Мы разработали новую схему Московского метро, которая показывает транспортную систему через десять лет.
В городе заработают три новых диаметра , откроются две сквозные радиальные линии и замкнётся Большая кольцевая линия .
Новый этап дизайна схемы
Дизайн схем метро менялся вместе с развитием метрополитена.
Долгие годы в основе графики схемы лежала логика «кольцо и радиусы»: центр с пересадками внутри Кольцевой линии и расходящиеся от неё линии-радиусы, которые за границей кольца упрощались до списка станций.
С 2010-х годов станции метро стали активно строиться за пределами центра. В систему метрополитена вошли наземные железнодорожные линии. Усложнение транспортной сети потребовало поиска принципиально новых решений для схемы, поскольку текущая версия перестала отражать реальную географию города.
Обзор перспективной схемы метро Санкт-Петербурга.
История схем метро
Когда линий метро было немного, схему рисовали географично, показывая изгибы тоннелей. Это позволяло легко выстраивать связь между новым транспортным сервисом и картой города.
Источник фото: n-metro.ru (Общество коллекционеров «Наше Метро»)
Конечные станции всё больше отдалялись от центра, и от географичного отображения линий стали отказываться. Для упрощения графики линии выпрямили.
Источник фото: n-metro.ru (Общество коллекционеров «Наше Метро»)
Метро подходило всё ближе к МКАД, и за пределами кольца на линиях стали формироваться длинные списки станций. Чтобы сделать списки более компактными, их располагали строго вертикально.
Источник фото: transphoto.org (Городской электротранспорт)
Дизайнеры сделали попытку отобразить линии метро более географично. Из-за произвольных наклонов такая схема выглядела «сломанной» и использовалась недолго.
Источник фото: n-metro.ru (Общество коллекционеров «Наше Метро»)
Линии построили по сетке с углом 45°. Параллели линий сделали композицию схемы более гармоничной, но осталась проблема баланса пустых и нагруженных участков.
Источник фото: http://oldsamara.samgtu.ru (Самара в открытках и фотографиях)
В поисках баланса дизайнеры переверстали центр схемы и вернули вертикальные списки станций. Схема стала равномерно заполнять пространство листа.
Источник фото: n-metro.ru (Общество коллекционеров «Наше Метро»)
В 2013 году прошёл открытый конкурс на дизайн схемы метро. Москвичи выбрали схему Студии Лебедева. Обновление схемы на тот момент было глобальным, и графические решения получили развитие в транспортном дизайне Москвы.
Источник фото: artlebedev.ru (Студия Артемия Лебедева)
С открытием МЦК и МЦД схема вновь потеряла визуальный баланс. Из-за двух кругов — МЦК и Кольцевой линии — появились пустоты и перегруженные участки.
Источник фото: mcd.mosmetro.ru (Официальный сайт МЦД)
Будущее метро Санкт-Петербурга. Строительство новых станций
География города
Схема метро 2030 показывает транспортную систему города географично.
Линии выходят за границы МКАД и идут к подмосковным городам, поэтому МКАД стал важным акцентом схемы — это граница основной части города. Контур МКАД помогает проще ориентироваться по схеме и рассчитывать время поездки.
Рисунок реальной географии линий выглядит как клубок ниток, в котором очень сложно разобраться. В схеме мы расплели все сложные пересечения в центральной части города и схематично изобразили изгибы линий на окраинах. Такой подход, с одной стороны, помогает разобраться в очень сложной транспортной системе, с другой — позволяет лучше ориентироваться и сопоставлять карту города со схемой.
Кольца теперь не круглые? Почему?
Кольцо — привычная форма для схемы Московского метро. Москва развивается в логике колец — Бульварного, Садового, МКАД и Кольцевой линии метро.
МЦК и Большая кольцевая линия не вписываются в привычную московскую логику. Два новых кольца смещены относительно центра города и пересекают друг друга. В этом и скрывается основная сложность разработки новой схемы.
