В строительном производстве краны применяют при монтаже конструкций, вертикальном и горизонтальном перемещении строительных материалов при погрузочно-разгрузочных работах, в подсобных производствах и т.д.
Краны классифицируют по следующим признакам:
- — по способности передвижения в процессе выполнения технологических операций — самоходные, стационарные, самоподъемные и переставные.
- — по ходовому оборудованию — гусеничные, пневмоколесные, на автомобильном шасси, рельсовые, на железнодорожном ходу и плавучие.
- — по силовому оборудованию — с двигателями внутреннего сгорания, дизель-электрические и с электродвигателями.
В железнодорожном строительстве наибольшее распространение получили стреловые самоходные и башенные краны. В меньшей степени используются краны на железнодорожном ходу.
Стреловые самоходные краны благодаря своей мобильности, маневренности и разнообразию стрелового оборудования являются основой машинного парка транспортных строителей. Краны этой группы оснащены инвентарным оборудованием в виде вставок для увеличения длины стрелы; гуськами, позволяющими увеличить вылет стрелы. Значительно расширена область применения стреловых кранов за счет их оснащения башенно-стреловым оборудованием.
упал башенного кран
Все это делает самоходные стреловые краны универсальной строительно-монтажной машиной.
Гусеничные краны (рис. 4.26) используют преимущественно на объектах с большими объемами работ, например таких, как одноэтажные каркасно-панельные производственные здания из сборного железобетона и металлических конструкций.
Рис. 4.26. Стреловой кран на гусеничном ходу, оборудованный гуськом: 1 — основная стрела; 2 — гусек;
3 — противовес
В железнодорожном строительстве к таким объектам относятся локомотивные депо, пункты контрольного технического осмотра вагонов (ПКТО), эксплуатационно-ремонтные базы (ЭРБ) дистанции пути и т.п.
Типоразмерный ряд включает краны грузоподъемностью 16; 25; 40; 63 и 100 т. Фирма «Liebherr» (ФРГ) выпускает кран грузоподъемностью 1000 т, максимальным вылетом крюка 100 м и высотой подъема 175 м.
Важнейшим качеством гусеничных кранов является их устойчивость, что позволяет вести работы без выносных опор. Давление на грунт 0,15. 0,20 мПа. Кран может перемещаться с грузом на крюке, масса которого составляет 90 % от максимальной грузоподъемности. Перемещают гусеничные краны с объекта на объект на трейлерах.
Гусеничные краны имеют либо автономную силовую установку (дизельную или дизель-электрическую), либо электрический привод с питанием от внешней сети.
Пневмоколесные краны выпускают такой же грузоподъемности, как и гусеничные. Для обеспечения устойчивости при реализации максимальной грузоподъемности краны устанавливают на 4 выносные опоры.
На расстояние до 5 км пневмоколесные краны перемещаются собственным ходом со скоростью до 20 км/ч. При больших расстояниях их буксируют автотягачом.
Как «растут» башенные краны?
Область применения пневмоколесных кранов та же, что и гусеничных. Удельное давление на грунт 0,3. 0,4 мПа.
Краны на специальном шасси автомобильного типа. Этот тип кранов обладает высокой мобильностью, как автомобильные (скорость до 60 км/ч), и грузоподъемностью, как гусеничные краны, — до 160 т. Краны оснащены телескопическими стрелами (рис. 4.27).
Рис. 4.27. Кран на специальном шасси автомобильного типа с выдвижной телескопической стрелой (транспортное положение)
Фирма «Liebherr» (одна из ведущих краностроительных фирм в мире) выпускает серию кранов грузоподъемностью от 12 до 550 т, при максимальном вылете стрелы от 16 до 100 м. Кран LG-1550 имеет следующие характеристики: грузоподъемность 550 т, максимальный вылет стрелы 116 м, максимальная высота подъема крюка 165 м, грузоподъемность на максимальном вылете 9 т.
