Минимальный размер участка для индивидуального строительства

Содержание

Перераспределение земель — это признание фактических значений площади, оформленной документально. Раздел земельного участка как факт допустим, если земельный участок не выходит за границы поселения, не ограничивает территория общего пользования (лес, река), не пересекать проезжей части, не мешать работе коммуникаций. Однако участок не является чем-то неизменным, созданным раз и навсегда. Ниже я расскажу о перераспределении земель между собственниками и администрацией.

Содержание

Что такое перераспределение земель или прирезка чужого земельного участка к основному

Перераспределение земельного участка (в простонародье «Прирезка») — это увеличение или уменьшение своего ЗУ за счет государственного или ЗУ другого собственника. В земельном кодексе данная норма закреплена в ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ.

Однако, обратите внимание на то, что в результате перераспределения земель площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны. Градостроительную зону, а так же правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вы можете посмотреть на официальном сайте администрации вашего муниципального образования.

Минимальная площадь участка под застройку

Вышеуказанные нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Территория земли, за счет которой осуществляется перераспределение, не может быть территорией общего пользования, при этом она также не может выходить за пределы территориальных границ, которые обозначают коммуникации, автомобильные дороги и иные линейные объекты.

Есть вопросы?

Готов бесплатно проконсультировать вас по телефону

8 800 350 56 07

Звонок бесплатный для всех регионов РФ

  • П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  • Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
  • Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Для перераспределения земельных участков должны быть веские причины. К ним относят:

  1. объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание (прирезка);
  2. изъятие земель государством для осуществления особых функций;
  3. но самая распространённая причина — уточнение границ при наличии споров с соседями.

За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:

Оптимальный размер участка для строительства дома | Навигатор. Девелопмент

  1. раздел;
  2. объединение;
  3. перераспределение;
  4. выделение из других участков, а также государственных земель.

Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что перераспределение земельных участков — это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.

Обратите внимание, что объединить можно только земельные участки с одинаковым видом разрешенного использования и целевого назначения.

Как проверить земельный участок перед прирезкой

Чтобы не гадать: удовлетворят вам или откажут в перераспределении земель из-за неизвестных вам ограничений, для Подмосковья запустили новый электронный сервис по предварительной проверке земельных участков. Он рассчитан на арендаторов, которые собираются оформить прирезку чужого земельного участка к основному.

Сервис, позволяет гражданам узнать практически обо всех существующих ограничениях по использованию земельного участка заранее. Для этого:

  1. В разделе «Земля и стройка» на региональном портале госуслуг необходимо найти услугу — «Перераспределение земельных участков»;
  2. Выбрать муниципалитет и указать кадастровый номер или координаты интересующей вас территории.
  3. После этого станет доступна информация о том, не входит ли ваш земельный участок в лесную, охранную или приаэродромную зону, а также короткое резюме, к примеру: строительство на данной территории запрещено. Другими словами, вас уведомляют о возможных проблемах еще до того, как вы обратились за переводом участка в собственность.

Ждем, когда подобный сервис заработает по все России.

Как оформить соглашение о перераспределении земель между собственниками

Шаг 1 — оценить шансы и риски

Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.

Шаг 2 — заключить соглашение между собственниками

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Есть вопросы?

Готов бесплатно проконсультировать вас по телефону

8 800 350 56 07

Звонок бесплатный для всех регионов РФ

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ).

Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

К заявлению прикладывают:

  1. Выписку из ЕГРН на свой земельный участок. Обратите внимание, что в Росреестре выписка из ЕГРН стоит 350 рублей (700 рублей для юрлиц). Если хотите получить информацию дешевле, то рекомендую заказать справку через Быстрые Документы — так вы получите документ всего за 250 рублей. Заказ выполняется в течение дня, данные официальные — из ЕГРН Росреестра.
  2. Схему планируемого участка на кадастровой карте. Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис ОНЛАЙН КАДАСТР, который присылает готовый для перераспределения документ в течение 2-х дней. Стоимость — 2400 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.

