Имея точное представление о том, как оформить земельный участок в собственность, можно обеспечить максимально быстрое и четкое прохождение процедуры получения права владения землей. Структура процедуры, при этом, зависит от источника получения земли – наследование, сделка между физическими и юридическими лицами, покупка у государства напрямую или посредством торгов, оформление по упрощенной процедуре или приобретение права на бесхозную территорию, каждый вариант имеет собственные нюансы исполнения.
Варианты оформить земельный участок в свою собственность
Процедура оформления земельного участка в собственность, зависит от владельца, статуса земли и статуса стороны, от которой происходит передача прав.
Земля во владение может быть приобретена следующими путями:
- наследование или дарение;
- по договору обмена или при оформлении сделки (продажи) между физическими или юр. лицами;
- в рамках процедуры, при которой территория становится элементом уставного капитала, когда формируется новое юр. лицо;
- в рамках проведения процедуры приватизации (оформления собственности) на землю, которая находится во владении непосредственно у государства или мун. образования;
- в рамках оформления собственности на землю, которая признана бесхозной.
Это наиболее общие процедуры, присутствуют также частные варианты получения земли от государства в награду или во временное пользование с возможностью последующего оформления собственности (гос. участки на Дальнем Востоке), или в ходе судебного разбирательства по отчуждению земли в тех или иных условиях.
Аренда земли сельхозназначения. Как взять землю в аренду у государства. Наш опыт
Оформление путем наследования
В течение шести месяцев после того, как зафиксирован факт смерти лица, предоставляющего наследство, имеется возможность для всех правомерных наследников заявить о наличии права получения.
Принятие наследства осуществляется посредством обращения к нотариусу, который откроет дело по оформлению наследования, примет от наследника соответствующее заявление и предоставит доверенность, позволяющую проводить сбор последующей необходимой документации.
Для оформления земли в собственность по процедуре принятия наследства необходимо получить/оформить/заполнить следующие документы:
- выписку, которая предоставляется Роснедвижимостью;
- выписку по форме третьего номера из ЕГРП на почившее лицо, предоставляющее наследство;
- справку из паспортного стола или иной ответственной организации, в которой отмечены данные по месту, где был зарегистрирован наследодатель;
- документ, который является подтверждением родства и, следовательно, права на получение наследства (в случае с родственниками) или удостоверение личности для получающего наследство по завещанию без родства (завещание требует официального заверения нотариусом);
- в случае получения почившим лицом, предоставляемой собственности также (до этого) по процедуре наследования или в дар – необходимо иметь соответствующую справку из соответствующей службы по налогам;
- выписка из ЕГРЮЛ, предоставляемая местной нал. службой, в случае с землей дачного участка, также нужен устав соответствующего местного образования (кооператива, товарищества и т.д.).
Документы которые нужно получить из кадастровой палаты:
- кадастровый паспорт, в котором отмечена актуальная на день смерти лица, предоставляющего наследство, стоимость земельного уч-ка – экземпляры должны иметься у каждого принимающего наследство лица и нотариуса;
- выписка по территории из земельного кадастра;
- документ, который удостоверяет факт отсутствия на переходящей по наследству территории капитальных строений.
Алгоритм оформления земли в собственность по наследству:
- получить по истечении отведенного законом срока в шесть месяцев от нотариуса документ (свид-во) о праве получения наследства для вступления во владение;
- обратиться в Росреестр для проведения процедуры гос. рег-ции собственности;
- при регистрации предоставить сотруднику гос. учреждения кадастровый паспорт, свой паспорт или иной подтверждающий личность документ (заверенную нотариусом доверенность при посредничестве), свидетельства о наследстве и о смерти;
- отдельно предоставляется квитанция, а перед этим оплачивается гос. пошлина, утвержденная для таких случаев регистрации собственности в 2 тыс. рублей;
- провести регистрацию и вступить в права.
Оформление земли в собственность при аренде
Перед тем как оформить земельный участок в собственность, необходимо учесть, что существует четыре основных варианта оформления в случае, когда осуществляется аренда или планируется получить участок, находящийся в государственном или муниципальном владении.
- бесплатный вариант для граждан, относящихся к льготным категориям;
- посредством выкупа участка, который пользователь арендует у гос-ва;
- по административной процедуре посредством торгов/аукциона;
- судебным порядком.
Одним из наиболее распространенных поводов для получения земли в собственность является вариант, когда она находится под действием договора аренды между гражданином и государством/административным образованием и возникает желание вступить во владение давно использующейся землей.
Перевести аренду в собственность можно в следующих обстоятельствах:
- когда на участке, предназначением которого изначально были установлены ЛПХ или ИЖС, было произведено возведение капитального жилого строения, и оно было оформлено как собственность гражданина, арендующего участок;
- когда капитальная недвижимость в собственности была расположена на участках под разбитие садов или огородов в рамках территорий в ведении населенного пункта;
- до 31 января 2020 года функционирует программа по льготным (упрощенным) условиям оформления собственности на землю по отношению к участникам товариществ/кооперативов садоводов, огородников, дачников.
