Технология — последовательность операций или действий ио созданию какого-либо конечного продукта или запланированного результата.
Технология строительного производства — это наука о методах выполнения строительных процессов при возведении зданий и сооружений. Принцип выполнения строительных процессов базируется на различных способах воздействия (физических, химических, механических) на предметы труда (строительные материалы, конструкции, полуфабрикаты и др.) с использованием средств труда (строительных машин, механизмов, средств малой механизации, различных приспособлений и др.). Задача технологии строительного производства как науки — выявление различных закономерностей с целью использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
Технология возведения зданий — последовательность выполнения конструктивных элементов здания и очередность выполнения различных видов работ.
Организация строительного производства — это система подготовительных и технологических операций, связанных с организацией работ по строительству зданий и сооружений индустриальными методами с целью обеспечения строительства с наименьшими затратами груда и материальных ресурсов, с высоким качеством и в сроки, предусмотренные договором или рабочим проектом.
Монтаж Здания из Металлоконструкций АНИМАЦИЯ
Критериями оценки эффективности технологии возведения зданий являются:
- — сроки возведения зданий;
- — стоимость строительных работ (для материалов изделий и конструкций — это стоимость их производства).
На предприятиях по производству строительных материалов существует специальная категория работников — технологи, которые регламентируют всю деятельность по регулированию и планированию процесса производства строительных изделий и конструкций. Создастся специальный документ — «Технологическая карта»,- требования которого должны выполняться неукоснительно. Эту работу выполняют технологические отделы.
Применительно к технологии возведения зданий разрабатываются:
- — технологические схемы возведения зданий;
- -технологическая карта на устройство (выполнение) отдельных конструктивных элементов (кирпичная кладка, кровельные работы, монтаж конструкций каркаса и т.д.);
- — технологические карты на выполнение отдельных видов работ (из новых материалов, например, устройство облицовки).
Технология возведения зданий зависит от конструктивного решения. Существуют следующие категории зданий, каждая из которых имеет свою технологию возведения:
- — жилые дома: кирпичные, панельные, крупноблочные, возводимые методом подъема этажей или перекрытий, каркасные — с полным и неполным каркасом, монолитные дома, возводимые из термоблоков;
- — здания общественного назначения: кирпичные, каркаснопанельные, каркасные с наружными стенами из кирпича или мелкоштучных материалов; с покрытиями из крупноразмерных элементов (своды, купола, арки, висячие покрытия и др.);
- — производственные здания: одноэтажные пролетные или многоэтажные здания;
- — сооружения всевозможной конструкции и различного назначения, которые можно условно отнести к одной группе, однако каждое из них индивидуально и имеет свою уникальную технологию.
При возведении зданий и сооружений строительные и монтажные работы могут быть сгруппированы по циклам. По завершении работ подготовительного периода приступают к «нулевому» или подземному циклу работ, затем к надземному и отделочному циклам, которые завершаются пуско-наладочными работами.
Производство и монтаж модульных зданий
- 1) В нулевой цикл (или подземный цикл) работ входят:
- — земляные работы (рытьё котлованов под фундаменты и их обратная засыпка);
- — бетонные и железобетонные работы ниже нулевой отметки (устройство фундаментов);
- — монтаж строительных конструкций ниже нулевой отметки (монтаж колонн, стен подвала и т.п.);
- — гидроизоляционные работы (гидроизоляция фундаментов, стен подвала, полов и т.п.).
Ведущим процессом при выполнении строительно-монтажных работ при устройстве подземной части дома следует считать работы по устройству фундаментов. Но в сложных геологических и гидрогеологических условиях ведущим процессом могут оказаться работы по устройству искусственного основания.
В зависимости от протяженности дома, его сскционности необходимо произвести деление объёма работ на захватки.
На выбор типа экскаватора (прямая или обратная лопата, драглайн) влияют объёмы работ, глубина копки котлована, категория грунта, гидрогеологические условия площадки.
Монтаж сборных железобетонных фундаментов производят одновременно с ручной подчисткой котлована и устройством песчаной постели.
При свайном варианте фундаментов после забивки свай выполняются работы по устройству монолитного или сборного железобетонного ростверка.
После устройства наружных стен подвала приступают к монтажу или кладке внутренних стен и перегородок подвала.
Засыпку пазух котлована изнутри и подсыпку под полы выполняют после монтажа первого ряда стеновых блоков.
Во время работ нулевого цикла должна быть выполнена прокладка всех наружных сетей. Трубопроводы, укладываемые в подвале, должны быть выполнены до устройства полов.
Монтаж перекрытий подвала осуществляют после выполнения работ по устройству перегородок и полов.
Наружную гидроизоляцию стен подвала выполняют сразу после их монтажа до засыпки наружных пазух. Засыпку наружных пазух фундаментов следует производить после полного окончания монтажа плит перекрытий подвала, включая сварочные работы.
2) К надземному циклу работ относятся строительные и монтажные работы, выполняемые при возведении коробки здания.
К ним можно отнести:
- — монтаж строительных конструкций (стальных, железобетонных, деревянных); работы ведут поэтажно с соблюдением проектных требований по пространственной жесткости и устойчивости здания; это определяет порядок установки несущих элементов, выполнение диафрагм и ядер жесткости, выполнение стыков сборных элементов;
- — монтаж стеновых панелей (если они выполняют несущую функцию);
- — далее выполняется одновременно несколько видов работ (очередность выполнения этих работ по отдельным блокам здания устанавливается рабочим графиком):
- а) монтаж оконных переплётов, фонарей и др.;
- б) кровельные работы;
- в) столярные работы;
- г) сети внутреннего водопровода;
- д) сеть канализации;
- с) сеть энергоснабжения;
- ж) сеть электроснабжения;
- з) подготовка под полы.
Ведущим процессом это цикла является монтаж или кладка конструкций надземной части дома (так называемая коробка).
В зависимости от объема здания и его конструкций производится деление на захватки. По вертикали коробку дома разбивают на ярусы, равные одному этажу. Протяжённые здания разбивают на захватки, величина которых принимается равной: минимум — этажу секции, максимум — этажу дома.
Монтаж надземной части здания (в зависимости от высоты и конфигурации в плане) выполняется башенными кранами на рельсовом ходу или самоходными кранами. Темп монтажа и соответственно продолжительность строительства коробки здания определяются производительностью принятого монтажного механизма.
Помимо монтажа сборных элементов необходимо предусмотреть подачу монтажным механизмом и других различных материалов и деталей: элементов вентиляции и мусоропроводов, нагревательных приборов, трубных разводок, ванных, электрооборудования и проч., поскольку наряду с общестроительными работами к строительству подключаются санитарно-технические и электромонтажные организации.
До начала работы субподрядчиков на доме должны быть выполнены следующие работы:
- — монтаж нс менее двух этажей дома (или частей секций);
- — остекление (достаточно в одно стекло) и обеспечение в помещениях температуры не ниже 5° С (для электромонтажных работ);
- — пробиты борозды, отверстия, выполнена штукатурка ниш под отопительные приборы и электрошкафы;
- — обеспечено временное электроснабжение для производства работ и освещения помещений.
Готовность работы на захватках должна быть оформлена актами между представителями генподрядчика и субподрядчика.
- 3) К отделочному циклу работ относятся следующие строительно-монтажные работы:
- — собственно отделочные работы (штукатурные — сначала внутри, потом снаружи здания, малярные, облицовочные);
- — устройство полов (в зависимости от типа пола и вида отделки устанавливается своя очередность выполнения работ);
- — внутренние сантехнические и электромонтажные работы (устанавливаются сантехническое оборудование и осветительные приборы, производится подключение к наружным сетям и проверка системы);
- — монтаж технологического оборудования;
- — прочие специальные работы (благоустройство территории, отмостка здания).
Штукатурные работы в квартирах начинают производить с санузлов и кухонь, что позволяет ускорить сдачу под монтаж смежникам наиболее сложные для монтажа помещения.
Облицовка стен плиткой, мозаичные и плиточные полы выполняются в одном цикле со штукатурными работами.
По окончании штукатурно-плиточных работ производят остекление внутренних дверей и второе остекление окон.
Цементную стяжку под линолеумные полы выполняют после штукатурных работ те же бригады, которые выполняют штукатурные работы.