Фирма «Gottwald» (ФРГ) изготовила кран модели АК-912 со стрелой решетчатого типа максимальной грузоподъемностью 1200 т. Конструкция крана предусматривает три типа стрел, в том числе стандартную длиной от 23 до 113 м и башенного типа длиной 24-84 м.
Следует отметить, что за последние годы все ведущие зарубежные краностроительные фирмы постоянно сокращают выпуск гусеничных и практически прекратили выпуск традиционных пнев- моколесных кранов. Это объясняется современными требованиями строительства и необходимостью быстро перебрасывать краны с одного объекта на другой по территории не только одной страны, но и соседних, в основном европейских стран с хорошими автотрассами.
Автомобильные краны смонтированы на шасси серийных автомобилей. Их грузоподъемность составляет 4—16 т. Они оборудуются решетчатыми или телескопическими стрелами. Хотя автокраны полноповоротные, их рабочая зона в плане составляет около 270° (над кабиной водителя подъем и опускание груза запрещены). Автокраны, как правило, работают с установкой выносных опор.
Область применения этих кранов: погрузочно-разгрузочные работы, вертикальный транспорт строительных материалов, небольшие объемы строительно-монтажных работ.
Стреловые краны на железнодорожном ходу используют при установке опор контактной сети, монтаже малогабаритных зданий из объемных блоков, при восстановительных работах в случаях чрезвычайных ситуаций на железных дорогах.
Башенные краны. Башенные краны выпускают самоходными на рельсовом ходу, приставными и самоподъемными. Известны конструкции башенных кранов на гусеничном ходу. Наибольшее распространение в гражданском и промышленном строительстве получили башенные краны на рельсовом ходу. Они подразделяются на две большие группы: краны с поворотной башней и краны с поворотным оголовком (рис.
4.28).
Башенные краны оснащают балочными или подъемными стрелами. Балочная стрела, как правило, располагается горизонтально (рис. 4.28, а). Вдоль ее нижнего пояса перемещается грузовая каретка с подвешенным крюком. В Г-образную конфигурацию крана хорошо вписываются объекты прямоугольного очертания. Достоинство
Рис. 4.28. Башенные краны: а — с поворотным оголовком; б — с поворотной башней; 1 — башня; 2 — стрела; 3 — поворотный оголовок; 4— поворотная платформа; 5 — противовесная платформа; 6 — противовес; 7 — балласт;
8 — ходовая тележка такой конструкции заключается в том, что для перемещения груза в горизонтальной плоскости нет необходимости передвигать кран на новую монтажную позицию — для этого достаточно переместить каретку. Таким образом достигается практически полное использование подстрелового пространства.
В кранах такой конструкции их грузоподъемность постоянна при любом положении грузовой каретки.
Недостатками кранов с подъемными стрелами (рис. 4.28, б) являются их частые перемещения по фронту работ, поскольку грузовой крюк закреплен в головной части стрелы, а также необходимость изменения угла наклона стрелы к горизонту при подаче монтажного элемента к месту его установки. Обе указанные операции увеличивают время цикла работы крана. Кроме того, при изменении угла наклона стрелы меняется грузоподъемность крана.
Краны с поворотной башней в силу конструктивных особенностей значительно лучше приспособлены к перебазированию: стрела опускается вдоль башни. Башня вместе со стрелой своим оголовком опускается на кузов автомобильного тягача. С крана снимают только балласт в виде бетонных блоков, расположенных на несущей раме поворотной платформы.
Для перебазирования крана с поворотным оголовком необходимо отстыковать стрелу и противовесную консоль с контргрузом, расстыковать секции башни и ее основание, демонтировать опорноходовую раму и бетонные блоки противовеса. Кран перевозится отдельными узлами с последующей их сборкой на новом объекте.
На железнодорожном транспорте башенные краны применяют при строительстве малоэтажных объектов различных служб железной дороги, например административно-бытовых зданий.
