Методы строительства в 19 веке

Архитектура XIX века в России: общая характеристика

Созданные в XIX веке сооружения Российской империи составляют исключительно ценное и уникальное архитектурное наследие общенационального масштаба. Именно в этом столетии создаются неповторимые памятники зодчества, среди которых множество наиболее известных сооружений России.

Здания эпохи отличаются своим новаторским подходом и необычностью вида.

Довольно активно используется в конструкциях строений стекло и металл. В этот период впервые начинают использовать бетон, а архитекторы обращаются к новым типам зданий, которые, прежде всего, нужны в силу выполняемых функций:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • железнодорожные вокзалы;
  • большие магазины;
  • фабрики;
  • заводы.

Основные стили и направления

Первая половина XIX века

Развитие архитектуры в Российской империи первой половины XIX века проходило под знаменем победы против Наполеона в 1812 году, которая вызвала в обществе всплеск патриотизма и гордости за страну.

Усадьба Колосово-Чертковых. Технологии строительства 19 века.

Новые здания и сооружения должны были показывать мощь страны-победительницы и стать символами твердости монархической власти, олицетворением торжества государственности. При этом присутствовала острая необходимость реконструкций и обновления разрушенных войной городов, уничтоженных зданий. Потому архитектурное строительство сосредотачивается в рамках общего градостроительства, где особое место внимание отводится общественным зданиям (храмы почти не строятся).

В страну приглашают много строителей и архитекторов с Европы. В целом развитие зодчества осуществляется в рамках такого художественного направления как «Александровский классицизм» (в силу покровительства императора Александра І).

Художественна ориентация была направлена на греческо-римскую античность, с ее гармонией золотого сечения, ордерами, геометрической ориентацией. Особо часто архитекторы обращаются к укрупнению колоннад, используют арки, подчеркивают мощь стен. Многие элементы строений приобретать отчетливую мощь и монументальность.

В этот период отстраивают Москву после пожара, заканчивается строительство Сенатской и Дворцовой площадей в Санкт-Петербурге.

Ампир — стиль королей

Ампир — стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I.

Ампир рассматривается как более позднее явление классицизма (его «последний вздох»), эстетика которого (классицизма) окончательно теряет влияние в 30-х годах.

Стиль был завезен из Франции в рамках тогдашней моды на все французское. Однако, ампир значительно переосмыслили в империи, что позволило ему стать самодостаточным и уникальным художественным феноменом.

Стиль называют «королевским» или «императорским» в силу своей пышности, торжественности и величия. При этом знания не выглядят вычурно, поскольку им присуща ориентация на строгость форм и сдержанность.

Технология строительства в 19 веке

  • дорийского ордера колонн;
  • орлов;
  • стрел;
  • лап львов;
  • римских щитов.

Ампир разделяют на два направления:

  1. Столичное воплотило в себе наиболее яркие черты «Александровского классицизма», затронуло многие официальные и общественные строения Петербурга.
  2. Провинциальное же определяло декор монументов, памятников, и нередко частных сооружений.
  1. А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге, дом Государственного казначейства).
  2. Ф.И. Тома де Томон (Главное адмиралтейство в Петербурге).
  3. А.Д. Захаров (Биржа на Васильевском острове, старый оперный театр Одессы, Монумент Славы в Полтаве (в честь столетия Полтавской битвы)).
  4. К.И. Росси (окончательный вид Сенатской площади Петербурга со зданиями Сената и Синода, Александрийская площадь и одноименный театр, арка Генерального штаба в Петербурге, реконструкция Аничкова дворца).
  5. В.П. Стасов (Нарвские ворота, Спасо-Преображенский собор).
  6. О. Бове (реконструкция Красной площади и Торговых рядов, строительство Манежа, Большого театра, Триумфальные ворота).
  7. Д. Жилярди (Опекунский совет в Москве, усадьба Кузьминки).
Читайте также:  Как считать гранд смету на строительство

Вторая половина XIX века

Вторая половина столетия была ознаменована значительным социально-политическим поворотом и общими изменениями общества, которые существенно повлияли на трансформацию художественной ориентации.

Зодческое искусство пребывает в относительном застое, без развития новых художественных идей. Строительство медленно теряет свою ориентацию на монументальность и величие. Особенно активно строят храмы.

Возрождение древнерусского и византийского стиля

Одним из характерных художественных явлений периода является возрождения древнерусского стиля. Также нередко архитекторы осуществляли возврат к формам византийского стиля (неовизантизм), которые наиболее заметны в строениях православных храмов.