Малярные работы па доме выполняют в два этапа:
- — первый этап: шпатлёвка и окраска потолков, окраска лоджий и балконов, подготовка поверхностей под оклейку обоями, окраску стен и столярных изделий. Одновременно проводят подготовку стен в санузлах и кухнях под масляную окраску. Настилку линолеума и паркета начинают вслед за последним мокрым процессом — чистовой окраской потолка;
- — второй этап: производится оклейка стен обоями, окраска стен и столярных изделий в последний раз. Малярные работы на лестничных клетках выполняют по завершении этих работ в квартирах.
- 4) Пусконаладочные работы — это комплекс технологических операций, связанных с подготовкой оборудования для выпуска готовой продукции (выверка, смазка, установление рабочего регламента работы и проч.). Если позволяют технологические особенности производства, то пусконаладочные работы могут быть совмещены с монтажом оборудования.
- 5) Завершающая стадия строительства подготовка объекта к сдаче государственной комиссии.
Строительство может быть организовано тремя основными способами:
- — последовательный;
- — параллельный;
- — поточный.
Последовательный и параллельный методы относятся к непоточному строительству.
При последовательном методе каждое новое сооружение строится после того, как построено предыдущее. При параллельном методе продолжительность строительства одного здания равна продолжительности строительства всех одинаковых объектов.
При последовательном методе продолжительность строительства комплекса зданий при прерывистом выполнении однотипных работ и таком же потреблении материальных ресурсов максимальна. При параллельном методе обеспечивается минимально возможная продолжительность строительства комплекса объектов и одновременно максимальное потребление материальных и трудовых ресурсов.
Поточное строительство — это такой метод выполнения строительно-монтажных работ, при котором обеспечивается планомерный, ритмичный выпуск готовой строительной продукции на основе непрерывной и равномерной работы трудовых коллективов, обеспеченных своевременной и комплектной поставкой всеми необходимыми видами материальных ресурсов.
Поточное строительство — это своеобразный строительный конвейер, который требует своевременного обеспечения работ проектной документацией, непрерывного и комплектного обеспечения материалами и изделиями, повседневного поддержания в исправности машин, инвентаря и приспособлений.
Поточное строительство предполагает расчленение процесса возведения зданий и сооружений на отдельные специализированные комплексы работ (строительные потоки), выполняемые непрерывно с переходом рабочих с расчётной скоростью с одного частного фронта работы на другой.
При поточном строительстве завершение строительства комплексов объектов произойдёт быстрее, чем при последовательном методе; одновременно уменьшатся потребляемые материальные и трудовые ресурсы по сравнению с параллельным методом строительства.
Поточный метод обеспечивает равномерность загрузки бригад, равномерность потребления ресурсов и ритмичность выпуска готовой строительной продукции. Этот метод создаёт благоприятные условия для работы смежников — субподрядных организаций, снабженческих и транспортных организаций, заводов строительной индустрии.
При поточном строительстве образуются минимальнонеобходимые и постоянно возобновляемые строительные заделы, что при сокращении общей продолжительности строительства и планомерном вводе объектов в эксплуатацию приводит к сокращению объема незавершённого строительства и повышению эффективности капитальных вложений.
Практика показала, что совершенствование поточных методов строительства является большим резервом в сокращении сроков строительства и снижении его стоимости.
USEBSB Подъемная часть здания
7~7и ||j T J Надземная часть здания (коробка)
Отделочные работы
Рисунок 9.1.1 — Графики выполнения работ: а — последовательным, б — параллельным, в — поточным способами
Строительной организации поручено строительство пяти одинаковых домов. Условно принимаем, что трудоёмкость работ на подземной, надземной части здания и трудоёмкость отделочных работ равнозначны. Рассмотрим три варианта графика выполнения работ различными методами (Рисунок 9.1.1).
Источник: ozlib.com
Строй-справка.ру
Монтаж конструкций гражданских зданий
Монтаж конструкций гражданских зданий
Строительство гражданских зданий должно осуще-ставляться индустриальными методами. Основными строительными организациями, ведущими этот вид строительства, являются домостроительные комбинаты (ДСК).
ДСК имеют производственную базу для изготовления всех деталей возводимых ими домов. Они обладают техникой и укомплектованными бригадами конечной продукции, в совершенстве владеющими технологией производства различных строительных работ.
Практика полносборного домостроения показала прямую зависимость технологии монтажа жилых и общественных зданий от их конструктивных решений. Обычно при разработке типового проекта сборного здания разрабатываются технология изготовления его сборных элементов и проект производства монтажных работ. Одновременно проектируются, а затем изготовляются специальная монтажная оснастка и приспособления, применяемые при монтаже и заделке стыков здания.
По мере совершенствования конструкций жилых домов совершенствуются и методы их возведения. Наиболее распространенными методами, определяющими последовательность монтажа элементов, являются: монтаж замкнутыми ячейками; секционно-раздельный метод монтажа; монтаж отдельными захватками; раздельный метод монтажа.
Монтаж замкнутыми ячейками применяется главным образом при тонкостенных элементах конструкций, не обладающих достаточной собственной устойчивостью.
Монтаж замкнутыми ячейками не позволяет вести монтаж с транспортных средств, при котором можно доставлять одноименные элементы, поэтому приходится использовать приобъектные склады. Сроки возведения здания при монтаже замкнутыми ячейками на 25— 30% выше, чем на монтаже с транспортных средств.
При секционно-раздельном методе монтажа захваткой является одна секция здания в пределах этажа. При этом способе монтаж рассчитывается и организуется таким образом, чтобы сборка одной ячейки с выверкой, закреплением и замоноличиванием всех элементов осуществлялась в определенный период времени (смену, сутки).
Вначале монтируют несущие поперечные стены в пределах ячейки, лестничные площадки и марши. Две поперечные панели устанавливают и выверяют при помощи одноэтажного кондуктора, их временно закрепляют распорками со струбцинами. Затем устанавливают перегородки, санитарно-технические кабины и ячейку перекрывают потолочными плитами. Перегородки поднимают с помощью траверс и временно закрепляют подкосами, распорками, струбцинами и угловыми связями.
Монтаж по захваткам позволяет совмещать строительные и специальные работы. В пределах захватки монтаж может осуществляться по совмещенной или по раздельной схеме.
Раздельный метод монтажа получил наиболее широкое признание при возведении здания значительной протяженности. При этом методе монтаж зданий часто ведут двумя кранами, установленными с одной стороны здания. На каждом этапе монтажа на этаже устанавливают только однотипные детали.
Раздельный, или, как его еще называют, пооперационный метод монтажа резко сокращает затраты рабочего времени и время работы кранов. Этот метод, при котором в определенный период времени устанавливают только однотипные детали, способствует монтажу с транспортных средств. Более эффективно применение такого метода с разбивкой здания на захватки. В этом случае наряду с достоинствами раздельного монтажа появляется возможность совмещения монтажных и специальных работ.
Наиболее рациональной формой организации труда на монтаже жилых зданий из сборных железобетонных элементов является создание комплексных бригад конечной продукции. В состав работ этих бригад наряду с монтажом основных конструкций зданий входят: устройство перегородок, установка встроенных шкафов, устройство подготовки под полы, транспортные работы в пределах строительной площадки, выравнивание и затирка поверхностей. В состав комплексной бригады входят рабочие различных профессий. Многие из них обучаются новым профессиям и с успехом совмещают несколько специальностей.
При монтаже элементов зданий с помощью башенных кранов, с подвеской элемента на гибком стропе и канатах неизбежны отклонения монтируемого элемента от проектного положения. Такой монтаж называют обычно свободным.
Усовершенствованный монтаж имеет сокращенный цикл ориентировки монтируемого элемента за счет применения различных приспособлений в виде упоров, ориентиров-фиксаторов. При работе с упорами точность монтажа резко повышается, так как монтажнику не приходится следить за изменением положения элемента сразу в трех направлениях.
Координатный монтаж рассматривается как принудительный процесс монтажа сборных элементов, начиная со строповки панелей и кончая установкой их в проектное положение. Координатный монтаж предусматривает жесткое крепление элемента к монтажному механизму, не допускающее качаний и колебаний, и монтаж по заранее заданным координатам проектного положения элементов.
В последние годы разрабатываются, исследуются и проходят экспериментальную проверку различные конструктивные решения стыков (рис. 9.43), позволяющие повысить точность монтажа и резко сократить время, затрачиваемое на выверку и временное закрепление элементов. Соосность поперечных несущих панелей здесь обычно достигается применением стержневых фиксаторов — болтов или штырей, заделанных по вертикальной оси в верхней грани поперечной стеновой панели. Соосность верхней панели с нижней обеспечивается устройством в нижних гранях панели специальных конических отверстий, которые направляют в процессе монтажа нижнюю грань панели в проектное положение.