Из других видов кранового оборудования можно отметить козловые краны, которые обслуживают звеносборочные базы, контейнерные площадки и используются для других видов погрузочно-разгрузочных работ.
При выборе монтажного крана сопоставляют его конструктивноэксплуатационные параметры с геометрическими параметрами возводимого здания или сооружения. При этом необходимо соблюдать следующие условия.
- 1. Грузоподъемность крана при вылете стрелы, соответствующем установке в проектном положении наиболее тяжелого элемента, должна быть более его массы с учетом массы применяемого строповоч- ного приспособления.
- 2. Вылет крюка крана, равный расстоянию от оси вращения крана до оси крюка, должен быть не менее расстояния до места установки в проектное положение наиболее удаленного от крана элемента;
- 3. Высота подъема крюка, равная расстоянию от уровня стоянки крана до низа крюка в его максимально поднятом положении должна быть не менее уровня установки в проектное положение наиболее высоко расположенного элемента с учетом высоты элемента и стро- повочного приспособления, а также запаса по высоте, необходимого по условиям монтажа для заводки элемента на место установки.
Для стреловых самоходных кранов требуемый вылет крюка (рис. 4.29)
где dm — расстояние от оси вращения крана до опорного шарнира стрелы;
d— расстояние от опорного шарнира до границы приближения крана к возводимому объекту, м;
Дш — размер допустимого приближения стрелы крана к конструкциям сооружения;
5об — расстояние от ближайшей к крану границы объекта до центра тяжести наиболее удаленного от крана элемента, м.
Рис. 4.29. Схема выбора стрелового крана по техническим параметрам: / — колонна; 2— стропильная ферма; 3 — плита покрытия
Расстояние d определяют по формуле
где Яоб — отметка наивысшей точки объекта, м;
Нш — расстояние от уровня стоянки крана до уровня расположения опорного шарнира, м;
a — угол наклона стрелы крана к горизонту.
Для башенного крана требуемый вылет крюка (рис. 4.30)
где dp — радиус, описываемый поворотной платформой крана; Дш при работе башенных кранов принимают равным 0,7 м.
Рис. 4.30. Схема выбора башенного монтажного крана по техническим параметрам: Во5 — расстояние от ближайшей границы объекта до центра тяжести наиболее удаленного элемента, м; dBK — вылет крюка, м; #об — отметка наивысшей точки объекта, м; dp — радиус, описываемый поворотной платформой (dp = 3,0. 3,5), м; Нэл — высота монтажного элемента; Лсп — высота стропо- вочного приспособления, м; Дш при работе башенных кранов принимают равным 0,7 м; Дв — запас по высоте 0,5 м
Необходимая высота подъема крюка для стреловых самоходных и башенных кранов
где Дв — запас по высоте, требуемый по условиям монтажа (Дв = 0,5 м);
Нэч — высота монтируемого элемента, м;
Исп — высота строповочного приспособления, м;
H0q — отметка наивысшей точки объекта, м.
Следует отметить, что для выбора оптимальной модели монтажного крана разработаны компьютерные программы. Сменная эксплуатационная производительность крана (шт./см)
где t — время цикла крана, мин;
Кв — коэффициент использования крана по времени (может быть принят для башенных кранов Кв = 0,9, для стреловых самоходных кранов при работе без выносных опор Кв = 0,85 и с выносными опорами Кв = 0,8);
8,2 — продолжительность смены, ч;
где tc — время строповки и расстроповки, мин;
/ — время транспортных операций, выполняемых краном (подача на установку элемента и обратное перемещение крюка), мин;
/ — время установки, выверки и закрепления монтажного элемента.
