Мот это в строительстве

Концепции достойного труда и будущего в сфере труда реализуются в современных актах Международной организации труда.

Актами Международной организации труда являются: конвенции, рекомендации, протоколы, декларации и пакты.

Отметим, что Организация Объединенных Наций разработала специальную терминологию, которой пользуется Международная организация труда как учреждение ООН.

Так, термин «конвенция» включает все международные соглашения [1] .

Термин «протокол» употребляется для обозначения соглашений, имеющих менее официальный характер, чем соглашения, называемые «договорами» или «конвенциями» [2] . Протоколы могут быть приложениями к какой-то конвенции, определяя дополнительные права и обязанности, в этом случае также требуется их ратификация.

Декларации также могут представлять собой договоры в общем смысле слова, которые должны иметь обязательную силу по международному праву.

Основные правовые акты МОТ — это конвенции и рекомендации, принимаемые на Генеральной конференции. Конвенции обязательны для применения ратифицировавшим их государством — членом МОТ, в то время как рекомендации не носят обязательного характера, а представляют собой по сути основные направления реализации конвенций: при этом не требуется ратификация рекомендаций.

МОТ — Август — это ты (Премьера клипа, 2021)

Конвенции и рекомендации относятся к так называемому «мягкому праву» (soft law), т. е. они не обеспечиваются принудительным воздействием. Иными словами, если, например, государство — член МОТ не изменяет свое трудовое законодательство после ратификации конвенции, то МОТ никак не может на это государство воздействовать, так как не обладает властными полномочиями.

К 2020 г. МОТ приняла 190 конвенций и 206 рекомендаций. СССР, а затем и Российская Федерация ратифицировали 77 конвенций МОТ.

Международная организация труда приняла 6 Протоколов: Протокол 2014 г. к Конвенции 1930 г. о принудительном труде, Протокол 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции труда, Протокол 1990 г. к Конвенции (пересмотренной) 1948 г. о ночном труде женщин, Протокол к Конвенции 1958 г. о плантациях, Протокол 1996 г. к Конвенции 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, Протокол 2002 г. к Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда.

Наиболее значимыми декларациями МОТ являются:

  • — Декларация относительно целей и задач Международной организации труда (принята в г. Филадельфии на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ 10 мая 1944 г.);
  • — Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (принята в г. Женеве на 86-й сессии Генеральной конференции МОТ 18 июня 1998 г.);
  • — Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (принята в г. Женеве на 97-й сессии Генеральной конференции МОТ 10 июня 2008 г.);
  • — Декларация столетия МОТ о будущем сферы труда (принята в г. Женеве на 108-й сессии Генеральной конференции МОТ 11 июня 2019 г.).

Наиболее известным пактом МОТ является Глобальный пакт о рабочих местах (принят в г. Женеве на 98-й сессии Генеральной конференции МОТ 19 июня 2009 г.).

Общая характеристика конвенций и рекомендаций МОТ.

На официальном сайте МОТ — Normlex — содержатся различные классификации конвенций и рекомендаций.

  • 1. По значимости конвенции классифицируются:
  • • на основополагающие (Fundamental);
  • • приоритетные (Governance (Priority);
  • • технические (Technical).

Основополагающих конвенций — 8; приоритетных — 4; технических — 178.

  • 2. По предмету регулирования конвенции и рекомендации можно разделить:
  • • на конвенции и рекомендации о праве на объединение и ведение коллективных переговоров, а также конвенции об индустриальных (коллективных отношениях), (например, Конвенция № 87 МОТ «О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы» от 9 июля 1948 г., Конвенция № 135 МОТ «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» от 23 июня 1971 г., Рекомендация № 91 МОТ «О коллективных договорах» от 29 июня 1951 г.);
  • • конвенции и рекомендации о запрете принудительного труда (например, Конвенция № 29 МОТ «Относительно принудительного и обязательного труда» от 28 июня 1930 г., Рекомендация № 203 МОТ «О дополнительных мерах в целях действенного пресечения принудительного труда» от 11 июня 2014 г.);
  • • конвенции и рекомендации о запрете детского труда и о труде молодежи (например, Конвенция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» от 26 июня 1973 г., Рекомендация № 190 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17 июня 1999 г.);
  • • конвенции и рекомендации о равенстве в сфере труда (например, Конвенция № 100 МОТ «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г., Рекомендация № 90 МОТ «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г.);
  • • конвенции и рекомендации о трехсторонних консультациях (например, Конвенция № 144 МОТ «О трехсторонних консульта циях для содействия применению международных трудовых норм» от 21 июня 1976 г., Рекомендация № 152 МОТ «О процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм и национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда» от 21 июня 1976 г.);
  • • конвенции и рекомендации об инспекции труда (Конвенция №81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г., Рекомендация № 81 МОТ «Об инспекции труда» от 11 июля 1947 г.);
  • • конвенции и рекомендации о занятости населения (например, Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г., Рекомендация № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г.);
  • • конвенции и рекомендации о профессиональной подготовке (например, Конвенция № 140 МОТ «Об оплачиваемых учебных отпусках» от 24 июня 1974 г., Рекомендация № 136 МОТ «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» от 23 июня 1970 г.);
  • • конвенции и рекомендации о заработной плате (например, Конвенция № 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22 июня 1970 г., Рекомендация № 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран от 22 июня 1970 г.);
  • • конвенции и рекомендации о рабочем времени и времени отдыха (например, Конвенция № 175 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего времени» от 24 июня 1994 г., Рекомендация № 182 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего времени» от 24 июня 1994 г.);
  • • конвенции и рекомендации об охране труда (например, Конвенция № 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 22 июня 1981 г., Рекомендация № 164 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 22 июня 1981 г.);
  • • конвенции и рекомендации об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников-мигрантов, моряков, рыбаков, докеров, больных СПИДом и т. д.

