющие многолетние перспективные планы работ. Возможно, и целесообразно создание постоянной индустриальной базы, рассчитанной на долговременную эксплуатацию на одном месте.
3. Строительство большого количества дорог малой протяжённости. Отличительной чертой устройства большого количества дорог малой протяжённости, например, сельскохозяйственных, является многочисленность территориально разобщённых мелких объектов, т. е. участков длиной 1-5 км, в большинстве случаев соединяющих отдельные фермы и другие сельскохозяйственные предприятия. Как правило, эти дороги прокладывают специализированные организации.
Несмотря на то, что этим работам уделяется значительное внимание, из-за их разбросанности они выполняются недостаточно успешно. До сих пор полностью не решены вопросы быстрой передислокации техники в течение сезона с одного мелкого объекта на другой. Плохо организована служба эксплуатации готовых участков дорог, что ведёт к сокращению срока их действия.
4. Последний вариант — реконструкция дорог. В настоящее время основной упор делается на реконструкцию автомобильных дорог федерального и регионального значения.
При реконструкции зачастую возникает потребность в специальной технике для устройства узких корыт при уширении дорожной одежды, узких катков или трамбующих плит для уплотнения слоев, так как особого внимания требует уплотнение грунтов при уширении земляного полотна. На всех реконструируемых дорогах обычно осуществляется интенсивное автомобильное движение, прекратить которое на период производства работ по реконструкции практически нельзя.
Все эти особенности требуют проведения специальных организационно-технических мероприятий:
— комплектования особых механизированных подразделений;
— обеспечения пропуска транзитного транспорта в период производства работ по дополнительно построенным объездам.
Как видно из всего вышеизложенного, разработка правильных организационных решений требует глубоких знаний в области проектирования, технологии и экономики дорожного строительства.
В настоящее время систематически повышается сложность дорожно-строительных работ за счет применения новых материалов, машин, роста уровня механизации и автоматизации производства. Соответственно необходимо развивать и совершенствовать организацию работ.
Последовательность строительства устанавливается исходя из деления всех работ на три периода: подготовительный, основной и заключительный.
В подготовительный осуществляют организационно-техническую подготовку к строительству.
В основной — выполняют все строительно-монтажные работы по проекту.
В заключительный — ликвидируют производственные базы и другие временные сооружения и устройства.
Работы, выполняемые при строительстве автомобильных дорог, по своему назначению, применяемым средствам производства и характерным особенностям организации делят на три группы: строительно-монтажные, заготовительные, транспортные. Каждая из трех перечисленных групп работ по своему характеру принципиально отличается от других и требует применения специфических форм организации производства.
Строительно-монтажными называют работы по возведению и монтажу сооружений, производимые в соответствии с проектом непосредственно на объекте. После их завершения сооружение должно быть готово к сдаче в эксплуатацию. При использовании заранее изготовленных деталей или отдельных конструкций строительные работы по существу превращаются в монтажные.
В разряд этих работ входят отсыпка земляною полотна, строительство дорожной одежды, возведение малых искусственных сооружений, мостов, зданий эксплуатационной и транспортной служб. СМР выполняются непосредственно на дороге и характеризуются частыми изменениями места дислокации, большим разнообразием операций, неравномерным распределением значительной части объёмов земляных масс по длине дороги. Применяемая технология зачастую зависит от климата, погоды, времени года.
Все СМР по объёмам, приходящимся на единицу длины дороги, повторяемости и территориальному распределению разделяют на сосредоточенные и линейные.
К сосредоточенным относят работы большой трудоемкости, сконцентрированные на локальных участках (устройство отдельных глубоких выемок и возведение высоких насыпей с объёмом земляных работ на 1 км, превышающим средний объём земляных работ на соседних километрах в три и более раза) или резко отличающиеся повышенной сложностью производства от работ на смежных участках (переходы через болота, скальные работы); строительство развязок в разных уровнях, сооружение больших и средних мостов, возведение зданий дорожной и автотранспортной служб, производственных предприятий.