Время ручных операций /руч = tc + / . Время транспортных операций (машинное время)
где #кр — высота подъема крюка, включающая расстояние от поверхности земли до уровня установки элемента в проектное положение, высоту элемента и грузозахватного приспособления, а также 0,5 м — запас, обеспечивающий удобство заводки элемента на место установки, м;
Н — высота опускания крюка, м;
а — угол поворота платформы крана, необходимый для установки элемента в среднее проектное положение, радиан;
Дтг — расстояние передвижения грузовой тележки крана или изменение вылета стрелы ее подъемом и опусканием;
SK — расстояние передвижения крана;
V], V2, V3, V4 — скорости соответственно подъема и опускания крюка, передвижения грузовой тележки и крана, м/мин;
Кс — коэффициент, учитывающий совмещение отдельных операций;
пвр — скорость вращения поворотной платформы, об/мин.
Сменная эксплуатационная производительность крана, исчисляемая массой смонтированных строительных конструкций в тоннах
где Кт — коэффициент использования крана по грузоподъемности (Кг = mT/Q);
Источник: studref.com
Виды монтажных кранов применяемых в строительстве. Выбор стреловых кранов по грузо-высотным характеристикам
Для монтажа сборных конструкций применяют главным образом стреловые самоходные краны: автомобильные, пневмоколесные, автогусеничные и железнодорожные.
Автомобильные краны передвигаются с большой скоростью, их применяют при монтаже объектов, далеко расположенных друг от друга. Из-за небольшой грузоподъемности (3-5 т) и короткого вылета стрелы (10-12 м) автомобильные краны используют при строительстве малых сооружений, а также при погрузочно-разгрузочных работах.
Пневмоколесные краны смонтированы на специальных шасси с широко расставленными колесами. Они передвигаются собственным ходом, имеют повышенную грузоподъемность и более длинную стрелу, чем автомобильные краны. Стрелу снимают и перевозят отдельно.
Гусеничные краны применяют при монтаже сборных железобетонных сооружений и на складах для погрузочно-разгрузочных работ.
Большинство гусеничных кранов является кранами-экскаваторами с грузоподъемностью от 5 до 15 т.
Монтажные краны представлены на рис. 106.
Рис. 106. Монтажные краны:
а — автомобильный; б — пневмоколесный; в — гусеничный
Специальный гусеничный кран ГСК-26 имеет максимальную грузоподъемность 25 т. На большие расстояния такие краны перевозят в не разобранном виде на железнодорожных платформах или на специальных платформах-трейлерах.
Железнодорожные краны (рис. 107) имеют грузоподъемность от 6 до 75 т и длину стрелы от 10 до 32,5 м.
Рис. 107. Железнодорожный дизельэлектрический кран К-501:
1 — специальная платформа; 2 — поворотная кабина; 3 — стрела
Недостаток их — пониженная устойчивость, если стрела расположена перпендикулярно к пути движения.
Широкое распространение при монтаже зданий из сборных железобетонных элементов получили башенные краны. По сравнению с другими типами они имеют ряд существенных преимуществ: большую высоту подъема и такое расположение стрелы, при котором изделие можно подавать в любую точку возводимого сооружения; башенные краны легко передвигаются по рельсовым подкрановым путям вдоль строящегося здания.
Для строительства гражданских зданий используют башенные краны грузоподъемностью от 1 до 5 т с вылетом стрелы от 13 до 30 м и высотой подъема крюка от 11 до 80 м.
Для строительства крупных промышленных объектов, электростанций, доменных, прокатных и мартеновских цехов и т. д. применяют башенные краны грузоподъемностью при наибольшем вылете стрелы от 3 до 15 т и при наименьшем от 10 до 40 т, наибольшая стрела вылета у таких кранов составляет, от 20 до 36 м, а высота подъема — от 34 до 75 м.
Схема башенного крана представлена на рис. 108.
Рис. 108. Схема башенного крана БКСМ-3-5-5
При строительстве высоких сооружений применяют самоподъемные (ползучие) башенные краны, опирающиеся на конструкции возводимого здания и поднимающиеся по мере его строительства. Стрелы таких кранов, как правило, горизонтальные с передвижными грузовыми тележками (рис. 109).