Схема расположения земельного участка

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через ОНЛАЙН КАДАСТР

Когда новая схема расположения ЗУ согласована, можно приступать к межеванию. Чтобы выбрать грамотного исполнителя, я создал инстукцию по межеванию земельного участка.

В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Что делать в случае отказа в перераспределении земель в Москве

В Московской области в целом сейчас ярко выраженная проблема с увеличением земельных участков за счет перераспределения (прирезок). В первую очередь рекомендую иметь на руках какие-либо документы по земле, а также ответы на ваши запросы в Администрацию. Также будет не лишним наличие земельного юриста (к сожалению в Москве с этим все сложно либо достаточно затратно и не гарантировано).

Далее можно попробовать следующее:

  1. Если земельный участок без межевания, тогда для начала потребуется сделать межевание и уже после заниматься вопросом оформлением увеличения площади земельного участка.
  2. Без проекта межевания территории (ПМТ) оформить прирезку земельного участка на территории Москвы или Новой Москвы не получится. Разработка или корректировка ПМТ обязательный этап. Для этого необходимо подготовить схему расположения ЗУ, на которой отображается исходный земельный участок + прирезаемый + геодезические координаты. После получения Распоряжения на разработку ПМТ необходимо разработать ПМТ. Разработкой ПМТ занимаются кадастровые инженеры или Москомархитектура.
  3. Далее обращайтесь в Москомархитектуру для согласования разработанного ПМТ, обращение в ДГИ и окружную комиссию.
  4. Далее публичные слушания, снова ДГИ для окончательного утверждения ПМТ и получения Распоряжения, а так же самого утверждённого ПМТ.
  5. Далее производятся кадастровые работы с обращением в ДГИ за Распоряжением об образовании ЗУ путём перераспределения границ на основании ПМТ, формирование межевого плана, обращение в Росреестр с распоряжением ДГИ.
  6. После чего с полученными выписками обращаетесь в ДГИ за выкупом ЗУ.

Судебная практика

Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.

Читайте также:  Допустимое расстояние при строительстве дома от дома до забора

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении.

Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.

Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами.

Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами.

Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.

В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.

Выводы

Процедура перераспределения земель способствует учёту состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.

Источник: zembaron.ru

Размер земельного участка под личное подсобное хозяйство. Минимальный и максимальный размер участка под ижс

Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства.

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га;
садоводства — 0,06 га;
огородничества — 0,04 га;
дачного строительства — 0,06 га.

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га;
садоводства — 0,15 га;
огородничества — 0,10 га;
дачного строительства — 0,25 га.

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
2. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются:
для ведения садоводства — 0,12 га;
для ведения животноводства — 0,20 га;
для ведения дачного строительства — 0,12 га.
4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

Губернатор Московской области
Б.В. Громов

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Статья 3. Заключительные и переходные положения

В соответствии с Земельным кодексом РФ и его 33 статьей определяются все нормы для площадей участков.

Нормы устанавливаются в соответствии с правилами пользования землей и её застройки. То есть согласно градостроительному зонированию отдельных регионов выделяются наделы под разные типы строительства и, соответственно, каждый имеет свою норму. Кроме того, минимальные и максимальные размеры (пределы) в каждом регионе разные. Еще существует зонирование территории, то есть далеко не везде разрешено строить жилые дома. В се вопросы, связанные с нормативами, можно уточнить в местной администрации.

Установление минимальных и максимальных размеров участков осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ. А также регулируется частью 6 статьи 30 ГК РФ. Нужно обратить внимание, что в случае безвозмездного предоставления наделов, размеры устанавливаются следующим образом: если земельный участок находится в собственности федеральной, то и размеры будут устанавливаться в соответствии с федеральными законами; в случае, когда собственник — какой-то конкретный субъект, то пределы регламентируются законами РФ; когда земельные участки находятся в собственности муниципалитетов, то его размеры определяются соответствующими нормативными правовыми актами.