Алгоритм оформления земельных владений:
- Определение точных значений границ земли, которой планируется владеть (межевание);
- Размежеванный участок необходимо провести по процедуре кадастрового учета, на который он должен быть поставлен, включает шаги:
- обращение в кадастровую палату;
- оформление документа заявительного характера с запросом на вывод земли из собственности гос-ва или мун. образования;
- проверка соответствия внесенных данных заявления;
- оплата гос. пошлины и предоставление соответствующей квитанции;
- 14 дней ожидания – проводится проверка предоставленной информации на достоверность;
- присвоение участку индивидуального номера;
- постановка участка на гос. учет (кадастровый) в реестре, едином для всей зем. собственности;
- формирование кадастрового паспорта и плана территории;
- предоставление документации, подтверждающей, что постановка на учет произведена и легальна.
- Далее необходимо располагать постановлением, в котором глава данного мун. образования утверждает факт произведенного отчуждения мун. земли:
- если используется платная процедура передачи – внести полную необходимую сумму, по реквизитам, предоставленным отделом, ответственным за вопросы владения землей соответствующего муниципального органа;
- пройти запись на прием к главе;
- получить постановление;
- провести с главой процедуру подписания договора, удостоверяющего, что земля переходит к заявителю, или договора, подтверждающего сделку по земле.
Следующей идет непосредственная процедура по регистрации, на которой необходимо:
- прибыть в Росреестр и предоставить необходимую документацию;
- подать заявление;
- подождать семь дней – в данный срок документация и заявление проходят проверку и рассмотрение;
- если было принято решение провести легитимную регистрацию собственности на участок земли, необходимо подождать еще 14 дней и получить утвердительный документ, подтверждающий право владения имуществом.
Необходимые документы:
1. На этапе межевания оформляется технический проект и создается, по результатам, межевой план;
2. Для постановки на учет в кадастре нужно, а затем получают:
- паспорт или иной обеспечивающий подтверждение личности заявителя док-т, для посредника – доверенность с нотариальным удостоверением;
- оформленный ранее межевой план;
- квитанция, подтверждающая, что была выплачена гос. пошлина;
- кадастровый паспорт;
- план территории.
3. Для получения постановления от главы соответствующего образования необходимо получить:
- заявление с запросом на обеспечение передачи участка в частную собственность из собственности муниципальной;
- копии и оригиналы по кадастровому паспорту и приложенному плану;
- ксерокопия квитанции, подтверждающей оплату в случае сделки;
- будет получен – договор, подтверждающий факт передачи земли;
- или договор, подтверждающий сделку о покупке собственности.
Непосредственно для осуществления процедуры по регистрации права на владение собственностью нужно получить:
- заявление по формальному типу с запросом на проведение процедуры;
- полученное на прошлом этапе постановление;
- квитанция, подтверждающая, что была оплачена соответствующая гос. пошлина;
- ксерокопия плана (кадастрового) и выписка из паспорта земли;
- получают документ, который удостоверяет, что право владения землей было зарегистрировано.
В заявлении, которое предоставляется в Росреестр для инициации процедуры регистрации, необходимо указать:
- наименование конкретного ответственного тер. органа службы (Росреестра);
- контактные данные подающего на собственность;
- кадастровый номер участка и его данные;
- адрес, по которому расположен участок;
- категория и вид относительно права, распространяющегося на участок;
- подтверждающие права владения документы;
- реквизиты акта (постановления), в котором отмечен факт вывода участка из числа мун. собственности;
- данные по имеющимся (если имеются) ограничениям или обременениям.
Земельные владения недопустимые к оформлению в собственность
Стоит учитывать, что и к покупке, и к безвозмездному оформлению допустимы не все земельные владения, есть набор недопустимых к оформлению частной собственности категорий:
- участки, находящиеся в резервации для осуществления проектов/процедур государственного или муниципального значения;
- полигоны и зоны испытаний, где имеется не допускающий постоянного проживания фон заражения и вредная среда;
- источники забора воды – подземные и наземные категории, а также связанные с ними охраняемые участки;
- территории зон отчуждения в рамках магистралей движения автотранспорта, воздушного транспорта, по железным дорогам, в районах расположения аэропортов, вокзалов, портов речного и морского назначения;
- парки и заповедные территории федерального и национального значения, природоохранные зоны;
- водный и лесной фонд;
- территории расположения кладбищ;
- территории под общественное использование;
- земля различных государственных служб;
- земли, находящиеся в ведении Министерства Обороны РФ.
Регистрация при заключении сделки
Перед тем, как оформить земельный участок в собственность при заключении сделки на покупку земельной собственности, необходимо собрать комплект документов и заключить договор по осуществлению продажи или передачи участка в качестве дара. После того, как договор подписан и оплата произведена, можно пройти регистрацию в гос. органе.
