«. 1. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные , бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков. «
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Искусственный интеллект Наше будущее
«. Государственный (муниципальный) заказчик — государственные (муниципальные) органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. «
«Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках» (разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое «Государственные и муниципальные заказчики» в других словарях:
Дудка, Вячеслав — Бывший губернатор Тульской области Бывший губернатор Тульской области, занимал этот пост с апреля 2005 года по июль 2011 года. Ранее, в 1998 2005 годах, работал первым заместителем генерального конструктора и начальника ГУП Конструкторское бюро… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Открытый аукцион в электронной форме — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи. Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) открытый аукцион, проводимый в электронной форме на сайте (Электронной Торговой… … Википедия
МДС 11-1.99: Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство — Терминология МДС 11 1.99: Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство: государственный заказчик орган исполнительной власти (юридическое лицо), уполномоченный в установленном порядке для исполнения функций заказчика по… …
Тендер — (Tender) Определение тендера, участие в тендерах, строительные тендеры Информация об определении тендера, участие в тендерах, строительный тендер Содержание Содержание Некоторые из терминов Российское Механизмы проведения подрядных и анализ… … Энциклопедия инвестора
Технический заказчик в условиях цифровой трансформации
ИНВЕСТИЦИИ — (англ. investments) – 1) вложения денег для получения дохода, социального эффекта; 2) денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
заказчик — 4.9 заказчик (customer): Организация или лицо, получающие продукт или услугу. Примечание 1 Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. Примечание 2 Адаптировано из ИСО 9000:2005. Примечание 3 Другие термины,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ «Москва-Сити». Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.
Что считать государственным заказом?
Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип «источника средств».
При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ». Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Липецкой области). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.
Кто такие государственные заказчики?
Достаточно часто можно встретить термин «государственный заказчик». Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации.
Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.
Как размещается государственный заказ?
Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры (например, в 1999 году федеральными органами исполнительной власти было проведено более 6000 открытых торгов, по результатам которых заключено государственных контрактов на общую сумму более 56 млрд. руб.). Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).
Как связаны государственный заказ и государственные закупки?
Связь прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными.
В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).
Что такое государственные нужды?
Это еще один термин, обозначающий потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство (статья 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет государственные нужды как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования». Понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.
В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии.
В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ «Москва-Сити».
Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта. Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.
Это так называемый принцип «источника средств». При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки.
Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ». Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Липецкой области).
Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают. Достаточно часто можно встретить термин «государственный заказчик». Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа.
Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора.
На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги.
Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг. Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры (например, в 1999 году федеральными органами исполнительной власти было проведено более 6000 открытых торгов, по результатам которых заключено государственных контрактов на общую сумму более 56 млрд. руб.). Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).
Связь прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными.
В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс.
Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика). Это еще один термин, обозначающий потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство (статья 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет государственные нужды как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования». Понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.
Компания «Аукцион Центр» гарантированно поможет Вам стать участником престижного аукциона и выиграть его. Победить в торгах — это ответственная задача, которая под силу далеко не каждому. Специалисты нашей компании имеют большой опыт в этой сфере и знают все нюансы процедуры. Мы подскажем Вам, на какие моменты необходимо обратить внимание, поддержим на всех этапах аукциона, а также составим все необходимые документы на высоком профессиональном уровне.
Основным правовым актом в сфере организации электронных торгов является Федеральный закон №94. В нем указано, кто может быть муниципальным заказчиком, и на каких принципах реализуется контракт. В статье 4 говорится, что стать заказчиками имеют право местные органы власти, получатели средств местного бюджета и бюджетные учреждения (применительно к предложениям местных властей).
Что касается вопроса, кто может стать поставщиком муниципальных заказов, то на законодательном уровне это право доступно дано любой организации, сфера деятельности которой совпадает с предметом заказа.
Можно ли остановить муниципальный заказ?
Руководителей многих компаний волнует вопрос, как стать поставщиком муниципальных заказов . Для этого нужно подать заявку на участие в аукционе (о проведении аукциона появляется сообщение на соответствующем сайте) и представить определенные документы.
