Механизированные процессы при возведении зданий и технологических конструкций из готовых элементов. Зона работы ограниченно-мобильных монтажных машин. Самоходные стреловые краны, краны на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и комбинированном ходу.
Рубрика | Транспорт |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.08.2015 |
Размер файла | 741,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Мобильные монтажные машины и механизмы
Содержание
1. Общие сведения
2. Стреловые самоходные краны
3. Автомобильные краны
4. Пневмоколесные краны
5. Краны на спецшасси
6. Гусеничные краны
Монтаж металлоконструкций ЗМК Аполло
7. Башенные краны
8. Козловые краны
1. Общие сведения
Монтажные работы — это комплекс взаимосвязанных механизированных процессов, операций и приемов при возведении зданий, сооружений и технологических конструкций из готовых элементов. Историки отмечают, что монтажные работы уже применялись в 2700 — 2500. г.г. до н.э. в Древнем Египте. Там при строительстве пирамид, многотонные каменные блоки к месту их укладки доставлялись волоком на катках и укладывались при помощи простейших рычажных механизмов.
При выполнении строительно-монтажных работ широкое применение находят монтажные машины и механизмы. В зависимости от их мобильности и зоны монтажа, которую они могут обслуживать практически непрерывно, монтажные машины подразделяют на мобильные, ограниченно-мобильные и немобильные.
Мобильные монтажные машины и механизмы могут свободно перемещаться в зоне производства монтажных работ и без устройства специальных путей. Рабочая зона этих машин определяется их техническими параметрами и местом рабочей стоянки относительно монтируемой конструкции. механизированный конструкция стреловой пневмоколесный
К мобильным машинам относятся самоходные стреловые краны, краны на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и комбинированном ходу, а также вертолеты. Мобильные монтажные машины легко перемещаются с одной стоянки на другую, с одного объекта на другой. К числу их достоинств можно отнести и то, что они быстро приводятся в рабочее состояние из транспортного.
К ограниченно-мобильным монтажным машинам относятся башенные, козловые, железнодорожные, портальные, мостовые и кабельные краны, а также самоподъемные машины и механизмы. Зона работы таких машин и механизмов ограничена радиусом их действия и длиной пути, по которым происходит их перемещение (по горизонтами и по вертикали). В пределах расположения путей передвижения машины и механизмы этой группы перемещаются без заметных перерывов в работе.
К немобильным монтажным механизмам относятся грузоподъемные средства, которые не могут самостоятельно передвигаться в монтажной зоне. С применением таких механизмов монтаж можно вести только в зоне, очерченной радиусом их действия. К механизмам этой группы относятся монтажные стрелы, монтажные мачты, шевры, приставные краны, ленточные и троссовые подъемники.
КРУТЫЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
2. Стреловые самоходные краны
Стреловые самоходные краны используют для монтажных работ при строительстве и реконструкции промышленных, гражданских и энергетических объектов, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. В процессе монтажных работ эти краны используют также для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа. Стреловые самоходные краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводом. Для увеличения вылета и высоты подъема стандартные стрелы кранов оснащают дополнительными вставками и гуськами.
В последние годы широкое применение находят башенностреловые краны. В таких кранах основную стрелу используют в качестве башни, а крюк длиной 10. 40 м — в качестве горизонтальной стрелы.
В зависимости от типа ходового устройства различают краны следующих видов: автомобильные — КА, пневмоколесные — КП, на специальных шасси автомобильного типа — КШ и короткобазовом шасси — КК. Привод таких кранов может быть механическим, электрическим и гидравлическим. Автомобильные краны на базе автомобильных шасси выпускают грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 20 т и более. Они состоят из нижней рамы, смонтированной на шасси автомобиля, поворотной платформы и стрелового оборудования.
3. Автомобильные краны
Автомобильные краны отличаются от других стреловых кранов наличием двух кабин: кабины автомашины и дополнительной кабины, расположенной на поворотной платформе и используемой для управления краном. Все автомобильные краны снабжены выносными опорами. При работе без опор грузоподъемность автомобильных кранов уменьшается на 60 — 80%.
Автомобильные краны:
а — с гибкой подвеской стрелы,
б — то же, с жесткой подвеской;
1 — шасси,
2 — стрела,
3 — грузоподъемный канат,
4 — поворотная платформа с кабиной,
5 — выносные опоры,
6 — телескопическая стрела.
По типу подвески стрелового оборудования различают автомобильные краны с канатной и жесткой подвеской. Краны с канатной подвеской имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротная часть включает шасси автомобиля, ходовую часть и выносные опоры. Поворотная часть состоит из платформы, кабины машиниста и стрелового оборудования.
Краны с жесткой подвеской стрелового оборудования состоят из тех же частей, что и краны с гибкой подвеской. Однако в качестве их рабочего органа применяют телескопические стрелы. Основное достоинство автомобильных кранов — способность быстро перебазироваться с одного объекта на другой.
4. Пневмоколесные краны
Пневмоколесные краны выпускают с короткими или удлиненными стрелами с гуськом. Первые предназначены, в основном для погрузочно-разгрузочных работ, вторые — для монтажа конструкций. Их монтируют на специальном шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. По сравнению с автомобильными такие краны имеют большую грузоподъемность. Их типоразмерный ряд включает краны грузоподъемностью 16, 25, 40, 63 и 100 т.
Для увеличения вылета крюка стрелы Пневмоколесные краны могут быть оснащены гуськом (управляемым или неуправляемым). В зависимости от грузоподъемности шасси таких кранов имеет от двух до пяти осей, в том числе две ведущие. Для увеличения маневренности крана при его транспортировании стрелу складывают.
