Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в Градостроительный кодекс были внесены обширные изменения, которые можно сравнить по масштабности с реформой гражданского законодательства. К примеру, при выполнении определённых условий теперь в некоторых случаях нет необходимости вступать в саморегулируемую организацию (СРО). Но некоторые из этих поправок ещё не до конца осознаны как участниками рынка, так и надзорными органами. Одними из самых существенных нововведений, которые могут перекроить структуру строительной отрасли, являются изменения в институте технического заказа.
Разберёмся с определениями
В соответствии с п. 22 ст. 1 ГрК РФ «технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности». Законодатель ввёл новый термин, в котором назвал перечисленные виды деятельности — функциями технического заказчика.
Технический заказчик в условиях цифровой трансформации
По своей юридической сути договор на выполнение функций технического заказчика является в зависимости от точки зрения — непоименованным либо смешанным (скорее) договором, представляющим собой смесь договора возмездного оказания услуг и агентского договора. Такой вывод можно сделать, обратившись к определениям обоих договоров.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)». Как видно, определение вполне соотносится с тем, что должен выполнять технический заказчик — совершать определенные действия, предусмотренные градостроительным законодательством, и по факту вести профессиональную деятельность в качестве квалифицированного заказчика (ранее законодательство оперировало термином «заказчик-застройщик»).
Но это всего лишь часть сущности указанного договора. Как видно из определения технического заказчика, это юридическое лицо, которое, во-первых, уполномочено застройщиком на выполнение этой деятельности, и во-вторых, выполняет эту деятельность от имени застройщика. То есть классический агентский договор по модели поручения, поскольку согласно п. 1 ст.
1005 ГК РФ «По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала». А как уточняет ст. 1011 ГК РФ к агентским отношениям в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени, применяются соответственно правила о договорах поручения или комиссии.
Застройщик? Нет, заказчик строительства!
Что теперь под запретом
Что ж, с юридической сутью мы определились. Но это всё встречалось и в предыдущих версиях градостроительного законодательства. В чём же «революционность» такого более подробного регулирования? Дело в том, что всё тот же п. 22 ст. 1 ГрК РФ императивно установил, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей саморегулируемой организации.
На первый взгляд это не вызывает вопросов. Подумаешь, законодатель всего лишь предусмотрел, что если профессиональный строитель работает в качестве технического заказчика, то он должен соответствовать определенным стандартам. Но всё оказалось сложнее.
Формулировка п. 22 ст. 1 ГрК РФ говорит нам не о том, что технический заказчик должен быть членом СРО. Данная норма устанавливает определение функций технического заказчика, и перечисляет что к этому относится. А уже затем следует дополнение, что членства в СРО требует не статус технического заказчика, а само по себе выполнение этих функций.
Давайте вернёмся к тому, на что потребуется членство в СРО:
1. Заключение договоров.
2. Подготовка заданий.
3. Предоставление материалов и документов.
4. Утверждение проекта.
5. Подписание документов, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию.
6. Иные функции, предусмотренные ГрК РФ.
Как происходил обычно договорной процесс у заказчика, который не являлся профессиональным застройщиком со своими строительными подразделениями? Заключался договор генерального подряда с выигравшей на тендере компанией и иногда отдельный договор генерального проектирования.
Теперь же, исходя из буквального толкования норм ГрК РФ, заказчик не имеет право этого сделать, если он не состоит в СРО с допуском к соответствующим видам работ. Для заказчика (в терминах ГрК РФ застройщик), который не является профессиональным строителем, наличие технического заказчика — прямое требование закона, и всё, что может сделать такой застройщик — подписать договор с техническим заказчиком, который и будет дальше заключать договор генерального подряда и проектирования, либо отдельные договоры подряда.
Разумеется, застройщик может осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, но для этого он должен состоять в СРО. Разъяснения профильных ведомств уже были даны (к примеру, Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 февраля 2017 г. N 3762-АЕ/02). Формально давая застройщику выбор, закон не даёт ему выбора избежать затрат — потратить придётся либо на технического заказчика, либо на вступление в СРО, что кроме существенного взноса в компенсационный фонд влечёт за собой и затраты на найм в штат необходимых специалистов, квалификацию которых требуется подтвердить. При этом если планируется и стройка, и проектирование, и изыскания, то застройщик по сути должен вступить в три (!) СРО и нанять тройное количество специалистов. В общем, экономический вывод из этого только один — стоимость любого строительства вырастает автоматически.
