Методы ценообразование в строительстве ресурсный

Идёт набор группы. Расписание будет опубликовано позже. Следите за изменениями на сайте.

Оставить заявку на Очное обучение

Оставить заявку на Вебинар

Тип слушателя Ак. час. Стоимость, руб. Заявка
Физические лица > > Бесплатно Оставить заявку
Юридические лица > > Бесплатно Оставить заявку

Записаться на Дистанционное обучение

Тип слушателя Ак. час. Стоимость, руб. Записаться
Физические лица %
скидка действует до >
> > > Бесплатно Записаться
Юридические лица %
скидка действует до >
> > > Бесплатно Записаться

Горячкин П.В. — Реформа ценообразования, ФГИС ЦС, Ресурсный метод, Новые технологии в строительстве

Продолжительность обучения: 32 ак. часа (от 4 дней до 4 недель)

Формы обучения: дистанционная.

Стоимость обучения: 10 000 рублей — для юр. лиц,

8 500 рублей — для физ. лиц.

Вы можете купить курс в кредит.
Подробнее об услуге «Заплати по частям» от Яндекс.Кассы

Документ об окончании: Удостоверение о повышении квалификации по курсу «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Ресурсный метод расчета сметной стоимости» установленного образца, сроком действия 5 лет.

Курс разработан с целью оказания помощи инженерам-сметчикам в скорейшем и безболезненном переходе в своей работе на ресурсный метод составления сметной документации.

Обучение проводится по методическим нормам и документам, введенным в действие на сегодняшний день в рамках реформы ценообразования в строительстве. Изучение ресурсного метода определения стоимости строительной продукции, позволит соответствовать действующим требованиям по составлению сметной документации и быть готовым к реформе сметного нормирования с использованием ФГИС ЦС.

Обучение в дистанционном формате осуществляется с помощью специального сайта https://teachandstudy.ru/ , с использованием печатных учебных пособий, демонстрационных версий необходимого программного обеспечения. В учебные курсы включены примеры решения практических задач и видеоматериалы. Постоянная связь с преподавателями института и инструкторами курсов позволит вам быть в тонусе и получать оперативные ответы на возникающие вопросы.

Всем слушателям курса предоставляется содействие в трудоустройстве. ИПАП сотрудничает с рекрутинговыми агентствами, HR-специалистами и крупными строительными компаниями.

Также, всем выпускникам предоставляется возможность регистрации на портале VALINTA.ru для возможности получения как предложений по постоянной работе, так и разовых заказов на разработку сметной документации. Выпускникам ИПАП в рамках данного портала предоставляется право на получение online доступа к сметной программе с необходимым набором сметно-нормативных баз на льготных условиях.

Ценообразование в строительстве

Обращаем ваше внимание:
Повышение квалификации специалистов проводится в течение всей трудовой деятельности работника не реже одного раза в 5 лет в соответствии с Требованиями к квалификации для соответствующих специалистов архитектуры и градостроительной деятельности (Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2008 г. № 188 (с изменениями и дополнениями от 12.02.2014 г.))

Наименование тем занятий Всего часов В т.ч. по видам занятий Лекционная часть Практическая часть
Модуль 1. Теоретическая часть обучения. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве 16 16
Введение и тема № 1. Нормативно-правовые акты реформы ценообразования в строительстве 1 1
Тема № 2. Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве 1 1
Тема № 3. Методика применения сметных цен строительных ресурсов 4 4
Тема № 4. Методика применения элементных сметных норм 3 3
Тема № 5. Порядок составления локальной ресурсной ведомости 2 2
Тема № 6. Порядок формирования локального ресурсного сметного расчета 2 2
Тема № 7. Особенности составления сметной документации по видам работ в строительстве 3 3
Модуль 2. Практическая часть обучения. Ресурсный метод расчета сметной стоимости 16 16
Тема № 8. Настройка программы. Работа с окнами Документация и СНБ 2 2
Тема № 9. Составление локальной сметы ресурсным методом. Работа с ресурсами 2 2
Тема № 10.Применение коэффициентов и создание итогов по смете 1 1
Тема № 11. Особенности составления смет на монтаж оборудования и пуско-наладочные работы 3 3
Тема № 12. Составление локальных смет на ремонтные работы на основе дефектной ведомости 2 2
Тема № 13. Создание форм на локальную смету (Акт выполненных работ, КС-3, КС-6а) 2 2
Тема № 14. Создание и настройка Объектной сметы и Сводного сметного расчета стоимости 2 2
Итоговая аттестация в виде контрольной работы (с оценкой) 2 2
Всего по курсу 32 16 16

Укажите ваш e-mail, выберите формат обучения и нажмите запросить КП, и мы отправим Вам коммерческое предложение по данному курсу!

Запрос успешно отправлен! Спасибо за обращение!
В ближайшее время мы отправим Вам коммерческое предложение по данному курсу!

Источник: ipap.ru

Методы ценообразование в строительстве ресурсный

Ресурсный метод ценообразования в строительстве

Сегодня стройкомплекс должен был перейти на ресурсный метод ценообразования в строительстве