Необходимые документы:
- заявление с запросом на проведение процедуры регистрации;
- паспорт или иной подтверждающий личность док-т, доверенность при услугах поручителя;
- квитанция (оригинальный документ и ксерокопия) с подтверждением выплаты суммы гос. пошлины;
- кадастровая выписка;
- ксерокопия и оригинал договора, который подтверждает свершившийся факт продажи, передачи в дар или обмена собственностью;
- нотариально заверенный док-т, в котором все стороны, участвующие в процедуре продажи/мены/дара, выражают согласие на ее осуществление;
- документ, в котором отмечается действующее право владения территорией для стороны, передающей землю.
Алгоритм исполнения процедуры:
- заключение сделки по продаже или обмену, договора дарения;
- обращение с заявлением в Росреестр;
- выплата гос. пошлины;
- передача док-тов в Росреестр;
- ожидание проверки предоставленной документации в течение четырнадцати дней;
- получение утверждающего регистрацию документа при положительном решении по регистрации собственности.
Оплата государственной пошлины
Стоит учитывать, что государственная пошлина, которую необходимо выплатить в ходе исполнения процедуры регистрации права на владение землей в гос. органе, варьируется от формы исполнения сделки.
Существуют основные категории выплат:
- гос. пошлина при предоставлении в собственность участка, который запланировано использовать под возведение жилья, устройство сада или огорода составит 350 рублей;
- доля собственности на участке под задачи использования в сельском хозяйстве обойдется в рамках гос. пошлины всего в сто рублей;
- если участок оформляется в собственность частным лицом и имеет своей целью что-то кроме жилья, огорода, сада, сельхоз деятельности, то гос. пошлина возрастает до 2 тыс. руб.;
- юридическое лицо, желающее узаконить владение землей, обременяется выплатой в 22 тыс. рублей.
Перед тем, как оформить земельный участок в собственность, необходимо точно знать, проведено ли его межевание и актуальность кадастрового паспорта, учитывать типовую принадлежность земли и расположение (включая отношение к товариществам и кооперативам). Стоит учитывать, что оформить землю по сделке несколько проще, чем получить участок в собственность при отчуждении земли государства или муниципалитета.
Источник: 2ann.ru
Приватизация (оформление в собственность) государственной и муниципальной земли
В связи с частыми обращениями граждан и юридических лиц с просьбой разъяснить порядок приватизации муниципальной земли мы решили посвятить данной теме настоящую статью. Вопрос приватизации государственного и муниципального имущества не теряет своей актуальности. в 2018 году власти Москвы заявили, что в столице на текущий момент остается до сих пор 400 тысяч неприватизированных квартир, более 40 тысяч неприватизированных нежилых помещений, находящихся в аренде у малого бизнеса, информация о количестве неприватизированных земельных участков не публиковалась в сети Администрациями городов, но стоит предположить, что их количество превысит обозначенные цифры в несколько раз. Медленный темп приватизации имущества вызван несколькими причинами: с одной стороны, сложностью административной процедуры приватизации, частыми отказами и необходимостью обращаться в суд для приватизации, с другой стороны, граждане часто не понимают значение и преимущества приватизации.
Для начала поговорим о значении термина “приватизация земельного участка”, видах приватизации и назовем лиц, имеющих право на приватизацию земельного участка. Приватизация земельных участков — это приобретение в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть изменение формы собственности из государственной (собственности РФ либо собственности субъекта РФ) или муниципальной собственности в частную собственность (собственность физических или юридических лиц). Приватизация бывает возмездной и бесплатной.
В каких случаях граждане могут приватизировать земельный участок бесплатно?
- граждане по истечении 5 лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование не более чем на 6 лет для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства при условии использования участка в соответствии с разрешенным использованием (в отдельных случаях требуется соблюдение дополнительных условий — например, работа по основному месту работы в муниципальном образовании по определенной специальности)
- граждане, имеющие 3 и более детей
- граждане в отношении земельных участков на территориях субъектов РФ в составе Дальневосточного федерального округа
- в иных случаях, указанных в региональном законодательстве
Порядок действия при бесплатной приватизации земельного участка: пошаговая инструкция
Шаг 1. Подготовка документов
Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:
- заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
- доверенность, если заявление подает представитель
- документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
- схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
- выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
- документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)
Шаг 2. Подача документов
В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.
Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.
Шаг 3. Получение решения о приватизации или о согласовании предоставления земельного участка
Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 4. Проведение кадастровых работ по межеванию, постановка на кадастровый учет
Заключите договор подряда с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по межеванию, в результате которых он подготовит межевой план. Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату. После выполнения кадастровых работ обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, к заявлению приложите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 5. Получение решения о предоставлении земельного участка
Для этого представьте заявление о предоставлении вам в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Повторного представления вместе с заявлением документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения, не требуется. Основанием для предоставления земельного участка в собственность гражданина бесплатно является выданное вам ранее решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 6. Регистрация права собственности на земельный участок
Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.