5. Краны на спецшасси
Краны на спецшасси автомобильного типа обеспечивают высокую скорость передвижения и маневренность. Такие краны, оснащены стреловым или башенно-стреловым оборудованием, имеют грузоподъемность от 16 до 600 т и более. Наибольшая грузоподъемность кранов этого типа обеспечивается при работе на опорах и минимальном вылете основной стрелы.Короткобазовые краны относятся к пневмоколесным кранам с особой конструкцией ходового устройства — двумя выдвижными секциями.
Рис. Пневмоколесные краны:
оснащенные основной стрелой (I), стрелой с гуськом (II) и башенно-стреловым оборудованием (III).
Рис. Короткобазовый пневмоколесный кран:
1 — телескопическая стрела, 2 — кабина,
3 — шасси.
Рис. Краны на спецшасси в транспортном положении:
а — общий вид крана грузоподъемностью 150т, б — то же, грузоподъемностью 600т.
Подъем, опускание и выдвижение стрелы выполняются с помощью гидроцилиндров. При движении крана положение его стрелы должно совпадать с продольной осью его ходовой части. Короткобазовые краны приспособлены для работы в стесненных условиях.
6. Гусеничные краны
Гусеничные краны предназначены для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Краны выпускают в башенно-стреловом и обычном исполнениях. Гусеничные краны имеют относительно небольшое давление на грунт, поэтому по сравнению с другими кранами они требуют меньших затрат на устройство пути для их передвижения. На дальние расстояние такие краны транспортируют на трайлерах.
Рис. Гусеничные краны:
а — в башенно-стреловом исполнении,
б — в обычном исполнении;
1 — ходовая часть,
2 — поворотная платформа,
3 — башня, 4 — стрела,
5 — гусек,
7. Башенные краны
Башенный кран — ведущая грузоподъемная машина в строительстве. Он состоит из вертикально расположенной башни, стрелы, устройства для подъема груза и изменения вылета стрелы, расположенного на опорно-поворотной платформе, ходового устройства и противовеса. Всеми механизмами крана машинист управляет из кабины, которая обычно находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ.
По возможности перемещения башенные краны подразделяются на передвижные, приставные, стационарные и самоподъемные.
Башенный кран:
1 — противовес, 2 — крюк, 3 — стрела,
4 — кабина, 5 — башня, 6 — поворотная платформа, 7 — ходовое устройство.
Передвижной башенный кран:
1 — ходовые тележки, 2 — балласт,
3 — монтажная мачта, 4 — башня, 5 — противовес,
6 — грузовая лебедка, 7 — оголовок, 8 — кабина,
9 — стрела, 10 — грузовая тележка, 11 — крюковая подвеска, 12 — ходовая рама.
Приставной башенный кран
1 — ходовое устройство,
2 — башня, 3 — связи для крепления башни со зданием, 4 — стрела.
Передвижные краны оборудованы ходовым устройством. В зависимости от типа ходового устройства они бывают рельсовые и безрельсовые — гусеничные, автомобильные и пневмоколесные, на спецшасси. Наиболее распространены рельсовые башенные краны.
Башенные приставные и стационарные краны применяют при возведении промышленных и гражданских зданий большой высоты (до 150 м и более). При монтаже зданий небольшой высоты они могут быть передвижными, а при большой — стационарными приставными. Крепление таких кранов к строящемуся зданию осуществляется с помощью специальных связей, присоединяемых к башне .
Стационарные краны устанавливают на бетонный фундамент и крепят к последнему с помощью анкерных болтов. Стационарные краны имеют большой вылет крюка стрелы (35 — 50 м) и грузоподъемность от 4 до 12, 5т.
Виды башенных кранов:
а — передвижные,
б — приставные,
в — стационарные,
г — самоподъемные.
Самоподъемные краны устанавливают на возводимом сооружении, и вверх они перемещаются (по мере возведения здания) с помощью собственных механизмов.
Приставные и самоподъемные краны применяют при строительстве сооружений и зданий ограниченных размеров в плане. При этом площадь монтажа, приходящаяся на один кран, должна быть вполне достаточной для полной загрузки крана без его передвижения.
По конструкции башни различают краны с поворотной и неповоротной башнями. Для монтажа зданий различной этажности широкое применение находят краны с поворотной башней. У кранов с неповоротной башней вращение стрелы обеспечивается поворотным устройством, расположенным в верхней части башни.
Достоинством передвижных кранов с неповоротной башней является возможность их переоборудования в приставные краны. Кроме того, краны этого типа имеют большую грузоподъемность (более 10 т), большую высоту подъема и больший вылет крюка стрелы. Современные модели таких кранов имеют пассажирский подъемник на два человека.
8. Козловые краны
Козловые краны представляют собой передвижные пролетные строения в виде фермы или балок, по верху которых передвигается грузовая тележка с грузоподъемным механизмом. Козловые краны выпускаются грузоподъемностью от 10 до 20 т. Для удобства работы кран снабжен одной или двумя консолями, выступающими за пределы опорных ног. Козловые краны применяют при погрузочно-разгрузочных работах на складах, а также для монтажа прямоугольных в плане объектов, имеющих большую протяженность.
Козловой кран:
1 — опорные ноги,
2 — ферма,
3 — кабина,
4 — грузовая тележка.
Список литературы
1. Инженерные сооружения в транспортном строительстве. В 2 книгах. Книга 1; Академия — Москва, 2008. — 352 c.
2. Техническая эксплуатация жилых зданий; Высшая школа — Москва, 2008. — 640 c.
3. Физико-химические основы строительного материаловедения; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2004. — 192 c.
4. Алексеев Ю. В., Сомов Г. Ю. Градостроительное планирование поселений. В 5 томах. Том 1. Эволюция планирования; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2003. — 336 c.
5. Антуфьев Б.А., Горшков А.Г., Егорова О.В., др. Сборник задач по сопротивлению материалов с теорией и примерами; ФИЗМАТЛИТ — Москва, 2003. — 632 c.
6. Баженов Ю. М., Коровяков В. Ф., Денисов Г. А. Технология сухих строительных смесей; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2011. — 112 c.