К линейным относят работы, непрерывно или периодически повторяемые на значительном протяжении дороги, имеющие примерно одинаковую трудоёмкость, приходящуюся на единицу длины: это возведение земляного полотна при небольшой высоте насыпей и глубине выемок, устройство оснований и покрытий, установка дорожных знаков и ограждений, отделочные работы; строительство водопропускных труб и малых мостов, небольших зданий автотранспортной и дорожной служб, временных сооружений.
Для ведения СМР необходимы различные материалы, запасаемые в процессе заготовительных работ.
Заготовительные работы — это создание запасов дорожно-строительных материалов (песка, камня, гравия и др.), их переработка (сортировка, мойка, дробление) в карьерах, изготовление сборных деталей и конструкций для труб, мостов, зданий, а также приготовление полуфабрикатов (асфальтобетонной и бетонной смесей; щебня, обработанного вяжущим, и т. д.) — на заводах и базах.
Транспортными называют работы по доставке материалов, полуфабрикатов и изделий от мест их заготовки, переработки и изготовления к местам использования с учётом погрузки и разгрузки. Эти работы являются связующим звеном между строительно-монтажными и заготовительными.
К ним относят доставку ресурсов водным или воздушным путем, по железной или автомобильной дороге от мест их изготовления к месту укладки, а также их погрузку и разгрузку.
Транспортные работы характеризуются частыми изменениями пунктов назначения, непостоянной дальностью возки и необходимостью переправлять грузы по временным подъездным путям низших технических категорий.
Так как в большинстве случаев строители имеют в своём распоряжении постоянное количество автомобилей, то практически изменяется не их число, а количество перевозимых грузов, т. е. не обеспечивается равномерность доставки материалов к местам их использования.
Для соблюдения равномерной поставки ресурсов необходимо применять в разное время различное количество транспортных средств.
Технологические свойства таких материалов, как щебень, песок, холодные битумоминеральные смеси и др., допускают их предварительную доставку на места работ для создания долговременного запаса. В этом случае точной увязки сменной производительности предприятия, производящего такие ресурсы, и потока работ, выполняемых на дороге, не требуется.
Другие материалы (бетонные смеси, горячие битумоминеральные смеси, горячий асфальтобетон и пр.) необходимо укладывать в короткие, строго ограниченные сроки, а создавать их запас нельзя. При использовании таких ресурсов следует тщательно увязать не только сменную, но и почасовую производительность производственного предприятия и потока на дороге.
Скорость последнего фактически определяется темпом подачи полуфабрикатов. Всякое изменение скорости укладки ресурсов «в дело» требует изменения темпа выпуска продукции на предприятии и доставки ее к месту использования.
В линейно-календарных графиках требуется предусматривать точное соответствие (или опережение) объёмов заготовок и перевозок всех необходимых материалов объёмам их использования в пределах недели, месяца, квартала, а в ряде случаев (для горячих асфальтобетонных смесей) — и в пределах каждой смены.
Нарушение графиков доставки ресурсов приводит к простоям бригад и целых подразделений, резко снижает производительность труда и «ломает» сроки выполнения отдельных видов работ, а иногда даже является причиной срыва своевременной сдачи объекта в эксплуатацию.
Организация перевозок является наиболее сложной частью общей организации производства. Все три группы работ должны быть согласованы по времени и объектам выполнения, так как только при комплексном подходе к ним могут быть приняты эффективные решения.
Организационно-техническая подготовка обеспечивает благоприятные условия для планомерного развёртывания производства дорожно-строительных работ с использованием прогрессивных методов организации, своевременность их выполнения и ввод объекта в эксплуатацию в установленные сроки, не превышающие норм продолжительности, с требуемым качеством, низкой себестоимостью, а также взаимоувязанную деятельность всех участников строительства объекта.
До начала работ на объекте заказчик должен оформить и передать подрядной дорожно-строительной организации разрешение на производство строительно-монтажных работ.
При возведении дорог значительной протяжённости подготовку ведут в три этапа.
На первом проводят мероприятия, выполняемые до начала работ на трассе (подготовку необходимой документации — технической, финансовой, договорной).
На втором выполняют работы по подготовке к строительству основных объектов, а именно производственной базы строительства, жилищно-бытовых и административных помещений.
Третий этап включает подготовительные работы, производимые до начала ввода в действие каждого комплексного потока.
