Многофункциональные центры имеются в каждом крупном городе. Иногда люди нуждаются в услугах, находясь в другом городе, поэтому не могут обратиться в организацию по месту прописки. Поэтому возникает вопрос, можно ли обратиться в любой МФЦ.
Правовое регулирование
Создание МФЦ предназначалось для формирования организации, в которой каждый гражданин сможет получить многочисленные услуги. Поэтому не приходится посещать сразу несколько организаций или платить деньги за услуги посредников. Все действия, связанные с пересылкой документов или согласованием между ведомствами, выполняются работниками МФЦ.
Внимание! МФЦ предлагают различные услуги, к которым относится оформление паспорта или регистрация по месту жительства, причем для этого не придется общаться с чиновниками или обращаться в паспортный стол.
Единый бренд для таких центров был подготовлен в мае 2014 года. Работа организаций регулируется несколькими нормативными актами:
- ПП № 796, на основании которого проводятся мероприятия, призванные улучшить качество предоставления государственных услуг;
- ФЗ № 210, в котором перечисляются правила работы организации, права и обязанности работников, нюансы взаимодействия с государственными ведомостями и особенности использования информационных систем.
Внимание! Деятельность многофункциональных центров осуществляется на основании специальных соглашений, по которым специалисты организации взаимодействуют с внебюджетными фондами, государственными ведомствами и иными учреждениями.
МФЦ — разрешение на строительство
Цели и принципы МФЦ
К основным принципам и нюансам функционирования МФЦ относится:
- прием заявлений и иных документов от граждан;
- представление интересов людей во время взаимодействия с муниципальными или государственными организациями;
- информирование граждан об услугах, которые оказываются в центрах;
- взаимодействие с органами власти и учреждениями, являющимися государственными или муниципальными;
- выдача бумаг в установленные сроки;
- прием и обработка сведений, поступающих от заявителей или государственных органов.
На основании рекомендаций Минэкономразвития в некоторых отделениях предлагаются нотариальные, юридические, банковские и копировальные услуги. Люди могут пользоваться услугами местной связи, а также получать доступ к порталу ЕПГУ и справочным системам.
Можно ли обратиться в МФЦ не по месту регистрации
На основании положений ФЗ № 384 и ПП № 1500 с 2018 года все граждане могут обращаться в центры независимо от места своей регистрации. Поэтому даже если человек находится в другом регионе по работе или личным вопросам, то он может прийти в МФЦ для получения какой-либо услуги или иных целей.
Новыми изменениями в законах устанавливается принцип экстерриториального обслуживания. Поэтому сотрудники организаций не спрашивают у заявителей о месте прописки. Для получения услуги достаточно обладать паспортом и другими бумагами, необходимыми для решения какого-либо вопроса.
Услуги МФЦ
При обращении в эти организации можно направлять запросы в учреждения, к которым относится Минфин, ФНС, Росреестр, таможенная служба, Минюст, МВД, ПФ, Роспотребнадзор, ФСПП, ФСС или Роструд.
К наиболее востребованным услугам относится:
- получение св-ва о регистрации или расторжении брака;
- подача документации для оформления паспорта;
- получение загранпаспорта;
- оформление охотничьего билета;
- регистрация или снятие с учета по определенному адресу;
- миграционный учет иностранцев;
- замена или оформление водительских прав;
- регистрация ИП или фирмы;
- постановка на учет авто;
- получение СНИЛС или ИНН;
- запрос выписки из Росреестра;
- регистрация права на недвижимость;
- оформление льгот или пособий.
Внимание! МФЦ не обладают какими-либо уникальными ведомственными полномочиями, но они занимаются быстрой приемкой документов, обработкой информации и взаимодействием с другими учреждениями.
В каждом центре применяются уникальные ведомственные полномочия, направленные на ускорение обработки документов и приема граждан. Хотя при обращении в эти организации немного увеличивается время получения государственной услуги, но не приходится стоять в очереди или тратить усилия на посещение нескольких учреждения.
Услуги только по месту прописки
Какие же услуги можно получить исключительно по месту прописки. Это относится к оформлению региональных послаблений или льгот. Они назначаются местной администрацией, поэтому получить их можно исключительно в регионе проживания.