7. Белевич В. Б. Справочник кровельщика; Высшая школа — Москва, 2002. — 464 c.
8. Белецкий Б. Ф., Булгакова И. Г. Строительные машины и оборудование; Феникс — Москва, 2005. — 608 c.
9. Бурлаков И. Р., Неминущий Г. П. Специальные сооружения для игровых видов спорта; СпортАкадемПресс — Москва, 2001. — 184 c.
10. Васильев А. П. Эксплуатация автомобильных дорог. В 2 томах. Том 1; Академия — Москва, 2010. — 320 c.
11. Волшаник В. В., Суздалева А. А. Классификация городских водных объектов; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2008. — 112 c.
12. Каменев П. Н., Тертичник Е. И. Вентиляция; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2008. — 624 c.
13. Киреева Ю. И., Лазоренко О. В. Строительные материалы и изделия; Феникс — Москва, 2010. — 384 c.
14. Косолапов А. В. Основы алмазной техники и технологии в строительстве; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2005. — 176 c.
15. Масленников А. М. Начальный курс строительной механики стержневых систем; Проспект Науки — Москва, 2009. — 240 c.
16. Основин В. Н., Шуляков Л. В. Строительные материалы и изделия; Вышэйшая школа — Москва, 2009. — 224 c.
17. Основин В. Н., Шуляков Л. В., Дубяго Д. С. Справочник по строительным материалам и изделиям; Феникс — Москва, 2008. — 448 c.
18. Под редакцией Журбы М. Г. Водозаборно-очистные сооружения и устройства; АСТ, Астрель — Москва, 2003. — 576 c.
19. Саргсян А. Е. Строительная механика. Механика инженерных конструкций; Высшая школа — Москва, 2008. — 464 c.
20. Скороходов В. Д., Шестакова С. И. Защита неметаллических строительных материалов от биокоррозии; Высшая школа — Москва, 2004. — 208 c.
21. Стаценко А. С. Технология строительного производства; Феникс — Москва, 2008. — 416 c.
22. Тарануха Н. Л., Первушин Г. Н., Смышляева Е. Ю., Папунидзе П. Н. Технология и организация строительных процессов; Издательство Ассоциации строительных вузов — Москва, 2006. — 192 c.
23. Чичерин И. И. Общестроительные работы; Академия — Москва, 2005. — 416 c.
24. Шатов А. П., Стеклов О. И., Ступников В. П. Сварка и ремонт металлических конструкций с противокоррозионными покрытиями; МГТУ им. Н. Э. Баумана — Москва, 2009. — 176 c.
25. Шмитько Е. И. Процессы и аппараты технологии строительных материалов и изделий; Проспект Науки — Москва, 2010. — 736 c.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Автомобильные стреловые самоходные краны: назначение, область применения, виды работ. Устройство и схема работы автомобильного крана КС-256. Индексация стреловых самоходных кранов общего назначения. Технические характеристики моделей машин данной группы.
контрольная работа [966,1 K], добавлен 12.09.2013
Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных машин и устройств периодического действия, используемых на железнодорожном транспорте: мостовые, опорные и подвесные краны. Описание грузозахватных приспособлений: тележки, лебедки, траверсы и стропы.
курсовая работа [3,0 M], добавлен 04.03.2015
Точные результаты расчета ячеек при стеллажном хранении груза. Оборудование складской подсистемы, которое состоит из штабелирующих машин и стеллажного оборудования. Крановые конструкции в качестве штабелирующих машин: мостовые и стеллажные краны.
контрольная работа [30,3 K], добавлен 03.12.2010
Обзор конструкции мостового крана, описание отдельных элементов. Кинематические схемы механизмов; технология производственного участка. Расчёты статических нагрузок на механизм подъёма крана. Схема работы релейной системы управления электроприводом.
курсовая работа [1,1 M], добавлен 24.02.2015
Изучение устройства полноповоротного, универсальныого строительного экскаватора на гусеничном ходу с гидравлическим объемным приводом. Описание проблемы в гидросистеме данной машины, создающей разрушающий эффект. Поиск путей устранений недостатков.
Источник: revolution.allbest.ru
Строительные монтажные машины
Сборку элементов осуществляют преимущественно при помощи строительных кранов. По типу ходовой части краны делятся на:
· на спецшасси автомобильного типа;
Кроме того применяются различные подъёмно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров, портальных подъёмников и т.д.
Наиболее широко применяются самоходные стреловые и башенные краны.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъёма крюка стреловых кранов стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками, гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. 9.2.).
Рис.9.2. Стреловое и башенно-стреловое оборудование:
а), б) – стрелы с жестким оголовком и универсальная; в) – башенно-стреловое оборудование; г) – телескопическая стрела; д), е) – управляемые гуськи; ж) – неуправляемый гусек; з) – вильчатый оголовник.
В последнее время всё шире применяются краны в башенно-стреловом исполнении, в которых основную стрелу используют в качестве башни, а гусёк длинной 10-40 м – как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объёмных сооружений.
Гусеничные краны (рис. 9.3.) имеют высокую проходимость и манёвренность, не требуют специальной подготовки основания, они устойчивы, имеют грузоподъёмность 16-250 т, длины стрел от 6,5 до 40 м.
Рис.9.3. Гусеничный кран СКГ — 40:
1 – гусеничные тележки; 2 – стреловая оттяжка; 3 – основная стрела; 4 – крюк основного подъёма; 5 – крюк вспомогательного подъёма; 6 – гусёк; 7 – канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 – стойка; 9 – кабина управления; 10 – противовес.
Пневмоколёсные краны (рис.9.4.) имеют хорошую устойчивость, особенно на выносных опорах (аутригерах). В базовом исполнении имеют грузоподъёмность 16-100 т, оборудованы стрелами до 25 м, длина которых может увеличиваться за счёт дополнительных вставок и гуськов.
