Мониторинг бюджетного строительства как зарегистрироваться

Технология предусматривает возможность выгрузки данных в универсальных форматах для представления информационной модели на экспертизу, выдачи разрешения на строительство, ввода сооружений в эксплуатацию, а также для проведения строительного надзора.

«Масштабные задачи и их достижение невозможно без внедрения инновационных методов, и, конечно, приоритетное значение здесь имеет в том числе цифровизация», — отмечает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Александр Козлов.

С января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта становится обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации. Это ставит перед профессиональным сообществом целый ряд задач, которые предстоит выполнить в сжатые сроки.

Сегодня по всей стране происходит обучение проектировщиков, обновление технического оборудования и внедрение соответствующего программного обеспечения. А для оптимизации экспертных процедур формируется единая система Главгосэкспертизы на базе единой цифровой платформы. К концу года она заработает почти для всех государственных экспертных организаций. Кроме того, весь прошлый год шла подготовка необходимой нормативной правовой базы.

Информационное моделирование и контроль строительства объектов

В частности, были утверждены понятия цифровой модели объекта капитального строительства, выпущено очередное обновление классификатора строительной информации (КСИ). В его создании активное участие принимают представители профессионального сообщества. Как рассказал председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин, внесение поправок и изменений в КСИ стало важным этапом на пути развития BIM-проектирования в России.

В строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование не удастся осуществить в положенные сроки

«В 2021 году проводится работа по применению классификатора на пилотных моделях в строительстве жилого, промышленного, дорожного назначения, — рассказал он. — Также Общественный совет принял активное участие в формировании нормативного поля для внедрения BIM-поправок в Градостроительной кодекс РФ, ряда постановлений правительства РФ и методических рекомендаций, которые заложили основы применения BIM».

Уже сейчас эту технологию активно используют ведущие строительные компании страны. В портфеле инвестиционно-строительных проектов таких крупнейших компаний, как «Мостотрест», «Газпром нефть», Росавтодор, «РЖД», Госкорпорация «Росатом», технологии BIM представлены в полном объеме.

Крупнейшими реализованными проектами в России с их использованием стали олимпийские объекты в Сочи, футбольные стадионы к ЧМ по футболу 2018 года, космодром Восточный и другие. С помощью BIM российской компании «Горпроект» удалось спроектировать самое высокое здание в Европе — башню «Лахта-Центр» в Санкт-Петербурге. Разработка проектных решений в информационной модели с последующим автоматизированным выпуском необходимых чертежей началась в 2019 году и в рамках программы реновации Москвы. Согласно сообщениям представителей столичных властей, первый такой дом по реновации сдадут в Москве в начале 2023 года.

Геомониторинг. Геотехнический мониторинг строительства.

Однако в строительном сообществе существуют и опасения, связанные с тем, что переход на BIM-моделирование для бюджетного строительства едва ли удастся осуществить в положенные сроки. Так, в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) по итогам тематических «круглых столов» и встреч с членами СРО отмечают, что в профессиональном сообществе сформировалось два основных взгляда на перспективы внедрения ТИМ. Представители одной точки зрения полагают, что поставленная задача по переходу гособъектов на BIM с января 2022 года практически невыполнима: крайне мало времени для обучения людей, а программное обеспечение не приведено к единому стандарту. При этом дороговизна оборудования и ПО делает BIM труднодоступным для значительной части небогатых региональных компаний. Представители второй позиции считают, что задача отчасти уже решена — отдельные проектировщики и строители уже используют элементы информационного моделирования, нужно лишь активизировать темпы работы.

Читайте также:  Ижс или лпх что лучше для строительства дома

По оценкам НОСТРОЙ, в числе потенциальных участников этого единого информационного пространства — около 460 тысяч исполнителей работ — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, по словам президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, процессу создания единого информационного пространства мешает ряд системных проблем.

«Среди них — отсутствие взаимодействия различных информационных систем в строительстве, законодательно определенного порядка взаимодействия участников в цифровой среде на всех этапах жизненного цикла объектов капстроительства, дефицит необходимых компетенций у ключевых участников процесса», — отмечает он.

Отдельные проектировщики и строители уже используют элементы информационного моделирования, нужно лишь активизировать темпы работы

Впрочем, подобные лакуны во взаимодействии участников рынка существовали задолго до появления самой идеи цифровизации. Решению застарелых проблем призвано помочь широкое освоение новых компетенций. Обучение специалистов идет практически во всех профильных ведомствах, компаниях и организациях. К концу года по программе повышения квалификации «Осуществление функций государственного заказчика при реализации инвестиционно-строительных проектов с использованием технологий информационного моделирования» обучение пройдут более 360 государственных и муниципальных служащих и других участников госзаказа.