Рис. 109. Самоподъемный башенный кран:
1 — противовес; 2 — поворотная головка; 3 — стрела; 4 — грузовая тележка с крюком; 5 — башня; 6-опора
Для монтажа крупноблочных и крупнопанельных зданий нередко используют и козловые краны, представляющие собой опирающийся на стойки (ноги) ригель, по которому передвигается грузовая тележка (рис. 110).
Рис. 110 Козловый кран
Грузоподъемность козловых кранов доходит до 50 т и не меняется независимо от положения грузовой тележки.
1. Требуемые грузоподъемность и высота подъёма крюка крана
Требуемая грузоподъёмность крана определяется на основе монтажной (установочной) массы элементов Gтр, которая определяется как
Gтр = G1 + G2 + G3, (2.1)
где G1 — масса поднимаемого элемента, т (табл. 1.2); G2 — масса грузозахватных средств (табл. 2.1); G3 — масса конструкций усиления и монтажных приспособлений, поднимаемых вместе с элементом, т. Величину G3 можно принимать равной (0,02…0,04) G1.Требуемая высота подъёма крюка при установке элемента Нтр измеряется от уровня стоянки крана, которую условно принимают равной 0,00 м,
Источник: vuzlit.com
Монтажные краны — Справочник
Рис. 1. Основные разновидности монтажных машин: а — стационарные: 1 — стрела монтажная; 2 — мачта монтажная; 3 — кран мачтово-стреловой вантовый; 4 — шевр; 5 — подъемник портальный гидравлический; 6 — кран приставной переставной; 7 — кран приставной самоходный; 8 — кран самоподъемный (см. продолжение)
Рис. 2. Основные разновидности монтажных машин: б — ограниченно-мобильные: 1 — кран башенный со сжатой стрелой; 2 — кран башенный с балочной стрелой; 3 — кран башенный с шарнирно-сочлененной стрелой; 4 — кран башенный с наращиваемой башней; в — мобильные: 1 — кран самоходный гусеничный стреловой; 2 — кран самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением; 3 — кран самоходный пневмоколесный с управляемым гуськом; 4 — кран самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой
Таблица 4. Характеристика башенных кранов
Таблица 5. Гусеничные краны
Показатели | МКГ-25БР | ДЭК-252 | МКГ-40 | ДЭК-50 | СКГ-40/63 | СКГ-63/100 | КС-8165 |
Грузоподъемность для основного и вспомогательного подъема, т | 25/3,8 | 25/4,0 | 40/8 | 50/14,8 | 40/7,2 | 63/11,5 | 75/15 |
Вылет крюка, м | 4,75—13,1 | 4,75—13,6 | 5—14 | 6—14 | 4,5—14 | 4,8—14 | 7—20 |
Длина стрелы, м | 13,5 | 14 | 15,8 | 15 | 15 | 15,74 | 25 |
Высота подъема крюка, м | 13,5 | 13,5—7 | 13,5—17,5 | 13,3—8,2 | 14—7,2 | 15,1—9,4 | 23,3—16 |
Грузоподъемность при передвижении, т | 25 | 25 | 40 | 50 | 40 | 63 | 70 |
Скорость подъема-опускания груза, м/мин | 0,365—7,25 | 0,4—4 | 0,24—5 | 5,3—1,33 | 0,75—6,6 | 4,9 | 3,1—0,14 |
Скорость передвижения, км/ч | 0,85 | 1,0 | 0,8 | 0,4 | 1,0 | 0,75 | 0,5 |
1.1 Способы транспортировки крана ДЭК-321
Транспортировка на трейлере. Благодаря наличию гусеничного хода кран может самостоятельно зайти на автоприцеп грузоподъемностью 40 т. На трейлере может быть осуществлена транспортировка крана по дорогам общего назначения без нарушения допустимого габарита автопоезда.
Транспортировка самоходом. На небольшие расстояния, в том числе в пределах строительного объекта кран может передвигаться самоходом со скоростью 1 км/ч.