Рис. 9.43. Стержневой фиксатор
1 — панель перекрытия; 2 — стеновая панель; 3 — опорная гайка; 4 — стержень фиксатора с резьбой
Рис. 9.44. Замковое соединение стеновых панелей
Рис. 9.45. Стеновые панели с деталями пространственной самофиксации
1 — лунка для штыря; 2 — нижняя грань стеновой панели; 3 — верхняя грань стеновой панели; 4 — стержневой фиксатор
Осваивается монтаж крупнопанельных жилых домов методом пространственной самофиксации (рис. 9.44). Применение закладных деталей пространственной самофиксации — штыревых фиксаторов и замковых деталей позволяет сократить ручной труд при монтаже стеновых панелей, а также значительно уменьшить количество монтажных приспособлений.
Этот метод состоит в принудительной установке панелей наружных и внутренних стен в проектное положение с помощью трех специальных закладных деталей — штыревого фиксатора и двух замковых деталей, а также лунки, расположенной в нижней части панели соосно со штыревым фиксатором.
Первую (базовую) панель устанавливают традиционным методом, т. е. с помощью монтажных приспособлений. Соединяясь друг с другом в процессе установки панелей, замковые детали образуют бессварные сопряжения (рис. IX.45), обеспечивающие устойчивость элементов без применения монтажных приспособлений.
Эффективность монтажа методом пространственной самофиксации определяется степенью точности установки замковых и фиксирующих деталей, точности образования лунки в плоскости стеновой панели, а также строгим соблюдением технологии монтажа стеновых панелей.
Получает распространение монтаж сборных жилых зданий из объемных элементов. Здания из объемных элементов (блок-комнаты, блок-квартиры) собирают из ограниченного числа пространственных монтажных блоков, имеющих максимальную степень заводской готовности. Процесс монтажа этих зданий состоит в подъеме и установке в проектное положение объемных блоков, заделке стыков между ними и сборке соединений санитарно-технических устройств и отопительной системы. На монтаже зданий из объемных элементов используют самоходные, стреловые и козловые краны.
Принципиальным отличием объемного домостроения является изменение структуры производства. В крупнопанельном строительстве на заводах выполняется до 40%’ всех работ, в объемно-блочном — 60%, а при условии массового строительства есть все необходимые условия довести их до 70—80%.
Продолжительность строительства жилого дома значительно сокращается, а концентрация работ на заводе придает строительству черты промышленного производства, что в первую очередь повышает производительность труда, условия труда рабочих, уровень их квалификации и т. д.
В настоящее время существуют следующие основные конструктивные схемы объемно-блочного домостроения: объемно-блочная, паиельно-блочная, каркасно-блочная.
Объемно-блочная схема здания (рис. 9.46) состоит из несущих объемных блоков, опирающихся поэтажно друг на друга. Причем опирание может производиться по периметру блоков или по их углам. Блочная система получила в нашей стране наибольшую отработку и практическое внедрение.
Рис. 9.47. Панельно-блоч-ная схема здания
1— панели перекрытия; 2 — объемный элемент (сото-блоки); 3 —панели наружных стен
Рис. 9.48. Каркасно-блоч-ная схема здания
1 – стойки каркаса; 2 — ригели; 3 — балки; 4 — объемные блоки; 5 —плиты перекрытия; 6 — связи каркаса; 7 — балконная плита; в—цокольная панель; 9 — фундамент
Рис. 9.49. Монтаж здания методом подъема этажей
а — установлены колонны, уложены в пакет плиты всех перекрытий, на оголовки колонн установлены гидродомкраты; б —крыша и верхний этаж подняты на проектную отметку
Панельно-б л оч ная схема (рис. 9.47) представляет собой сочетание объемных элементов с панельными конструкциями стен и перекрытий. Объемные блоки устанавливаются на определенном расстоянии друг от друга. Заполнение между ними делают по фасаду панелями наружных стен, а по потолку — плитами перекрытия. Разнообразные архитектурно-планировочные решения зданий получаются при использовании различных блоков и расстояний между ними, которые принимают равными либо длине типовых панелей перекрытия (4,8—6 м), либо планировочному шагу объемного блока (2,7—3,6 м).
В блоках панельно-блочной схемы размещают в основном санитарно-кухонные узлы и лестничные клетки. В некоторых случаях в них располагают и жилые комнаты. В этой системе строят как жилые дома, так и общественные здания, так как она обеспечивает гибкую планировку помещений — создает помещения площадью 80—100 м2, хотя и дает меньшую степень заводской готовности сборных элементов зданий.
Каркасно-блочная схема (рис. 9.48) представляет собой сочетание несущего железобетонного каркаса с самонесущими объемными блоками, поэтажно опирающимися на каркас. Каркасно-блочная схема наиболее целесообразна в высотных зданиях, так как объемные блоки обеспечивают прочность лишь четырех-пятиэтажных зданий. Каркасно-блочная схема обладает рядом положительных качеств. Это — возможность возведения зданий любой этажности, одинаковый характер работы всех объемных блоков независимо от этажа, применение объемных блоков из легких зффективных материалов, возможность расположения в первом этаже встроенных торговых и культурно-бытовых помещений, использование для монтажа подъемных кранов массового производства.
В последнее время в крупных городах нашей страны чаще стали возводиться сборные жилые здания повышенной этажности. Принципы, заложенные в основу монтажа этих зданий, практически мало чем отличаются от монтажа крупнопанельных зданий и в основном они направлены на повышение точности установки элементов за счет применения специальной оснастки. Особенностью монтажа является использование мобильных башенных кранов типа КБ-160м и КБ-160-2, передвигающихся по рельсовым путям. Эти краны предназначаются для строительства зданий высотой до 16 этажей. Для возведения высотных зданий высотой до 100 м создан приставной несамоходный кран КБ-180.
Получил развитие на строительстве жилых домов метод подъема готовых этажей (рис. 9.49). Сущность метода заключается в подъеме готовых перекрытий или этажей по колоннам как по направляющим с закреплением их на соответствующих отметках. Плиты бетонируют пакетом одна над другой на уровне пола первого этажа по количеству, равному числу этажей.
Железобетонные или металлические колонны пропускают через отверстия в плитах. Чтобы плиты не прилипали друг к другу, верхние поверхности смазывают парафином. Подъем плит осуществляется винтовыми тягами и гидродомкратами, установленными на оголовках колонн первого яруса. После подъема первой плиты и ее закрепления последовательно поднимают все остальные.
При монтаже методом подъема этажей на верхней плите монтируют элементы перекрытия здания (чердачное перекрытие). После подъема чердачного перекрытия на освободившейся плите монтируют конструкции верхнего этажа, а затем готовый верхний этаж вместе с крышей поднимают на соответствующую отметку. Под поднятым этажом монтируют следующий этаж.
Преимущества этого метода:
перекрытия имеют малую строительную высоту;
строительство можно вести в стесненных условиях и на участках со сложным рельефом;
перекрытия обладают повышенной жесткостью и огнестойкостью.
Конвейерный метод организации монтажа крупнопанельных домов разработан на Алма-Атинском домостроительном комбинате в 1969 г. Цель его — объединить специализированные звенья строительно-монтажных работ в один взаимозависимый и взаимосвязанный коллектив, обеспечивающий возведение дома в определенном заданном ритме и сдачу его в эксплуатацию при отличном качестве.
Конвейерный метод применен на возведении надземной части крупнопанельных домов. Строительный конвейер организован по принципу конвейеризации в промышленности, но с учетом не только фактических затрат времени на выполнение отдельных видов работ, а и отклонений, вносимых в динамику работ спецификой строительного производства. Организация труда на конвейере предусматривает метод узкой специализации звеньев-исполнителей с передачей выполненных работ в принятой технологической последовательности.
Конвейерный метод организации труда на возведении крупнопанельных домов включает в себя систему производства и систему комплектации объекта сборными изделиями и материалами.
Строительный конвейер объединяет монтаж и отделку в единую неразрывную стадию работ, где членение на циклы сохраняет условный характер. Монтаж одного этажа 4-секционного дома продолжается 4 сут. Отсюда общая продолжительность монтажа 56-квартир-ного дома составляет вместе с перекрытием над тех-подпольем и крышей 22 дня. Этот показатель общей продолжительности монтажных работ и принят в качестве шага для всех процессов труда. С повышением уровня организации труда он будет уменьшаться.
