Мост как объект капитального строительства

Содержание

Объект капитального строительства

О строительстве уникальных и технически сложных объектов капитального строительства

О строительстве уникальных и технически сложных объектов капитального строительства

В журнале «Дороги России XXI века» опубликована статья главного инженера ФКУ Упрдор «Тамань» Юрия Сафонова, в которой автор, участник строительства моста на о. Русский, а сейчас – моста через Керченский пролив, рассказывает об особенностях реализации таких проектов с учетом требований законодательства РФ и действующих строительных норм.

Транспортный переход через Керченский пролив – один из крупнейших проектов в истории отечественного дорожного строительства и, пожалуй, самый яркий инфраструктурный объект из тех, что реализовываются в современной России. Поэтому к его строительству приковано внимание не только специалистов, но и будущих пользователей. И, пожалуй, чаще всего от журналистов слышишь именно такой вопрос: в чем уникальность Керченского моста?

С формальной точки зрения за последнее десятилетие в дорожной отрасли реализовано немало инфраструктурных проектов, в рамках которых построены сложные и уникальные мосты. Согласно Градостроительному кодексу РФ, к уникальным относятся, в частности, сооружения с пролетами более 100 метров. Большой Обуховский мост, совмещенный металлический двухъярусный балочный мост через реку Волгу, мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный, мост через бухту Золотой Рог…

Но каждый мостостроитель, думаю, ответит без запинки: двух одинаковых мостов в принципе не бывает и не было в его жизни. Мне довелось участвовать в строительстве моста на остров Русский, а сейчас – Керченского моста. На примере этих двух уникальных сооружений я бы хотел поделиться мыслями об особенностях и сложностях реализации таких проектов с учетом требований законодательства РФ и действующих строительных норм.

Мост на остров Русский и транспортный переход через Керченский пролив объединяют следующие особенности:

1. Выполнение проектирования и строительства в сжатые сроки.

2. Определение Подрядчика путем проведения закупки у единого поставщика.

3. Разработка рабочей документации Подрядчиком, выполняющим строительные работы.

4. Строительство в сейсмической зоне.

5. Применение специальных технических условий.

6. Применение инновационных технических решений.

В первую очередь затрону процедуру определение Подрядчика путем проведения закупки у единого поставщика.

Напомню, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 января 2015 года № 118-р ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» определено единственным исполнителем работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив.

В экспертном сообществе не утихают споры об эффективности такого типа закупок, особенно на фоне роста числа таких закупок. В качестве недостатка отмечается, что при закупке у единственного поставщика Заказчик не имеет возможности выбирать более выгодные условия среди поступивших предложений, как это происходит в конкурентных торгах. То есть формируется потенциальный риск приобретения услуг, работ или товаров по завышенной цене.

Однако действующее законодательство формирует жесткие рамки по определению стоимости крупного инфраструктурного проекта.

В 2013 году Правительство утвердило положение о проведении публичного технологического и ценового аудита (далее – ТЦА) крупных инвестиционных проектов с государственным участием. В рамках проведения ТЦА в том числе достигается эффективность использования бюджетных средств, оптимизация проектных (в том числе технологических) решений, снижение стоимости и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Кроме того, объекты проходят государственную экспертизу, в рамках которой проводится оценка достоверности сметной стоимости строительства объекта. Прохождение ТЦА и оценка достоверности сметной стоимости объектов исключает риск Заказчика по приобретению услуг, работ или товаров по завышенной цене.

Здесь же мы возвращаемся еще к двум пунктам – выполнение проектирования и строительства в сжатые сроки, а также разработка документации Подрядчиком, выполняющим строительные работы («УСК Мост» — единственный исполнитель по рабочей документации и строительству; «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» — единственный исполнитель и по проектированию, и по строительству).

Как отметил в интервью газете «Ведомости» Руководитель Росавтодора Старовойт Р.В. (№ 4139 от 16.08.2016), если бы проект транспортного перехода через Керченский пролив реализовывался по стандартной схеме, это были бы, «пожалуй, 8–10 лет в лучшем случае». «На данный момент я могу констатировать, что решение о единственном исполнителе по проекту демонстрирует не только целесообразность, но и значительные преимущества, — сказал Старовойт. – В режиме директивных сроков, но при этом с уже существующей предпроектной базой были мобилизованы значительные ресурсы, в первую очередь проектных организаций. Одновременно шла масштабная подготовка временной инфраструктуры, что позволило нам незамедлительно выйти на стройку, как только был утвержден проект и появилась первая рабочая документация. Проектировщики весь год работали и сейчас продолжают работать бок о бок со строителями».

Следующая особенность характерная при реализации технически сложных объектов – это применение специальных технических условий (далее – СТУ).

СТУ — технические нормы, разработанные для конкретного объекта капитального строительства и содержащие дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта. Данный документ необходим в тех случаях, когда в ходе проектирования невозможно соблюсти выполнение действующих нормативных требований.

Мост на остов Русский и Керченский мост по степени экономических, социальных и экологических последствий, к которым может привести их отказ, и в соответствии с ГОСТ 27751-2014 относятся к повышенному уровню ответственности. При проектировании таких сооружений возникает необходимость уточнения требований действующих норм и правил к перечню и значениям параметров сооружения и воздействий на него. Поэтому СТУ должны содержать уточненные и дополненные требования.

В СТУ для моста на остров Русский содержались следующие уточнения и дополнения к действующим требованиям нормативно-технической документации.

Природно-климатические воздействия

1) Статическая ветровая нагрузка на сооружение с учетом ее значимости в составе других нагрузок для вантового моста с большим центральным пролетом требует более точного ее определения, чем это предполагают действующие нормы. Была произведена оценка ветровых потоков по данным многолетних наблюдений с получением расчетных значений нагрузок непосредственно по заданной вероятности их превышения;

2) Район строительства относится к сейсмически опасным. Для обеспечения безопасности были произведены работы по уточнению исходной сейсмичности района строительства и сейсмическому микрорайонированию площадки строительства;

3) Проектируемое сооружение имеет большую протяженность и может быть чувствительно к тектоническим процессам. Были произведены соответствующие исследования и дана оценка существующим рискам;

4) Волновая нагрузка определяется действующими нормами в зависимости от параметров волн, однако сами параметры волн (высота и длина волны) определены на основании соответствующих исследований;

5) Ледовые нагрузки определяются действующими нормами в зависимости от прочности льда и размеров ледяных полей. Эти параметры были определены для морской акватории в районе строительства на основании соответствующих исследований;

6) Неравномерное распределение температуры между отдельными несущими элементами (например, ванты-балка) в силу их различных физических свойств или конструктивных особенностей не рассматривается действующими нормами, поэтому эти требования сформулированы в СТУ;

Воздействия при аварийных ситуациях

7) Аварийные ситуации различной природы (удар молнии, пожар, террористический акт и т.п.), вызывающие обрыв вант, не должны приводить к прогрессирующему обрушению конструкций моста. Действующие нормативные документы подобные ситуации не рассматривают. СТУ был определен необходимый уровень безопасности и требования к схемам обрыва вант;

8) Навал судов в случае аварии на опоры (защитные сооружения) моста на морской акватории не описывается действующими нормами и требовали дополнительных данных для решения задачи определения нагрузки на опору (защитное сооружение);

Требования к материалам и конструкциям

9) Балки жесткости;

11) Вантовой системы;

12) Опорных частей;

14) Защитных островков;

Дополнительные научно-исследовательские и опытно-конструкторские исследования

15) Аэродинамических свойств и критериев безопасности в ветровом потоке;

16) Сейсмотектонических условий района строительства, сейсмостойкости и сейсмоизоляции конструкций моста.