Рис.9.4. Пневмоколёсный кран:
1 – пневмоколёсное шасси; 2 – стрела; 3 – кабина управления и двигатель; 4 – крюковая обойма; 5 – канаты грузовые и изменения вылета стрелы; L – вылет крюка; H – высота подъёма крюка.
Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомобильных шасси, оснащённых дополнительной рамой с выносными опорами. Имеют грузоподъёмность до 25 т и стрелы до 22 м, удлинённые (при необходимости) гуськом длиной 7,5 или 9 м.
Краны на спецшасси автомобильного типа (рис.9.5.) получают всё более широкое распространение. Шасси этих кранов имеют от 4 до 9 осей. Самый мощный кран такого типа фирмы Либхерр имеет семисекционную стрелу длиной 84 м (с удлиняющей решётчатой стрелой до 140 м) и грузоподъёмность 500 т.
Рис.9.5. Сменное оборудование крана на специальном автомобильном шасси КС-5473:
1 – основная стрела; 2 – крюк основного подъёма; 3 – крюк вспомогательного подъёма; 4 – удлинитель; 5 – оттяжка гуська; 6 – стойка; 7 – тяга гуська; 8 – неуправляемый гусек; 9 – подкос.
Башенные краны подразделяют по способу установки на строительной площадке, по типу ходового устройства, башни и стрелы.
По способу установки краны подразделяют на:
Стационарные краны устанавливаются на фундамент и обслуживают стройплощадку с одной стоянки. При большой высоте возводимого здания и, соответственно, монтажного крана, стационарный кран необходимо дополнительно крепить к каркасу возводимого здания (рис.9.6. б), в этом случае он называется приставным краном. В ряде случаев приставной кран до определённой высоты может работать как передвижной кран, перемещаясь по рельсам или на шасси. Высота подъёма крюка таких кранов достигает 150 м, грузоподъёмность – до 10 т.
Рис.9.6. Разновидность башенных кранов по способу установки:
а) – передвижной; б) – стационарный приставной; в) – самоподъёмный; а – колея крана; L – вылет крюка; Н – высота подъёма крюка.
Самоподъёмными называют краны, устанавливаемые на конструкциях возводимого сооружения и перемещаемые вверх по мере возведения здания (рис.9.6. в) с помощью собственных механизмов. Их грузоподъёмность – до 10 т, вылет крюка – до 30 м.
Приставные краны применяют главным образом при строительстве высотных зданий.
У передвижных башенных кранов (рис.9.6. а) опорная часть располагается на ходовой тележке, которая на стальных ходовых колёсах перемещается по рельсовому пути. По типу применяемых башен различают краны с поворотной и неповоротной башней. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено на ходовой платформе (7 и 8 на рис.9.7.). При повороте вращается весь кран за исключением ходовой части.
Рис.9.7. Башенный кран КБ-160.2:
1 – стреловая расчалка; 2 – стрела; 3 – датчик усилий ограничителя грузоподъёмности; 4 – крюковая обойма; 5 – башня; 6 – грузовая лебедка; 7 – механизм поворота; 8 – поворотная платформа; 9 – тележка; 10 – стреловая лебедка; 11 – стреловой канат; 12 – грузовой канат.
В кранах с неповоротной башней опорно-поворотное устройство размещено на верху башни. У этой группы кранов вращается только стрела, оголовок и противовесная консоль. Краны этого типа имеют грузоподъёмность до 50 т, высоту подъёма крюка до 85 м (рис.9.8.).
Рис.9.8. Башенный кран с неповоротной башней:
1 – рельсовый путь; 2 – ходовая тележка; 3 – консольно-балочная стрела; 4 –противовес; 5 – опорно-поворотное устройство; 6 – оголовок; 7 – каретка; 8 –крюковая обойма; 9 – кабина управления.
Козловые краны в основном выполняют укрупнительную сборку конструкций; обслуживают складские площадки, линии конвейерной сборки, ведут монтаж зданий из объёмных блоков и технологического оборудования, применяются в энергетическом и транспортном строительстве (рис. 9.9.).
Рис.9.9. Козловой кран:
1– рельсовые пути; 2 – грузовая тележка; 3 – крюковая обойма; 4 – опоры-козлы; 5 – ригель; L – пролет крана; Н – высота подъёма крюка.
Максимальные характеристики козловых кранов:
· грузоподъёмность до 100 т;
· высота подъёма крюка до 42 м;
Значительно реже применяются жестконогие краны (деррики), вантовые краны грузоподъёмностью до 200 т (рис.9.10.), мачты, шевры, порталы (в основном для монтажа конструкций большой массы и в особых условиях).
Рис.9.10. Примеры специальных монтажный устройств:
а) – жестконогий кран (деррик); б) – вантовый кран; а – база крана; Н – высота подъёма крюка; L – пролёт крана.
Источник: studopedia.ru
ВЫБОР МОНТАЖНЫХ МАШИН
Основные сведения о технологических возможностях монтажных машин. К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам, используемым для монтажа строительных и технологических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.
Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоко-лесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.
Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кра
нов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками
и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами ().
Получают также распространение башенно-стреловые краны, в ко
торых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв дли
ной 10. 40 м — как горизонтально расположенную стрелу. Эти
краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.
Гусеничные краны () имеют повышенную проходимость и высокую маневренность. Низкое удельное давление (0,6. 2,4 МПа) и развитый опорный контур позволяют перемещать кран с грузом на крюке по уплотненным грунтовым покрытиям. Гусеничные краны при расстояниях до 10 км и по грунтовым дорогам транспортируются собственным ходом, при больших расстояниях— на трайлерах или железнодорожных рельсовых платформах. Краны грузоподъемностью до 25 т перевозят со снятой стрелой без разборки.
Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси. В зависимости от грузоподъемности крана шасси имеет от двух до пяти осей, в том числе две ведущие.
Пневмоколесные краны выпускают в различных модификациях с диапазоном грузоподъемности 13. 100 т (на наименьшем вылете крюка). Пневмоколесные краны () в отличие от гусеничных более мобильны и могут перемещаться без груза со скоростью до 20 км/ч. При подъеме грузов массой более 10 т кран должен работать на выносных опорах, что несколько снижает его маневренность.
Пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом или буксироваться автомобилем (при массе до 35 т) с установленной в транспортное положение стрелой.
Краны на специальном шасси автомобильного типа () используют в основном как монтажные машины. Они имеют многоосное шасси с ведущими и управляемыми осями и могут передвигаться своим ходом со скоростью до 60 км/ч, а также перевозиться в собранном виде или с частичной разборкой (снятие кабины и т. д.) на трайлере или железнодорожных платформах.
Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомобильных шасси, они имеют дополнительную раму с выносными опорами, грузоподъемностью 5. 10 т. При работе без выносных опор их грузоподъемность уменьшается до 80%.
Автомобильные краны применяют для монтажа легких конструкций в условиях рассредоточенного строительства, на укрупнительной сборке конструкций и для погрузочно-разгрузочных работ.
Башенные краны выпускают в виде передвижных, приставных или самоподъемных кранов.
Башенные передвижные краны представляют собой рельсовый свободностоящий поворотный кран с закрепленной в верхней части башни стрелой. Они имеют многомоторный электрический привод с питанием через кабель и токоприемник.
Основными технологическими преимуществами башенных кранов на рельсовом ходу являются их устойчивость в работе и большой вылет крюка, позволяющий монтировать здания при односторонней установке.
У большинства башенных кранов механизмы и противовес расположены на поворотной платформе, что повышает их устойчивость. Краны перевозят в собранном виде на буксире, монтируют и демонтируют их методом самомонтажа и самодемонтажа всего за несколько часов. Башенные краны имеют самоподъемную стрелу, которая поднимает и перемещает груз по горизонтали, или горизонтальную стрелу с грузовой кареткой.
Для массового строительства отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью 3. 10 т на основе универсального параметрического ряда () и модификации основных моделей кранов.
Приставные башенные краны могут быть в передвижном и стационарном исполнении. Их применяют для монтажа каркасных высотных, компактных в плане гражданских зданий.
В передвижном исполнении эти краны работают как свободно-стоящие до определенной высоты (30. 50 м). При большей высоте приставные краны крепят к возводимому зданию с помощю специальных связей по одной на девять секций крана.
Стационарный приставной кран КБ-573, устанавливаемый на бетонном фундаменте. Его грузоподъемность 10 т на вылете крюка .20 м, 4 т на вылете крюка 40 м при высоте подъема 150 м. Кран имеет 27 секций. Наращивают кран с помощью монтажной стойки, которая приподнимает на высоту секции верхнее плечо башни, а в образовавшийся промежуток специальной лебедкой поднимают и заводят очередную секцию башни.
Самоподъемные башенные краны применяют для монтажа высотных каркасных зданий.
Для монтажа промышленных и энергетических объектов с тяжелыми сборными конструкциями применяют тяжелые башенные краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 10. 75 т, имеющие высоту подъема до 100 м и вылет крюка до 50 м. При работе башенных кранов на рельсовом ходу необходимо тщательно следить за их устойчивостью, не допускать перегрузок.
Козловые краны в основном обслуживают укрупнительную сборку конструк-а ций складских площадок, 1я линий конвейерной сборки „ блоков покрытий промышленных зданий. Необходимость вписывания возводимого сооружения в габариты крана ограничивает область их применения монтажом четырех-пятиэтаж-ных зданий из объемных элементов и некоторых других сооружений.
В строительстве используют также жесткие стреловые краны (жестконогие краны), установленные на конструкциях возводимого здания, вантовые краны грузоподъемностью 5. 200т, мачты, шевпы порталы и различного рода монтажные стрелы.
‘Для подъема цельнособранных оболочек, блоков структурных покрытий, карт перекрытий зданий, возводимых методом подъема перекрытий, применяют различные конструкции гидравлических и электромеханических подъемников.
Вертолеты, выполняют монтажные и демонтажые работы в основном при строительстве высотных сооружений, недоступных для наземных монтажных кранов, а также транспортно-монтажные работы в условиях бездорожья.
При работе вертолетов на монтаже следует учитывать, что ограниченное время зависания вертолета над объектом (1. 3 мин) затрудняет точную установку конструкций, а внешняя подвеска грузов делает его недостаточно устойчивым. Кроме того, создаваемые вертолетами ветровые потоки осложняют монтаж.
Для повышения эффективности использования вертолетов в качестве монтажных машин необходимо:
устраивать в непосредственной близости от монтируемого объекта (200. 300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где складируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции, осуществляют техническое обслуживание и заправку вертолетов. Это позволяет обеспечить максимальную загрузку вертолета;
оборудовать двустороннюю радиосвязь между монтажниками и вертолетом, устраивать конусообразные ловители, смазываемые техническим вазелином, облегчающие точную посадку груза, находящегося на гибком подвесе, и др.
Ведутся работы по созданию более эффективных воздушных кранов. В частности,, разрабатываются беспилотные привязанные вертолеты. Чтобы снизить их веси увеличить время полета, горючее будут подавать в вертолет с земли по рукаву, а управление будет дистанционным. Намечается также использовать для транспортно-монтажных работ дирижабли, имеющие значительную грузоподъемность, большие радиусы действия и длительное время
Применение вертолетов на монтажных или транспортно-монтажных работах в каждом отдельном случае следует обосновывать технико-экономическими расчетами.