Если гражданин временно зарегистрирован в столице, хотя прописан в Санкт-Петербурге, то для получения регионального пособия на ребенка приходится ехать домой. Это же относится к получению пособия по безработице или иным аналогичным услугам.
Правила обращения не по месту прописки
Если гражданин желает обратиться в МФЦ не по месту регистрации, то целесообразно заранее записаться на прием. Процедура выполняется тремя способами:
- запись через интернет на сайте организации;
- по телефону;
- через терминал, располагающийся в организации.
Внимание! Благодаря предварительной записи можно прийти к назначенному времени, не ожидая своей очереди.
Территориальные и экстерриториальные органы
Возможность использования услуг МФЦ в любом регионе зависит от запрашиваемой государственной услуги и получаемых документов. Например, если нужно получить маткапитал или пособие по безработице, то приходится обращаться в отделение МФЦ по месту прописки. Это же относится к постановке ребенка в очередь в детский сад или при оформлении пособия на малыша.
Если же нужно запросить выписку из ЕГРН, зарегистрировать объект или выполнить другие стандартные действия, то можно выбирать любой центр.
Обо всех услугах центра на видео:
Сроки и стоимость взаимодействия
При обращении в отделение центра граждане всегда получают от работников организации информацию о том, когда именно будет предоставлена услуга, а также каков размер пошлины.
Внимание! Так как МФЦ – это посредник, то срок получения услуги увеличивается примерно на 2 дня по сравнению с обращением напрямую в государственное ведомство.
Сами организации не взимают какую-либо плату за свои услуги, но за документы или регистрацию прав приходится уплачивать госпошлину. Ее размер зависит от совершаемых действий, причем узнавать эту информацию рекомендуется заранее, так как квитанция об уплате пошлины прикладывается к другим документам, передающимся в МФЦ.
Кто может обратиться в экстерриториальный центр
В январе 2018 года вступило в силу ПП № 43-Р, содержащее сведения о тех услугах, которые люди смогут получить в любом отделении МФЦ. Такое решение упрощает процесс взаимодействия с государственными ведомствами.
Изменения данного акта не касаются всех регионов в стране. Поэтому его реализация осуществляется постепенно, причем на основании графика процесс продлится до конца 2021 года. Поэтому перед посещением выбранного отделения рекомендуется заранее уточнить о возможности получения услуг.
Какие нужны документы
Для получения любой услуги требуется подготовить определенный пакет документов. Для записи требуются реквизиты паспорта.
Остальная документация отличается в разнообразных ситуациях. Например, если регистрируется право собственности на квартиру, то готовится договор купли-продажи, выписка из ЕГРН, заявление и квитанция об уплате пошлины.
Запись на прием
Процедура выполняется с помощью телефонного звонка или на сайте. Имеется возможность воспользоваться порталом Госуслуг, для чего первоначально придется авторизоваться на сайте, а также найти нужную опцию. Выбирается время и дата для посещения отделения МФЦ, причем можно записаться даже на 2 недели вперед.
Внимание! Запись онлайн предоставляется в каждом регионе страны.
Проверка результатов
На сайте МФЦ можно даже проверить, готовы ли заказанные документы. Для этого нужно авторизоваться на сайте и ввести свои паспортные данные. Дополнительно в любой момент времени можно позвонить по телефону и уточнить, когда надо приехать в отделение МФЦ за документацией.
Новшества в МФЦ на видео:
Какие возможности предлагаются на официальном сайте МФЦ
На сайте организации можно воспользоваться услугами:
- запись на прием в нужный день и время;
- подача электронных документов для получения государственных услуг;
- получение онлайн-консультации;
- изучение адреса и контактных данных об отделении МФЦ;
- предоставление бесплатных юридических услуг относительно оформления льгот или пособий;
- возможность завести собственный личный кабинет, в котором граждане получают полноценную информацию относительно возможных пособий и услуг.
Внимание! За счет расширенного функционала сайта организации снижается количество посетителей в отделениях.
Причины и правила составления жалоб
Не всегда работники МФЦ обладают достаточной компетентностью и ответственностью, поэтому иногда граждане сталкиваются с грубостью, нарушением прав или другими неприятными событиями. Поэтому они имеют право составить жалобу, если получили некачественную услугу.