30 сентября 2018 года строительный комплекс должен перейти на ресурсный метод ценообразования – об этом в конце 2017 года официально заявлял Минстрой России. Однако, судя по всему, этот переход в очередной раз откладывается.
Напомним, что после заседания госсовета при президенте Владимире Путине в мае 2015 года Минстрою России было поручено заняться реформой ценообразования в строительной отрасли. Для этого были внесены поправки в Градостроительный кодекс, а также разработана и ровно год назад введена в строй Федеральная государственная система ценообразования в строительстве.
То есть, с 30 сентября 2018 года при разработке проектно-сметной документации на объекты с привлечением средств бюджета сметчик будет обязан использовать цену на строительные ресурсы (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы), которая размещена в системе.
Сегодня 30 сентября, а это значит, что именно с сегодняшнего дня должен был начаться переход строительного комплекса страны на «ресурсный метод» ценообразования. Во всяком случае ещё совсем недавно нам это обещал Минстрой России и эта дата была согласована со строительным сообществом.
По факту, Минстрой России на сегодня не в состоянии обеспечить даже действующий «базисно-индексный» метод ценообразования, так как до сих пор не выпущены Индексы на III квартал 2018 года! При этом, мы фиксируем непрекращающийся рост цен на строительные материалы в летний «горячий период», затрат на оплату труда, машины и механизмы.
Федеральная Государственная система ФГИС ЦС Минстроя России была громогласно «запущена в эксплуатацию» ровно год назад. По прошествии года можно констатировать, что система не работает, деградирует, и ее стали игнорировать даже те предприятия, которые изначально пытались предоставлять данные о ценах.
Что мы имеем в итоге? Реформа ценообразования в строительстве брошена, руководители реформы разбежались, поручения руководства страны не исполняются и даже действующий механизм ценообразования в строительстве постепенно разрушается .

Источник: www.npmaap.ru

Ценообразование в строительстве: дать рынку адекватный ресурсный метод

Система ценообразования одна из важнейших в строительной отрасли. О ней объявлено давно, вот только пока она в регионах в полном объеме так и не случилась. Есть ли шансы на то, что ситуация в ближайшее время изменится? На вопросы отвечает наш собеседник – заместитель Министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков.

– Дмитрий Анатольевич, хотелось бы понять, на какой стадии находится реформа ценообразования?

– Я работаю в должности заместителя Министра чуть больше десяти месяцев, и с первого дня мы начали говорить о том, что собираемся делать в системе ценообразования. Но по-прежнему вижу по реакции коллег, регионов, представителей отрасли, что эти меры многими воспринимаются как будущее, хотя они уже настоящее. Люди недостаточно информированы о том, что происходит. Поэтому для меня важно еще раз изложить ситуацию.

Итак, что мы имели год назад. Существовала целостная система ценообразования, которая базировалась на так называемой сметно-нормативной базе, разработанной в середине прошлого века. Советский Союз вкладывал огромные деньги в эту работу.

Система была столь совершенна, что ее с удовольствием использовали во многих других странах вместе с нашей системой технического нормирования. До того, как у нас начались перемены, применяли систему ценообразования, которая базируется на так называемом базисно-индексном методе. За основу берутся расценки базового периода – сейчас это 2000 год, и есть индексы, куда все входит – зарплата, материалы, машины, механизмы, сопутствующие затраты – умножив на которые, мы можем перевести базовую расценку в текущую стоимость.

С 1991 года эта система ценообразования сложно адаптировалась к реалиям, поэтому ее дополнили еще двумя методами: ресурсным и ресурсно-индексным. По ресурсному методу стоимость работ, зарплат, машин и механизмов, материалов определяется по текущим ценам. Узнал, сколько это стоит на рынке, написал, умножил, сложил – и цена получилась. По так называемому ресурсно-индексному методу, например, зарплату берем по базовой расценке, а вот материалы, стоимость которых меняется быстрее всего – по фактической рыночной стоимости. Вот и получились сразу три метода: базисно-индексный, ресурсно-индексный и ресурсный, и все они сегодня применяются.

Еще в прошлом году главенствовала точка зрения, что из этих методов нужно выбрать какой-то один, а с остальными следует расстаться, так как их сложно довести до состояния, когда ими можно адекватно пользоваться. Но проблема не в методе, а в двух других очень важных вещах, которые являются основой ценообразования для любого метода: первое – это текущая стоимость материалов, зарплат, машин и механизмов; и вторая – это норматив, определяющий, сколько надо использовать этих материалов, машин, механизмов и так далее для того, чтобы определенную работу сделать.

Коллеги, которые занимались этим вопросом, задумались, как адекватно определить текущую стоимость материалов – на этом же держится вся рыночная экономика. В итоге решили сосредоточиться только на производителях и обязать их предоставлять объективную информацию о ценах сделок и таким образом наполнить федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ценообразования). Год назад она была запущена в эксплуатацию и с тех пор успешно работает. Достаточно большое количество производителей, порядка трех тысяч, уже загружает во ФГИС данные о фактических сделках, и наша задача пользоваться этими сведениями.

Мы проанализировали полученные результаты и поняли: если мы запустим систему с действующими методиками, то у нас некорректно все получится. Во-первых, производителей не три тысячи, а больше восьми тысяч, и не все из них зарегистрировались в системе. Во-вторых, даже те производители, которые зарегистрировались, загружают в систему данные не по всем сделкам, которые совершают, а в нарушение действующего постановления Правительства только по части сделок, которые выбирают на свое усмотрение. И в-третьих, если даже брать эти данные о конкретных сделках и посчитать на их основе цену, то мы попадаем в системную ошибку.

Цена как определяется: берется регион и в нем считается одна цена материала. Она средневзвешенная арифметическая от всех производителей, которые в этом регионе этот материал производят. Например, есть пять кирпичных заводов: один произвел сто кубов по одной цене, второй двести – по другой, третий триста – по третьей.

В зависимости от этих данных мы и считаем среднеарифметическую цену. В небогатых регионах эта цена занижается, а в регионах богатых, как Москва, наоборот завышается. Ведь в Москве кирпич никто не покупает у московских производителей, его покупают в соседних областях. Мы поняли, что в этом случае получается неадекватная стоимость работ, следовательно, необходимо менять методологию, смотреть реальные зоны с формулой агрегации. Нужна мотивация производителей, которые не очень хотят раскрывать данные о своих фактических сделках.

Мы внесли в Правительство «Среднесрочный план совершенствования системы ценообразования», цель которого – сделать все то же самое, что и было задумано. Мы должны дать рынку адекватный ресурсный метод, но нам придется потратить на это чуть больше времени.

Читайте также:  2 климатический район строительства это

– Как в таком случае будет работать система ценообразования, пока этого не случится?