Общая характеристика основополагающих и приоритетных конвенций.

В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 г. указывается, что свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом при сущих им особенностей; что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

Подчеркнем, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, а именно: свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Восемь конвенций признаются основополагающими, а именно:

  • 1) Конвенция № 29 МОТ «Относительно принудительного и обязательного труда» от 28 июня 1930 г.;
  • 2) Конвенция № 105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г.;
  • 3) Конвенция № 87 МОТ «О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы» от 9 июля 1948 г.;
  • 4) Конвенция № 98 МОТ «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» от 1 июля 1949 г.;
  • 5) Конвенция № 100 МОТ «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г.;
  • 6) Конвенция № 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 г.;
  • 7) Конвенция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» от 26 июня 1973 г.;
  • 8) Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17 июня 1999 г.

Российская Федерация ратифицировала все восемь основополагающих конвенций МОТ.

Несколько по-другому обстоит дело с четырьмя приоритетными конвенциями, к которым относятся:

  • 1) Конвенция № 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г.;
  • 2) Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г.;
  • 3) Конвенция № 129 МОТ «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 25 июня 1969 г.;
  • 4) Конвенция № 144 МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» от 21 июня 1976 г.

Россия ратифицировала три из четырех приоритетных конвенций МОТ: Конвенцию № 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле»; Конвенцию № 122 МОТ «О политике в области занятости»; Конвенцию № 144 МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм».

Источник: studme.org

Конвенция МОТ № 167. О безопасности и гигиене труда в строительстве

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 1 июня 1988 года на свою семьдесят пятую сессию, принимая во внимание соответствующие международные конвенции и рекомендации по труду и, в частности, Конвенцию и Рекомендацию 1937 года по технике безопасности в строительстве, Рекомендацию 1937 года о сотрудничестве в деле предотвращения несчастных случаев в строительной промышленности, Конвенцию и Рекомендацию 1960 года о защите от радиации, Конвенцию и Рекомендацию 1963 года о снабжении машин защитными приспособлениями, Конвенцию и Рекомендацию 1967 года о максимальном грузе, Конвенцию и Рекомендацию 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях, Конвенцию и Рекомендацию 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация), Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о технике безопасности и гигиене труда, Конвенцию и Рекомендацию 1985 года о службах гигиены труда, Конвенцию и Рекомендацию 1986 года об охране труда при использовании асбеста и пересмотренный в 1980 году перечень профессиональных заболеваний, приводимый в приложении к Конвенции 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, постановив принять ряд предложений о безопасности и гигиене труда в строительстве, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцатого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года следующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1988 года о безопасности и гигиене труда в строительстве.

РАЗДЕЛ I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

1. Настоящая Конвенция охватывает все виды строительной деятельности, а именно строительство, гражданское строительство, монтажные и демонтажные работы, включая любые процессы, операции или транспортировку на строительной площадке, от подготовки площадки до завершения объекта.

2. Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, может, после консультаций с наиболее представительными организациями заинтересованных работодателей и работников, где таковые существуют, исключать из сферы применения Конвенции или из сферы применения некоторых ее положений отдельные отрасли экономической деятельности или отдельные предприятия, в отношении которых возникают особые проблемы существенного характера, при условии обеспечения безопасной и здоровой рабочей среды.

3. Настоящая Конвенция охватывает также лиц, работающих не по найму, означенных как таковые в национальных законодательстве или правилах.

Статья 2

Для целей настоящей Конвенции:

a) термин «строительство» охватывает:

i). строительные работы, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт (включая чистку и покраску) и снос всех видов зданий или сооружений;

ii). гражданское строительство, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снос, например, аэропортов, причалов, гаваней, внутренних водных путей, плотин, защитных сооружений по берегам рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;

iii). монтаж и демонтаж зданий и сооружений из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке;

b) термин «строительная площадка» означает любую площадку, на которой осуществляются какие-либо процессы или операции, указанные в пункте а),

c) термин «рабочее место» означает любое место, где работники должны находиться или куда они должны направляться для выполнения своей работы и которое находится под контролем работодателя, как он определен в пункте е);

d) термин «работник» означает любое лицо, работающее в строительстве;

e) термин «работодатель» означает:

i). любое физическое или юридическое лицо, которое использует труд одного или более работников на строительной площадке; и

ii). в зависимости от обстоятельств, генерального подрядчика, подрядчика или субподрядчика;