Что делать генподрядчикам
Не менее сложным выглядит вопрос и со стороны генподрядчика. Достаточно часто застройщиками заключался единственный договор генерального подряда, по которому генподрядчик по сути совмещал функции технического заказчика с функциями лица, осуществляющим строительство. Теперь же исходя из комплексного анализа пп. 16, 22 ст. 1, п. 2 ст.
53 ГрК РФ необходимым является заключение отдельного договора технического заказчика. При этом не забывайте, что застройщик не может напрямую заключить договор генерального подряда, если он не состоит в СРО.
Это не является проблемой, если у генподрядчика есть несколько разных юридических лиц, каждое из которых является членом СРО. Но содержать несколько таких юридических лиц достаточно ресурсоёмкая задача. А если генподрядчик один? Может ли он заключить договор сам с собой по сути?
Понятно, что непосредственно как генподрядчик он будет являться только одной стороной договора, тогда как на другой стороне он будет участвовать в качестве представителя, и по модели поручения по сути второй стороной будет являться застройщик. К примеру, ООО «Ромашка» в качестве технического заказчика от имени застройщика заключает договор с ООО «Ромашка» как с подрядчиком.
По сути, многие юристы сталкивались с одними и теми же подписантами не раз. К примеру, когда у двух разных компаний один и тот же генеральный директор. Несмотря на совпадение подписантов — стороны договора разные.
Соответственно формально не является чем-то невозможным и подписанием генеральным директором как физическим лицом договора с компанией, в которой он является генеральным директором. Но как на такое юридическое «издевательство» будут смотреть контролирующие органы — большой вопрос. При этом давайте не забывать про запреты п. 3 ст. 182 ГК РФ, которые позволяют признать такую сделку недействительной (хотя нарушения интересов по сути здесь нет).
Можно ли что-то поменять?
Необходимо сделать небольшое отступление и про саму схему договора технического заказа. Как мы уже поняли, это смешанный договор на основе двух достаточно популярных гражданско-правовых конструкций. Можем ли мы этот механизм подправить?
Давайте разберёмся. Как нам говорит п. 2 ст. 421 ГК РФ «Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом», а п. 3 ст. 421 ГК РФ дополняет, что «Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом».
Заключение договора, пусть и в такой специфической отрасли, как строительство со своим отдельным кодексом, регулируется всё же нормами гражданского права. Но если мы обратимся к ст. 422 ГК РФ: «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения».
Вернёмся к определению технического заказчика. Вспомним, юридическое лицо — уполномочено застройщиком и действует от имени застройщика. Без вариантов. То есть если подразумевается выполнение функций технического заказчика, то по договору (если этим не занимается непосредственно сам застройщик) это должен быть именно агентский договор по модели поручения.
Непонятно, специально или невольно, но законодатель, запуская реформу градостроительного кодекса, достаточно грубо вмешался в сферу регулирования отношений, за которые отвечает гражданский кодекс, и по факту поставил под запрет достаточно распространённую схему, когда технический заказчик действует от своего имени, а не от имени заказчика. То есть агентский договор по модели комиссии.
Теперь стороны не могут выбирать удобную для них конструкцию, когда все работы принимает техзаказчик, а потом передаёт готовый результат застройщику. С момента изменения ГрК РФ все отношения юридически завязываются напрямую на застройщика. Даже если принять идею, что обязательное наличие технического заказчика при строительстве, это неизбежное благо, но теперь застройщик не может оградиться от претензий множества подрядчиком на объекте, потому что технический заказчик в рамках такой конструкции выступает всего лишь представителем, поскольку согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ «права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя».
Кому предъявлять претензии?
Возникает и не менее интересный вопрос, касающийся формулировки функции технического заказчика. И если утвердить проект или дать задание подрядчикам технический заказчик вполне может от имени заказчика, по сути облекая непрофессиональные пожелания заказчика в квалифицированные указания строителя, то применение функции технического заказчика к заключению договора вызывают вопросы как раз исходя из модели поручения. Договор заключают его стороны. Кем бы ни являлся представитель стороны, уполномоченный на подписание договора, договор заключает именно сторона. И одновременное указание на то, что технический заказчик не может заключить договор от своего имени, а заключает его от имени заказчика, лишено какого-либо смысла и полностью противоречит общей части обязательственного права.