– Пока мы ресурсный метод доводим до ума, было решено усовершенствовать те действующие инструменты, которыми пользуется вся страна. Даже не усовершенствовать, а привести в нормальное действующее состояние.

Речь идет о базисно-индексном методе: на тот момент для того, чтобы ускорить введение ресурсного метода, базисно-индексный был фактически «заморожен». Все сметно-нормативные базы для него были «заморожены». Нельзя было новые расценки внедрять: новые технологии появляются, а новую расценку нельзя внести в Федеральный реестр сметных нормативов, потому что это запрещено законом.

Устаревшую базу запретили даже обновлять, а ею многие организации пользовались. Год прошел с того момента, как ее «заморозили», до момента, когда мы ею занялись. За это время появилось огромное количество новых технологий, надо было вводить для них расценки – а нельзя.

В итоге законом № 151-ФЗ пришлось внести изменения в некоторые законодательные акты, в том числе и в Градостроительный кодекс. Это событие произошло 27 июня, и мы наконец получили возможность актуализировать сметно-нормативную базу.

Второй шаг связан с индексами. Вы помните, что у нас действуют базовые расценки 2000 года. Индексы пересчета базовых расценок в текущие выпускались и до сих пор выпускаются очень мало, всего по тридцати видам продукции, а требуется их намного больше. Поэтому сегодня на повестке стоит первая задача физического увеличения количества этих индексов.

Вторая задача – качественная актуализации индексов. Как формировался индекс пересчета раньше? Поскольку система по учету индекса была не очень хорошо урегулирована, то делалось это достаточно несложно: проводился мониторинг, на его основе считался индекс, потом брался индекс Минэкономразвития с учетом инфляции – и выбирался меньший из них.

Например, у нас прошел мониторинг в текущем году, который дал цифру индекса меньше, чем индекс Минэкономразвития – мы берем индекс мониторинга. В следующем квартале мониторинг дал индекс выше Минэкономразвития – берем индекс Минэкономразвития. Как вы понимаете – это ножницы, которыми мы каждый раз отрезали «хвост» по чуть-чуть. Вот за пять лет такими подсчетами суммарно «отрезали» стоимость работ по всем регионам до 15-18% от их реальной стоимости.

Дальше необходимо было дать возможность выполнять актуализацию этих индексов, исходя из реальной рыночной ситуации, в том числе из реальной рыночной заработной платы. Это произошло 15 мая, когда было подписано постановление Правительства Российской Федерации № 604 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации», изменяющее порядок мониторинга строительных ресурсов. Изменения, введенные указанным постановлением, начали действовать с 30 мая текущего года.

В настоящее время мы активно занимаемся актуализацией действующих индексов и выпуском новых. Например, коллеги из Минтранса нам говорят: «Для того, чтобы адекватно оценивать стоимость в строительстве дорог, нам нужен не индекс «прочие затраты», а два индекса: дороги и искусственные сооружения. Эти индексы сейчас фактически готовы к выпуску.

Что касается актуализации, то Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев дал нам поручение во время своей поездки в Ставрополь: расчетным путем уточнить все индексы во всех регионах без исключения, чтобы они везде были адекватными. Мы этим сейчас активно занимаемся.

– Как идет эта работа?

– Нас просили дать как можно больше полномочий регионам, потому что кто как не они знают, какая у них стоимость ресурсов. Мы дали им эти полномочия. Это беспрецедентный случай за всю последнюю историю. Мы сказали: вам предоставляется возможность определить расценки, но не как заблагорассудится, а по методике Минстроя – то есть определять экономически обоснованную в регионе заработную плату рабочим и строителям первого разряда. Остальные разряды просто рассчитываются по жестким коэффициентам.

Формула очень простая: берется прожиточный минимум, умножается на постоянные коэффициенты, которые берутся либо из статистики, либо утверждаются нормативно-правовыми актами. Учитываются также переменные затраты, которые тоже урегулированы. Все это складывается и получается месячная заработная плата. Дальше регионы отправляют свои расчеты в ФАУ «Главгосэкспертиза России» для проверки и утверждают своим нормативно-правовым актом. Таким образом бюджеты будущих строек определяют теперь сами регионы, как и экономически обоснованный уровень заработной платы.

Могу сказать, что в Москве это делалось все эти годы, поэтому московская система ценообразования меньше всех была подвержена кризисным явлениям. То есть мы ничего не придумывали, а взяли сложившуюся, можно сказать, лучшую практику. Это не Бог весть какие расчеты, не бином Ньютона. Но, к сожалению, на сегодняшний день мы получили эти данные только от четырнадцати (на момент публикации) регионов!

То же самое происходит и с индексами – необходимо провести мониторинг стоимости строительных ресурсов на территории региона. Это тоже делает сам регион, а Главгосэкспертиза проверяет стоимость, скажем, кирпича. Мы просим указать стоимость кирпича либо у производителя, либо у оптового поставщика по определенным критериям.

Каждую такую стоимость мы в Минстрое проверяем вплоть до того, что высылаем людей на место. Более того, в соответствии с планом реформы ценообразования Главгосэкспертиза уже создала три филиала, которые занимаются мониторингом уровня цен в регионах, и еще должна создать два дополнительных. Практически в два раза увеличена штатная численность подразделений, которые занимаются этими вопросами в центральном офисе Главгосэкспертизы. То есть очевидно, что сейчас к этой работе подключены достаточно мощные ресурсы.

Но дела и тут обстоят не лучшим образом – на сегодняшний день менее десяти регионов близки к тому, чтобы этот индекс опубликовать. В этом смысле мы испытываем серьезное беспокойство, что, несмотря на все наши усилия, коллеги недооценили ни сложность этой работы, ни проявили необходимое прилежание в процессе ее выполнения. Но нельзя забывать, что это поручение Премьер-министра страны, его нельзя не выполнить!