Необходимость применения СТУ для транспортного перехода через Керченский пролив обусловлена следующими причинами:

Отсутствие ряда требований по сооружению объектов в акватории, таких как:

— в ГОСТ 26775 требований к габаритам подмостовых судоходных пролётов мостов через морские проливы;

— в СП 35.13330 требований в части определения ледовых, ветровых, волновых и прочих нагрузок, характерных для морских проливов;

— в СП 35.13330 требований в части определения нагрузок от навала судов, обращающихся на морских акваториях.

Отсутствие в СП 35.13330 требований в части определения аварийных нагрузок на мостовые сооружения повышенного уровня ответственности в соответствии со ст. 16 п. 6 ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Отсутствие в СП 35.13330 требований к расчёту свайных фундаментов из стальных трубчатых свай.

Потребовались также уточнения положений СП 35.13330 в части конструктивных требований к протяжённым мостам через морские проливы; положений СП 35.13330 в части требований современным системам гибких подвесок арочных пролётных строений как в части расчётов на прочность и выносливость, так и в части обеспечения эксплуатационной надёжности; положений действующих нормативных документов в части требований к антикоррозионной защите конструкций мостов через морские проливы.

СТУ в том числе позволяют применить на стадии строительства инновационные технические решения, что направлено на обеспечение директивных сроков строительства и требуемый уровень качества.

При строительстве моста на остров Русский можно выделить следующие инновационные решения.

Впервые в отечественной практике мостостроения для сооружения буронабивных свай опоры М-7 использовалась технология бурения «с воды». Причем не просто «с воды», а «с волны» Босфора Восточного. За неполный 2009 год с начала работ мостостроители получили около 100 штормовых предупреждений. На рейде острова Русского был создан целый производственно-строительный комплекс. На морской стройплощадке пилона размером 90 х 40 метров удалось сконцентрировать необходимое количество техники и оборудования. Здесь были задействованы пять кранов грузоподъемностью от 30 до 280 тонн (из них три плавкрана), на смонтированные прямо в море рабочие мостики выведены четыре буровых установки JUNTTAN PM 26. Для устройства 120-ти буронабивных свай в основании «морской» пилонной опоры М-7 потребовалось произвести выемку порядка 5800 кубометров грунта, установить в скважины около 360 тонн армокаркасов и омонолитить их 10 тысячами кубометров бетона.

На полуострове Назимова глубина бурения скважин для буронабивных свай опоры М-6 доходила до отметок 77 метров при диаметре 2,2 м. Все работы велись на площадке 120 х 60 метров, где было сконцентрировано большое количество оборудования – 6 мощных машин реверсивного бурения, 3 обсадных стола, 6 кранов грузоподъемностью от 100 до 250 тонн, более 40 единиц специальной вспомогательной техники.

Бетонирование ростверка пилона М7 производилось самоуплотняющимся бетоном B35 П5 F300 W12. В конструкцию ростверка пилона М7 было уложено почти 20 тысяч кубометров бетона и более 1900 тонн арматуры. Самоуплотняющаяся бетонная смесь не требует уплотнения глубинными вибраторами (за счет этого повышается интенсивность бетонирования, средняя скорость бетонрования составила 105 м3/час), значительно снижается количество воды затворения (при низком водоцементном отношении минимизируется расслоение бетонной смеси и ее усадка, исключается возможность миграции воды и водоотделения, повышается водонепроницаемость бетона), повышается удобоукладываемость бетононасосом.

При сооружении пилонов моста на остров Русский использовалось уникальное оборудование. Специально «под мост» спроектированы и изготовлены у ведущих мировых производителей Potain и Kroll высотные краны большой грузоподъемности до 50 тонн, способные «расти» до 350 метров. Бетонирование пилонов производится с помощью оригинальной самоподъемной опалубки захватками по 4,5 метра. Использование такой самоподъемной опалубки позволяло повысить качество и снизить сроки сооружения монолитных железобетонных конструкций в 1,5 раза.

Для сооружения железобетонной балки жесткости использовались передвижные подмости. Их конструкция была выполнена в виде пространственной системы из 13 двутавровых балок, объединенных поперечными и диагональными связями. Для сокращения сроков монтаж подмостей был выполнен на земле, а подъем наверх конструкции весом более 900 тонн осуществлялся по технологии Heavy Lifting в течении одних суток. При изготовлении блоков центрального пролета использовалась технология объемного лазерным сканированием без применения спецкондукторов.

Для центрального пролетного строения длиной 1104 м была применена усовершенствованная вантовая система, так называемая «компактная» система PSS с более плотным размещением прядей в оболочке, позволяющая существенно уменьшить величину ветровой нагрузки на систему в целом. Вантовая система принимает на себя все статические и динамические нагрузки, именно от них зависит само существование моста. Компактная конфигурация вант с использованием оболочки меньшего диаметра способствует снижению ветровой нагрузки на 25-30%. При этом стоимость материалов пилона, балки жесткости и фундаментов снижается на 35-40%. Высокие показатели прочности, выносливости, коррозионной стойкости обеспечивают высокую долговечность – не менее 60 лет.

При строительстве транспортного перехода через Керченский пролив можно отметить следующие инновационные технические решения.

Антикоррозионное заводское порошковое наплавляемое эпоксидное покрытие толщиной не менее 700 мкм стальных трубчатых свай

Нанесение антикоррозионного покрытия на поверхность стальных труб производится непосредственно на объекте строительства. Для этого на территории складской площадки Тамань смонтирована линия изоляции свай. Технология нанесения антикоррозионного покрытия состоит из восьми последовательных фаз. Перед нанесением покрытия металлическая труба поступает в печь предварительного нагрева, где нагревается до температуры 60°С. После предварительного нагрева металлическая труба поступает в дробеметную камеру, где поверхность трубы подвергается дробеметной очистке. На выходе из дробеметной камеры труба проходит через установку хроматирования. Хроматирование позволяет добиться лучших показателей свойств покрытия, прежде всего по катодному отслаиванию и водостойкости адгезии. После дробеметной обработки подготовленная труба по конвейеру поступает в печь основного нагрева, где поверхность трубы нагревается до температуры 270°С. После печи основного нагрева готовая к нанесению покрытия труба поступает в эпоксидную камеру. В эпоксидной камере происходит нанесение первого и второго антикоррозионного защитного слоя. После прохождения эпоксидной камеры готовая конструкция проходит камеру охлаждения. На выходе из камеры охлаждения диэлектрическая сплошность покрытия трубы подвергается контролю электроискровым дефектоскопом в автоматическом режиме. После проверки готовая конструкция поступает на выходной накопитель, где антикоррозионное покрытие подвергается приемосдаточным испытаниям.