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД ИЖС

Точные размеры участков под ИЖС определяются в каждом регионе по-разному. Все зависит от местных нормативно-правовых актов. Но следует отметить, что никакой региональный акт не может противоречить Федеральному законодательству и Конституции РФ. По России можно определить средний размер участков — обычно земли под ИЖС предоставляются не менее, чем в количестве 3 соток.

Но все очень индивидуально, в некоторых регионах эта цифра может быть выше в 2 и даже 3 раза. Поэтому минимальная площадь земельного участка под ИЖС определяется в соответствии с местными правовыми нормативными актами. ПРЕДЕЛЬНЫЙ Предельный размер участков под ИЖС также регулируется местными органами самоуправления.

Очень большое влияние оказывают следующие факторы: количество наделов; спрос на землю; как заселяются участки; общее региональное развитие. Предельный размер устанавливается исходя из площади дома и числа людей, которые будут в нем проживать. Установленные параметры не должны противоречить техническим и санитарным нормативам.

Предельные размеры наделов можно уточнить в местной администрации. В каждом регионе они разные, но можно выявить среднюю величину — от 3 до 30 соток. Но это вовсе не означает, что во всех субъектах РФ минимальные и максимальные пределы будут составлять именно данные цифровые значения.

Размеры по максимальным показателям регламентируются Федеральными и местными законами. Все зависит от того, чья земля: если она федеральная, то регламентироваться нормы по максимальному и минимальному размеру будут исходя из Федеральных законов; участки, которые являются собственностью муниципалитетов и региональных властей, подчиняются местным нормативно-правовым актам.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Для того чтобы начать строительство жилого дома, необходимо оформить участок ИЖС в собственность. Для этого нужно собрать некоторые документы и обратиться в соответствующую государственную организацию. Следует учитывать, что данный порядок приемлем для тех участков, которые определены под ИЖС до 31 октября 2001 года.

Необходимо: Собрать пакет документов. Написать заявление. Предоставить весь пакет в органы Росрегистрации. Следует отметить, что обращаться нужно в территориальное подразделение по местонахождению участка. Если земля имеет другую категорию, к примеру, сельхозназначение, то процедура оформления участка под ИЖС займет долгое время, и не всегда гарантирован положительный результат. ДОКУМЕНТЫ

Требуется собрать следующий пакет документов: заявление, где указано, что требуется зарегистрировать право собственности; квитанция о том, что была уплачена государственная пошлина (следует сделать копию); паспорт либо документ, подтверждающий основания для подачи заявления другим лицом. Здесь можно скачать образец заявления о регистрации земельного участка. Также нужно предъявить 1 из нижеперечисленных документов на выбор: акт, подтверждающий предоставление земли; акт, который подтверждает право владения; любой другой документ, который может подтвердить право владения. Необходимо предоставить и кадастровый план надела.

Бывает так, что человек купил участок. А после выноса точек на местность выяснилось, что участок немного занимает соседскую площадь. При этом может быть установлен даже забор. Соседи с таким явлением часто не согласны и вызывают геодезистов. По результатам работы выясняется, что действительно имеет место быть заход на чужую территорию.

Что в таком случае делать купившему землю? Лучший вариант — это привести все в соответствие. В таком случае налог пересчитают, а спорные моменты утихнут. В результате с соседями будут хорошие отношения и удаться избежать судебных тяжб.

Собственники участков иногда задаются вопросом — а можно ли разделить надел? К примеру, имеется земля — 10 соток, а владелец хочет сделать из неё 2 по 5. При этом 1 продать. Можно ли так сделать? Согласно статье 11.4 ЗК РФ, если разделить 1 большой участка на 2 маленьких, то первоначальный уже не будет существовать.