Все должны быть сами в этом заинтересованы, потому что идет пик процесса проектирования, в том числе и в рамках национальных проектов. Проекты, которые закладываются сейчас, завтра будут разыгрываться на конкурсах. А существенное количество конкурсов признаются несостоявшимися, так как на них не приходит ни одного участника, потому что цена контракта, рассчитанная с помощью действующей системы ценообразования, ниже себестоимости работ и подрядные организации просто не хотят брать на себя эти риски. Эта проблема время от времени выходит в публичное информационное пространство и слышится критика о несовершенстве системы ценообразования. Мы полагаем, что критиковать сейчас нам надо не систему, а работу ответственных лиц в регионах.

– Очень много вопросов вокруг ФГИС ЦС?

– Систему ценообразования начали путать с государственно-информационной системой ценообразования. Это разные вещи. Система ценообразования – это база данных, это методики, это люди, которые в этой системе работают, а ФГИС ЦС – это информационная система, которая служит на данном этапе для одной цели: считать агрегированную цену строительных ресурсов от производителей, то есть она дает нам только часть информации. Это первое.

Второе. Постоянно звучит вопрос: «Когда заработает система ФГИС ЦС?». Система сдана в эксплуатацию и работает. Вопрос в адекватном ее наполнении и умении правильно анализировать и применять ту информацию, которую мы с ее помощью получаем. Мы полагаем, что первоначальная задумка автоматического расчета стоимости строительных ресурсов заработает к 2022 году.

Это не означает, что мы сидим и ждем 2022 года, а означает, что мы сейчас должны действующую систему привести к адекватному состоянию рынка и в ней должны работать не завтра, а прямо сейчас. Мы имеем для этого полную возможность.

Хочу остановиться еще на одном моменте – на региональных центрах мониторинга. Это не система ценообразования, а всего лишь один ее элемент, ФГИС ЦС работает и не надо ждать, когда она наполнится. К этому ничего не привязано в практическом плане. Мы предлагаем регионам создавать собственные центры ценообразования в том объеме, который для них адекватен. Это может быть небольшой отдел в органе власти, это может быть центр ценообразования, это может быть центр ценообразования на аутсорсинге.

У нас сохранилось в стране порядка 90 центров ценообразования, из них 20 находятся во вполне приличном состоянии, т.е. они мониторят рынок. Многие из них выпускают текущие цены и индексы, в т.ч. по всей стране. Эти данные можно использовать для государственного мониторинга как вспомогательные.

Но, конечно, мы всех по-прежнему предостерегаем – не следует путать коммерческие центры ценообразования с государственным мониторингом. Не существует иной государственной системы ценообразования, кроме той, которая сосредоточена в Главгосэкспертизе. Все остальное – это могут быть правильные вещи, они могут быть использованы в тех или иных целях, но не в целях государственного мониторинга. Это только справочная информация.

–Как и где будут публиковаться правильные индексы, как часто это будет происходить?

– Индексы будут публиковаться раз в квартал. Мы считаем, что чаще на данном этапе не нужно. Они будут публиковаться в Федеральной государственной информационной системе ценообразования и будут загружаться в соответствующий раздел Федерального реестра сметных нормативов, который публикуется на сайте Минстроя. Эти индексы рассчитываются Главгосэкспертизой, решение об их целесообразности принимается Минстроем в форме письма, подписанного заместителем Министра, и там все индексы в виде таблицы приложены.

До этого было также – форма не меняется. По-прежнему Минстрой публикует индексы к федеральным единичным расценкам и к территориальным единичным расценкам там, где территориальные единичные расценки есть. Территориальные единичные расценки есть примерно в пятидесяти регионах. При этом по-прежнему запрещена актуализация территориальных единичных расценок.

Вот какие базы есть – такие есть, мы к ним публикуем индексы. Когда регион скажет: «Все, хватит», они переходят на ФЕР, и им достаточно одного индекса.

Почему уходим от ТЕР? Между федеральными единичными расценками и территориальными единичными расценками разница в стоимости на самом деле очень небольшая. При этом страна должна поддерживать 85-86 систем ценообразования, а это достаточно дорогое удовольствие. Поэтому мы считаем, что территориальные единичные расценки должны уйти в прошлое, но произойти это должно естественным путем, без принуждения. Когда федеральные рыночные расценки докажут свое преимущество, они постепенно займут место региональных.

– Строительный процесс длительный, а цены меняются часто. Как закладываться будет инфляция на следующие долгосрочные проекты, чтобы рассчитать эти цены?

– Так же, как она закладывается и сейчас. Это правда, другой вопрос – вопрос начальной максимальной цены контракта. Она рассчитывается при помощи индексов-дефляторов Минэкономразвития. Т.е. индекс Минстроя – это не прогнозный индекс, этот индекс для того, чтобы посчитать стоимость строительства в данный момент времени. А для того, чтобы сделать прогноз стоимости на будущее и посчитать стоимость начальной максимальной цены контракта, имея ввиду, что через год после того, как вы считали смету, мы будем на конкурс выходить, а еще три года мы будем строить – для этого по-прежнему используются индексы Минэкономразвития.

–Можете ли вы сформулировать кратко: чего вы добиваетесь от регионов?

– Первое – рассчитать стоимость зарплаты рабочего строителя экономически обоснованно. Второе – провести мониторинг стоимости материалов, машин и механизмов по перечню, который дает Минстрой. И представить все это в Главгосэкспертизу для расчета индекса с обосновывающими документами.

– Почему только четырнадцать регионов выполнили эту работу. У них не хватает ресурсов, кадров, в чем дело?

– Уже многие годы регионы должны были делать мониторинг, и они его делали. Это выглядело как таблица на пяти страницах, где было написано наименование ресурса, его стоимость, а внизу стояла чья-то подпись. Почему это столько стоит, понять было невозможно, обоснования не было. Все это мы теперь изменили.