f) термин «компетентное лицо» означает лицо, обладающее должной квалификацией, например соответствующей подготовкой, достаточными знаниями, опытом и навыками для безопасного выполнения конкретной работы. Компетентные органы власти могут определять соответствующие критерии для назначения таких лиц и обязанности, которые должны выполнять такие лица;

g) термин «подмости» означает любую временную конструкцию, стационарную, подвесную и передвижную, и ее опорные компоненты, которые используются в качестве опоры для размещения людей и материалов или для обеспечения доступа на любую такую конструкцию и которые не являются «подъемным механизмом» согласно определению, данному в пункте h),

h) термин «подъемный механизм» означает любой стационарный или передвижной механизм, используемый для подъема или опускания людей или грузов;

i) термин «подъемное оборудование» означает любое оборудование или такелаж, посредством которых груз может быть прикреплен к подъемному механизму, но которые не являются неотъемлемой частью подъемного механизма или груза.

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3

С наиболее представительными организациями заинтересованных работодателей и работников проводятся консультации относительно мер, которые следует принять для осуществления положений настоящей Конвенции.

Читайте также:  Штраф за начало строительства без извещения о начале строительства

Статья 4

Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется, что он на основе оценки возможных рисков для безопасности и гигиены труда примет и будет сохранять в силе законодательство или правила, которые обеспечивают применение положений Конвенции.

Статья 5

1. Законодательство и правила, принятые во исполнение вышеуказанной статьи 4, могут предусматривать их практическое применение посредством технических норм или строительных правил, или иных соответствующих методов, отвечающих национальным условиям и практике.

2. Осуществляя положения вышеуказанной статьи 4 и пункта 1 настоящей статьи, каждый Член Организации должным образом учитывает соответствующие нормы, принятые признанными международными организациями в области установления норм.

Статья 6

В соответствии с процедурами, определяемыми национальными законодательством или правилами, принимаются меры для обеспечения сотрудничества между работодателями и работниками в цепях содействия безопасности и гигиене труда на строительных площадках.

Статья 7

Национальные законодательство или правила предусматривают, что работодатели и лица, работающие не по найму, несут обязанность по соблюдению предписанных мер безопасности и гигиены труда на рабочем месте.

Статья 8

1. Всякий раз, когда два работодателя или более ведут одновременно работы на одной строительной площадке:

a) главный подрядчик или иное лицо или орган, осуществляющие практический контроль или несущие основную ответственность за общую деятельность на строительной площадке, несут ответственность за координацию предписанных мер, касающихся безопасности и гигиены труда и, в соответствии с национальными законодательством и правилами, за обеспечение соблюдения таких мер;

b) в той мере, насколько это совместимо с национальными законодательством и правилами, если главный подрядчик или иное лицо или орган, осуществляющие практический контроль или несущие основную ответственность за общую деятельность на строительной площадке, не присутствуют на строительной площадке, они назначают на площадке компетентное лицо или орган, имеющие полномочия и средства, необходимые для обеспечения от их имени координации и соблюдения мер, предусмотренных в подпункте а) ;

c) каждый работодатель постоянно несет ответственность за соблюдение предписанных мер в отношении работников, находящихся в его подчинении.

2. Если на одной строительной площадке работодатели или лица, работающие не по найму, осуществляют деятельность одновременно друг с другом, они обязаны сотрудничать в применении предписанных мер безопасности и гигиены труда в соответствии с положениями национальных законодательства или правил.

Статья 9

Лица, ведущие проектирование и строительного объекта и планирование строительных работ, учитывают безопасность и гигиену труда работников-строителей в соответствии с национальными законодательством, правилами и практикой.

Статья 10

Национальные законодательство или правила предусматривают, что на любом рабочем месте работники имеют право и обязаны участвовать в обеспечении безопасных условий труда в той мере, в какой они контролируют оборудование и методы труда, и выражать свое мнение относительно осуществляемых рабочих процедур, если они могут влиять на безопасность и гигиену труда.

Статья 11

Национальные законодательство или правила предусматривают, что работники обязаны:

a) как можно более тесно сотрудничать с работодателем в осуществлении предписанных мер безопасности и гигиены труда;

b) проявлять разумную осторожность для обеспечения безопасности и охраны своего здоровья и здоровья других лиц, которым может быть причинен ущерб в связи с их действиями или ошибками в работе;

c) использовать предоставленные им средства и не употреблять не по назначению какие-либо средства, предназначенные для их собственной защиты или защиты других лиц;

d) немедленно информировать своего непосредственного руководителя и представителя работников, занимающихся вопросами техники безопасности, если таковые имеются, о любой ситуации, которая, по их мнению, может представлять определенную опасность и с которой они сами не смогут справиться должным образом;

e) выполнять предписанные меры безопасности и гигиены труда.

Статья 12

1. В национальных законодательстве или правилах предусматривается, что работник имеет право выйти из опасной зоны, если. он имеет веские основания полагать, что возникает неминуемая и серьезная угроза его безопасности или его здоровью, и обязан немедленно информировать об этом своего руководителя.

2. Если возникает неминуемая угроза безопасности работников, работодатель принимает немедленные меры для прекращения работ и эвакуации работников в случае необходимости.