Важно обратить внимание на то, что участки должны соответствовать установленным размерам и не превышать предельных норм. Нужно заранее в земельном отделе при администрации уточнить допустимые размеры. Если это требование нарушить, то кадастровый паспорт не будет выдан, соответственно участок не ставится на учет. Вся сложность в том, чтобы узнать допустимые размеры, нужно обратиться в органы местного самоуправления и попросить выписку из регламента. Это позволить понять, можно ли осуществить раздел участка в соответствии с задуманным.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (17 июня 2003 года N 63/2003-ОЗ)

Московской областной Думы

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ

Настоящий Закон разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га;

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного строительства — 0,06 га.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного строительства — 0,25 га.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. В целях налогообложения предельными размерами земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение, являются:

для ведения садоводства — 0,12 га;

для ведения животноводства — 0,20 га;

для ведения дачного строительства — 0,12 га.

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

Губернатор Московской области

Устанавливаются согласно Земельному кодексу РФ. Эти нормативные акты касаются наделов земли, которые находятся в собственности у местных органов самоуправления или государства и имеют целевое назначение.

Определение минимальных и максимальных размеров наделов регулируется пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ и частью 6 статьи 30 ГрК РФ. Необходимо иметь в виду, что при безвозмездном предоставлении земельного участка, размеры устанавливаются в следующем порядке:

  • если он находится в федеральной собственности, то его размеры устанавливаются, исходя из федеральных законов;
  • если собственником является конкретный субъект, то предельные границы надела регламентируются законами Российской Федерации;
  • если земельный участок является собственностью муниципалитетов, то его размеры регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Каждый регион вправе устанавливать свои нормы в рамках земельного кодекса. Предельные размеры наделов колеблются в зависимости от региона, причем среднюю величину выявить можно — она составляет от трех до тридцати соток.

Читайте также:  Что такое термин строительство

Однако это не означает, что в каждом из субъектов РФ минимум и максимум значений будут находиться именно в этих пределах.

Нормы

Поскольку минимальный и максимальный параметры земельного надела под ИЖС, каждым регионом определяется по своим правилам, конечный результат зависит от принятых нормативных актов. Если таковые отсутствуют либо чем-то противоречат Конституции и федеральному законодательству, размеры определяются Земельным и Градостроительным кодексами РФ.

Однозначно указать минимальные и максимальные границы земельного надела трудно. Предельные размеры земли, регулируемые муниципалитетом, зависят от:

  • спроса на данный объект недвижимости;
  • предполагаемого количества участков земли;
  • развития региональной структуры;
  • интенсивности заселения.

Окончательные размеры участка определяются в зависимости от предполагаемой площади возводимого дома и количества граждан, проживание которых в нем планируется. Все вопросы, связанные с нормативами, отражаются в «Правилах землепользования и застройки». Их устанавливают органы местной администрации, причем в процессе разработки проходят публичные слушания.

Минимальный и максимальный размер участка земли для ИЖС

Точные границы наделов земли под ИЖС определяются в каждом регионе по-своему и зависят от принятия местных нормативно-правовых актов. Ни один из региональных актов не может противоречить в каких-либо моментах Федеральному законодательству и Конституции РФ.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков включают в себя:

  1. предельные размеры земельных участков, в том числе их площадь;
  2. минимальные отступы от границ земельных участков для определения мест допустимого размещения строений за пределами которых запрещено их строительство;
  3. предельное количество этажей;
  4. максимальный процент застройки в границах земельного участка.

Предельные максимальная и минимальная нормы устанавливаются органами местного самоуправления. Они определяются градостроительным регламентом, который является частью правил землепользования и застройки. Размеры содержатся в определенных муниципальных актах. Для того, чтобы узнать точные размеры, гражданину следует обратиться с заявлением о получении информации в местную администрацию. Следует учитывать, что если в градостроительном регламенте для определенной территориальной зоны не устанавливаются предельные размеры земельных участков, в градостроительном регламенте указывается, что предельные размеры земельных участков не подлежат установлению.