Читайте также:  Блок секция в строительстве это

Мы хотим детально разобраться: где строительный ресурс покупается, почему он столько стоит. Для этого мы даем план конъюнктурного анализа, который формально давным-давно существует.

Давайте под каждый ресурс, наименование которого даем вам мы, вы возьмете производителей или оптовых поставщиков крупных, возьмете у них прейскурант, подписанный руководителем. И такого найдете производителя и поставщика, у которого эту цену можно увидеть еще в открытом источнике. Мы хотим таким образом отобрать публичных игроков, тех, которые на рынке присутствуют, а не делают вид, что они там есть. Заполните это в таблицу в чуть большем объеме: напишите кто это такой, ИНН, КПП, название, наименование, адрес.

Тоже не Бог весть, какая работа. Но за долгое время произошла определенная атрофия. Часть регионов активно участвовали в этом процессе, пытались понять логику ценообразования и сохранить контроль над ним. У таких регионов либо сохранились региональные центры ценообразования, либо соответствующие отделы в органе власти. В Москве достаточно людей работают над этой задачей.

За счет этого московская система ценообразования вполне адекватна в существующей ситуации. В Московской области тоже достаточно много людей этим занимается. А часть регионов этим заниматься не захотела: им было достаточно того, что Минстрой публикует. При этом многие говорят, что система неадекватна.

Мы считаем смету, а смета получается меньше, чем люди готовы на конкурсе участвовать. Вот мы и даем им такую возможность менять ситуацию. Для этого им приходится эту компетенцию восстановить.

– Стоит ли расширить сферы полномочий самого Минстроя, чтобы каким-то образом больше влиять на эти процессы?

– Мы в достаточной степени влияем на процессы в ценообразовании. Минстрой, Главгосэкспертиза имеют собственные центры мониторинга и в Москве, и в регионах. Мы уже считаем, что система сформирована в достаточной степени, чтобы решать текущие задачи. Сегодня ситуацию по регионам мы понимаем, наверное, уже не хуже, чем сами регионы, а может даже и лучше.

Не только, сколько стоит на каком-то базаре какой-то материал, а кто его производит, какие кооперационные цепочки возникают в связи с этим. Как продукция транспортируется в те или иные регионы. У нас есть понимание, как устроен рынок в России. Мы его будем углублять, у нас достаточно полномочий для того, чтобы проверять данные от регионов.

Забирать же у регионов полномочия и говорить, давайте мы за вас будем мониторить, считаем нецелесообразным. Это наша общая работа.

– К какому сроку регионы должны представить информацию по индексу и по экономически-обоснованному уровню заработных плат?

– Часть регионов должны были представить информацию до 15 августа и представили в полном объеме только 14 субъектов. Оставшиеся, то есть те, кто не смогли это сделать, должны представить ее таким образом, чтобы мы до 30 декабря выпустили индекс. Они должны ее представить до 1 декабря приблизительно.

– Как вы оцениваете наполнение ФГИС ЦС системы?

– Представим масштаб этой системы. Он огромен. У нас больше ста тысяч ресурсов в классификаторе строительных ресурсов, а еще 85 регионов. Вот если посчитать их все, то пока система заполнена на 12-13%. При этом по регионам эта цифра неравномерная – в экономически-активных субъектах она больше, может до 50% доходить.

В экономически неактивных регионах ситуация хуже.

– Правильно ли я понимаю, что от ее наполнение зависит дальнейшего развития реформы? Что, если она не будет наполнена, то переход на ресурсный метод не состоится?

– Нет, неправильно. Если предположить невозможное и нам не удастся довести сбор стоимости от производителей до конца, то мы ее наполним другими способами. Не существует вариантов, при которых мы эту задачу не выполним.

– Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, в тех методиках, которые отправили в регионы для подсчета индексов, существуют ли понижающие или повышающие коэффициенты, если работы осуществляются в природоохранных зонах, где ответственность другая? И если работа идет, например, рядом с радиоактивным могильником?

– Это не учитывается индексами. Такие особенности учитываются в сметах в виде набора работ или отдельных расценок, которые устанавливают тонкую дифференциацию. Индексы перечета сметной стоимости учитывают территориальную и отраслевую специфику, но не специфику каждого объекта.

Переход к индексу для каждого объекта, такая попытка была в нашей истории, называлось это «Индивидуальные индексы». Это очень плохо кончилось, в том числе уголовными делами. Вот отраслевую специфику, территориальную индексами можно учесть.

Источник: dom.iastr.ru

Нормативы для определения затрат при ресурсном методе. Ресурсный метод ценообразования: первые впечатления

МДС 81 — 35. 2004 выделяет следующие методы определения стоимости:

— На основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных об объектах-аналогах.

Более подробно следует остановиться на первых двух методах ценообразования, поскольку именно они чаще всего используются для определения стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Ресурсный метод ценообразования.

При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (или прогнозных) ценах стоимости затрат на строительство. При этом данные о количестве необходимых для производства работ ресурсов (трудозатраты рабочих, необходимое время работы машин и механизмов, потребное количество материалов) определяются на основании нормативов таблиц ГЭСН или проектных данных (пояснительные записки к проектам, проект организации строительства, проект производства работ). Стоимость каждого ресурса определяется по согласованным между заказчиком и подрядчиком справочнику, по прайс-листам, действующим и прогнозным тарифам. Другие затраты подрядчика (накладные расходы, сметная прибыль, прочие и лимитированные затраты) могут при использовании данного метода ценообразования определяться как по соответствующим нормативам, так и по согласованным расчетам.

Ресурсный способ ценообразования является достаточно трудоемким для сметчика, поскольку все способы определения количества ресурсов, их стоимость, калькуляции на отдельные затраты как правило проходят согласование между заказчиком и подрядчиком, однако именно данный метод ценообразования дает наиболее объективную картину стоимости работ на объекте. Вместе с этим следует учитывать, что при продолжительном строительстве стоимость ресурсов постоянно изменяется, и вот тут как раз и подходим к тому методу ценообразования который исключает эту проблему, а заодно и облегчает работу сметчикам и дает им возможность утраивать иногда перекуры на рабочем месте и в рабочее время.