Отделочные работы ведутся посекционно с последовательным переходом всех звеньев от первого подъезда к последнему. Ритм выполнения их принят одинаковым для лета и зимы при условии, что в положенное время в домах подключается центральное отопление. Так как отделка является заключительным этапом, то все сопутствующие и смежные виды работ выполняются параллельно. Строительному конвейеру приданы постоянные звенья сантехников и электриков.
Выполнение специальных работ логически вплетено в общую организацию труда, что предупредило возможность нарушения технологической последовательности работ и их темпов. При заданном ритме конвейера общая продолжительность работ по возведению 56-квартирного 4-секционного дома, принятого за расчетную единицу, составляет 45 дн.
Конвейерный метод на возведении надземной части дома устранил многие недостатки, имевшие место при выполнении этих работ силами специализированных 1 СМУ. К ним относились трудности совмещения производственных процессов, незаинтересованность в конечном результате — сдаче объекта в эксплуатацию, потеря времени и организационные неувязки при передаче работ от одного СМУ к другому.
Организация конвейера перенесла управление всеми видами работ в рабочую сферу, обеспечила взаимный пооперационный рабочий контроль, который дает возможность устранения дефектов в процессе труда.
Оснастка полуавтоматического действия для монтажа крупнопанельных домов. Для решения задач осевой фиксации несущих элементов высотного здания и соосности монтируемых элементов в настоящее время применяют специальное монтажное оснащение «Индикатор 12-12», являющееся комплексным устройством, сочетающим в себе рабочие органы по безвыверочному монтажу внутренних продольных и поперечных несущих стеновых панелей, наружных стеновых панелей с обеспечением заданной точности, мер по неизменяемости, устойчивости каркаса на стадии монтажа.
В его состав входит комплект люлек, площадок и лестниц для безопасного ведения работ.
Монтаж здания осуществляетя поэтажно с одновременной сваркой и замоноличиванием узлов каркаса, Сборка конструкций каждого этажа разделяется на стоянки. Монтаж технического подполья отличается от монтажа рядового.
-Для выверки индикаторов предусматриваются базовые створы, которые смещены от проектных осей и закреплены на площадке с помощью бетонных реперов. Выверка индикаторов производится по теодолиту.
Устойчивость и неизменяемость наружных и внутренних стеновых панелей на период монтажа каждой стоянки до осуществления проектной сварки стыков обеспечивается комплектом «Индикатор 12-16».
Во время монтажа элементов на одной захватке на второй ведутся работы по сварке и замоноличиванию узлов, а также другие сопутствующие работы.
Крепление и приведение в проектное положение верха панелей, а также перегородок захватами, которые являются основным рабочим органом «Индикатор 12-16», осуществляется полуавтоматическим приемом после того, как панель завезена к месту установки на фиксатор или панель нижележащего этажа.
За счет точного с машиностроительными допусками изготовления и установки на индикаторах вилочных захватов, правильно выбранной вне здания объективной системы реперов для выверки индикаторов по специальным визирам, изготовленным и установленным с машиностроительной точностью, отсутствия влияния субъективных качеств монтажников достигается гарантированная точность, достаточная для монтажа крупнопанельных домов до 20 этажей и выше.
Источник: stroy-spravka.ru
Монтаж быстровозводимых зданий из металлоконструкций
Быстровозводимое строительство из металлоконструкций нашло место применения в различных сферах. Технология предусматривает оперативный монтаж сооружений в сжатые сроки. Данный вид строительства с учетом легкости проведения работ и отсутствия большого количества строительной техники приводит к быстрой окупаемости вложенных средств.
Что такое быстровозводимые здания
Быстровозводимые здания — это сооружения из сборных конструкций, соединяющиеся между собой крепежными элементами. Готовые детали и части каркаса поставляются на строительную площадку, что позволяет незамедлительно приступить к монтажным работам. Металлические конструкции выступают практичным и выгодным решением при возведении зданий различного назначения.
Быстровозводимые постройки делятся на два типа: сборные и модульные. Сборные сооружения привозятся на строительную площадку в разобранном виде и монтируются на месте.
Справка! Технология сборки предусматривает выбор наружной и внутренней отделки, благодаря чему появляется возможность создания индивидуального проекта.
Модульные здания собираются из уже готовых заводских блоков. Их применяют для сооружения построек из одного или двух этажей. Типовые модули предназначены для строительства офисов, бытовых и административных помещений, складов, столовых или магазинов. Внешний и внутренний вид блоков стандартизирован и не отличается оригинальностью.
Особенности быстровозводимых зданий из металлоконструкций
Быстровозводимые здания имеют множество достоинств, что привело к активному интересу со стороны строительных компаний. Металлоконструкции пользуются популярностью благодаря таким качествам:
- время, необходимое для возведения сооружения, значительно короче, чем при строительстве капитального здания;
- обширная сфера применения благодаря качественным характеристикам;
- надежность, прочность и незначительный вес конструкции;
- устойчивость к нагрузкам и перепадам температур;
- отсутствие необходимости рыть котлован для устройства фундамента;
- металл не подвержен горению;
- материалы, из которых изготавливаются быстровозводимые сооружения, могут применяться в любых погодных условиях;
- отсутствие необходимости привлекать габаритную технику, дополнительные бригады рабочих и устраивать капитальный фундамент приводит к удешевлению проектов;
- здания из металлоконструкций можно разобрать и перевезти на другой участок.
При этом существует возможность реализации любой архитектурной задумки. В зданиях монтируются окна, а также разнообразные светопрозрачные конструкции, ворота и двери.
Основные типы металлоконструкций
Существуют типовые конструкции из металла для возведения зданий различного назначения:
- арочные — имеют полукруглую форму;
- шатровые — стойки расположены под углом относительно основания;
- вертикальные — конструкция расположена перпендикулярно поверхности пола.
Справка! Может иметь различного вида крышу: одно- или двускатную, а также плоскую.
Выбор типа металлоконструкции зависит от назначения сооружения и пожеланий заказчика.
Сферы применения быстровозводимых конструкций
Быстровозводимые металлические конструкции используются в различных сферах строительства. Их используют в тех метах, где возведение капитального строения не представляется возможным. Технология быстрого возведения применяется для таких зданий:
- сооружения сельскохозяйственного назначения;
- торговые склады или павильоны;
- ангары;
- производственные здания и цеха;
- офисы;
- автомойки, автосервисы и сооружения для шиномонтажа;
- помещения для хранения автомобилей;
- спортивно-оздоровительные комплексы;
- посты охраны;
- дачные домики для загородных участков.
Справка! Здание утепляется, и к нему проводятся все необходимые коммуникации: водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, а также электроэнергия.
Этапы возведения зданий из металлоконструкций
Быстровозводимое сооружение из металлоконструкций состоит из нескольких типовых элементов:
Колонны. Применяются двутавровые, Т-образные или квадратные в сечении. Размер сечения колонн рассчитывается исходя из основной нагрузки на здание.
Фермы. Металлическая конструкция, служащая основой для кровли, состоит из поясов, к которым примыкает система раскосов. Фермы опирают на колонны, закрепляя болтами или с помощью сварки.
Балки. Прокатные двутавры, используемые в качестве перекрытия. Для зданий с пролетами нестандартного размера балки могут соединяться с помощью сварки.
Элементы связи. Их задачи заключается в равномерном распределении нагрузки, а также обеспечении прочности и жесткости конструкции.
Справка! В группу элементов входят ригели, распорки, прогоны и фахверки.
Ограждающие защитные материалы. Для обшивки сооружений применяются различные материалы в зависимости от назначения объекта: стальной лист или сэндвич-панель.
Строительство быстровозводимого здания из металлоконструкций осуществляется в несколько этапов:
- Составление технического задания на проектирования с указанием всей необходимой подробной информации. В список входят все пожелания заказчика, сроки выполнения работ, а также подробный анализ местности с учетом климатических условий.
- Следующий этап включает разработку проектной документации на основании предварительного технического задания с подробными расчетами и сметами. В процессе могут производиться необходимые изменения и расчеты нагрузок. Подробный проект обеспечивает выполнение всех условий производства и соблюдение сроков строительства.
- После создания проекта запускается производство и комплектация металлических элементов конструкции. Все детали здания и крепежные элементы тщательно проверяются. После проверки комплект упаковывается и доставляется на место сборки сооружения.
- На следующем этапе проводится монтаж металлоконструкций. Выравнивается площадка, очищается от мусора и подготавливается фундамент. Работа осуществляется одной или несколькими бригадами, что гарантирует быстрое возведение металлического каркаса.