РАЗДЕЛ III. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАЩИТЫ

Статья 13

Безопасность на рабочих местах

1. Принимаются все необходимые меры предосторожности для обеспечения того, чтобы рабочие места были безопасными и не ставили под угрозу безопасность и здоровье работников.

2. Обеспечиваются и содержится в хорошем состоянии безопасные средства доступа ко всем рабочим местам и выхода со всех рабочих мест, а также обозначаются указателями, где это необходимо.

3. Принимаются все необходимые меры предосторожности для защиты лиц, находящихся на строительной площадке или в районе строительной площадки, от всех видов опасности, которые могут возникнуть на такой площадке.

Статья 14

Подмости и лестницы

1. Если работа не может быть выполнена безопасно на земле или с земли либо с какой-либо части строения или иной стационарной конструкции, обеспечиваются и содержатся в хорошем состоянии безопасные и отвечающие нормам подмости или иные в равной мере безопасные и отвечающие нормам средства.

2. При отсутствии иных безопасных средств доступа на возвышенные рабочие места, обеспечиваются отвечающие нормам прочные лестницы. Они надлежащим образом закрепляются в целях недопущения непреднамеренного смещения

3. Все подмости и лестницы изготавливаются и используются в соответствии с национальными законодательством и правилами.

4. Подмости инспектируются компетентным лицом в таких случаях и в такие сроки, которые предписаны национальными зaкoнoдaтeльcтвo или правилами.

Статья 15

Подъемно-транспортные механизмы и подъемное оборудование

1. Каждый подъемно-транспортный механизм и элемент подъемного оборудования, включая их компоненты, крепежные приспособления, анкера и опоры:

a) должен быть правильно сконструирован и изготовлен, должен быть изготовлен из доброкачественного материала и обладать прочностью, необходимой для предназначенной цели;

b) должен надлежащим образом устанавливаться и использоваться;

c) должен содержаться в хорошем рабочем состоянии;

d) должен осматриваться компетентным лицом и испытываться в такие сроки и в таких случаях, которые предписаны национальными законодательством или правилами; результаты указанных осмотров и испытаний регистрируются;

e) должен эксплуатироваться работниками, получившими необходимую подготовку в соответствии с национальными законодательством и правилами.

2. Поднимание, опускание или перемещение людей с помощью подъемных механизмов допускается только на тех из них, которые изготовлены, установлены и используются для этих цепей в соответствии с национальными законодательством или правилами, за исключением чрезвычайных ситуаций, если они могут привести к тяжелым травмам или гибели людей и если в случае таких ситуаций возможно безопасное использование подъемного механизма.

Статья 16

Транспортное, землеройное и погрузочно-разгрузочное оборудование

1. Весь транспорт, землеройное или погрузочно-разгрузочное оборудование:

a) должны быть надлежащим образом сконструированы и изготовлены с учетом, по мере возможности, эргономических принципов;

b) должны содержаться в хорошем рабочем состоянии;

c) должны использоваться надлежащим образом;

d) должны эксплуатироваться работниками, получившими необходимую подготовку в соответствии с национальными законодательством и правилами.

2. На всех строительных площадках, где используются транспорт, землеройное или погрузочно-разгрузочное оборудование:

a) обеспечивается безопасный и отвечающий нормам доступ к нему; и

b) движение так организуется и таким образом контролируется, чтобы была обеспечена его безопасная эксплуатация.

Статья 17

Установки, механизмы, оборудование и ручной инструмент

1. Установки, механизмы и оборудование, включая ручной инструмент как немеханизированный, так и механизированный:

a) должны быть надлежащим образом сконструированы и изготовлены с учетом, по мере возможности, эргономических принципов;

b) должны содержаться в хорошем рабочем состоянии;

c) должны использоваться только для тех видов работ, для которых они предназначены, если только компетентное лицо не приходит к заключению, что их использование за рамками их конструктивных целей является безопасным;

d) должны эксплуатироваться работниками, получившими необходимую профессиональную подготовку.

2. В случае необходимости изготовитель или работодатель предоставляют необходимые инструкции по их безопасному использованию в форме, понятной для работающих.

3. Компрессорные установки и оборудование испытываются и осматриваются компетентным лицом в случаях и в сроки, которые предписаны национальными законодательством или правилами.

Статья 18

Работы на высоте, включая крыши

1. В случае необходимости оградить от опасности или, если высота сооружения или угол наклона превышают величину, которая предписана национальными законодательством или правилами, принимаются меры для предотвращения падения людей, инструмента или других предметов или материалов.

2. Если работники должны выполнять работу на крышах или около крыш или на других местах, покрытых хрупкими материалами, сквозь которые онимогут упасть, принимаются меры для предотвращения непреднамеренногонаступанияна поверхность из хрупких материалов илипроваливаниясквозь них.