Выбор машинных комплектов для монтажных работ. В состав машинного комплекта для монтажных работ входят ведущая машина (монтажный кран или другие грузоподъемные механизмы), вспомогательные машины и оборудование (вспомогательные краны, погрузочно-разгрузочные и транспортные машины, грузозахватные устройства, кондукторы, сварочное оборудование и др.).
При выборе машинных комплектов для монтажных работ устанавливают техническую возможность использования для конкретного объекта крана данного типа и типоразмера и комплектующих машин.
При выборе ведущего монтажного крана рассматривают соответствие монтажно-конструктивной характеристики монтируемого объекта (конструктивная схема и размеры здания, масса и расположение элементов на здании, рельеф площадки и другие особенности, определяющие выбор монтажных средств) параметрам монтажных кранов.
К параметрам монтажных кранов относятся:
грузоподъемность — наибольшая масса груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения его устойчивости и прочности конструкции;
длина стрелы — расстояние между центром оси пяты стрелы и оси обоймы грузового полиспаста;
вылет крюка — расстояние между осью вращения поворотной платформы крана и вертикальной осью, проходящей через центр обоймы грузового крюка. При определении полезного вылета крюка расстояние отсчитывают от наиболее выступающей части крана;
колея — расстояние между центрами передних или задних колес пневмоколесных кранов, ширина гусеничного хода или расстояние между осями головок рельсов;
база —расстояние между осями передних и задних колес пневмоколесных или рельсовых кранов.
Источник: www.bibliotekar.ru
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ
Монтажные работы выполняются комплексно-механизированным способом, в котором грузоподъемные машины используются для выполнения практически всех работ, составляющий монтажный процесс. В зависимости от вида выполняемых работ машины подразделяются на монтажные, используемые для выполнения основных операций монтажа, подъема и установки конструкции в проектное положение, и вспомогательные машины и механизмы, используемые на подготовительных и вспомогательных работах, разгрузке, укрупнительной сборке, заделке стыков и т. д.
Разновидности монтажных машин
По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на три группы: стрелового типа, мостового типа и краны с несущими канатами. По возможности перемещения краны подразделяются на стационарные, приставные, самоподъемные, переставные, передвижные, самоходные и прицепные.
Наиболее распространенными являются башенные передвижные краны и стреловые самоходные краны. Передвижные краны, в свою очередь, подразделяются по конструкции ходовых устройств на рельсовые, железнодорожные, плавучие, шагающие. Помимо общей классификации по основным признакам краны внутри каждого вида подразделяются на более мелкие подгруппы по степени поворота, конструкции грузозахватного органа и рабочего оборудования. По степени поворота краны бывают полноповоротными, неполноповоротными, неповоротными. Основными грузозахватным органом в кранах являются крюки основного и вспомогательного подъемов. В кранах специального назначения грузозахватными органами могут служить спецтраверсы, электромагниты и т. п.
Рабочим оборудованием стреловых кранов являются основные и дополнительные стрелы, управляемые и неуправляемые гуськи, башенно-стреловое оборудование.
Стационарные монтажные машины по зоне монтажа ограничены радиусом действия с одной стоянки крана, т. е. монтаж ведется в строго зафиксированном пространстве. При перемещении со стоянки на стоянку кран полностью или частично демонтируется. К стационарным машинам относятся: монтажные стрелы, шевры, мачтово-стреловые краны, ленточные и тросовые подъемники, приставные краны и др.
Передвижные машины подразделяются на ограниченно-мобильные и мобильные.
Ограниченно-мобильные машины позволяют вести работы в зоне, ширина которой определяется радиусом их действия, а длина — величиной пути для их перемещения, т. е. зона действия машины ограничена рельсовыми путями или другими условиями. Такие машины способны перемещаться со стоянки на стоянку в пределах зоны монтажа, практически не вызывая перерыва в работе. По необходимости для увеличения зоны их действия прерываются монтажные работы, демонтируется машина, перекладывается рельсовый путь, монтируется машина на новом месте и только после этого продолжаются монтажные работы. При перемещении машины с объекта на объект проводятся аналогичные действия.
К ограниченно-мобильным монтажным машинам относятся: самоходные башенные краны, портальные, козловые, железнодорожные, крышевые и кабельные краны, передвижные жестконогие стреловые краны и др.
Мобильные монтажные машины практически не имеют ограничения зоны работы (ограничения, если нет дорог, топь и т. п.). Их просто и легко перемещать с одной стоянки на другую, с одного объекта на другой. К ним относятся самоходные стреловые краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, автомобильные, тракторные краны, вертолеты.
Специальные монтажные машины составляют специфическую группу, основным признаком которой является специальное технологическое назначение этих машин, т. е. машины для выполнения узкоспециальных работ. Это самоподъемные, ползучие и переставные краны (используются для монтажа высотных башен, градирен, труб), трубоукладчики, укладчики бордюрного камня, гидравлические подъемники.
Для подъема и установки конструкций в проектное положение применяются краны, мачты, шевры, подъемники, такелажное оборудование.
Монтажные краны кроме необходимых основных параметров (грузоподъемность, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка) должны обладать достаточно малой скоростью опускания груза (0,2. 3 м/мин), обеспечивающей плавную посадку конструкций на место и предотвращающей повреждение их от удара. Изменение скоростей может быть ступенчатым или плавным.
Монтажные краны должны отличаться относительной простотой перебазировки, быстротой приведения их в рабочее состояние и их демонтажа. В группу монтажных кранов входят башенные, самоходные стреловые, автомобильные, козловые и специальные краны.
Башенные краны используются для массового жилищного строительства (выпускаются краны грузоподъемностью до 10 т, с высотой подъема крюка до 66 м и вылетом — до 25 м); для промышленного строительства — (грузоподъемностью 20. 75 т с максимальной высотой подъема крюка 116 м и вылетом 50 м). Башенный кран (рис. 6.1) состоит из вертикально расположенной башни 4, стрелы 2, устройства для подъема груза и изменения вылета стрелы, расположенного на опорно-поворотной платформе 5, ходового устройства 6 и противовеса 1. Машинист управляет механизмами крана из кабины 3, находящейся, как правило, в верхней части башни.