- Заключительная часть строительства включает наружную и внутреннюю отделку, выбор которой зависит от назначения сооружения. Оцинкованные листы применяются в промышленной и сельскохозяйственной сферах, в то время как в других зданиях в основном используются сэндвич-панели. С помощью минерального утеплителя обеспечивается комфортный микроклимат без резкого перепада температур и влажности.
Отдельным проектом разрабатываются необходимые коммуникации для освещения, вентиляции, водопровода и канализации. Создается компьютерная сеть и устанавливается система безопасности.
Металлические конструкции, применяемые для быстровозводимых зданий и сооружений, отвечают государственным стандартам и выполняются согласно строительным нормам. Каркас обеспечивает постройкам безопасность и устойчивость, а также гарантирует длительный срок эксплуатации. При появлении повреждений механического или природного характера разрушенные элементы подлежат замене.
Источник: lstkclub.ru
Общие положения о монтаже одноэтажных производственных зданий
Из всех видов инженерных сооружений одноэтажные производственные здания находят самое широкое применение для размещения производств различных отраслей народного хозяйства.
Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий выполняются в зависимости от технологии производства и могут иметь большие или малые площади застройки, определенные пролеты и высоту, а следовательно и различные физические объемы строительно-монтажных работ (рис. 9.1 и 9.2).
Каркасы зданий могут выполняться из стальных, сборных железобетонных и из смешанных конструкций, при которых колонны и плиты покрытия — железобетонные, а подкрановые балки, фермы и связи покрытия — стальные.
Одноэтажные производственные здания из стальных конструкций проектируют и возводят пролетами 18, 24, 30 и 36 м высотой до 18 м.
Здания могут выполняться одно- и многопролетными, а их каркасы из малоуглеродистых и низколегированных сталей. Они имеют ограждающие конструкции из крупнопанельных сборных железобетонных элементов, кирпича или трехслойных панелей типа «сандвич», закрепленных к фахверкам. Кровля укладывается по сборным железобетонным плитам, опираемым на стальные прогоны, или непосредственно по стальному профилированному настилу.
Настил, в свою очередь, может опираться на стальные прогоны или непосредственно на верхние пояса стропильных ферм (беспрогонное решение).
Поперечная жесткость производственных зданий обеспечивается защемлением колонн в фундаментах и горизонтальными связями по нижним поясам ферм, а в некоторых случаях дополнительно рамным (жестким) сопряжением стропильных ферм с оголовками колонн.
Продольная жесткость всегда обеспечивается системой вертикальных связей по каждому ряду колонн. В зависимости от характера крановых нагрузок (грузоподъемность, величина тормозных нагрузок, режим работы, тип кранов — с жестким или гибким подвесом и др.) в монтажных узлах применяются следующие типы креплений: на болтах грубой, нормальной и повышенной точности, на монтажной сварке, на высокопрочных болтах и. реже, на заклепках.
Болты грубой точности применяются при незначительных нагрузках или в узлах, где происходит непосредственная передача нагрузок (этажное опирание, опирание через торцовые планки) и болты на срез не работают. Монтажная сварка применяется в узлах, обеспечивающих общую жесткость здания (продольную и поперечную), благодаря малой деформативности сварных соединений.
При наличии кранов с тяжелым режимом работы и с жестким подвесом (краны с подхватами на складах заготовок и готовой продукции прокатных цехов, колодцевые краны в зданиях нагревательных колодцев, ковочные краны в кузнечно-прессовых цехах машиностроительных заводов и др.) в узлах, обеспечивающих продольную и поперечную жесткость здания (примыкание стропильных ферм к колоннам, связи по нижним поясам ферм, вертикальные связи по колоннам) действуют большие динамические нагрузки, поэтому здесь применяются высокопрочные болты, заклепки или болты повышенной точности.
Одноэтажные здания из железобетонных конструкций проектируют и возводят пролетами 12, 18 и 24 м, высотой (по верху колонн) до 14 м, а здания со смешанным каркасом пролетами 24, 30 и 36 м и высотой до 14 м.
Как правило, все здания с указанными параметрами с каркасами из стальных или железобетонных конструкций строятся по разработанным типовым проектам (сериям), имеющим свои шифры.
Типовые проекты (типовые серии) разработаны для каркасов зданий из стальных конструкций пролетами 18, 24, 30 и 36 м и высотой до 18 м, а также для зданий из сборных железобетонных конструкций пролетами 18, 24 и 30 м и высотой до 14 м (по верху колонн), а для зданий со смешанным каркасом — пролетами 24, 30 и 36 м и высотой до 14 м.
Разработку рабочих чертежей типовых проектов осуществляют ведущие институты страны, а также специализированные институты, согласующие соответствие проектов технологичности изготовления и монтажа конструкций. В типовых проектах могут быть разработаны рабочие чертежи как на отдельные конструктивные элементы (колонны, подкрановые балки, фонари, прогоны и пр.), так и на совокупность элементов в отдельных типовых решениях (например, покрытий, фонарей, фахверков и пр.). В стальных конструкциях покрытий разработаны рабочие чертежи стропильных и подстропильных ферм, распорок, вертикальных и горизонтальных связей между фермами, прогоны, т.е. все конструктивные элементы, из которых компонуется покрытие здания. Следует особо отметить, что типовые серии зданий разработаны для различных областей применения.
Основной вопрос организации работ по монтажу каркаса здания — определение метода и технологической последовательности монтажа конструкций, который неразрывно связан с выбором монтажных механизмов, обеспечивающих сборку и установку конструкций в проектное положение. От принятых методов зависят темпы возведения зданий, трудоемкость монтажных операций, общая стоимость и качество работ. Как правило, монтажные работы должны выполняться по совмещенному графику в таком порядке, чтобы не задерживать ведение смежных общестроительных и других видов работ.
Большее количество монтажных операций по сборке, креплению и оформлению стыков должно выполняться не на высоте с подмостей, а на земле, т.е. метод монтажа должен предусматривать укрупнение элементов в монтажные блоки с учетом возможности и целесообразности подъема и установки их в проектное положение с помощью современных монтажных механизмов.
При выборе методов монтажа должно быть отдано предпочтение тому методу, который наиболее прост, безопасен и обеспечивает высокое качество работ при наименьших затратах времени, труда и материальных ресурсов.
Особенность большинства одноэтажных производственных зданий — их большие размеры в плане при относительно небольшой высоте. При этом расстояния между несущими конструкциями в большинстве случаев превосходят радиус действия крана, что налагает особые требования на определение методов монтажа. Выбор метода и последовательности установки конструкций зависят и от других факторов, например, от состояния монтажной площадки (стесненности или свободных условий), рельефа местности, наличия подъездных железнодорожных путей или автодорог, а также необходимого парка монтажных механизмов. В отдельных случаях выбор метода монтажа значительно осложняется при наличии фундаментов под технологическое оборудование, различных подземных коммуникаций, расположенных в пролетах здания.
Применяемые монтажные механизмы, помимо соответствующих грузовых и геометрических характеристик, должны обладать хорошей мобильностью либо иметь возможно большую рабочую зону (а вернее, сферу действия), при которой необходимый комплекс работ может выполняться на каждой последовательной стоянке крана.
Организация работ по монтажу в целом должна обеспечивать параллельное выполнение общестроительных работ смежными организациями, быстрейшую сдачу пролетов под монтаж технологического оборудования и отдельных частей здания или всего сооружения в эксплуатацию. В зависимости от направления монтажа различают продольный монтаж (рис. 9.3,а), когда установка конструкций ведется отдельными пролетами, и поперечный, или секционный монтаж, когда поток монтажа охватывает ячейки зданий в поперечном направлении (рис. 9.3,б). Поперечный монтаж применяется, когда здание должно входить в эксплуатацию отдельными секциями, охватывающими все пролеты, а также при монтаже кранами с большим радиусом действия.
В зависимости от последовательности установки основных конструктивных элементов каркаса монтаж может выполняться дифференцированным или комплексным методом.
Дифференцированный метод монтажа осуществляется последовательными потоками. Например, сначала устанавливаются колонны и подкрановые балки, затем после их выверки и закрепления вторым потоком производится монтаж подстропильных и стропильных ферм и далее третьим потоком — монтаж прогонов, связей, фонарей, профилированного настила или плит покрытия, а также элементов фахверка.
Дифференцированный монтаж может производиться одним монтажным механизмом или несколькими, перемещаемыми друг за другом. Комплексный метод монтажа заключается в одновременной установке одной или нескольких смежных секций здания.