Статья 19

Котлованы, колодцы, земляные и подземные сооружения и тоннели

Должные меры предосторожности принимаются внутри каждого котлована, колодца, земляного или подземного сооружения или тоннеля:

a) посредством должного крепления или иным образом для ограждения от опасности, которую представляют для работников осыпание или сдвиг грунта, скальной массы или иного материала;

b) в целях ограждения от опасности, возникающей вследствие падения людей, материалов или предметов, или вследствие прорыва воды в котлованы, колодцы, земляные или подземные сооружения или тоннели;

c) для обеспечения достаточной вентиляции на каждом рабочем месте в целях поддержания необходимой для дыхания атмосферы и для ограничения до безопасного и безвредного для здоровья уровня содержания, соответствующего национальным законодательству или правилам, всевозможных дымов, газов, пара, пыли или иных примесей;

d) для обеспечения работающим возможностиэвакуации в безопаснуюзону в случае пожара или прорыва воды, или обрушения материалов;

e) для избежания риска для работников, возникающего вследствие возможного. наличия подземных факторов опасности, таких как циркуляция жидкости или давление газовых мешков, путем проведения соответствующих поисков в целях их обнаружения.

Статья 20

Перемычки и кессоны

1.Всякая перемычка и кессон:

a) должны быть надлежащей конструкции, должны быть изготовлены из надлежащего и доброкачественного материала и должны обладать необходимой прочностью;

b) должны быть оборудованы необходимыми средствами для эвакуации работников в безопасную зону в случае прорыва воды или обрушения материалов.

2. Сооружение, расположение, внесение изменений или разборка перемычки кессона производятся только под непосредственным наблюдениемкомпетентноголица.

3. Каждая перемычка и каждый кессон инспектируются компетентнымлицом черезпредписанные промежутки времени.

Статья 21

Работа в сжатом воздухе

1. Работа в сжатом воздухе выполняется только с соблюдением мер, предписанных национальными законодательством или правилами.

2. Работа в сжатом воздухе выполняется только работниками, физическиеданные которых для такой работы аттестованы посредством медицинского обследования, и в присутствии компетентного лица, наблюдающего за ведениемпроизводственныхопераций.

Статья 22

Несущие рамные конструкции и опалубка

1. Монтаж несущих рамных конструкций и их компонентов, опалубки, опорных конструкций и поддерживающих лесов опалубки выполняется только под наблюдением компетентного лица.

2. Принимаются надлежащие меры предосторожности в целях ограждения работающих от опасности, связанной с временной непрочностью или неустойчивостью конструкции.

3. Опалубка, опорные конструкции и поддерживающие леса опалубки должны иметь такуюконструкцию,изготовляться таким образом и содержаться в таком состоянии, чтобы они полностью выдерживали все нагрузки,которым они могутподвергаться.

Статья 23

Работа над водой

Если работа ведется над водой или в непосредственной близости от воды, надлежащим образом обеспечивается:

a) предупреждение падения людей в воду;

b) спасение работающих, подвергающихся опасности утонуть;

c) безопасный транспорт в достаточном количестве.

Статья 24

Работы по сносу

Если снос каких-либо зданий или сооружений может представлять опасность для работающих или для окружающих:

a) принимаются необходимые меры предосторожности, методы и порядок операций, включая уборку отходов и остаточных материалов, в соответствии с национальными законодательством или правилами;

b) работы планируются и производятся только под наблюдением компетентного лица.

Статья 25

Освещение

Надлежащее и достаточное освещение, включая, в случае необходимости, переносное освещение, обеспечивается на каждом рабочем месте и любом другом месте строительной площадки, где может проходить работающий.

Статья 26

Электричество

1. Все электрооборудование и установки изготавливаются, устанавливаются и содержатся в надлежащем состоянии компетентным лицом и используются так, чтобы предотвращать возникновение опасности.

2. До начала строительства и в ходе него принимаются надлежащие меры для обнаружения и ограждения от опасности, которую могут представлять для работающих любые находящиеся под напряжением электрические провода илиэлектрооборудование, которые находятся под строительной площадкой, над ней или на ней.

3. При прокладке и поддержании в надлежащем состоянии электрических кабелей и электрооборудования на строительных площадках руководствуются техническими правилами и стандартами, применяемыми на национальном уровне.

Статья 27

Взрывчатые вещества

Взрывчатые вещества хранятся, транспортируются, перемещаются и используются:

a) только в условиях, предписанных национальными законодательством или правилами; и

b) только компетентным лицом, которое принимает такие меры, которые необходимы для обеспечения того, чтобы здоровье работающих и других людей не подвергалось опасности.

Статья 28

Опасности для здоровья

1.Если работающий может подвергаться воздействию какого-либо вредного фактора химического, физического или биологического характера в таком объеме, что это может причинить ущерб его здоровью, принимаются надлежащие меры для предотвращения такого воздействия.

2. Указанные в пункте 1 предупредительные меры включают:

a) замену, по мере возможности, опасных веществ безопасными или менее опасными веществами; или

b) принятие специальных мер в отношении установок, механизмов, оборудования или технологических процессов; или

c) если соблюдение положений подпунктов a) или b) невозможно, то принимаются другие эффективные меры, включая использование средств индивидуальной защиты и защитной одежды.

4. Отходы уничтожаются или иным образом удаляются со строительной площадки таким методом, который не наносит ущерб здоровью.