Это не просто теоретический спор, а весьма серьёзный практический момент. В данный момент конструкция договора на выполнение функции технического заказчика не выдерживает никакой критики. Возможно, законодатель хотел сказать, что договор с подрядчиком заключается техзаказчиком, который действует в интересах заказчика.
То есть то же самое, что происходит в агентском договоре по модели комиссии. Но императивная формулировка «от имени» однозначно отвергает такую схему. Кто же тогда является стороной заключённого договора подряда? Кому предъявлять претензии? Техническому заказчику, который заключил договор, но не сам, либо к застройщику, который этот договор не заключал, так как это функция технического заказчика и за него это сделало другое лицо?
Если мы обратимся к п. 2 ст. 52 ГрК РФ, то увидим, что «Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». То есть законодатель вполне себе признаёт наличие договоров, заключённых непосредственно с техническим заказчиком. Так что тогда означает эта неизвестная формула «заключает от имени застройщика»?
Путаницы добавляет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который регулирует частично градостроительной деятельность. В рамках данного закона застройщик является инвестором, а вот заказчиком согласно п. 3 ст.
4 «уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов», то есть по сути это и есть технический заказчик. Но более интересен второй абзац данного пункта: «Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором».
Непонятно, как теперь соотносить данную норму и норму градостроительного кодекса. Потому что ГрК РФ запрещает выступать техническому заказчику от своего имени, то есть распоряжается именно застройщик. Является ли это запретом договорных условий на распоряжение капитальными вложениями? Потому что пока это выглядит так, что норма закона об инвестиционной деятельности превращается в недействующую.
Что делать
К сожалению, пока количество вопросов у практикующих юристов только накапливается. В любом случае, есть несколько вещей, которые понимаются всеми участниками рынка совершенно точно и недвусмысленно.
1. Если застройщик не является профессиональным строителем, то для осуществления строительства после 01 июля 2017 года (дата введения изменений) он обязан привлечь профессионального технического заказчика, который состоит в соответствующих саморегулируемых организациях. Риски иного подхода колоссальны, поскольку надзорный орган может отказать в вводе здания в эксплуатацию, так как застройщик не имел права самостоятельно утверждать проект или проводить строительный контроль.
2. Чтобы не вызывать споры с контролирующими органами или другими участниками строительного рынка, заранее определите для себя модель отношений. Либо настаивайте на том, что в заключаемых с подрядчиками техническими заказчиком договорах последний будет указан не как сторона, а как представитель.
Желательно указать формулировку по типу: «ООО «Ромашка», именуемое Техзаказчик, действующего на основании договора технического заказа от имени и за счёт ООО «Василёк», именуемого Застройщик». Несмотря на перечисленные выше в статье несуразности, данная формулировка по сути дублирует определение технического заказчика из ГрК РФ и всех недовольных отсылает к законодателю.
Либо применяйте второй подход — заключение договоров техзаказчиком самостоятельно. То есть по сути в обход определения, установленного ГрК РФ, применяете модель комиссии. Никакой судебной практики, к сожалению, до сих пор не появилось, поэтому каждый контрагент вынужден сегодня действовать на свой страх и риск. Особенно учитывая тот факт, что налоговые органы любят придираться к таким формулировкам договора и отказывать в принятии расходов, потому что договор технического заказа не давал права техническому заказчику самостоятельно заключать договоры с третьими лицами.
Источник: zakon.ru
Требование к застройщику в строительстве без технического заказчика
В градостроительном кодексе в ст. 1 п. 16 определено понятие «застройщик». Часто возникает вопрос о том, какие допуски необходимы для осуществления функций застройщика в случае осуществления инвестиционно-строительного проекта без участия технического заказчика.
Министерство строительства в своем письме от 8 февраля 2017 г. N 3762-АЕ/02 дало разъяснение о необходимости при такой ситуации застройщика иметь все допуски для проведения работ, которые требуются от технического заказчика:
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) застройщик — это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Кодекса в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 372-ФЗ) определено, что технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика).
Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Пунктом 22 статьи 1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ также установлено, что функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ.
Таким образом, при осуществлении застройщиком функций технического заказчика, перечисленных в пункте 22 статьи 1 Кодекса в редакции Федерального закона N 372-ФЗ, самостоятельно застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида.
Источник: grad.center
Технический заказчик 2019: кому необходимо членство в сро?