При небольшом объёме дорожных работ и одном потоке второй и третий этапы объединяют.
Основными мероприятиями подготовительного периода являются следующие:
1) обеспечение генеральной подрядной строительной организации всей проектно-сметной документацией (ПСД) с разработанными и утвержденными рабочими чертежами и единичными расценками на первый год строительства;
2) отвод земель под дорогу, производственные и вспомогательные сооружения; создание производственной базы (заводов, карьеров);
3) укомплектование необходимыми материально-техническими ресурсами и рабочими кадрами;
4) возведение временных зданий административно-бытового назначения;
5) определение организаций-смежников и их мощностей;
6) формирование связи между аппаратом управления генподрядчика и производственными предприятиями и подразделениями, местами сосредоточенных работ;
7) подготовка временных подъездных и объездных дорог для нужд строительства;
8) расчистка полосы отвода, снос зданий и сооружений, перенос коммуникаций, находящихся в полосе отвода;
9) оформление финансирования;
10) заключение договора с подрядной организацией.
В этот период непосредственные исполнители строительных работ тщательно изучают проектные документы, осматривают места будущей площадки. Обо всех обнаруженных расхождениях с проектными материалами немедленно сообщают предприятиям, разрабатывающим и утверждающим, проект.
На основе проведённых работ и детального ознакомления с условиями строительства составляют проект производства работ (ППР). Одновременно составляется план мероприятий по сохранению на дорожной полосе природных условий (почвенного покрова, гидросферы, литосферы, растительного и животного мира). При проведении СМР необходимо минимально использовать площадь полезных сельскохозяйственных и лесных угодий. Заводы и базы необходимо располагать вдали от населённых пунктов. Придорожные резервы, котлованы, карьеры использованных месторождений после окончания работ должны быть спланированы и приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Большую часть перечисленных мероприятий необходимо окончить до начала строительства, чтобы обеспечить планомерное развертывание потоков (частных, специализированных, объектных, комплексных) в начальный период.
Однако некоторые подготовительные работы возможно (а иногда и целесообразно) планировать на более поздние сроки. Так, например, если устройство покрытия предусмотрено только на второй год строительства, то работы по созданию соответствующей производственной базы (асфальтобетонные и цементобетонные заводы (АБЗ, ЦБЗ), битумные базы) следует начинать лишь в конце первого года.
Точно так же при длительных сроках строительства можно распределить во времени работы по устройству временных подъездных, объездных дорог. Нужно помнить и о том, что одним из основных условий формирования стабильного коллектива квалифицированных строителей-дорожников является обеспечение их благоустроенным жильем и необходимыми бытовыми удобствами (при получившем распространение «вахтовом» методе меняющиеся бригады рабочих живут в передвижных вагончиках).
Одной из первоочередных задач данного периода является подготовка сети временных дорог для перевозки значительных объёмов грузов для нужд строительства. При этом частично используют существующие дороги, частично строят специальные временные дороги: подъездные и объездные.
Подъездные дороги соединяют строящуюся дорогу с источниками снабжения материалами, изделиями, полуфабрикатами, т. е. с карьерами, железнодорожными станциями, заводами, базами и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа промежуточной аттестации профессионального модуля ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
Программа промежуточной аттестации предназначена для проверки результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ) основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживани.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП 01. 01. 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям). Угольна отрасль. ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 01 Организация технического обслуживания и ремонта
Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования разработана на основе Федеральн.
Спецификация оценочного средства для организации, выполнения и защиты курсового проекта по профессиональному модулю ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования специальности СПО 13.02.11 Тех
Спецификация оценочного средства по курсовому проектированию.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудовани
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.0.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханическо
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образовани.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 «Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования» МДК.01.01.
— обеспечение выполнения работ по строительству , реконструкции , капитальному ремонту объекта капитального строительства специалистом по организации строительства , внесенным в национальный реестр специалистов, и обеспечение его постоянного присутствия на строительной площадке; — разработка и применение организационно-технологической документации, в том числе организационно-технологической документации по эксплуатации подъемных сооружений при проведении погрузочно-разгрузочных строительно -монтажных работ [30]