Транспортировка на буксире. Кран можно транспортировать на буксире за тягачом со скоростью 1,5 км/ч (рис. 3).
Рис. 3. Транспортировка крана ДЭК-321 тягачом
Транспортировка по железным дорогам. По железным дорогам кран транспортируется в частично разобранном виде на двух железнодорожных платформаксимальной грузоподъемностью 60 т в соответствии со схемами погрузки (рис. 4).
Рис. 4. Транспортировка крана ДЭК-321 по железной дороге
1.2 Мачтовые строительные платформы
Рис. 5. Конструкция двухмачтовой строительной платформы
Таблица 6. Технические характеристики двухмачтовых строительных подъемников
с полностью выдвинутыми аутригерами
Рис. 6. Конструкция одномачтовой строительной платформы
Таблица 7. Технические характеристики мачтовых строительных подъемников
Рис. 7. Леса строительные приставные рамные ЛСПР
Таблица 8. Характеристики приставных строительных лесов
Характеристика | Значение |
Нормативная поверхностная нагрузка | 200 кг/м 2 |
Предельная высота лесов | 20 м |
Шаг (высота яруса) | 2 м |
Шаг рам вдоль стены | 3 м |
Ширина яруса прохода между стойками | 1 м |
Масса комплекта 20×39 м | 5,65 т |
Рис. 8. Вышки-туры алюминиевые: а — ВРПА-01; б — ВРПА-03М
Таблица 9. Характеристики вышек-туров ВРПА-01
Рис. 9. Вышки-туры стальные: а — ВРПС-01; б — ВРПС-02
Таблица 40. Характеристики ВРПС-01
Похожие статьи
Гидропневмопривод механического оборудования
Содержание страницыГидропривод механического оборудованияОсобенности пневматического привода, достоинства и недостатки Гидропривод механического оборудования В последние годы электромеханические приводы механического оборудования заменяют гидравлическими. Гидравлический привод — это совокупность устройств гидромашин и гидроаппаратов для приведения в движение машин и механизмов с помощью жидкости. По сравнению с механическим и электрическим он имеет ряд преимуществ: меньшие массы и габариты; большие […]
Машины для дозирования материалов
Содержание страницы1. Бункера2. Затворы бункеров3. ПитателиНазначение питателейПитатели с непрерывным движением рабочих органовПитатели с колебательным движением рабочих органов4.
ДозаторыОбщие сведения, классификация дозаторовДозаторы для жидкостейДозаторы непрерывного действия для сыпучих материалов 1. Бункера При производстве строительных материалов и изделий применяют различное вспомогательное оборудование — бункера, затворы, питатели. Бункера представляют собой емкости для кратковременного хранения материалов. Их устанавливают в […]
Смесители. Смесительные машины
Содержание страницы1. Общие сведения и классификация2. Гравитационные бетоносмесители3. Смесители принудительного действия4. Смесители для приготовления легких бетонов5.
Смесители для приготовления строительных растворов6. Вибрационные смесители7. Смесители для перемешивания порошковых массСмесители с вертикальными лопастными валамиГомогенизатор8. Смесители для приготовления жидких суспензий и эмульсий9. Лопастные смесители для перемешивания глиномасс10.
Смесители для приготовления шлама11. Особенности эксплуатации смесителей 1. Общие сведения и […]
Источник: extxe.com
Какие существуют монтажные краны и механизмы?
На монтаже строительных конструкций применяют самоходные стреловые, башенные, козловые, специальные краны, а также грузоподъемные механизмы — мачты, шевры и порталы (рис. 5.1.5).
Самоходные стреловые краны благодаря своей мобильности и маневренности широко применяют на монтажных работах. Большинство их оснащено оборудованием в виде вставок для увеличения длины стрелы, а также гуськами, позволяющими увеличить вылет крюка при небольшом наклоне стрелы. Это придает стреловым кранам универсальность, так как позволяет монтировать здания различной высоты, поднимать элементы различной массы при различных вылетах крюка. Имеются краны и с телескопическими стрелами.