В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков, но с различными предельными размерами земельных участков.

Для индивидуального строительства в среднем по стране предоставляется не менее трех соток земли. Ситуации в региональном значении индивидуальны, поэтому на практике желающие получить участок под ИЖС вправе рассчитывать на территорию в несколько раз больше.

Размеры наделов регламентируются Федеральными и местными законодательными актами. Если земля федеральная, то максимальные и минимальные нормы размера участков учитываются, исходя из Федеральных законов. Соответственно, площадь земли, находящейся в муниципальном ведомстве, определяется в соответствии с муниципальными нормативно-правовыми актами.

Для чего необходимо знать предельные размеры участка

При наличии у гражданина земельного участка под ИЖС нередко возникают вопросы, связанные с границами надела. Избежать скандалов и судебных тяжб с соседями либо родственниками поможет знание норм предельных размеров.

Попытки разделить участок на несколько частей для индивидуального строительства либо продажи лишних метров никак не используемой земли требуют предварительного межевания. Требования местных органов самоуправления о предельных минимальных и максимальных нормах касательно участков земли под ИЖС должны соблюдаться неукоснительно.

Подобные нормы действуют и во время приобретения земельного надела. Обратить на них пристальное внимание требуется в том случае, если участки под ИЖС выделяются на заброшенных участках, не имеющих соседей и, соответственно, ограждений и других указателей границ. Наилучшее решение для предотвращения спорного вопроса — это приглашения специалиста из БТИ и проведение межевания.

Источник: nauet.ru

Минимальная площадь земельного участка при разделе

Минимальный размер земельного участка при разделе в Московской области – что, как и зачем

Отправим материал на почту

Ознакомившись со статьей, вы поймете: каков минимальный размер земельного участка при разделе в Московской области, какие предусмотрены в земельном законодательстве особенности определения предельных значений, когда нет необходимости в соблюдении данных требований градостроительного регламента и чем грозит несоответствие нормативам в обязательных случаях. Знание данных позиций, а также изучение ключевых нюансов Земельного кодекса Российской Федерации позволит избежать возможных сложностей в процессе оформления ЗУ с муниципальным и государственными органами власти.

Разделение участков не берется «с потолка», и знать нюансы этого распределения не помешает

Что такое предельные значения участков

Данное понятие подразумевает одно – площадь надела, полученного в результате выкупа или аренды у муниципалитета для совершения поставленных задач либо путем раздела или выдела из общедолевой собственности, которая не может быть менее или более конкретных величин, определенных правовыми актами в качестве нормативов в данной местности при данных условиях.

Предельные значения неразрывно взаимосвязаны с показателями разрешенного строительства:

допустимое количество этажей или максимальная высота сооружений;

минимальное расстояние от границ надела для уточнения мест возможного расположения объектов, за рамками которых размещение сооружений и построек противоречит градостроительным нормам;

максимальный процент застройки на земельном участке в виде отношения совокупной площади ЗУ, на которой могут быть расположены объекты, к общей площади ЗУ.

Важно! Если размер надела не соответствует установленным значениям, то совершение любых юридически значимых действий с ним недопустимо.

Несоответствие участка установленным параметрам не позволяет произвести какие-либо значимые юридические действия по отношению к нему

Когда актуально использование предельных значений

Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:

выделение надела из государственных и муниципальных земель;

разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;

разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;

предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;

преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;

выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.

В иных случаях, определенных земельным законодательством и связанных в первую очередь с выделом участка из общей собственности.