Наиболее заметным «возвратом» стало использование декоративных форм XVI века (крыльца, кокошники, шатры), интерес к малой кирпичной орнаментике. Родоначальником русско-византийского архитектурного стиля стал К.А. Тон. В строении Кремлевского дворца, к примеру, можно увидеть подражании Теремному дворцу с его характерными окнами (резные наличники с аркой).

Последователями архитектора стали А.И. Резанов, А.М. Горностаев и другие.

Развитие идей народничества вдохновили зодчих на обращение к народному творчеству и культуре, а также возродили интерес к образцам строительства XVI-XVII веков.

Неовизантийский стиль ориентировался на архитектуру Византии периода VI-VIII веков. Показательный образец (идейный ориентир) — базиличное строение храма Святой Софии в Константинополе. Стилю характерно возвращение к крестово-купольному строению в его пятиглавной разновидности. Купола характерной приземистой формы находятся на низких баранах с рядом окон.

Один купол зачастую намного больше остальных. Показательные здания: Казанская церковь Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург), Никольский собор (Кронштадт).

Большинство сооружений того времени не были выполнены исключительно как подражание старорусскому стилю, они скорее имели некоторые характерные вкрапления во внешней отделке и виде. Потому, возрождение древнерусского стиля можно рассматривать как часть более широко художественного направления — эклектики.

Эклектика

Эклектика — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем.

Она зарождается еще в 30-х годах XIX века. Ее появление можно обосновать желанием художников отойти от строгости классицизма, обрести большую творческую свободу. Эклектика стала своеобразным смешением разных стилей. Такой подход выражался как подраж ание архитекторов предыдущим эпохам, как художественная ностальгия.

Существуют споры относительно хронологии развития стиля и названия его этапов. Довольно часто по отношению к эклектике используют термины «историзм» или «романтизм».

В общем плане, история искусства выделяет два этапа русского эклектизма:

  1. Николаевский (до отмены крепостного права): интерес к готике, барокко, рококо.
  2. Александровский (после отмены крепостного права): начало развития модернового стиля с его изящностью и новаторством использования геометрических форм.

Характерные черты зданий:

  1. Обилие внешней отделки.
  2. Обилие лепнины.
  3. Внимание к численным мелким деталям декора крупных фасадов.
  4. Вольность выбора и размещения художественных мотивов.
  5. Интерес к эстетической составляющей, а не к функциональной.

Конец XIX знаменуется развитием «псевдорусского» стиля, который в начале ХХ века трансформируется в «неорусский».

Источник: wiki.fenix.help

В царское время строили дома на века, почему здания XIX века такие прочные

Прочность зданий напрямую зависит от фундамента, массы перекрытия, толщины стен и качества скрепляющего раствора.

Нередко можно встретить здания, построенные в современной России, но уже потрескавшиеся. Узнаем, почему царские дома до сих пор стоял невредимые, и какова разница между ними и нынешними зданиями.

Во-первых, до революции в строительстве использовался раствор для кладки, не на основе цемента, а на основе извести.

Во-вторых, кирпич в царские времена был более качественным. Многие нынешние производители в целях удешевления производства делают добавки в состав кирпичей, чтобы удешевить производство.

Читайте также:  Квартира на этапе строительства отзывы

В-третьих, для прочности кирпичной стене нужен стойкий цоколь и фундамент, залитый или возведенный с соблюдением норм. Цоколь обязательно стоит строить из более прочных стройматериалов, чем стены.

До революции в качестве цоколя применялся природный камень. Теперь же цоколь делают из тех же кирпичей, что считается техническим нарушением.

Кроме того цоколь необходимо делать в 1,5 раза более широким, чем стены. Также минимальной высотой цоколя, согласно нормам, считается отметка в 70 сантиметров.

Источник: www.autoparus.by

Архитектура и строительная техника в XIX и начале XX века

[. ] В наших социалистических условиях основой архитектуры является современная научно-техническая строительная база.

В продолжение тысяч лет памятники архитектуры были каменные. Уже на пороге новейших завоеваний науки и техники такие теоретики, как Суффло и Рен *, дали последнее смелое решение своих сооружений в камне, использовав те научные данные по статике сооружений, которые имелись на тот день.

* Жак Жермен Суффло (1709—1780) — французский архитектор. Кристофер Рен (1632—1723) — английский архитектор.

Однако колоссальные сдвиги в области конструкций (железо и железобетон) за XIX век мало изменили лицо архитектуры — большинство архитекторов осталось в каменном веке Суффло и Рена и мыслят их образами. Все завоевания техники большинством архитекторов не освоены.