Кольцевая линия — это, в первую очередь, замкнутый пересадочный контур. Он может быть любой формы. Например, на лондонской схеме метро кольцевая линия (Circle line) своей формой напоминает бутылку, и эта форма хорошо запоминается.
Во время разработки схемы мы проработали множество вариантов для новых кольцевых.
География кольцевых линий Кольцевые на официальной схеме 2021 года Круглые кольцевые Фигуры на основе концентрических окружностей Многоугольники, сетка 45° Многоугольники, сетка 60°
При выборе формы мы учитывали три требования. Схема должна быть: равномерной (без пустот и плотных мест), удобной в использовании и узнаваемой за счёт формы кольцевых.
Мы оставили круглой историческую Кольцевую линию , но новая кольцевая и стали шестиугольной формы. Такой подход позволил лучше всего учесть перспективу дальнейшего развития метро. Шестиугольники стали основой для применения редкой, но графически элегантной сетки с шагом угла в 60°.
Новая сетка в 60°
Графическая сетка — это невидимые направляющие, по которым строится рисунок. Они формируют композицию.
С 80-х годов в официальной схеме Московского метро используется сетка в 45° — это самый популярный приём в дизайне схем во всём мире. В 1931 году Гарри Бек спроектировал для Лондона первую схему с сеткой 45°. С тех пор этот принцип формирования сеток для транспортных схем стал стандартом.
Для новой схемы метро мы использовали совершенно новый подход к сетке. Вместо четырёх осей под 45°, формирующих рисунок схемы, мы используем только три оси под 60°. Такая сетка позволяет сформировать элегантные и приятные глазу изгибы линий.
Источник metromap.moscowСхема метро Москвы: план развития до 2025, 2030 и 2035 года
Развитие Москвы, расширение её границ тесно взаимосвязано с обеспечением транспортной доступности, строительством новых станций метро. Жители подмосковья получат возможность быстро добираться на работу без пробок.
Посмотрим, как выглядят схемы развития метро Москвы до 2025, 2030, 2035 года.
Московское метро: что уже сделано на 2022 год
При мэре С.С. Собянине активно начало развиваться метро Москвы. С 2011 года построено 118 километров линий и 54 километра МЦК, открыто 57 станций метро и 31 станция МЦК.
Доступ к московскому метро получили люди, живущие в Новой Москве и Подмосковье.
Построено и запущено Московское Центральное Кольцо
МЦК функционирует с конца 2016 года, проходит по 26 районам Москвы. Это уникальный проект, в котором участвуют РЖД и Московский Метрополитен. Поезда ласточки впервые стали обслуживать городское сообщение.
Всего на МЦК 31 станция, с которых можно пересесть на наземный общественный транспорт или подземную станцию метро. Создано 5 пересадок между МЦК и радиальными направлениями железных дорог.
Функционирует несколько участков Большой Кольцевой линии
Первый участок БКЛ был открыт в феврале 2018 года. В рамках Большой Кольцевой линии функционировали 8 станций от «Делового центра» до «Мнёвники».
Станции «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская» пока работают в составе розовой Некрасовской ветки.
В декабре 2021 года открыли ещё 10 новых станций БКЛ от «Мнёвники» до станции «Каховская». Введены западный, юго-западный и южный участки Большой Кольцевой Линии, функционируют 22 из 31 станции.
Появились новые ветки метро
- Солнцевская жёлтая линия метро (8А) появилась в 2014 году. Проходит она по Центральному, Западному, Новомосковскому округам. Станции открываются поэтапно. Сейчас функционируют 12 станций. Построено электродепо «Солнцево» для обслуживания поездов этой ветки.
- Некрасовская розовая ветка (15) появилась в 2019 году, второй участок открылся в 2020. Она проходит по районам Некрасовка, Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский, Нижегородский, Лефортово, Басманный, Соколиная Гора. Сейчас в составе линии функционируют 11 станций метро. 3 из них, «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская», включены в эту ветку временно. В будущем они станут частью БКЛ. Для обслуживания построено электродепо «Руднево».