Обучение проводится на площадке Университета Минстроя НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук. Очередной этап программы обучения экспертизе проектной документации, подготовленной в форме информационной модели, пройдет и на площадке Главгосэкспертизы в августе-сентябре этого года.

Планируется участие более 450 работников и представителей 74 региональных организаций госэкспертизы. Первый этап этой программы уже завершили 193 сотрудника Главгосэкспертизы, при этом для обмена опытом привлекались 124 работника из 11 региональных организаций государственной экспертизы Сахалинской, Пензенской, Тверской областей, Республики Марий Эл, Омска, Новосибирска и других субъектов РФ. Это особенно важно при той нехватке специалистов, которая есть на местах. Как отмечает депутат Законодательной Думы Томской области, генеральный директор ГК «Карьероуправление», президент СРО «Томские строители» Екатерина Собканюк: «Томской области нужны сотни специалистов в сфере BIM. Мы полагаем, что в регионе будет разработана соответствующая «дорожная карта», где будут прописаны все вопросы, в том числе вопросы финансирования обучающих программ».

Повышенный спрос не остается без ответа со стороны академического сообщества. Так, например, Томский государственный архитектурно-строительный университет разрабатывает программы обучения для работы с информационными моделями. Часть программ уже работают, выпущены соответствующие специалисты. А на площадке Новосибирского ГАСУ (Сибстрин) недавно создан научно-образовательный консорциум, который должен способствовать комплексному внедрению в отрасли инноваций, в том числе и технологий информационного моделирования.

Таким образом, широкое внедрение технологий информационного моделирования уже вызвало активную перестройку отрасли. Сегодня такая работа ведется при участии профильных ведомств, профессиональных объединений, отраслевых вузов.

Источник: finance.rambler.ru

Как работает новая система контроля за дорожными фондами

Фото: РБК Тренды

Российский дорожный научно-исследовательский институт (ФАУ «Росдорнии») занимается разработкой и научным сопровождением федеральных целевых и региональных программ по инновационному развитию автомобильных дорог

Задача

Перед «Росдорнии» стояла задача создать систему, повышающую открытость дорожной отрасли. Она должна была обеспечить информационно-аналитическую поддержку органам власти, которые контролируют использование средств дорожных фондов. И одновременно — стать базой для мониторинга дорожных фондов и работ разными категориями пользователей.

Предпосылки и мотивация

В 2017 году в России стартовал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». В первые два года он предполагал ремонт аварийно-опасных участков и оснащение дорожной сети ограждениями, светофорами, средствами видеонаблюдения и другим оборудованием.

В 2019 году проект получил статус национального и перешел ко второму этапу. Он предусматривает строительство и реконструкцию дорог, а также внедрение интеллектуальных систем по управлению дорожным движением и инфраструктурой, синхронизацию с планами развития территорий.

Читайте также:  Какие документы нужны для строительства дома в СНТ

В том же 2019-м была проведена модернизация «Росдорнии», чтобы институт мог более эффективно участвовать в исполнении дорожного нацпроекта. В рамках него на базе НИИ началось создание Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ).

Решение

Для выполнения задач нацпроекта было решено запустить федеральную централизованную информационную систему, которая предусматривает сбор, обработку, хранение и предоставление данных обо всех автомобильных дорогах общего пользования. Это, в частности, сведения об истории дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результаты инструментальной диагностики, оперативные и статистические показатели дорожной отрасли.

Реализация

СКДФ была спроектирована в 2019 году. Базовые платформенные решения системы построены на программном обеспечении с открытым исходным кодом. Прикладные компоненты разрабатывались на заказ.

После проверки на соответствие требованиям безопасности в систему начали вносить сведения об автомобильных дорогах общего пользования. По состоянию на начало ноября в СКДФ были загружены данные о 100% автодорог федерального значения, 92% — региональных и межмуниципальных дорог, а также 55% сведений о дорогах местного значения.

Кроме того, институт начал обучать работе в СКДФ сотрудников организаций-владельцев автодорог.

Основные функции

СКДФ создавалась как комплексная система и объединила в себе несколько ключевых функций:

  • Учет данных об автодорогах и их состоянии в цифровом виде;
  • Мониторинг программ ремонтных работ и их выполнения;
  • Поддержка проектной деятельности в сфере дорожного хозяйства;
  • Предоставление данных всем категориям потребителей в удобной форме, пригодной для обработки.

По словам генерального директора ФАУ «Росдорнии» Алексея Варятченко, интеграция всех решений на одной платформе и сквозная цифровизация процессов помогают эффективнее собирать данные, принимать решения, анализировать и контролировать дорожную деятельность. Функции СКДФ дают возможность оцифровать происходящие в отрасли процессы на каждой из стадий и уровней, добавляют в институте.