- 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
- 2 000 руб. — в иных случаях
Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.
В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.
Оформление права собственности на земельный участок через суд
Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.
Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.
Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст.
3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).
Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.
https://www.dvitex.ru/poleznoe/nedvizhimost/pravo-sobstvennosti-na-nedvizhimost/privatizatsiya-oformlenie-v-sobstvennost-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-zemli/ ООО «Юридическая компания «Двитекс» Юридические услуги с оплатой по результату
В связи с частыми обращениями граждан и юридических лиц с просьбой разъяснить порядок приватизации муниципальной земли мы решили посвятить данной теме настоящую статью. Вопрос приватизации государственного и муниципального имущества не теряет своей актуальности. в 2018 году власти Москвы заявили, что в столице на текущий момент остается до сих пор 400 тысяч неприватизированных квартир, более 40 тысяч неприватизированных нежилых помещений, находящихся в аренде у малого бизнеса, информация о количестве неприватизированных земельных участков не публиковалась в сети Администрациями городов, но стоит предположить, что их количество превысит обозначенные цифры в несколько раз. Медленный темп приватизации имущества вызван несколькими причинами: с одной стороны, сложностью административной процедуры приватизации, частыми отказами и необходимостью обращаться в суд для приватизации, с другой стороны, граждане часто не понимают значение и преимущества приватизации.
Для начала поговорим о значении термина “приватизация земельного участка”, видах приватизации и назовем лиц, имеющих право на приватизацию земельного участка. Приватизация земельных участков — это приобретение в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть изменение формы собственности из государственной (собственности РФ либо собственности субъекта РФ) или муниципальной собственности в частную собственность (собственность физических или юридических лиц). Приватизация бывает возмездной и бесплатной.
В каких случаях граждане могут приватизировать земельный участок бесплатно?
- граждане по истечении 5 лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование не более чем на 6 лет для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства при условии использования участка в соответствии с разрешенным использованием (в отдельных случаях требуется соблюдение дополнительных условий — например, работа по основному месту работы в муниципальном образовании по определенной специальности)
- граждане, имеющие 3 и более детей
- граждане в отношении земельных участков на территориях субъектов РФ в составе Дальневосточного федерального округа
- в иных случаях, указанных в региональном законодательстве
Порядок действия при бесплатной приватизации земельного участка: пошаговая инструкция
Шаг 1. Подготовка документов
Для приватизации земельного участка потребуются следующие документы:
- заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению)
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя
- доверенность, если заявление подает представитель
- документ, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый земельный участок (договор безвозмездного найма и т.д.)
- схема расположения земельного участка — если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок
- выписка из ЕГРН на земельный участок (не представляется в случае, если земельный участок предстоит образовать). Вы вправе не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
- документы, подтверждающие право на приватизацию земельного участка (в частности, приказ о приеме на работу, выписку из трудовой книжки или трудовой договор, документы, подтверждающие статус многодетной семьи)
Шаг 2. Подача документов
В зависимости от того, кому принадлежит приватизируемый земельный участок, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, на территории которого находится участок (если земельный участок находится в муниципальной собственности), или в территориальное управление Росимущества (если земельный участок находится в государственной собственности). Сведения о собственнике земельного участка указываются в выписке из ЕГРН. Вам должны выдать расписку, которая подтверждает получение заявления и прилагаемых к нему документов.
Срок рассмотрения заявления — 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.
Шаг 3. Получение решения о приватизации или о согласовании предоставления земельного участка
Если не требуется образование земельного участка или уточнение его границ, вы получите решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего можете сразу переходить к шагу 6. Если земельный участок предстоит образовать или его границы нужно уточнять, вы получите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 4. Проведение кадастровых работ по межеванию, постановка на кадастровый учет
Заключите договор подряда с кадастровым инженером для проведения кадастровых работ по межеванию, в результате которых он подготовит межевой план. Кадастровые работы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть также проведены ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату. После выполнения кадастровых работ обратитесь в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ земельного участка либо с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок, к заявлению приложите решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 5. Получение решения о предоставлении земельного участка
Для этого представьте заявление о предоставлении вам в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Повторного представления вместе с заявлением документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения, не требуется. Основанием для предоставления земельного участка в собственность гражданина бесплатно является выданное вам ранее решение уполномоченного органа о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Шаг 6. Регистрация права собственности на земельный участок
Для этого уплатите госпошлину за регистрацию и представьте в Росреестр заявление о государственной регистрации права, документ, удостоверяющий личность, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка. Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Вы вправе сделать это по собственной инициативе, однако для ускорения процесса советуем приложить квитанцию.