Базисно-индексный метод ценообразования.

Здесь мы переходим к работе со сборниками ФЕР и ТЕР. Как вы помните они по сравнению ГЭСН содержат уже стоимостное выражение нормативных затрат на каждый вид работ, зафиксированное на уровне 2001 года.

Чтобы рассказать, почему именно цены 2001 года устроим небольшой экскурс в историю. Вообще в России первые опыт нормирования в строительстве относится к 1811-1812 годам и принято его начинать с Урочных реестров по части гражданского строительства и по военным работам.

Впоследствии данные нормативы неоднократно и разное время пересматривались, менялись как расценки, так и сами принципы нормирования и ценообразования в строительстве. Некоторые сметчики еще помнят (а иногда и используют) сметные нормативные нормы 1984 года, 1991 года, а автор статьи держал в руках сборник расценок 60-х годов, но так и не решился вынести его из архива, где ему, собственно говоря, и место.

Нужно ли было менять сметные нормативы? НЕПРЕМЕННО! С течением времени меняются технологии строительства, материалы, инструменты и механизмы.

Общий уровень развития техники влечет за собой изменение трудозатрат и многое, и многое, и многое… В итоге сейчас используется система сметных нормативов, разработанная в 2001-2004 годах и использующая как основу стоимость ресурсов по состоянию на 2001 год. Будет ли эта система меняться? Не только будет, но и меняется даже в настоящий момент.

Сборники ГЭСН (ФЕР, ТЕР) постоянно дополняются новыми видами работ и материалами, корректируются стоимости на момент 2001 года. В настоящий момент уже выпущены сборники ФЕР, ТЕР в редакции 2008 (2009, 2010) года, которые хоть и отражают уровень цен 2001 года, но иногда существенно отличаются от своих первоначальных редакций. Дальнейшее развитие системы сметных нормативов будь оно эволюционное или революционное, для нас, рядовых сметчиков, пока остается загадкой, но оно будет непременно и это, по мнению автора статьи, очень хорошо.

Итак, вернемся к нашим методам ценообразования. С помощью сборников ФЕР и ТЕР можно получить смету в ценах 2001 года. Дальше в соответствии с базисно-индексным методом полученную стоимость необходимо перевести в текущую цену путем умножения на индексы, действующие на текущий момент. Индексы рассчитываются центрами ценообразования или просто согласуются между заказчиком и подрядчиком. При этом есть два разных способа применения индексов:

Индекс к СМР. Это индекс к итогу сметы в ценах 2001 года. Такой способ индексирования чаще используется для укрупненных расчетов и инвестицтонных проектов, хотя зачастую такой способ индексирования используется в расчетах между заказчикоми подрядчиком.

Индексирование сметы по статьям затрат, раздельно применение индексов на заработную плату, механизмы, материалы. Данный способ индексирования по мнению автора статьи является более объективным и использование его для расчетов между заказчиком и подрядчиком является более предпочтительным.

Подробнее о первом и втором способе индексирования и особенностях их применения будет написано в разделе «Практика».

Ресурсно-индексный метод определения стоимости.

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве. То есть на каждый ресурс в базисной цене применяется свой индекс. Данный метод ценообразования встречается значительно реже чем первые два, в силу своей трудоемкости, но используется например при работе с базой ТСН г. Москва.

Ценообразование на основе укрупненных сметных нормативов в т.ч. банка данных об объектах-аналогах.

Данный метод предполагает значительные приближения, экстраполяцию и интерполяцию предшествующего опыта на будущую стоимость работы. Он практически никогда не используется для расчетов между заказчиком и подрядчиком, однако нашел свое применение в разработке инвестиционных программ, бизнес-планов и технико-экономических обоснований к проектам.

Ресурсный метод — это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации конкретного объекта (проекта). Калькулирование ведется на основе потребности в материалах, изделиях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсный метод позволяет производить стоимостные расчеты наиболее точно, однако реальная практика использования данного метода в строительстве выявила и ряд его существенных недостатков. При применении ресурсного метода возникает противоречие между обоснованным уровнем затрат и фактическим возмещением затрат подрядчика. Во много раз возрастает трудоемкость и объем сметной документации, что делает практически невозможным оперативное представление смет и расчетов в традиционном бумажном виде. Становится необходимым использование компьютеров и специальных программ, к чему наши строительные организации еще не готовы. Ресурсный метод требует анализа и регистрации всех ресурсов строительства, что является непосильным не только для подрядчиков и заказчиков, но и для региональных центров по ценообразованию в строительстве.

При ресурсном методе становится невозможным составление полноценной сметы на этапе проектирования, ввиду отсутствия, как у проектировщиков, так и у подрядчиков или заказчиков данных о стоимости ресурсов. В условиях постоянного изменения цен на ресурсы строительства требуется постоянный трудоемкий процесс пересчета ресурсной сметы. И последний, существенный недостаток рассматриваемого метода в том, что затрудняется контроль заказчиков за стоимостью строительства, так как и от них самих требуется создание соответствующих служб мониторинга цен.

Необходимо заметить, что развитие ресурсного метода вряд ли будет простым и требует серьезной подготовительной работы. В ближайшие годы можно будет перевести на приоритетное составление смет ресурсным методом отдельные виды строительства и комплексы работ, с небольшой номенклатурой ресурсов. Хорошие перспективы внедрения метода открываются и в рамках так называемого «корпоративного строительства», на что указывает положительный опыт ОАО «Газпром», министерства обороны, дорожного строительства. Ресурсный метод должен получить широкое развитие при текущем ремонте, реставрации и специализированном строительстве на региональном уровне, когда появляется возможность управления ценообразующими факторами через соответствующие административные службы.