Статья 29

Пожарная безопасность

1.Работодатель принимает все надлежащие меры:

a) для избежания опасности возникновения пожара;

b) для быстрой и эффективной ликвидации очагов возгорания;

c) для обеспечения оперативной и безопасной эвакуации людей.

2. Для воспламеняющихся жидкостей, твердых веществ и газов предусматриваются достаточные и надлежащие хранилища.

Статья 30

Средства индивидуальной защиты и защитная одежда

1. Если надлежащая защита от вероятности несчастного случая или ущерба здоровью, включая пребывание в неблагоприятных условиях, не может быть обеспечена иными средствами, работодатель предоставляет и содержит в должном состоянии бесплатно для работников соответствующие средства индивидуальной защиты и защитную одежду с учетом характера работы и риска, в соответствии с предписаниями национальных законодательства или правил.

2. Работодатель предоставляет работникам необходимые средства, позволяющие им использовать средства индивидуальной защиты, и обеспечивает их должное применение.

3. Средства индивидуальной защиты и защитная одежда должны соответствовать стандартам, установленным компетентными органами, с учетом, по мере возможности, эргономических принципов.

Статья 31

Первая помощь

Работодатель несет ответственность за то, чтобы первая помощь в любое время предоставлялась обученным персоналом. Принимаются меры, обеспечивающие эвакуацию получивших травму или внезапно заболевших работников с целью оказания им медицинской помощи.

Статья 32

Санитарно-бытовые условия

1. На каждой строительной площадке или в разумном отдалении от нее обеспечивается необходимый запас доброкачественной питьевой воды.

2. На каждой строительной площадке или в разумном отдалении от нее предоставляется и обеспечивается следующее обслуживание в зависимости от числа работающих и продолжительности работ:

a) санитарные и умывальные помещения;

b) помещения для переодевания, хранения и сушки одежды;

c) помещения для принятия пищи и для укрытия людей при перерывах в работе по причине неблагоприятных погодных условий.

3. Работники мужчины и женщины обеспечиваются отдельными санитарными и умывальными помещениями.

Статья 33

Информирование и обучение

Читайте также:  Как зарабатывают снабженцы в строительстве

Работники в надлежащей и соответствующей мере:

a) информируются о потенциально неблагоприятных для безопасности труда и их здоровья факторах, которые могут иметься на их рабочих местах;

b) инструктируются и получают подготовку относительно мер, имеющихся для предотвращения этих вредных факторов, борьбы с ними и защиты от них.

Статья 34

Уведомление о несчастных случаях и заболеваниях

Национальные законодательство или правила предусматривают уведомление компетентного органа власти в предписанные сроки о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

РАЗДЕЛ IV. ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 35

Каждый Член Организации:

a) принимает все необходимые меры, включая введение соответствующих санкций и исправительных мер, с цепью обеспечения эффективного соблюдения положений настоящей Конвенции;

b) обеспечивает соответствующими службами инспекции для контроля за применением мер, которые должны приниматься согласно настоящей Конвенции, и обеспечивает эти службы ресурсами, необходимыми для выполнения ими их задач, или проверяет, что соответствующая инспекция проводится.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36

Настоящая Конвенция пересматривает Конвенцию 1937 года о технике безопасности в строительстве.

Статья 37

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

Статья 38

1. Настоящая Конвенция связывает только тех членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев после даты регистрации Генеральным Директором документов о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратфикации.

Статья 39

1. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.

2. Для каждого Члена Организации, который ратифицировал настоящую .Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 40

1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, направленных ему Членами Организации.

2. Извещая Членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 41

Генеральный Директор Международного Бюро Труда направляет Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех документах о ратификации и актах о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 42

В случаях, когда Административный Совет Международного Бюро Труда считает это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 43

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 39, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в сипу;

b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех Членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 44

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

Источник: www.conventions.ru

Международная организация труда • МОТ

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный Совет

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

Всего Международной организацией труда было принято три декларации:

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года:

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Представительство МОТ в России

Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Название до апреля 2010 года – Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Помимо России, Бюро координирует деятельность Международной организации труда еще в девяти государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Основные сферы деятельности Бюро МОТ – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Источник: www.protrud.com

(International Labor Organization)

Международная организация труда — это специализированное учреждение ООН, международная компания, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира компании — Международного бюро труда, находится в Женеве.

История создания, развития и задачи МОТ

МОТ была создана в 1919 году, как часть Версальского договора, который закончился Первой мировой войны, чтобы отразить мнение, что всеобщий и прочный мир может быть достигнуто, только если она основана на социальной справедливости. Конституция была разработана в период с января по апрель, 1919 г. по труду комиссия, созданная по мирной конференции, которая впервые встретились в Париже, а затем в Версале. Комиссия под председательством Самюэль, председатель Американской федерации труда (АФТ) в Соединенных Штатах, состоит из представителей девяти стран:

Бельгии, Кубы, Чехословакии,

Франции, Италии, Японии,

Польши, Объединенного Королевства Великобритании, Соединенные Штаты.