- 350 руб. в отношении участка, предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также участка с равнозначным видом разрешенного использования либо участка из категории земель сельскохозяйственного назначения иных видов разрешенного использования
- 2 000 руб. — в иных случаях
Отказ Росреестра в регистрации права собственности на земельный участок может быть обжалован в суде.
В случае незаконного отказа администрации муниципального образования или Росимушества в предоставлении земельного участка в собственность, владелец земельного участка может обратиться с исковым заявлением для приватизации земельного участка через суд.
Оформление права собственности на земельный участок через суд
Для приватизации земли через суд необходимо подготовить исковое заявление и документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные выше. В случае возникновения сомнений в наличии права на приватизацию у уполномоченного органа он данные сомнения указывает в своем решении. Задача владельца земельного участка опровергнуть в суде данные сомнения, для этого, возможно, потребуется представить дополнительные доказательства суду.
Для признания права собственности на дачный участок или иной земельный участок исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность). Рассмотрение иска о признании права собственности на земельный участок облагается госпошлиной, исходя из сложившейся судебной практики, требования о признании права собственности на землю через суд рассматриваются как имущественные, не подлежащие оценки, поэтому пошлина взимается 300 рублей для физических лиц.
Важное изменение для членов СНТ, ДНТ, ОНТ: до 31 декабря 2020 года члены СНТ, ДНТ, ОНТ, созданных до 1 января 2019 года, имеют право независимо от даты вступления в члены приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, при этом земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного до 30.10.2001 года снт, днт или онт либо иной организации, при которой они были созданы и распределен по решению общего собрания членов или иного документа о распределении земельных участков данному члену товарищества (п. 2.7. ст.
3 137-ФЗ от 25.10.2001 в ред 217-ФЗ от 29.07.17 года вступает в силу с 01.09.2019). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (п. 2 ст. 23 217-ФЗ от 29.07.17 в ред. 340-ФЗ от 03.08.2018 года).
Нет времени заниматься приватизацией земельного участка? Юридическая фирма “Двитекс” оказывает услуги в сфере недвижимости с 2010 года и обладает обширным опытом приватизации имущества и судебном признании права собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. Мы предлагаем выгодные условия для владельцев недвижимости и традиционно работаем без предоплаты, что гарантирует завершение дела в вашу пользу в короткий срок (мы не получаем оплату услуг, пока вы не станете собственником земельного участка). Вы можете заказать услуги по приватизации земельного участка без предоплаты любым удобным способом: 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы.
Источник: www.dvitex.ru
Муниципальная собственность на землю
Муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.
Понятие муниципальной собственности на землю
Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.
Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.
Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.
Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:
- передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
- самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
- взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).
В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:
- отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
- разграничения с госсобственностью;
- применения гражданско-правовых предписаний.
Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.
Муниципальная собственность на землю и ее особенности
Ключевые особенности института муниципальной собственности на землю:
- сложность, межотраслевой характер;
- публичная природа;
- очевидное сходство режима с режимом государственной собственности.
Правоотношения в сфере муниципальной собственности на земельные ресурсы имеют сложную систему. Они одновременно регламентированы предписаниями разных отраслей законодательства. В структуре института муниципальной собственности на землю присутствуют нормы конституционного, земельного, гражданского и муниципального права. И это далеко не полный перечень.
Местное самоуправление и сформированные им органы являются публичными образованиями, действующими от имени и в интересах территориальной общины.
При реализации правомочностей в отношении земель муниципалитеты учитывают интересы населения.
Нельзя утверждать, что этот принцип реализуется повсеместно. Однако это проблема выходит за рамки земельного права. Рычагов влияния на местные власти (выборы, местные инициативы, референдум, отзыв депутатов) вполне достаточно. Чтобы ими воспользоваться, община должна быть достаточно зрелой и организованной.
В российской правовой доктрине рассматривают понятие «публичная собственность», противопоставляемое частной собственности. Публичная собственность на землю органично включает государственную и муниципальную. Обе названные формы весьма схожи, имеют много схожих черт. Их связующий элемент – публичный интерес.
Муниципальная земельная собственность принципиально не отличается от государственной по:
- источникам ее образования;
- экономическому содержанию;
- методам управления;
- правилам оценки;
- формам и целям использования.
Единство характеристик муниципальной и госсобственности обусловлено современным состоянием развития местного самоуправления в целом. Эта модель относительно нова для российской правовой доктрины и менталитета.
Превалирование государственных начал и несамостоятельность местного самоуправления привели к отсутствию дополнительных отличительных признаков муниципальной земельной собственности. Обыватель зачастую не разделяет органы госвласти и местного самоуправления, не видит возможности своего участия в управлении делами общины и решении земельных вопросов от ее имени.