Читайте также:  Проект производства работ на строительство здания пример

В июле текущего Казахстан перешел на ресурсный метод определения стоимости строительства. Назвать переход плановым можно с большим трудом. Необходимую документацию начали разрабатывать еще в 2011 г., а полностью перейти на новый метод планировалось уже в 2013 г. Однако, процесс растянулся еще на два с половиной года. Все это время специалисты не раз отмечали – отечественная стройиндустрия к переходу на ресурсный метод пока не готова, нужны существенные доработки.
Редакция сайт обратилась к президенту Республиканского союза инженеров-сметчиков Татьяне Пяртель с просьбой дать комментарии по вопросам, чем отличается новый метод от предыдущего, каковы его основные преимущества и недостатки и какие изменения ждут сметчиков?

— Татьяна Николаевна, расскажите о новом, ресурсном методе ценообразования. В чем смысл перехода на него?

Определение стоимости строительства по предыдущему, базисно-индексному методу, осуществляется с использованием индекса изменения месячного расчетного показателя (МРП). МРП – это условный показатель, ежегодно устанавливаемый бюджетным законодательством (с применением данного показателя определяются налоговые отчисления в бюджет, рассчитываются некоторые платежи). В результате применения такой системы на местах нередко возникала ситуация, когда стоимость строительства объектов, возводимых за счет государственных средств, либо постоянно корректировалась, либо отставала от действительности. Основная причина этого – постепенный рост расхождения значений МРП и реальной инфляции в экономике.

Стоимость, особенно крупного объекта, определенная к моменту начала строительства к завершению строительства по фактическим затратам увеличивается. Это расхождение цен на строительство, по-видимому, и было одной из весомых причин принятия решения о переходе строительства на новую методику расчетов. Переход на ресурсный метод определения стоимости строительной продукции подстегнул и внедряемые в строительстве инновации. В частности, речь идет о внедрении методов автоматизированного строительного проектирования на основе современных программных средств – BIM-технологий.

Крупные строительные компании Великобритании, Германии, США самостоятельно формируют свои корпоративные производственные нормы затрат ресурсов для определения стоимости строительства, решения внутрихозяйственных финансовых задач. В Казахстане пока нет такой практики. И наше государство, являясь одним из заказчиков строительства в рыночных условиях, и здесь, я хочу подчеркнуть, для своих инвесторских нужд, устанавливает нормы на трудозатраты, строительные машины и механизмы, ведет мониторинг цен на строительные ресурсы и утверждает методику определения стоимости строительной продукции.

Ресурсный метод уже не первый год используется в строительной отрасли стран Таможенного союза – России и Беларуси. Интеграция с этими государствами, развитие строительной отрасли не могли оставить Казахстан в стороне от процессов обновления методов нормирования.

Согласно приказу Министерства национальной экономики, с 1 июля текущего года во всех заключаемых договорах, связанных с разработкой проектно-сметной документации новых проектов, которые планируется финансировать за счет государственных средств и средств субъектов квазигосударственного сектора (национальных компаний), нужно учитывать норму, обязывающую проектные организации рассчитывать сметную документацию ресурсным методом. В случае если какие-либо договора были заключены ранее 1 июля текущего года, необходимо продолжить реализацию проекта по цене, определенной базисно-индексным методом.

Расчет стоимости проектно-изыскательских работ будет осуществляться ресурсным методом с 1 ноября 2015 г., определение расчетной стоимости технико-экономических обоснований проектов ресурсным методом – с 1 января 2016 г. Говорить об эффективности или первых впечатлениях от ресурсного метода ценообразования пока рано. На сегодняшний день было лишь несколько тестирований. И хотя в установленном законодательством порядке поручено обеспечить утверждение нормативных документов по ресурсному методу определения стоимости строительства в Республике Казахстан, нерешенных вопросов еще осталось много. И основные – где можно пройти курс обучение новому методу, изучить его нормативную базу и приобрести необходимую учебную литературу.

Кстати, о нормативной базе. Рядовые сметчики в недоумении – ранее стоимость баз данных входила в стоимость программного продукта – сметной программы. Теперь за базу данных по ценам на строительные ресурсы приходится платить еще и в КазНИИССА. Разве информация от государственного учреждения не должна предоставляться на бесплатной основе?

С этим вопросом Комитет по делам строительства и ЖКХ порекомендовал мне обратиться к разработчикам нормативной базы и программного обеспечения. Эти вопросы лучше задавать им.

— Появилась ли с введением нового метода возможность учитывать новые технологии и строительные материалы?

Определенные строительные технологии, стоимость стройматериалов, конструкций и техники уже внесены в базу данных. В планах дальнейшего продвижения ресурсного метода заложена необходимость и возможность пополнения базы новыми технологиями, материалами и техникой, прошедшими апробацию. Однако, возможность учитывать на стадии проектирования инновации, не предусмотрена. Проектировщики и строители уже передали разработчикам пожелания относительно этого вопроса. Вероятно, в будущем будет создан механизм, предусматривающий такую возможность.

— Станет ли легче вести подсчеты объемов работ?

Сам ресурсный метод не облегчает работы. Однако сейчас имеются специальные программы, способные упростить жизнь инженерам-сметчикам. Как мне поясняли разработчики, программа будет связана с проектной частью, и подсчет объемов будет производиться автоматически. Это существенное подспорье в работе сметчика. Но пока мы не будем уверены, что разработчики правильно заложили в программное обеспечение все параметры и методики по подсчету объемов работ, сметчикам все равно придется какие-то показатели перепроверять.

— Расскажите о преимуществах и недостатках ресурсного метода ценообразования.

Ресурсный метод ценообразования больше приближен к реальности за счет того, что в расчеты включены текущие цены. В нормативную базу данных добавлены новые технологии, стройматериалы оборудование, и т. д. Но сметчики от ресурсного метода ждали несколько иного. Мы предполагали, что он будет более точно отражать ситуацию в рыночной экономике.