В этом случае монтаж начинается обычно с установки четырех колонн секции, которым сразу же придается строго проектное положение и ставятся продольные связи между колоннами. Далее устанавливаются подкрановые балки и подстропильные фермы. Установкой стропильных ферм с прогонами и связями, а также элементами кровли завершается монтаж секции. Затем после проверки геометрической правильности смонтированных конструкций производят окончательное оформление монтажных стыков.
В практике монтажа наиболее распространен дифференцированный метод. Однако за последние годы дифференцированный монтаж во многом изменился благодаря применению более совершенного кранового оборудования и прогрессивной технологии производства монтажных работ. В настоящее время в первом потоке монтажа принята определенная очередность установки конструкций.
В каждом ряду на участке между температурными швами устанавливаются первые колонны, между которыми имеются вертикальные связи, и закрепляются к фундаментам анкерными болтами или расчалками (в этом случае они должны быть предусмотрены в ППР). Эта первая пара колонн раскрепляется вертикальными связями и подкрановыми балками (или распорками) и называется связевой панелью. Эта панель обеспечивает устойчивость колонн вдоль ряда на участке между температурными швами. На таком участке в каждом ряду колонн (в зависимости от проекта) могут устанавливаться вертикальные связи в одном или в двух местах (например по концам колонн каждого ряда), т.е. в каждом ряду колонн могут предусматриваться и две связевые панели. Если вертикальные связи между первыми колоннами отсутствуют или расположены в середине температурного блока, то первую пару монтируемых колонн раскрепляют обычно временными расчалками согласно ППР.
Во всех случаях в каждой связевой панели вначале устанавливают и закрепляют связи, а затем подкрановые балки. Далее после каждой установленной колонны монтируют подкрановые балки или распорки.
После установки всех колонн приступают к второму потоку монтажа — монтажу покрытия. Устанавливать его начинают с панели, в которой расположены горизонтальные связи между стропильными фермами, а при отсутствии связей — в соответствии с указаниями ППР. В том случае, если монтаж выполняется поэлементно, то первую пару устанавливаемых ферм необходимо раскрепить расчалками.
Последующие фермы раскрепляются по мере монтажа расчалками или инвентарными распорками, что обычно должно быть указано в ППР. Каждая ферма в зависимости от пролета раскрепляется путем установки одной или двух пар временных расчалок (одной или двумя инвентарными распорками), закрепляемых в узлах верхнего пояса фермы. Снимают расчалки или инвентарные распорки после закрепления и выверки правильности положения стропильных ферм, установки и закрепления в связевых панелях распорок по верхним и нижним поясам стропильных ферм, а при отсутствии связей по верхним поясам — после крепления стального профилированного настила.
Как при поэлементном, так и при крупноблочном монтаже установка колонн может выполняться любым самоходным автомобильным или гусеничным краном. Предпочтение обычно отдается гусеничным кранам, так как они менее требовательны к подготовке основания. Во втором потоке При монтаже покрытия применяют такой кран, который обеспечил бы установку максимального количества конструктивных элементов покрытия как по высоте подъема, так и по грузоподъемности. Одновременно рабочая сфера крана должна охватывать всю или определенную часть поперечного сечения здания. Таким требованиям хорошо отвечают гусеничные и рельсовые краны, оснащенные башенно-стреловым оборудованием, а также определенные модели башенных кранов.
Второй поток монтажа охватывает в большинстве случаев не только монтаж подстропильных и стропильных ферм, но и установку фонарей, прогонов, связей, распорок, плит покрытия или профилированного настила, т.е. полностью покрытия.
Ранее все второстепенные конструктивные элементы каркаса здания монтировались отдельными потоками вслед за установкой основных несущих элементов. Обычно такой монтаж выполняется с помощью средств малой механизации (жесткими дерриками, полноповоротными кранами небольшой грузоподъемности и т.п.). Механизмы устанавливались на покрытие здания и перемещались по специальным путям или прогонам, закрепленным к верхним поясам стропильных ферм. Необходимо отметить, что при поэлементном монтаже покрытия на кран падает большая нагрузка, В покрытии много конструктивных элементов, каждый элемент нужно подать и подготовить к подъему, застропить, поднять и установить в проектное положение, при этом временно (а в дальнейшем и окончательно) закрепить. На все эти операции затрачивается значительное время.
В целях некоторого ускорения работ на кранах предусматриваются два вида подъема: основной и вспомогательный. Основной — для подъема тяжелых грузов, вспомогательный — для подъема легких грузов. Подъем легких грузов выполняется с помощью гуська, установленного на оголовке стрелы крана (здесь скорость подъема груза значительно выше скорости основного подъема).
Ho такое ускорение работы крана не является решающим и применение одного крана не всегда может обеспечить необходимый темп монтажа. В этом случае добавляется еще один кран, а если это необходимо, то и несколько кранов, например, при монтаже многопролетного каркаса здания и необходимости одновременного монтажа всех пролетов. Такой монтаж по всему сечению обеспечивает своевременный ввод сооружения в эксплуатацию.
Следует отметить, что во всех случаях при одновременной работе рядом расположенных кранов необходимо строго соблюдать определенные требования безопасности производства работ. Эти требования направлены на исключение каких-либо пересечений стрел рядом работающих кранов или столкновений поднимаемых конструкций, С этой целью рядом расположенные краны должны быть удалены друг от друга на расстояния, учитывающие их радиусы рабочих зон и максимальные габариты поднимаемых грузов. В отдельных случаях при необходимости одновременной работы кранов с расстоянием между ними, при котором их рабочие зоны пересекаются, одному из кранов ограничивают сектор поворота стрелы (в плане).
Наиболее важным вопросом монтажа здания во всех случаях является правильный выбор монтажных механизмов. При монтаже одноэтажных зданий всех типов применяется самое разнообразное крановое оборудование: автомобильные краны различной грузоподъемности от 6,3 до 16 т; краны пневмоколесные (10—100 т); гусеничные краны (6,3—160 т); башенные краны (60—100 т); рельсовые краны (60—100 т); железнодорожные краны (16—30 т); козловые краны (15—50 т).
Железнодорожные и козловые краны на монтажных работах применяются значительно реже. Наиболее часто, особенно при поэлементном монтаже зданий легкого типа, применяются автомобильные и гусеничные краны. Они отличаются большой мобильностью, удобны в работе, но требуют тщательной подготовки основания (особенно для автокранов).
При блочном и крупноблочном монтаже одноэтажных зданий среднего и тяжелого типа чаще применяются гусеничные краны большой грузоподъемности (25—160 т). Для большего удобства монтажных работ их оснащают башенно-стреловым оборудованием.
Помимо гусеничных кранов при таком монтаже нередко предусматривается применение башенных кранов, например типа БK-406 или BK-100, а в отдельных случаях рельсовых кранов типа CKP-1500, СКР-2200 и даже СКР-3500 (стреловой кран рельсовый с грузовым моментом 3500 гм., он может поднимать 100 т на вылете 35 м). Следует отметить, что высоту башенных кранов можно уменьшить (по отношению высоты по паспорту крана), убирая несколько секций в башне, что часто практикуется при монтаже невысоких зданий. Применение рельсовых кранов на монтаже должно предусматриваться при тщательном обосновании метода работ, так как стоимость машино-смены таких кранов достаточно высокая. Кроме того, устройство путей под рельсовый кран (одновременно две колеи обычных железнодорожных путей) требует довольно значительных затрат.
Башенные краны также требуют устройства путей, что значительно осложняет их широкое применение. Пневмо-колесные краны, несмотря на их относительно хорошие грузовые характеристики, реже применяются на монтаже. В каждом случае при относительно тяжелых подъемах требуется устанавливать выносные опоры, от этого темп работы снижается, поэтому предпочтение отдается гусеничным кранам.
При монтаже каркасов здания следует учитывать не только выбор монтажных кранов, но и их расстановку. Решения по расстановке кранов принимают в зависимости от конфигурации здания, пролетов, высот и пр. (а иногда оно диктуется наличием кранов на месте производства работ). Для монтажа каркасов зданий могут приниматься следующие решения по расстановке кранов:
1) Краны расположены внутри каркаса здания. В этом случае монтаж каркаса производится по мере отступления кранов (монтаж «на себя»). При этом методе монтажа легко осуществляют подачу конструкций к кранам, подготовку и предварительную раскладку элементов у мест их подъема. Подача конструкций должна производиться навстречу монтажу (или движению кранов). Такое принципиальное решение наиболее распространено в практике монтажных работ, рационально и экономически оправдано,
2) Краны расположены снаружи каркаса здания. Такое решение принимается при наличии большого объема работ по устройству фундаментов под оборудование и инженерных коммуникаций с тоннелями и развитым подземным хозяйством, Подача конструкций под монтаж в этом случае может осуществляться как навстречу направления монтажа, так и в противоположном направлении.