2. Э. Гринвуд и Гарольд Б. Батлер, с сотрудниками первой МКТ в Вашингтоне 1919 года

Это привело к трехсторонней фирмы работодателей и работников в органах исполнительной власти. Конституция содержит идеи испытания в рамках Международной ассоциации трудового законодательства, основанного в Базеле в 1901 году.

Пропаганда международной компании, занимающейся вопросами труда, началось в девятнадцатом веке, во главе с двумя промышленниками, Роберт Оуэн (1771-1853) в Уэльсе. Движущие силы для создания МОТ были с безопасностью, гуманитарностью, с политическими и экономическими соображениями. Резюмируя их, в Преамбуле основного Закона государства МОТ говорится, Договаривающиеся Стороны были «движимы чувствами справедливости и человечности, а также желание обеспечить постоянный мир во всем мире. » Существовало острое понимание важности социальной справедливости в обеспечение мира, на фоне эксплуатации рабочих в индустриальных странах того времени. Существовало также более глубокое понимание экономической взаимозависимости в мире и необходимость сотрудничества для получения сходства условий труда в странах, конкурирующих на рынках.

3. Международное бюро труда 1920

Отражение этих идей, в преамбуле говорится:

В то время как всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

И в то время как условия труда существуют с такими трудностями несправедливостью и лишением для большого числа людей, чтобы произвести беспорядки настолько велико, что мир и согласие во всем мире подвергаются опасности, а также улучшение этих условий необходимо в срочном порядке;

Принимая во внимание также не предоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда, является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах.

Для улучшения работы в преамбуле остаются актуальными сегодня, например:

Регулирование рабочего времени, включая установление максимального рабочего дня и недели;

Регулирование трудовых ресурсов, предотвращения безработицы и обеспечения адекватного прожиточного минимума;

Защита рабочих от болезней, болезней и травм, вытекающих из его работы;

Защита детей, подростков и женщин;

Обеспечение по старости и травм, защита интересов трудящихся, работающих в других странах, чем их собственные;

Признание принципа равного вознаграждения за труд равной ценности;

Признание принципа свободы объединения предприятий;

фирма профессионально-технического образования, и другие меры.

Это была первая межправительственная организация-комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства, содействия социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

4. Основное здание МОТ

Международная организация труда (International Labor Organization) — это

Причины образования МОТ

Первым поводом для создания МОТ послужили революции в Российской Федерации и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную компанию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Читайте также:  На какие кнопки поставить строительство в фортнайт

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост исходной стоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «не предоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

5. Три ключа означающие трехсторонний характер МОТ

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Отличительная черта МОТ — это её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и бизнесменов. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях, на всех уровнях фирмы.

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

6. Сессия Международной организации труда

Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ.

Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Это принципы свободы треста и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения предприятий и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу МОТ. В результате, ряд государств в отношении Мьянмы применили экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Филадельфийская декларация МОТ.

В 1944 году на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи компании.

В Декларации воплощены следующие принципы:

труд не является продуктом;

свобода слова и свобода треста являются необходимым условием постоянного прогресса;

убогость в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Регламент Международной конференции труда

Международная конференция труда МКТ.

Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику фирмы. Каждые два года конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.

Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой компании в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета — в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира:

Бразилии, Великобритании, Республики Германии,

Индии, Италии, Китая,

России, США, Франции и Японии.

Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда МБТ

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний фирмы (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ.

7. Владимир Путин на Конференции МОТ

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов вопросам, профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).

8. Национальная система охраны труда

Международная конференция труда:

Что свободно вступая в Международную организацию труда, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей компании, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей;

что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой фирмы, так и за ее пределами.

Заявляет, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в компании, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

свободу объединения предприятий и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

и недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Постановляет, что для обеспечения полного выполнения настоящей Декларации будет применяться способствующий ее реализации механизм, надежный и эффективный, в соответствии с мерами, перечисленными в нижеследующем приложении, которое является неотъемлемой частью настоящей Декларации.

Конвенции МОТ

№ 1 конвенция 1919 года о рабочем времени в промышленности

№ 2 конвенция 1919 года о безработице

№ 3 конвенция 1919 года об охране материнства

№ 4 конвенция 1919 года о труде женщин в ночное время

№ 5 конвенция 1919 года о минимальном возрасте для приема на работу в промышленности

№ 6 конвенция 1919 года о ночном труде подростков в промышленности

№ 7 конвенция 1920 года о минимальном возрасте для работы в море

№ 8 конвенция 1920 года о пособиях по безработице в случае кораблекрушения

№ 9 конвенция 1920 года о трудоустройстве моряков

№ 10 конвенция 1921 года о минимальном возрасте в сельском хозяйстве

№ 11 конвенция 1921 года о праве на объединение предприятий в сельском хозяйстве

№ 12 конвенция 1921 года о возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве

№ 13 конвенция 1921 года о свинцовых белилах в малярном деле

№ 14 конвенция 1921 года о еженедельном отдыхе в промышленности

№ 15 конвенция 1921 года о минимальном возрасте для грузчиков угля и кочегаров во флоте

№ 16 конвенция 1921 года о медицинском освидетельствовании подростков на борту судов