Читайте также:  Дача объект капитального строительства

Монтажная сварка кольцевых стыков труб из стали марки 09Г2С свайных фундаментов транспортного перехода через Керченский пролив

Монтажная сварка кольцевых поворотных стыков труб диаметром 1420 мм при укрупнении труб в монтажные плети производится на трубосварочных базах типа БТС с применением автоматической двухсторонней сварки под флюсом. Данная технология применяется для стыковки автоматической сварки труб в секции в полевых условиях при строительстве газо-нефтетрубопроводов. В мостостроении такая технология применяется впервые.

При этом конструкция базы позволяет изменять технологию сварки. Сборка и сварка труб производится одновременно на нескольких постах, оборудованных вращателем труб. В базу встроены линия подготовки кромок, что в значительной мере ускоряет процесс подготовки труб перед сваркой по сравнению с механизированной орбитальной газокислородной резкой с последующей механической обработкой торцов труб. Также база оснащена центраторами, благодаря которым сокращается время стыковки двух свариваемых элементов.

После укрупнения секций труб готовая конструкция перемещается на накопитель для дальнейшего проведения ультразвукового контроля сварных стыков. На объекте принят двухступенчатый ультразвуковой контроль. Дублирующий контроль производится независимой аккредитованной лабораторией неразрушающего контроля.

Погружение 80-метровых свай

Технологические операции по погружению 80-метровых свай проводятся на острове Тузла для формирования свайного основания опор автодорожного моста. Сваи полностью собираются до 80 метров на стапеле на земле. После этого их поднимают краном грузоподъемностью 750 тонн с высотой стрелы 112 метров на передвижную самоходную установку, которая применяется здесь вместо кондуктора (металлического каркаса, который «выставляет» сваю в проектное положение). Специалисты проверяют положение выставленных свай, после чего начинается их погружение с помощью вибропогружателя.

Первая трубосвая была погружена в грунт на 40 метров за период 3 часов. В результате контрольной проверки был отмечен факт полного соответствия операции с проектными решениями. Далее погружение сваи осуществлялось сначала с помощью более мощного вибропогружателя, а затем с помощью гидромолота. Свая была погружена до проектной отметки в 77 метров на следующий день. По такой же схеме было проведено погружение второй 80-метровой сваи.

К новым решениям при реализации строительства объекта также стоит отнести сооружение стальных свай-оболочек для устройства свайных фундаментов в акватории. До этого их использование было крайне редким и незначительным. Для погружения предварительно укрупненных секций свай, доставленных к месту погружения на специальных трубоплетневозах для перевозки длиномерных конструкций, используются специальные устройства для погружения свай (УПС), разработанные проектировщиком и реализованные Подрядчиком. Направляющий каркас позволяет погружать прямые и наклонные сваи фундаментов, состоящих как из 12, так и из 20 свай.

Гарантией эффективного использования бюджетных средств и достижения надежности, долговечности и безопасности объектов капитального строительства является система обеспечения качества.

Особую роль система контроля качества играет при строительстве уникальных и технически сложных объектов, таких как мостовой переход на о. Русский и транспортный переход через Керченский пролив. На таких объектах задача Заказчика состоит не только в том, чтобы самому проверять качество работ на стадии приемочного контроля, но и организовать систему контроля, которая бы исключала возможность образования критических дефектов на стадии производства работ.

При строительстве объектов создается многоуровневая система контроля качества, которая включает в себя контроль со стороны генерального Подрядчика и служб Заказчика.

Первый уровень – это контроль качества генерального Подрядчика. Генподрядная организация осуществляет контроль за работами субподрядных организаций, осуществляет входной контроль поступаемых материалов и изделий на объект. Организует и проводит операционный контроль.

Второй уровень – это контроль качества Заказчика. Этот уровень контроля состоит из двух подгрупп. Это привлеченные организации в лице проектной организации, которая осуществляет авторский надзор за строительством, и независимая служба строительного контроля Заказчика, привлечение которой предусмотрено ст. 53 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, в структуре Заказчика создаются подразделения (представительства), которые осуществляют приемку и постоянный контроль выполняемых работ.

Для повышения эффективности постоянного контроля необходимо применять современное высокотехнологичное оборудование. Спектр применяемых приборов на таких сооружениях очень большой. Я остановлюсь в качестве примера на томографии строительных конструкции.

Томография строительных конструкций была впервые применена в отечественной транспортной отрасли при строительстве моста на остров Русский, и эта эффективная технология будет использована при строительстве транспортного перехода через Керченский пролив.

Томография – термин, который для большинства из нас ассоциируется с медициной. Мы же при проведении контроля осуществляли томографию монолитных железобетонных конструкции и сварных соединений.

В 1928 году профессор Соколов предложил для контроля строительных работ использовать ультразвук. Суть идеи заключалась в следующем: преобразователь особой конструкции превращает электрический импульс в ультразвуковые волны и передает упругие колебания в объект, ультразвук отражается в материале от противоположной стенки, либо от внутренних пустот. Отраженные волны принимаются тем же либо другим преобразователем и выводится на экран в форме эхограммы. Дефекты, встречающиеся внутри волны, влияют на эхограмму. По форме принятого сигнала можно судить о внутреннем состоянии реального объекта. Идея советского ученого относительно быстро была применена на практике. С 50-х годов прошлого века ультразвук используется для измерения толщины металла, контроля сварных швов и поиск внутренних дефектов в металлах.

Но бетон в отличие от металла является крайне неоднородным материалом. Заполнители разных размеров, формы и плотности порождает хаотичное волновое отражение и ослабляет ультразвуковой импульс, частично рассеивая и поглощая его. Все эти проблемы были решены в низкочастотном ультразвуковом томографе А 1040 MIRA. Сухой точечный контакт исключил использование контактной жидкости, фазированная антенная решетка сделала возможным проводить съемку при одностороннем доступе к объекту. Низкочастотный ультразвуковой томограф позволяет провести контроль конструкций из бетона, железобетона и камня при одностороннем доступе к ним с целью определения целостности материала в конструкции, поиска инородных включений, полостей и непроливов, а также измерять толщины объекта контроля. Возможен контроль объектов с толщиной до 2,5 метров. Данные представляются в виде томограмм по разрезам и в трехмерном виде.

Следующим важным этапом при строительстве моста на остров Русский был монтаж металлической балки жесткости. В сжатые сроки Подрядчику предстояло произвести укрупнительную сборку и монтаж металлической балки жесткости руслового пролета. Требования по качеству сборки были очень высокие: полностью исключаются дополнительные операции подгонки многотонных панелей при монтаже, которые велись в условиях сильного ветрового воздействия на высоте 70 метров над проливом Босфор Восточный. Укрупнительная сборка панелей осуществлялась в соответствии со специально разработанным технологическим регламентом. Подрядной организации в совокупности было заварено более 30 км стыковых швов I категории, подлежащих ультразвуковому контролю, при толщине металла от 14 до 32 мм. Реализация столь сложных и масштабных задач требует от Подрядчика и Заказчика организации эффективной процедуры контроля качества, которая, во-первый, минимизировала бы временные затраты, а, во-вторых, обеспечила бы надлежащий контроль, исключающий пропуск дефектов на стадии приемки. В составе приборного обеспечения дирекции входил высокочастотный ультразвуковой томограф на фазированных решетках. Применение томографа увеличивает скорость контроля до 20 раз, а электронное сканирование по всей толще металла сводит к минимуму человеческий фактор.