Субъект муниципальной собственности
Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Исходя из определения муниципального образования, содержащегося в ст. 2 Федерального закона РФ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», право муниципальной собственности на землю признается за:
- городскими, сельскими населенными пунктами;
- муниципальными районами;
- городскими округами;
- внутригородскими районами;
- внутригородскими территориями городов общефедерального значения (Москва, Петербург, Севастополь).
Правомочности по распоряжению муниципальной земельной собственностью от имени территориальной общины осуществляют органы местного самоуправления. Они же устанавливают правила ее оценки для целей продажи. Компетенция органов самоуправления определяется федеральным законодательством и местными правилами – локальными подзаконными нормативными актами (ст. 125, 215 ГК РФ).
Активы, пребывающие в муниципальной собственности, закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями. Остальное муниципальное имущество составляет муниципальную казну.
Перечень земель, находящихся в муниципальной собственности
Такой перечень установлен ст. 19 Земельного кодекса России. Он включает земли:
- признанные муниципальными;
- право на которые возникло при разграничении с госсобенностью;
- приобретенные по основаниям, оговоренным Гражданским кодексом РФ.
Рассмотрим примеры ситуаций, когда муниципалитеты обретают права на земельную собственность в силу закона. Участок, от права собственности на который отказался частный владелец, по умолчанию переходит в муниципальную собственность с момента регистрации прекращения права собственности в ЕГРП.
Если земли размещены в границах населенного пункта, участок переходит городскому округу, сельскому или городскому поселения; если на межселенной территории – муниципальному району (ст. 19 ЗК РФ). О собственности земель в этом случае речь не идет: муниципальные власти получают участок безвозмездно.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 244 от 03.12.08 г. в муниципальную собственность передаются участки в границах курортов общефедерального значения, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП за государством до 26.12.08 г., если они:
- заняты зданиями, находящимися в муниципальной собственности;
- предоставлены органам самоуправления, предприятиям или организациям, учредителями которых они выступают.
Возникновение права муниципальной собственности на земли в результате разграничения
Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:
- из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
- такие перечни утверждались центральным правительством.
Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.
Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:
- Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
- Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
- Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).
Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.
Новый механизм распределения земель правоведы оценивают позитивно. Такой подход снял социальную напряженность, позволил гражданам и организациям оформлять выкуп участков, находящихся в публичной собственности.
Но есть и проблемы: положение, выписанное как исключение, переросло в общее правило. Муниципалитеты зачастую распоряжаются не сформированными в соответствии с ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» участками муниципальной собственности, то есть – неразгранченными землями.
При этом образование участка происходит по инициативе лица, инициировавшего выкуп или передачу в аренду. Последнее, в свою очередь, готово тратить время и ресурсы на оформление землеустроительной документации, только имея на руках решение о предварительном согласовании, то есть фактически заручившись согласием на будущую продажу/аренду еще не образованного участка.
Безвозмездная передача земельных участков в муниципальную собственность
Названный способ образования и передачи участков муниципальной собственности регламентирован гл. V.5 ЗК РФ. Основания для таких действий оговорены ст.39.30 этого Кодекса. В частности, предусмотрена безвозмездная передача:
- поселениям и городским округам участков, находящихся на их территории при условии утверждения генпланов населенных пунктов и правил землепользования;
- муниципальным районам участков, расположенных на межселенных территориях при условии утверждения схемы территориального планирования согласно Градостроительному кодексу РФ.
Ст. 39.30 ЗК РФ содержит прямой запрет на бесплатную передачу муниципалитетам земель:
- предоставленных органом госвласти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям;
- особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда;
- зарезервированные для госнужд;
- в границах особых экономических зон;
- в отношении которых проведено предварительное согласование о предоставлении частным лица в собственность/пользование;
- предоставленные ГК «Росавтодор» либо для размещения объектов общефедерального железнодорожного транспорта.
Возникновение права муниципальной собственности по основаниям, оговоренным гражданским законодательством
Земельный участок признан недвижимостью (ст.130 ГК РФ). Как и другие вещи, он может перейти в собственность муниципалитета по условиям любой из не запрещенных законом сделок (мена, дарение, наследование, продажа). Хотя такие ситуации нечасты, нельзя отрицать возможности обращения взыскание на участок, принадлежащий гражданину за долги перед муниципалитетом.
Распространенное основание возникновения права муниципальной земельной собственности – выкуп участка для публичных нужд. Основания для таких действий оговорены ст. 49 ЗК РФ. Это размещение новых или реконструкция существующих объектов электро- , газо-, тепло-, водоснабжения при отсутствии иных подходящих площадей.
Процедура и правовые последствия выкупа регламентированы ст. 279 ГК РФ.
Закон защищает права частного собственника. Выкуп может проводиться по согласованию либо в судебном порядке при условии справедливой компенсации. Оценка изымаемого участка проводится по согласованию сторон, а если частное лицо осталось недовольно ее результатами – в судебном порядке.