Чаще всего, размер земельного участка определяется в каждом случае отдельно

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными в Подмосковье участками для строительства загородного дома. В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Как устанавливаются минимальные и максимальные размеры

Земельное законодательство подвергалось многочисленным изменениям с момента утверждения положений ЗК РФ. В соответствии с действительными на данный момент нормативными позициями предельные размеры земельных участков утверждаются градостроительным регламентом. Особенности документов подобного характера таковы:

их разработка осуществляется с учетом правил пользования наделами и застройками городских образований с обязательным заверением представительным ведомством местной администрации. В содержании ГР указываются ссылки на иные муниципальные нормативные акты, в которых также прописаны особенности определения минимальных и максимальных значений для участков;

по предусмотренным нормативам земля выделяется под различные типы строительных работ, что подразумевает назначение уникальных показателей для каждой отдельной категории;

в соответствии с особенностями зонирования территории региона власти субъекта утверждают собственные параметры. К примеру, минимальная площадь участка под ИЖС в Московской области будет различаться с аналогичной характеристикой, которая определяется в пределах Архангельской области.

Видео в деталях, как разобраться с размерами земельного участка:

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, что выгоднее участки с газом или газгольдер.

Если конкретизировать, то размеры будут установлены при следовании определенным условиям:

земля находится в собственности государства – значения утверждаются федеральными нормативами;

участок является владением конкретного региона – предельные величины уточняются законодательными документами субъекта РФ;

права на надел закреплены за органами муниципалитета – размер устанавливается по содержанию местных нормативных актов.

Вне зависимости от принадлежности участка, для получения актуальной информации необходимо обратиться в земельный департамент администрации.

От чего зависят значения для участков под индивидуальное жилищное строительство

Нормы сопредельных границ устанавливаются с учетом:

требований по эксплуатации земельных ресурсов;

На заметку! Чтобы запланированный объект жилой недвижимости не противоречил нормам безопасности и не представлял угрозы и дискомфорта для лиц, расположенных по соседству, его строительство должно быть выполнено строго с соблюдением ограничений, касающихся расстояния от границы надела до соседнего объекта жилой недвижимости: 8, 12, 15 метров – зависит от используемых строительных материалов.

При сооружении построек на участке нужно придерживаться определенных норм при расположении их к друг другу на своем участке и по отношению к постройкам соседа

То есть дополнительно предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков зависят от следующих позиций:

количество наделов, располагающихся в непосредственной близости друг к другу;

зона размещения участков;

показатели экономического развития населенного пункта, к которому отнесена земля, а также региона, на территории которого располагается НП;

спрос на недвижимость в данной местности.

Средняя величина наделов под строительство на территории Российской Федерации приравнивается к отметке в 300 квадратных метров. Однако в отдельных регионах размер может быть в 2 или 3 раза больше.

К примеру, минимальная площадь земельного участка под ИЖС в Московской области составляет 800 квадратных метров, что считается вполне обоснованным, так как наделы в данном субъекте располагаются близко, спрос велик, а зона размещения участков строго ограничена.

При грамотном подходе на 8 сотках можно вполне комфортно разместиться

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, как продать дом купленный, за материнский капитал.

На какие земли не распространяются предельные значения

Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:

сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;

объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;

объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;

сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;

дороги для транспортных средств любого уровня.

В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.

Участок может лежать на пути прокладки нового шоссе, тогда он подпадает под изъятие и перевод в другую категорию

Если площадь участка не соответствует установленным нормативам

В ситуации, когда минимальный размер земельного участка под ИЖС в Московской области не отвечает утвержденным требованиям градостроительного регламента, данный факт может быть использован в качестве основания для отказа в удовлетворении ходатайства о проведении государственной регистрации.

Чтобы выполненные изменения в площади участка были приняты к учету, необходимо обратить внимание на реальные значения и величину ее превышения над указанной в документации до проведения работ. Важно: фактический размер не должен быть больше предельного максимума и меньше допустимого минимума, которые были утверждены в процессе формирования или приобретения надела с текущим типом разрешенной эксплуатации.

Каким должен быть минимальный размер ИЖС дополнительно в видео:

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про необычный взгляд на беседку: 10 интересных идей.