Организация строительства должна четко обеспечивать поточность работ, сущность которой заключается в непрерывном и равномерном выполнении всех видов строительных и монтажных работ. При этом важно заранее создать соответствующий производственный ритм, при котором все участники строительства за заданный отрезок времени выполняют определенный объем работ при постоянной численности рабочих и постоянном парке монтажных механизмов и совмещают строительные и монтажные работы.
В зависимости от сложности сооружения комплекс работ может включать: земляные, бетонные работы по устройству фундаментов, работы по монтажу строительных конструкций, монтаж технологического оборудования, теплотехнические, сантехнические, вентиляционные, электротехнические работы и пр.
Обычно возглавляет, организует и координирует производство всех работ генподрядная организация, которая и выполняет общестроительные работы, остальной комплекс работ осуществляют специализированные строительно-монтажные субподрядные организации.
Каждая организация должна своевременно представлять фронт работ другой организации, например строительная организация должна предоставить фундаменты для возможности монтажа колонн, монтажная организация в свою очередь должна предоставить фронт работ для укладки кровли, остекления и т.д. Такое совмещение работ требует большой четкости и технологической дисциплины от всех исполнителей.
Для облегчения организации строительства все здания разбивают на участки-захватки, в каждом из которых выполняют только один вид работ.
Переход с одного участка на другой происходит по графику в строго определенное время, за которое каждый из участников строительства должен успеть выполнить свой объем работ. Основным условием повышения эффективности капитальных вложений всегда является сокращение сроков ввода строящихся объектов в эксплуатацию, так как затраченные средства на их строительство будут быстрее приносить отдачу благодаря выпуску продукции и ее реализации, а также будет ускоряться окупаемость объектов. При производстве строительно-монтажных работ, особенно при сложных объектах, выполняется целый комплекс различных видов работ, причем многие работы выполняются одновременно, Как правило, продолжительность строительства в основном зависит от сроков выполнения работ по монтажу каркаса сооружения, имеющего наибольший физический объем.
Все работы по возведению объектов выполняют в соответствии с календарными планами и графиками, где и предусматривается сокращение сроков возведения объектов за счет максимального совмещения отдельных видов строительных работ с монтажными работами. Оптимальные сроки являются также непременным условием улучшения всех технико-экономических показателей производственной деятельности монтажных организаций и в первую очередь снижения себестоимости работ и роста производительности труда.
Важно отметить, что в общем объеме конструкций одноэтажных зданий покрытие занимает более 50% массы каркаса, а трудоемкость монтажа покрытия составляет 65—70%, поэтому при совершенствовании конструкций покрытий и технологии их монтажа можно значительно снизить общую трудоемкость монтажа здания. Вот почему вопросам выбора оптимальной технологии монтажа и конструктивно-компоновочным решениями как здания в целом, так и блоков покрытий должно уделяться большое внимание. Здесь кроется значительный резерв возможного снижения трудоемкости и сокращения срока строительства. Эта основная задача организации монтажных работ может быть решена за счет уменьшения числа монтажных элементов в здании и применения наиболее совершенных методов монтажа.
Известны два способа сокращения числа монтажных элементов: соответствующая компоновка конструкций (например, увеличение шага колонн и ферм, применение беспрогонных решений, принципиально новые конструктивнокомпоновочные решения и пр.) и укрупнение конструкций до их подъема и установки в проектное положение.
Предварительное укрупнение конструкций в блоки при производстве монтажных работ имеет ряд преимуществ:
— позволяет использовать менее дорогие монтажные краны с меньшей грузоподъемностью;
— исключает опасные верхолазные работы по сборке, так как сборка производится на земле или на стендах, оснащенных подмостями;
— увеличивает массу одного подъема; значительно повышает качество работ благодаря доступности постоянного контроля;
— эффективно используется грузоподъемность основного монтажного механизма и исключаются его простои;
— сокращается общая продолжительность работ, так как заранее укрупненные блоки конструкций позволяют монтировать их поточным методом.
Однако укрупнение конструкций не всегда экономически оправдано. Нерационально производить укрупнительную сборку конструкций в блоки при небольшом их количестве в составе объекта, так как масса этих блоков определяет подбор монтажного механизма по грузоподъемности и не имеет смысла применять для монтажа кран большой грузоподъемности из-за нескольких подъемов. Надо стремиться не к одиночным тяжелым подъемам, а к максимальному укрупнению конструктивных элементов небольшой массы. Эффект от ускорения монтажных работ может перекрывать затраты, связанные с использованием крана с большей стоимостью машино-смены, при условии, что укрупнительную сборку будут выполнять параллельно с подъемом блоков в проектное положение и укрупнением будет занят не основной монтажный кран, а дополнительный кран с меньшей стоимость машино-смены.
Таким образом, возможны два принципиально различных метода монтажа: поэлементный, при котором каждый конструктивный элемент поднимают и устанавливают в проектное положение отдельно, и крупноблочный, при котором конструктивные элементы предварительно собирают (укрупняют) перед подъемом в пространственные блоки.
В общем случае монтаж конструкций блоками будет экономически оправдан, если сумма стоимостей укрупнения конструкций Сукр и блочного их монтажа Сбл.м будет меньше стоимости поэлементного монтажа конструкций Cэл.м, т.е.
При равенстве обеих частей формулы предпочтение следует отдать блочному монтажу как обеспечивающему большую безопасность работ и сокращение продолжительности строительства.
Наибольшее число отправочных элементов небольшой массы характерно для подкрановых балок (тормозные конструкции, поперечные связи) к конструкции покрытия (связи по нижним поясам, фермам, распорки по верхним поясам ферм, прогоны, фонари). Традиционные конструкции покрытий с фермами из парных уголков заменяют более прогрессивными конструкциями покрытий с фермами из легких эффективных профилей. Эти конструкции покрытий, выполняемые по типовым проектам (сериям), широко применяют при строительстве многих крупных производственных зданий в стране.
В соответствии с ППР эти конструкции покрытий могут монтироваться поэлементно или поэлементно-блочным способом. Они исключают возможность поточного монтажа блоков покрытий — «блок за блоком», наиболее рационального способа монтажа при применении сборки блоков на конвейере в связи с отсутствием парных элементов.
При монтаже покрытия поэлементно-блочным способом конструкции монтируются по принципу «блок через шаг», т.е. конструкции блоков покрытия монтируются через шаг 12 м, а конструкции между каждыми двумя блоками, установленными в проектное положение, распорки, прогоны фонари, связи и профилированный настил — отдельными элементами (рис. 9.4).
Кроме того, на конвейере может быть укрупнено только около 50% блоков покрытия (без кровельного ковра). При таком монтаже тяжелые блоки и элементы заполнения между установленными в проектное положение блоками должны монтироваться одним и тем же, но более мощным краном.
Грузоподъемность его определяется массой монтируемых блоков, а длина стрелы крана должна обеспечивать возможность «переноса» монтируемых элементов заполнения через смонтированный ранее блок, расположенный со стороны крана, перемещаемого в пролете здания. Очевидно, что использование тяжелых кранов для монтажа легких прогонов и распорок экономически нецелесообразно.
Монтаж покрытия, помимо значительной трудоемкости, осложняется необходимостью производства большого объема опасных верхолазных работ, что требует дополнительных затрат, связанных с мероприятиями по технике безопасности (обстройка рабочих мест лестницами, площадками, переходными трапами и пр.). Однако применение типовых проектов, разработанных для поэлементно-блочного монтажа, и изготовленные по ним конструкции, хотя и имеют отмеченные трудности при производстве монтажных работ, но не вызывают увеличения металлоемкости при конвейерной сборке блоков покрытия, как это всегда бывает при изготовлении конструкций покрытия для конвейерно-блочного монтажа.
Вот почему особое внимание обращают на совершенствование проектирования конструкций покрытий и технологии их монтажа. Необходимы новые типовые проекты покрытий с принципиально новыми конструктивно-компоновочными решениями. Сложность создания этих решений заключается в том, что симметричные, жесткие, автономные блоки, отличающиеся легкостью укрупнительной сборки и монтажа, требуют большей затраты дефицитного металлопроката — на парные конструктивные элементы стропильных или подстропильных ферм и пр. (рис. 9.5).