Значительно расширена область применения стреловых кранов в связи с оснащением их башенно-стреловым оборудованием. Такое оборудование позволяет применять краны на монтаже конструкций высоких и объемных зданий, осуществлять монтаж элементов через ранее смонтированные конструкции и вести монтаж, не заходя в монтируемый пролет здания. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при наличии в монтируемом пролете ранее выполненных фундаментов под оборудование, туннелей, каналов и других подземных сооружений.
В качестве стреловых кранов на монтажных и погрузо-разгрузочных работах применяют также экскаваторы с крановым оборудованием.
Рис. 5.1.5. Классификационная схема монтажных кранов
Стреловые краны на гусеничном ходу широко применяют при монтаже конструкций промышленных и гражданских зданий (монтаж конструкций нулевого и надземного цикла). Обладая гусеничным ходом, такие краны оказывают малое удельное давление на грунт (до 0,15 МПа), что позволяет использовать их при перемещении по спланированному и уплотненному грунту с уклоном до 3° для кранов со стрелами длиной до 25 м и до 1 ° для кранов со стрелами большей длины и при башенно-стреловом оборудовании. Краны можно легко перебазировать с объекта на объект.
Стреловые краны на пневмоколесном ходу мобильнее гусеничных. Применяют их в основном на монтаже фундаментов и конструкций промышленных и гражданских зданий, а также при обслуживании складов конструкций и площадок укрупнительной сборки.
Стреловые автомобильные краны характеризуются высокой мобильностью при перебазировке с одной строительной площадки на другую и высокой маневренностью на строительных площадках при хороших дорожных условиях. Недостатками автомобильных кранов являются невозможность управлять механизмом подъема и передвижения крана с одного рабочего места (из одной кабины) и необходимость в большинстве случаев вести работу при постановке крана на выносные опоры.
Автомобильные краны применяют в основном на погрузо-разгрузочных работах и на монтаже зданий небольшой высоты и из элементов небольшой массы. Целесообразно применять их при рассредоточенном расположении объектов и в сельском строительстве.
Стреловые железнодорожные краны применяют в строительстве в ограниченном количестве, преимущественно при погрузо-разгрузочных работах и при обслуживании площадок укрупнительной сборки на складах, имеющих железнодорожные пути. Реже их используют на монтаже конструкций промышленных зданий.
Башенные краны широко применяют в гражданском многоэтажном строительстве и в промышленном строительстве при возведении крупных инженерных сооружений — доменных цехов и других, тяжелых промышленных зданий и ТЭЦ, элементы сборных конструкций которых имеют большую массу и монтировать которые приходится на большой высоте. В основном самоходные башенные краны перемещаются по подкрановым путям. В особых случаях применяют стационарные (приставные) башенные краны и самоподъемные краны башенного типа.
Козловые краны используют на погрузо-разгрузочных работах на складах и площадках укрупнительной сборки, при возведении одноэтажных промышленных зданий, в пролетах которых устраиваются большого объема фундаменты под оборудование и выполняются другие подземные сооружения, а также монтируется сложное оборудование. В гражданском строительстве такие краны применяют при монтаже зданий из объемных элементов.
Специальные краны используют для монтажа элементов конструкций некоторых сооружений. Например, высотные сооружения монтируют с помощью переставных кранов. Для монтажа радиомачт и башен применяют самоподъемные (ползучие) краны. Тяжелые конструкции поднимают в проектное положение ленточными или стоечными подъемниками, оборудованными гидравлическими домкратами. В некоторых случаях на монтаже строительных конструкций используют специальные вертолеты-краны.
Мачты, шевры и порталы в связи с обеспеченностью современного строительства самоходными и башенными кранами в настоящее время применяют все реже. Иногда их используют для подъема конструкций большой массы, устанавливаемых в небольших количествах, а также в особых условиях монтажа, когда краны не могут быть применены.
Источник: bstudy.net