Заключение

В целом, исключить факт возникновения разногласий с регламентированными значениями при взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти вполне возможно. Но для этого нужно потратить время на изучение нормативов, предусмотренных как на федеральном, так и на региональном уровне. Также обязательно принимать к учету предельные значения, установленные муниципалитетом. При этом необходимо отслеживать актуальные акты, так как минимальные и максимальные размеры могут быть скорректированы органами власти в дальнейшем.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – минимальный и максимальный размеры земельных наделов ввели для борьбы с монополиями, или преследуя другие цели?

Отправим материал на почту

Разделение земельного участка в 2022 году — правила и инструкции

  1. Проживём.com≫
  2. Земля≫
  3. Разделение

Рубрика обновлена: 17 марта 2022 г.

Автор статьиДевяткин АлександрЗемельный юрист. Стаж работы с земельными участками с 2022 г.

Здравствуйте. Раздел земельных участков регулируется статьей 11.4. Земельного Кодекса РФ. Крайне советую прочитать эту небольшую статью, чтобы иметь хотя-бы небольшое представление об этой процедуре.

Если нужна бесплатная юридическая консультация, можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу или в конце статьи.

Как правильно оформить в 2022 году

Для начала изучите требования к участку, прежде чем его разделить.

Я опубликовал 2 инструкции, т.к. многое зависит от количества собственников. Инструкции подходят для разных видов участков — ИЖС, ЛПХ, СНТ и т.п., но только без построек. Если на участке стоит какая-либо постройка, раздел такого участка происходит немного по-другому.

Вариант №1 — когда участком владеет несколько собственников

Как разделить участок, если им владеет несколько собственников — инструкция подходит как при общей долевой собственности, так и при совместной. Оформление уложил в 4 этапа.

Вариант №2 — когда один собственник

Как разделить участок, если им владеет один собственник. В этом случае разделить участок легче, инструкции по ссылке всего в 3 этапа.

Требования к участкам

Не каждый участок можно разделить, для этого есть определенные требования:

    Участок должен стоять на кадастровом учете — п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Я опубликовал подробную инструкцию с картинками — как проверить есть ли земельный участок в кадастровом учете.

Если участок не стоит на кадастровом учете, для начала нужно это исправить. И только потом участок можно разделить. Постановка земельного участка на кадастровый учет.

У меня также есть отдельная инструкция — как узнать определены ли границы у земельного участка.

Если кратко, найдите участок на публичной кадастровой карте Росреестра. Чтобы не искать, можете нажать кнопку «лупа» слева и ввести кадастровый номер участка. Если участок имеет границы, на кадастровой карте он будет подсвечен желтым. Если границы не уточнены, будет написано «Ничего не найдено» или «Без координат границ». В этом случае сначала нужно установить границы участка и только потом заниматься переводом с ЛПХ в ИЖС.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Читайте также:  Строительство лэп 10кв как

Границы не определены

Минимальная площадь в населенных пунктах разная, потому что ее устанавливают местные органы власти. Она также зависит от категории участка и вида его разрешенного использования. Например, минимальный размер участка ИЖС или ЛПХ в Люберецком районе Московской области — 4 сотки, а в Балашихинском районе по таким же участкам — 6 соток. В п. Лесколово Ленинградской области для ИЖС — минимум 6 соток, для ЛПХ — минимум 10 соток. Поэтому, нельзя разделить участок в 10 соток на два участка, если местной администрацией установлен минимальный размер в 6 соток.

Ниже я нарисовала как собственникам можно разделить участок в зависимости от его расположения.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Первый вариант — к каждому участку есть доступ с дороги

Второй вариант — доступ ко второму участку осуществлен через сервитут

Показать остальные комментарии

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).

Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье

Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.

В том числе градостроительный регламент поселения

  • устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
  • указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.

Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.

В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2022 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.

Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для

  • среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 2022 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
  • малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2022 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
  • индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 2022 кв.м).