Одна из основных целей применения ультразвуковой фазированной решетки (УЗФР) – более надежное выявление дефектов разных типов, форм и ориентаций. Для этого нужно проводить контроль объекта с разными углами ввода ультразвука. В обычных пьезоэлектрических преобразователях (ПЭП) угол ввода задается конструктивно, поэтому для его изменения нужно использовать разные преобразователи и проводить повторный контроль. А с помощью одной УЗФР можно практически одновременно генерировать лучи под любыми углами, нужными для надежного выявления дефектов. Так, сечение сварного шва толщиной 16…32 мм может «прозвучиваться» одновременно по трем схемам с фиксированными углами ввода 50° и 65° (линейное сканирование), а также с плавным изменением угла в диапазоне 35…75° (секторное сканирование).

Другая важная цель применения УЗФР – повысить производительность контроля. При проверке сечения сварного шва обычным ПЭП нужно выполнить его поперечное перемещение относительно продольной оси шва, и при контроле основное время уходит именно на этот вид перемещений. При использовании УЗФР сечение сварного шва проверяется за счет электронного сканирования. Оно проводится с большой скоростью (тактовая частота переключения между лучами порядка 1 кГц) и высоким пространственным разрешением (расстояние между соседними лучами до 0,1 мм). При электронном сканировании контроль проводится путем перемещения УЗФР вдоль продольной оси шва, без поперечных перемещений. Это позволяет повысить производительность контроля по сравнению с обычными средствами УЗК более чем в 10 раз. Например, для сбора данных с помощью УЗФР по одному сварному шву длиной 12 м Заказчику требуется: для верхнего пояса панели с толщиной металла 16 мм – около 5 минут, для нижнего пояса с толщиной металла 32 мм – до 10 минут. У подрядных организаций, использующих обычные ПЭП, контроль тех же швов занимает 1,5-2 часа для верхнего пояса и 3-3,5 часа для нижнего пояса.

Важнейшее преимущество ультразвукового томографа по сравнению с традиционными средствами УЗК – это трехмерная визуализация и документирование результатов контроля. В обычных дефектоскопах результаты представляются в виде так называемого А-скана. Этот А-скан отображается только по одному ультразвуковому лучу и не дает достаточно наглядного представления о пространственном положении дефектов в объекте контроля. При использовании томографа идет сбор и обработка массива А-сканов по всем ультразвуковым лучам, количество которых может достигать 128. При этом в реальном времени в процессе сканирования отображается трехмерная структура объекта контроля с выявленными дефектами. Важно отметить, что С-скан (вид сверху) является аналогом радиографического снимка. Но, в отличие от радиографии, другие типы ультразвуковых сканов позволяют легко определить положение дефекта также и по глубине.

Таким образом применение СТУ позволяет не только уточнить действующие нормы, но и заложить основу для реализации инновационных решений при проектировании и строительстве.

В заключении я бы хотел остановиться на анализе градостроительного законодательства с учетом сжатых сроков проектирования и дальнейшей разработкой рабочей документации на стадии строительства. В данном вопросе требуется существенная доработка норм законодательства с целью урегулирования возникающих вопросов и исключения двойного толкования норм.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) и в соответствии с частью 8 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ) «отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим Заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

При этом необходимость внесения изменений в проектную документацию в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства является прерогативой Заказчика и может осуществляться физическими или юридическими лицами, ранее осуществившими подготовку проектной документации объекта капитального строительства.

На основании п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145, проектная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть направлена повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Сроки повторного направления проектной документации на государственную экспертизу при необходимости определяются застройщиком (Заказчиком), исходя из условий выполнения требований статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в части возможности подтверждения соответствия параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или Заказчиком.

С учетом двух стадийного проектирования на стадии «Рабочая документация» происходит детализация и уточнение принятых технических решений на стадии «Проект», которые по формальному признаку могут отличаться от технических решений на стадии «Проект». Все это приводит к разночтению позиций в части необходимости повторной экспертизы между Заказчиком и органом, осуществляющим государственный строительный надзор. В этом вопросе, по моему мнению, необходима существенная проработка законодательства в части определения порядка установки параметров объекта капитального строительства, не подлежащих изменению на стадии рабочего проектирования, их утверждения и соблюдения при производстве работ.

Подводя итог на основании имеющегося опыта строительства технически сложных объектов, можно сформулировать следующие выводы:

1. Практика проведения закупки у единого поставщика при реализации крупных инфраструктурных проектов показывает свою высокую эффективность. Это позволяет соблюсти директивные сроки строительства и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.

2. Применение специальных технических условий должно быть обязательным условием при проектировании технически сложных и уникальных объектов, так как СТУ позволяют сформулировать отсутствующие требования и детализировать требования в действующих нормативно-технических документах. СТУ позволяют упростить возможность применения инновационных технических решений при проектировании и строительстве объектов.

3. Требуется существенная доработка градостроительного законодательства и технических регламентов в части определения параметров объектов капитального строительства с целью исключения разночтения и двойного толкования норм.

Самовольной постройкой могут признать только объект капитального строительства — то, что прочно (неразрывно) связано с землёй. Устойчивая связь с землёй — это наличие заглублённого фундамента. Поэтому в первую очередь суд устанавливает характер спорного строения — капитальное или нет. … Дом устоял при нашествии злого волка: у серого не хватило дыхалки. Главная мораль: усердие и основательность всегда выигрывают. Строительная мораль: капитальный дом крепче и надёжнее. Это вторая публикация о самовольных постройках: чем отличается капитальное строение от некапитального и причём здесь самострой. О движимом и недвижимом.

Объект капитального строительства

Все материалы, размещенные на сайте, являются интеллектуальной собственностью. Любое их использование без активной ссылки на nadzor-info.ru будет являться нарушением Российского законодательства.
Права на оказание любых коммерческих услуг на nadzor-info.ru принадлежат ИП Алексееву Дмитрию Станиславовичу (ОГРНИП 318502900015831)

Объект капитального строительства — это сооружение, возводимое на основе фундамента, представляет незавершенный объект от момента закладки фундамента до даты эксплуатационного ввода. После того, как строение сдано в эксплуатацию и зарегистрировано, оно становится капитальным строением. Исключение составляют некапитальные строения, соответствующие параметрам п. 10.2 ст. 1 ГрК, а также неотделимые улучшения земельного надела. Признаки капитального строительства . Сам процесс капитального строительства представляет собой возведение объекта на фундаменте, имеющего опорные конструкции, ограждения и коммуникации.

Не капитальное строительство понятие

Главное по теме: «Не капитальное строительство понятие» с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

  • 1 Капитальное строение – определяющие характеристики в 2018 году
  • 2 Признаки объектов капитального строительства по законам и нормативным актам
  • 3 Не капитальное строительство понятие
  • 4 Что такое капитальное строение?
  • 5 Что такое некапитальное строение?
Читайте также:  Этапы строительства объекта капитального

Капитальное строение – определяющие характеристики в 2018 году

Отнесение конкретного существующего или планируемого к возведению здания к капитальному (недвижимому) или некапитальному (движимому) строению имеет принципиальное значение для владельца земельного участка. Это необходимо для того, чтобы минимизировать возникновение спорных ситуаций при возведении и эксплуатации строительных объектов. Что такое капитальное строение?