Разработаны типовые решения покрытий, предназначенные для возможности их монтажа поэлементным способом или способом «блок через шаг». Такие покрытия имеют значительные (ранее отмеченные) недостатки в монтаже и сложности в применении конвейерно-блочного способа работ, но с точки зрения затрат металла они, безусловно, отвечают требованиям его экономии. Поиск оптимального решения блоков покрытий не прекращается и в настоящее время.
Технико-экономические подсчеты показали, что крупноблочный монтаж со сборкой блоков покрытия на конвейерной линии — это совершенная и прогрессивная форма технологии монтажа и она должна развиваться и совершенствоваться. Впервые сборка блоков покрытия на конвейерной линии была разработана и осуществлена в Италии фирмой «Фиат» в 1967 г. при строительстве одного из цехов автомобильного завода.
Площадь цеха составляла 42,4 тыс.м2, сетка колонн 12×12 м2, покрытие имело 226 бес-фонарных блоков массой по 14 т, которые были смонтированы на 45 рабочих дней. При этом способе итальянцы применили тележечный конвейер на рельсовом пути, на котором выполнялись определенные технологические операции, от укрупнения несущих конструкций с профилированным настилом до полностью законченного блока с подвешенными трубопроводами и пр. Готовые блоки вместе с тележками устанавливались специальным портальным краном на передвижные подмости, перемещаемые по рельсовому Пути, подавались к месту монтажа и устанавливались с помощью домкратных устройств в проектное положение. По линии примыкания стропильные фермы разделены (по вертикали) на две половины, соединяемые планками с болтами после установки блоков, подстропильные фермы были парными.
В условиях Италии этот метод сборки блоков на конвейере оказался экономически целесообразным при площади застройки 50 тыс.м2 и более. Дальнейшее развитие этот метод получил и в 1970 г. на строительстве механосборочного цеха Горьковского автомобильного завода (ГАЗ), где были смонтированы 432 блока покрытия размером 12×24 м и массой 40 т. В отличие от итальянского опыта блоки состояли из парных подстропильных балок, смещенных на 3 м с осей колонн двух стропильных ферм, имели свето-аэрационные фонари шириной 12 м и включали не только стальные конструкции, но и строительную часть кровли (пароизоляция, утеплитель, рулонный ковер, гравийная защита) и промышленные проводки (вентиляционные воздухопроводы, шинопроводы, сантехнические устройства для водопровода), т.е. имели полную строительную готовность. Это способствовало росту производительности труда при производстве как монтажных, так и строительных работ. В проектном положении выполняли лишь стыки кровли по кромкам блоков.
Сущность конвейерной сборки блоков покрытия производственных зданий состоит в том, что на отдельной площадке, расположенной в непосредственной близости от строящегося объекта, оборудованной специальными приспособлениями и грузоподъемными механизмами, методом пооперационной сборки элементов металлоконструкций создается жесткий пространственный блок каркаса покрытия определенного размера. Процесс укрупнения блока расчленяют на ряд этапов с выполнением на каждом определенной части сборочных работ.
После выполнения первого этапа часть собираемого блока перемещают на новое место (стоянку), где продолжают сборку, а на освободившемся месте приступают к сборке второго блока. Места конвейера, на которых выполняются отдельные этапы сборки, называются стоянками конвейера. Первая стоянка оборудована стендом, который обеспечивает точность геометрических размеров укрупненных ферм блока. На первых четырех стоянках выполняют сборку стальных конструкций блока покрытия: стропильных и подстропильных ферм, связей прогонов и укладку и закрепление профилированного настила. На последующих стоянках заполняют межферменное пространство.
С одной стоянки на другую блоки перемещают полиспастом по рельсовым путям на специальных тележках, соединенных между собой, подобно поезду, что обеспечивает синхронное передвижение. Совокупность рельсовых путей, тележек, приспособлений для сборки и перемещения блоков называют конвейером.
Продолжительность операций, выполняемых на каждой стоянке, должна быть одинаковой, иначе невозможно соблюсти постоянный ритм сборки, т.е. равный интервал времени между перемещениями блоков с одной стоянки на другую. Стоянки конвейерной линии обстраиваются стационарными подмостями и переходными мостиками, конструкции которых зависят от вида выполняемых работ. Одновременно передвигаясь на тележках по рельсовым путям каждый собираемый блок проходит рабочие стоянки конвейера, где кроме сборки металлоконструкций и окраски последовательно выполняются работы по монтажу сантехнических систем, электроаппаратуры и вентиляционных трубопроводов, а также общестроительные работы по устройству кровли и остеклению. На последней стоянке производится приемка укрупненных блоков.
Такие блоки покрытия, сходя с конвейера, приобретают полную строительную готовность и после приемки транспортируются в зону монтажа, где краном соответствующей грузоподъемности или другими средствами устанавливаются в проектное положение. Освободившиеся тележки вновь перевозят на конвейер. Конвейерные линии проектируют с продольным или поперечным расположениями блоков. Продольное расположение блоков позволяет применить для их сборки краны с меньшим вылетом стрелы, а следовательно и меньшей грузоподъемности, но увеличивает длину конвейерной линии и протяженность дорогостоящих рельсовых путей.
Поперечное расположение блоков уменьшает длину конвейера, но требует применения кранов с большим вылетом. Обычно схема конвейера определяется при разработке ППР (рис. 9.6).
Для обеспечения безопасности при одновременной работе нескольких кранов, обслуживающих конвейерную линию, их минимальное приближение должно исключать аварийные ситуации при поворотах стрел навстречу друг другу. Для этого предусматриваются промежуточные стоянки, на которых никакие работы не производятся.
Например при продольном расположении конвейерной линии — 1 промежуточную стоянку, при поперечном 3—4 стоянки. Для сборки стальных конструкций, их окраски, осмотре и сдачи блока под производство строительных работ при продольном расположении блоков обычно назначают 8—10 стоянок, в том числе 2—4 промежуточных. Устройство кровли и монтаж промпроводок требует до 6 стоянок.
Таким образом общая длина конвейера в среднем достигает 16 стоянок, а иногда и более. Место расположения конвейера относительно строящегося здания зависит от его конфигурации, наличия свободных площадей, возможности размещения рядом с конвейерной линией склада стальных конструкций. Учитывается также возможность использования конвейера для одного или нескольких строящихся объектов.
Конвейерный способ сборки и крупноблочного монтажа — принципиально новый метод организации строительно-монтажного производства. Технико-экономический эффект достигается не только на монтаже металлоконструкций, но, главным образом, на других видах специальных и общестроительных работ. Этот технологический процесс создает широкие возможности для совмещения и механизации строительно-монтажных работ, повышает культуру производства и качество работ.
Конвейерный метод объединяет крупноблочный монтаж, дающий небольшое сокращение сроков строительства, и самый производительный способ укрупнительной сборки — сборку на конвейере.
Крупноблочный монтаж покрытий одноэтажных производственных зданий блоками полной строительной готовности со сборкой блоков на конвейере (конвейерный метод) обладает рядом преимуществ, важнейшие из которых: сокращение сроков строительства, повышение качества строительно-монтажных работ; повышение производительности труда, улучшение условий труда рабочих и ИТР, значительное уменьшение опасных верхолазных работ.
Конвейерная сборка и крупноблочный монтаж блоков покрытия полной строительной готовности, использованные на строительстве механосборочного корпуса №9 Горьковского автозавода (производственная площадь 125 тыс м2), получили свое дальнейшее развитие при возведении основных корпусов КамАЗа, а также на последующих крупных и сложных объектах.
Одновременно при проектировании большое внимание обращалось на снижение металлоемкости покрытий и их экономическую эффективность. В конструкции зданий широко внедряются новые эффективные профили, обеспечивающие снижение металлоемкости. В каркасах зданий для снижения трудоемкости и ускорения возведения зданий сокращается общее количество конструктивных элементов, упрощаются узлы монтажных соединений, взамен трудоемких стыков стропильных и подстропильных ферм на монтажной сварке вводятся фланцевые соединения на высокопрочных болтах, выполняются бесфасоночные соединения элементов, максимально унифицируются элементы здания и т.д.
В качестве конструкций покрытий с применением новых эффективных профилей широко применяются покрытия с фермами из круглых труб (типа «Урал») и замкнутых гнутосварных профилей прямоугольного сечения типа «Moлодечно», из широкополочных двутавров, из широкополочных тавров, а также здания из рамных конструкций типа «Орск», «Канск» и здания со структурными конструкциями покрытия типа «Кисловодск», «ЦНИИСК» («Москва»).
Источник: fccland.ru