На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.

Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении

Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно

  1. найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
  2. На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
  3. в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.

Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как

  • расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
  • предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
  • максимальный процент застройки выбранной территории


Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков

Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.

В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее

Источник: ajour21.ru

Минимальный размер участка для индивидуального строительства

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 28 апреля 2016 г. N 14-исх/05932-ГЕ/16

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях упорядочения практики государственной регистрации прав на ранее учтенные и образуемые из них земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, отмечает следующее.

Минобороны России обозначена проблема, связанная с государственной регистрацией прав на земельные участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости имеют статус «ранее учтенные», границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при отсутствии указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

В этой связи в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» должны быть отражены обоснования результатов соответствующих кадастровых работ с приложением (при наличии) к межевому плану документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.

Учитывая изложенное, полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в результате которого фактическая площадь земельного участка меньше, чем площадь, указанная в правоустанавливающем документе, и государственной регистрации прав на такой земельный участок (с фактической площадью). Однако, на наш взгляд, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ не может быть меньше установленного в соответствии с федеральным законом минимального размера земельных участков, кроме того, такое уменьшение должно быть обусловлено объективными причинами и, соответственно, уточнение границ не должно приводить к значительному (несоразмерному) уменьшению площади земельного участка.

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах исходного земельного участка, то их предварительное (не в связи с собственно образованием из него земельных участков) уточнение не требуется.

Более того, согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Соответственно, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4 статьи 27 Закона о кадастре).

Исключением из указанных правил для ситуации, когда сведения о границах исходного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, являются случаи наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении его границ. В этом случае образованию земельных участков должно предшествовать исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ исходного земельного участка. При этом к данной ситуации не применяются положения части 5 статьи 27 Закона о кадастре относительно того, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Для ситуации, когда исходный земельный участок в результате его раздела сохраняется в измененных границах, Закон о кадастре не содержит обязательного требования о необходимости уточнения границ исходного земельного участка в связи с его разделом, если ранее (до раздела) такие границы не были уточнены (установлены).

Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В этой связи в случае, когда земельные участки образованы из земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (например, с учетом пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»), полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета соответствующих образованных земельных участков и государственной регистрации прав на них без уточнения местоположения границ исходного земельного участка, сохраняющегося в результате раздела в измененных границах (при этом в отношении такого исходного земельного участка орган кадастрового учета самостоятельно на основании части 3 статьи 24 Закона о кадастре внесет изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о его площади), если образуемые и исходный земельные участки (их площади) соответствуют установленным требованиям к предельным (в частности, минимальным) размерам земельных участков. Кроме того, суммарная площадь образованных земельных участков и исходного земельного участка, сохраняющегося в измененных границах, если площадь исходного земельного участка не уточнялась, так как не осуществлялось уточнение его границ, не может быть больше первоначальной площади исходного земельного участка.

Относительно раздела земельного участка, при котором исходный земельный участок не сохраняется в измененных границах либо может сохраняться в измененных границах, но заказчиком кадастровых работ принято решение об уточнении его границ одновременно с его преобразованием, а сумма площадей образованных земельных участков отличается от площади исходного земельного участка, отмечаем.

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

В этой связи в указанной ситуации разделу земельного участка, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, должно предшествовать уточнение местоположения его границ. При этом, как указано выше, в силу части 5 статьи 27 Закона о кадастре при уточнении границ исходного земельного участка его площадь может увеличиться относительно содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о ней на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину не более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости; суммарная площадь образованных земельных участков не может отличаться от уточненной с учетом части 5 статьи 27 Закона о кадастре площади исходного земельного участка.

Изложенное в настоящем письме мнение (рекомендация) согласовано Департаментом имущественных отношений Минобороны России (письмо от 05.04.2016 N 141/9539).

Источник: legalacts.ru

Рейтинг
Загрузка ...