Пользователи и сферы применения

В «Росдорнии» подчеркивают, что СКДФ ориентирована сразу на несколько групп пользователей. Для каждой группы она обеспечивает свой функционал.

Жители могут узнать о ходе проектов в дорожной сфере, запланированных и выполненных работах, направить жалобу или предложение, получить обратную связь.

Федеральные и региональные органы власти с помощью инструментов СКДФ отслеживают ход работ и показатели проектов — оперативно и с любой степенью детализации. Система позволяет им контролировать выделение и расходование средств, а при необходимости — корректировать задачи и превентивно управлять рисками.

Владельцам автомобильных дорог СКДФ дает возможность вести учет дорожных объектов в цифровом виде и по единым стандартам, планировать и согласовывать работы в безбумажном виде, вести мониторинг и координировать проекты.

Для организаций дорожного строительства СКДФ упрощает процесс подтверждения и приемки выполненных работ, а актуальные данные из системы позволяют им более точно анализировать рынок.

ИТ-компании могут использовать информацию из системы для создания собственных решений, получив доступ к программным интерфейсам (API) обмена данными.

Все перечисленные группы пользователей смогут обучиться навыкам работы с СКДФ. Это предусмотрено Системой повышения квалификации (СПК), которая работает с 2019 года в рамках дорожного нацпроекта.

Дополнительный инструмент

Для планирования и оценки эффективности работ важно точно понимать текущее состояние дорог, отмечает Варятченко. Одним из источников такой информации служат передвижные лаборатории.

В рамках дорожного нацпроекта по заказу института создается первая в России универсальная передвижная лаборатория для непрерывной диагностики автодорог — «Эскандор». «Она может исследовать дорожное полотно, передвигаясь со скоростью транспортного потока — до 80 км/ч. То есть, чтобы изучить состояние дорог, не нужно останавливать движение», — объясняет гендиректор «Росдорнии».

Читайте также:  Не соблюдены границы при строительстве дома чем это грозит

Лаборатория, которую начали испытывать осенью 2020 года, будет собирать целый комплекс данных — измерять ровность дорожного покрытия, оценивать его сцепные свойства и дефекты. Также «Эскандор» снабжена системой георадиолокационного зондирования, которая покажет состояние всех слоев дорожного полотна. А функция лазерного пространственного сканирования позволит создавать «цифровые двойники» дорожной инфраструктуры.

Данные с измерительных систем будут обрабатываться лабораторией и затем выгружаться в СКДФ. С 2021 года «Эскандор» начнут использовать на федеральных, территориальных и межмуниципальных автодорогах.

Результат

Внедрение СКДФ в полном объеме пока не завершено, но она уже востребована пользователями, указывают в «Росдорнии». «Мы видим большой интерес со стороны профессионального сообщества. Прежде всего, к функциям, которые позволяют в рамках единого информационного пространства обеспечить доступ к цифровым данным и обмен ими для всех участников — от чиновников и подрядных организаций до граждан, экспертного сообщества и ИТ-компаний», — рассказывают в институте.

По состоянию на 6 ноября 2020 года в СКДФ было зарегистрировано более 14 тыс. активных пользователей. Большинство из них — представители организаций-владельцев дорог. В «Росдорнии» отмечают, что количество пользователей постоянно растет.

Благодаря механизмам обратной связи система позволяет не только отследить движение средств, но и оценить эффективность их использования, указывают разработчики. «Это позволяет повысить уровень бюджетной дисциплины субъектов РФ, внедрить и расширить инструментарий общественного контроля», — подчеркивают в институте.

Планы и перспективы

Создание и внедрение СКДФ планируется завершить до конца 2020 года. Для каждой категории пользователей, зарегистрированных в системе, создаются мобильные приложения. По словам представителей института, в ближайшее время будет доступно приложение «СКДФ. Гражданин» для iOS и Android.

В 2021-24 годах в системе появятся новые опции — например, наблюдение за строительством с возможностью визуализации и мониторинга строительных работ. Также в СКДФ будут представлены результаты диагностики дорожной инфраструктуры. Платформа обеспечит обработку и хранение материалов, поступивших от диагностических лабораторий.

В дальнейшем в систему хотят интегрировать элементы нейронных сетей, а также разработать готовые решения для планирования работ на региональном уровне. Кроме того, в перспективе предусмотрена интеграция с системой мониторинга и контроля «Моя дорога», в которой будут оценивать удовлетворенность граждан качеством дорожной инфраструктуры.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник: trends.rbc.ru

Рейтинг
Загрузка ...