Что такое капитальное строение?

Капитальное строение – это отдельно стоящее здание или комплекс зданий и сооружений, которые предназначены для длительной эксплуатации. Это всегда объект недвижимости, который располагается на капитальном фундаментном основании, имеет конкретно определенную площадь и размер, что зафиксировано документально. У него всегда есть владелец, а также пакет сметно-проектных документов.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 года с изменениями, вступившими в силу в 28.06.2018 году, а также другим муниципальным и федеральным законам, данное построение должно соответствовать следующим требованиям:

  • Быть неразрывно связанным с поверхностью земли.
  • Перемещение постройки не возможно без ее разрушения или нанесения серьезного вреда.
  • Здание должно быть возведенным согласно Государственным строительным нормам и правилам.
  • Сооружение, в обязательном порядке должно быть занесённым в Росреестр и иметь конкретного собственника, что подтверждено документально.
  • Здание обязано быть оборудовано всеми коммуникационно-инженерными системами.

Классификация капитальных построек

Единицей недвижимости является здание, строение, сооружение, а также постройки незавершенного строительства и вспомогательного использования.

[2]

  • Здание – результат проведения инженерно-строительных работ. Оно представляет собой комплекс систем, оборудованных инженерными коммуникациями, а также вспомогательными сооружениями.
  • Объект незавершенного строительства – это здания, возведение которых, было приостановлено. В связи с этим, они временно не используются по своему назначению.
  • Сооружение – это инженерные системы, которые возводятся для проведения различных производственных процессов. К ним относятся – автотрассы и дороги, трубопроводы, электросети и другие.
  • Объект вспомогательного использования – это сооружения, никогда не использующиеся самостоятельно. Для таких построек не требуется разрешение на возведение, но только с тем условием, что они будут использоваться только как служебные помещения.

Например, гараж, капитальное сооружение только тогда, когда он используется как вспомогательная постройка, это уточняется в Градостроительном кодексе, а именно в пункте 3, части 17, статья — 51.

Строение – определение и признаки. С 2000 года это определение обобщает названия строительных построек– здание и сооружение. И согласно новому Градостроительному кодексу Российской Федерации, не используется для ведения учёта в государственном реестре объектов капитального строительства, Строение обобщает понятия – здание и сооружение. Хотя при составлении проектной документации для непроизводственных строений, этот термин употребляется часто.

Важно. Такая классификация недвижимости довольно условная, ведь при определении является капитальным строение или нет, она учитывается только частично.

Какая постройка является некапитальной?

Некапитальная постройка – это временное сооружение, не имеющее прочной связи сзс поверхностью земли, вследствие чего он легко перемещается без разрушения.

Внимание. Часто, для того чтобы определить является объект недвижимым или движимым требуется строительно-техническая экспертиза. Ведь разница между этими зданиями может быть совсем незначительной. Движимые постройки также могут размещаться на фундаментной основе и к ним могут быть подведены коммуникационные системы – водопровод, отопление, канализация, отопление.

Но, согласно действующему законодательству на движимые постройки невозможно оформить право собственности, а также такие сооружения не облагаются налогом.

Основные признаки того, что здание является некапитальным:

  • Постройка имеет сборно-разборную конструкцию. Это значит, что она просто возводится, легко демонтируется и перевозится в другое место.
  • Даже если у строения есть фундаментное основание, то необходимо обязательно учитывать глубину его заложения, а также возможность перенесения объекта на другое основание.
  • Если можно отключить все подведённые коммуникации без нанесения ущерба, как самому объекту, так и инженерным системам.

Внимание. Главная черта, которой отличается капитальное строение от некапитального – это наличие в первого технического паспорта, оформленного БТИ. Ведь, согласно действующим законодательным актам на некапитальный объект его сделать невозможно.

Виды строений, которые относятся к некапитальным

  • Временные здания контейнерного типа возводятся только на период проведения строительных работ. Они даже могут возводиться на капитальной фундаментной основе и с такими же стенами но, согласно утверждённым правилам для застройщиков, только на четко определенный срок. Временные строительные сооружения подлежат сносу сразу после окончания строительства или других ремонтных работ.
  • Нестационарные постройки возводятся из легких конструкций и не устанавливаются на фундаментное основание. Это, как правило, остановки общественного транспорта, гаражи, киоски, навесы, а также общественные туалеты переносного о типа.

  • Временные сооружения на лесных участках имеют право возводить физические или юридические лица, которые арендуют данные участки или пользуются ими для личных потребностей при следующих работах: заготовке декоративных и лечебных растений, ягод и плодов, охоты и другой деятельности.

В каких случаях капитальная постройка признаётся сомостроем?

Любой объект капитального строительства может быть признан самостроем, если по строительно-техническим характеристикам он является недвижимым имуществом, а по правовым нормам нет. У владельца должны быть на руках документы, подтверждающие его право собственности, а также пакет проектно-сметной и другой технической документации.

Новострой признаётся самовольно возведённым когда:

  • Сооружение было возведёно на участке, имеющем другое целевое предназначение.
  • Постройка была выстроена без получения на это требуемых федеральными законами разрешений.
  • Здание было возведёно с нарушением норм градостроения, а также строительных норм, из-за чего может угрожать жизни и здоровью людей.
  • Была произведена несанкционированная реконструкция или перепланировка построения, без наличия на это соответствующих документов, в результате чего возник новый объект.

Оценить капитальное построение может специальная служба, но признать здание, самовольно возведённым может признать только суд, основываясь на данных технической экспертизы.

После чего строение:

  1. Если оно угрожает своим существованием соседним постройкам, то подлежит сносу. Это проводится лицом его построившим, или за его счёт.
  2. На недвижимость оформляется право собственности, в предусмотренном законом порядке.

При отсутствии доступа к земельному участку, который является частной собственностью, снесение такой постройки невозможно. Но в таком случае у собственника появляются другие проблемы – отказ в подключении к центральным коммуникациям, невозможность продажи и переоформления недвижимости.

Определяющей характеристикой для объекта недвижимого имущества – это долговечность и прочная связь с поверхностью земли. Для его возведения, реконструкции и перепланировки, в большинстве случаев, требуется разрешение на строительство. Оно даст возможность исключить риск признания капитального строения – самостроем.

Признаки объектов капитального строительства по законам и нормативным актам

Определение «объект капитального строительства» (ОКС) впервые было введено в Градостроительном кодексе РФ. Согласно пункту 10 статьи 1 данного документа, объектами капитального строительства считаются здания, сооружения, строения и другие объекты, возведение которых не завершено. При этом временные постройки, такие как киоски и навесы, к объектам капитального строительства не относятся. Это значит, что ОКС можно отнести к объектам недвижимого имущества.

В первой части статьи 130 Гражданского кодекса РФ указывается, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что связано с землей и невозможно переместить без нанесения серьезного ущерба, что вполне применимо к ОКС. Таким образом, определение признаков объектов капитального строительства связано не только с нормами градостроительного, но и гражданского права.

Кроме того, классификация объектов осуществляется при помощи нормативных актов муниципальных образований.

В частности, на местном уровне принимаются документы, позволяющие классифицировать спорные объекты, такие как пристройки, автостоянки, АЗС и другие.