Продолжая ранее начатую тему членства в СРО для лиц, осуществляющих строительный контроль, юристы Ассоциации СРО «Содружество Строителей» решили уделить особое внимание понятию «технического заказчика» как родового к понятию «лицо, осуществляющее строительный контроль», поскольку не менее часто в практике работы саморегулируемой организации в области строительства приходится отвечать на вопросы, связанные с необходимостью членства в саморегулирующей организации лица, осуществляющего иные функции технического заказчика. Обобщив наиболее частые из них, мы, опять же как юристы, предлагаем следующие варианты решения (с учётом уже сложившейся практики и имеющихся правовых позиций государственных органов). Итак, начнём по порядку:
Кто такой технический заказчик?
Технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ);
Должен ли технический заказчик быть членом всех трех саморегулируемых организаций, соответствующего профиля одновременно?
Градостроительное законодательство не содержит прямого ответа на поставленный вопрос. В связи с чем у строительного сообщества до сих пор возникают вопросы о том, есть ли необходимость участия техзаказчика сразу в трёх СРО, а именно в строительной, проектной и изыскательской. В апреле 2018 года по запросу нашей Ассоциации СРО «Содружество строителей» Минстрой России (письмо от 10.04.2018 №14266-ТБ/02) пояснил, что застройщик вправе передать часть своих функций техническому заказчику при условии его членства в соответствующей саморегулируемой организации. Позиция нашей саморегулируемой организации состоит в том, что членство уполномоченный застройщиком технический заказчик должен иметь во всех трёх видах СРО в случае, если он одновременно, например, от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации и о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Этот принцип в полной мере относится и к другим функциям технического заказчика, перечисленным в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: подготовка заданий на выполнение указанных видов работ, предоставление лицам, выполняющим данные работы, материалов и документов, необходимых для их выполнения, утверждение проектной документации, подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Аналогичная правовая позиция содержится, например, в письмах Минстроя России от 17.08.2016 №26526-ОС/02 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» и от 05.09.2017 №31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций».
Как соотносятся понятия «технический заказчик» и «генеральный подрядчик»?
Для начала необходимо отметить, что в настоящее время термин «генеральный подрядчик» в тексте градостроительного кодекса нигде не упоминается, а само по себе понятие вводится пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика».
В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (пункт 3 статьи 706 ГК РФ).
В то же время ГрК РФ вводит понятие «технического заказчика» конкретно определяя его (в качестве такового может выступать исключительно юридическое лицо, которое уполномочено и действует от имени застройщика) и наделяя его вполне определенными функциями, которые он выполняет (например, заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, договоры о подготовке проектной документации, договоры о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства и т.д.). Например, застройщик вправе заключить договор генерального подряда (т.е. на фактическое выполнение работ по строительству) и договор о выполнении определённых (в части или полностью) функций технического заказчика с одной и той же строительной организацией. В этом случае строительная организация при строительстве может одновременно являться как техническим заказчиком, так и генподрядчиком строительства.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термины «генеральный подрядчик» и «технический заказчик» не являются тождественными по правовому смыслу, заложенному в эти понятия.
Как определить уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика?
Согласно правовой позиции Минстроя России, изложенной в письме от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций» уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
ГУП или МУП осуществляет функции технического заказчика. В каких случаях им необходимо членство в СРО?
В соответствии с пунктом 1 части 2.1 статьи 47 и пунктом 1 части 4.1 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования только в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В остальных случаях для выполнения работ по договорам подряда о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, а также для осуществления функций технического заказчика в силу пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 ГрК РФ государственным и муниципальным предприятиям требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида. (Письмо Минстроя России от 23.08.2017 №29990-ТБ/02 «По вопросам членства в саморегулируемой организации»)
Необходимо ли управляющей компании (УК) быть членом СРО?
Как и ранее указывалось нами, в рамках данной публикации приведена только часть наиболее часто возникающих у представителей строительного сообщества вопросов, касающейся изложенной темы членства в СРО лица, осуществляющего функции технического заказчика, тогда как круг вопросов правового характера (даже пределах этой темы) гораздо шире, и они вполне могут быть не менее актуальными.
К слову стоит сказать, что решение о членстве в нашей Ассоциации было принято такими компаниями, как ПАО «Ростелеком», АО «Адмиралтейские верфи», АО «МФК Лахта Центр», АО «Заслон», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», ООО «ТЗК «Северо-Запад» и другими, что, по нашему мнению, косвенно служит подтверждением правильности поддержки нами выбранных правовых позиций, в т.ч. по вопросам, исследованным в рамках данной статьи.
Источник: sodstr.ru