Рис. 6.1. Башенный кран:
1 — противовес; 2 — стрела; 3 — кабина; 4 — башня; 5— поворотная платформа; 6 — ходовое устройство
По конструкции башни бывают поворотные и неповоротные. Краны с поворотной башней могут монтировать здания различной этажности при весе элементов 4. 25 т (например, кран КБ-402 — 8. 25 т;
КБ-502 — до 10 т). По возможности перемещения башенные краны подразделяются на передвижные, приставные, стационарные и самоподъемные (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Виды башенных кранов:
а — передвижные; б — приставные; в — стационарные; г — самоподъемные
Вращение стрелы у кранов с неповоротной стрелой поворот стрелы обеспечивается поворотным устройством, расположенным в верхней части башни. Достоинством таких кранов является большая грузоподъемность (более 10 т), большой вылет и высота подъема, а также возможность переоборудования их в приставные краны.
По расположению противовеса башенные краны бывают с верхним и нижним противовесом. В кранах с поворотной башней груз находится внизу, а с неповоротной башней и в приставных кранах — вверху.
Передвижные башенные краны перемещаются по специальным рельсовым путям и могут работать не только на прямолинейных участках, но и криволинейных. Краны оснащаются такими автоматическими устройствами, как ограничители грузоподъемности (автоматически отключается электропитание крана при превышении грузоподъемности на 15 %), поворота (когда ограничивается радиус поворота), концевыми выключателями передвижения (кран автоматически останавливается при достижении им скоб-ограничителей), индикаторы ветровой нагрузки, а также дистанционным управлением (машинист-монтажник крана находится около монтируемого элемента).
С помощью башенных кранов монтажные элементы поднимают и подают к месту установки путем поворота стрелы или башни, изменением вылета крюка или путем маневра при перемещении по путям. В процессе монтажных работ отдельные операции могут совмещаться.
Приставные и стационарные башенные краны используются для строительства высотных зданий. Выпускаются грузоподъемностью
пз до 10 т, с вылетом крюка до 40 м и высотой его подъема до 150 м. Кран устанавливается почти вплотную к зданию и крепится к элементам здания с помощью специальных связей, присоединенных к башне (рис. 6.2, в).
Стационарные краны устанавливаются на бетонный фундамент и крепятся к нему с помощью анкерных болтов. Стационарные краны имеют вылет крюка порядка 50 м и грузоподъемность 4. 12,5 т.
При монтаже сооружений и зданий ограниченных размеров в плане (многоэтажные здания, трубчатые мачты и т. п.) применяются приставные (грузоподъемностью 10. 130 т) и самоподъемные башенные краны (грузоподъемностью 3,5. 10 т, длиной стрелы 20. 38 м и высотой подъема крюка до 110 м).
При этом необходимо, чтобы площадь монтажа, приходящаяся на один кран, была вполне достаточной для полной загрузки крана без его перемещения. Самоподъемные краны (рис. 6.2, г, 6.3) крепятся к возводимому сооружению, и вверх кран перемещается по мере возведения здания за счет подращивания башни с помощью собственных механизмов.
Самоходные стреловые краны используются для монтажных работ при строительстве практически всех зданий: гражданских, промышленных, энергетических и других, а также для выполнения погрузо-раз- грузочных работ. Важными эксплуатационными качествами являются большая маневренность и независимость передвижения как в пределах строительной площадки, так и между объектами; возможность использования на различных видах работ; минимальные затраты по монтажу и демонтажу самой машины и подготовке площадки для ее эксплуатации.
Для увеличения вылета и высоты подъема стандартные стрелы кранов оснащаются дополнительными вставками и гуськами. В башенностреловых кранах основную стрелу используют в качестве башни, а крюк длиной до 40 м — в качестве горизонтальный стрелы.
В зависимости от типа ходового устройства краны подразделяются на автомобильные, пневмоколесные, на специальных шасси автомобильного типа и короткобазовом шасси с механическим, электрическим и гидравлическим приводами.
Автомобильные краны на базе автомобильных шасси выпускаются грузоподъемности 4. 16 т. Они состоят из нижней рамы, смонтированной на шасси автомобиля, поворотной платформы и стрелового оборудования и снабжены выносными опорами (аутригерами). При работе крана с выносными опорами сначала устанавливается кран в исходное положение, а затем устанавливаются выносные опоры на деревянные подкладки, за счет чего площадь опирания выносных опор на грунт становится больше. При работе без опор грузоподъемность автомобильных кранов уменьшается на 60. 80 % (рис. 6.4).
Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси, ширина которого больше, чем у автомобильных кранов. За счет этого пневмоколесные краны более устойчивы, чем автомобильные краны. Появляется возможность повысить грузоподъемность при работе без выносных опор.
Рис. 6.3. Самоподъемный кран (монтаж трубчатой мачты):
1 — возводимая трубчатая мачта; 2 — места крепления крана; 3 — полиспаст
Пневмоколесные краны (рис. 6.5) имеют грузоподъемность до 100 т. Для увеличения вылета стрелы они могут быть оснащены гуськом (управляемым и неуправляемым). Скорость их передвижения 8. 25 км/ч, поэтому на большие расстояния краны транспортируются тягачами, трейлерами и по железной дороге.
Гусеничные краны выпускаются в башенно-стреловом исполнении. Они имеют высокую проходимость (относительно небольшое давление на грунт) и устойчивость, что при значительных размерах опорной базы позволяет движение крана с грузом на крюке. В пределах строительной площадки кран перемещается своим ходом, а с объекта на объект транспортируется на трейлерах или железнодорожном транспорте.