Ст. 8 Федерального закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» признает за муниципалитетом право приоритетного выкупа участка сельскохозяйственного назначения на случай его продажи по цене, за которую он реализуется (кроме случаев конкурсной продажи). Пока муниципалитеты пользуются приоритетным правом в редких случаях.
И наконец, в муниципальную собственность могут переходить участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. В числе бесхозных участков те, от которых собственник отказался либо не имеющие законного собственника. Об их оценке при этом речь не идет.
Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности
Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение.
В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.
Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.
Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.
Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:
- предоставленных в аренду для комплексного освоения;
- переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
- образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
- на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
- сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.
Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).
Оформление муниципальной земли в собственность
Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.
Сегодня муниципалитеты не заинтересованы в формировании участков и постановке их на учет в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
До момента, пока территориальная община не определилась со способом будущего использования земель, это даже нецелесообразно. Нет смысла устанавливать целевое назначение участка, чтобы впоследствии его менять или формировать границы абстрактного объекта, чтобы потом заново регистрировать объединение, выдел или перераспределение.
Таким образом, сведения о муниципальных землях, которые ранее не были в собственности и не передавались в пользовании частных лиц, в ЕГРП обычно не значатся. И наоборот: чтобы получить такие земли в собственность или пользование, необходимо инициировать образование участков. Это, в свою очередь, требует разработки землеустроительной документации в порядке Федерального закона РФ № 221 «О госкадастре недвижимости».
Для примера, рассмотрим порядок оформления прав на участок собственником недвижимости, расположенной на таком участке:
- Регистрация права собственности на строение в ЕГРП, если это не было сделано ранее.
- Оформление документов на участок: межевание, постановка на кадастровый учет.
- Получение кадастрового плана в департаменте земельных ресурсов или органе с другим названием.
- Обращение с заявлением о предоставлении участка в управление муниципальным имуществом. Этот орган впоследствии готовит распоряжение об образовании участкам и предоставлении его в собственность, а также проект соглашения.
- Подписание договора купли-продажи. Оплата лицом, заинтересованным в покупке, стоимости участка. Подписание передаточного акта.
- Обращение за регистрацией образования нового объекта в МФЦ или территориальный орган Росреестра.
Признание судом права муниципальной собственности
Способы защиты гражданских прав оговорены ст. 12 ГК РФ. В их числе – признание права через суд. Спор о праве на землю у муниципального образования может возникнуть с любым субъектом:
- другим муниципалитетом;
- гражданином, иностранцем;
- организацией;
- государством.
В зависимости от субъектного состава, спор может оказаться подсуден общему или арбитражному суду. Муниципалитет в таком деле может выступать истцом, ответчиком, третьей стороной с самостоятельными требованиями на предмет спора или без таковых.
В отношении судебных споров о земле следует учесть следующее. Право собственности в России гарантируется. А ст. 35 Конституции РФ специально устанавливает, что частный собственник может быть лишен имущества исключительно по вердикту суда.
Чтобы изъять из ЕГРП данные о регистрации прав на земельный участок за гражданином или организацией, муниципалитет должен предъявить вступившее в силу решение суда. Вердикт суда – самостоятельный и самодостаточный правоустанавливающий документ.
Право муниципальной собственности на землю на основании судебного вердикта устанавливается, например, в случаях:
- платного изъятия земель частной собственности для публичных нужд;
- принудительного отчуждения земель, не могущих находится в собственности частного владельца (например, иностранец унаследовал земли сельскохозяйственного назначения и не продал их гражданину РФ на протяжении года);
- лишение права собственности владельца, который использовал их не по целевому назначению, своими бесхозяйственными действиями привел к истощению и ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник: advokat-malov.ru
Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность
Оформить муниципальную землю в собственность допускается, если указанная разновидность наделов не используется теми, кто обладает правомочиями собственности. В рассматриваемой ситуации у органов власти муниципалитета есть возможность перевести надел в собственность МО. Для этого используется судебная процедура.
Определение
Часто около дома может располагаться надел, который отнесен к числу невостребованных. Стоит указать, что к данной разновидности могут относить только такие наделы, которые обладают статусом сельскохозяйственного назначения. Указанная разновидность участков не делится на отдельные местности. Это говорит о том, что земля становится собственностью нескольких граждан.
К примеру, если участок расположен под гаражом. Стоит принимать во внимание положения закона, принятого на федеральном уровне под №101. В данном акте отражается, что к числу невостребованных земель относятся земли с/х назначения. При этом должны быть соблюдены определенные основания.
В том числе:
- использование участка около частного дома или в другой местности не происходило на протяжении последнего трехлетия;
- земли не передавались на условиях аренды за последние три года;
- надел рассматривается как имущество выморочного типа;
- в реестрах нет сведения относительно собственников такой территории.
ВНИМАНИЕ. При рассмотрении данного вопроса нужно понимать, что является выморочным имуществом. Таковым считается надел, собственники которого скончались. При этом нет законных правопреемников. Кроме того, может произойти и так, то граждане отказались от принятия наследственной массы.