Основные определения

Для того чтобы разобраться с классификацией объектов, необходимо подробнее рассмотреть основные закрепленные на законодательном уровне определения ОКС, а именно характеристики зданий, сооружений, строений и объектов незавершенного строительства.

Итак, законодательством определены следующие ОКС:

  • здания – определение закреплено в статье 2 закона №384-ФЗ, в соответствии с которой под зданием подразумевается результат строительных работ в виде объемных систем, имеющих надземную и/или подземную части, и включающих в себя помещения, инженерные сети и системы;
  • сооружения – определение дано в статье 2 закона №384-ФЗ, согласно которой сооружения представляют собой результаты строительных работ в виде объемных, плоских или линейных систем, имеющих несколько частей: наземную, надземную и/или подземную; кроме того, сооружения состоят из несущих и оградительных конструкций;
  • строения – данное понятие упоминается в статьях №130 и 222 ГК РФ и подразумевает под собой постройку, в том числе самовольную, прочно связанную с землей;
  • объекты незавершенного строительства – данное понятие указывается в статье 2 Градостроительного кодекса РФ и представляет собой объект, получивший разрешение на начало строительных работ.

Виды объектов капитального строительства

Все объекты капитального строительства в зависимости от характерных признаков и назначения делятся на несколько видов.

Согласно Постановлению правительства РФ №87 от 16.02.2008, такими видами являются:

  • объекты производственного назначения – здания, сооружения, строения производственного назначения, к которым также принадлежат объекты обороны и безопасности;
  • объекты непроизводственного назначения – здания, сооружения, строения жилищного фонда, коммунально-бытового и социально-культурного назначений;
  • линейные объекты – путепроводы, трубопроводы, газопроводы, линии электропередач и другие.

Линейные объекты располагаются на территориях общего пользования и отделяются от остальных красными линиями, поэтому коммуникации, входящие в состав участков, на которых расположены объекты первых двух категорий, линейными объектами не считаются.

Признаки объектов капитального строительства

На основании всего перечисленного можно выделить несколько ключевых признаков объектов капитального строительства.

Признаки следующие:

  • невозможность перемещения объектов без нанесения им существенного ущерба;
  • прочная связь с землей и наличие фундамента – за исключением временных объектов, имеющих фундамент;
  • наличие подведенных стационарных коммуникаций – водо-, газо-, электро-, теплоснабжения и т. д.;
  • наличие техпаспорта БТИ – на любой объект капитального строительства оформляется соответствующий технический паспорт, а также других разрешительных документов, предусмотренных градостроительными и строительными нормами.

Наличие какого-либо из перечисленных признаков еще не свидетельствует о капитальности объекта. Каждый из указанных признаков рассматривается не индивидуально, а в совокупности с другими характеристиками. Только комплексный подход позволяет определить принадлежность того или иного объекта к ОКС.

Не капитальное строительство понятие

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 21 июня 2012 г. № 15319-АП/08 “О сооружениях, не относящихся к объектам капстроительства”

о разъяснении законодательства о градостроительной деятельности Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках осуществления полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, установленных пунктами 1 и 5.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40, сообщается следующее.

При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам капитального строительства необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).

В частности, сооружениями связи, не относящимися к объектам капитального строительства, являются:

1) башни на пригруженных опорах (сборно-разборные сооружения связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой) с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций);

2) сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью, выполняемой в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты, и пригружаемой фундаментными блоками;

3) мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

У перечисленных сооружений отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при возведении данных объектов не требуется проведение существенных земляных работ (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Указанные сооружения связи являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Согласно части 3 статьи 49, пункту 2 части 17 статьи 51 и части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, выдача разрешения на строительство не требуется, государственная экспертиза и государственный строительный надзор не проводятся.

Просим довести позицию Министерства до сведения органов государственного строительного надзора.

Обзор документа

Разъясняется, какие сооружения связи не относятся к объектам капстроительства.

В частности, последними не признаются башни на пригруженных опорах. Речь идет о сборно-разборных сооружениях связи в виде опоры, установленной на монолитной плите, отлитой прямо на земле (снят только дерновой слой) либо на подготовленной земляной площадке (снят дерновой слой, произведена песчано-гравийная отсыпка с трамбовкой), с креплением растяжками на пригруженных опорах из заранее изготовленных железобетонных конструкций.

Объектами капстроительства также не являются сборно-разборные инженерные сооружения на болтовых соединениях с несущей частью в виде рамной опоры, устанавливаемой на гравийную/щебеночную подсыпку либо бетонные плиты и пригружаемой фундаментными блоками.

Кроме того, к ним нельзя отнести мачты, представляющие собой сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатые призмы), раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам.

Дело в том, что у перечисленных сооружений нет признаков капитальности: отсутствует прочная связь с землей и заглубленный фундамент; при их возведении не проводятся существенные земляные работы (рытье котлованов); они не связаны с местностью инженерными сетями отопления, горячего/холодного водоснабжения, канализации.

Они являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство. В их отношении не проводятся госэкспертиза и госстройнадзор.

Что такое капитальное строение?

Капитальное строение (КС) – это такие постройки (здания, сооружения), иные строительные объекты, которые имеют ряд существенных признаков, а именно:

  • строительные объекты не носят временный характер;
  • постройки привязаны к капитальному фундаменту;
  • на готовый объект выдается документация, удостоверяющую право собственности владельца.

Под термином предполагается возведение именно таких построек с поэтапным выполнением следующих работ:

  1. Проектных;
  2. Изыскательских;
  3. Монтажных;
  4. Пусконаладочных.

К объектам капитального строительства по ряду причин не могут быть отнесены различные киоски, навесы. В соответствии с законами РФ, киоск представляет собой постройку, площадью на одного продавца, в которой отсутствует торговый зал. Навес – полузакрытое помещение, с отсутствием стены или стен.

Читайте также:  Форма уведомления о сносе объекта капитального строительства образец

Чем отличается временное строение от капитального?

Как уже было сказано, ряд строений не относится к объектам капитального строительства. Такие постройки принято называть временными и определить к какому типу строения относится объект, можно по некоторым признакам.

Для этого необходимо оценить не только экономическую сторону вопроса, но и юридическую:

  1. Строение временного характера не может иметь документации на собственность и срок использования объекта небольшой, по окончанию которого, постройка подлежит разбору.
  2. Постройка капитальная тесно привязана к земельной площади и расположена на фундаментной основе. Это означает, что строение не подлежит последующей разборке и переносу. Также, собственник может получить на здание документы, подтверждающие владение по праву собственности.

Кроме этого стоит отметить, что на капитальный объект обязательно разрабатывается проектно-сметная документация.

Что такое временное строение и капитальное строение?

В ГОСТах РФ нет конкретной трактовки термина «капитальное строение», однако существуют следующие показатели, указывающие на то, к какому типу можно отнести то или иное здание, сооружение.

В зависимости от срока эксплуатации здания делятся на следующие группы:

  • I – здания, которые прослужат более 100 лет;
  • II – строения, служба которых ограниченна 50 -100 годами;
  • III– здания, срок службы которых 25-50 лет;
  • IV– постройки со сроком эксплуатации, который не превышает 5-20 лет;

В последнюю группу и входят объекты временного строения. Отличительной особенностью таких зданий можно считать то, что при постройке помещений используют деревянные каркасные конструкции и иные конструкции из облегченных материалов.