Но разработчикам новой методики не удалось избежать негативных моментов, присущих прежней. Все ошибки, характерные для базисно-индексного метода, перекочевали в ресурсный метод. А ведь базисно-индексный метод был создан под советскую экономику. Но в Советском союзе была плановая экономика, цены были фиксированные.

Были типовые проекты, на которые можно было опираться. Все было запланировано на пятилетку, в том числе и поставка стройматериалов. Участники строительного процесса знали, что в год могут получить на строительство определенное количество металла, цемента, стекла и т. д., что в чем-то ограничивало стройку, но зато учитывало мощности производителей, которые благодаря такому планированию работали не сезонно, а с равномерной загрузкой.

Сегодня эта практика в прошлом. Прогресс не стоит на месте, рыночная экономика диктует нам другие условия. И хотя сейчас мы и планируем на будущее, закладываем бюджет на строительство объектов, но когда подходит время заключать договор, уже определена сумма, которая была запланирована три, четыре, а то и пять лет назад. А цены тем временем существенно изменились.

Я задавала вопрос европейским коллегам: «Как нам правильно заключать договора на строительство, если цены на стройматериалы в Казахстане постоянно меняются?». Они отвечают: «Так и у нас цены тоже меняются. И в Европе, и Америке, и во всем мире. Существует определенная форма договора, по которой конечная цена строительства корректируется в соответствии с тем как изменяется рынок».

— А у нас такой практики нет?

Некоторые инвесторы применяют такие виды договоров, однако с государственными объектами все сложнее. Если мы рассчитали в 2010 году, что строительство, например, школы, будет стоить столько-то, даже с учетом инфляционного индекса на время строительства, то сумма фиксируется, и в дальнейшем эту цену мы уже изменить не можем.

Пока прошел этап проектирования, согласования, пока прошел тендер, минуло один-два-три года. В итоге цены сильно выросли. А выделение дополнительных средств из бюджета не предусмотрено. После осуществления комплекса мер по контролю над уровнем инфляции со стороны государства и, как следствие, изменения курса национальной валюты, прогнозировать стоимость строительства стало сложнее. Проще сказать, механизма, который регулирует в строительстве цены, после неожиданного обвала курса тенге, так и не появилось.

— Резюмируя, в чем, по-вашему, основной недостаток ресурсного метода на данном этапе?

Ранее мы говорили о том, что базисно-индексный метод слишком статичный: зафиксированные расценки и конкретный индекс перехода к текущим ценам каждого года. Этот индекс базируется на месячном расчетном показателе. Мы не раз отмечали, что это не гибко и не учитывает всех движений рынка. Сметчики надеялись, что в новом методе этот недостаток устранят. Однако этого не произошло.

Сейчас строителям предлагают фиксированную стоимость материальных ресурсов. Правда, теперь она меняется раз в квартал. Но сметчики все равно привязаны к сборнику сметных цен, то есть – та же статика. Необходим научный подход. Необходим конструктивный диалог с разработчиками. Постепенно, благодаря усилиям НПП, НАСО такой диалог выстраивается.

И если прежде нас, практиков, исполнителей не слышали, то сейчас сдвиги в лучшую сторону очевидны.

Сколько времени понадобится инженерам-сметчикам, чтобы испытать ресурсный метод на деле и внести свои предложения по его улучшению?

Я считаю, если осуществить по этому методу хотя бы один проект от начала до конца, уже можно будет видеть, какие-то нестыковки и недоработки. А вот предсказать, за какой срок будут увидены все недостатки, – невозможно. Проекты разные, они различаются по сложности и назначению. Каждый может показать особенности применения норм, в зависимости от своей специфики.

А улучшения, изменения и дополнения во все времена происходили на всем протяжении работы любого метода. Одно понятно – первый год будет очень непростой.

Расскажите о вашей организации. Какие привилегии дает членство в Союзе инженеров сметчиков? Как вступить в Союз, сколько это стоит?

С момента основания Союза в 2006 году, мы не взимаем членские взносы. Вступление в организацию абсолютно бесплатное, а участниками мы считаем всех, кто обучался в Школе сметчиков или участвовал в наших семинарах. Инженеры-сметчики, которые к нам обращались, знают, что мы можем помочь разобрать какие-то ситуации по применению расценок или во взаимоотношениях между подрядчиком и заказчиком, с вопросами по трудоустройству (поиску кадров или поиску работы). Сметчики народ занятой, и в сети порой просто не найти ответов на интересующие многих вопросы. Но для этого существует наша организация, и мы даем профессионалам возможность общаться друг с другом во время обучения в Школе сметчиков или на семинарах повышения квалификации, а также в блоге нашего сообщества и на форуме сайта.

Нашей гордостью является Школа сметчиков. Здесь люди получают понимание того, что должен уметь делать сметчик. Обучающиеся получают знания по полной программе сметчика-универсала и уже после выбирают себе одно направление, по которому хотят далее продвигаться (электрика, автоматика, общие строительные работы и т. д.) до совершенства.

В нашей школе нет теоретиков, преподают лишь практики, прошедшие строгий отбор. Необходимо ведь не только иметь знания, опыт и практику применения знаний, но еще и уметь донести эти знания будущим специалистам. Универсальных специалистов-сметчиков не так много. Уверена, что нужно начать с изучения одной области, а потом постепенно присоединять к ней другие. Тогда и только тогда вы станете востребованным профессионалом.

Зачастую бизнесмены ищут себе сотрудников именно через нашу организацию. Среди наших выпускников есть очень достойные претенденты, а в сообществе сметчиков состоит более 800 человек. И приятно сознавать, что нашими силами удается не только поддерживать грамотных специалистов, но и передавать опыт начинающим сметчикам, как это когда-то сделали и мои первые учителя.

Источник: angaraleshoz.ru

Рейтинг
Загрузка ...