- Бутовская ветка (12) открыта в 2014 году. Проходит через территорию районов Северное Бутово (ЮЗАО), Чертаново Южное (ЮАО), Ясенево (ЮЗАО), включает 7 станций метро.
Московские Центральные Диаметры D1 и D2
МЦД – это новый транспорт, представляющий собой наземное метро. Функционируют МЦД-1, соединяющий Одинцово и Лобню и МЦД-2, связывающий Нахабино и Подольск. Открыты они в 2019 году.
По диаметрам курсируют новые поезда «Иволги», пересекающие всю Москву. Люди, живущие в Подмосковье, могут добраться до работы, заплатив стоимость поездки в метро.
Диаметры D1 и D2 включают 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро, МЦК (бесплатно в течение 90 минут) или другие железнодорожные направления.
Схема развития метро до 2025 года
Схема развития метро до 2025 года: | Что должно быть сделано: |
Продление Солнцевской линии (8А) от станции «Рассказовка» до аэропорта «Внуково». | Обеспечит доступ к аэропорту через метро без автобусов, маршруток или такси. Строительство должно завершиться до 2023 года. |
Люблинско-Дмитровская салатовая ветка (10) дойдёт до посёлка «Северный». | К 2023 году планируют открыть 3 станции: «Яхромская», «Лианозово», «Физтех». В перспективе на базе «Лианозово» планируется построить ТПУ на пригородные поезда Савёловского направления. |
Красная Сокольническая линия будет продлена на юге до станции «Новомосковская» («Потапово») до 2024 года. | |
Строительство новой радиальной линии метро Троицкая (16). | Всего на Троицкой ветке будет 17 станций, от ЗИЛа до Новой Москвы. |
До 2025 года планируется ввести в эксплуатацию первый участок от ЗИЛа до Коммунарки, 11 станций.
Построят 42 станции, на 14 из которых будет доступен переход на станции МЦК, метро или пригородные поезда.
МЦД-3 должен улучшить транспортную доступность 24 районов Москвы.
МЦД-4 получит название «Киевско-Горьковский». Это 39 станций, с 18 из которых можно пересесть на МЦК, метро, пригородные железнодорожные направления. Длина диаметра – 86 километров.
Диаметры должны появиться до 2025 года, но срок реализации этих проектов может быть перенесён.
Она сделает возможной пересадку со станции «Достоевская» Люблинско-Дмитровской ветки на кольцевую.
Планирование станции было утверждено ещё в 2012 году, в 2019 году решено возобновить строительство.
Появится возможность пересесть:
- с 19 станций на другие ветки метро;
- с 4 станций на МЦК;
- с 6 станций на МЦД;
- с 11 станций на железнодорожные линии.
Предполагается, что строительство Большой Кольцевой Линии завершится к концу 2022 года.
Схема метро Москвы. Скачано с сайта stroi.mos.ru
Планы развития метро Москвы до 2030 года
- Строительство Рублёво-Архангельской линии метро.Рублёво-Архангельская ветка метро будет строиться в 2 этапа, пройдёт по северо-западу Москвы. Сначала построят 6 станций, от метро «Шелепиха» БКЛ до «Липовой рощи» в Московской области вдоль МКАДа. Затем появятся ещё 2 станции «Рублёво-Архангельское» и «Ильинская». Строительство начнётся в 2023 году.
- Продление Троицкой ветки, открытие 2 участка до Новой Москвы.Троицкую ветку продлят от Коммунарки до Троицка. Появятся ещё 6 станций, сократится время в пути от Новой Москвы до центра города. Ожидаемый срок реализации – 2026 год.
- Строительство Бирюлёвской линии метро.Новая ветка соединит станции «ЗИЛ» с «Бирюлёво». Пока будет построено 10 станций, которые пройдут по 7 районам: Даниловский, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Печатники, Царицыно, Восточное и Западное Бирюлёво. Сейчас утверждён проект планировки 1 части Бирюлёвской линии.