Сравнение временного и капитального строения

Если сравнить капитальное строение и строение здание временного типа, то можно выявить следующие различия:

  1. Капитальная постройка расположена на фундаменте и крепко привязана к земле, временная же, может фундамента не иметь.
  2. Для строительства объекта капитального строительства необходимо собрать обширный список необходимых документов, в то время как для строительства объекта временного типа никакой документации не требуется.
  3. Сооружение капитального характера может находиться в эксплуатации от 25 до 100 лет, а временное сооружение не может использоваться более 5 лет.
  4. Капитальный объект не может быть демонтирован и перевезен в другое место, а временная постройка предполагает именно разбор и перенос.
  5. На капитальное строение можно получить соответствующие документы собственности, в то время как на временное строение, подобной документации получить нельзя.

Виды капитального строительства

Видео (кликните для воспроизведения).

К видам капитального строительства, можно отнести следующие:

  1. Новая постройка – выполнение строительства здания или комплекса объектов, на земельном участке первичного использования, которое по окончанию работ станет самостоятельным сооружением, имеющим отдельную балансовую стоимость.
  2. Реставрация уже готовых строительных конструкций – ремонт, перестройка внутренних помещений, расширение.
  3. Реконструкция действующих помещений с целью модернизации – расширение площадей в таком случае не выполняется.
  4. Расширение объекта капитального типа – увеличение рабочих площадей и выведение объекта на отдельный баланс.

Объекты капитального строительства: определение

К объектам капитального строительства можно отнести как жилые здания и сооружения, так и помещения нежилого характера.

Кроме того, к подобным объектам относятся и помещения незавершенного строительства. Подобная формулировка записана в Градостроительном кодексе РФ.

Виды объектов КС

Определение объекта капитального строительства звучит как отдельно стоящее сооружение, оборудованное всеми коммуникациями и подсобными конструкциями (пандусами, эстакадами).

Существует несколько видов объектов КС:

Классификация объектов капитального строительства

В кадастровом Кодексе определены виды объектов КС.

Классифицируются здания следующим образом:

  1. Здания и сооружения, являющиеся объектами коммуникаций – ЛЭП, трубопроводы, скважины.
  2. Объекты незавершенного характера.

Согласно Постановлению Правительства РФ №87 в зависимости от функциональности различаются следующие объекты КС:

  • линейные;
  • объекты производственного и промышленного характеров;
  • объекты оборонительные и строения, обеспечивающие безопасность.
  • непроизводственные объекты (жилплощади, помещения бытового, социального, культурного назначения)

Линейные объекты

Линейными объектами КС признаны коммуникационные инженерные сети, такие как линии электропередач, трубопровод, мосты, туннели, автодороги. Строительство подобных объектов сопряжено с выполнением специального проектирования конструкции на месте с использованием оборудования для межевания.

Только после оформления документации, разрешающей строить такой объект, можно начинать работу.

Объекты строительства, не требующие разрешительной документации

Под разрешительной документацией необходимо понимать пакет документов, который соответствует требованиям Градостроительного кодекса. Это, прежде всего документы, которые дают четкое представление о земельном участке, на котором будет возводиться объект, а также о том, какое строение будет воздвигнуто – сколько этажей, план внутренних помещений, расположение коммуникаций.

Без наличия градостроительного плана, проектная организация может отказать в строительстве или реконструкции объекта капитального строительства. Подобный документ выдается лишь после письменного заявления от застройщика в архитектурном отделе администрации.

Допускается начать строительство объекта без подобной бумаги, согласно ст.51 ГрК РФ лишь в нескольких случаях:

  1. Если объект будет возводиться на земельном участке, принадлежащем застройщику по праву собственности.
  2. Если строящийся объект будет иметь временный характер.
  3. Если на территории будут строиться сооружения вспомогательного характера, которые не потребуют изменения капитальных строений, и не затронут, важных коммуникационных узлов.

Если объект строительства возведен самовольно, это означает, что работы осуществлялись без наличия какой-либо документации и на территорий, которую нельзя было использовать в этих целях. Также, при сооружении конструкции самовольно происходит нарушение всех санитарных и градостроительных показателей.

Выход из подобной ситуации может быть двух видов:

  1. Постройка сносится, и все расходы оплачивает застройщик.
  2. Объект официально признается органами власти, и застройщик получает документ, подтверждающий право собственности на здание.

Отличительные признаки капитального объекта

Для того чтобы понять к какому типу постройки относится объект и какие права возникают у его владельца необходимо обратить внимание на ряд признаков, которые и определяют принадлежность здания к капитальным или временным сооружениям.

Важно помнить, что временная конструкция – это, прежде всего, объект вспомогательный, строящийся для того, чтобы использоваться на протяжении строительства основного объекта и подлежащий дальнейшей разборке.

Также, подобное помещение может носить сезонный характер, к примеру, киоск, предназначенный для торговли фруктами в летний период. В отношении такого объекта не выдается правоустанавливающих документов.

[1]

Стоит отметить, что с технической стороны объект временного строительства может иметь все те же признаки, что и капитальный, а именно, у временной постройки могут также быть фундамент, стены, перекрытия.

Также стоит помнить о том, что временные постройки не могут использоваться больше разрешенного срока – 5 лет. Самым же основным признаком капитального объекта является его тесная связь с земельным участком, а именно, наличие фундамента и разумеется пакета документации, разрешающего подобные постройки.

Объекты капитального строительства: проблемы их отнесения к недвижимому имуществу

В Градостроительном кодексе РФ применялись такие термины, как «объекты недвижимости в градостроительстве» и «объект градостроительной деятельности». В 2005 году были внесены существенные изменения в кодекс, и появился такое сочетание, как «объект капитального строительства».

В дальнейшем было сформулировано определение нового термина и на основании этого внесены поправки в сам кодекс. Постепенно термин внедрился в земельное и лесное право, а также стал использоваться в гражданско-правовой сфере.

Определение объекта КС сводилось к тому, что был определен ряд признаков, по которым и определялось, отнести ту или иную постройку к капитальным или нет. Основным отличием капитального строения, как мы уже отмечали, является то, что объект имеет тесную связь с поверхностью участка в виде фундамента.

В соответствии с ст.130 ГК РФ, к недвижимому имуществу можно отнести помещение, которое имеет прочную связь с землей, официально зарегистрировано и не может быть разобрано и перемещено без причинения ущерба конструкции. Все эти признаки подходят и к объектам капитального строения. Эти нормы определены в ГрК РФ.

Исходя из этого, можно утверждать, что объект недвижимости является ОКС, поскольку их признаки совпадают.

Что такое некапитальное строение?

Все возводимые объекты недвижимости относятся к тому или иному типу построек, регламентированных Градостроительным Кодексом страны.

В зависимости от того, к какому типу относится здание, для него предусматриваются особые правила строительства, ввода в эксплуатацию и использования объекта. Все возводимые строения принято разделять на капитальные и некапитальные.

Некапитальное строение отличается временным характером использования и более упрощёнными правилами для строительства. Но даже такие объекты без должного урегулирования процесса их возведения могут быть признаны самостроем и подлежать принудительному сносу.