Составить заявление может любой гражданин при наличии веских причин. Часто это связано со следующими ситуациями:
- нарушение сроков, в течение которых должны проходить обработку документы;
- отказ в приеме бумаг без веских оснований;
- необоснованные требования к заявителю или бумагам;
- грубое поведение специалистов;
- нецензурные выражения, применяемые в отношении посетителей;
- иные нарушения.
Внимание! Жалобу разрешено подавать не только в день нарушения прав граждан, но и через несколько суток, но желательно выполнить процесс в течение трех дней.
Пожаловаться на неправомерные действия сотрудников МФЦ можно способами:
- звонок по горячей линии организации;
- посещение офиса с составлением официального обращения;
- подача заявления в прокуратуру, причем во время составления жалобы перечисляются все нарушения со стороны работника учреждения;
- обращение в суд для отстаивания собственных прав и интересов.
Рекомендуется первоначально обратиться к руководителю отделения МФЦ, чтобы попытаться решить вопрос мирным способом. Нерадивый работник привлекается к дисциплинарной ответственности. Но если директор организации отказывается применять меры к сотруднику-нарушителю, то целесообразно пользоваться помощью прокуратуры или суда.
При составлении жалобы указывается дата возникновения неприятной ситуации, а также ФИО сотрудника, нарушившего права или интересы заявителя. Приводятся основные нюансы возникшего конфликта. Рекомендуется привлечь свидетелей происшествия, а также можно приложить аудиозаписи или видео. Желательно в конце указать на необходимость получения официального ответа, содержащего реакцию руководства на поведение сотрудника.
Некоторые государственные услуги можно получить в любом отделении МФЦ независимо от места прописки. Для этого предварительно надо записаться на прием, а также подготовить нужный пакет документов. Услуги организации бесплатны, поэтому уплачивается только пошлина, зависящая от выбранной услуги.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: pravodeneg.net
Мфц разрешение на строительство индивидуального
Немногим более десятка лет прошло с начала реализации в России комплексных мероприятий по повышению доступности и качества госуслуг. С 2007 действует система МФЦ — многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, действующих по принципу «одного окна».
20.11.2019 Известия со ссылкой на законопроект Минэкономразвития заявили о том, что согласно нововведениям, содержащимся в законопроекте, федеральные и региональные ведомства прекратят прием россиян к 2024 году и передадут эти полномочия МФЦ.
МФЦ и Госуслуги — начало работы
Система МФЦ, начавшая работу в 2007 г. с открытия первых 16 отделений, в 2014 г. в результате удачного ребрендинга начала превращение в узнаваемую ныне сеть центров, объединенных под фирменным знаком «Мои документы». Масштабная сеть, включающая 50 тыс. окон в 13 тысячах офисов, ежегодно обрабатывает порядка 100 млн. запросов граждан.
Альтернативой МФЦ, более продвинутой в «цифровом» смысле, является электронный портал Госуслуг, доступ к нему появился в 2009 г. За прошедшие 10 лет ресурс превратился из обыкновенного интернет-сайта в подлинного помощника в организации диалога с государством. За 10 лет число пользователей выросло до 103 млн. человек, с помощью портала осуществлены операции на общую сумму 150 млрд. руб., отправлены 600 млн. электронных заявлений граждан, 48 млн. человек записались на прием к врачу. С 2012 г. работает доступ к порталу через мобильное приложение.
Вы можете посмотреть увеличенную копию графика по ссылке.
Данные за 2019 год взяты со слов вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко. За предыдущие года данные взяты с официального сайта Министерства цифрового развития (2018, 2017 и т. д.)
«Мода» на цифровизацию всего и вся подготовило почву для новых революционных идей – от превращения МФЦ в единственное окно очного взаимодействия между гражданами и государством до тотального перевода практики оказания госуслуг в цифровое поле, и все это – в ближайшем обозримом будущем, лет через пять.
Как же должна выглядеть через несколько лет система организации диалога граждан и бизнеса с государственными структурами? Будет ли она полностью оцифрована, или система МФЦ будет функционировать так, что сведет на нет прямое общение с представителями госучреждений?
Концепция МФЦ 2.0 — основные проблемы
В настоящее время Минэкономразвития разрабатывает Концепцию МФЦ 2.0, которая предполагает постепенный отказ от множественности «присутственных мест» и передачу в ведение МФЦ полномочий, связанных с генерацией всей документации, в настоящее время исходящей от различных ведомств.