Мы изучаем наследие прошлого, прекрасного искусства классики и Возрождения, но мы забываем об изучении ближнего прошлого XIX века, за который человечество на пути прогресса сделало больше, чем за всю свою историю.

Если на всем XIX веке беспомощность и растерянность архитектора отразились в уродливых каменных масках эклектизма, то теперь пора с этим покончить. Архитектору теперь недостаточно знать только элементарные основы статики, которые знал еще Ронделе * сто лет назад.

В течение всего XIX века имел место глубокий разрыв между индустриальным способом производства и художественным творчеством. Насколько совершенны были технические достижения, настолько же несовершенно было архитектурное оформление. Нам необходимо решить эту вторую задачу, осуществив то единство техники и искусства, которое так настойчиво искали Земпер, Лабруст, Шинкель, Перре и Бодо *. Мы, знакомые с железом уже сто лет и с железобетоном тридцать пять лет, можем и должны решить эту основную проблему архитектуры. Решения, даваемые железом и железобетоном в сводах, оболочках, куполах, рамных и консольных решениях, должны придать художественный смысл этим сухим, логическим инженерным конструкциям.

* Готфрид Земпер (1803—1879) — немецкий архитектор и теоретик; Анри Лабруст (1801—1875) — французский архитектор; Карл Фридрих Шинкель (1781—1841) — немецкий архитектор.

Пора использовать конструкцию не только для узкотехнических целей, но и связать ее с архитектоникой здания, с членением его масс. Для железных и железобетонных конструкций надо найти новые законы ритма, пропорций, других отношений диаметра колонн и пролета архитрава к высоте колонн. Нельзя новому диктовать законы старого. Пора дать художественную выразительность отдельным деталям (частям) и формам целой инженерной конструкции. Решетка железных ферм, стандартные профили прокатного железа (таврики, уголки и пр.), узловые сопряжения косынками, а также общая форма железного покрытия с целой сетью пересекающихся стержней воспринимались архитекторами как обязательные объекты для архитектурной обработки.

Основные типичные элементы железных и железобетонных конструкций казались архитекторам до последнего времени неизменными, научно оправданными решениями, хотя и безобразными. Но ведь начальные этапы развития инженерных конструкций уже пройдены, Эти конструкции в настоящее время имеют богатый ассортимент решений, поддающихся высокому архитектурному оформлению. Железные и железобетонные жесткие рамы со сплошной стенкой могут получить любые очертания. Целый ряд сварных безраскосных конструкций (развитие системы Виранделя *) с гнутыми и ломаными поясами дают совершенно новые очертания. Вместо стандартных стержней архитектор может выбрать при сварке трубчатые, коробчатые профили и вообще принять участие в выработке новых специальных профилей для сварных конструкций.

Читайте также:  Форма договора на участие строительстве

* Вирандель — французский инженер, изобретатель системы конструкций железобетонных ферм без подкосов.

Наступила, наконец, последняя стадия развития железных конструкций, когда архитектор должен принять непосредственное участие в их художественном оформлении. В 1900 году, когда инженер Вирандель писал об эстетике железных конструкций, эта задача еще не могла быть решена. Сейчас выпущена книга профессором инженером Стрелецким «Новые идеи металлических конструкций», в которой выдвинуты вновь вопросы эстетики.

Ждет оформления и железобетон. Влияние архитектора здесь должно быть еще сильнее, так как конструкция менее связана с заводским процессом изготовления и не стеснена жесткими стандартами сечений. [. ]

[. ] Это большая творческая работа комплексного характера. Архитектор и инженер должны тут близко подойти друг к другу. Работать архитектору с инженером, воспитанным только на чисто инженерных дисциплинах, невозможно; ждать в этом случае не только совместного творчества, но даже взаимного понимания — не приходится. Необходимо подготовить специальные кадры инженеров по архитектурным конструкциям с общей архитектурной теоретической подготовкой по истории архитектуры и основам архитектурной композиции. Эти инженеры должны воспитываться в стенах архитектурного втуза и участвовать в комплексной дипломной работе имеете с дипломантами-архитекторами.

Реальные задачи по проектированию особых зданий со сложными инженерными конструкциями должны решаться на конкурсах и в мастерских комплексно с инженерами — специалистами по архитектурным конструкциям.

Бурное развитие науки, техники и искусства в СССР создает все условия для преодоления архитектурного распада XIX века и построения новой высокосовершенной архитектуры.

Источник: theory.totalarch.com

Рейтинг
Загрузка ...