Понятие некапитального строения

Что такое некапитальное строение, указывает Градостроительный Кодекс, а именно пункт 10.2 ст. 1.

Определение такого сооружения предполагает отсутствие прочной связи с землёй и легкость его перемещения без разбора и потери первоначального вида. Это, так сказать, мобильные и легкие здания, которые не могут служить десятки лет, как, к примеру, капитальные постройки.

Пункт с определением некапитального строения действует в стране с 4 августа 2018 года. Кроме него, признаки некапитального строения отражены в пункте 38 ст. 1 ГрК РФ, где определяются законодателем элементы благоустройства.

Особые требования к объектам некапитального строительства регламентированы в Москве Постановлением Правительства Москвы № 636 от 13 ноября 2012 года.

Признаки некапитальных построек

Объект некапитального строительства в стране имеет четко обозначенные признаки и характеристики, по которым его легко отличить от капитальных зданий и сооружений.

В частности, к основным признакам временных построек относятся:

На некапитальное строение по закону нельзя зарегистрировать право собственности.

Признаки некапитального не всегда могут быть очевидны, иногда для установления типа постройки требуется проведение специальной экспертизы.

Обычно на некапитального указывают сведения в техническом паспорте строения, в проектной документации или специальных судебных актах, уже ранее установивших статус не капитальности.

В Москве в качестве дополнительных характеристик не капитальности описывают следующие признаки:

Некапитальные строения должны быть не подключены к инженерным сетям водопровода, газоснабжения и канализации. В каждом регионе действуют свои требования к объектам некапитального строительства.

Разновидности временных построек

Чтобы было проще понять, что относится к некапитальным строениям, нужно привести примеры таких зданий. В 2019 году в стране действуют специальные ГОСТы и СНиПы, в которых также указаны черты некапитальных зданий и сооружений.

Часто объекты некапитального строения относятся также к объектам вспомогательного использования. Тогда они выглядят как временные постройки для возведения основных капитальных объектов строительства.

В целом, к некапитальным объектам можно отнести:

Срок эксплуатации временного строительного объекта не должен превышать 5 лет. Такой объект обычно демонстрируется после своего использования или переносится на другое место для осуществления подобных функций.

Чем отличаются капитальные и некапитальные строения?

Отличие капитального строения от некапитального предполагает прежде всего разные виды назначения объектов и технологии их возведения.

[3]

Капитальные строения в сравнении с временными постройками имеют следующие отличительные особенности:

Капитальное строение от некапитального отличает наличие благоустройства прилегающей территории, использование крепких дорогостоящих материалов, большой размер строения и высокий уровень противопожарной безопасности.

Капитальный объект значительно сложнее построить и ввести в эксплуатацию. К нему предъявляются повышенные законодательные требования. Кроме того для строительства капитального объекта требуются огромные финансовые инвестиции.

К капитальным объектам относятся все многоквартирные дома, частные жилые строения, торговые площади, учреждения различного типа и все иные объекты, строящиеся на фундаменте.

Капитальное строение нельзя взять и перенести на другое место нахождения. Для этого его придётся снести и построить заново в другом месте. С точки зрения финансовой целесообразности делать это абсолютно неэффективно.

Капитальные объекты из-за сложности их возведения и введения в эксплуатацию стоят в десятки раз дороже некапитальных временных построек.

Способы оформления некапитального строения

Многие задаются вопросом, как оформить в собственность некапитальное строение или как узаконить такую постройку иным способом.

Временные постройки по закону в собственность не оформляются потому, что не подлежат государственной регистрации и не являются недвижимыми объектами. Соответственно и не требуется постановка на кадастровый учёт объектов некапитального строительства.

Кадастровому учету подлежат только хозяйственные постройки площадью более 50 квадратных метров.

Для того, чтобы ввести временную постройку в эксплуатацию, нужно соответствие СНиПам и проекту строительства.

Временные постройки:

  • не подлежат регистрации в ЕГРН;
  • не являются объектами налогообложения.

Даже если объект временного характера располагается на личном участке собственника, его все равно не нужно регистрировать и уплачивать с его использования налог на имущество.

Соблюдение СНиПов требуется для соблюдения безопасности эксплуатации постройки. Она должна быть не пожароопасной, устойчивой и надежной. Ее не должно сносить ветром, она не должна разваливаться на составные части. Соблюдение правил пожарной и иной безопасности при строительстве контролирует специальная приемочная комиссия.

Регистрация некапитального объекта в виде недвижимости является нарушением со стороны владельца.

Если для ввода объекта временного строительства в эксплуатацию местные власти требуют регистрацию, это незаконно, их действия можно обжаловать. Факт собственности или точнее владения некапитальной постройкой доказывается документом о приобретении его (к примеру, куплей-продажей) или чеками на купленные для его возведения материалы.

При желании владелец некапитального сооружения вправе сдавать его в аренду другим лицам для ведения предпринимательской деятельности. Главное в этом случае убедиться в том, что в таком временном торговом павильоне не будет продаваться, к примеру, алкоголь, для которого требуются особые разрешения.

Назначение использования объекта должно быть документально зафиксировано в договоре сотрудничества.

Если объект планируется возводить на государственной или муниципальной земле, нужно заранее ознакомиться с местными требованиями. Ведь именно на местном уровне администрации сегодня активно регламентируют подобные вопросы, связанные с некапитальными строениями.

Участок земли должен иметь строго обозначенное назначение или вид разрешённого использования. Нарушать его нельзя при возведении некапитальных построек. К примеру, на своем участке под ИЖС нельзя строить торговые павильоны и заниматься реализацией товаров или услуг.

Также строить торговые точки нельзя на территории промышленных объектов. Там подобные виды временных строений могут носить только вспомогательный промышленный характер для обеспечения работы основного объекта капитального строительства.

Некапитальный объект, построенный с нарушением норм законодательства, подлежит сносу. Виновное лицо при этом будет привлечено к административной ответственности за использование участка не по целевому назначению. Владельцу грозит штраф в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.

Некапитальные строения являются временными объектами, легко перемещаемыми и не привязанными ни фактически, ни документально к конкретным участкам земли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Они легко и быстро строятся, не требуют государственной регистрации, не являются объектами налогообложения. В отличие от капитальных объектов строительства они не имеют фундамента, а строятся лишь с незначительным углублением.

Признаки объектов капитального строительства по законам и нормативным актам. Определение « объект капитального строительства » (ОКС) впервые было введено в Градостроительном кодексе РФ. Согласно пункту 10 статьи 1 данного документа, объектами капитального строительства считаются здания, сооружения, строения и другие объекты , возведение которых не завершено. При этом временные постройки, такие как киоски и навесы, к объектам капитального строительства не относятся. Это значит, что ОКС можно отнести к объектам недвижимого имущества. В первой части статьи 130 Гражданского…

Источники
  • http://kerch-most.ru/o-stroitelstve-unikalnyx-i-texnicheski-slozhnyx-obektov-kapitalnogo-stroitelstva.html
  • https://www.nadzor-info.ru/post/28568
  • https://ooosan-ros.ru/ne-kapitalnoe-stroitelstvo-ponyatie/

Рейтинг
Загрузка ...