Процесс оформления
Получить земельный участок в собственность можно после аренды. В данной ситуации граждан обладает первоочередным правом относительно продления соглашения об аренде и выкупа участка. Сотрудники исполнительных органов занимаются формированием списка собственников, которые владеют отдельной долей в местности. Это относится к наделам, которые не востребованы.
Затем потребуется вывесить данный список по адресу, по которому располагается общий земельный надел. Кроме того, указанная информация подлежит отражению на официальном портале администрации муниципалитета. В законе установлен срок, на протяжении которого сведения должны находиться в общем доступе. Он равен 90 дням.
По прошествии указанного периода потребуется созвать собрание граждан, которые являются владельцами остальных частей надела с/х назначения. На нем решается дальнейшая судьба такого участка.
ВАЖНО . Если на протяжении месячного срока с момента созыва собрания не появится гражданин, который обладает правомочиями собственности на долю, она переводится в число невостребованных. При этом, со дня публикации сведений должно пройти не более 4 месяцев.
Затем сотрудники уполномоченных органов муниципалитета обращаются в судебную инстанцию для того, чтобы перевести указанных надел в собственность конкретного образования. Перечень формируется при использовании оснований, что перечислены выше. В ходе оживания сбора владельцев, у каждого из них есть возможность написать заявление, в котором указать на свое желание стать собственником этой территории. Закон №101 указывает на то, если кто-то из граждан выступит с таким заявлением, то земля не может относится к числу невостребованных.
Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос
Для проведения собрания выражается инициатива земельными органами. С указанной целью подается извещение при использовании услуг средств массовой информации. Это относится к СМИ, которые отражены в региональном перечне. В ходе собрания потребуется выбрать председателя и затем зачитывается список долей, которые являются невостребованными.
Он формируется сотрудниками административного органа муниципалитета. Если на собрании будут граждане, которые имеют правомочия на указанный объект имущества, то у них есть возможность обратиться к председателю с заявлением. В нем указывается, что человек желает оставить землю в своей собственности. Кроме того, стоит учесть, что к заявлению прикладываются такие акты, как выписка, сделанная из единого реестра. Она указывает на то, что у гражданина имеется право на определенную долю в имуществе.
ВНИМАНИЕ . Помимо этого, потребуется представить документацию кадастрового назначения и акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина. Если человек не может или не хочет принимать личное участие в рассматриваемой процедуре, он вправе использовать помощь представителя.
Стоит указать, что в такой ситуации обязательным требованием рассматривается наличие доверенности. Она оформляется при обращении в нотариальную контору. Чтобы конкретный участок был исключен из перечня невостребованных, гражданину потребуется присутствовать на рассматриваемом собрании. Может возникнуть исключительная ситуация.
Она говорит о том, что имеют место нарушения относительно использования объектов природы на участке. Тогда территория под домом становится беднее.
Когда заявление рассмотрено, уполномоченный орган вправе принять несколько видов решений. В том числе, это признание всех наделов в перечне востребованными. Кроме того, может утверждаться список тех участков, которые не востребованы или утверждается перечень частично неиспользованной территории.
ВНИМАНИЕ . Для принятия решения потребуется провести процедуру голосования. Данный процесс производится бесплатно. В перечисленных ситуациях потребуется направить принятое решение сотрудникам земельного департамента. Эта организация решает вопрос относительно обращения в судебную инстанцию.
Стоит указать, что судьи часто признают наделы неиспользованными, после того, как рассматривают подобного рода заявления. Рассмотрению подлежит не только протокол собрания. Во внимание принимается заявление, написанное собственником невостребованной территории. Правомочием на участие в судебных прениях или оспаривание вынесенного решения, имеется у тех, кто обладает правомочиями собственности на участок. Кроме того, аналогичные права присущи гражданам, которые являются правопреемниками указанных лиц.
Что сделать, чтобы доля не была признана невостребованной
У собственников и их наследников есть возможность помещать процессу изъятия земель из муниципальной собственности. Для этого потребуется составить заявление. Оно направляется в земельные органы. Кроме того, акт может быть адресован общему собранию владельцев долей. При написании потребуется учесть несколько правил.
В том числе, написать заявление нужно на бумаге формата А4.
Изначально отражается наименование организации, в которую обращается гражданин. Также прописываются его данные и фиксируется наименование акта. Оно отражается как заявление. Затем прописывается, что земля используется. Помимо того, что это нужно написать, потребуется доказать наличие данного факта.
К числу доказательств относится то, что собственники соседних наделов дадут соответствующие показания. Также это может быть свидетельство, указывающее на наличие наследственных правомочий.
Подтвердить получится при помощи арендного соглашения или квитанции, указывающей на внесение земельного налога. В данном случае установлено ограничение по сроку – минимум 3 года.
Источник: jurists-online.ru