Квалификация сотрудников
Задача поставлена весьма амбициозная. Однако думается, что передача таких полномочий МФЦ серьезно усложнит их работу. Сегодня центры справляются с оперативным выполнением типовых запросов, но кто будет нести ответственность за качество выполнения нестандартных, сложных задач? Расширение перечня и направлений услуг МФЦ наряду с очевидной пользой для заявителей повлечет за собой ряд проблем организационного характера: особенно остро встанет вопрос квалификации сотрудников, который придется решать либо за счет создания специализированных окон в рамках МФЦ, либо путем организации специализированных МФЦ для различных категорий пользователей. Очевидно, что чем шире будет охват ведомств, передающих свои функции МФЦ, тем более квалифицированными должны быть сотрудники центров.
Электронный документооборот
Актуальной является и проблема перевода ряда документов в электронный вид – одним из направлений ее решения является переход к так называемой «реестровой модели», при которой юридическое значение имеет не физическая бумага с обязательной подписью и печатью, а запись в реестре. Ведь процесс возникновения запрашиваемого документа является «невидимым» только для потребителя, на самом же деле его появлению предшествует трудоемкая работа чиновников соответствующего ведомства и сотрудников МФЦ с документами бумажными. И здесь особенно остро встает проблема создания надежной регуляторной основы этих процессов.
Архивы электронных документов
Серьезной проблемой является поиск и просмотр документов, заверенных электронной подписью, срок действия которой истек. Должны быть созданы электронные архивы, позволяющие получить доступ к таким документам спустя неограниченное время, что необходимо, в том числе, для разрешения спорных ситуаций.
Безусловно, электронный портал позволяет сэкономить время при получении типовых документов, запрашиваемых гражданами массово, схема формирования которых легко подчиняется формализации. Но разработчики портала пошли дальше: планируется с 2020 года поэтапное внедрение 25 так называемых суперсервисов, обеспечивающих предложение и реализацию комплексных услуг, предоставляемых пользователю в конкретных жизненных ситуациях. Планируется, например, что суперсервис «Рождение ребенка» позволит, не выходя из дома, с помощью лишь одного электронного заявления оформить базовый комплект детских документов и иметь оперативный доступ к ним через цифровой профиль гражданина, а также при желании получить их бумажные версии с доставкой на дом; без проволочек получить на банковскую карту социальные пособия; прикрепить ребенка к поликлинике и записать в детский сад, и т.д. Параллельно суперсервис поможет родителям решить и иные проблемы – например, подобрать имя для ребенка.
«Нестандартные» ситуации
Следует понимать, что такая система в режиме «поточного производства» будет работать без сбоев только в том случае, если в ходе процесса выполнения запросов не возникают «нестандартные» ситуации: например, открытым остался вопрос установления отцовства, затрагивается тайна усыновления, и т.д. Или, к примеру, отец ребенка, который должен согласовать данные, указанные его матерью в заявлении, по какой-то причине не имеет возможности или желания пройти эту процедуру. Все такие «нестандартные» проблемы можно «разрулить» только в «ручном» режиме.
Текущая работа МФЦ показывает, что проблема с оказанием услуги может возникнуть буквально на пустом месте – например, из-за порядка ввода даты рождения гражданина лишь с использованием электронного календаря: так, в одном из МФЦ Волгоградской области женщина не могла оформить выписку из ЕГРН, поскольку в ее личных документах датой рождения значилось 29 февраля не високосного 1930 года. Специалистам потребовалось определенное время, чтобы решить нестандартную проблему.
Есть ли вообще необходимость развития МФЦ?
Если дальнейшее совершенствование системы МФЦ предполагает рост численности и повышение квалификации человеческого кадрового потенциала, то более «революционный» вариант преобразований основан на мнении, что в условиях цифровизации нет необходимости развивать сеть МФЦ. Но на самом деле, и МФЦ, и портал госуслуг лишь по-разному решают одну и ту же проблему – упростить процесс инициации запроса и получения требуемого документа.