Рис. 6.4. Автомобильный кран:
- 1 — шасси; 2 — стрела; 3 — выносные опоры (аутригеры);
- 4— поворотная часть; 5 — кабина управления
Для увеличения вылета стрелы гусеничные краны оборудуются гуськами, имеющими свой полиспаст. Грузоподъемность крана в этом случае уменьшается за счет увеличения вылета стрелы. При использовании гуська появляется возможность, не изменяя вылета стрелы, монтировать более тяжелые элементы (фермы, балки) на меньшем вылете (на крюке стрелы), а легкие элементы (плиты, фонари) — большем вылете (на крюке гуська).
Козловые краны используются при погрузо-разгрузочных работах на складах, а также для монтажа большой протяженности и прямоугольных в плане объектов и выпускаются грузоподъемностью до 50 т, пролетом 15. 45 м и более. Они имеют постоянную грузоподъемность в пределах всей длины ригеля.
Рис. 6.5. Пневмоколесный кран:
а — оснащение основной стрелой (/), неуправляемым гуськом (II) и башенностреловым оборудованием (III); б — кран со стрелой в транспортном
Козловой кран (рис. 6.6) состоит из двух опор (ног), одна из которых жестко соединена с ригелем 4. Сверху ригеля устанавливается грузовая тележка 3. Опоры крана закрепляются на ходовых тележках 6. Кабина управления обычно находится на жесткой опоре крана.
У козловых кранов достаточно просто за счет изменения пролета ригеля, удлинения или укорачивания опор изменяются грузовые характеристики.
Рис. 6.6. Козловой кран:
1 — жесткая опора (опорная нога); 2 — лестница; 3 — грузовая тележка; 4 — ригель; 5 — шарнирная опора; 6 — ходовые тележки
Вертолеты совершенно обособленная группа монтажных машин используются в сложных условиях строительной площадки, труднодоступных районах, при реконструкции сооружений в условиях действующих предприятий.
Монтажные вертолеты оборудуются внешней подвеской, представляющей собой канатную систему со стропами для закрепления груза и специальными ловителями.
Подъемники — грузоподъемные машины, предназначенные для подъема и спуска строительных материалов и людей с помощью грузо- несущих органов, перемещающихся по вертикальным направляющим. Подъемники классифицируются:
- • по назначению — на грузовые и пассажирские;
- • способу установки — на свободно стоящие и приставные;
- • конструкции направляющих — на мачтовые и шахтные;
- • виду приводного органа — на канатные и реечные;
- • степени подвижности — на стационарные и передвижные.
При монтаже используются чаще всего мачтовые подъемники (рис. 6.7). Они состоят из мачты 3, опорной рамы 2, грузовой платформы 5, лебедки с электродвигателем и пусковой аппаратуры. По мачте 3 на четырех катках перемещается грузовая каретка устройства для подачи грузов в оконные проемы.
При высоте подъема до 9 м используются свободно стоящие мачтовые подъемники, а при большей высоте подъема мачта подъемника крепится к стене здания (рис. 6.7).
На строительстве зданий выше 14 этажей применяются грузопассажирские подъемники грузоподъемностью до 1 200 кг. Основные параметры подъемника: грузоподъемность, высота подъема, скорость подъема, расстояние перемещения груза по горизонтали.
Монтажные мачты (рис. 6.8 используют для подъема в проектное положение технологического оборудования, блоков структурного покрытия и др.
Монтажная мачта представляет собой трубчатую или решетчатую стойку — ствол 4, к оголовку которого крепится полиспаст 7 и установленную в вертикальном или наклонном положении, удерживаемую системой расчалок 6. Количество расчалок должно быть не менее трех.
Рис. 6.7. Мачтовые подъемники:
а — грузовой; б — грузопассажирский; 1 — колесо; 2 — опорная рама;
- 3 — мачта; 4 — блок грузового каната; 5 — грузовая платформа; 6 — здание;
- 7 — крепление мачты к зданию; 8 — площадка; 9 — кабина; 10 — ограждение
Монтажные мачты оснащаются одним или несколькими полиспастами 7, подвешенными к оголовку 5. Верхние и нижние секции имеют отводные блоки 3 для направления тягового каната 2. Монтажные мачты опираются на бетонные фундаменты или стальные опоры. Мачты небольшой грузоподъемности опираются на грунт непосредственно через приваренный к нижней части стальной лист 1. Мачты для подъема тяжелых грузов устанавливаются на опорные шарниры, что позволяет при необходимости наклонять мачту. В вертикальное положение мачты устанавливаются с помощью грузоподъемных кранов.
Шевры бывают передвижные и стационарные. Шевром можно поднимать грузы массой до 250 т на высоту до 35 м, применяются они в тех местах, где невозможно использовать мачты, требующие большего места для закрепления боковых канатов (вант).
Рис. 6.8. Монтажные мачты:
а — трубчатая; б — решетчатая; 1 — опорный стальной лист; 2 — канат на лебедку; 3 — отводной блок; 4 — ствол; 5 — оголовок; 6 — расчалка;
7 — полиспаст; 8 — пята; 9 — груз; 10 — оттяжка для груза
Шевр представляет собой сваренную из труб А-образную раму, удерживаемую в нужном положении одной или двумя канатными тягами или полиспастом (рис. 6.9).
Опорные части шевра крепятся через шарнир к фундаменту или смонтированным конструкциям. Полиспаст 2 устанавливается на оголовке шевра, и сбегающая нить 5 полиспаста, так же как у мачты, через отводной блок 4 идет на лебедку. Для удержания шевра и изменения угла наклона к оголовку крепится канат 1 или тяговый полиспаст;
канат тяги или сбегающая нитка тягового полиспаста идет через отводной блок на лебедку.
Рис. 6.9. Шевр:
1 — канат; 2 — полиспаст; 3 — шевр; 4 — отводной блок; 5 — сбегающая нить
Источник: studme.org