Гораздо сложнее в аукционе победить. Для достижения этой цели необходимо знать все особенности, которые во многом зависят от тех, кто является муниципальными заказчиками. Можно ли остановить муниципальный заказ? Ответ однозначный, нельзя. Поэтому перед тем, как подать заявку, компания должна быть уверена в своих силах.
Тем более, что требования к заказчику, объемы работ и цена контракта указывается при формировании заказа.
Дело в том, что за нарушение обязательств по контракту подрядчик попадает в «черный список». А это означает, что он больше никогда не будет иметь дело с государственным контрактом. Здесь, как и везде, имеет место проверенная структура — кто-то руководит дирекцией заказа, а кто-то наказывает нарушителей. К тому же, существует специальный реестр подрядчиков, доступный всем заказчикам.
Источник: www.blackbeard.ru
Подряд на выполнение работ для государственных нужд
Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).
Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципальный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.
Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ в отдельный вид договора подряда:
- основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
- подрядные работы, составляющие предмет государственного (муниципального) контракта , должны быть предназначены для удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей;
- оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муниципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
- в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как правило, от имени государства — Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреждения и т.д.);
- отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.
Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В. ).
Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд
Государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.
Общие положения о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.
Характерные особенности регламентации:
- Государственным (муниципальным) контрактом на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рассматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не урегулированы специальными правилами о государственном (муниципальном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специальными правилами о данном государственном (муниципальном) контракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
- Основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специальным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
- В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государственным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулированной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (к числу источников правового регулирования государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции; Закон о государственном оборонном заказе; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержденных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).
Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ
Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ
Предмет государственного (муниципального) контракта составляют
- подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей;
- действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.
Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ
Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются
- государственный (муниципальный) заказчик;
- подрядчик.
Ст. 764 ГК предусмотрено, что в роли государственного заказчика по государственному контракту могут выступать
- государственные органы (в том числе органы государственной власти),
- органы управления государственными внебюджетными фондами,
- казенные учреждения,
- иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с п. 3 ст. 764 ГК по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут быть
- органы местного самоуправления,
- иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Истинным государственным (муниципальным) заказчиком во всех случаях должно признаваться публично-правовое образование: Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.Вместе с тем публично-правовое образование в лице его компетентного органа в целях удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей в строительных и проектно-изыскательских работах может выбрать иную структуру договорных связей: оставив за собой роль инвестора, оно вправе делегировать часть своих функций заказчику (застройщику) на основе отдельного инвестиционного договора. Тогда последний заключает от своего имени с подрядчиком договор подряда на выполнение проекта и осуществление строительных работ.
Подрядчиком по государственному контракту в соответствии со ст. 764 ГК может выступать юридическое лицо или гражданин (последний должен иметь статус индивидуального предпринимателя). Вместе с тем законодательством о проведении торгов в целях размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд, а также правилами о заключении государственных
Государственный (муниципальный) контракт заключается на основе государственного (муниципального) заказа на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд.
Основной способ размещения государственных (муниципальных) заказов состоит в проведении открытых или закрытых торгов (конкурсов). В этом случае заключение государственного (муниципального) контракта с подрядчиком, объявленным победителем конкурса, для государственного (муниципального) заказчика является обязательным.
Специальным основанием заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд служит Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, который ежегодно формируется Министерством экономического развития РФ и подлежит утверждению Правительством РФ.
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта дифференцирован в зависимости от способа размещения государственного (муниципального) заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд.
При проведении торгов государственный (муниципальный) контракт с подрядчиком, победившим на торгах, должен быть заключен государственным (муниципальным) заказчиком не позже чем через 20 дней со дня проведения торгов. В противном случае подрядчик — победитель торгов вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении государственного (муниципального) заказчика к заключению контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных уклонением последнего от его заключения.
В случаях, когда государственный (муниципальный) контракт оформляется на основе доведенного до подрядчика и принятого им государственного (муниципального) заказа на выполнение подрядных работ , проект контракта сначала разрабатывается государственным (муниципальным) заказчиком и направляется подрядчику, который должен рассмотреть и подписать его в 30-дневный срок со дня его получения и возвратить один подписанный экземпляр государственному (муниципальному) заказчику. Если подрядчика не устраивают отдельные условия проекта контракта, он в тот же срок должен возвратить государственному (муниципальному) заказчику подписанный проект контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям.