Для разных категорий граждан представления об удобстве – совершенно различны. Думается, что дискуссии о возможном отказе от «очеловеченного» процесса взаимодействия заявителя и сотрудников МФЦ лишены смысла, если только не считать, что смыслом цифровизации является сама цифровизация. Уже сейчас в офисах МФЦ по всей стране работает более 70 тыс. специалистов, и в условиях расширения перечня и направлений предоставляемых услуг будет требоваться увеличение штата, а также повышение его квалификации. Возможно, штат офисов МФЦ будет обновляться частично за счет принятия на работу бывших чиновников, сокращаемых в ведомствах. Однако совсем не очевидно, что такая перестановка кадров положительно повлияет на качество и быстроту оказания услуг.
Процессы цифровизации в нашей стране идут в ногу со временем. Россия по итогам 2017 г. занимала 45-е место в мире по значению индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По итогам 2018 г. – 32-е место по индексу развития электронного правительства (значение индекса составило 0,7969, для сравнения, у лидера – Дании – 0,9150). А по значению субиндекса развития государственных онлайн-сервисов в 2018 г. Россия поднялась на 12 позиций по сравнению с 2016 г. и заняла 25-е место в мире (при значении субиндекса 0,9167 при максимальном значении 1,0 у той же Дании).
Так чего же нам ждать в будущем?
Доступ к Интернету в России, согласно итогам последних исследований, имеет 76% граждан. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что в целом по миру он составляет 48,6%. Однако наличие доступа само по себе не означает присутствие у гражданина достаточного объема цифровых навыков, необходимых для обеспечения полноценной жизни в части адаптации к новым информационным условиям. «Цифровое неравенство», проявляющееся в отсутствии равного доступа различных категорий населения к ИКТ, а также в дифференциации целей использования ИКТ, способно в ближайшее время стать одной из основных причин углубления социального неравенства и повышения социальной напряженности в обществе.
Согласно опросу ВЦИОМ, по состоянию на 22.12.2019 69% опрошенных граждан пользуются интернетом на ежедневной основе. Но разве могут органично «влиться» в процесс полной цифровизации услуг те 18% граждан, которые, согласно результатам опроса, вообще не пользуются интернетом? Так или иначе, но кажущиеся анекдотичными случаи, когда в ответ на вопрос «Есть ли у Вас личный кабинет на портале госуслуг» гражданин отвечает: «Нет, я вообще живу в однушке», или пожилая женщина приходит в офис «Мои документы», чтобы сдать анализы, поскольку со слов ее знакомых, там «делают всё» — ежедневно происходят в офисах службы.
Полный переход к дистанционному оформлению документов вряд ли с восторгом будет воспринят абсолютным большинством граждан. Ведь, например, даже коммерческие банки, которым энтузиасты цифровизации прочат скорое исчезновение, ведут совершенно разную политику в части своего физического присутствия на рынке.
Есть банки, для которых расширение сети, в том числе за счет открытия офисов в почтовых отделениях и продуктовых магазинах, является частью стратегии «банк у дома» или способом привлечь клиентов, «существенно удаленных» от банковских точек. В то же время, одной из слабых сторон онлайн-банкинга является серьезная уязвимость в условиях нештатных ситуаций: например, когда онлайн-обслуживание не может быть осуществлено из-за сбоев систем связи. По некоторым оценкам, 90% операций выполняются сквозными процессами, а оставшиеся 10% выполняются в «ручном режиме». Думается, что выполнение всех разноплановых функций, которые планируется передать в ведение МФЦ, в еще большей степени будет подвержено подобным рискам.
Интересно, что для обычных пользователей проблема кибербезопасности не является ключевой – отказ от получения государственных услуг через интернет объясняют опасениями в отношении защиты и безопасности персональных данных лишь 2,2% граждан, получавших такие услуги в 2018 г. При этом 58,7% граждан предпочитают личный визит и персональные контакты, а для 17,1% из них причиной отказа является недостаточность навыков или знаний.
Если верить футурологам, то в ближайшем будущем нам предстоит привыкать к общению с роботами: получение профессиональной консультации у живого человека станет слишком дорогой услугой, доступной не каждому. Гражданам, для которых цифровая среда в силу их возраста и менталитета пока не смогла стать нормальной средой обитания, такая перспектива представляется далеко не радужной. Хотелось бы надеяться, что качественные изменения в порядке оказания государственных и муниципальных услуг будут происходить эволюционным путем, с оглядкой на реальные ожидания и потребности людей.
Источник: bankstoday.net