№ 17 конвенция 1925 года о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве

№ 18 конвенция 1925 года о профессиональных заболеваниях

№ 19 конвенция 1925 года о равноправии в области возмещения при несчастных случаях

№ 20 конвенция 1925 года о ночной работе в булочных

№ 21 конвенция 1926 года об инспекции эмигрантов

№ 22 конвенция 1926 года о трудовых договорах моряков

№ 23 конвенция 1926 года о возвращения моряков

№ 24 конвенция 1927 года о страховании по болезни в промышленности

№ 25 конвенция 1927 года о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве

№ 26 конвенция 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы

№ 27 конвенция 1929 года об указании веса грузов, перевозимых на судах

№ 28 конвенция 1929 года о защите докеров от несчастных случаев

№ 29 конвенция 1930 года о принудительном труде

№ 30 конвенция 1930 года о рабочем времени в торговле и в учреждениях

№ 31 конвенция 1931 года о рабочем времени в угольных шахтах

№ 32 конвенция (пересмотренная) 1932 года о защите докеров от несчастных случаев

№ 33 конвенция 1932 года о минимальном возрасте на непромышленных работах

№ 34 конвенция 1933 года о платных бюро найма.

9. Конвенция МОТ о защите прав работников

10. Принятие Конвенции о домашних работниках

Методы работы и основные сферы деятельности МОТ

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются

разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций;

помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции;

защита прав человека (права на труд, на объединение предприятий, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.);

борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

содействие организациям трудящихся и бизнесменов в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

11. Дети в школе,которая является частью МОТ

Эквадор 1957″ height=»664″ src=»https://investments.academic.ru/pictures/investments/img778219_12_Proekt_indiyskoy_programmyi_Ekvador_1957.jpg» title=»12. Проект индийской программы Эквадор 1957″ width=»679″ />

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:

развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и бизнесменов;

разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций;

оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем.

В Международной организации труда это называется техническим сотрудничеством.

Трипартизм — основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и бизнесменов.

13. Персонал МОТ отмечает всемирный день борьбы со СПИДом

14. Презентация Рекомендаций МОТ о ВИЧ и СПИДе и сфере труда в России

Государства — члены МОТ

Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Ангола, Аргентина, Армения, Афганистан.

Багамы, Бангладеш, Барбадос,

Бахрейн, Беларусь, Белиз, Бельгия,

Бенин, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бывшая Югославская Республика Македония.

Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана,

Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия

Египет, Заир, Замбия, Зимбабве

Израиль, Индия, Индонезия, Иордания,

Ирак, Исламская Республика Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Йемен

Кабо-Верде, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Канада,

Катар, Кения, Кипр, Кирибати, Китай, Колумбия,

Коморские Острова, Конго, Корея, Республика, Коста-Рика,

Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Кыргызстан.

Лаосская Народно-демократическая Республика, Латвия,

Лесото, Либерия, Ливан, Ливийская Арабская Джамахирия, Литва, Люксембург

Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави,

Малайзия, Мали, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Молдова, Республика, Монголия, Мьянма

Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты, Оман

Пакистан, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия

Российская Федерация, Руанда, Румыния

Сальвадор, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Саудовская Аравия,

Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сент-Винсент и Гренадины,

Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, Объединенное Королевство Великобритании,

Соединенные Штаты Америки, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне.

Таджикистан, Таиланд, Танзания,

Объединенная Республика, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Туркменистан, Турция

Уганда, Узбекистан, Украина, Уругвай

Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция

Хорватия, Центральноафриканская Республика, Чад, Чешская Республика, Республика Чили

Эквадор, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эстония, Эфиопия

Югославия, Южно-Африканская Республика

15. Рейтинг МОТ стран по среднемесячной зарплате

Генеральные директора МОТ

Период Генеральный директор МОТ

1919—1932 Альбер Тома Франция

1932—1938 Гарольд Батлер Англия

1939—1941 Джон Уайнант США

1941—1948 Эдвард Филэн Ирландия

1948—1970 Дэвид Морс США

1970—1973 Уилфред Дженкс Британия

1973—1989 Франсис Бланшар Франция

1989—1999 Мишель Хансенн Бельгия

март 1999 Хуан Сомавия Республика Чили

16. Альбер Тома, первый генеральный директор МОТ

17. Генеральный директор МОТ

События

1818. На конгрессе Священного союза в Федеративной Республики Германии, английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.

1831—1834. Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкопрядных фабриках в Лионе.

1864. В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»

1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.

1867. Публикация первого тома труда Карла Маркса «капитал».

1833—1891. Принятие в Федеративной Республики Германии (ФРГ) первого в Европе социального законодательства.

1889. В Париже основан 2-ой Интернационал трудящихся.

1890. Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.

1900. На конференции в Париже создано первое объединение предприятий защиты трудящихся.

1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции — об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.

1919. Рождение МОТ. Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.

1925. Принятие конвенций и рекомендаций по социальному обеспечению.

1927. Проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.

1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.

1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.

1946. МОТ становится первым специализированным агентством, ассоциированным с ООН.

Источник: investments.academic.ru

Рейтинг
Загрузка ...