Схема метро Москвы 2035
Схема метро Москвы на 2035 год пока не утверждена.
Очень вероятно, что на ней появятся:
- МЦД-5.Пятый Московский Центральный Диаметр «Ярославско-Павелецкий» должен соединить Пушкино и Домодедово. Пока планируется 33 станции, на 8 из них будет возможность пересадки на метро, МЦК и электрички. Проект может быть изменён.
- Продление Бирюлевской линии до станции «Деловой центр» и соединение с Рублёво-Архангельской веткой.Появится новый диаметр, много вариантов маршрутов. Проектирование соединения пока не ведётся.
- Продление Бирюлевской линии в Щербинку Новой Москвы.
- Соединение Калининской и Солнцевской веток.Соединение это будет самым технически сложным. Прорабатываются проекты, должны появиться 3 станции, соединяющие «Деловой Центр» и «Третьяковская». Решение о строительстве пока не принято.
- Открытие станции «Челобитьево» оранжевой ветки на севере.Ещё не решено, будет ли построена станция в Мытищах, хотя жители города очень ждут её открытия.
Заключение
Схема метро Москвы постоянно изменяется, строятся новые станции и линий. Уже сейчас необходимо использовать программы для оптимального выбора маршрута и расчёта времени в пути.
Источник visasam.ruСтанции метро, которые построят в Москве к 2024 году. Инфографика
В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метрополитена. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять новых станций.
Как будут выглядеть новые станции столичного метрополитена — в фотогалерее.
Метро-2021
В 2021 и 2022 годах в Москве сосредоточатся на строительстве станций Большой кольцевой линии (БКЛ). Замкнуть кольцо планируется в 2022 году. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией, многие из которых дублируют уже существующие станции радиальных линий.
В 2021 году запланировано построить девять станций БКЛ: «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Зюзино», «Калужская», «Улица Новаторов», «Терехово», «Кунцевская».
Метро-2022
В 2022 году запланировано построить восемь станций БКЛ: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща».
Метро-2023
После завершения строительства БКЛ Москва продолжит расширять радиальные линии метро. Планируется открыть новый участок Калининско-Солнцевской линии до «Внуково», а также участок от «Селигерской» до «Физтеха».
В 2023 году будет построено девять станций: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех» и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии, «Новомосковская» Сокольнической линии, «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии, две станции Коммунарской линии — «Коммунарка» и «Бачуринская».
Весной 2020 года компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро в Москве тоннелепроходческих механизированных комплексов (23 штуки).
Источник realty.rbc.ruПоследние новости
Миниатюры рыб украсили вестибюль станции БКЛ метро «Нагатинский Затон».
Описание
С 2011 года протяженность московского метро выросла в 1,5 раза. Построено 197,5 км новых линий, 100 станций и 11 электродепо.
Схема линий московского
метро и МЦД с 1935 по 2027* годы
Развитие
метро Москвы
Арбатско-Покровская линия
Некрасовская линия
Большая кольцевая линия
Люблинско-Дмитровская линия
Сокольническая линия
Троицкая (Коммунарская) линия
Калининско-Солнцевская линия
Рублёво-Архангельская
Бирюлевская линия метро
Большая кольцевая линия метро
Каховская линия метро
Люблинско-Дмитровская линия метро
Калининско-Солнцевская линия метро дойдет до аэропорта Внуково
Рублево-Архангельская линия метро
Некрасовская линия метро
Станции метро в Новой Москве
Троицкая (Коммунарская) линия метро
* Сроки сдачи, посадка, технические характеристики, название и оформление станций могут быть изменены.
Программа развития метрополитена реализуется в столице согласно постановлению правительства Москвы от 4 мая 2012 г. N 194-ПП «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства московского метрополитена в 2012 — 2020 гг.» (в ходе работ в документ могут быть внесены изменения).
Другие материалы по теме
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Источник stroi.mos.ru