В тот же 30-дневный срок подрядчик может уведомить государственного (муниципального) заказчика о своем отказе от заключения государственного (муниципального) контракта.Государственному (муниципальному) заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения полученного от подрядчика протокола разногласий к контракту. В течение указанного срока государственный (муниципальный) заказчик может сообщить подрядчику о принятии его редакции спорных условий либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному (муниципальному) контракту могут быть переданы контрагентом стороны, обязанной заключить контракт, в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного (муниципального) контракта.
Однако соблюдения формального порядка и сроков действий сторон по оформлению договорных отношений еще недостаточно для признания государственного (муниципального) контракта заключенным. Необходимо, чтобы сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям контракта (п. 1 ст. 432 ГК).
Для государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в ст. 766 ГК предусмотрен перечень его существенных условий, к которым отнесены следующие условия:
- об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы;
- о сроках ее начала и окончания;
- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
- о способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме того, в случаях, когда государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд, его условия определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем (п. 2 ст. 766 ГК).
Например, в силу п. 3 ст. 72 БК в государственный (муниципальный) контракт должно быть включено «обязательное условие» о выплате неустойки на случай нарушения исполнителем своих обязательств (впрочем, данное требование корреспондирует положению ст. 766 ГК о необходимости предусматривать в государственном (муниципальном) контракте условия о способах обеспечения исполнения обязательств сторон). Законом о поставках продукции предусмотрена возможность включения в государственный контракт условий, обеспечивающих контроль со стороны государственного заказчика (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика) за ходом работ, а также условий о консультативной и иной помощи подрядчику, оказываемой государственным заказчиком.
Поскольку предмет государственного (муниципального) контракта могут составить подрядные строительные работы и (или) проектные и изыскательские работы, при определении круга его существенных условий необходимо учитывать также правила, регулирующие соответственно договор строительного подряда и договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ с учетом общих положений о договоре подряда, применяемых к названным договорам.
Например, если государственным (муниципальным) контрактом предусматривается выполнение строительных работ, такой контракт обязательно должен включать условие о составе и содержании проектно-технической документации, а также о порядке и сроке ее подготовки (п. 2 ст. 743 ГК). Если же по государственному (муниципальному) контракту подлежат выполнению проектные и изыскательские работы, такой контракт не может обойтись без условий, конкретизирующих порядок и сроки передачи подрядчику задания на проектирование и иных исходных данных, необходимых для составления проектно-технической документации (ст. 759 ГК).
В силу отсутствия в ГК каких-либо специальных правил, регулирующих исполнение государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд, к соответствующим отношениям также подлежат применению нормы об исполнении сторонами обязательств, вытекающих соответственно из договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Не предусмотрены ГК и какие-либо специальные правила об ответственности государственного (муниципального) заказчика и подрядчика за нарушение государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Некоторые положения о такой ответственности содержатся в специальном законодательстве. Так, Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд предусмотрено, что в случае задержки аванса, а также оплаты выполненных работ и окончательного расчета с подрядчиком государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные убытки, включая затраты, выразившиеся в уплате процентной ставки по займам и кредитам.
При нарушении со стороны подрядчика предусмотренных государственным контрактом сроков ввода в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а равно отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование приостанавливаются, а с виновного подрядчика взыскивается неустойка (штраф) в размере 1/1000 части договорной стоимости за каждый день просрочки завершения строительства.
Изменение и прекращение государственного(муниципального) контракта на выполнение подрядных работ
В ст. 767ГК предусмотрено, что в случае уменьшения средств соответствующего бюджета (соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке), выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с вышеуказанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных законодательством оснований и с нарушением установленного порядка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изменению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.
Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (муниципального) контракта в части сроков проведения подрядных работ, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если подрядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.
В-третьих, приведенное правило включает в себя и определенное средство защиты законных интересов подрядчика в виде возможности возмещения за счет государственного (муниципального) заказчика убытков, причиненных изменением сроков производства подрядных работ.
Изменения государственного контракта, не связанные с уменьшением бюджетного финансирования подрядных работ, производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 767, ст. 450 ГК).
Расторжение государственного (муниципального) контракта допускается всеми известными способами:
Источник: jurkoms.ru